«Безобразовский проект»: неудачная попытка русской колонизации Кореи

4 744 54
«Безобразовский проект»: неудачная попытка русской колонизации Кореи
Карта Маньчжурии. 1901 г.


На рубеже XIX–XX вв. в России возник термин «Желтороссия». Автор данного названия, журналист Илья Семенович Левитов, понимал под «Желтороссией» «… пространство, в котором русский элемент смешивается с желтой расой, особенно то, которое простирается от Байкала к Тихому океану». Однако в историю «Желтороссия» вошла как несостоявшийся колониальный проект Российской империи по закреплению в Северо-Восточном Китае – Маньчжурии и в Корее.



К началу XX в. сложились все необходимые для этого предпосылки. В результате навязанных Цинской империи неравноправных договоров Китай был значительно ослаблен и превратился фактически в полуколонию, за раздел сфер влияния в которой конкурировали многие иностранные державы. Россия не осталась в стороне и также преследовала свои интересы в Поднебесной. Так, в 1897 г. началось строительство Китайско-Восточной, а в следующем году согласно Российско-китайской конвенции России перешёл на 25 лет в аренду Ляодунский полуостров с городами Порт-Артуром и Дальним. Для сообщения с Ляодунским полуостровом Россия в том же году получила право строительства Южно-Маньчжурской железной дороги – южной ветки КВЖД.


Александр Михайлович Безобразов (1853—1931)

Помимо освоения Маньчжурии, была предпринята попытка закрепиться и на Корейском полуострове. Инициатором этого начинания стал отставной ротмистр Александр Михайлович Безобразов. После ухода из гвардии Безобразов продолжил службу чиновником по особым поручениям при Главном управлении Восточной Сибирью (в 36 лет стал действительным статским советником — 4-й класс Табели о рангах). Будучи по долгу службы в Иркутске, он познакомился с Ю. И. Бриннером — купцом 1-й гильдии из Владивостока. Обрусевший швейцарец приобрел в Корее значительный участок тайги для лесозаготовки. Общение с купцом натолкнуло Безобразова на идею использовать лесную концессию для прикрытия русской экспансии в Корею. Понимая неизбежность войны с Японией, Александр Михайлович считал необходимым создать на пути японской агрессии буфер в лице Кореи.


Алексей Михайлович Абаза (1853—1915 или 3 февраля 1917) — русский адмирал, политический деятель


Великий князь Александр Михайлович (1866 — 1933)


Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837-1916)

Служба в гвардии позволила А. М. Безобразову обзавестись необходимыми связями при дворе, да и с влиятельными родственниками повезло: его дядя А. М. Абаза, капитан 1-го ранга, командовал Гвардейским флотским экипажем и являлся племянником покойного к тому времени министра финансов Российской империи А. А. Абазы. Личные и родственные связи позволили отставному гвардейскому ротмистру привлечь на свою сторону великого князя Александра Михайловича и министра двора графа И. И. Воронцова, в компетенцию которого входило управление финансами императорской семьи (помимо этого он был одним из лидеров тайной антитеррористической организации «Священная дружина», действовавшей в 1881–1883 гг.). Вскоре к «безобразовцам» присоединились будущий наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев и вдовствующая императрица Мария Федоровна.


Евгений Иванович Алексеев (1843 — 1917) — русский военный и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал


Императрица Мария Фёдоровна (1847-1928)

26 февраля 1898 г. Воронцов-Дашков представил императору Николаю II проект Восточно-Азиатской промышленной компании, которая формально, будучи частным предприятием при негласной поддержке правительства, должна была приступить к освоению природных богатств Корейского полуострова и создать противовес растущему японскому влиянию. Общество должно было заниматься не только лесом, но и эксплуатацией рудных богатств, рыбных и зверобойных промыслов, организацией судоходства и всякого рода промышленных и торговых предприятий. Лесным концессиям вдоль реки Ялу отводилась роль опорного пункта, прикрывающего подступы к Порт-Артуру с востока. Кроме лесорубов и охраны, сюда предполагалось направлять военные части. Проект был поддержан императором, однако его реализация шла медленно.

29 июня (12 июля) 1901 г. Комитет министров утвердил устав Восточно-Азиатской промышленной компании, но необходимого количества средств внесено не было, поэтому вместо несостоявшейся Восточно-Азиатской промышленной компании было учреждено Русское лесопромышленное товарищество.


Река Ялуцзян (Ялу)

Экономическая экспансия в Корею требовала силовой поддержки. С этой целью первоначально планировалось отправить в корейские леса под видом лесорубов переодетых солдат, но подполковник генерального штаба А.С. Мадритов предложил более оригинальное решение. Во время подавления восстания боксеров Александру Семеновичу довелось иметь дело с хунхузами. Китайские разбойники, давно обосновавшиеся на севере Кореи, не привлекали такого внимания, как тысячи вооруженных лесорубов с военной выправкой.


Хунхузы

Мадритов заключил договор с главарем самой крупной банды хунхузов – Линчи, за голову которого китайское правительство обещало 4 тысячи лян серебра. Главарь банды был официально трудоустроен на должность переводчика Восточно-Азиатского торгово-промышленного товарищества с жалованьем в 6 тыс. рублей в год. Линчи раздал служащим товарищества свои визитные карточки, служившие охранной грамотой при встрече с разбойниками. При помощи хунхузов для работы на товарищество привлекались корейские крестьяне. Хунхузы не только защищали русскую собственность, но и воровали у конкурентов-японцев сплавляемую по рекам древесину.

В 1902 г. на смену Мадритову, хорошо знакомому с азиатской спецификой региона, уполномоченным товарищества в Корее назначили егермейстера И. П. Балашова. Новый руководитель решил отказаться от услуг хунхузов, но взамен он получил постоянные нападения разбойников. Натерпевшись убытков, через год товариществу вновь пришлось наладить сотрудничество с хунхузами, а для надежности еще и отправить в Корею несколько сотен переодетых в гражданское солдат.


О российской экономической деятельности в Корее в историографии нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что Русское лесопромышленное товарищество было убыточным, обвиняя Безобразова и его сторонников в мошенничестве и хищении средств. С этим нельзя согласиться. При расходах в 2,6 миллиона рублей товарищество к концу 1903 г. в Корее заготовило древесины на 3 миллиона рублей. Дальнейшая деятельность товарищества была прервана Русско-японской войной. Именно поражение России в войне поставило крест на планах колонизации Кореи. В 1906 г. после окончания войны все права на российские концессии в Корее были проданы гражданину США В. Смиту.

Проект Безобразова по расширению российского влияния в Корее вошел в историю как «безобразовская авантюра», а сторонники этого имперского проекта — «безобразовская клика». Однако с этим подходом нельзя согласиться. Обвиняя базобразовцев в авантюризме, стоит вспомнить множество сомнительных начинаний, раздвинувших в итоге границы нашей державы. Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь являлся чистой воды авантюрой. Купцы Строгановы нанимали казаков для охраны своих владений, а те вместо обороны совершили поход за Урал и покорили Сибирское ханство, начав русскую колонизацию Сибири.


В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

В 1843 г. вице-адмирал граф Е. В. Путятин разработал план экспедиции к восточным морским границам Китая и Японии. Канцлер Российской империи граф К. В. Нессельроде, занимавший пост министра иностранных дел, оказывал противодействие в реализации экспедиции, опасаясь возможности разрыва с Китаем и недовольства европейских государств, прежде всего Британской империи. Нессельроде предлагал признать Амурский бассейн принадлежащим Китаю и отказаться от притязаний на эти территории. Однако участник Амурской экспедиции капитан первого ранга Г. И. Невельской при поддержке губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва (впоследствии Муравьёва-Амурского), фактически идя против воли второго лица в государстве, основал пограничный Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре) и объявил о суверенитете России над этими землями.


Геннадий Иванович Невельской ( 1813— 1876) — военно-морской деятель Российской империи, адмирал, исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре


Граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский (1809 — 1881)

Еще одной из «авантюр», расширивших территорию Российской империи, стало взятие г. Ташкента в 1865 г. генерал-майором М. Г. Черняевым, который действовал вопреки требованиям Военного министерства и Министерства иностранных дел.


Михаил Григорьевич Черняев (1828 года — 1898) — генерал-лейтенант, туркестанский генерал-губернатор, главнокомандующий сербской армией

Таким образом, можно предположить, что проект Безобразова получил уничижительное название «Безобразовская авантюра» по ряду причин. Прежде всего, это поражение России в Русско-японской войне и отказ от дальнейшей экспансии в Азию. В случае успеха и полной реализации замыслов данный колонизационный проект не стали бы называть «авантюрой». Также значительную роль в формировании негативного отношения к проекту Безобразова сыграли его противники: министр иностранных дел В. М. Ламздорф, военный министр А. Н. Куропаткин и в особенности министр финансов С. Ю. Витте, который, проиграв борьбу со сторонниками Безобразова, был вынужден уйти в отставку. Вполне естественно, что в своих мемуарах Витте не был объективен и представил «безобразовскую клику» главными виновниками Русско-японской войны. Крайне негативное отношение советских историков к попытке колонизации Кореи можно объяснить влиянием советской марксистской антиимпериалистической идеологии и стремлением продемонстрировать несостоятельность внешней политики Российской империи.


Советские историки представляли российскую экспансию в Корею как авантюру кучки аристократов, пытавшихся нажиться на торговле лесом и спровоцировавших Русско-японскую войну. Однако при внимательном рассмотрении данного вопроса можно сделать вывод, что деятельность Безобразова и его сторонников проходила в русле расширения российского влияния в северо-восточном Китае и являлась одним из элементов проекта «Желтороссия».

Источники:
Новоселов М.Ю. «Безобразовский проект», неудавшаяся попытка колонизации Кореи» / М.Ю. Новоселов // IV Степановские чтения. Имперские, советские и российские проекты в истории государства и общества: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. памяти первого губернатора Енисейской губернии А. П. Степанова. Красноярск, 19–23 мая 2025 г. / отв. ред. Д. Н. Гергилев. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2025. С. 191-194;
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 февраля 2026 07:12
    вошел в историю как «безобразовская авантюра»
    - это называется не авантюра, а афера, сиречь мошенничество....
    1. +7
      25 февраля 2026 07:41
      Совершенно верно, афера. Но если бы даже тот же Безобразов, вопреки фамилии, оказался честнейшим человеком, и действительно думал лишь об интересах России, ничего не получилось бы по объективным причинам. Россия уже достигла пределов в расширении территории, и даже вынуждена была отказаться от обширных земель на Аляске и в Калифорнии, потому что все в окружении Александра II понимали - не удержат. Уже Царство польское было лишним и от него были одни проблемы (огромные). Корея и Маньчжурия были густо заселены людьми другой культуры, других традиций, ассимилировать их немногочисленные русские колонисты не смогли бы. Да и "избыточность" сельского населения в России была мнимой - существовала только по причине крайне слабого развития промышленности. Сталинская индустриализация 30-х годов моментально забрала всех "лишних" людей из деревень в города. Нужно было обустраивать свои земли в Сибири и на Дальнем Востоке, а не тратить огромные деньги на строительство Транссиба по чужой территории к абсолютно ненужным Порт-Артуру и Даляню.
      1. +2
        25 февраля 2026 07:47
        Абсолютно согласен, но Александр 3 накосячил - воспитал никакого наследника, который крайне неудачно женился и все прохезал, за то в Лондоне хлопали в ладошки....
      2. +6
        25 февраля 2026 08:32
        Цитата: ВлР
        и даже вынуждена была отказаться от обширных земель на Аляске и в Калифорнии

        Валерий, я думаю Вам прекрасно известны причины, по которым Россия продала Аляску и Калифорнию - и вопрос удержания или неудержания этих земель был только предлогом. Главным же фактором было простое нежелание отдельных лиц государства заниматься этим вопросом и решать проблему логистики (которая в общем была решаемой).
        Достаточно вспомнить, что во времена Крымской - даже речи не шло о попытке захвата русских заморских владений. На момент продажи русское владение Аляской в общем то устраивало всех ключевых игроков)
        Уже Царство польское было лишним и от него были одни проблемы

        Проблемы от ЦП были ровно до того момента, пока власть пыталась играться в польскую демократию. Как только лавочку прикрыли и начали целенаправленную политику русификации - проблем от Польши стало сильно меньше. Даже можно вспомнить некоего Дмовского, который возглавлял движение, направленное на сотрудничество с Россией.
        Тот же Пилсудский смог придти к власти только благодаря поражению России в ПМВ.
        Я не говорю, что проект Желтороссии хорош и нам это было нужно, но и преувеличивать размер проблем тоже не стоит.
        1. vet
          -1
          25 февраля 2026 09:31
          во времена Крымской - даже речи не шло о попытке захвата русских заморских владений.

          А на Камчатку кто напал?
          проблем от Польши стало сильно меньше.

          А сколько было революционеров среди поляков?
          1. +4
            25 февраля 2026 09:56
            Цитата: vet
            А на Камчатку кто напал?

            Нападали не на Камчатку, нападали на русскую военно-морскую базу - место, откуда могли действовать русские крейсера-рейдеры. Для Британии наличие трех фрегатов было страшным сном - многие (почти все) главные торговые точки были почти беззащитны или имели символическую защиту. Есть даже версия, что адмирал Прайс застрелился именно потому, что на рейде не застал Паллады с Дианой - решил, что пока он тут, русские каперы разоряют индийские фактории. Но это только гипотеза.
            И между прочим русско-американская компания во время Крымской заключила соглашение о нейтралитете с Ванкувером - и оно строго исполнялось сторонами.
            А сколько было революционеров среди поляков?

            Столько же, сколько и в других промышленно-развитых центрах империи. Польша была одним из самых промышленно-развитых регионов.
            1. vet
              -1
              25 февраля 2026 11:06
              Ну, да, конечно. На базу. Только вот ушли бы если бы захватили?
              Что касается поляков - в процентном отношении к населению количество революционеров, видимо, такое же, как среди евреев.
              Что касается Аляски, то никто не смог бы защитить ее после начала Золотой лихорадки. И физически не смогли бы за тридевять земель что-то сделать, и вряд ли бы решились.
              1. +3
                25 февраля 2026 11:09
                Цитата: vet
                Только вот ушли бы если бы захватили?

                Так мы же её потом сами оставили - захватывай не хочу. Не захватили же в итоге. Зато Приморский край стал нашим)
              2. +3
                25 февраля 2026 12:31
                Что касается Аляски, то никто не смог бы защитить ее после начала Золотой лихорадки.
                / Зачем её защищать? Золотые лихорадки по всему миру случались, но от этого войны не развязывали. Золотая лихорадка скоротечное явление.
                1. +2
                  25 февраля 2026 12:48
                  Буры с вами бы не согласились.....
                  1. +1
                    25 февраля 2026 13:09
                    Цитата: faiver
                    Буры с вами бы не согласились.....

                    Ну, золотая лихорадка была и в Канаде, там было много американцев. Очень много. Но это не привело к конфликту.
                    А буры... что буры? Какая у них "крыша"? Прерии да "весьмирсвами"
                  2. +3
                    25 февраля 2026 13:21
                    С бурами тоже не все так просто. Республики Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство изначально формировались из людей, которые ушли из-под власти англичан. Можно сказать с самого начала были оппозиционные )). Золотодобычей занимались иностранцы, которых местные власти обложили очень высокими налогами и не давали им гражданство. Это, конечно, не оправдывает развязывание войны.
                    1. 0
                      28 февраля 2026 10:27
                      Республики Трансвааль и Оранжевая изначально формировались бурами, потомками переселенцев из Голландии.А если там и были англичане,то в весьма мизерных количествах.
                2. 0
                  2 марта 2026 17:54
                  Михаил, как всегда, отличная статья! Не пропадайте надолго!
              3. +4
                25 февраля 2026 15:13
                Цитата: vet
                Ну, да, конечно. На базу.

                Новоархангельск (ныне Ситка) вообще не имел защиты но его не тронули.
                Почему не задумывались? (хотя о чем это я)
                Цитата: vet
                Что касается Аляски, то никто не смог бы защитить ее после начала Золотой лихорадки.

                Осталось узнать от чего.
      3. +3
        25 февраля 2026 13:45
        У Британской империи территории побольше были, но они продолжали расширять свои сферы влияния. Не обязательно включать Маньчжурию и Корею в состав Российской империи. Можно было установить протекторат или марионеточный режим и экономически осваивать территории, получать прибыль .
      4. +4
        25 февраля 2026 15:10
        Цитата: ВлР
        а не тратить огромные деньги на строительство Транссиба по чужой территории

        Вы случайно Транссиб с КВЖД не перепутали?
        Первый, если что шел по нашей территории и был крайне необходим для развития Дальнего Востока.
        1. +4
          26 февраля 2026 19:21
          КВЖД изначально строили, чтобы срезать участок Транссиба до Дальнего Востока по китайской земле. Потом уже построили по нашей территории.
          1. 0
            27 февраля 2026 14:49
            Цитата: Михаил Новоселов
            КВЖД изначально

            Спасибо, кэп
      5. +3
        25 февраля 2026 19:23
        Цитата: ВлР
        Совершенно верно, афера. Но если бы даже тот же Безобразов, вопреки фамилии, оказался честнейшим человеком, и действительно думал лишь об интересах России, ничего не получилось бы по объективным причинам. Россия уже достигла пределов в расширении территории, и даже вынуждена была отказаться от обширных земель на Аляске и в Калифорнии, потому что все в окружении Александра II понимали - не удержат. Уже Царство польское было лишним и от него были одни проблемы (огромные). Корея и Маньчжурия были густо заселены людьми другой культуры, других традиций, ассимилировать их немногочисленные русские колонисты не смогли бы. Да и "избыточность" сельского населения в России была мнимой - существовала только по причине крайне слабого развития промышленности. Сталинская индустриализация 30-х годов моментально забрала всех "лишних" людей из деревень в города. Нужно было обустраивать свои земли в Сибири и на Дальнем Востоке, а не тратить огромные деньги на строительство Транссиба по чужой территории к абсолютно ненужным Порт-Артуру и Даляню.

        Китай в то время был очень слабой страной, поэтому ничего противопоставить России не мог. Земли много не бывает.
        Аляска была под боком у США и намного дальше, чем Маньчжурия, да и климат там был не очень. Польша была неспокойной территорией вследствие менталитета Поляков, а вот корейцы и китайцы были довольно безобидны, если сравнивать их с жителями Кавказа например. Ну и отдавать дальний восток Японии это не вариант.
        1. +1
          26 февраля 2026 19:27
          Верно, японцы прибрав Корею не остановились и оккупировали Маньчжурию, потом полезли на Советский Союз. Получили по зубам под Хасаном и на Халкин-Голе. Поэтому глупо было отдавать им Корею без борьбы. Если бы мы в 1904-1905 г. их остановили можно было избежать многих проблем в дальнейшем.
      6. +1
        28 февраля 2026 10:32
        И что же надо было делать с Царством Польским? Отдать Австрии? Германии? Оставить его отдельным государством? После включения Царства Польского в состав империи большая часть польской шляхты влилась в русское дворянство без всяких проблем.И только та часть,у которой были фантомные боли о вольности шляхты, пыталась бузить.
      7. 0
        2 марта 2026 18:41
        Интересно, Англия имела 27 миллионов километров и не достигла, хотя англичан гораздо меньше и плавать нужно черти куда, а Россия, имея 22 млн километров, превосходя англичан и по численности и по рождаемости в несколько раз, достигли предела. Порт Артур и Далянь нужны как незамерзающие порты для выхода русских товаров на мировой рынок и для базы флота, которые не замерзают на полгода.
    2. +3
      25 февраля 2026 08:20
      Цитата: faiver
      - это называется не авантюра, а афера, сиречь мошенничество....

      Не соглашусь. Под понятие "мошенничество" (хищение чужого имущества путем обмана) это не подпадает, а вот авантюра - вполне подходит.
      1. +2
        25 февраля 2026 09:15
        Я не знаю где автор накопал 400тыс. прибыли, из того что читал помню что заготовку леса начали только в середине ноября 1903г. и с началом войны закончили т.е. менее трех месяцев. В январе 1903г. Безобразов получил из казны 2млн. рублей, куда ушли эти деньги об этом история умалчивает....
        1. +3
          25 февраля 2026 09:59
          Цитата: faiver
          Я не знаю где автор накопал 400тыс. прибыли, из того что читал помню что заготовку леса начали только в середине ноября 1903г. и с началом войны закончили т.е. менее трех месяцев. В январе 1903г. Безобразов получил из казны 2млн. рублей, куда ушли эти деньги об этом история умалчивает....

          Хорошо заметили good
          Ну, если исходить из предположения, что концессия - это способ отъема казенных (и частных) денег для личного обогащение отдельных лиц, то да, может быть и мошенничество. Но, как я понимаю, никаких официальных расследований деятельности компании не было.
          1. +2
            25 февраля 2026 10:18
            Ну какие расследования если в деле замешаны вдовствующая императрица, император, и великие князья, тем более на фоне скандалов с проигрышем в РЯВ....
          2. 0
            25 февраля 2026 12:33
            Но, как я понимаю, никаких официальных расследований деятельности компании не было.
            . Что расследовать, в чем состав преступления? Концессия была, древесину заготавливали. Из-за поражения в войне пришлось продать бизнес и уйти из Кореи.
            1. +2
              25 февраля 2026 13:05
              Цитата: Михаил Новоселов
              Что расследовать, в чем состав преступления?

              Это же был гипотетический спор о авантюре или мошенничестве)
              1. +4
                25 февраля 2026 13:25
                «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе». Удачную авантюру тоже назовут иначе. Поэтому вся "авантюрность" заключается в провале замыслов из-за поражения в войне.
        2. +2
          26 февраля 2026 19:29
          С документами я не работал, поэтому ручаться за цифры не могу. Взял из литературы.
  2. +2
    25 февраля 2026 08:48
    Хорошая статья, спасибо Автору за взвешенный разбор темы.
    Безусловно, победа в РЯВ открывала для России экспансию в Китай и, возможно, Корею. Неизвестно, насколько это было бы хорошо для будущей России, но при грамотном подходе - это могло быть нечто вроде Средней Азии в составе СССР - только уже известны и ведется добыча ряда полезных ископаемых, да и население в целом более грамотное и имеет сложившуюся историю государственности, а не клановых подчинений)
    1. +2
      25 февраля 2026 12:44
      Спасибо )). Могли не включать эти территории в состав РИ. Протекторат установить и экономически осваивать.
  3. +2
    25 февраля 2026 09:02
    Да уж вот дождались статеек по оправданию ограбления Кореи ради интересов кучки придворных прохвостов.
    Лес который должен быть получен в результате грабежа богатств Кореи весь уходил на экспорт а деньги оседали в карманах частных лиц.
    Хуже того спровоцировали войну с Японией,в условиях напряженности с германским блоком в Европе.
    Не забыл автор и приплести сюда Ермака и Скобелева-забывая о том что оба захватывали для российского народа природные богатства(Уральский бассейн) и рынки сырья(хлопок).
    А если проводить аналогии с сегодняшним днем то можно вспомнить Сирию,там почему поролось с терроризмом Россия,а доля в месторождениях фосфатов почему то принадлежала фирмам Тимченко.
    А теперь террористы уже и не террористы-а партнеры...
    1. +4
      25 февраля 2026 12:40
      Вы сами себе противоречите. Ермак же был наймитом буржуев Строгановых laughing . И в Сибири и в Средней Азии частный капитал получал прибыль. Зачастую зверопромышленники шли в Сибири первыми, а уже потом служилые люди. Ерофей Хабаров, буржуин проклятый, захватывал и грабил земли на дальнем Востоке и провоцировал конфликты с маньчжурами. Как же так его именем назвали город и целый регион ?
      1. 0
        25 февраля 2026 12:55
        Цитата: Михаил Новоселов
        Вы сами себе противоречите. Ермак же был наймитом буржуев Строгановых laughing . И в Сибири и в Средней Азии частный капитал получал прибыль. Зачастую зверопромышленники шли в Сибири первыми, а уже потом служилые люди. Ерофей Хабаров, буржуин проклятый, захватывал и грабил земли на дальнем Востоке и провоцировал конфликты с маньчжурами. Как же так его именем назвали город и целый регион ?

        Во первых-в 16,как и в 17 веке никаких капиталистов на территории Руси не было;
        Во-вторых и Строгановы и Ермак,как более поздние первопроходцы действовали с согласия и при поддержки властей Руси и в интересах всего народа-про металлы я уже писал,пушнина шла для оплаты-технологий,специалистов и того же железа;
        В -третьих для того что бы употреблять какой либо термин,необходимо для начала узнать его значение.Капитализм это прежде всего - свободное движение товаров и рабочей силы.Ни того ни другого на Руси в 16-17 веке и даже позже и близко не было.Например существовала госмонополия на торговлю пушниной с иностранцами.
        И еще территория Сибирского ханства 16 века, как и левобережье Амура-изначально принадлежали не татарам и маньжурам -и те и другие были завоевателями,-а автохтонным народам,которых первые грабили.Не будь поддержки местных жителей-русские никогда бы не утвердились в Сибири и ДВ.
        1. +1
          25 февраля 2026 13:12
          1. Капитализма в XVII в. в России в марксистском понимании, конечно, не было, но крупные предприниматели, частный капитал были. Гос монополия была на внешнюю торговлю мехами. На внутреннюю торговлю гос монополия введена в 1697 г. и только на соболиные шкурки.
          2. Некоторые элиты не разделяли идеи Безобразова, но он действовал с одобрения императора.
          3. Налоги от полученной в Корее прибыли пополняли бы бюджет страны. Заработанные в Корее деньги пошли бы в отечественную экономику.
          4. Про поддержку местных жителей просто смешно говорить. Сибирь это не только ханство Кучума. Воевали с енисейскими кыргызами, якутами, бурятами, чукчами и др народами.
          1. +4
            25 февраля 2026 15:54
            Цитата: Михаил Новоселов
            1. Капитализма в XVII в. в России в марксистском понимании, конечно, не было, но крупные предприниматели, частный капитал были. Гос монополия была на внешнюю торговлю мехами. На внутреннюю торговлю гос монополия введена в 1697 г. и только на соболиные шкурки.
            2. Некоторые элиты не разделяли идеи Безобразова, но он действовал с одобрения императора.
            3. Налоги от полученной в Корее прибыли пополняли бы бюджет страны. Заработанные в Корее деньги пошли бы в отечественную экономику.
            4. Про поддержку местных жителей просто смешно говорить. Сибирь это не только ханство Кучума. Воевали с енисейскими кыргызами, якутами, бурятами, чукчами и др народами.

            1.Наличие крупных предпринимателей и частных капиталов было и в древнем Риме.
            2.Разделяли не разделяли,-это не важно-в итоге -поражение в совершенно не нужной войне;
            3.Мы имеем только результат-война и сплошные потери-совершенно не нужные.Все ваши фантазии о налогах,фантазиями и остаются.
            4.Енисейские кыргызы,якуты,буряты и чукчи сами постоянно воевали.
            Енисейские кыргызы с джунгарами( многие кыргызские рода переселили в современную Киргизию, буряты выгнали якутов из прибайкалья,последние вытеснили с оседлых мест тунгусов, сами буряты постоянно подвергались набегам халха монголов, чучки нападали на коряков и эскимосов.
            Так что русская власть-давала хоть какой то порядок и защиту -законопослушным туземцам.
  4. +1
    25 февраля 2026 09:47
    Цитата: Trapper7
    Достаточно вспомнить, что во времена Крымской - даже речи не шло о попытке захвата русских заморских владений.

    В России не знали, что не было речи о захвате. Думали, что это просто по причине того, что союзники разом решили лишить Россию вообще выхода к Тихому океану, да слегка не рассчитали силы. А потом могут одуматься и захватить Аляску. Да и жило там всего около 800 русских, а ещё и кусок Калифорнии. Это всё США отжали бы явочным порядком неминуемо. Сделка по продаже была очень выгодна России на тот момент и помогла в развитии сети железных дорог. А без ЖД вся Россия так и осталась бы без сети сообщений.
    1. 0
      25 февраля 2026 10:05
      Цитата: Александр Требунцев
      Цитата: Trapper7
      Достаточно вспомнить, что во времена Крымской - даже речи не шло о попытке захвата русских заморских владений.

      В России не знали, что не было речи о захвате. Думали, что это просто по причине того, что союзники разом решили лишить Россию вообще выхода к Тихому океану, да слегка не рассчитали силы. А потом могут одуматься и захватить Аляску. Да и жило там всего около 800 русских, а ещё и кусок Калифорнии. Это всё США отжали бы явочным порядком неминуемо. Сделка по продаже была очень выгодна России на тот момент и помогла в развитии сети железных дорог. А без ЖД вся Россия так и осталась бы без сети сообщений.

      Сергей Махов хорошо об этом пишет в своих работах по Крымской - где каждая сторона оценивала действия другой стороны исходя из своих принципов ведения войны, без анализа исторических, так сказать, реалий, т.е. те же британцы в своих предположения думали, что русские будут действовать так, как действовали бы они сами в схожих условиях) Поэтому Англия и боялась, что русские кинуться в атаку и начнут все грабить и жечь)
      А мы больше переживали за то, как бы свое защитить
    2. +4
      25 февраля 2026 15:16
      Цитата: Александр Требунцев
      а ещё и кусок Калифорнии.

      Калифорнийские владения (крайне незначительные) продали еще в 1840х...
  5. +3
    25 февраля 2026 09:53
    Сибирь надо было развивать.
    Ну или Казахстан заселять крестьянами.
    А не кидаться в авантюры.
    Порой кажется что в РИ не видели карту этой самой РИ.
    1. +3
      25 февраля 2026 10:08
      Видимо, просто испугались, что Дальний Восток стал центром внимания всего мира - а у нас там хрен да нихрена - тайга и два охотника на сотню верст. И решили действовать так сказать, не опережение.
    2. +5
      25 февраля 2026 12:20
      Есть интересные примеры, как действовала канцелярия Нессельроде в первой трети 19-го века. На Кавказе русские офицеры составляли карты местностей а каждый приезжающий из Петербурга забирал их и увозил с собой. При этом офицеры на Кавказе недоумевали от действий правительства при заключении договоров с турками. Один из генералов описывал своё удивление от посещения канцелярии Нессельроде, где на стене висела большая карта, на которой Анапа располагалась где-то за кавказским хребтом и вообще карта совершенно была нарисована абсолютно неграмотно. Он задал вопрос, где же карты, увезённые в Петербург? Для чего их забирали? Верхушка действительно мало понимала где границы России и что следует делать.
      1. Комментарий был удален.
      2. +4
        25 февраля 2026 12:25
        Цитата: Александр Требунцев
        Есть интересные примеры, как действовала канцелярия Нессельроде в первой трети 19-го века. На Кавказе русские офицеры составляли карты местностей а каждый приезжающий из Петербурга забирал их и увозил с собой. При этом офицеры на Кавказе недоумевали от действий правительства при заключении договоров с турками. Один из генералов описывал своё удивление от посещения канцелярии Нессельроде, где на стене висела большая карта, на которой Анапа располагалась где-то за кавказским хребтом и вообще карта совершенно была нарисована абсолютно неграмотно. Он задал вопрос, где же карты, увезённые в Петербург? Для чего их забирали? Верхушка действительно мало понимала где границы России и что следует делать.



        Ого, оно еще эпичнее чем я думал!
        Подозреваю, что правильные карты растворялись в карманах и потом всплывали в посольствах Франции и Англии.
        Да и на ту кривую карту асигнований было много выдано...
      3. 0
        2 апреля 2026 15:02
        Почитав сейчас Практику, вы бы удивились, как мало с тех пор изменилось. Всё тот же безграмотный трэш и "предоставьте информацию" с которой по методичке Крылова "мартышка и очко" незнают что делать ибо докладать что всё ужас-ужас низя, а что-то докладать надо....
  6. +4
    25 февраля 2026 13:05
    Цитата: Александр Требунцев
    Он задал вопрос, где же карты, увезённые в Петербург? Для чего их забирали? Верхушка действительно мало понимала где границы России и что следует делать.

    Хороший коммент...
    Добавил бы еще один случай из истории кавказских войн-Паскевич -захватив в 1929 обширные территории в Закавказье(Карс,Ардаган,Баязет, Бейбурт и др.) предложил их присоединить к РИ,так как в случае оставления этих территорий христианское население этих провинций подвергнется массовой резне,на ниссельроде предложил этих людей переселить в Мингрелию,-край в то время болотистый,лесистый и малонаселенный.Из-за позиции колбасного ка и его плешивого покровителя, РИ еще трижды пришлось воевать за эти территории-в 1854,1878 и 1915...
    1. +2
      25 февраля 2026 13:38
      Цитата: Объяснятор
      Добавил бы еще один случай из истории кавказских войн-Паскевич -захватив в 1929 обширные территории в Закавказье(Карс,Ардаган,Баязет, Бейбурт и др.) предложил их присоединить к РИ,так как в случае оставления этих территорий христианское население этих провинций подвергнется массовой резне,на ниссельроде предложил этих людей переселить в Мингрелию,-край в то время болотистый,лесистый и малонаселенный.Из-за позиции колбасного ка и его плешивого покровителя, РИ еще трижды пришлось воевать за эти территории-в 1854,1878 и 1915...

      Жесть коненчо.
    2. 0
      2 марта 2026 18:01
      Да, Кисельвроде достаточно нагадил.
  7. 0
    25 февраля 2026 15:20
    (помимо этого он был одним из лидеров тайной антитеррористической организации «Священная дружина», действовавшей в 1881–1883 гг.)

    А она вообще существовала?
    1. +2
      25 февраля 2026 16:15
      А она вообще существовала?
  8. Viy
    +2
    26 февраля 2026 04:55
    Нужно было обустраивать свои земли в Сибири и на Дальнем Востоке, а не тратить огромные деньги на строительство Транссиба по чужой территории к абсолютно ненужным Порт-Артуру и Даляню.
    1."Ненужный" Порт-Артур это незамерзающий порт для 1 Тихоокеанской эскадры.
    2.В этой авантюре были замешаны личные средства семьи Романовых. О Корее было мало что известно, поэтому ошибочно считали, что там большие золотые прииски.
    3.В этой авантюре также видны ушки Генштаба. Не использовать такую крышу, это надо быть точно полным идиотом! Не забываем, что Корея была одна из самых "закрытых" стран.
  9. +1
    26 февраля 2026 23:35
    он познакомился с Ю. И. Бриннером — купцом 1-й гильдии из Владивостока

    дед актера Юла Бриннера, у нас наиболее известный по фильму - Великолепная Семёрка
  10. +1
    2 марта 2026 16:45
    Странные обсуждения статьи, помнится в прошлом году, при обсуждении темы колонизаторов, многие писали, что мы не такие)) Являясь жертвами радио. Тогда еще писал, что буржуи во всех странах одинаковые и наши не хуже и не лучше других, а мне в ответ мораль читали. Так, что статья положительная , наглядно показывающая, суть российских барыг от буржуазии.