«Золотая рыбка» итальянской постройки

9 741 41
«Золотая рыбка» итальянской постройки
Подлодка будущего по-итальянски


Чтобы не начинать копать эту историю со времён Ромула и Рема, обратимся к документам, а именно к принятому на 2025–27 годы «многолетнему документу по оборонной политике» (DPP). Если обобщить, то это перераспределение ранее одобренного военного бюджета в 31 миллиард евро. Приоритет в нём был отдан новым разработкам (в прежних вариантах предусматривались в первую очередь повседневные расходы), в число которых вошло и строительство четырёх новых подлодок проекта U212 NFS («подлодка ближайшего будущего») общей стоимостью в 2,68 миллиарда евро.




Подлодка проекта U212A итальянка немецкого происхождения

Дело в том, что на сегодняшний день подводный флот потомков римлян представлен четырьмя дизельными подлодками класса Sauro, самая молодая из которых — S525 «Gianfranco Gazzana Priaroggia» — вошла в строй больше 30 лет назад — в лохматом 1993 году, и четырьмя значительно более новыми немецкими субмаринами проекта 212А: самой молодой ещё десяти лет не стукнуло. В общем, на замену Sauro и строят U212NFS.

По плану первая (корпус получил номер NFS1 S530) должна вступить в строй в 2029 году, а последняя в 2032-м. Конкурс на строительство субмарин выиграла итальянская компания Fincantieri S.p.A — четвёртая по величине кораблестроительная компания в мире. Строительство будет проходить на верфи Муджано в Специи, это предприятие за последнее столетие построило более 100 подлодок. Служить новым лодкам предстоит где-то до 2050 года. В июне 2024 года было объявлено о разработке продолжения данного класса — подлодке класса 212NFS EVO, но о ней пока известно немногое. Кроме итальянцев, интерес к проекту проявили Филиппины, подписавшие соглашение о поставках в рамках программы модернизации «Горизонт III», и Польша, впоследствии выбравшая шведский проект А26.


Шведская подлодка типа А26 «Готланд»

Стоимость одной лодки составит 500 миллионов евро. Много это или мало? Очень много! Для сравнения: шведская «неатомная подлодка» А26 «Готланд» с двигателем Стирлинга в качестве воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) обошлась казне в 433 миллиона долларов, что было, как посчитали шведы, слишком дорого. Французская подлодка типа «Скорпен», с топливными элементами в качестве ВНЭУ, обходится в 450 миллионов долларов. Немецкая субмарина проекта 214, с топливными элементами в качестве ВНЭУ — смешные 330 миллионов долларов. Даже японская «Сорю», с двигателем Стирлинга, обойдётся дешевле — 540 миллионов долларов — 465 миллионов евро. Не говоря об отечественном «Палтусе» проекта 877/636, который стоит всего 300 миллионов долларов, но при этом вполне современен (а ВНЭУ, опционально, можно установить и зарубежную).

Только снабжённая литий-ионными батареями «японка» «Тайгэй» обойдётся дороже «итальянок» — 635 миллионов долларов, то есть 547 миллионов 370 тысяч евро, но она и больше — 3000 тонн надводного водоизмещения. И испанский класс S-80 Plus — за 983 миллиона евро за корпус, но они также почти в два раза больше водоизмещением. В общем, итальянская «рыбка» получается реально золотой!


Пуск резки стали на первый корпус проекта U212NFS

Фишками проекта должны стать «киберустойчивость» и литий-ионная аккумуляторная батарея. Что до киберустойчивости, скорее всего, под этим термином понимают улучшение возможностей в плане РЭБ, усовершенствованную связь и автоматизацию процессов управления (хотя в официальном пресс-релизе компании указан и такой момент, как «устойчивость к кибератакам»). Впрочем, рекордов в этом отношении от проекта ждать не стоит: экипаж подлодки с подводным водоизмещением 1780 тонн и надводным в 1600 тонн должен составить 29 человек (плюс — возможность принять на борт 8 подводных диверсантов), для сравнения, шведская А26 при водоизмещении на сотню тонн больше имеет экипаж 17–26 человек (с подводными диверсантами — 35), видимо, итальянская автоматика не слишком продвинутая.


Отсек подлодки проекта U212NFS на стапеле

Интересно то, что предшественницей проекта U212 NFS были лодки проекта U212А, оснащённые топливными элементами с протонной мембраной, позволявшими оставаться под водой более 3 недель. Но на новом проекте от них отказались в пользу литий-ионных аккумуляторов. Это далеко не первый подобный случай, по-видимому, использование топливных элементов, при всех плюсах, настолько усложняет эксплуатацию подлодки, что часто продолжения эти проекты не имеют.

Впрочем, возможно, что дело здесь в том, что U212А — немецкий проект, и топливные элементы с протонной мембраной выпускаются фирмой Siemens, а итальянцы компетенций для их выпуска не имеют, саму же U212 NFS итальянцы считают именно шагом в отстаивании стратегического и промышленного суверенитета (литий-ионная аккумуляторная батарея разработана самими итальянцами). Но это гадание на кофейной гуще: управление программой возложено на ОССАR — международную организацию по управлению совместными проектами, так что, несмотря на более высокий уровень использования национальных технологий, электродвигатель на «неатомной подлодке» стоит от того же Siemens'а.

А ещё итальянцы считают новые подлодки «козырем в рукаве», который сможет сыграть не только в Средиземном, но и в Красном и даже Южно-Китайском море — подлодка оснащена «системой адаптации к тропикам», позволяющей действовать в тех районах Мирового океана, где вода ещё теплее, чем в Средиземном море. Какие интересы у Италии в Южно-Китайском море, не вполне понятно — так далеко даже Муссолини не нацеливался. Впрочем, небольшое, прямо скажем, водоизмещение подлодки намекает, что океаны бороздить ей вряд ли предстоит.


Итальянская «золотая рыбка» в представлении американского военно-морского эксперта Х. И. Саттона

Точной информации по этим подлодкам, по понятным причинам, немного: никто в здравом уме не станет раскрывать все ТТХ новейшего оружия! Тем не менее, указывается, что лодка будет иметь длину около 59 метров, диаметр корпуса 7 метров, двухуровневую палубу, шесть торпедных аппаратов (с возможностью стрелять крылатыми ракетами), есть упоминания о возможности использования беспилотных подводных аппаратов, а выдвижные устройства будут не гидравлическими, а электрическими, что сразу же заставляет задать вопрос о возможностях новой аккумуляторной батареи.

В июле 2024 года в рамках компании Fincantieri S.p.A. было создано совместное с английской (если сегодня можно точно назвать «национальность» компании) компанией Faist Electronics S.r.L. предприятие Power4Future по производству высокоэффективных аккумуляторных батарей. Производственная площадка предприятия площадью свыше 8000 квадратных метров развёрнута в Пьедимонте-Сан-Джермано, провинция Фрозиноне, где будут изготавливать не только сами батареи, но и периферийные устройства для их эксплуатации.


Литий-ионное сердце «золотой рыбки»

Но это лирика, а сколько реально смогут новые подлодки находиться в подводном положении без всплытия? Ответ может быть только примерный. Известно, что для U212A этот срок превышает три недели, сомнительно, что на U212 NFS он будет меньше. На японских лодках с литий-ионными батареями он, по мнению некоторых экспертов, составляет более 40 суток (японцы о реальных ТТХ своих новых лодок не слишком активно треплют языком). Впрочем, смысл установки на подлодки дорогущих литий-ионных батарей в другом. «Воздухонезависимые энергетические установки», типа того же двигателя Стирлинга, обеспечивают длительное пребывание под водой при движении на низких скоростях. Литий-ионные аккумуляторы могут обеспечить движение под водой на высокой скорости, что важно при выходе в атаку или уклонении от вражеской атаки.


F-35B садится на борт итальянского авианосца «Кавур»

Но, подлодки проекта U212 NFS — не самый интересный элемент планов по перевооружению ВМС Италии. В том самом DPP на 2025-27 годы помимо строительство четырёх субмарин предусмотрены предварительные исследования на тему... Атомного авианосца. Причём не простого, а с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе! Исследования, конечно, предварительные, но 3 миллиона евро на них уже выделены реальные. Причина, по которой Италия так активно тратит деньги на военно-морские вооружения может крыться в вульгарном распиле бюджета, а может... Мир вступил в эпоху пертурбаций, и в таких условиях наличие под рукой современных вооружений немного успокаивает.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    13 марта 2026 04:32
    А зачем макаронникам подлодка, если у них нет ядерного оружия?
    Они с кем воевать то собрались?
    Из Африки их давно выгнали, теперь негров на лодках собирают у своих берегов.
    В ВМВ потеряли и армию и уважение. А всё туда же - мы великие римляне...
    Страна туризма, шмоток и жратвы. Их время в военных делах давно закончилось!
    1. +10
      13 марта 2026 04:52
      Цитата: Михаил-Иванов
      А зачем макаронникам подлодка

      Куда конь с копытом, туда и рак с клешней wink
      1. -5
        13 марта 2026 04:54
        Вот уж точно!
        Им бы дурням туризм развивать, технологичные производства, а всё туда же - воевать собрались. Весь этот ЕС одни сплошные клоуны!
        1. SAG
          0
          13 апреля 2026 08:38
          Не понимаю вашего скепсиса, почему сразу воевать. Любое реально суверенное государство !обязано! иметь силы способное отстоять этот суверенитет. Иначе ему грош цена, все кто может предать рано или поздно это сделают. А у Италии морских границ +-80%
          Другой вопрос в какое время они зачинают такое и за какие средства! Скоро хлеб и чистая вода будут дороже любой ракеты. А итальянцы свои минеральные источники все повысасали, особенно на юге... Огромная (_*_) надвигается, а они не видят...
      2. +1
        13 марта 2026 05:07
        Цитата: Uncle Lee
        Куда конь с копытом, туда и рак с клешней
        Можно и так: куда крестьяне, туда и обезьяне🐵
        1. +1
          13 марта 2026 05:10
          Со свиным рылом в калашный ряд...
          Нежили богато, неча было начинать...
      3. -2
        14 марта 2026 20:28
        Цитата: Uncle Lee
        Куда конь с копытом, туда и рак с клешней

        Итальянцы очень сильный флот строят.
        Обсуждаемый проект ПЛ весьма хорош.
        АВ легкие, эсминцы, фрегаты - все есть.
        Не хуже французского флот получается.
        Ну кроме ЯО разумеется. Хотя почему и
        не появиться ему в будущем? Все готово.
    2. +3
      13 марта 2026 10:42
      Цитата: Михаил-Иванов
      А зачем макаронникам подлодка, если у них нет ядерного оружия?
      Они с кем воевать то собрались?

      Они же член НАТО и Еврорейха. Так что своей политики у них нет: куда Брюссель прикажет - туда и пойдут. Так что ПЛ эти строят не для Италии, а для НАТО в целом.
    3. +11
      13 марта 2026 12:43
      Как, не странно итальянцы всегда стремились иметь сильный флот, что во времена Второй Мировой Войны( линкор для ЧФ, был получен по репарациям от Италии), что и в наше время.Основные компоненты состава ВМФ Италии:
      Авианосцы: «Джузеппе Гарибальди» и более новый «Кавур» (флагман).
      Подводные силы: 8 ударных подводных лодок (типы «Сауро» и «Тоддаро»/212).
      Надводные силы:
      Эсминцы УРО: Типа «Орризонте» (Andrea Doria, Caio Duilio).
      Фрегаты: Основу составляют многоцелевые фрегаты FREMM (типа Bergamini), а также более старые типа Maestrale.
      Десантные силы: 3 десантно-вертолётных корабля-дока (тип San Giorgio).
      Морская пехота: Бригада морской пехоты «Сан-Марко» (включает полки «Сан-Марко» и «Карлотто»), используемая для десантных и специальных операций.
      Морская авиация: Включает самолеты вертикального взлета AV-8B Harrier II (на авианосцах) и вертолетные эскадрильи.
      Минно-тральные силы: 2 дивизиона минных тральщиков и корабль управления.
      1. +5
        13 марта 2026 16:08
        Как, не странно итальянцы всегда стремились иметь сильный флот, что
        Что же тут странного . Средиземное море и рассекающий его ,,забор,, в виде Аппенинского полуострова обязывает . Ну и призраки величия навещают
    4. +9
      13 марта 2026 14:10
      Очень странный вопрос. Вы либо сознательно формируете своё утверждение в такой форму, что бы неопытный читатель засомневался в адекватности Итальянского руководства. Либо сами искренне верите в эту глупость.
      Италия это не конь в вакууме, это крупная европейская страна, она находиться в топ-10 экономик Европы, она один из важных логистических центров Европы, но главное - они члены ЕС и НАТО.
      Лодки нужны не конкретно Италии, они нужны ЕВРОПЕ в целом. На фоне нарастающего экономико-политического кризиса, руководство европейских стран всё сильнее концентрируется на идее формирования самостоятельности Европы в сфере обороны. После переизбрания Трампа, стало понятно что есть риск потери США как военного союзника, или даже конфронтации с ними в Африки или на ближнем востоке. Потому крупные европейские страны развивают свои ВС в парадигме своей роли в общеевропейской обороне. Руководство ЕС к примеру понимает что ей нужно 30 подводных лодок для контроля и обороны своих проливов (Датский, Гибралтар, Суэц и Босфор), что бы в случае начала конфликта с Россией/США, наши/американские подлодки столкнулись со значительными проблемами при приближении к проливам. И вот эти 30 необходимых подлодок, они распределяют по странам. Столько то в Германию и Голландию, столько во Францию и столько в Италию. Так и формируются планы стран ЕС на перевооружение. Они строят и рассчитывают всё так, что бы в случае серьезного, глобального конфликта (не дай бог 3МВ) армии стран Европы выступили если не как единой армией, то как минимум выступили в рамках единого плана и распределения роли.
      Прибалтика и Украина это потенциальный плацдарм. Польша и Германия это мотопехота, артиллерия и танковые группы. Прикрытие с воздуха на себя возьмут ВВС Германии, Италии, Франции и Великобритании. Ракетная поддержка осуществляется Францией, и т.д.
  2. +5
    13 марта 2026 05:47
    Есть ряд неясностей. Вообще проект U212 немецкий от HDW. Как понимаю итальянцы из Fincantieri взяли U212 и перепроектировали под себя? Или это совместный проект?
    Касаемо ГЭУ. В статье как то вскользь прошли по ГЭУ подлодки, как понимаю схема как у японцев дизель+литиевые батареи?
    1. +3
      13 марта 2026 10:22
      Цитата: Дырокол
      Есть ряд неясностей. Вообще проект U212 немецкий от HDW. Как понимаю итальянцы из Fincantieri взяли U212 и перепроектировали под себя? Или это совместный проект?
      Касаемо ГЭУ. В статье как то вскользь прошли по ГЭУ подлодки, как понимаю схема как у японцев дизель+литиевые батареи?

      Строят по лицензии, адаптированный под итальянские требования немецкий проект.
      Для сокращения затрат на проектирование.
      1. +2
        13 марта 2026 10:50
        Цитата: Объяснятор
        Строят по лицензии, адаптированный под итальянские требования немецкий проект.
        Для сокращения затрат на проектирование.

        Спасибо.
    2. +2
      13 марта 2026 11:07
      Да, схема модная, японская - дизель и литий-ионные батареи. А немецкий проект - 212А, итальянцы перепроектировали под литий-ионные батареи и, возможно, свою электронику. Возможно, потому что свои батареи у них есть, а своя электроника - не факт...
      1. +1
        13 марта 2026 12:02
        Цитата: Георгий Томин
        Да, схема модная, японская - дизель и литий-ионные батареи. А немецкий проект - 212А, итальянцы перепроектировали под литий-ионные батареи и, возможно, свою электронику. Возможно, потому что свои батареи у них есть, а своя электроника - не факт...

        Думаю дело не в электронике и батареях а в проектировании-содержать специализированное КБ накладно-если нет постоянной работы.Немцы уже 80 лет лидеры в разработке, производстве и экспорте ДЭПЛ,в количестве взяток кстати тоже.
        Обычная монополизация рынка.
        Думаю германские фирмы поставляют спецстали и спецарматуру и для других национальных проектов.
  3. +5
    13 марта 2026 07:11
    выдвижные устройства будут не гидравлическими, а электрическими, что сразу же заставляет задать вопрос о возможностях новой аккумуляторной батареи.
    При неработающих дизель-генераторах насосы гидроприводов всё равно приводятся в действие от ЭД и, следовательно, от АКБ. Так что здесь разницы почти нет, разве что КПД выше.
  4. -1
    13 марта 2026 08:34
    А зачем Италии подлодки,да еще за тридевять земель?
    1. +5
      13 марта 2026 09:12
      Пример компактной однокорпусной лодки надводное: 1600 т, подводное: 1780т запас плавучести 11% ,12 торпед, для сравнения двухкорпусная Варшавянка надводное 2350т, подводное 3950т, запас плавучести 40% и 18 торпед , зато водоизмещение больше в 2.2 раза
  5. 0
    13 марта 2026 09:05
    Если литий-ионные батареи позволяют так долго находиться под водой , тогда зачем внэу , особенно для закрытых морских твд , например на балтике вообще можно использовать чистые электрички
    1. 0
      13 марта 2026 10:51
      Цитата: vitaliy20091959
      тогда зачем внэу

      Вообще не нужна. Слишком сложно и дорого. А батарейки можно менять по мере появления новых с улучшенными характеристиками.
      1. +1
        13 марта 2026 17:08
        Цитата: Дырокол
        Вообще не нужна.

        Южные корейцы таки не убрали AIP со своих KSS III, хотя ЛИАБ поставили. Причина: совместное использование ВНЭУ и батарей большой емкости (ЛИАБ) позволяет заряжать АБ в подводном положении, поддерживая нужную плотность (заряд) батареи. Можно беречь АБ, обеспечивая подводный ход 3-4 уз. до 21 суток. К слову, только немцы дают эту цифирь, остальные упоминают 18 суток. Мне кажется, что инженеры "Страны утренней свежести" ближе к истине.
        У нас была (может еще и осталась?) отличная идея оснастить наши НАПЛ единой двигательной установкой на основе газовой турбины замкнутого цикла. Но чтой-то "не видать Красной Армии"(с). По слухам новые 677 второй серии получили АБ большой емкости, обеспечивающими пребывание под водой до 15 суток. Но, как говорятся, -- "еще не вечер!"
    2. +2
      13 марта 2026 11:10
      В том-то и дело, что сегодня литий-ионные подлодки вытесняют подлодки с ВНЭУ. Их единственный недостаток - дорогая батарея. Очень дорогая.
      1. +2
        13 марта 2026 12:42
        Цитата: Георгий Томин
        Их единственный недостаток - дорогая батарея. Очень дорогая.

        Это пока. На рынке АКБ грядет революция, на подходе дешевые и более безопасные натриевые АКБ. В дальнейшем можно будет заменить литиевые батареи на натриевые в ходе модернизации.
        1. +1
          13 марта 2026 15:28
          Если появятся, это может изменить многое, но пока... Пока подобные подлодки - не для бедных.
        2. +1
          13 марта 2026 21:38
          Цитата: Cympak
          Это пока. На рынке АКБ грядет революция, на подходе дешевые и более безопасные натриевые АКБ. В дальнейшем можно будет заменить литиевые батареи на натриевые в ходе модернизации.



          Ага. Причём грядёт она последние лет 15. И всё грядёт и грядёт. Всё не грянет никак.
  6. +4
    13 марта 2026 10:09
    Мысль инженера: а почему собственно "золотая"? Если продукция производится внутри страны для себя, то из конечной стоимости, имеет смысл, вычесть сумму равную налогам выплаченным в бюджет этой же страны в процессе производства. Не удивлюсь если она составит 30-50% от полной стоимости изделия. И это без учета сохраненных/приобретённых компетенций...
    1. +2
      13 марта 2026 10:52
      Цитата: Дмитрий22
      а почему собственно "золотая"?

      Дык тож у врагов, там все плохо.
    2. 0
      13 марта 2026 11:12
      Ну, насколько я помню, литий у нас, по большей части, в Китае производят, а он - большая часть стоимости батареи. Так что золотая, только золото сейчас уступает место другим элементам таблицы Менделеева. Но также не дешёвым.
      1. +4
        13 марта 2026 11:43
        Цитата: Георгий Томин
        Так что золотая,

        Да как бы нет. Совсем.
        Во-первых, Вы берете лодки, которые только планируются к постройке, и сравниваете их с кораблями, уже вошедшими в строй. Но инфляцию при этом не учитываете, а она есть - к примеру. инфляция евро за 10 лет с 2015 по 2025 г составила более 47% если калькуятор инфляции не обманывает, но если и обманывает - все равно она очень значительна.
        Во-вторых, обычно на более современных боевых кораблях устанавливают более современное оборудование, а оно и более дорогое
    3. +1
      13 марта 2026 21:54
      Цитата: Дмитрий22
      Мысль инженера: а почему собственно "золотая"? Если продукция производится внутри страны для себя, то из конечной стоимости, имеет смысл, вычесть сумму равную налогам выплаченным в бюджет этой же страны в процессе производства. Не удивлюсь если она составит 30-50% от полной стоимости изделия. И это без учета сохраненных/приобретённых компетенций...


      Потому, что такая математика хороша для статистики "роста ВВП". Для реальной жизни нужно учитывать не цену, а стоимость, то есть общее количество человекочасов затраченных на постройку. Стоимость выражается в деньгах как себестомость. Обычно себестоимость отличается от заявленной цены проекта на известную заказчику маржу (государство обычно не допускает ситуации, когда изготовитель получает маржу в 200 или 300 процентов). И если изготовитель не врёт осознанно и нагло, как принято, например, в ВПК США, то стоимость лодки и правда великовата. Ведь бюджет будет платить по 500 миллионов "живыми" а не за вычетом чего-то там.

      Вы в одном правы, сравнивать стоимость лодок разных стран исходя из их цены не адекватно. Нло в то же время цена (обременение для бюджета) напрямую влияет на размеры серии. У СССР была великолепная лодка 705-го проекта Лира. Это был рафинированный перехватчик, охотник за охотниками. Но она была слишком дорогой и проект должного развития не получил. С 1968 по 1975 год сделали 7 лодок и производство прекратили.
    4. 0
      22 апреля 2026 06:45
      Думаю, золотая от того, что понимают, сколько откатов придётся заплатить бюджету страны ! laughing
  7. AVP
    +1
    13 марта 2026 10:39
    А чего норм тема - дабы соседи совсем на смех не подняли. Ибо в средиземье никто всерьез Италию не ставит - плавают, понимаешь, все кому ни попадя. В атомный авианосец не верю - страна такое не потянет ни по технологиям(и делится никто не будет), ни по деньгам.
    1. +3
      13 марта 2026 11:14
      ЖМТ - гнилая тема, наши строили лодки с такими реакторами - намучались. Его же нельзя заглушить - теплоноситель застынет, так что или постоянно держать введёнными, или ставить на пирсе установки для подогрева теплоносителя на стоянке...
      1. 0
        13 марта 2026 12:53
        Цитата: Георгий Томин
        ЖМТ - гнилая тема, наши строили лодки с такими реакторами - намучались.

        Это был (АПЛ пр.705 "Лира") технологический уровень 70-80 годов прошлого века. Уже прошло почти 50 лет с тех времен. Технологические возможности и материаловеденье существенно ушли вперед. Сейчас на Западе есть много проектов компактных ЖМТ-реакторов, т.е. тема технически перспективная.
        На сколько я понимаю, проблема была не в том, что реактор нельзя было глушить, а в обеспечении его непрерывной работы (нужна береговая служба эксплуатации для кораблей с такими реакторами, т.е. уникальное ОШС) и коррозии ЖМТ трактов.
        1. +1
          13 марта 2026 15:30
          По большей части - необходимость постоянного поддержания в горячем состоянии...
  8. 0
    13 марта 2026 16:02
    подлодка оснащена «системой адаптации к тропикам», позволяющей действовать в тех районах Мирового океана, где вода ещё теплее, чем в Средиземном море. Какие

    Думаю здесь вопрос не интересов макаронников , а ориентирование на потенциальных клиентов из Ю-ВА . К тому же Филиппины вроде интересуются
    1. 0
      13 марта 2026 16:13
      Цитата: КВУ-НСвД
      Думаю здесь вопрос не интересов макаронников , а ориентирование на потенциальных клиентов из Ю-ВА . К тому же Филиппины вроде интересуются

      Слишком дорого для Филиппин. Индонезия может еще потянуть такую лодку или Тайвань (но имеется огромный политический риск в виде ссоры с Китаем). Возможно она заинтересует страны Персидского залива, но там ТВД слишком узкий даже для такой небольшой лодки. Еще один вариант из "теплых стран" - Бразилия, но там французские Скорпены.
  9. 0
    13 марта 2026 16:48
    Маленькое уточнение:
    Шведская подлодка типа А26 «Готланд»
    Готланд относится другому проекту:
    Подводные лодки типа «Готланд» (швед. Gotlandklass) относятся к проекту А-19 — серии шведских дизель-стирлинг-электрических подводных лодок.

    С проектом А-26 случился неожиданный "заторч" --
    Комбинация организационных конфликтов, финансовых сложностей, технических вызовов, управленческих изменений и возможных стратегических корректировок привела к многократному переносу сроков сдачи подводных лодок проекта A26. В результате передача головной лодки HSwMS Blekinge флоту была отложена на годы, а по состоянию на 2026 год её ввод в строй ожидался лишь в начале 2030-х годов.

    Да и выглядеть она будет несколько иначе:
    1. -1
      13 марта 2026 19:15
      Согласен, опечатка вышла, "Готланд" - проект А-19.
  10. +1
    13 марта 2026 22:27
    Не говоря об отечественном «Палтусе» проекта 877/636, который стоит всего 300 миллионов долларов

    Сдаётся мне, в статье приведены цены продажи. И у Палтуса она наименьшая из рыночных, но не в разы. А вот себестоимость (материалы, труд, амортизация и пр.), думаю, в России в разы ниже, чем у конкурентов. Или???...