Первые кадры СВО: вспомним, как это было

30 896 66
Первые кадры СВО: вспомним, как это было

Ровно четыре года назад, 24 февраля 2022 года, началась специальная военная операция по защите жителей Донецкой и Луганской народных республик. В средствах массовой информации и соцсетях сейчас многие вспоминают те дни, когда даже предположить было невозможно, что СВО перешагнет четырехлетний рубеж.

Как говорят у нас, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Ниже небольшая подборка видеороликов тех дней конца февраля и начала марта, когда ограниченный контингент ВС РФ вошел в ЛДНР и начал достаточно стремительно освобождать территории и населенные пункты от войск ВСУ.





Вначале видео, которое 21 февраля было показано по российским, и не только, телеканалам. Заседание Совбеза РФ под председательством президента России Владимира Путина. Речь шла об официальном признании независимости ЛНР и ДНР, что, фактически, стало первым шагом к объявлению СВО. Многие тогда обратили внимание, что директор СВР Сергей Нарышкин с заминкой и только при прямой постановке вопроса главой государства выразил свое согласие с таким решением.



Многое из кадров того времени сейчас кажется неестественным. К примеру, первое видео, на котором колонна нашей бронетехники уже с опознавательными знаками, ставшими символами спецоперации, с бойцами на броне проезжает через населенный пункт. Такое «парадное» передвижение, да ещё с длительными остановками, как и значительное скопление техники и военных в одном месте, уже давно не практикуются даже на достаточном удалении от ЛБС в тылу. Как и свободные перемещения бойцов, не смотрящих в небо и под ноги, штурмы зданий в составе десяти и более солдат.



Похожий ролик с колоннами техники на дороге, обочинах и в населенных пунктах четыре года назад сняли бойцы Росгвардии. Новое в нем то, что показаны первые украинские военнопленные. Тогда они еще не представлялись поварами, санитарами и прочими «водителями».



Первая трансляция видео от Министерства обороны России в официальном аккаунте «Телеграм» датирована 12 марта 2022 года. На нем запечатлена встреча в пгт Новоайдар (к северо-западу от Луганска) передовых частей подразделений Народной милиции ЛНР, наступавших на поселок с юга, и ВС РФ, двигавшиеся к нему с севера. Встреча состоялась 3 марта у блокпоста на въезде в город, где представители сторон обсудили текущую обстановку и начали координацию дальнейших действий по освобождению территории Луганской Народной Республики. Сообщается о первых трофеях.

Российскими военнослужащими в ходе взятия населенного пункта также была захвачена военная техника ВСУ, в том числе бронетранспортеры, боевые разведывательно-дозорные машины и другая техника.

На кадрах среди ополченцев НМ ЛНР из машины выходит женщина с автоматом и в бронежилете. За независимость Донбасса с 2014 года бились все.



Второе видео от российского военного ведомства показывает высадку в конце февраля тактического десанта ВДВ ВС РФ с вертолетов и взятие под контроль одного из аэродромов на Украине. Какого именно, в комментарии Минобороны не сообщается. Хотя в соцсетях отмечается, что это тот самый аэропорт «Антонов» вблизи с Гостомелем под Киевом. Причем бои на земле не показаны, но есть кадры ухода нашего вертолета от ракеты ПЗРК Stinger. Сейчас даже представить невозможно повторение такой дерзкой десантной операции.



Еще одно короткое видео первого дня, вновь колонна бронетехники ВС РФ и, возможно, один из первых кадров с тяжелой огнеметной системой (ТОС), причем на буксире. Внешних повреждений вроде нет, сложно сказать, что случилось с ТОС.



Ну и в завершение. Запись видеообращения тогда еще легитимного президента Украины Владимира Зеленского от 24 февраля 2024 года. Говорит вначале на украинском, затем на русском, обращаясь «ко всем гражданам России». Вспомнил даже про деда, «который прошел всю войну в пехоте Советской армии», а умер в звании полковника «в независимой Украине». Утверждает, что Украина воевать с Россией не желает.



Пройдет совсем немного времени, Москва в качестве «жеста доброй воли» отведет войска от Киева. Зеленский, по наущению британского премьера Джонсона, откажется от уже согласованного в Стамбуле мирного договора. Нынешние кадры из зоны конфликта, как и сегодняшнее пафосное видеообращение киевского узурпатора, кардинально отличаются от видео, снятых в первые дни СВО.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    24 февраля 2026 17:00
    Я помню начало СВО...как наших бойцы попадали в засады и ловушки укронациков...абсолютно не были готовы к этому наши отцы-командиры и те кто планировал СВО.
    Потери тяжелейшие.
    1. +12
      24 февраля 2026 17:04
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Потери тяжелейшие.

      Мирных жителей много пострадало. За последние четыре года примерно 8 тысяч мирных жителей России погибли от атак ВСУ, пострадали как минимум 27 тысяч человек, сообщил посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник.
      Только на 5-й год СВО и на 12-й год после начала конфликта в целом некоторые начали догадываться, что украинцы — это не просто такие забавные персонажи из анекдотов.
      1. +18
        24 февраля 2026 17:18
        "украинцы — это не просто такие забавные персонажи из анекдотов."

        Есть на  topwar  такая статья"Что осталось от былой военной мощи Украины" 23 ноября 2013 г.
        ‎отрывок из неё
        ‎...
        ‎"Что касается России, то сопротивляться ей Украина не способна по всем параметрам. Сегодня ВС РФ получили над ВС Украины очень существенное превосходство по количеству и качеству техники и уровню боевой подготовки. Но главное даже не в этом, а в том, что для значительной части населения Украины «своей» страной является именно Россия. Чрезвычайно заметная часть потенциальных солдат и даже офицеров ВС Украины в случае войны против России не просто немедленно сдадутся, но прямо изъявят желание встать под трехцветное знамя против «жовто-блокитного».

        ‎Таким образом, ВС Украины, продолжая поглощать значительные деньги из находящегося в катастрофическом состоянии украинского бюджета, никакой обороноспособности стране не обеспечивают. Впрочем, никакая обороноспособность ей и не требуется."
        1. +13
          24 февраля 2026 17:27
          Ну так в ноябре 2013 примерно так всё и было.
          1. +1
            15 марта 2026 03:54
            Цитата: Cartalon
            Ну так в ноябре 2013 примерно так всё и было.

            Вы очень сильно заблуждаетесь! Так тезисно : в 1992 г. не стал принимать присягу и уехал в ЛенВО, причём в Заполярье. Про присягу очень красочно было показано в фильме (72 метра )! Короче нашлись русские и приняли присягу! Как же я был удивлён в 1993 году, когда увидел этих ( назвать офицерами язык не поворачивается!) в заполярье! Ну и в догонку в 1992г. Кравчук ( на тот период первый секретарь Коммунистической Партии УССР) заявил, что в детстве носил продукты в "схроны" бандеровцам! Причём это было сказано с таким восторгом... Так, что не заблуждайтесь ! Это началось не 2000-х и даже не в 90-х , а гораздо раньше! Многие склоняются к мысли, что это Хрущёв открыл ящик "пандоры", честно говоря я с ними согласен!
        2. +18
          24 февраля 2026 19:15
          ВСУ после 2014 года начали восстанавливаться. И весьма успешно. Как наши "стратеги" за последующие 8 лет этого не заметили - ума не приложу.
          1. +5
            25 февраля 2026 11:11
            Уже в 2015 у ВСУ было заметное улучшение по артиллерии.
            Последняя победа России в Дебальцево далась уже с трудом и с потерями.
            Несмотря на переброску кадровых войск в подкрепление к ополченцам.
            ВСУ выучились на поражениях 2014 года.
            1. +4
              26 февраля 2026 11:57
              Это было очевидно, просто на основе открытой информации. Не буду голословен, вот скрин моего комментария 2017 года. И это я, конечно, еще оптимист был.
        3. +1
          24 февраля 2026 19:16
          Автора - в студию первого канала. Пусть там такими прогнозами публику забавляет. А лучше - в КВН.
    2. +21
      24 февраля 2026 17:11
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      абсолютно не были готовы к этому наши отцы-командиры и те кто планировал СВО

      перед глазами была беспрецедентная по своей организации, операция по присоединению Крыма
      и в Кремле были уверены, что ровно так же получится со всей СВО
      а получилось... так, как получилось
      1. +11
        24 февраля 2026 17:18
        Если бы в апреле 2014-го это было,то может и получилось бы как в Крыму...
        1. -12
          24 февраля 2026 19:11
          В апреле 2014 воевали бы ополченцы не против укропа тогда, а против нас. Настроения в том же Донбассе были 50 на 50, но мы с ними воевать не пришли, а лохлы - пришли. Ну и конечно, как именно пришли очень повлияло. Но даже при этои именно на Донбассе возникло куча именно подразделений проукраинских. Войди в 2014 году на Донбасс РФ - их было б кратно больше.
          ПиСи: если кто забыл, на оранжевом майдане Луганск прыгал выше всех. Из-за этого например у нас стадион Спартак на 2 года позже открыли - ххлы решили, что нефиг поставлять уже оплаченый товар небратьям. ИМЕННО из Луганска
          1. +18
            24 февраля 2026 19:20
            В апреле 2014 года на Донбасс зашел Стрелков и сотня его соратников, через несколько недель у него в распоряжении был гарнизон Славянска численностью 2 тыс. человек. Забыли уже? А ЛНР когда образовалась?
            1. -4
              24 февраля 2026 19:26
              И в то же самое время в Донецке делили власть, соображали куда податься, а танковый полк, расположеный в самом Донецке, исправно нес службу под сине-желтой тряпкой, и никто танки двигать помогать Славянску не собирался... Это к слову.
              Вообще не факт, что будь на месте Порося с Трупчиновым кто поумней - те же Плотницкие не побежали бы славаукраинить
              1. +4
                24 февраля 2026 19:36
                Что еще за танковый полк в Донецке? Впервые слышу. Там была часть Нацгвардии, но ее в мае разоружил Ходаковский.
                1. -6
                  24 февраля 2026 19:59
                  Была, улицу уже не упомню, прям в черте города стояла. На западе города. Даже когда из Славянска уцелевшая броня в Донецк приехала - эти танки стояли в КАДРИРОВАНОЙ части, а Захарченко чуть не шлепнули со злости. Его кстати раньше ОЧЕНЬ не любили
          2. 0
            24 февраля 2026 19:24
            Смотря когда мы пришли бы.
      2. +7
        24 февраля 2026 17:56
        В оперативно -тактическом планировании Крым - это остров. Это было и во время ВОВ, причем в обе стороны. Перешеек и стрелу перекрыл батальоном и все, делай что хочешь. А на материке все по другому
      3. -3
        24 февраля 2026 19:01
        Города берут генералы, города сдают солдаты. Победой Крыма кремль был удивлён, а "элита" возмущена. Кто посмел?
      4. +11
        24 февраля 2026 19:18
        Государство Россия не сработала. С черномырдиными, зурабовами, сердюковыми, нарышкиными... Это всё результат кадровой политики президента.
        1. 0
          25 февраля 2026 17:20
          И какой пердимонокль внутри самой России,оборачиваясь назад,везде, свинидзе на ВГТРК ,чубайсятина,собчатина дом-2,эхо мойсквы,либерасня куражится,полжизни прошло,а не так много что изменилось,спасибо приёмнику Ельцина.Но если бы он не решился на не простой выбор,в каком положении мы бы оказались?Возможно избежали внутренней гражданской войны .
      5. +4
        25 февраля 2026 00:06
        Цитата: sdivt
        беспрецедентная по своей организации, операция по присоединению Крыма

        Не забывайте после этого были 8 лет бесконечных "перемирий" с попытками выторговать автономию для ЛДНР. Отсюда и иллюзии того, что по серьезному Запад деньгами и вооружением в войну не ввяжется. А они не только ввязались, но еще приготовили массу дипломатических и экономических ловушек в которые ВС РФ и "многомудрый" Лавров вписывались с завидным постоянством.
    3. +11
      24 февраля 2026 17:17
      Тогда в засаду попал Кузбасский ОМОН, были погибшие.Зять двоюродной сестры был контужен,но вышел к своим и вытащил раненого коллегу.Получил "За отвагу". Сейчас снова там,но уже в охране тыла.
    4. +2
      24 февраля 2026 19:03
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      абсолютно не были готовы к этому наши отцы-командиры и те кто планировал СВО

      Они наказаны?
    5. +4
      25 февраля 2026 14:40
      Я тоже помню, как лежали в ряд десятки убитых наши бойцов, как убивали нацики наших безоружных пленных. Вечная им память!
  2. +18
    24 февраля 2026 17:14
    Я по наивности своей думал, что все это закончится недели через две-три. А вышло........
    1. +5
      24 февраля 2026 19:21
      А мы что, военные? Тоже насмотрелись болтунов по ТВ. Когда пошло в народе, что растянется лет на семь - подумал, зачем распространяют болтовню каких-то идиотов. Но они видимо из тех, кто в 85-м говорил, что перестройка закончится перестрелкой. Теперь принимаю любые негативные прогнозы, вплоть до... страшно сказать.
    2. +1
      25 февраля 2026 14:45
      Тогда многие так думали.
  3. +3
    24 февраля 2026 17:28
    Бабки рекой текут хинзирам с нулевой отчетностью, дохнет на войне быдло которое не вписалось в реальность и не смогло порешать с мобилизацией.
    Хинзирам только официально 450+ миллиардов долларов за 4 года дали (для понимания бюджет Украины на 2021 год 37,5 миллиардов). То есть они считают у них был бюджет в 37,5 млрд и им докинули еще по 112,5 млрд сверху в год…. и бюджет стал х4.
    Ладно там часть вооружением накидывали (условно в кредит, который они возвращать не собирались изначально), но и баблом туда зашли на х2 в год, для них это золотая жила.
  4. -5
    24 февраля 2026 17:40
    Конечно, если бы Запад не стал вооружать Украину, то война в 2022 и кончилась бы несмотря на все наши ляпы. Но, увы разведка о намерениях Запада доложила неточно.
    А сейчас выхода два: мобилизация и ещё год войны с потерями или достаточно мощное применение ТЯО по военным и инфраструктурным целям.
    1. +2
      24 февраля 2026 17:52
      Думаю,от применения ТЯО нам не уйти,как бы нам этого,не хотелось. Враг- коварен и понимает только,силу. Три западные области Украины- весьма подходят в качестве цели- и географически,и менатально. Они давно напрашиваются стать " буфером". Безжизненным,буфером.
    2. +3
      24 февраля 2026 18:23
      Была уже мобилизация , 3 года назад и .....? Или вы предлагаете под миллион и "мясом "закидывать ?
    3. -1
      24 февраля 2026 19:06
      Детские мысли вслух. Видать далеко звон был.
    4. +5
      24 февраля 2026 19:23
      По-моему, тут и разведка была бы лишней. Просто голову включить.
    5. 0
      24 февраля 2026 19:27
      Применение ТЯО возможно только по штабам и то не ниже дивизии.А ещё по разного рода стационарным целям типа ТЭС или ж.д.станциям.
    6. +10
      24 февраля 2026 19:52
      Цитата: Алексей Лантух
      достаточно мощное применение ТЯО по военным и инфраструктурным целям.

      Инфраструктурные цели все в городах. Предлагаете бить ЯО по городам?
      Военные цели все рассредоточены - дивизиями никто не сидит, бить по ротному опорнику - ну такое себе
      1. +1
        24 февраля 2026 22:59
        Если 30% военного производства находится в Киеве, то почему по нему (по заводам ВПК) не ударить несколькими зарядами. Конечно, необходимо за 3-5 дней население предупредить о предстоящем ударе. А для неверующих предварительно провести тестовый удар малым зарядом, например, по Дарницкому жд мосту.
      2. -3
        25 февраля 2026 12:27
        Предлагаю бить по Банковой во время очередного официального заседания. Замечательно получится. А потом ударит по Администрации Львова. Тоже хорошо получится.
        1. +1
          25 февраля 2026 12:41
          Цитата: cast iron
          Предлагаю бить по Банковой во время очередного официального заседания. Замечательно получится. А потом ударит по Администрации Львова. Тоже хорошо получится.

          Тогда надо выводить войска и бить по всей территории Украины ЯО - че после Киева и Львова мелочиться то???
      3. -3
        25 февраля 2026 17:25
        По тоннелям в Карпатах,да мало -ли целей
        1. +2
          25 февраля 2026 17:45
          Цитата: ДАА УЖ
          По тоннелям в Карпатах,да мало -ли целей

          Для начала почитайте - что они из себя представляют
          1. -1
            25 февраля 2026 17:53
            Для начала почитайте - что они из себя представляют.

            Не знаю вы там ,в тоннеле хоть одном были.Я да.проблема в точном поражении.
    7. +3
      25 февраля 2026 11:00
      Да судя по реакции Нарышкина(глава первого управления - разведка), он вполне адекватно оценивал ситуацию. А вот что официально докладывали на верх, или как это принимали на верху, большой вопрос.
      1. +2
        25 февраля 2026 14:52
        Да ничего он не оценивал. В своей статье за март или апрель 22года Нарышкин заявил, что СВР на Украине не работала.
      2. +1
        25 февраля 2026 17:31
        indeveral]Да судя по реакции Нарышкина(глава первого управления - разведка), он вполне адекватно оценивал ситуацию. А вот что официально докладывали на верх, или как это принимали на верху, большой вопрос.

        Не переоценивайте Нарышкина,случайный человек,с кучей психологических проблем,как он вообще медкомиссию прошёл,номер отбывает.Это не Евгений Максимович Примаков мудрейший и авторитетнейший государственный муж.
  5. +8
    24 февраля 2026 17:50
    Опять на уме извечный вопрос:"кто виноват (во всём этом безобразии) и что делать?"
    1. -8
      24 февраля 2026 18:45
      У вас разве такой вопрос? У Донбасса такой вопрос не возникает. И почему это так? А если чуть назад -то можете поинтересоваться про убитую небесну сотню вальцмана да и про печеньки нуланд деньги байдына . А еще раньше про сожженную конституцию "бандерлянда" коцанорылым .
    2. +2
      24 февраля 2026 19:24
      Известно кто. Просто озвучить ссыкотно.
    3. 0
      25 февраля 2026 17:34
      двп]Опять на уме извечный вопрос:"кто виноват (во всём этом безобразии) и что делать?"

      Кадры решают всё ,которые принимают верные,дальновидные решения.
      1. 0
        25 февраля 2026 17:45
        Да кадры решают все! Денису Мантурову присвоили звание Героя России! Несомненно заслужил! Осталось четыре года до 2030 , когда они с Максимом Решетниковым должны поставить тыщу авиалайнеров.
  6. +12
    24 февраля 2026 18:43
    Грустно и больно вспоминать…………
  7. +3
    24 февраля 2026 19:01
    Четыре года назад колонны с Крыма встречали байрактары на Чонгаре. Среди них мои знакомые. Только потом их приземлили, эти байрактары.
    1. +9
      25 февраля 2026 12:30
      За первую неделю СВО по офиц докладам погибло 500 российских солдат и офицеров. А в сентябре уже 5000. Официально. Каждый раз слушал доклад и ох...ал от масштабов. Чечня м рядом не стояла.
  8. +1
    24 февраля 2026 19:14
    Утверждает, что Украина воевать с Россией не желает.

    Но в конституции у них уже тогда было закреплено другое.
  9. Комментарий был удален.
  10. +9
    24 февраля 2026 23:23
    Это просто роковая ошибка и просчёт верховного главнокомандующего, который не смог грамотно оценить положение вещей.
    1. +6
      25 февраля 2026 01:05
      Цитата: Есаул
      Это просто роковая ошибка

      Ошибка была совершена 8 лет до этого, надо было сразу тогда действовать.
    2. +9
      25 февраля 2026 08:16
      Там вся система не смогла и оказалась неспособной оценить и предвидеть - разведка, аналитики. Возможно, были те, кто верно оценил, но они то ли промолчали, то ли их не захотели слушать.
      1. 0
        25 февраля 2026 12:09
        Там вся система не смогла и оказалась неспособной оценить и предвидеть - разведка, аналитики.

        То, что вначале жиденько обкакались - сейчас явно видно. А то что меры по исправлению ситуации принимают со значительным опозданием - это видно даже сейчас. Сейчас по сути вляпались в позиционные бои. Взятие за день одного-двух хуторков-сел наступлением не назовешь. С такими темпами Донбасс может быть освобожден только к концу года. А сколько тысяч наших бойцов погибнет за это время? Может быть все-таки нужно "бахнуть".
    3. -1
      25 февраля 2026 17:43
      =Есаул]Это просто роковая ошибка и просчёт верховного главнокомандующего, который не смог грамотно оценить положение вещей.

      Каждый может ,лишь то что он может.
      Можно и с мишки меченого начать.,можно с положенных под сукно реформ Косыгина.А можно,что самое верное ,с отравления Сталина и прихода к власти Хруща и поворот с программы Сталина по развитию СССР, на бесконтрольную,никем не ограниченную власть партноменклатуры,и отрицательный по своим качествам отбор в центральную власть страны.Тогда страна набирая ход пошла под откос....
  11. +6
    25 февраля 2026 06:15
    Это из разряда как наше военно политическое руководство обосралось и какую цену мы за это заплатили?!
  12. +3
    25 февраля 2026 15:17
    Цитата: Алексей Лантух
    Конечно, если бы Запад не стал вооружать Украину, то война в 2022 и кончилась бы несмотря на все наши ляпы. Но, увы разведка о намерениях Запада доложила неточно.
    А сейчас выхода два: мобилизация и ещё год войны с потерями или достаточно мощное применение ТЯО по военным и инфраструктурным целям.

    Запад тогда всё думал посылать ли броники и каски. Серьёзные вооружения пошли намного позже когда руководство судорожно обмазывалось коричневыми линиями.
  13. 0
    25 февраля 2026 21:04
    Любопытные «воспоминания и размышления» к «юбилею», Олег Шушаков:
    https://proza.ru/2026/02/25/441
  14. 0
    28 февраля 2026 20:42
    Я бы тоже мог выставить из своего архива кино и прямую речь, сказанную сразу после выступления презукра! Но не буду! Всё уже сказано!
  15. 0
    13 марта 2026 13:22
    А где великий стратег Ку Жу Гет?
  16. 0
    15 марта 2026 01:44
    Если бы подобную решительную военную операцию провели в 2014 году, то не было бы восьми лет тяжких испытаний Донбасса, безводья Крыма, как и необходимости в СВО, затянувшейся уже на пятый год. Вполне возможно, что много чего нежелательного не было бы ещё, но история, как грится, не имеет сослагательного наклонения. no
  17. 0
    19 марта 2026 19:14
    Мне запомнились другие кадры. Наши солдаты бредут по широкой дороге на окраине города, их убивают из многоэтажек неподалёку, а наши ответного огня не ведут.
    .
    Вот израильские политики в ответ на обвинения в зверствах свою армию одёргивать не бросились. Мы, сказали они, войскам воевать мешать не будем.