«Доспехи эпохи заката»: очень красивые, «золотые» и тяжелые!

5 821 66
«Доспехи эпохи заката»: очень красивые, «золотые» и тяжелые!
Место самых роскошных доспехов на планете: Дрезденская оружейная палата!


…и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою.
Книга Исхода, 39:3



— Итак, господин д'Артаньян, как вы и сами сказали, увидимся после кампании. Я буду следить за вами… Потому что я тоже буду там, — добавил кардинал, указывая д'Артаньяну на великолепные доспехи, которые ему предстояло надеть, — и, когда мы вернемся, тогда… ну, тогда мы сведем с вами счеты!
«Три мушкетера» А.Дюма. Пер. В.С. Вальдман, Д.Г.Лившиц и К.А.Ксаниной


Рассказы о доспехах и оружии. Сегодня у нас «материал исполнения обещаний». После предыдущих «рыцарских статей» у многих наших читателей появились вопросы и предложения относительно новых тем по рыцарскому вооружению. Упомянул доспех герцога Ришелье – «а нельзя ли его показать», о «золотых доспехах» было – расскажите подробнее. Ну и, конечно, хочется на всё это посмотреть. Потому что красиво. Потому что работали мастера своего дела, и смотреть на всё это просто приятно.

Итак, сегодня мы продолжаем рассказ о «доспехах заката». То есть эпохе крутых перемен буквально во всем: в мышлении, в технологиях, в военном деле. Старое еще живо. Оно рядом, цепляется за новое, громко кричит: «Я привычнее», и многие с этим соглашаются, но сама жизнь заставляет уже и думать по-иному, и поступать.

Вот и доспехи… В XVI веке они продолжают активно применяться и в коннице, и в пехоте, но специализируются, и те, что делаются на массового потребителя, качеством теперь уже не блещут, а вот толщина металла на них постепенно растет. В первой же половине XVII века кирасы кирасирских доспехов имеют уже спереди толщину около 8 мм в самых уязвимых местах. От противопульных экранов отказываются – две детали делать сложнее, нежели одну, но толстую.


На этом фото вы видите шлем коннетабля Франции Анну де Монморанси (1493–1567), — исторический артефакт, связанный с религиозными войнами во Франции XVI века и на нем хорошо видна приличных размеров пробоина от пули. Получена она была в битве при Дрё в 1562 году — одном из первых крупных сражений Первой гугенотской войны, а выпущена была выпущена рейтаром из пистолета. Металл забрала был пробит, но сам Монморанси остался жив, и погиб лишь спустя 5 лет — в 1567 году в битве при Сен-Дени, от мушкетной пули, которая попала ему в спину; после чего спустя два дня он скончался в Париже. Музей Армии, Париж

Есть интересное исследование металлургических свойств доспехов «Королевский арсенал в Гринвиче 1515-1649: история его технологий» Алана Вильямса и Энтони ван Рейка. Изучили они более 60 доспехов, подвергли их металлографическому анализу и… отметили падение качества металла во всех доспехах, и пехотных, и кавалерийских, независимо от того, насколько они украшены и их дороговизны. Качество упало и в Нюрнберге, и в Аугсбурге, то есть признанных центрах доспешного производства. Типичным металлом доспехов XVII в. является низкоуглеродистая сталь (0,2-0,3% углерода) или даже простое железо, и к тому же… с большим содержанием шлака. А чего вы хотели? Массовое производство оно такое: много колбасы — это колбаса с соей или крахмалом, а то и просто из пшеничной муки, и с доспехами было точно также. Ну а низкое качество металла стало одной из причин роста средней толщины доспехов и экспериментов с формами нагрудников, да и шлемов, конечно, для увеличения их пулестойкости.


Этот же шлем крупным планом. На горжете хорошо видна буква «М»

Но это был доспех боевой. В котором сражались. А вот что касается парадных доспехов, то тут со здравым смыслом было покончено уже раз и навсегда. Теперь для высшей знати доспехи превратились в одежду. И не более того. В роскошный костюм, вот только основой его являлась не ткань, а… железо. Ну а первые доспехи, сплошь покрытые золотом, были изготовлены кузнецами и ювелирами Европы еще в конце XV века, то есть на самой заре Нового Времени. В те времена золотые доспехи были крайне непрактичными и очень дорогими в изготовлении. Ведь покрывали их золотом кузнечным способом, то есть натирая ртутной амальгамой и нагревая потом в печи.

Но… Их делали, несмотря ни на что. Во-первых, это указывало на богатство владельца. Во-вторых, военачальник в золоченых доспехах выделялся на поле боя, не говоря уже о том, что это вдохновляло простых рыцарей. В-третьих, такие золотые доспехи не были подвержены ржавчине и поэтому не обесценивались. И понятно, что их берегли, часто не надевали, вот и стали называть их «турнирными» и «парадными». Сначала поверхность их была гладкой. Но затем доспехи начали украшать чеканкой, гравировкой, накладными узорами, и всё это обильно покрывалось золотом, ну или, в крайнем случае, серебром.

Ну и какие же из этих самых «золотых доспехов» можно сегодня считать самыми роскошными и впечатляющими? Пожалуй, это так называемый «Золотой доспех» (или «Доспех Геракла»), изготовленный для шведского короля Эрика XIV (1533–1577). Эрик XIV, вероятно, заказал их к своей свадьбе с английской королевой Елизаветой I. Но… Бог свое, черт – свое! Брак короля с Елизаветой так и не состоялся, да и доспех к королю тоже не попал, потому что мастер Либартс, который их изготовил, был схвачен в Дании по приказу датского короля Фридриха II во время доставки этого и ещё одного доспеха к шведскому двору, поскольку в это время Швеция и Дания находились в состоянии войны. Причем подчеркнем, что король Эрик при этом лишился не одного, а сразу двух доспехов, и о том, какой из них богаче, специалисты спорят до сих пор. Хотя тут особо и спорить нечего, потому что бард (конская броня) первого доспеха смотрится куда богаче, чем у второго.


«Золотой доспех» Эрика XIV. Дрезденская оружейная палата. Фотография автора

А дальше было так, что спустя 40 лет доспехи были выставлены на продажу. При содействии и посредничестве нюрнбергского ювелира Генриха Кнопфа комплект первых доспехов был продан Кристиану II Саксонскому за 8800 гульденов (при этом второй доспех шел в нагрузку!), что равнялось… более 100 килограммам серебра. Ну а сегодня оба этих доспеха курфюрста Кристиана II Саксонского (1583–1611) представлены в Оружейной палате Дрездена (Rüstkammer).

Впрочем, и сам Кристиан II нимало не уступал королю Эрику в своих притязаниях иметь прекрасные доспехи. И заказал просто шикарный гарнитур у мастера из Аугсбурга Дезидериуса Кольманна. Также в коллекции музея имеется и рапира Кристиана II (1606). Увидеть их просто: приезжаешь в Дрезден, идешь в Дрезденскую картинную галерею, только в нее нужно при входе в ворота сворачивать направо, а вот если просто идти дальше во двор и, свернув налево, пройти еще через маленький дворик, то там как раз и будет вход как в «Зеленые своды» (музей всяких драгоценных диковинок), так и в Оружейную палату.

К этому же доспеху была и рапира, вот только она оказалась в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Зато вторая рапира ко второму доспеху находится там, где ей и положено быть, а именно у его доспеха в руке! Первый доспех как самый полный настолько прекрасен, что, пожалуй, заслуживает отдельной статьи. А вот второй имеет лишь шаффрон, но сам по себе ничуть не уступает первому. Железа на нем практически не видно. Всю его поверхность покрывают наложенные на него чеканные детали из позолоченного медного сплава, и они настолько прихотливы, что создают впечатление одной сплошной драгоценной «вязи».


Парадный доспешный гарнитур Кристиана II. Изготовил его Дезидериус Кольманн из Аугсбурга в 1599. Дрезденская оружейная палата. Фотография автора


Этот же доспех. Вид слева. Конский доспех этого гарнитура явным образом уступает «Доспеху Геракла»


Трудно себе даже представить, что это все металл!


Вид сзади


Вторая такая же рапира находится в Метропролитен-музее, и о ней мы как-нибудь расскажем более подробно…


Потрясающий по роскоши отделки шлем к доспеху Кристиана II…


Интересно, что, не получив эти доспехи, Эрик XIV не угомонился и… заказал себе еще один парадный доспех вместе с круглым щитом. Находится он в Королевской оружейной палате – Ливрусткаммарен, музее в Королевском дворце Стокгольма. Но о нем здесь, на «ВО», уже была очень подробная статья «Национальные доспехи» Эрика XIV, добавить к которой нам сегодня просто нечего…


Этот же доспех крупным планом вместе со щитом…

Ну а теперь обратимся к дошедшим до нашего времени доспехам кардинала Армана Жана дю Плесси, герцога де Ришелье (1585–1642). Помнится, что когда я читал этот роман в детстве, меня всегда удивлял приведенный здесь в качестве эпиграфа отрывок. Какие доспехи? Когда в кинофильме 1962 года никаких доспехов не было и в помине, а в «Железной маске», вышедшей на наши экраны несколько позже, кирасы и шлемы были только у ночной городской стражи. Но, как оказалось, доспехи в то время представители знати еще носили, в том числе и кардинал Ришелье.


Иллюстрация из романа. Художник М. Лелуара

Вот некоторые характеристики этого доспеха:

• изготовлен во Франции примерно в 1630 году;
• относится к классу трёхчетвертных, то есть не имеет защиты голеней и стоп;
• размеры: высота — 1610 мм (на каркасе — 1860 мм), ширина — 870 мм, максимальная глубина (на корпусе) — 500 мм;
• вес — 47,9 кг (по другим источникам, 47,7 кг).


Вот этот доспех в музее Армии в Париже. Фотография автора


Этот же доспех. Музей Армии, Париж

Доспех богато украшен позолоченным античным растительным орнаментом. Между лопаток выгравированы римский офицер и два ангела. Также присутствуют трофеи, относящиеся как к эпохе античности, так и к более позднему времени. На доспехе есть инициалы герцога Ришелье: буква «R», связанная с двумя «А» в перевёрнутом виде. Если судить по его исключительной массе, то кираса и шлем должны иметь толщину около 4-5 мм, и это как минимум. Считается, что именно в них кардинал Ришелье командовал знаменитой осадой Ла-Рошели (она длилась с 1627 по 1628 год, то есть доспехи должны были быть сделаны раньше!).


Вид сзади


Кираса. Вид сзади крупным планом



Шлем и горжет. Вид спереди. Смотровые щели стали явно большего размера, чем у копейных доспехов


Отверстия для дыхания теперь стали делать с обеих сторон забрала. Односторонние отверстия с правой стороны теперь потеряли всякий смысл!

Интересно, что доспех короля Людовика XIII, также относящийся к трехчетвертным доспехам, весил всего… 20,78 кг. То есть металл на нем был фактически в два раза тоньше!
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 февраля 2026 05:19
    Доспехи на тёмном фоне хорошо смотрятся. good А то этот заговор музеев против фото ( темнота, бликующее стекло, запрет на фото и тп) порядком надоел angry
    А где Дрезденская коллекция хранилась во время войны? В катакомбах? Или её после собрали?
    1. +8
      21 февраля 2026 06:07
      Цитата: тлауикол
      где Дрезденская коллекция хранилась во время войны?

      Наиболее ценные экспонаты, в том числе часть сокровищ музея «Зеленые своды», разместили в казематах крепости Кёнигштейн.
      Из‑за полного разрушения Цвингера в Дрездене не было условий для хранения экспонатов, поэтому их перевезли в Ленинград:основная часть коллекции хранилась в Артиллерийском музее Красной Армии;самые ценные предметы разместили в Эрмитаже.
      В 1958 году собрание оружия саксонских курфюрстов вернули в Дрезден, а в 1959 году его выставили в Цвингере.
      1. +21
        21 февраля 2026 06:20
        «Впервые в истории страна, вышедшая из войны победителем, возвратила побежденной стране произведения искусства, попавшие в ее руки»,
        Так было оценено мировым сообществом беспрецедентное решение советского правительства. Я вместе с мировым сообществом тоже в шоке от этого решения..
        1. Комментарий был удален.
      2. +4
        21 февраля 2026 07:04
        Наиболее ценные экспонаты, в том числе часть сокровищ музея «Зеленые своды», разместили в казематах крепости Кёнигштейн.
        Причем эвакуировать коллекцию начали в 1942 году. Нашлись умные люди...
      3. +5
        21 февраля 2026 09:40
        Не совсем так. Основная часть полотен Дрезденки была немцами спрятана в штольнях. Сокровища были обнаружены и спасены советской группой под руководством младшего лейтенанта Л. Рабиновича.
        1. +5
          21 февраля 2026 10:21
          Цитата: Сергей Валов
          Сокровища были обнаружены и спасены советской группой под руководством младшего лейтенанта Л. Рабиновича.

          Мой отчим за участие в поисках получил от маршала Рокоссовского в награду две картины из запасников Дрезденки...
      4. +3
        21 февраля 2026 09:43
        “В 1958 году собрание оружия саксонских курфюрстов вернули в Дрезден” - все так, но в 1955 г. в Пушкинском музее в Москве состоялась огромная выставка шедевров Дрезденки.
        1. +2
          21 февраля 2026 10:20
          Цитата: Сергей Валов
          в 1955 г. в Пушкинском музее в Москве состоялась огромная выставка шедевров Дрезденки.

          Картины!
      5. +3
        21 февраля 2026 11:50
        Ленинград: основная часть коллекции хранилась в Артиллерийском музее Красной Армии
        - строго говоря в советское время этот музей назывался иначе.
        29 августа 1703 г. на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный Цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий. Туда доставлялись на хранение отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность.
        Открытию Цейхгауза предшествовал сбор ценных экспонатов — «достопамятных» и «курьезных» орудий.
        Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», затем — Артиллерийским музеем (АМ), а с 1903 г. — Артиллерийским историческим музеем (АИМ).
        В советское время Артиллерийский исторический музей принял фонды Центрального исторического военно-инженерного музея (1963 г.). В 1965 г. в состав Артиллерийского исторического музея вошел Военный музей связи. С тех пор музей стал именоваться Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).
  2. +6
    21 февраля 2026 07:37
    Потрясающий по роскоши отделки шлем к доспеху Кристиана II

    как будто взбитыми сливками оббрызган... цыганщина, сказали бы сегодня, но, как видим, во все времена бывало, не говорю уже о мертвом весе таких накладок, не для того сделаны :)

    более 100 килограммам серебра

    дык свои собственные серебряные рудники были, а для себя-любимого ничего не жалко :)
    на том и стояли саксонские курфюрсты

    очередное спасибо за "галерею" ! впечатляет...
    1. +4
      21 февраля 2026 09:16
      Цитата: Rodez
      очередное спасибо за "галерею" ! впечатляет...

      Вас ждет не менее впечатляющее продолжение. Уже на модерации...
      1. +1
        21 февраля 2026 19:34
        Предвкушаю,, что будет так же ярким. Вячеслав Олегович, Вы, умеете " подать блюдо"
        1. +1
          21 февраля 2026 20:46
          Цитата: lisikat2
          Вы, умеете " подать блюдо"

          Просто, уважаемая Катенька, я очень давно занимаюсь этой темой, просто очень давно. И у меня скопилось много знаний, просто на "автопилоте" и много красивых фотографий. Целый архив фоток из Императорского арсенала в Вене, Музея армии в Париже... Арсенала Дворца дожей в Венеции... Количество информации со временем переходит в качество. Только и всего. Вот сейчас я работаю над очередной книгой. Не о рыцарях... Но когда я прикинул, сколько лет я к ней шел, оказалось, что с 1982 года. Примерно также вот и с рыцарями дело обстоит.
          1. 0
            22 февраля 2026 15:38
            "количество переходит в качество" как бы я хотела, посмотреть Ваши архивы
            1. +1
              22 февраля 2026 16:47
              Цитата: lisikat2
              посмотреть Ваши архивы

              Да, это интересно было бы. Но тут есть несколько забавных моментов. Многие фото имеют только номера и указания на музей, где на его сайте есть нужная мне информация. Или указано просто МЕТТ. и что Вам это скажет? Мне, что это Метрополитен-музей... То есть очень многие фото Вам не скажут ничего. А тексты... 80% из них на английском и немецком, есть на японском и французском. Без гугла переводчика в них разбираться сложно, особенно если это японские тексты. Так что опять же... око видит... но чтобы получить информацию надо работать опять же и работать...Перекладывать все на тарелочку с голубой каемочкой мне просто некогда.
              1. -1
                22 февраля 2026 16:53
                Вы, меня, хорошо"умыли".
                Я, думала:пачки фотографий. Смотришь на фотографию и текст соченяешь
                1. +1
                  22 февраля 2026 17:27
                  Цитата: lisikat2
                  пачки фотографий.

                  Нет. Все на флешках. Смотришь на одну влешку - ряды фоток. На другой - файлы с текстами. Номер фото совпадает с номером файла текста. 1А, 12б, 47э... И -да смотришь на фото, читаешь текст и сочиняешь. Потом запускаешь в Антиплагиат. Если 84-90-92-100 - берешь. Если меньше 84% - переписываешь до тех пор, пока не станет... 90-100. Это сложная работа...
  3. +4
    21 февраля 2026 07:40
    У каждого поколения - свои игрушки. Хорошо, когда они до нашего времени сквозь века доходят.
  4. +5
    21 февраля 2026 07:43
    На этом фото вы видите шлем коннетабля Франции Анну де Монморанси (1493–1567)
    Заметьте, коллеги, смертельное ранение герцог получил в возрасте 74 лет. То есть, дедушка нацепил на себя килограммов 30 железа, сел на коня и бодренько поскакал на войну!
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +2
      21 февраля 2026 08:53
      Заметьте, коллеги, смертельное ранение герцог получил в возрасте 74 лет.
      К вопросу о поднятии пенсионного возраста в РФ. laughing
      1. +2
        21 февраля 2026 09:00
        Типа того.
        Привет, Сергей!
        1. +2
          21 февраля 2026 09:25
          Привет, Сергей!
          Утро доброе Антон!Планирую *выход на заслуженный отдых* на июнь.Получится-не получится,пока не ведаю,но?Надеюсь. bully
    2. +5
      21 февраля 2026 09:14
      Самое интересное, что и сейчас есть подобные дедушки, воспитанные в полевых условиях. За которыми не всякий молодой угонится.
      1. +3
        21 февраля 2026 09:24
        воспитанные в полевых условиях
        Скажем, так, условия воспитания у будущего герцога были достаточно тепличные. Он воспитывался вместе с дофином.
        1. +4
          21 февраля 2026 10:21
          Возможность роста в комфорте далеко не всегда равнозначен тепличным условиям.

          Характер, позволяющий управлять и людьми, и собой выковывается.
        2. +3
          21 февраля 2026 10:28
          Цитата: 3x3zsave
          были достаточно тепличные.

          Ну, у моей внучки тоже были тепличные условия воспитания, но верхом она сидит отлично. И ездит только так! Конечно и конь у нее был не арабский скакун. Но для городской девушки все очень даже неплохо.
          1. +3
            21 февраля 2026 11:05
            Нисколько не умаляя талантов Златы, хочу заметить, что нынче навыки верховой езды как раз показатель тепличности условий воспитания, а не жизненная необходимость.
            1. +1
              21 февраля 2026 11:06
              Цитата: 3x3zsave
              как раз показатель тепличности условий воспитания

              Нельзя быть таким умным, Антон, нельзя!
              1. +3
                21 февраля 2026 11:30
                "- Никак не пойму, Мишка, хитрый ты али умный?
                - Хитрый, матушка, хитрый."
                (Х/ф "Михайло Ломоносов")
            2. +2
              21 февраля 2026 11:45
              Интересно, что сейчас жизненная необходимость?

              Неприхотливость? Способность усваивать любую пищу?

              Люди золота жаждут,
              Чтоб его тратили.
              Вечно в мире суровом
              Бродят старатели,
              Кострами небо грея
              1. +4
                21 февраля 2026 11:59
                Интересно, что сейчас жизненная необходимость?
                Переходить улицу на зеленый свет.
                1. +2
                  21 февраля 2026 17:09
                  Вызвало в памяти текст песни, которую приведу полностью.

                  Он сегодня дома, он сегодня один.
                  Он немного болен, немного устал.
                  Сам себе трубадур, сам себе господин.
                  Он коньяк с кагором зачем-то смешал.

                  А за окном темно, смотрит в форточку ночь:
                  «И с какой это радости парень напился...»
                  А ему, бедняге, уж ничем не помочь,
                  Он устал быть тем, кем сегодня родился.

                  Он забыл, как люди включают на кухне газ,
                  И чужую боль заглушил цитрамоном.
                  Он глядит на стены и видит родной Прованс,
                  Где когда-то он звался графом Раймоном..

                  Он вернулся на землю сквозь дни и года,
                  Семь столетий назад безвозвратно ушедший.
                  Вспоминает об этом Раймон иногда,
                  А друзья говорят про него – сумасшедший.

                  И снова битва идет для него каждый день,
                  Только ныне масштаб поражений неравен
                  От былого осталась лишь зыбкая тень –
                  Там Тулуза сдана, здесь завален экзамен…

                  И Раймон Седьмой допивает остывший чай,
                  И снимает морфином незримые узы.
                  И идет по утру он молитвы свои читать
                  А католический храм альбигойской Тулузы.

                  Возвращаясь назад, он неспешно идет,
                  Игнорируя огненный глаз светофора,
                  Ибо знает, что знамя его упадет,
                  И растопчут его крестоносцы Монфора.

                  И отбывает он вновь в летний свой карантен,
                  Заблудившись в сети бесконечных тропинок,
                  Ищет отдыха в россыпях телеантенн,
                  Веря в грустную ложь разноцветных картинок.

                  И Раймон Седьмой печально глядит в экран,
                  Заполняя времени стертые лузы
                  И болят на погоду призраки старых ран,
                  Что получены им на полях под Тулузой
                  1. +1
                    21 февраля 2026 17:43
                    Красивое стихотворение, мне понравилось. Спасибо!
                    1. +1
                      21 февраля 2026 18:00
                      Так и представлял, что у тебя отзовется. В деталях.

                      У Котовской есть красивые тексты. И историю она знает и чувствует.
                      1. +1
                        21 февраля 2026 18:12
                        И историю она знает и чувствует.
                        Ну, тут бы я поспорил.
                        И растопчут его крестоносцы Монфора.
                        На самом деле Раймунды очень нехило настучали по репе Монфорам. В случае со старшим, Симоном - буквально.
                      2. +1
                        21 февраля 2026 19:21
                        Здесь точно судить не могу.

                        Иначе получится тезис:
                        — Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы
              2. 0
                21 февраля 2026 11:59
                Интересно, что сейчас жизненная необходимость?
                Критерии весьма и весьма изменчивы,но база прежняя.Еда,чистый воздух(относительно конечно,но? laughing ),здоровье.А так?До бесконечности,запросы зависят от количества денежных знаков.Утро доброе Сергей! hi
                1. +1
                  21 февраля 2026 16:16
                  Привет, Сережа!

                  Базовые потребности не отменить.
    3. +3
      21 февраля 2026 09:15
      Цитата: 3x3zsave
      смертельное ранение герцог получил в возрасте 74 лет.

      Да, были люди в наше время...
    4. +1
      21 февраля 2026 19:43
      "30 килограммов железа" в 74 года! Какой силы был дедушка. В его возрасте, еденицы, смогут столько железа таскать
      1. +2
        21 февраля 2026 20:53
        Цитата: lisikat2
        В его возрасте,

        Уважаемая Катенька! В Интернете должно быть фото, где я в 70 лет выступаю перед школьниками в библиотеке им.Салтыкова-Щедрина в Пензе в кольчуге. Надел ее на себя, потому, что в сумке нести было тяжело. Весили она 16 кг. Уверен, что если бы на меня навесили еще 14, я бы все равно справился, хотя наверное бы и устал в итоге. Но это без тренировки. А представьте себе, если бы я таскался в кольчуге и латах с 7 лет? Кстати, полные рыцарские латы я тоже надевал. 28 кг. Первые несколько минут не мог сдвинуться с места и руку поднять. Через 30 минут уже в них ходил... Так что это дело всего лишь тренированности и привычки. На Вас кольчугу надень.... Вы бы запросто без тренировки проходили бы в ней 2-4 часа. Набили бы на коленках синяки, да, но проходили бы!
        1. +1
          21 февраля 2026 21:14
          Цитата: kalibr
          в кольчуге. Надел ее на себя, потому, что в сумке нести было тяжело. Весили она 16 кг

          есть у меня "коротка кольчужка"@, как футболка, по пояс и с коротким (до локтя) рукавом, на охоту с луком надеваю (ружьишко уже давно отставил), она 7,5-8 кг весит и совершенно не заметна в носке !.. так что охотно верю, кольчуга по колено и с длинным рукавом как раз 15-16 кг и будет

          п.с. вот латы не пробовал, хотя "поклонников" много, хороший комплект (новодел, естественно), если "припечет", около 2-3 тыс. стоит, т.е. доступен для реальных любителей
        2. 0
          22 февраля 2026 15:31
          Вячеслав Олегович, мне, как-то в лосинах комыортнее😀
          1. +1
            22 февраля 2026 16:42
            Цитата: lisikat2
            как-то в лосинах комыортнее

            Но вы бы и прекрасно смотрелись в кольчужных чулках-шоссах, особенно из мелких стальных колечек, блестящих словно рыбья чешуя!
            1. 0
              22 февраля 2026 16:46
              Не приходилось примерять, чтоб оценить 😀
              1. +1
                22 февраля 2026 16:48
                Цитата: lisikat2
                Не приходилось примерять, чтоб оценить

                Уверен, так как, видел такие перчатки... Мечта!
                1. +1
                  22 февраля 2026 17:03
                  Не доводилось видеть.
                  В кино, видела стальные перчатки,
                  В фильме :"Айвенго", когда бургундский посол, бросил её под ноги короля
                  1. +1
                    22 февраля 2026 17:29
                    Цитата: lisikat2
                    стальные перчатки

                    Сейчас как раз пишу про них материал. Могу научить, как заказать их в Индии. И не очень-то и дорого. Как раз об этом и статья будет...
  5. +3
    21 февраля 2026 16:27
    Очень жаль, что мне не удалось увидеть эти доспехи вживую. В Дрездене были проездом и максимум, что успели, это минут 20 прогуляться по дворику Дрезденской галереи. Увы. Да и не знал тогда о столь интересном мне содержимом.
    Но если судить по фото (Автору большое спасибо за количество и качество), то Парадный доспешный гарнитур Кристиана II... Мммм... Толи у меня со вкусом не все в порядке, то ли У Кристиана. Первое впечатление - реквизит для ужастика. Второе - кич. Впрочем, отдаю себе отчет в том, что в реале это все воспринимается иначе, тем более в ту эпоху. До голливудских киноподелок.
    Да собственно и сейчас нередки любители всякого рода гравировок на оружии.
    1. +2
      21 февраля 2026 17:57
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      В Дрездене были проездом и максимум, что успели, это минут 20 прогуляться по дворику Дрезденской галереи

      обычно "зеленые своды" и "оружейная камера" находились не в цвингере, а в замке и они там были, пока в замке ремонт шел (с 59-го), в 12-м же назад переехали
    2. +1
      21 февраля 2026 18:35
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      минут 20 прогуляться по дворику Дрезденской галереи.

      Ох, вспоминаю тот день, когда туда попал... Мои "девушки" - жена, дочь и внучка, пошли в галерею, а я... в оружейку. Тут меня и прихватил приступ...Правда, с красной карточкой европейского журналиста попал туда бесплатно, фотографирую хожу, а сам глотаю пилюли.Нашел русскоговоряющую даму из охраны, она мне включила свет на максимум, стала помогать со съемкой - выгонять посетителей из кадров. Мобильный мой сел, не могу связаться с женой, времени не знаю. Опоздать боюсь. Выбежал из оружейки, забежал в галерею, нашел их, объяснил, подзарядил аккумулятор фотоаппарата. Сижу на лавке во дворе, думаю, что будет, если будет хуже? Опять пошел в оружейку, а потом опять во двор -ловить "девушек". Ловим друг друга, и как поймали...потащили они меня смотреть форфор. А там тоже надо снимать, и мы там снимали уже втроем. А потом пришло время идти на обед в ресторан. И там я как вины выпил, так все со мной и прошло! Сели в автобус и поехали в Майсен. Все плошли на фабрику фарфора, а мы отделились и пошли по городу - в музей, поговорили с директором, а он учился в Ленинграде, по-русски говорит. Много чего нам рассказал. Пошли в замок, посмотрел мост, где Плейшнер шел из 17-ти... потом эффигии, виноградники, пили вино в частной винодельне и за двадцать минут до рандеву с остальными оказались на площади у таверны. Есть охота... Сделал заказ, говорю через 10 минут, чтобы все было. И... все принесли. Напились отличного пива, наелись жареного сыра и сосисок, и минута в минуту погрузились в автобус.Потом долго ехали в отель и сразу повалились спать...
      1. +1
        22 февраля 2026 18:32
        посмотрел мост, где Плейшнер шел из 17-ти...
        Это точно?Дело в том,что в Дрездене съёмки фильма НЕ производились.На территории ГДР в фильм попал лишь Берлин и то,совсем чуть-чуть. bully
        1. +1
          22 февраля 2026 18:34
          Цитата: АрхиФил
          в Дрездене съёмки фильма НЕ производились.

          Не в Дрездене. Ну почему Вы все читаете через "раз". В Майсене этот мост, в Майсене и Плейшнер по нему идет якобы по Швейцарии на конспиративную квартиру, где и погибнет...
          1. +1
            22 февраля 2026 18:46
            Ну почему Вы все читаете через "раз"
            А что это меняет?Повторюсь,но съёмки в ГДР производились только в Берлине.Есть некая разница,не так ли?Швейцария это Грузия и Прибалтика,в частности-Рига,немного Москвы.
            1. +1
              22 февраля 2026 19:05
              Цитата: АрхиФил
              А что это меняет?Повторюсь,но съёмки в ГДР производились только в Берлине.Есть некая разница,не так ли?Швейцария это Грузия и Прибалтика,в частности-Рига,немного Москвы.

              Меняет то, что мост по которому Плейшнер идет на смерть он в Майсене. Значит эту сцену снимали там. Мне об этом сказал из директор музея, а потом я и сам посмотрел и увидел, что -да -мост тот самый.
              1. +2
                22 февраля 2026 19:18
                что -да -мост тот самый.
                Я был не прав!Виноват,сожалею.Извините!
                1. +2
                  22 февраля 2026 19:19
                  Цитата: АрхиФил
                  .Извините!

                  Чего тут извиняться - ерунда. Просто внимательнее предыдущему комментатору надо было читать. Не нашел я фото с этого же ракурса, а то сразу было бы все видно. Давно я там был, подрастерялись фотки по разным флешкам.
            2. +1
              22 февраля 2026 19:16
              Цитата: АрхиФил
              Повторюсь,но съёмки в ГДР производились только в Берлине.

              Откуда такая безапеляционность? Не верите мне спросити Алису. "Мост Шлоссбрюкке (Schloßbrücke) в Майсене (Саксония, Германия) — место съёмок сцены из фильма «Семнадцать мгновений весны», где профессор Плейшнер идёт на встречу в Швейцарии". Вон он этот маст. Кадр из фильма. А вот фото моста с другой стороны...
    3. +1
      21 февраля 2026 19:51
      "доспешный гарнитур", а как Вам"золотоц доспехи Эрика14"?
      В детстве,, смотрела какой то фильм, кажется, "Дарт Вейдер"? И там были ящеры. Смотрела с удовольствием, аа ночью кошмары мучили
      1. 0
        22 февраля 2026 18:37
        Цитата: lisikat2
        ночью кошмары мучили

        Как давно я не видел ни одного кошмара... Самый последний, помнится, был о том, что меня опять посылают учительствовать в деревню. А так я все больше приключенческие сны вижу. Полмира в них объехал в разные эпохи. Недавно вот ярлом был у викингов...
  6. 0
    21 февраля 2026 18:24
    заказал себе еще один парадный доспех вместе с круглым щитом
    Щит-то ему зачем?!
    1. +1
      21 февраля 2026 20:54
      Цитата: bk0010
      Щит-то ему зачем?!

      Для ПАРАДА!
  7. +3
    21 февраля 2026 19:12
    Друзья, Вячев Олегович, всем желаю здоровья.
    Друзья, не знаю как вам, а мне не понравился "доспехи Геракла *:, который, с рапирой, похож на ящера.
    Когда - то смотрела какой-то фильм. Кажется, про Дарт Вейдера. Сразу, он понравился, а ночью кошмары мучил.
    Да, они красивые, и узор замысловатый, но какой-то аляпистый?.
    Возможно, такой узор пожелал заказчик, в таком случае у него нет вкуса
    1. 0
      21 февраля 2026 19:53
      Влад 2,совершенно с Вами согласна :вкусом тут и не " пахнет"
  8. +2
    21 февраля 2026 19:29
    "был схвачен в Дании" Вячеслав Олегович, Вы, не знаете, что с ним. Стало?
    1. +1
      21 февраля 2026 20:55
      Цитата: vladcub
      Вы, не знаете, что с ним.

      С Либартсом? Да отпустили его! Мастер же был от бога. Таких даже монархи безбашенные и то ценили.