Military Review

Anti-tank gun wz. 35 Ur (Poland)

7
First Tanks appeared a very long time ago and, despite their not-so-best characteristics, could turn the tide of battle only by their presence. They were afraid of tanks, there are many documents that confirm that the soldiers simply threw themselves all at once at the sight of such military equipment. However, for a long time this could not continue and tanks became an integral part of any army, and naturally options appeared weapons for fighting with them. Since the reservation of tanks for a long time was simply bulletproof, a new class of weapons appeared, namely the anti-tank gun. Where standard weapons could not cope, punching it, let thin, but still armor, anti-tank guns left excellent holes, hitting the crew of the car and individual units, disrupting the normal operation of the mechanisms of tanks. Subsequently, the tanks were overgrown with armor and the MFR became practically useless, although they were already used to destroy other targets.


The first massively produced anti-gun was Mauser Tankgewehr, this alone was not the only sample of such weapons at that time. Interest in the PTR was quite large, interested in these weapons and Poland, which at that time considered its likely opponent of the USSR. In connection with the adoption of the armament of the BT and T-26 tanks, a program of arming the anti-tank guns to the Polish army was urgently developed, there was only one problem - there were no anti-tank guns themselves. The solution to this problem was the development of an APP for Uruguay, which was dealt with by Josef Marozhek. As such, there was no order and the weapon was developed entirely on its own initiative with the expectation that the sample would interest the needy customer. Understanding that even if successful, a lot of money cannot be obtained from this, and “such a cow is needed most” the project has changed its goal. This was the beginning of the creation of the sample wz. 35 Ur. A noteworthy point was that at the end of the name they decided to leave a mention, albeit abbreviated, of Uruguay, which, in theory, should have knocked down the likely enemy, since it was impossible to say with certainty for whom the weapon.

By and large, wz. The 35 Ur doesn’t stand out by anything remarkable and is a regular rifle with a manual reload, with a magazine for three rounds and a sliding bolt locking the barrel bore when turning. All this would be so if not for a few details and the size of the weapon. Since the big shooter needed a big cartridge, along with the weapon was developed ammunition, which had the metric designation 7,92х107. Despite the relatively small caliber for such ammunition, the weight of the bullet itself was 14,5 grams, which accelerated along the bore to the speed of 1275 meters per second. To achieve such a bullet speed, an 10,2 gram of gunpowder was required, which created quite a lot of pressure in the bore and reduced its survivability. In general, the survivability of the barrel of weapons was the main problem in the development, and the maximum that was achieved was just 300 shots, although for an MFR this is a low but acceptable result. In 1935, the anti-tank gun wz. 35 Ur successfully passed the tests, and in 1938, it began to be supplied to the troops.

The final weapon had some interesting details. First of all, it is a fairly effective muzzle brake-recoil compensator. But much more interesting was the safety device, which was a ring on the back of the bolt. When turning the ring, it was possible to make a smooth descent of the firing mechanism, after which the weapon became completely safe. For the platoon it was not necessary to unlock the barrel bore and generally touch the bolt, it was enough just to pull the ring, after which it was possible to shoot. Thus, it was possible to safely carry a cartridge in the chamber, expanding the number of simultaneously charged cartridges from 3 to 4, although it is debatable to call this an absolute advantage. The sights of the weapon are the simplest, consist of an adjustable rear sight and a front sight. For the convenience of firing there are folding, but not adjustable in height bipod.

One of the most interesting moments is that, despite the simplicity of the weapon and the fact that there were more effective samples, only officers were allowed to the MFR, and the weapon itself was almost secret. It is difficult to say why the weapon was hiding so much and who was the initiator of this phenomenon, but in August 1939 there were about 3,5 thousands of weapons in the army that didn’t help in the fight against the Germans. They did not help due to the fact that almost all of them were in the boxes in the warehouses and were not handed out to the troops, in fact, in this form of weapons and fell to our future enemy. After the capture of captured PTR this weapon was adopted by the army of Italy and Germany. Already under the name PzB 770 (P), the captured weapons were successfully used by the fascists against our tanks and not only tanks, although German samples of anti-tank guns showed better results, mainly due to the cartridge. In general, 7,92x107 and 7,92x94 showed the same results, but the last Germans showed a higher percentage of penetration when meeting with armor at an angle, at distances 200 meters and above.

Got a few weapons and ammunition for him and the Soviet troops during the liberation campaign in 1939 year. However, it was decided to use the obtained samples as the basis for the domestic model of the PTR, the creation of which was entrusted to Tula gunsmiths Salishchev and Galkin. The result of the work of the designers was a test conducted in the 1941 year, but the test results were not the best and the weapons were abandoned even without attempts at refinement, in addition, there were more promising samples of MWT.

Summing up all of the above, it is impossible not to note the short-sightedness of the command of the Polish army, which had a weapon that, although it could not turn the tide. stories, but at least somehow could help in the fight against enemy armored vehicles, and instead, they actually gave the weapon to the enemy. It should be noted as well that with this sample a little late, since it was effective against armor with a thickness of 7-12 millimeters. Nevertheless, the weapon was made, produced in series, except that it participated in the war not on the side of its creators.
Author:
Photos used:
opoccuu.com
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Snoop
    Snoop 16 May 2013 08: 01 New
    +5
    They made panov with their secrecy. The troops must be able to use weapons. And so they were in boxes :)
    1. Gladiatir-zlo
      Gladiatir-zlo 19 May 2013 15: 23 New
      0
      I agree, another example, of gagging, and not of our own bottling, therefore, I again urge you not to pour mud on your ancestors. They prepared for war, and fought, as they understood, as they could. and you could.
  2. bazilio
    bazilio 16 May 2013 09: 08 New
    +5
    Yes, trust the PTR only to officers ... I don’t know what the structure of the army of the Polish troops was, but I dare to assume that to ensure the secrecy of this PTR, the PTR men were probably allocated in separate tactical units, like machine gun companies and so on. Just imagine, a company of PTR manned exclusively by officers.
    1. Alexander IV
      Alexander IV 16 May 2013 14: 12 New
      0
      Yes, their structure as a whole was such that you pumped ... And then there is such a valuable weapon to trust ordinary soldiers))) By the way, it is very reminiscent of German development
  3. Ch0sen1
    Ch0sen1 16 May 2013 16: 27 New
    +2
    Hang up good optics and maybe get a long-range sniper.
    It would be interesting to shoot from such an aggregate.
    1. Aleks21
      Aleks21 16 May 2013 22: 33 New
      0
      300 shots? That for the simplest training will take 4/5 of the barrel resources ...
  4. avt
    avt 16 May 2013 19: 38 New
    0
    request Indeed - a belated pattern. Very correctly noted good +

Противотанковое ружье wz. 35 Ur (Польша)

Первые танки появились уже очень давно и, несмотря на свои не самые лучшие характеристики, могли переломить ход боя только своим присутствием. Танков боялись, есть множество документов, которые подтверждают, что солдаты элементарно бросались врассыпную при виде такой военной техники. Однако долго это продолжаться не могло и танки стали неотъемлемой частью любой армии, и естественно появились и варианты оружия для ведения боя с ними. Так как бронирование танков долгое время было просто противопульным, появился новый класс оружия, а именно противотанковое ружье. Там где не справлялось стандартное оружие, неё пробивая, пускай тонкую, но все-таки броню, противотанковые ружья оставляли отличные отверстия, поражая экипаж машины и отдельные узлы, нарушая нормальную работу механизмов танков. В последующем танки обросли броней и ПТР стали практически бесполезны, хотя и нашли применение уже для поражения других целей.

Противотанковое ружье wz. 35 Ur (Польша)Первым массово производившимся противотанковым ружьем считается Mauser Tankgewehr, одна это был далеко не единственный в то время образец подобного оружия. Интерес к ПТР был достаточно велик, интересовалась этим оружием и Польша, которая считала на то время своим вероятным противником СССР. В связи с принятием на вооружение танков БТ и Т-26 в срочном порядке была разработана программа вооружения противотанковыми ружьями армию Польши, была только одна проблема – самих противотанковых ружей не было. Решением этой проблемы стала разработка ПТР для Уругвая, которой занимался Йозеф Марожек. Как такового заказа не было и разрабатывалось оружие полностью по собственной инициативе с расчетом, что образец заинтересует нуждающегося заказчика. Понимая, что даже в случае успеха много денег с этого не получить, а «такая корова нужна самому» проект поменял свою цель. Так было положено начало созданию образца wz. 35 Ur. Примечательным моментом было то, что в конце имени решили оставить упоминание, пускай и сокращенное, об Уругвае, что, по идее, должно было сбивать вероятного противника с толку, так как с уверенностью нельзя было сказать для кого оружие.

Противотанковое ружье wz. 35 Ur (Польша)По большому счету, wz. 35 Ur ничем примечательным не выделяется и представляет собой обычную винтовку с ручной перезарядной, с магазином на три патрона и продольно-скользящим затвором, запирающем канал ствола при повороте. Все это было бы так, если бы не несколько деталей и размеры оружия. Так как большой «стрелялке» нужен был большой патрон, то вместе с оружием был разработан и боеприпас, который имел метрическое обозначение 7,92х107. Несмотря на относительно малый калибр для подобных боеприпасов вес самой пули составлял 14,5 грамма, который разгонялся по каналу ствола до скорости 1275 метров в секунду. Для достижения такой скорости пули потребовалось 10,2 грамма пороха, что создавало достаточно большое давление в канале ствола и снижало его живучесть. Вообще живучесть ствола оружия являлась основной проблемой при разработке, и максимум чего удалось добиться, это всего 300 выстрелов, хотя для ПТР это хоть и низкий, но приемлемый результат. В 1935 году противотанковое ружье wz. 35 Ur успешно прошло испытания, а в 1938 году начало поставляться в войска.


Противотанковое ружье wz. 35 Ur (Польша)Конечный вариант оружия имел несколько интересных деталей. В первую очередь это достаточно эффективный дульный тормоз-компенсатор отдачи. Но куда интереснее было предохранительное устройство, которое представляло собой кольцо с тыльной стороны затвора оружия. При повороте кольца можно было произвести плавный спуск ударно-спускового механизма, после этого оружие становилось полностью безопасным. Для взвода не нужно было отпирать канал ствола и вообще трогать затвор, достаточно было просто потянуть за кольцо, после чего можно было стрелять. Таким образом, можно было безопасно носить патрон в патроннике, расширив количество одновременно заряженных патронов с 3 до 4, хотя называть это безусловным преимуществом спорно. Прицельные приспособления оружия простейшие, состоят из регулируемого целика и мушки на стойке. Для удобства ведения огня имеются складывающиеся, но не регулируемые по высоте сошки.

Противотанковое ружье wz. 35 Ur (Польша)Одним из самых интересных моментов является то, что, несмотря на всю простоту оружия и на то, что существовали и более эффективные образцы, к ПТР допускался только офицерский состав, причем само оружие было чуть ли не секретным. Сложно сказать, почему оружие так пряталось и кто был инициатором этого явления, но в августе 1939 года в армии было около 3,5 тысяч единиц оружия, которые никак не помогли в борьбе с немцами. Не помогли по причине того, что практически все они были в ящиках на складах и не были выданы войскам, собственно в таком виде оружие и попало к нашему будущему противнику. После захвата трофейных ПТР это оружие было принято на вооружение армии Италии и Германии. Уже под именем PzB 770 (P) захваченное оружие успешно применялось фашистами против наших танков и не только танков, хотя немецкие образцы противотанковых ружей показывали более высокие результаты, в основном благодаря патрону. В целом и 7,92х107 и 7,92х94 показывали одинаковые результаты, однако последние немецкие показывали более высокий процент пробития при встрече с броней под углом, на дистанциях 200 метров и выше.

Противотанковое ружье wz. 35 Ur (Польша)Досталось несколько единиц оружия и патронов для него и советским войскам в ходе Освободительного похода в 1939 году. Однако полученные образцы было решено использовать как основу для отечественного образца ПТР, создание которого было поручено тульским оружейникам Салищеву и Галкину. Результатом работы конструкторов стало испытание, проведенное в 1941 году, однако результаты испытаний были не самыми лучшими и оружие было заброшено даже без попыток доработки, кроме того, были более перспективные образцы ПТР.

Подводя итог всему вышесказанному нельзя не отметить недальновидность командования польской армии, у которого было оружие, которое хоть и не могло переломить ход истории, но хотя бы как-то могло помочь в борьбе с вражеской бронетехникой, а вместо этого оружие фактически подарили врагу. Нельзя не отметить так же и того, что с данным образцом несколько запоздали, так как оно было эффективным против брони толщиной 7-12 миллиметров. Тем не менее, оружие было сделано, производилось серийно, только вот участвовало в войне не на стороне своих создателей.
Автор: Карасик Кирилл

Использованы фотографии: opoccuu.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Snoop 16 мая 2013 08:01
    Намудрили панове со своей секретностью. Войска то должны уметь использовать оружие. Так и провалялись в ящиках:)
    1. Gladiatir-Zlo 19 мая 2013 15:23
      Согласен, еще один пример, головотяпства, причем не нашего родного розлива, потому вновь призываю не поливать своих предков грязью. Они готовились к войне, и воевали, как понимали, как могли. и Ведь смогли.
      Gladiatir-Zlo
  2. bazilio 16 мая 2013 09:08
    Да уж, доверять ПТР только офицерам...Незнаю, какова была структура армии польских войск, но рискну предположить, что для обеспечения секретности данного ПТР, наверняка в армии ПТРщики были выделены в отдельные тактические единицы, на подобии пулеметных рот и тп. Вот и представьте, рота ПТР укомплектованная исключительно офицерами.
    1. Александр IV 16 мая 2013 14:12
      Да у них структура в целом была такая что закачаешся...А тут ещё такое ценное оружие доверять простым солдатам))) Кстати очень напоминает немецкую разработку
      Александр IV
  3. Ch0sen1 16 мая 2013 16:27
    Навесить хорошую оптику и возможно получится дальнобойная снайперка.
    Было бы интересно пострелять из такого агрегата.
    1. Алекс21 16 мая 2013 22:33
      На 300 выстрелов? Та для простейшей тренировки уйдет 4/5 ресурса ствола...
      Алекс21
  4. avt 16 мая 2013 19:38
    request Действительно - запоздалый образец . Очень правильно отмечено good +
    avt

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня