Легкий танк Т-70

26
Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.

Легкий танк Т-70


В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с , что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 — 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.



Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного — это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.



Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 — 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7x3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид — продольный разрез — был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.
В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера — командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего—до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.



Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.
Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.



Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.



На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее — спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня — 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от-6° до +20° Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная — 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия — 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета — на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.



Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.
Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.



В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм Подвеска — индивидуальная торсионная.
Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.



В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.



С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 — непосредственно на территорию завода Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился — только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен — 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 — 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.



Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.



Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен. многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям.



Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва — возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю. Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток». По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.



В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным оружием. Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру». Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне») Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 июня 2012 11:08
    Командир 1-го танкового корпуса генерал-майор М.Е. Катуков во время приема у И. Сталина, на вопрос о том, как воюют наши танки, сказал о Т-70 следующее : "Легкий танк Т-70 имеет более солидную броневую защиту [чем Т-60], вооружен 45-мм пушкой, на нем установлены два автомобильных двигателя. Но он только начал поступать в войска и пока себя ничем особенным не проявил. Одна канитель с ним, товарищ Сталин".

    среди трофейных документов 227-й пехотной дивизии вермахта был обнаружен документ, датируемый 17 июля 1942г., следующего содержания:

    "Сведения о новом русском танке Т-70.
    - Масса - 9,2 т.
    - Длина - 4,28 м.
    - Ширина - 2,33 м.
    - Высота - 2,04 м.
    - Экипаж - 2 человека.
    - Вооружение - 1 45-мм пушка и 1 пулемет ДТ, спарены.

    Т-70 будто бы введен вместо Т-60. О бронировании еще не имеется точных данных (имеющиеся до сего времени показания пленных определяют толщину лобовой и башенной брони в 35 - 45 мм, кормовой и бортовой от 10 до 15 мм). Необходимо установить толщины брони у захваченного Т-70 и эти данные, равно как и данные о местоположении танка, срочно донести".
  2. Kibb
    +10
    9 июня 2012 12:46
    Немножко для разрядки напряжения, в честь суботы


    "Собственно, в частях уже давно пришли к тем же выводам. Драки с Тиграми стенка на стенку быстро стали непопулярны, вместо этого в ход пошли всевозможные азиатские хитрости. К примеру, под Харьковом танкисты 1-го мехкорпуса применили следующий тактический прием:Тигр (читает из разговорника): Полье чистое! Ташь не ташь мне поетинщика? Вихоти тесять русски танк на честный бой, на поб.. поб... побраночку!

    Т-70 (из кустов): Бже ж мой, шо ви такое говорите? Шоби ви знали, танки с танками не воюют. Танки воюют с пехотой, я извиняюсь. А ви што-то все время к нам лезете... Ви што, танкосексуалист?

    Естественно, от таких оскорблений у тигра срывало башню и он рвался в кусты, чтобы разобраться с ругателем... И расставался с башней уже по-настоящему. В другом месте в течении недели по передовой демонстративно очень быстро ездил Т-34 с надписью: "Танк Героя Советского Союза, дважды еврея Советского Союза Моисея Абрамовича Финкельштейна. Все фашисты, извиняюсь, педерасты". Несмотря на то, что надпись была полность лжива (командира танка на самом деле звали Евгений Соломонович Рабинович, он был обычным евреем и ГСС на тот момент еще не стал, да и фашисты далеко не все были педерастами), отважному танкисту удалось выманить на минное поле двух Тигров. Интересный прием применил один раз танкист Петр Героев. Оказавшись, случайно, один на один с Тигром, он принялся очень быстро ездить вокруг него. Тигр стал, соответственно, крутить башней, пытаясь достать нахала. Все быстрее мчался танк Петра Героева, все быстрее крутилась башня Тигра. Потом она внезапно остановилась, из нее вылез командир Тигра, встал на четвереньки, после чего его бурно стошнило. Остальных, как позже выяснилось, стошнило прямо в танке. Однако наиболее результативным считается непрямой разгром батальона Тигра под Фастовом. Батальон был переброшен к фронту для ликвидации прорыва. Не доезжая до линии фронта Тигры увидели разбитую немецкую колонну. Посередине разгрома высился вбитый в землю столб, на котором белела записка: "Прорвали линию фронта, теперь мочим вас, козлов, в сортире. Если не слабо - ждем вас на высоте 235.7. Двести русских танков". Проехав двадцать километров, и бросив по дороге две неисправных машины, Тигры нашли на высоте 235.7 раздавленную немецкую бтарею и новую записку: "Ждали вас, ждали, задолбало. мы теперь в деревне Убитое. Будем ждать вас там, если успеете. Двести русских танков" проехав сорок километров, и потеряв еще четыре танка, Тигры приехали в деревню Убитое. В деревне они нашли только немецкий автопарк, распаханый гусеницами и третью записку: "Ну вы и сыкуны! два часа вас ждали, задолбались! Короче, ждем вас прямо в Фастове, если уж и туда не поспеете, то вы все и слабаки". Напрягая силы, Тигры на последних каплях бензина доползли до Фастова, оставив на обочинах еще шесть поврежденных машин, где и нашли последнюю записку: "Гы-ы-ы, круто мы вас накололи? Красная армия уже на сто километров продвинулась, а нас самих было не двести, а только сто!" Оставшиеся тигры покончили с собой от позора и огорчения. "

    И. Кошкин "Танк Тигр"
    1. +2
      9 июня 2012 13:00
      мож я глуп и не понимаю юмора, но устраивать из тяжелых и кровопролитных событий под Фастовом хохотушки, в стиле ВИФовского клоуна Кошкина.
      извини брат.
      поставил минус
      1. Kibb
        +4
        9 июня 2012 13:29
        "При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне») Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях."

        Как видите в жизни тоже разное бывало.

        Цитата: стас57
        мож я глуп и не понимаю юмора,

        Совершенно нет, но не надо особо сгущать краски и посыпать голову пеплом. Над врагом должно и нужно иногда посмеятся - главное не перегнуть палку
        Не разделяю, но уважаю твое мнение(+)
        1. +7
          9 июня 2012 15:14
          друг мой, над каким врагом? над теми фашистами, что уж давно либо в земле или старикашки? смеяться могу те, кто там был и воевал, они , выражаясь по модному-- в тренде.
          а мы ,как можем смеяться, сидя с пивом у компа, только как последняя тупая школота, посмотри что было у Фастова творилось, я немного изучал этот вопрос, и мне что то совсем не смешно.
          сравни- хохотушка
          "Гы-ы-ы, круто мы вас накололи? Красная армия уже на сто километров продвинулась, а нас самих было не двести, а только сто!" Оставшиеся тигры покончили с собой от позора и огорчения. "

          и что было-
          Вечером 13 ноября бригада по приказу командования, оставила Попельню и пробилась из окружения к остальным частям армии.481 71-я мехбригада 9-го мехкорпуса, очистив от противника 9 ноября район Попельня, уже 11 ноября под давлением противника была вынуждена оставить Паволочь, отойти в район Сиверцы и 12 ноября прорываться с боем к своим войскам в район Фастов, куда вышла к исходу дня, имея в своем составе 5 танков, 150 активных штыков и 1 орудие. Потери бригады составили 313 чел. убитыми, ранеными и пропавшими без вести, 17 танков и 13 орудий.482 9 ноября, в первой половине дня, противник ударом с юга и юго-востока овладел Фастовцом и Палиниченцами. На угрожаемое направление были переброшены все силы 6-го гвардейского танкового корпуса, на протяжении всего дня 10 ноября ведшие с противником упорные бои на юго-восточных подступах к Фастову. В бой вступила также занявшая оборону непосредственно на южной и юго-западной окраине Фастова 91-я отдельная танковая бригада. К исходу дня 10 ноября три танковых бригады 6-го гвардейского танкового корпуса, вместе взятые, имели 21 танк — меньше, чем одна 91-я отдельная танковая бригада (26 танков). Понесшая тяжелые потери противотанковая артиллерия армии насчитывала до 30 орудий всех калибров.

          Ребята, мое имхо, надо оставить в стороне весь юмор о войне с "гитлеркапутами" и "крепкимиорешками" и прочими хохотушками.
          уже и на гитлера напасть захотели и сами во всем виноваты... а все смехухочки.

          Вот так всю память о Победе прохихикаем.
          1. Kibb
            0
            9 июня 2012 16:00
            Цитата: стас57
            Ребята, мое имхо, надо оставить в стороне весь юмор о войне с "гитлеркапутами" и "крепкимиорешками" и прочими хохотушками.
            уже и на гитлера напасть захотели и сами во всем виноваты... а все смехухочки.

            Да перестань ты, знаем мы какой ценой досталась победа, а если не все знаем, то хотим узнать. Прости - не люблю пафосности.Тем кому все равно ты ни так ни эток не вдолбишь
            1. +3
              9 июня 2012 16:04
              мы знаем?
              да нехрена мы не знаем, куда не копни, куда не залезь-
              все либо кино, либо мифы(советские или антисоветские), либо хохотушки про тупых немцев-и это еще с 70х годов идет и развивается,
              1. spat
                +2
                9 июня 2012 22:56
                Ребята,читайте воспоминания ветеранов,реально воевавших на фронте,интервью Максима Свириденкова,Артема Драбкина,Григория Койфмана,Николая Чобану,Андрея Сухорукова,Андрея Серых- не пожалеете !
              2. Kibb
                -1
                10 июня 2012 01:05
                Стас, да читатали мы это все, Интырнет же не вчера придумумали
              3. Kibb
                +1
                10 июня 2012 11:53
                Смотрю по коментам последних нескольких дней- вы таки правы. Коникулы в школе или дурдом на прогулке.
    2. 77bor1973
      0
      10 июня 2012 10:49
      На счёт "Тигра" , у него довольно медленно поворачивалась башня-это один из его главных недостатков , поэтому немцы комбинировали поворот башни совместно с поворотом корпуса как на самоходе!
      1. Kibb
        0
        11 июня 2012 00:19
        Дык некоторые его и считают самоходкой, не буду паоказывать пальцем....
  3. mox
    mox
    +4
    9 июня 2012 12:46


    Памятник в городе Нежин, Черниговской области, Украина.
    Т-70 - памятник гв. майору Хайтовичу И. Л.
    1. TIT
      +2
      10 июня 2012 02:07
      сам танк на памятнике боевой ,24 декабря 1943 года бойцы 215-го танкового полка разыскали мало пострадавший танк,заварили в моторном отсеке пробоину,покрасили и буксиром затянули на могилу своего командира .
      гв. майор Хайтович И. Л. был смертельно ранен 15 сентября в сражении за Чернигов в районе Баблановых хуторов .
    2. TIT
      +3
      10 июня 2012 11:13
      время идет ,всё меняется ,а он стоит
  4. +8
    9 июня 2012 12:54
    Стоит такой в Орле.
    Как оказываюсь рядом - обхожу, смотрю. Удивляюсь.
    Смелые люди были, мои дед, дядя, остальные бойцы.
    В каких-то консервных банках....переть на пушки, ожидать атаки с воздуха.
    Туда, по моему, хрен без акробатики влезешь.
    А если, раскурочило, да вылезать надо, да посечен сам?
    Там и останешься, как бычок в томате.
    Действительно - вечная память отчаянной храбрости наших предков.
    1. +3
      9 июня 2012 13:09
      возле диорамы
      танк боевой, поставили в 43м , в сквере,сразу после освобождения, потом его 34ка сменила
      1. +2
        9 июня 2012 19:20
        Я еще помню , что в Орле танк Т-70 стоял в центре города, в сквере танкистов, до 1970 года. К 5 августа 1970 года он был снят и вместо него поставлен Т-34-85, который и стоит там до сих пор. Зачем было менять? Непонятно! Ведь это наша история!
  5. 0
    9 июня 2012 14:09
    Отличная статья. Порадовал коммент Kibbа. Ещё одно доказательство, что оружие в руках профессионала может выполнить поставленную задачу.
  6. borisst64
    +3
    9 июня 2012 14:28
    "Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами"

    Легкий танк (в т.ч. послевоенный ПТ - 76) оснащается ПРОТИПУЛЬНОЙ броней.

    "выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю"

    Даже из засады, шансы близятся к тому же нолю. Ну не предназначен легкий танк для борьбы с танками, тем более тяжелыми!
  7. Kibb
    +1
    9 июня 2012 14:47
    Цитата: borisst64
    Легкий танк (в т.ч. послевоенный ПТ - 76) оснащается ПРОТИПУЛЬНОЙ броней.

    Т50, Валентайн - противоснарядной. В принципе шанс "снять" лбом 37 мм у Т70 был
    Цитата: borisst64
    Ну не предназначен легкий танк для борьбы с танками, тем более тяжелыми!

    Здесь возразить особо нечего
  8. 0
    9 июня 2012 15:48
    временное решение, оправданное для 41-го. если бы сделали самоходку с 76-мм пушку на том же шасси то пользы для пехоты было бы больше.
  9. Dust
    +1
    9 июня 2012 16:06
    А в принципе-то неплохой танк был! Прост, дешев, и не совсем слабак по вооружению...
    Не танки слабы, а противник был куда как силен! Если не подавите противотанковую оборону, то у любого танка не особо велики шансы были прорваться...
    Да и так ли уж они были плохо бронированы? К тому времени немецкая противотанковая артиллерия без особых проблем уже и тяжелые танки в лоб дырявила...
    1. Kibb
      0
      10 июня 2012 20:41
      В принципе палеотив. Но оновной и единствнный серьезный недостаток это 2 человека в экипаже.
      Цитата: Dust
      Да и так ли уж они были плохо бронированы? К тому времени немецкая противотанковая артиллерия без особых проблем уже и тяжелые танки в лоб дырявила...

      Аболютно верно.
      Ведь все сделали правельно- и третеьего добавили, и самоходку сделали
  10. 0
    16 июня 2012 01:24
    Предназначался ли лёгкий танк для боя с тяжёлым или не предназначался спорить, конечно, бессмысленно. Но, вероятность, что он может "сделать" тяжёлый танк была велика.
    Вот, даю ссылочку, как один лёгкий Т-70 "раскроил на шкурки" две "Пантеры". Танкистам некогда было разбираться или раздумывать. Можно было или победить или умереть. Они победили!
    http://waralbum.ru/7201/
    Я уверен, что никто здесь не будет считать "драную кошку" весом с КВ и ИС, средним танком, как это "общепринято"?
  11. +3
    4 марта 2014 16:08
    Интересно, а была-ли реальная возможность выпускать в Горьком Т-34 вместо Т-70? Или простота, массовость и дешивизна легких танков тогда были важнее малого количества более совершенных средних?