А что там такое прилетело?

59 925 58
А что там такое прилетело?

Пока все взгляды обращены на Ближний Восток, где Иран устроил просто шедевральную операцию по вразумлению Трампа и его союзников, пусть и дорогой ценой, у нас тоже как бы не без новостей. Причем, таких, что заставили задуматься экспертов в США и поспешить с всякими там анализами.

Поспешили, надо сказать, настолько, что начали писать статьи про некое «Изделие 30». Между тем, стоит поправить заокеанских коллег – «Изделием» в России принято называть нечто, пока оно находится в экспериментальных цехах ОКБ и заводов. А когда (в нашем случае) ракета подвешивается под крыло истребителя-бомбардировщика или заряжается в барабан пусковой установки бомбардировщика – это уже не «Изделие». В России принято маркировать ракеты воздушного базирования буквами «Р» и «Х».



«Р» в своей массе - ракеты «воздух-воздух», а «Х» - противокорабельные или стратегические. И первые, и вторые – противные донельзя, но что поделать, такова суть всех ракет, выпускаемых в этой стране.

И вот, господа «эксперты» на той стороне начали выдавать свои «экспертные» мнения.

Не удержусь от цитат, это должны прочитать все у нас.

«Судя по анализу обнаруженных обломков, Россия использует в войне против Украины новый тип крылатых ракет воздушного базирования — «Изделие 30». Эта разработка еще раз подчеркивает тот факт, что запасы «традиционных» крылатых ракет воздушного базирования у России на исходе, а новое производство не может удовлетворить потребности военного времени. В результате Россия стремится использовать оружие этого класса, которое дешевле в производстве и лучше подходит для условий конфликта».


Да простят мне, но разве это не логично – использовать в войне наиболее дешевое и эффективное оружие? Нет, если кому-то угодно, он может пулять ракетами по 4 миллиона долларов за штуку по дронам стоимостью максимум в 50 тысяч долларов. И, что характерно, в Израиле, Бахрейне, Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии все именно так и происходит. И будет происходить еще некоторое время. Пока не закончатся запасы ракет к ЗРК «Пэтриот», как, собственно, и идет процесс сегодня.


И вот новость: Россия использует новый вид ракет. И так как запасы дорогих и очень дорогих ракет подошли в очередной раз к концу, то российской армии пришлось использовать нетрадиционные, то есть более дешевые ракеты.

Глупость, конечно, достойная представителей западного мира, но что поделать, если вакцины от «Фазера» и «Астра Зенека» неэффективны?

И вот мы здесь вынуждены читать эти более чем достойные заявления. Особенно исходящие от Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Вообще складывается впечатление, что в стенах этого управления остались только те, в чьи обязанности входит рассказывать миру о том, почему в очередной раз все пошло не так.

Желательно – с картинками.

Итак, в описании ракеты, опубликованном ГУР, приводится даже интерактивная 3D-модель, основанная на найденных обломках, а также фотографии самих обломков. Согласно описанию, ракета имеет складные крылья размахом около 3 метров, боеголовку весом 790-800 килограммов и дальность полета не менее 1500 километров. Она оснащена новым компактным турбореактивным двигателем производства ПАО «ОДК-Сатурн», обеспечивающим крейсерскую скорость 720 километров в час.

По материалам ГУР, ракета «Изделие 30» имеет систему спутниковой навигации, выполненную в виде сочетания помехоустойчивого приемника спутникового сигнала с цифровой антенной решеткой «Комета-М12» производства «ВНИИР-Прогресс» и приемно-вычислительного блока производства «КБ Навис», созданного на основе приемника NAVIS NR9. Для их интеграции используется блок сопряжения производства АНПП «Темп-Авиа», известного производством бортовых контроллеров для управляемых авиабомб.






На серии фотографий, опубликованных ГУР, видны обломки «Изделия 30», сбитого самолетом

Судя по «маркировке и конструктивным особенностям», новая ракета разработана в конструкторском бюро «Звезда». Ракета также внешне напоминает противокорабельную крылатую ракету Х-35 разработки «Звезды» в варианте для запуска с надводного/воздушного носителя.


Российские военные запускают ракету Х-35 наземного базирования во время учений

Сообщается, что некоторые компоненты «Изделий 30» идентичны тем, что используются в Х-35У воздушного базирования. В то же время оборудование самолёта для запуска «30» аналогично тому, что используется для запуска «традиционных» крылатых ракет воздушного базирования Х-101, Х-55 и Х-555 со стратегических бомбардировщиков, таких как Ту-95МС и Ту-160.


Модель противокорабельной ракеты Х-35У воздушного базирования. Фото Виталий Кузьмин

Другие компоненты ракеты, судя по всему, были позаимствованы из существующих образцов, что позволило снизить стоимость и сложность разработки, а также ускорить процесс.

Система спутниковой навигации включает в себя устойчивый к помехам приемник спутникового сигнала в сочетании с цифровым спутниковым приемником, сообщает ГУР. Навигационная система интегрирована с системой управления полетом по той же технологии, что и в российских управляемых авиабомбах с УМПК. Главное управление разведки также отмечает, что компоненты навигационной системы поставляются зарубежными производителями из Китая, Нидерландов, Швейцарии и США.


Приемопередатчик производства американской компании Maxim Integrated Products, который, по утверждению ГУР, используется в «Изделии 30»

Существование «Изделий 30» также подтвердил московский Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).

По оценке ЦАСТ, новое оружие призвано стать более дешевой и простой альтернативой крылатым ракетам воздушного базирования, которые используются на бомбардировщиках Ту-95МС и Ту-160, а именно Х-101 и Х-555 (Х-55 несет ядерную боеголовку).

По сравнению с российскими крылатыми ракетами воздушного базирования, оснащенными обычными вооружениями, «Изделие 30» имеет более мощную боеголовку на фоне меньшей дальности полета, сообщает ЦАСТ.

Х-101 — современная малозаметная дозвуковая крылатая ракета с заявленной максимальной дальностью полета до 5500 километров. По данным Главного управления ракетных войск, Х-101 оснащена боевой частью весом около 400 килограммов, что примерно в два раза меньше, чем у «Изделий 30».

Неоспоримые доказательства того, что ударная мощь стратегической авиации к имеющейся Х-101 была дополнена с помощью еще одной модели ракеты, появились в мае 2024 года. Это также говорит о том, что в России давно велись работы, вызванные не вполне удовлетворительной разрушительной мощью базовой Х-101, по крайней мере в отношении некоторых типов целей.

По оценке аналитического центра, «Изделие 30», скорее всего, было разработано на основе существующей ракеты Х-35, но в увеличенном масштабе.

Это позволяет провести очень интересную параллель с украинскими крылатыми ракетами серии «Нептун».

Наиболее перспективной из них является Long Neptune — противокорабельная ракета Neptune с увеличенной дальностью полета, созданная на основе предыдущей версии для поражения наземных целей, которая также оснащена компактным турбовентиляторным двигателем.


Официальная фотография «Длинного Нептуна»

Украина применяла ракеты «Нептун» для атак российских кораблей и, по некоторым данным, в 2023 году начала разработку новой версии для поражения наземных целей.


Наземный запуск оригинальной противокорабельной ракеты «Нептун»

Почему вдруг всплыл «Нептун»? Он тоже создан на базе Х-35, и как противокорабельная ракета «Нептун» тоже весьма неплох. По крайней мере двух ракет оказалось достаточно для потопления целого крейсера водоизмещением 12 000 тонн.

Вполне естественно, что в России Х-35 могла стать объектом дальнейших разработок с целью создания крылатой ракеты большой дальности для поражения наземных целей. Однако украинские «Нептуны» предназначены только для наземного запуска, в то время как российское «Изделие 30» — для запуска с воздуха, по крайней мере в первоначальной версии.

Вообще существует мнение, что «Изделие 30» вполне могло быть разработано как более дешевое дополнение к российским крылатым ракетам воздушного базирования, но с большей дальностью полета, чем, например, у Х-69. Здоровая конкуренция, так сказать, потому что Х-69 разработана «Радугой», а Х-35/«30» - «Звездой».

Х-69 тоже взята как пример, поскольку этой ракетой могут оперировать все российские самолеты, от МиГ-31 до Су-57. Причем, для Су-57 это единственная пока крылатая ракета, которая помещается в его оружейный отсек.

Ракета Х-69 предназначена в первую очередь для поражения укрепленных целей с известными координатами. По открытым данным, ее дальность составляет не менее 400 километров, при весе боевой части 300 кг. Однако она не предназначена для установки на бомбардировщики дальнего радиуса действия, в отличие от «30».

Не вчера стало ясно: война в 21 веке – это не война технологий, стороны запросто используют как раз оружие прошлого века в основной массе, а война бюджетов. И бюджеты любого конфликта просто завораживающие, миллиарды летят хлеще перелетных стай саранчи. Поэтому чем дешевле используемое вооружение, тем больше шансов на победу, поскольку закончится оружие или деньги – не важно, это поражение.

Именно поэтому в той же СВО мы не видели (эпизодические моменты для снятия роликов не в счет) применения техники, которая до этого активно каталась на парадах в качестве «завтра нашей армии». Исключения можно пересчитать по пальцам, значимые из которых Су-57. Плюс дроны и ракеты.

Учитывая, в каких количествах применяются последние – не удивительно, что армии России нужна более дешевая и простая в производстве крылатая ракета воздушного базирования для самолетов. Причем, класс не важен, лучше всего, если это будет универсальная ракета, которую может взять на борт и истребитель-бомбардировщик, и стратег. Россия регулярно запускает бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 для нанесения ударов по Украине без полной загрузки (до восьми ракет Х-101 на Ту-95МС или 12 ракет Х-101 на Ту-160). Наличие «Изделий 30» может способствовать более эффективному использованию этих бомбардировщиков с точки зрения вооружения и стоимости его доставки.


Х-101 на Ту-95МС

По имеющимся данным, по крайней мере одна ракета Х-101 сбитая украинской системой ПВО в январе была произведена в первом квартале 2026 года. Использование такой современной ракеты свидетельствует о том, насколько истощились запасы старого вооружения у России. Мы уже обсуждали эту ситуацию в прошлом, и она усугубляется санкциями, которые препятствуют масштабному производству высокоточного оружия. Судя по всему, Россия использует свои ракеты Х-101 по принципу «точно в срок», сразу после того, как они сходят с конвейера.

Цитата, как вы поняли, с той стороны. Вообще логично, конфликт идет четыре года и было бы странно удивляться тому, что на четыре года не хватило старых запасов. Посмотрим, как быстро израсходуют ракеты те, кто сегодня против Ирана, за неделю или за две. И это нормально.

Однако действительно, ракеты такого класса требуют и времени, и денег. И здесь более дешевое «Изделие 30» может стать решением этой проблемы. В конце концов, если использовать бомбардировщики для запуска «свежих» ракет, то имеет смысл обеспечить возможность их более дешевого и масштабного производства. С этими же проблемами все чаще сталкиваются Соединенные Штаты, готовясь к будущему конфликту с Китаем, в котором, как ожидается, крылатые ракеты воздушного базирования сыграют чрезвычайно важную роль. Без сомнений, ракету воздушного базирования проще подтащить к рубежу пуска с безопасного расстояния для носителя, максимально затруднив противодействие.

В этом отношении самолет имеет много преимуществ перед наземным и корабельным пуском в плане оперативности.

В то же время у «Изделий 30» есть ряд недостатков по сравнению с более совершенными ракетами, такими как Х-101. В частности, новая ракета менее живуча. У нее нет таких характеристик малозаметности, как у Х-101, и, скорее всего, у нее нет возможности использовать средства противодействия, которые имеют стратегические крылатые ракеты.

Кроме того, ее навигационные возможности могут быть ограничены, но: в них действительно нет такой необходимости, потому что Х-101 летит на 5 тысяч километров, а у «30» дистанция в десять раз меньше. Зато массовость и дешевизна сделают ракету ещё одной головной болью для и без того перегруженной ПВО Украины, которая уже даже не делает вид, что справляется с атаками.


Это особенно должно волновать Киев на фоне того, что поставки западных систем ПВО наземного базирования строго ограничены, а ракеты к «Пэтриотам» сегодня массово расстреливаются на Ближнем Востоке.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    9 марта 2026 04:27
    Удивляет,что ,показанное на снимках,якобы изделие " 30",не самоликвидировалось.Даже если это дешёвый вариант,такая опция обязательно должна присутствовать.
    1. +6
      9 марта 2026 04:55
      По характеристикам аналог томагавка, плюс используется частично забугорное решение в электронике. К тому же на Украине падали х-101, так что все там уже давно изучено и ничего тут нового не найдут. Разве, что в движке для укров мб что интересное.
      1. +3
        10 марта 2026 12:08
        Ну, полезной-то информации много извлекут. Например, уже из фото MAX3491 в этой статье можно сделать вывод о том, какие именно протоколы связи используются и на каких скоростях (а значит и частотах).
        1. 0
          10 марта 2026 21:54
          На томагавке есть система гироскопов, которая позволяет работать без GPS.
          1. -1
            11 марта 2026 11:52
            Я чем-то виноват в этом? Или зачем Вы мне это сказали?
            1. 0
              11 марта 2026 20:56
              Чтобы заглушить спутниковую связь на такой ракете РЭБ Мурманск придется ставить, и даже в таком случае ракета перейдет на полет по гироскопу.
              1. -1
                13 марта 2026 14:02
                Простите, я повторю свой вопрос уже в новом контексте:
                Я чем-то виноват в этом? Или зачем Вы мне это сказали?
  2. +5
    9 марта 2026 05:04
    Вчера в Сети появились фотографии уничтоженной передовой американской крылатой ракеты под названием «JASSM». Эта ракета известна под техническим обозначением AGM-158 и считается одной из самых передовых крылатых ракет в арсенале США.По ходу в игру на стороне Ирана вступили специалисты ПВ0 из дружественных стран, не будем называть каких…
    1. +2
      9 марта 2026 19:06
      Цитата: Висенте
      Вчера в Сети появились фотографии уничтоженной передовой американской крылатой ракеты под названием «JASSM». Эта ракета известна под техническим обозначением AGM-158

      Странно , на второй неделе "Спецоперации Трампа и Нетаньяху" , через неделю твёрдого заявления о полном подавлении ПВО Ирана и что "он лежит , а мы его пинаем" авиация США не решается залетать на территорию Ирана и бьёт по нему не дешевым чугунием с пролёта , а дорогущими крылатыми "стерс-ракетными" , ибо ... иранская ПВО "проснулась .
      От Сивкова информация , что поставленным\ми в Иран осенью прошлого года ЗРК С-400 и были сбиты 3 или даже уже 4 американских F-15 - вдогон , на отходе , с дистанции 250-300 км. Столь мастерская работа ЗРК из засад наводит на мысль что управляют ими не только персидские патриоты , но и "специалисты из дружественных стран" .
      И получается что США и Израиль сломались своими ВВС куда раньше чер русские ВКС в 2022 г. , прекратив летать над территорией б\У авиацией .
      1. 0
        9 марта 2026 19:44
        да, аналитики насчитали 6 сбитых планеров F-15, правда некоторые сбиты системой Пэтриот по аналогии с 404-й, наши С-400 персы не закупали согласно официальной справке, может теперь поставят...
        1. -1
          9 марта 2026 22:06
          Цитата: Висенте
          наши С-400 персы не закупали согласно официальной справке

          После начала СВО экспорт вооружений у нас как правило секретят . Эти поставки не оглашались , но слухи проходили , а сейчас и Сивков подтвердил , что именно осенью прошлого года поставки состоялись .
          Цитата: Висенте
          да, аналитики насчитали 6 сбитых планеров F-15

          Что , ещё сбили ? И всё от дружественного огня ? Теперь уже и "Пэтриотами" ? Никто не врёт так как на войне и после рыбалки . Врут сейчас просто ВСЕ . Но тот факт , что иранская ПВО ожила - факт непреложный и убедительный . Сейчас США стратегическую авиацию на базы в Англии перебрасывают , будут прессовать КР и пробивать массированностью залпов . Трамп уже упорно хочет выйти из конфликта , объявив победу . Но персы на переговоры не пойдут . Больше - не пойдут . Так что война эта всерьёз и надолго .
          1. -1
            10 марта 2026 05:53
            да, источники сообщили что американцы перебросили на базу в Англии несколько стратегов с БВ от греха подальше-небезопасно им там...а по заявлениям Донни Америка уже победила, они провели экскурсию в Иран, типа пора заканчивать.....
            1. 0
              10 марта 2026 11:47
              Израиль и Англия им не позволит , а Иран на переговоры не пойдёт .
              Воевать будут долго , и танкерная война уже началась .
              1. 0
                10 марта 2026 11:48
                да канечна...и потому Трамп заявляет что война уже выиграна, а Иран что на переговоры с США пока не собирается? что там у вас гутарят?
                1. -1
                  10 марта 2026 12:06
                  Цитата: Висенте
                  .и потому Трамп заявляет что война уже выиграна

                  Он всегда так говорит .
                  Конечно хочет соскочить - война эта крайне непопулярна в США . Но кто-ж ему теперь даст .
                  Мой прогноз - будет бомбить ещё пару недель и снова предложит Ирану признать поражение . Иран не примет , а Израиль снова спровоцирует так , что уходить будет нельзя . После израсходования боеприпасов приступит к блокированию морской торговли Китаю . Вплоть до "неограниченной войны на море" .
                  Война будет продолжаться пока мира у Трампа не запросит Израиль . Как на это отреагирует Иран - посмотрим . Весь март будут точно воевать .
                  Цитата: Висенте
                  Иран что на переговоры с США пока не собирается?

                  Да . Смотрим заявление главы КСИР .
                  1. -1
                    10 марта 2026 13:34
                    естественно,конфликт Иран-Израиль будет неиссякаемым, но США в любой удобный момент могут это мероприятие покинуть, какие плюшки для вас в затяжной войне, что у вас гутарят?
                    1. +1
                      10 марта 2026 13:44
                      Цитата: Висенте
                      какие плюшки для вас в затяжной войне, что у вас гутарят?

                      Вы это с кем сейчас ?
                      У нас в Донецке не гутарят , а разговаривают .
                      Цитата: Висенте
                      США в любой удобный момент могут это мероприятие покинуть,

                      Ну да "всё могут короли" . Но жениться по любви - не могут . Трамп конечно может оглобли завернуть объявив о своей победе , только его туда вернут - когда разбор Израиля в полный рост пойдёт .
                      1. 0
                        10 марта 2026 13:47
                        Украина мать родная, прекрасно...таки что вы имеете с затяжной войны? давайте по теме
                      2. 0
                        10 марта 2026 13:50
                        Цитата: Висенте
                        Украина мать родная, прекрасно

                        Для меня родина - Южный Урал . Но большую часть жизни прожил на Донбассе .
                        Цитата: Висенте
                        давайте по теме


                        Давать тебе , Вова , жена будет . Если обзавёлся .
                      3. 0
                        10 марта 2026 13:51
                        не ну не способны и не способны, разве-ж кто против..Украина...
                      4. 0
                        10 марта 2026 13:53
                        404-й аукнется прекращением снабжения вооружениями,хотя и того что поставляли явно недостаточно
              2. 0
                10 марта 2026 13:54
                Цитата: bayard
                Воевать будут долго

                Воевать будут до тех пор пока "иранские ракеты" опять же "случайно" не попадут в две мечети в Иерусалиме и не разрушат их до основания.
                Именно это и есть цель начавшейся войны.
                1. 0
                  10 марта 2026 14:02
                  Да какая разница , красную корову сожгут , или реактор в Димоне . Одни спешат , другие тянут , третий выворачивается .
                  Третий - это Трамп .
                  Наблюдать интересно , динамика на рынках углеводородов положительная . А до мечетей на Храмовой горе мне особого дела нет . Как и до красной коровы .
                  Но корову жаль .
  3. +21
    9 марта 2026 05:35
    Ну сделал российский ВПК новую, дешевую ракету. Молодцы. И чем больше их сделают и отправят по стране-недоразумению, тем лучше. А если в качестве целей начнут выбирать военно-политическое руководство в Киеве, то будет совсем хорошо.
    А вот обсуждать ТТХ новой ракеты по данным украинских СМИ - совсем плохо.
    1. 0
      9 марта 2026 06:31
      То то и оно.Насколько это поможет бойцам на вна?Союзники сбросили на гитлеровскую Германию сотни тысяч тонн бомб,но решило дело наземное наступление А вот сейчас видим,что то ли пехоты не хватает,Толи враг силен.Вот как с этой ракетой-получил практически не поврежденную ракету
      1. +1
        9 марта 2026 07:15
        Пишут, авиация сбила. Непорядок
        1. +3
          9 марта 2026 07:36
          А чего ее не сбить то?Дозвуковая ракета.Те же F16 под это и заточены.Между прочим-основа ПВО на западе
          1. +1
            9 марта 2026 10:31
            Как бы, иранцы показали, что делают с авиабазами противника( где бы они ни были)
  4. +7
    9 марта 2026 06:29
    Ну насчёт вакцин автор загнул , судя по тому как обогатилась на них главная европейская Баба Яга эффект они имеют ого го
    1. +4
      9 марта 2026 06:55
      Точно, эффект есть - даже собственного президента ими в овощ и превратили)))
      1. -1
        9 марта 2026 08:35
        Цитата "И здесь более дешевое «Изделие 30» может стать решением этой проблемы. В конце концов, если использовать бомбардировщики для запуска"
        Непонятная логика, если ракета имеет дальность 1500км то зачем ее запускать с самолета дальней авиации , не проще ли и дешевле это делать с наземной пусковой установки.
        1. +2
          9 марта 2026 10:04
          Разгонный блок и быстрота прилета, то есть, оперативность. Диктуется конкретной задачей, в одном случае лучше так, в другом - эдак.
        2. 0
          9 марта 2026 14:52
          Так
          Ту-95МС и Ту-160 [летают] без полной загрузки (до восьми ракет Х-101 на Ту-95МС или 12 ракет Х-101 на Ту-160). Наличие «Изделий 30» может способствовать более эффективному использованию этих бомбардировщиков
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
  5. +9
    9 марта 2026 09:33
    Я работал конструктором в ОКБ Факел (г. Калининград) и разработчиком в НИИ Физических Измерений. Меня шокировало как везде там по свински относятся к вопросам технологичности возможности производить продукцию в массовых количествах.
    1. +11
      9 марта 2026 09:47
      Цитата: JustMe
      по свински относятся к вопросам технологичности возможности производить продукцию в массовых количествах.

      Полностью согласен. Я столкнулся тоже с этим. В разное время у меня в КБ работали выпусники передовых вузов таких как МАИ и МВТУ, всё так усложняли...спрашиваешь- зачем делаешь узел на резьбе с уплотнением, можно же на сварке...говорит для возможности разборки , а этот узел никто в эксплуатации разбирать не будет... если не будет разгерметизации из-за "этого лишнего уплотнения.
      1. +5
        9 марта 2026 12:05
        На сварке, конечно, можно, но если шов должен обеспечивать герметизацию, то это будет даже сложнее в производстве.
        В плюсах сварки - потенциально более низкая масса узла, что важно для авиации.
        А идея удешевлять понятна - раз уж СВО настолько затянулась, то жизненно необходимо снижать затраты.
        "Дорогое" западное оружие годится только для скоротечных конфликтов, это скоро станет ясно абсолютно всем.
        1. +5
          9 марта 2026 12:25
          Цитата: Аригин
          На сварке, конечно, можно, но если шов должен обеспечивать герметизацию, то это будет даже сложнее в производстве.

          Это когда электродом МР варят, а если знать сварочные технологии и сделать деталь под сварку проплавлением вольфрамовым электродом без присадочного материала, то шов получается очень плотным. Да и с обычным сварным швом аргонодуговая обработка творит чудеса.
          1. 0
            10 марта 2026 09:24
            Проблема от сварки ещё и в том, что поводки металла возникают, а так же напряжения и точность конечного изделия. Тут уж что приоритетней цена или качество.
            1. 0
              10 марта 2026 09:40
              Цитата: Irokez
              Проблема от сварки ещё и в том, что поводки металла возникают, а так же напряжения и точность конечного изделия. Тут уж что приоритетней цена или качество.

              И цена, и качество.
              УралВагонЗавод тоже борется с "поводками" и трещинами в сварных швах башни Т-90.Они так и не научились...упертые. хотя я им рекомендовал, когда они собрались делать соединительные балки для 4-хосной тележки 8-осного вагона, что надо применять аргонодуговую обработку швов, но эту технологию уральцы так и не освоили. Так как сварные швы на башне многопроходные, она просто необходима. Когда Ждановский завод тяжелого машиностроения варил танковые корпуса для них, ждановцы, теперь мариупольцы, по всем швам применяли и никакого напряжения и трещин.
    2. -2
      9 марта 2026 10:09
      Мы то и выиграли Великую Отечественную во многом дешёвым и массовым оружием.Небольшой номенклатуры ..А тут,гляди Ка,ещё одно от пропагандиста ,неимеющиманалогов
  6. +1
    9 марта 2026 09:57
    Изделием» в России принято называть нечто, пока оно находится в экспериментальных цехах ОКБ и заводов. А когда (в нашем случае) ракета подвешивается под крыло истребителя-бомбардировщика или заряжается в барабан пусковой установки бомбардировщика – это уже не «Изделие». В России принято маркировать ракеты воздушного базирования буквами «Р» и «Х».
    А с чего такие "строгости" ? belay "Изделия",официально не принятые на вооружение, могут испытываться (проверяться) (!) в боевых условиях,если разработчики и МО сочли ,что для этого появилась хорошая возможность или необходимость ! В истории войн имеются примеры, когда "экспериментальные изделия" применялись от крайней нужды ...то бишь, "началась большая пьянка-режь последний огурец !" Это ,к примеру, оборона Москвы в 1941 г. и в Германии в 1945 г. ! (Я надеюсь ,что в "нашем" случае на СВО -это из-за "любопытства" ! А кроме того...что-то мы охотно стали пользоваться ykpопской "терминологией" ! Что "они" предложат,то и хаваем !
    1. +5
      9 марта 2026 10:11
      Я начинал трудовую деятельность на одном из оборонных заводов в Смоленске в 1981 ом..Так там "номерное изделие' ,это уже налаженный продукт на выходе
      1. +2
        9 марта 2026 10:22
        Вполне возможно ! Мне тоже вспомнилось,что и сейчас образцы оружия ,принятые на вооружение, в "печати" частенько именуются "изделиями" ! Это,к примеру, "Ланцеты",было такое дело и с ЛМУР(Х-39)
    2. +2
      9 марта 2026 17:48
      Цитата: Nikolaevich I
      Изделием» в России принято называть нечто, пока оно находится в экспериментальных цехах ОКБ и заводов.

      hi
      На сайте концерна Калашников термин "изделие" применяется 100500 раз и не только относительно опытных экземпляров
      1. 0
        9 марта 2026 18:59
        Цитата: Mister X
        Цитата: Nikolaevich I
        Изделием» в России принято называть нечто, пока оно находится в экспериментальных цехах ОКБ и заводов.

        Это не моя цитата ! no
        1. 0
          9 марта 2026 22:14
          Цитата: Nikolaevich I
          Это не моя цитата !

          Знаю, но вы её обсуждали
          Я вставил в дискуссию свои 3 копейки )
  7. +4
    9 марта 2026 11:03
    Не вчера стало ясно: война в 21 веке – это не война технологий, стороны запросто используют как раз оружие прошлого века в основной массе, а война бюджетов.
    Вот точно, не вчера))))) Это относится к любой войне, кроме блицкрига, и это закономерность, вообще-то, лежит на поверхности, тут и мозг напрягать особо не нужно - раз война долгая, значит оружие должно быть дешевое и простое, иначе никаких денег и рук не хватит. Это азы.
    Другое дело - почему оружие в межвоенный период разрабатывается и производится такое дорогое. Тоже не ахти какой секрет - из-за требований военных к срокам сохранности, требований к всепогодности (климатических зон применения) и надежности с учетом сроков хранения. А из-за стоимости испытаний перед принятием на вооружение, оно еще и модернизируется крайне неохотно. Все это понятно. А вот почему с началом боевых действий не переходят на производство по требованиям военного времени - это вопрос. Правда, уже довольно давно у нас перестали разрабатывать версии изделий для военного времени, я в своей практике такого уже не застал, а вот в архиве на старые конструкции такое видел. Но все это - задача и требования МО к конструкциям изделий, это их эпархия и ответственность.
  8. Eug
    +1
    9 марта 2026 13:32
    А как быть с ТРДД 5го поколения, тоже именуемого "изделие 30"? Его разработку что, закрыли?
  9. +1
    9 марта 2026 13:41
    Глянул как американцы запускают томагавки со своих кораблей: Прям фейерверк какой-то, сразу залп дают в количестве 40 ракет!
  10. +1
    9 марта 2026 14:01
    Какой ещё такой "Нептун"? Говорил же я, я лично сам туда ходил и там смотрел, туда, где на "Москве" бомба лежала, и даже "Тактический формуляр РКР "Червона Украина" листал, картинки в нем смотрел, а в 18 лет сразу после 45 суток карантина я лично сам вёл пароход и так не один раз, это когда я за планшетом один кипучую деятельность в БИЦ изображал и один давал рекомендации на ходовой в сложных условиях плавания в течение 2 час. до отбоя в 00:00 на скорости 30 узлов в Черном море. А мы всегда ходили 30 узлов. Ибо мы были самый лучший корабль ВМФ. Чернавин нам вымпел передал. Так что я тут эксперт!
  11. +1
    9 марта 2026 14:23
    Пока все взгляды обращены на Ближний Восток, где Иран устроил просто шедевральную операцию по вразумлению Трампа и его союзников, пусть и дорогой ценой, у нас тоже как бы не без новостей.

    Ну кто кого вразумляет большой вопрос, скорее наоборот...
    Не вчера стало ясно: война в 21 веке – это не война технологий, стороны запросто используют как раз оружие прошлого века в основной массе, а война бюджетов.

    Ага, как бы не так. Что происходит при "не войне технологий" и при "войне технологий" мы прекрасно наблюдаем сами...
  12. 0
    9 марта 2026 14:51
    Поспешили, надо сказать, настолько, что начали писать статьи про некое «Изделие 30». Между тем, стоит поправить заокеанских коллег – «Изделием» в России принято называть нечто, пока оно находится в экспериментальных цехах ОКБ и заводов.
    Ну это может говорить о том, что у западных разведок появился источник, или источники в этих цехах, ОКБ, или там, где имеется информация о перспективных разработках в этих видах вооружения. bully
  13. 0
    9 марта 2026 15:49
    Интересно, каким это образом санкции влияют на производство ракет, состоящих на 100% из местных компонентов? Или "да гранаты у него не той системы"?
  14. 0
    9 марта 2026 15:54
    Цитата: Висенте
    Вчера в Сети появились фотографии уничтоженной передовой американской крылатой ракеты под названием «JASSM». Эта ракета известна под техническим обозначением AGM-158 и считается одной из самых передовых крылатых ракет в арсенале США.По ходу в игру на стороне Ирана вступили специалисты ПВ0 из дружественных стран, не будем называть каких…

    А что, сам Иран дозвуковую КР имеющимися у него С400 сбить не в состоянии? Типа "туповат"?
  15. -1
    9 марта 2026 19:04
    Даёшь стрельбу газовыми баллонами с ВРД. Вот уж точно дёшево и сердито. Даже боевую часть делать не надо. Полупустой баллон сам по себе неплохо взрывается. 😂🤣 Ну испытали ракету или вообще дезу захотели подкинуть? Почему у них столько шума?🤔
  16. 0
    9 марта 2026 21:39
    я не пойму, почему не унифицировали сист Калибр межвидовым способом. Эта Кр в осн разработана для флота (подлодки и надводн суда), но был проект Калибр-А - авиационный, была наземная версия. Так бы сейчас было семейство КР для авиации (для тактиков и стратегов), для флота (против ПЛ, берега и судов) и наземная. Хотя чтот похожее есть сейчас...у флота Калибр осн дальнобой, но не все версии пока производят массово. Основа за КР для работы по земле. А помнится в журн Военный парад публиковалась инфа о противолодочной версии, и о 2х ПКР (дозвуковой и 2х ступенчатой). Сухопутная версия получила развитие в КР для Искандера-М.
    Другое направление - это ударная версия КР Х35 для работы по земле. У амеров ПКР Гарпун стал базой для авиационной КР SLAM-ER - заменили сист наведения. Вот и на Х35 заменили бы сист наведения (на оптическую), чтобы можно было поражать не только стац цели. но и подвижные наземные..причём с поддержанием линии связи ПУ-КР..для коорекции. Такой бы КР могли работать Су30СМ флоцкие и ПУ комплекса Бал как по земле, так и по судам
  17. +1
    10 марта 2026 12:00
    Конструкция явно недоработана. При взрыве 100 кг боевой части от ракеты ничего бы не осталось. Но не взорвалась? Кто тот предатель, что запретил взрывать боеголовку при промахивании мимо цели?
    .
    Данную игрушку следует доработать для использования как многоразовый дистанционно управляемый бомбардировщик переднего края. Как минимум на 10 пусков ресурса движка хватит.
  18. +1
    10 марта 2026 14:03
    Главное управление разведки также отмечает, что компоненты навигационной системы поставляются зарубежными производителями из Китая, Нидерландов, Швейцарии и США.

    Из микроволновок же и стиральных машин должно быть!