В Британии решили заменить российский титан переработанным вторсырьем

5 900 44
В Британии решили заменить российский титан переработанным вторсырьем

Британская компания QinetiQ наладила производство вертолетов с использованием комплектующих, изготовленных при помощи 3D-печати из переработанного титана.

Как сообщает портал NextGenDefense, титан был извлечен из списанной машины, переработан и использован для изготовления шарнира, который крепит штангу для сбора аэронавигационных данных к вертолету A109. Добытый из списанной техники металл был переработан в порошок и впоследствии использован для 3D-печати новых комплектующих.



Утверждается, что разработанный британской компанией метод переработки эффективен на 97 процентов, сокращает количество отходов и дает возможность обеспечить производителей вооружений такими дорогостоящими материалами, как титан. Помимо повышения эффективности, этот процесс также сокращает выбросы углекислого газа более чем на 94 процента по сравнению с традиционными способами производства.

Поскольку титан благодаря своей устойчивости к коррозии чрезвычайно важен для производства военной техники, в условиях сокращения объемов поставок из России и Китая переработка списанных деталей остается едва ли не единственным способом обеспечить ВПК этим ценным сырьем. Предполагается, что таким образом Британия может снизить зависимость от импорта, создав внутреннюю цепочку поставок с использованием процесса переработки дефицитных металлов, добытых из списанной техники. Как известно, титан незаменим в авиационной промышленности благодаря соотношению прочности к весу, коррозионной стойкости и стабильности при высоких температурах.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 февраля 2026 11:24
    В Британии решили заменить российский титан переработанным вторсырьем

    А чего там...В одной ванне моются всей семьёй, в раковине умываются не все, некоторые пользуются водой из унитаза (там же мыло из вторичного серья)...
  2. ❝ В условиях сокращения объёмов поставок из России и Китая переработка списанных деталей остается едва ли не единственным способом обеспечить ВПК этим ценным сырьем ❞ —

    — Значит, списывать надо побольше и почаще ...
    1. +3
      19 февраля 2026 11:30
      И все, что под руку попадется.... Покупай по новой....wink
  3. -5
    19 февраля 2026 11:29
    в условиях сокращения объемов поставок из России и Китая
    Автору, к сожалению Россия не входит в лидеры по производству титана.
    Россия — располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана, но вклад страны в мировое производство концентратов титана — всего 0,03%.

    Страны-лидеры
    По данным на 2024 год, некоторые страны, которые производят титан:
    Китай — 3,3 млн тонн минеральных концентратов;
    Мозамбик — 1,9 млн тонн минеральных концентратов;
    Южная Африка — 1,4 млн тонн минеральных концентратов;
    Австралия — 600 тыс. тонн минеральных концентратов;
    Норвегия — 360 тыс. тонн минеральных концентратов.

    1. +7
      19 февраля 2026 11:56
      У Ависмы четверть рынка изделий из титана. Просто добыть его мало.
      1. -1
        19 февраля 2026 13:04
        У Ависмы четверть рынка изделий из титана. Просто добыть его мало.
        И, что из этого следует? 25%, это хорошо, но это не монополия. Потребитель титана, спокойно может обойтись если будет работать на изделиях от трёх оставшихся, ну худой конец на двух поставщиках. И преимущество всегда за конечным покупателем, а не за поставщиком сырья или полуфабрикатов.
        1. +2
          19 февраля 2026 13:08
          Цитата: Gomunkul
          25%, это хорошо, но это не монополия

          Это "блокирующий пакет". Шутка, с долей шутки, как всегда.

          Цитата: Gomunkul
          Потребитель титана, спокойно может обойтись если будет работать на изделиях от трёх оставшихся, ну худой конец на двух поставщиках

          Попробуйте вдвое урезать свой суточный рацион, платя при этом за продукты двойную цену - получите внятное представление о вами предложенном. Через пару месяцев после начала эксперимента расскажете, понравилось ли оно вам.
          1. -1
            19 февраля 2026 13:11
            Попробуйте вдвое урезать свой суточный рацион, платя при этом за продукты двойную цену - получите внятное представление о вами предложенном.
            Если нет монополии, то любой потребитель будет развивать альтернативных поставщиков, цель создать конкуренцию выторговывая себе более приемлемые условия.
            1. +5
              19 февраля 2026 13:15
              Цитата: Gomunkul
              Если нет монополии, то любой потребитель будет развивать альтернативных поставщиков

              Несомненно. Как и то, что свободного титана на рынке нет - никто не работает "на склад". Поэтому "блокирующий пакет" Ависмы - вполне себе рабочий инструмент для вразумления неразумных

              И да, речь о металле и изделиях из него, а вовсе не о "минеральных концентратах", ваш довод немного не в кассу wink
              1. -1
                19 февраля 2026 13:19
                И да, речь о металле и изделиях из него, а вовсе не о "минеральных концентратах", ваш довод немного не в кассу
                Мой довод к тому, что если припрёт, то любой потребитель начинает действовать. В статье как раз и говорится об этом. О переходе от прямых закупок изделий к переработки вторсырья в готовые изделия.
                «Жить захочешь — не так раскорячишься»
                yes
                1. +3
                  19 февраля 2026 13:25
                  Цитата: Gomunkul
                  В статье как раз и говорится об этом

                  Да, спасибо, я помню:

                  титан был извлечен из списанной машины, переработан и использован для изготовления шарнира, который крепит штангу для сбора аэронавигационных данных к вертолету A109. Добытый из списанной техники металл был переработан в порошок и впоследствии использован для 3D-печати новых комплектующих

                  D&G. Дорого и глупо, в переводе. И да - деталь не самая ответственная, пусть лопатку двигателя так напечатают, тогда будет тема для разговора.

                  Цитата: Gomunkul
                  Жить захочешь — не так раскорячишься

                  Да пусть себе развлекаются, коль денех много laughing
                  1. 0
                    19 февраля 2026 13:30
                    Да пусть себе развлекаются, коль денех много
                    Согласен, кто же им может запретить. Я лишь выше показал, что сырья в мире хватает и если кому то приспичит, смогут организовать своё собственное производство. smile
                    1. +2
                      19 февраля 2026 13:32
                      Цитата: Gomunkul
                      Я лишь выше показал, что сырья в мире хватает и если кому то приспичит, смогут организовать своё собственное производство

                      Да, это очевидно.
                      1. +1
                        19 февраля 2026 13:32
                        Да, это очевидно.
                        Если судить по минусам, то не всем. laughing
                      2. +2
                        19 февраля 2026 13:33
                        Цитата: Gomunkul
                        Да, это очевидно.
                        Если судить по минусам, то не всем. laughing

                        На вкус и на цвет... ловите плюс laughing
                      3. 0
                        19 февраля 2026 13:36
                        На вкус и на цвет...
                        Так и есть. yes good
            2. 0
              19 февраля 2026 16:09
              Цитата: Gomunkul
              Если нет монополии, то любой потребитель будет развивать альтернативных поставщиков, цель создать конкуренцию выторговывая себе более приемлемые условия

              Да вы хоть сколько поставщиков можете развить, но только откуда они сырьё брать будут?
    2. +9
      19 февраля 2026 12:02
      вклад страны в мировое производство концентратов титана — всего 0,03%.
      Это руда, руды в мире валом: Титан никак не относится к редким элементам (9-е место по распространённости). Месторождения разбросаны по всему миру.
      А по производству металла на третьем месте после Китая и Японии, а по экспорту на первом 25% мирового рынка, причём по качеству в большинстве отраслей его не чем заменить.
      1. 0
        19 февраля 2026 13:20
        Руды-то навалом, только вот много зависит от ее качества и горно-геологических условий отработки, а вот с этим у нас плоховато. Китай разрабатывает гигантские месторождения с богатыми рудами в районе Паньчжихуа.
        1. +2
          19 февраля 2026 13:49
          Цитата: old_pferd
          Руды-то навалом, только вот много зависит от ее качества и горно-геологических условий отработки,

          По запасам руды титана Россия на первом месте в мире. Месторождений и в России валом. У меня рядом под Ставрополем есть отличное росыпное месторождение в верхнесарматских песках Бешпагирское, но там поля где собирают по два урожая, шикарный сосновый бор, - редкость для наших мест.
          Ковырять всё это отказались, проще купить руду на Мадагаскаре, она дешёвая, объёмы небольшие, парохода хватит заводу, работать много лет, полно месторождений в Сибири на любой вкус и цвет, где лес рубить не жалко, но там логистика - сибирский коэффициент, если будет необходимость накопаем сколько угодно.
          1. +1
            19 февраля 2026 18:29
            Россия на третьем месте в мире по запасам.
            Прочитайте государственный доклад
            https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/o_sostoyanii_i_ispolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/
            1. +1
              19 февраля 2026 22:32
              Цитата: old_pferd
              Россия на третьем месте в мире по запасам.

              Это как считать, по российским методам третье, по различным международным и второе и первое. Когда в сети смотрел, попал на первое.
              1. +1
                20 февраля 2026 06:40
                Ни разу не встречал про первое.
                Геологическая служба США наши запасы вообще не оценивает, потому что почти не добываем.
                А по поводу качества руд, прочитайте госдоклад - почти 90% добытого в 2023-м титана ушло в отвалы. Добыто 509 тыс т ТiO2, а в концентратах получено 5.54 тыс т.
                1. 0
                  20 февраля 2026 08:40
                  Цитата: old_pferd
                  Ни разу не встречал про первое.
                  Геологическая служба США наши запасы вообще не оценивает, потому что почти не добываем.

                  https://nationalatlas.ru/tom2/76-77.html?ysclid=mlugjxg1b2893138079
                  1. 0
                    20 февраля 2026 09:01
                    Этим цифрам более четверти века, за это время много изменилось.
                    А учитывая нашу систему подсчета запасов, даже имеющиеся нужно сильно порезать. Об этом говорит то, что ежегодно полмиллиона тонн добычи диоксида титана просто теряется, потому что невыгодно извлекать.
    3. 0
      19 февраля 2026 16:10
      Цитата: Gomunkul
      Автору, к сожалению Россия не входит в лидеры по производству титана.
      Россия — располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана, но вклад страны в мировое производство концентратов титана — всего 0,03%.
      О как.
      «По итогам неполного 2025 года российские компании поставили титана европейцам на 190,1 миллиона евро. Таким образом, доля России в импортной корзине ЕС достигла 9,6%», — сообщает Евростат,
      И кто врёт?
      1. -2
        19 февраля 2026 16:42
        Если внимательно прочитать, то в первом абзаце речь идёт о доли в мировом производстве, а во втором о ЕС.
        1. 0
          19 февраля 2026 16:45
          Цитата: Gomunkul
          Если внимательно прочитать, то в первом абзаце речь идёт о доли в мировом производстве, а во втором о ЕС.

          То есть ЕС потребляет совсем мизер. Если Российские.0,03% в Европе превращаются в 9,6% И это учитывая что не всё же в Европу идёт...
          1. 0
            19 февраля 2026 16:55
            Опять же в первом случае речь о сырье для производства титана, во втором о самом титане.
            По данным ФТС, в 2020 году около 80% сырья «ВСМПО-Ависма» получала с Украины, в 2021 году доля снизилась до 46%, в 2022 году упала почти до нуля. Компания диверсифицировала сырьевую базу, закупая титановый концентрат в других странах, в том числе в Мозамбике, Индии и на Шри-Ланке.
      2. 0
        19 февраля 2026 19:18
        Цитата: Fitter65
        но вклад страны в мировое производство концентратов титана — всего 0,03%.

        Концентрат титана это руда, руду Россия в основном покупает.
  4. +5
    19 февраля 2026 11:31
    Ввести ответные санкции - прекратить продажу любых природных ресурсов и сырья враждебно настроенным странам.
  5. +1
    19 февраля 2026 11:35
    Россия не является монополистом в производстве титана !!! bully
    1. +5
      19 февраля 2026 11:57
      Четверть рынка это не монополия, но весомая часть.
    2. +3
      19 февраля 2026 12:09
      Цитата: tralflot1832
      Россия не является монополистом в производстве титана !!! bully

      25% мирового рынка, причем по качеству в некоторых отрослях его не чем заменить,
      - есть титан из корого можно делать только лопаты.
  6. +3
    19 февраля 2026 11:54
    В Британии решили заменить российский титан переработанным вторсырьем

    Да пусть хоть кизяком заменяют.
  7. 0
    19 февраля 2026 12:47
    Какое правильное решение было закрыть для этих островитян наше небо, летают фиг знает на чём - на "вторсырье из бачков"...
  8. +2
    19 февраля 2026 13:18
    Цитата: tralflot1832
    Россия не является монополистом в производстве титана !!!
    Не монополист. Зато имеет вес на рынке
  9. 0
    19 февраля 2026 13:38
    Верю на слово британской компании...цензура...цензура, еще раз, вперед, к успеху!
  10. +2
    19 февраля 2026 14:12
    Если к мусорному баку прикрутить колёсики и гусеницы - получится "новый, лучший в мире, английский танк" :-D
  11. +3
    19 февраля 2026 14:14
    Цитата: tralflot1832
    Россия не является монополистом в производстве титана !!! bully

    Зато без российского титана ни один "Боинг" не взлетит ;-)
  12. +2
    19 февраля 2026 17:12
    Из вторичного титана клюшки для гольфа давно делают.
  13. +2
    19 февраля 2026 18:22
    Британия скоро убедится, что они придумали полную чушь. Впрочем, ну их к дьяволу!
  14. +1
    19 февраля 2026 20:16
    Теоретически это возможно. вопросы вызывает стоимость. Из титана просто так ничего не напечатаешь, материал не тот, чтоб спекаться, как пластики. А теперь к этому прибавьте только ЭНЕРГОзатраты на переработку... И получится как старая байка про диплома подставку для этой лабуды отольем из чистой платины, потому что этот бред все равно никто читать не будет"
    Простой вопрос - что мешает Британии построить пресс для титана, ведь подходящих для авиа и судопромышленности в мире их. кажется всего два? Денег не хватает)
  15. 0
    21 февраля 2026 10:39
    процесс также сокращает выбросы углекислого газа более чем на 94 процента по сравнению с традиционными способами производства.
    То есть применили аргон?)