Евгений Широков: Главная проблема российского образования - отсутствие цели у государства

24
Евгений Широков: Главная проблема российского образования - отсутствие цели у государстваПоследние реформы в области образования подорвали саму суть процесса обучения и разбалансировали мотивацию занятия научной деятельностью в России.

Евгений Вадимович Широков, доцент физического факультета МГУ (кафедра Общей ядерной физики) согласился прокомментировать ситуацию, сложившуюся в российской системе образования и науки для портала «Евразия» в связи с объявленной Евразийским союзом молодёжи антиливановской кампанией.


Беседа шла о современном состоянии фундаментальной науки в России, проблемах и перспективах школьного и вузовского образования. Ученый считает, что ситуация, сложившаяся в российской образовательной системе, близка к катастрофической. Особенно это касается школьного образования, а также периферийных вузов, полностью утративших свой потенциал. Преподаватель физического факультета полагает, что причиной развала отечественного образования является не только и не столько плохое финансирование, сколько отсутствие государственной заинтересованности и следующей из нее продуманной политики в сфере национального образования и науки.

- Каково современное состояние школьного образования? Какие перспективы ожидают российскую среднюю школу?

- Самая большая проблема современного школьного образования - отсутствие единой системы. Если школьное образование ушедшей эпохи можно сравнить с большим островом, то теперь мы видим море, где рассеяно множество маленьких островков, каждый из которых выживает по-своему. Повторю, речь идет не о предоставлении знаний, а о банальном выживании. Все думают: «А чтобы нам еще такое сделать инновационное, чтобы получить дополнительное финансирование?»

Никаких перспектив при такой постановке вопроса у школ нет. При этом главная проблема для родителей - чтобы образование не сделали платным. На мой взгляд, основная проблема заключается не в этом. Основная проблема в том, что при таком положении вещей вопрос к ребенку «Кем ты хочешь быть?» теряет всякий смысл. Ребенок перестает понимать, находясь в школьной системе образования, а кем ему нужно быть. Самый лучший ответ, который сейчас гуляет в Интернете - «счастливым». Зачастую под этим понимается некое абстрактное счастье, которое может выражаться в лежании на диване, просмотре телепередач и поглощении пищи. То есть, растительная жизнь. Но это не есть самореализация.

Надо сказать, что и школа отчасти виновата в таком перекосе. Учитель просто не в состоянии ответить на вопрос, а зачем все это нужно - вся эта учеба. Ребенок отдает себе отчет в том, что человек может быть и вовсе необразованным, но в материальном плане жить прекрасно. Если же у преподавателя единственный мотив - зарплата, то он никогда ничему не научит. Где начинаются деньги, там кончается образование. Зачастую выпускники престижных платных школ обладают меньшими знаниями, чем выпускники общеобразовательных учреждений. Нам необходимо вернуться к некой системе, в рамках которой отвечали бы на вопрос, кто ты, что ты будешь делать и зачем.

- Что Вы можете сказать о состоянии российской фундаментальной науки, ее проблемах и перспективах?

- Если говорить о состоянии фундаментальной науки, то тут, прежде всего, принято говорить о прекращении финансирования в 90-е. Действительно, в конце 80-х у нас был ряд больших проектов с ускорителями. Например, разрезной микротрон «РМ-100» должен был стать уникальной установкой, не имеющей аналогов в мире. К сожалению, прекращение финансирования свелось к тому, что этот проект был похоронен, как и многие другие. Ряд проектов был закрыт в подмосковных НИИ, таких как Дубна, Протвино. Дубна выжила за счет того что это крупный международный центр, куда вносили деньги иностранные государства, в частности, Германия.

В 90-е годы наступил определенный паралич фундаментальной науки. Однако не в последнюю очередь он был связан с теми же причинами, которые я упоминал, когда говорил про школу. Это ликвидация самой системы государственной заинтересованности в науке. Ученый, как и учитель в школе, не мог ответить себе на вопрос, а зачем он это делает.

Но свято место пусто не бывает, и в 90-е многие получили приглашения в зарубежные научные центры, начиная от известных ученых и заканчивая молодыми специалистами. Началась так называемая «утечка мозгов». Можно, конечно, дискутировать, следовало ли пытаться реанимировать науку здесь или уезжать на вольные хлеба в Штаты и Европу. Но отсутствие целеполагания внутри государства приводило к тому, что очень трудно было объяснить человеку, почему ему нужно оставаться здесь, в пустом институте с недоделанными неработающими установками. Еще сложнее было объяснить, зачем привлекать какую-то молодежь: подразумевалось, что если человек идет в науку, то нормально он жить не будет.

При этом были люди, которые оставались работать здесь. Они-то и не дали разрушить систему до конца. Сейчас можно констатировать, что научная школа у нас есть. Мы можем надеяться, что завтра будет лучше. В таком случае, у нас есть база, на которой мы будем строить заново. Часть направлений физики частиц были полностью утеряны. По ряду позиций мы очень сильно отстаем от того, что делается, например, на Западе.

Перспективы науки будут зависеть от государственного целеполагания. Если мы услышим, что глобальные, поддерживаемые государством проекты - это не «надувание голубых слонов» в ближнем Подмосковье, а конкретные задачи, связанные с передовыми направлениями в фундаментальной науке, то у нас есть с чем работать, и с помощью кого работать. Следует отметить, что сейчас у старшеклассников и студентов есть интерес к науке и, что особенно приятно видеть, к работе в России.

- Нужна ли нам Академия Наук?

- В связи с этим, естественно, возникает вопрос, на основе чего осуществлять подъем фундаментальной науки. В 80-е - 90-е было модно ориентироваться на зарубежный опыт. Если отталкиваться от зарубежного опыта, то структура фундаментальной науки в России существенно отличается от структуры, скажем в США. В Штатах основная масса науки сосредоточена в университетах. Такой термин, как «Академия Наук США» есть, и такая структура существует, но она не имеет того веса, как в нашей стране РАН, потому что это просто некий клуб ученых, где они могут собираться и обсуждать интересующие их вещи. В Штатах есть и другие научные центры, например Манхэттенская лаборатория, изначально связанная с ядерными разработками, и другие национальные лаборатории, но это меньшая часть науки по сравнению с университетами.

В России ситуация диаметрально противоположная. Основная часть фундаментальной науки в Российской Федерации сосредоточена в Академии Наук. Есть, конечно, и федеральные центры, такие как Саров (они имеют, как правило, оборонный характер), и университетские центры, крупнейший из которых - МГУ. Поэтому заявления Ливанова, что наша Академия Наук неэффективна, и с ней надо что-то делать, равносильны заявлению «Еще что-то осталось? Не все добили? Давайте добьем до конца!» Сказать, что мы можем перейти на американскую систему, и перевести на нее всю науку может разве что слабоумный. Институты РАН до сих пор ведут значительную часть исследований - и национальных, и международных. Поэтому на сей день необходимость Академии Наук не подлежит сомнению, при том, что, конечно, можно ее за что-то критиковать, везде есть свои минусы.

- Какой Вы видите стратегию среднего и высшего образования в России? Какими принципами следует руководствоваться при разработке образовательных методик?

- Собственно, я уже сформулировал основные принципы, из которых следует исходить при формировании образовательной стратегии. Нужна взвешенная государственная политика в этой сфере. Она должна определяться не какими-то там частными лавочками, и не сиюминутным экономическим интересом, и не «эффективным менеджментом», и не выяснением, где можно сэкономить, а совершенно четким представлением о том, что у нас есть своя система, которую необходимо развивать.

Хочется отметить еще один момент. Когда говорят о современной фундаментальной науке, то обычно постулируют ее интернациональность, приводятся примеры эффективно работающих международных центров, таких, как например, ЦЕРН. Действительно, это уникальный центр, огромный научный комплекс, где проводятся интересные исследования, но интернациональная наука - это результат усилий национальных наук. Не будет сильной национальной науки - не будет и международной науки. А Россия - не какая-то маленькая страна, которая может влиться в некий общий котел и вносить туда свой вклад. Следует также помнить, что исследования, связанные с обороноспособностью страны - это не прерогатива для интернационализации науки. Кроме того, потенциальные возможности нашей страны таковы, что мы можем закрывать не меньше трети международной науки. Поэтому наших специалистов с такой охотой принимали на Западе. Конечно, теперь этого уже сказать нельзя - средний балл современных российских специалистов существенно ниже, чем двадцать пять лет назад. Система ЕГЭ сильно ударила, в первую очередь, по областным университетам, но также и по крупным вузам. Если раньше в нашей науке существовали наряду с крупными центрами также периферийные (не в плане географии, а в плане потенциала), то теперь периферия полностью разрушена. Существенно снизился уровень подготовки школьников. Не надо думать, что МГУ это не страшно, МГУ все равно возьмет лучших: «лучших» просто будет негде взять.

Система должна быть реалистичной, но пусть этот реализм выстраивается на базе традиционной системы ценностей. Тогда человек будет чувствовать себя полноценным.

Не надо забывать, что сейчас у нас есть сильный конкурент. Это Китай. Огромное количество китайских студентов учится как на Западе, так и в России. Да, у них проблемы с языком, но они отличаются поразительной усидчивостью и работоспособностью, и это помогает им получить хорошее образование. Поэтому сейчас градиент китайской фундаментальной науки, несмотря на то, что ее изначальная база уступает российской, существенно выше нашего, и об этом не надо забывать.

- Связана ли образовательная система с политическим режимом в государстве, и если да, то как?

- Наверное, ситуация с Китаем и есть ответ на этот вопрос. Безусловно, связана. Потому что ситуация, которая сложилась в нашей образовательной системе за последние два десятилетия и наблюдается сейчас (несмотря на то, что происходят некие позитивные сдвиги), приводит к отсутствию уже упомянутого целеполагания. Либеральная идеология направлена на индивида, смысл жизни которого сводится к растительному существованию. Апологеты этой системы, конечно, скажут, что необразованный человек, он с голоду умрет, но это неоднозначно. Мы уже слышали эти разговоры про этот «чудесный рынок», который всех расставит по своим местам, но никого он, на самом деле, не расставляет. И ситуация, которую мы получили, просто плачевная.

Государство не должно руководствоваться идеологией «делай, что хочешь». Оно должно говорить человеку, что он является гражданином данного государства, его частью, и у него помимо прав, которые государство обеспечивает (в частности, права на то же образование), есть и внутренние обязанности (не то, что его кто-то заставил), понимание того, что он реализуется сам, но в рамках этой системы. Более того, без этого и никакой самореализации быть не может. Конечно, система должна быть не утопичной. Мы читали лозунги «наша цель - коммунизм», а после рассказывали анекдоты. Система должна быть реалистичной, но пусть этот реализм выстраивается на базе традиционной системы ценностей. Тогда человек будет чувствовать себя полноценным. Человек увидит, что все вокруг него выстраивается в некую законченность, и тогда он поймет свое место в системе, и будет стремиться развивать то хорошее, что в нем есть, совершенствовать свои сильные стороны.

- Как Вы оцениваете личность нового министра образования? Образовательная общественность требует его отставки. Кого Вы хотели бы видеть на его месте?

- Действительно, в последние дни и недели идет речь о политике нынешнего министра образования, г-на Ливанова. И действительно, уже все большее и большее количество людей, и даже политики, считают, что этот человек не может находиться на своем посту. Мой взгляд на него очень прост: все его действия, которые он успел совершить меньше чем за год, показывают, что этот господин - действительно, «эффективный» менеджер, только слово «эффективный» я бы, конечно, взял в кавычки.

Он не ученый и не педагог. Не знаю, чем Ливанов занимался, пока учился в Институте Стали и Сплавов. В его биографии есть «победные» страницы, возможно, он и правда хорошо учился, но сейчас видно, что он ставит своей главной задачей вот этот самый «эффективный менеджмент». То есть, условно, мне дали тысячу рублей, а я сто рублей сэкономил. Молодец я? А за счет чего я их сэкономил, и нужно ли было их экономить, а может, еще пятьсот рублей нужно было попросить - этих вопросов я перед собой не ставлю. Он понял, что есть в государстве система, и на нее выделяется много денег, а нужно, чтобы выделялось меньше. Сделаем так, чтобы выделялось меньше. Все. Больше никакие проблемы не решались.

Поэтому вполне здоровая мысль, что в России слишком много вузов (и эта проблема возникла не в 90-е, а раньше), свелась к тому, что сокращать надо государственные вузы. Для чего? Чтобы уменьшить расходы. Поэтому частные лавочки, которые выдают липовые бумажки, называемые «дипломами», ослабляют и дискредитирует государственную образовательную систему, никто не трогал. Можно сделать вывод, что министр не видит ни образования, ни науки, он занимается какими-то другими вещами, насколько правильно и эффективно, это уже другой разговор, но ни к образованию, ни к науке это отношения не имеет. Поэтому совершенно закономерно желание видеть на этом посту другого человека, действительно близкого к проблемам образовательной и научной системы в России.

- Нужно ли нам ориентироваться на зарубежные модели при выработке собственной модели образования? И нужна ли нам собственная модель? Может быть, достаточно «мирового опыта»?

- В связи с обсуждением перспектив нашего образования очень много говорится о различных моделях. Все подобные модели строятся по двум принципам. Это пошло с самого начала перестройки. Либо эти модели просто скопированы с Запада. Например, попытки сделать из нашей школы некое подобие американской. Начальное образование из трехлетнего сделали четырехлетним, растянули программу, существенно снизили требования. Появились немыслимые учебники, где для изучения вместо разумных классических произведений стали предлагать совершенно непонятные стихи и прозу современных «писателей» и так далее. Учебники, разрушающие систему образования, были направлены на то, чтобы сделать из школы развлекуху.
Известно, что начальная школа в США - это нерегулярные занятия, никаких парт, что-то вроде продвинутого детского сада.

А вторая часть - это инновационные школы, где предлагались некие необдуманные методики. Например, в 90-е годы активно продвигались методики, предлагавшиеся не педагогами, а людьми, которые пришли с улицы, взяли и написали книжки. У него четверо детей, он с ними занимался, и ему «показалось», что так нужно.

У нас есть свои модели образования, поэтому не нужно изобретать велосипед. Необходимо построить свою школу заново, естественно, исходя из принципа, что в одну реку не входят дважды. Поэтому, если у нас есть какие-то технические средства, например, интерактивные доски, проекторы, компьютеры, конечно, не значит, что их надо выкинуть и писать мелом на доске. Но писать мелом на доске тоже надо. Известно, что написанное на доске наилучшим образом фиксируется. Самая высокая оценка со стороны студентов тех лекций, где лектор обязательно часть материала записывает мелом. Для того чтобы заинтересовать человека на популярной лекции, можно показать слайд-шоу. Но классические методы могут и должны использоваться.
Что касается опыта других стран, надеюсь, что мы уже наездились, насмотрелись и наелись, и не будем падать в обморок, увидев мостовую, вымытую с шампунем, или какую-то витрину. К этому надо относиться как к некой части нашего большого мира, которую можно попытаться использовать, но предельно аккуратно.

- В настоящее время на разных уровнях говорят о кризисе российского образования. Что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?

- В настоящее время вообще очень много говорят о разных кризисах, в частности, о кризисе образования и науки. Могу сказать следующее: я бы разделял две стороны дела. Во-первых, есть негативная тенденция в мировой науке вообще. Я слышал такое выражение, как «коллапс науки». Есть мнение, что в науке происходит некий застой, и чуть ли не ее сворачивание. Думаю, что в настоящее время наука находится в некой пограничной точке, когда проблем перед ней гораздо больше, чем способов их решения. Но это не специфически наша проблема, а общемировая. Если в Московском университете не могут рассказать об устройстве мира, то не надо думать, что если мы поедем в Калифорнийский технологический институт, нам там об этом быстренько расскажут.

Особенность нашей ситуации заключается в том, что, помимо этой мировой ситуации, мы сами находимся в точке, где предстоит сделать выбор. Пойдем мы по пути эффективного менеджмента и копирования западных образцов, чтобы раствориться в какой-то эфемерной международной науке или будем развивать собственную систему, которая станет частью мировой науки. Безусловно, международные контакты существовали всегда, и в эпоху Холодной войны, и будут существовать дальше, и это нормально. Нам же нужно определиться с дальнейшими целями, чтобы не смотреть с тоской на студента, когда он задает нам вопрос, чем ему заниматься, а сказать: «Что, ты сам не видишь?»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 мая 2013 07:45
    Во многом он прав. Если Государство не определилось, что,да зачем, то как оно может навести порядок? Но России очень нужны ПО НАСТОЯЩЕМУ образованные люди. Так как благодаря "СВЕТУ" ученья мы сможем выбраться из той "тьмы" в которой оказались
    1. +2
      11 мая 2013 09:57
      Цитата: svp67
      Во многом он прав. Если Государство не определилось, что,да зачем, то как оно может навести порядок?

      Государство самоустранилось от образования!
      Вот этот вакуум и заполнили всякие Фурсенки!!!трактуя образование по своему.....
      1. +4
        11 мая 2013 10:51
        [media=http://so-l.ru/news/show/6370215]
        Может кого заинтересует из форумчан.
        Старые советские учебники (скачать)
        1. +1
          11 мая 2013 15:41
          Цитата: sergo0000
          Старые советские учебники (скачать)

          Большое спасибо!!!!
          1. +2
            11 мая 2013 16:42
            Всегда пожалуйста! love Сам скачал больше половины.
      2. +4
        11 мая 2013 12:46
        Цитата: APASUS
        Государство самоустранилось от образования!
        Вот этот вакуум и заполнили всякие Фурсенки!

        Ну какой же Фурсенко "всякий"?
        Он знаком с Путиным с 1991 года.Министром стал в 2004 году.Все реформы образования проводил он.Сейчас в администрации президента.
        Так что,то что сейчас творится в сфере образования и есть государственная политика.
        1. +3
          11 мая 2013 13:17
          Цитата: baltika-18
          Ну какой же Фурсенко "всякий"?

          Я написал всякие Фурсенки имея ввиду людей формирующих политику в области образования.
          Вернее сказать - ничего не формирующих ,а просто катящихся по наклонной в пропасть!!!
    2. 0
      11 мая 2013 15:28
      ААААА мне это долбанное ЕГЭ сдавать!!!))))
      1. +2
        11 мая 2013 15:55
        sergo0000

        Спасибо за учебники!
        Ещё нашим внукам пригодятся!
        1. 0
          11 мая 2013 16:47
          Цитата: aviamed90
          Ещё нашим внукам пригодятся!

          Конечно пригодятся! hi
  2. +6
    11 мая 2013 08:01
    Нужны не только образованные люди, но и патриоты своей страны! А что толку - выучится и за границу, или дома воду болотную мутит! В школах изучают "преступления советского периода", а "Повесть о настоящем человеке" не читают, школьники не знают героев войны, боевых традиций!
  3. +4
    11 мая 2013 08:05
    А еще бы неплохо иметь толкового министра образования. Нынешний кажется не совсем на своем месте.
    1. +1
      11 мая 2013 08:39
      Цитата: a.s.zzz888
      А еще бы неплохо иметь толкового министра образования. Нынешний кажется не совсем на своем месте.

      Толи еще будет!
    2. +5
      11 мая 2013 08:41
      Цитата: a.s.zzz888
      Нынешний кажется не совсем на своем месте.

      У нынешнего место там же где и у бывшего министра обороны но они похоже туда не попадут а жаль.
  4. vladsolo56
    +6
    11 мая 2013 08:10
    У меня сосед мальчишка 12 лет, так вот он как-то в разговоре сказал: "Зачем учиться хорошо, когда это никому не надо, главное уметь вертеться, знать как добывать деньги, образование в этом процессе не главное" Это конечно не дословно, но по сути. И это мнение не одного ученика, это мнение большинства. Не зря же до сих пор почти все девочки мечтают о модельной карьере, где уж точно образование ни к чему. Мальчишки все чаще думают о торговле или криминале. Где по их мнению образование тоже не играет главную роль. Школа на сегодня вообще устранилась от воспитания, только выдача информации, и не более, промышленная технология, только вот кто же брак будет устранять. Наверное дальше работа МВД.
  5. +8
    11 мая 2013 08:27
    Как руководитель-производственник с сотнями подчиненных заявляю, что стране важнее хороший директор школы, чем я. Важнее хороший преподаватель, чем мой лучший мастер. Промпроизводство и даже сельхозпроизводство вторично, надстройка по отношению к образованию. Ошибки плохого учителя, даже ошибки в воспитании, не в знаниях, тяжело отражаются и на производстве, и в быту.
  6. djon3volta
    +4
    11 мая 2013 08:32
    сейчас типа модно учится,понатыкали институтов в каждом городишке и штампуют непонятно кого и зачем с высшим образованием.порой спросишь у такого - какая скорость света?или какой радиус земли?они отвечают - сам fool .вот и всё их образование wassat а ведь некоторые учатся для получения второго высшего!и я знаю зачем некоторые учатся до 25-30 лет,а что бы подольше не работать,а говорить всем Я УЧУСЬ,ВОТ КОГДА ОТУЧУСЬ ТОГДА БУДУ РАБОТАТЬ НА ПРЕСТИЖНОЙ ВЫСОКО ОПЛАЧИВАЕМОЙ РАБОТЕ laughing а многие спецально стремятся уехать в другой город на учёбу,я тоже знаю зачем,но не буду писать об этом,сами догадайтесь.а ведь раньше те кто как говорится отучился 3 класса поумней в жизни будут,тех кто сейчас имеют 1-2 высших,ведь это видно не вооружённым глазом!
    а вообще если так прикинуть,основной массе населения вполне достаточно уметь читать,писать,считать,ну и знать что смородина бывает чёрной,красной и белой,а собака может укусить.всё равно из 100 человек с ВО 3-10 устроятся по проффесии,остальные пойдут в продавцы,водилы,или бумажки печатать в офисах и организациях,или шпалы укладывать.знаю я таких не мало,если знакомств нет,мало шансов хорошо устроится.
  7. dizelniy
    +3
    11 мая 2013 09:17
    Часть группировок фактически управляющих государством поставили своей целью свести интересы молодёжи к пиву и телевизору.Всё пока идёт соглано выводов изложенных в"Пределах роста", "Римского клуба".
  8. +2
    11 мая 2013 09:30
    Полностью согласен с Автором. Может где-то и строятся новые научные центры, но старые, "заслуженные" -увядают. Мне далеко ходить не надо. УРО РАН - под рукой. Отдельные впечатляющие проекты (на вроде арктических экспедиций ) - исключения на фоне правила. В высшем образовании вообще вакханалия творится. Из 2 уважаемых вузов УрГУ им. Горького и УПИ им. Кирова сделали 1 неуправляемый монстр УрФУ им. (горького пьяницы) ельцина. Бред. Внутри зданий уважаемых институтов (например ИФМ) время остановилось. Вместе с обветшалой штукатуркой и скрипящими полами. Средний возраст научного состава такой, что лучше не вычислять...А то, что за бугор многие сбежали. Так не всё в этом так плохо. Сколько из них уже награждены (по линии разведки)? Вы знаете? Вот и ни кто не знает. В Америке по этому поводу уже давно истерят. Русских то везде уже полно.И в НАСА и на боинге и т.д..
  9. 0
    11 мая 2013 09:31
    Но сдвиги то есть, есть. Правда пока похожие на шевеления.
  10. +8
    11 мая 2013 10:07
    А всего то нужно ВЕРНУТЬ СОВЕТСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ! Даже если добавлен еще один год в начальной школе - то за счет этого усилить патриотическое воспитание, ввести уроки мужества, да много чего можно сделать! Воспитание начинается с раннего детства. Буквально с детского сада можно и нужно вести эту работу, если уж родителям некогда!
    Ну это же бред какой-то. В Японии используют самые лучшие советские методики, в Германии - есть и успешно действует центр А.С. Макаренко, в Англии уже заявили, что будут перенимать и внедрять советскую систему образования. А мы все руками разводим: "Что делать?" ДЕЙСТВОВАТЬ!!!!
    1. Netto
      +2
      11 мая 2013 16:14
      Воспитание государством человека - на волне борьбы с этой догмой и пал СССР. Хотели свободы - так получите! Народ в большинстве своем ей отравлен донельзя, может и мы сами тоже хлебнули. Недавно сделал на улице замечание мальчишке - пластиковую бутылку допил и бросил прямо на дорогу. Так этот мерзавец, с таким удивлением и презрением на меня посмотрел, типа а че я должен тут всем!? Заставил конечно выбросить в урну, но старого человека этот гаденыш я думаю послал бы на три буквы. Родительское воспитание такое.
  11. Жека
    0
    11 мая 2013 10:23
    Раньше была чёткая идеология(пусть и недостижимая но очень хорошая и светлая): светлое будущие коммунизма и прогресса. И вся плановая экономика выстраивалась под идеологию, поэтому СССР добился столь высоких высот, а остальные западные страны ровнялись на "дикарей" коммунистов. Если бы не СССР то по сути не было бы такого научного прогресса прошлого столетия!
    Какова же идеология современной "демократической" России? Что то я не слышал что бы президент говорил какова же конечная цель государства - Российская Федерация. а цель проста - воруй, обманывай! Без частичного возвращения плановой экономики и конкретной цели государства - у Российской Федерации нет будущего.
  12. +4
    11 мая 2013 10:56
    - Нужно ли нам ориентироваться на зарубежные модели при выработке собственной модели образования? И нужна ли нам собственная модель? Может быть, достаточно «мирового опыта»?
    Вот что говорит об образовании в США известный американский физик Митио Каку (потомок японских эмигрантов): "США имеют худшую систему образования, из всех, что мне известны. Знания наших выпускников ниже, чем в странах третьего мира. Каким же образом научная элита США еще не потерпела коллапс? Мы производим поколение идиотов - посмотрите наше ТВ и реалити-шоу. И я вам скажу: у Америки есть секретное оружие, которое называется виза для иностранных ученых H-1B. Забудьте о Гугле, забудьте о Силиконовой долине - все это сделали не американцы, а мигранты. США высасывают лучше мозги со всего мира - Индия, Китай, Россия. А сами мы плодим идиотов".
    Реакция Джона Кеннеди на полет Гагарина:
    «Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придется учить русский язык».
    Великую отечественную войну выиграл советский десятиклассник!
    Западу (и его пособникам) НЕ НУЖНО у нас ПОЛНОЦЕННОЕ образование. Если Мозги пробились,то их подберут и увезут.
    -отсутствие цели у государства.
    Цель(у нонешнего псевдосреднего якобы образования) есть- создание бессловесных,малофункциональных роботов,которыми легко манипулировать...
    Нужно,в первую очередь,вернуть КЛАССИЧЕСКОЕ образование. Что касается высшего,то только до брежневское-когда в институты стали массово брать "по блату" , "ставку на национальные кадры", когда любого "овцевода" с радостью принимали в ВУЗы по разнарядке.И были разнарядки на "спортсменов" ,в частности, ЕБН.
    А потом такие "специалисты и реформаторы" СССР и угробили.
    Пока со сребролюбием, славолюбием, сластолюбием и словоблудием не покончим,все останется на круги своя.И не какие реформы не помогут!
    1. +1
      11 мая 2013 13:06
      Понимаете, не нужны действующей и будущей "элите РФ" образованные люди, не нужны, а нужно управляемое стадо для работы. Быдлом легче управлять и запросы его просты -"хлеба и зрелищ"
  13. +6
    11 мая 2013 11:11
    Был такой дядька: Отто Эдуард Леопольд Карл-Вильгельм-Фердинанд герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен, так говорят, что он на полном серьёзе утверждал, что любую войну выигрывают хорошее оружие и школьный учитель. Мудрый мужик был, жаль не русский request
  14. +3
    11 мая 2013 11:51
    Реформаторов образования под суд! (без права переписки.) Хотелось б дождаться времен, когда на вопросы по этой теме Путину ПРИДЕТСЯ ответить!!! am
    1. +1
      11 мая 2013 18:31
      А горбач ответил?
  15. +5
    11 мая 2013 12:06
    Нет цели? А что каждый год путин вещает с высоких трибун? Да у нас целей - целый воз и ещё маленькая тележка! Главная причина неудач нынешнего режима в том, что люди не верят этой власти. Ведь их слова расходятся с делом, а люди это видят. Вторая причина заключается в том, что нынешние рукамиводители чувствуют, что они временщики. За оставшееся им время, чувствуя безнаказанность, они стремятся награбить как можно больше. Поэтому не надо опять пытаться развесить нам лапшу на уши - нет целей stop
  16. DeerIvanovich
    +1
    11 мая 2013 12:57
    реформировать отлаженный механизм может только
  17. lars
    +1
    11 мая 2013 13:33
    "...отсутствие государственной заинтересованности и следующей из нее продуманной политики в сфере национального образования и науки"
    Уж очень похоже, что она как раз и есть, но какая ...
  18. +1
    11 мая 2013 14:48
    а зачем нужен человек если и так все "известно". чтобы на нем делать бабки. эпоха нефтяной финансовой пирамиды для получения благ выше стоящим в ней.
  19. +1
    11 мая 2013 18:28
    Самая большая ошибка,это повсеместное и принудительное насаждение высшего образования,хотели чтобы все были умными,а получилось как всегда,разрушили профессиональные училища,технические средние учебные заведения-итог теперь все *умные с дипломом о высшем образовании* и работать некому или как говорят молодые *западло*
  20. +1
    11 мая 2013 19:18
    <<<Мы уже слышали эти разговоры про этот «чудесный рынок», который всех расставит по своим местам, но никого он, на самом деле, не расставляет. И ситуация, которую мы получили, просто плачевная.>>>
    Ох уж эти "еффективные менеджеры" с их "чудесным рынком", который сам все отрегулирует. Может быть достаточно одного еффективного менеджера Пер...юкова, который так нарегулировал, что едва не осталось уже самого объекта ( Армии), который подвергся "рыночному регулированию"! Неужели нужно ждать когда другие "эффективные менеджеры" достигнут подобных "успешных результатов" и в других областях: в образовании, в науке, в модернизации экономики, в здравоохранении..? Если так долго "запрягать", то можно вообще НИКУДА не "поехать"!
  21. aleksandr.k
    +3
    11 мая 2013 19:34
    Дело за малым, убрать этих уродов, которых ставит в правительство путин, а потом (или сначала) его самого.
  22. +2
    11 мая 2013 20:17
    Великие открытия российских ученых (Ломоносов, Менделеев, Попов, Павлов ....) в истории мировой науки сделаны без помощи государства.В 20 веке наше государство поддерживало, в основном, науку оборонного характера. Я уверен, что все государства, в первую очередь поддерживают науку, которая определяет силу и мощь страны. По вопросу образования: Я учился в средне-техническом военном училище (ХВАТУ) в шестидесятых годах. Теории было мало, но прибывая в войска, мы умели отремонтировать радиостанцию, знали принципиальную схему устройства, были на "ТЫ" с аппаратурой. Сейчас в полк приходят специалисты из "высших" училищ, "теоретики", которые не могут эксплуатировать системы связи, солдат не могут ничему научить (а иногда их солдаты учат). Об этом все знают. Но порочную практику использования "высших" училищ никто не прекращает. А Армии нужны средне-технические училищ, которые делали и должны делать профессионалов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»