Российские объекты противоракетной обороны и радары предупреждения о ракетном нападении на спутниковых снимках

60 205 71
Российские объекты противоракетной обороны и радары предупреждения о ракетном нападении на спутниковых снимках

Первоначально основным средством доставки ядерных зарядов являлись дальние бомбардировщики. Но по мере совершенствования средств противовоздушной обороны, появления всепогодных перехватчиков, оснащенных радиолокаторами и управляемыми ракетами, а также массового развёртывания объектовых зенитных ракетных комплексов средней и большой дальности – стало ясно, что дальняя бомбардировочная авиация не гарантирует выполнения боевой задачи по нанесению стратегических ударов по территории противника.

В 1960-е годы главным средством доставки термоядерных боеголовок на межконтинентальную дальность стали баллистические ракеты. Но ещё до начала массового производства и развертывания МБР в СССР и США начались исследования в области противоракетного оружия.



26 мая 1972 года Москва и Вашингтон подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны. В рамках заключённого соглашения стороны брали на себя обязательства отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО на территории страны. В июле 1974 года, после дополнительных переговоров, было заключено соглашение, по которому каждой из сторон разрешалось иметь только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок МБР.

Советские наработки в области противоракетной обороны и радаров раннего обнаружения


Ввод в опытную эксплуатацию системы ПРО Москвы произошел в 1974 году. По неподтверждённым официально данным, на момент ввода системы в эксплуатацию было размещено 67 противоракет. Впрочем, система А-35 обладала очень ограниченным потенциалом и не могла противостоять массированной атаке. В 1977 году на вооружение поступила система ПРО Московского промышленного района А-35М, состоявшая из главного командно-вычислительного центра, восьми стрельбовых комплексов в составе радиолокатора канала цели, двух радиолокаторов канала изделия и четырёх подъемно-стартовых установок с общим боекомплектов 32 ракеты А-350Р.


Сооружения РЛС «Дунай-3У»

Обнаружение боеголовок и выдача целеуказания осуществлялась радиолокаторами «Дунай-ЗМ» и «Дунай-ЗУ». Противоракеты А-350Р могли поражать ядерными боевыми частями боевые блоки МБР и БРПЛ на дальности 80-520 км. Досягаемость по высоте составляла 50-350 км. Система А-35М стояла на вооружении до 1995 года.

Модернизация РЛС «Дунай-3У», введённой в строй в 1977 году неподалёку от подмосковного города Чехов, состоялась в 1984 году. РЛС «Дунай-3» состояла из двух разнесённых антенн, приемно-передающей аппаратуры, вычислительного комплекса и вспомогательных устройств, обеспечивающих работу станции. Максимальная дальность обнаружения цели достигала 1200 км. Согласно официальной информации, по состоянию на 2015 год элементы РЛС «Дунай-3У» в Подмосковье использовались российским МО.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Дунай-3У» в Подмосковье. Снимок сделан в ноябре 2019 года

На спутниковом снимке, сделанном в конце 2019 года, РЛС «Дунай-3У», расположенная в 4 км северо-западней города Чехов, выглядит вполне работоспособной.

Помимо средств перехвата боевых блоков ракет в космосе и на нижней ветви траектории в атмосфере, в СССР строили станции раннего ракетного предупреждения, фиксирующие атакующие боеголовки вскоре после запуска ракет. Мощные надгоризонтные стационарные радары необходимы не только для раннего обнаружения межконтинентальных баллистических ракет для своевременного принятия решения о нанесении ответно-встречного удара, но и для выдачи целеуказания системам противоракетной обороны.

На первом этапе основными средствами предупреждения о ракетной атаке стали надгоризонтные РЛС с дальностью обнаружения 2000-3000 км, что соответствовало времени оповещения 10-15 минут до подлёта к цели. В СССР проектирование таких станций началось в середине 1950-х. Головным объектом, где проводились исследования в области ПРО, стал полигон «Сары-Шаган». Именно здесь, помимо чисто противоракетных систем, отрабатывались РЛС и вычислительные средства, способные обнаружить запуск и рассчитать с высокой точностью траектории баллистических ракет противника на расстоянии нескольких тысяч километров. В Казахстане на берегу озера Балхаш, прилегающего к территории полигона, впоследствии строились и проходили испытания головные экземпляры новых радиолокаторов системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В первый раз при помощи опытной радиолокационной станции ЦСО-П (Центральная станция обнаружения полигонная) здесь удалось обнаружить и отследить реальную цель в 1961 году.

С использованием наработок по РЛС ЦСО-П была создана сеть станций «Днестр». В каждой РЛС имелось два «крыла» ЦСО-П, в центре находилось двухэтажное здание, в нём размещались командный пункт и вычислительная система. Каждое крыло охватывало по азимуту сектор 30°, диаграмма сканирования по высоте составляла 20°. Станции «Днестр» планировалось использовать для наведения противоракетных и противоспутниковых систем. Велось строительство двух радиолокационных узлов, разнесённых по широте. Это было необходимо для формирования радиолокационного поля протяжённостью 5000 км. Один узел (ОС-1) находился под Иркутском (Мишелёвка), другой (ОС-2) – на мысе Гульшат, на берегу озера Балхаш. На каждой площадке возводились по четыре станции с охладителями. В 1967 году РЛС «Днестр» заступили на боевое дежурство и стали частью системы контроля космического пространства (СККП).

Однако для целей СПРН эти станции подходили мало, военных не устраивали дальность обнаружения, невысокая разрешающая способность и помехозащищённость. Поэтому была создана модифицированная версия «Днестр-М». Аппаратная часть РЛС «Днестр» и «Днестр-М» была сходной (за исключением установки секторов антенн по углам места), но их рабочие программы существенно отличались. Это связано с тем, что для обнаружения запуска ракет требовалось сканирование по углу места в пределах от 10°-30°. Кроме того, на станции «Днестр-М» элементную базу с целью повышения надёжности частично перевели на полупроводники. Испытания показали, что по сравнению со станциями «Днестр» разрешающая способность увеличилась в 10-15 раз, дальность обнаружения достигла 2500 км. Первые РЛС раннего предупреждения, входящие в состав отдельных радиотехнических узлов (ОРТУ), начали функционировать в начале 1970-х. Это были две станции типа «Днестр-М» на Кольском полуострове под Оленегорском (узел РО-1) и в Латвии в Скрунде (узел РО-2). Данные станции предназначались для обнаружения приближающихся боеголовок со стороны Северного полюса и слежения за пусками ПРПЛ в Норвежском и Северном морях.

Одновременно со строительством новых РЛС СПРН в подмосковном Солнечногорске началось возведение центра предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН). Обмен информацией между радиотехническими узлами и ГЦ ПРН шел по специальным линиям связи. Приказом министра обороны СССР от 15 февраля 1971 года отдельная дивизия противоракетного наблюдения была поставлена на боевое дежурство, этот день считается началом работы СПРН СССР. После начала работы единой системы предупреждения о ракетном нападении в неё были интегрированы станции «Дунай-3» (Кубинка) и «Дунай-3У» (Чехов) системы ПРО Москвы А-35.

В результате дальнейшего совершенствования РЛС «Днестр-М» была создана новая станция «Днепр». На ней вдвое увеличен сектор обзора каждой антенны по азимуту (60° вместо 30°). Несмотря на то, что рупор антенны укоротили с 20 до 14 метров, благодаря внедрению поляризационного фильтра удалось повысить точность измерения по углу места. Использование более мощных передатчиков и их фазирование в антенне привело к увеличению до 4000 км дальности обнаружения. Новые ЭВМ позволили в два раза быстрее производить обработку информации.


РЛС «Днепр» в Крыму

РЛС «Днепр» также состояла из двух «крыльев» двухсекторной рупорной антенны длиной 250 м и высотой 14 метров. В ней имелось два ряда щелевых антенн в двух волноводах с комплектом передающего и приёмного оборудования. Каждый ряд вырабатывает сигнал, сканирующий сектор 30° по азимуту (60° на антенну) и 30° по углу места (от 5° до 35° по высоте) с управлением частотой. Таким образом, удалось обеспечить сканирование 120° по азимуту и 30° по углу места.

Первая станция «Днепр» была введена в эксплуатацию в мае 1974 года на полигоне «Сары-Шаган» (узел ОС-2). За ней последовали РЛС под Севастополем (узел РО-4) и Мукачёво (узел РО-5).


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Днепр» на западе Гераклейского полуострова под Севастополем. Видно, что антенны радиолокатора частично разрушены. Снимок сделан в мае 2022 года

В 1978 году в состав узла в Оленегорске (РО-1) была введена установка «Даугава» с активными антенными решётками с фазовым управлением, после чего станция получила обозначение «Днепр-М».


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Днепр-М» под Оленегорском. Снимок сделан в сентябре 2019 года

Благодаря модернизации удалось повысить помехозащищённость, уменьшить влияние на достоверность информации полярного сияния в ионосфере, а также увеличить надёжность функционирования узла в целом. Технические решения, применённые на «Даугаве», такие как принимающая аппаратура и вычислительный комплекс, в дальнейшем использовались при создании РЛС следующего поколения «Дарьял». РЛС «Днепр-М» под Оленегорском в комплексе с приёмной частью «Даугава» ещё 10 лет назад находились в работе. Настоящий статус данного радиолокационного комплекса не известен. Возможно, что после ввода в строй РЛС семейства «Воронеж» эксплуатация РЛС «Днепр-М» завершена. Надгоризонтные РЛС первого поколения за более чем 50 лет службы безнадёжно устарели и полностью выработали свой ресурс.

Станция «Днепр» в Иркутской области (ОС-1) также не несёт боевого дежурства и заменена построенной неподалёку современной РЛС «Воронеж-М», две антенны которой с сектором обзора 240° позволяют контролировать территорию от западного побережья США до Индии. Известно, что в 1993 году на базе другой радиолокационной станции «Днепр» в Мишелевке создана Обсерватория радиофизической диагностики атмосферы Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН.

В связи с совершенствованием американских межконтинентальных баллистических ракет и появлением средств постановки активных помех, предназначенных для преодоления противоракетной обороны, в 1970-е годы в СССР продолжилось создание радиолокаторов СПРН следующего поколения.

Новая РЛС «Дарьял», возведённая в районе Печоры, впечатляла своими размерами и характеристиками. Антенны станции (передающая и приёмная) разнесены на 1,5 км. Передающая антенна – активная ФАР размером 40×40 метров, заполнена 1260 сменными модулями с выходной импульсной мощностью каждого 300 кВт. Приёмная антенна размером 100×100 метров представляет собой активную фазированную решётку (ФАР) с размещёнными в ней 4000 крест-вибраторами. РЛС «Дарьял» работает в метровом диапазоне. Она способна обнаруживать и одновременно сопровождать около 100 целей с ЭПР порядка 0,1 м² на дальности до 6000 км. Зона обзора — 90° по азимуту и 40° по углу места. При очень высоких характеристиках постройка станций этого типа оказалась крайне затратным делом. Параллельно началось строительство Печорской ГРЭС, которая должна была обеспечить объект электроэнергией.


РЛС СПРН «Дарьял» (передатчик слева, приемник справа)

Строительство станции шло с большими трудностями: так, 27 июля 1979 года на почти готовой РЛС в ходе настроечных работ на передающем центре произошёл пожар. Выгорело почти 80 % радиопрозрачного покрытия, около 70 % передатчиков обгорели или покрылись сажей.

Первая станция «Дарьял» под Печoрой в Республике Коми (узел РО-30) была принята на вооружение 20 января 1984 года, а 20 марта того же года поставлена на боевое дежурство. Она имеет возможность контролировать пространство до северного побережья Аляски и Канады и полностью просматривает пространство над Гренландией.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Дарьял» в 5 км северней Печоры. Снимок сделан в июле 2024 года

В 2011 году специалисты Радиотехнического института имени академика А. Л. Минца объявили, что РЛС «Дарьял» в Республике Коми выработала свой ресурс. Однако в марте 2014 года представитель пресс-службы Минобороны РФ заявил, что станция в 2016 году пройдёт глубокую модернизацию без снятия с боевого дежурства. Произведенная модернизация почти всех систем станции повысила её надёжность, технико-тактические характеристики и значительно снизила энергопотребление. На текущий момент Печорская РЛС является единственной действующей станцией типа «Дарьял».

Вслед за станцией на севере в 1985 году последовала вторая РЛС, так называемая Габалинская РЛС (узел РО-7) в Азербайджане.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Дарьял» в 10 км южней города Габала. Снимок сделан в июле 2022 года

В целом судьба проекта сложилась неудачно: из восьми запланированных РЛС типа «Дарьял» в строй удалось ввести только две. В 1978 году в Красноярском крае, в окрестностях села Абалаково, началось возведение третьей станции. В годы «перестройки», через девять лет после начала работ, когда уже были израсходованы сотни миллионов рублей, руководство СССР решило сделать американцам «жест доброй воли» и законсервировало строительство. А уже в 1989 году было решено снести практически полностью построенную станцию.

Строительство РЛС СПРН в районе посёлка Мишелёвка в Иркутской области продолжалось по 1991 год. Но после распада Советского Союза оно было прекращено. Какое-то время эта станция являлась предметом торга с США, американцы предлагали финансировать её достройку в обмен на выход из договора по ПРО. В июне 2011 года РЛС снесли, а на месте передающей позиции в 2012 году была построена новая РЛС типа «Воронеж-М».

В 1984 году на ОРТУ «Балхаш» (Казахстан) началось строительство РЛС по усовершенствованному проекту «Дарьял-У». К 1991 году станцию удалось довести до стадии заводских испытаний. Но в 1992 году все работы из-за отсутствия финансирования были заморожены. В 1994 году станцию законсервировали, а в январе 2003 года она была передана независимому Казахстану. 17 сентября 2004 года в результате умышленного поджога приёмной позиции произошёл пожар, уничтоживший всё оборудование. В 2010 году в ходе несанкционированного демонтажа здание обрушилось, а в 2011 году были демонтированы строения передающей позиции.

Не менее плачевной оказалась судьба других станций данного семейства. Строительство РЛС типа «Дарьял-У на мысе Херсонес, под Севастополем, начавшееся в 1988 году, было прекращено в 1993 году. РЛС «Дарьял-УМ» на Украине в Мукачёво и в Латвии в Скрунда, находившиеся в высокой степени готовности, были взорваны под давлением США. Габалинская РЛС ввиду технических проблем и высокого энергопотребления в последние годы своего существования функционировала с периодическими кратковременными включениями в режим «боевая работа». После того как Азербайджан попытался повысить арендную плату, в 2013 году Россия отказалась от использования станции, и её передали Азербайджану, но азербайджанские военные эксплуатировать её не смогли. Часть оборудования была демонтирована и вывезена в Россию. Станцию в Габале заменила РЛС «Воронеж-ДМ» под Армавиром.

Помимо надгоризонтных РЛС СПРН в СССР проектировали и пытались строить загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС) типа «Дуга», в них использовался эффект двухскачковой загоризонтной радиолокации. В благоприятных условиях эти станции были способны наблюдать высотные воздушные цели, например, фиксировать массовый взлёт американских стратегических бомбардировщиков, но в основном они предназначались для обнаружения плазменных «коконов», образующихся при работе двигателей стартующих МБР и БРПЛ.

Первый опытный образец ЗГРЛС «Дуга» начал функционировать под Николаевым в начале 1970-х. Станция продемонстрировала работоспособность, зафиксировав момент старта советских баллистических ракет с Дальнего Востока и акватории Тихого океана. После оценки результатов опытной эксплуатации было решено построить еще две загоризонтные РЛС такого типа: в окрестностях Чернобыля на Украине и Комсомольска-на-Амуре в Хабаровском крае. Данные станции предназначались для предварительного обнаружения старта МБР с территории США до того, как их могли увидеть РЛС «Днепр» и «Дарьял». Их строительство оценивается более чем в 300 млн рублей в ценах начала 1980-х.

ЗГРЛС «Дуга-1» под Чернобылем была введена в работу в 1985 году. Надо сказать, что место расположения данной станции было выбрано не случайно – близость к АЭС обеспечивало надёжное энергоснабжение при очень высоком энергопотреблении данного объекта.

Станция, иногда именуемая как «Чернобыль-2», имела впечатляющие размеры. Поскольку одна антенна не могла перекрывать рабочую полосу частот: 3,26-17,54 МГц, весь диапазон разбит на два поддиапазона, и антенных решеток имелось тоже две. Высота мачт высокочастотной антенны – от 135 до 150 метров. Длина составляет примерно 460 метров. Высокочастотная антенна имела высоту до 100 метров в высоту, а её длина составляла 230 метров.


Вибраторы приёмной антенны ЗГРЛС «Дуга-1»

Антенны РЛС построены по принципу фазированной антенной решётки. Передатчик ЗГРЛС находился в 60 км от приёмных антенн, в районе села Рассудово (Черниговская область).

После запуска станции выяснилось, что ее передатчик начал блокировать частоты радиосвязи и частоты, предназначенные для работы диспетчерских служб авиации. Впоследствии радар был модифицирован так, чтобы пропускать эти частоты. Частотный диапазон после модернизации составлял 5-28 МГц.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: антенны РЛС «Дуга» под Чернобылем. Снимок сделан в июле 2020 года

Поставить на боевое дежурство модернизированный радар помешала авария на ЧАЭС. Первоначально загоризонтная радиолокационная станция была законсервирована, но позже стало ясно, что при существующем уровне радиации вернуть её в строй не удастся, и было принято решение демонтировать основные радиоэлектронные узлы ЗГРЛС и вывезти их на Дальний Восток. В настоящий момент оставшиеся сооружения станции стали местной достопримечательностью, при таких габаритах приёмные антенны видны почти с любого места Чернобыльской зоны отчуждения.

На Дальнем Востоке приёмную антенну и станцию зондирования ионосферы «Круг», которая предназначалась как вспомогательная к ЗГРЛС, а также для выработки текущей информации о прохождении радиоволн, состояния среды их прохождения, выборе оптимального частотного диапазона, разместили в 35 км от Комсомольска-на-Амуре, неподалёку от посёлка Картель. Передатчик находился в 30 км севернее Комсомольска-на-Амуре, рядом с военным городком «Лиан-2». Однако и на Дальнем Востоке служба ЗГРЛС тоже была недолгой. После пожара в ноябре 1989 года, случившегося в приемном центре, станцию не восстанавливали, демонтаж сооружений приёмной антенны начали в 1998 году.

Российские радиолокаторы системы предупреждения о ракетном нападении


Во второй половине 1970-х американцы ввели в строй стратегические подводные ракетоносцы с баллистическими ракетами UGM-96 Trident I, оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. Также были озвучены планы модернизации МБР LGM-30G Minuteman III и развёртывания баллистических ракет средней дальности MGM-31C Pershing II в Западной Европе. В связи с этим советское руководство решило создать на западе СССР сеть надгоризонтных среднепотенциальных станций дециметрового диапазона. Новые РЛС, благодаря высокой разрешающей способности, помимо обнаружения пуска ракет, могли бы обеспечить точное целеуказание системам ПРО. Предполагалось строительство четырёх радиолокаторов с цифровой обработкой информации, созданных с использованием технологии твердотельных модулей и имеющих возможность перестройки частоты в двух диапазонах. Основные принципы построения новой станции 70М6 «Волга» были отработаны на полигонной РЛС «Дунай-3УП» в Сары-Шагане. Возведение новой РЛС СПРН началось в 1986 году в Белоруссии, в 12 км северо-восточнее города Ганцевичи в Брестской области.

В ходе строительства впервые в СССР был применён метод ускоренного возведения многоэтажного технологического здания из крупногабаритных конструктивных модулей с необходимыми закладными элементами для установки аппаратуры с подключением систем электропитания и охлаждения. Новая технология возведения объектов такого рода из модулей, изготовленных на московских заводах и доставленных на место стройки, позволила примерно в два раза сократить сроки строительства и существенно уменьшила стоимость. Это был первый опыт создания радиолокационной станции СПРН высокой заводской готовности, позднее получивший развитие при создании РЛС «Воронеж».


РЛС СПРН «Волга»

Приёмная и передающая антенны сходны по конструкции и построены на основе АФАР. Размер передающей части составляет 36×20 метров, приёмной — 36×36 метров. Позиции приёмной и передающей части разнесены на 3 км друг от друга. Модульное исполнение станции позволяет производить поэтапную модернизацию без снятия с боевого дежурства.


После заключения договора о ликвидации РСМД строительство станции было заморожено в 1988 году. В связи с распадом СССР наша страна потеряла узел СПРН в Латвии, и строительство РЛС «Волга» в Белоруссии возобновилось. В 1995 году заключено российско-белорусское соглашение, в соответствии с которым узел связи ВМФ «Вилейка» и ОРТУ «Ганцевичи» вместе с земельными участками были переданы России на 25 лет без взимания всех видов налогов и плат. В качестве компенсации белорусской стороне списана часть долгов за энергоносители, частичное обслуживание узлов производят белорусские военнослужащие, а также белорусской стороне предоставляется информация о ракетно-космической обстановке и допуск на полигон ПВО «Ашулук».

Из-за распада хозяйственных связей и экономических трудностей строительные и монтажные работы затянулись до конца 1999 года. Лишь в декабре 2001 года станция заступила на опытно-боевое дежурство, а 1 октября 2003 года РЛС «Волга» была принята на вооружение. Это единственная станция данного типа, введённая в строй.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Волга» в 12 км северней города Ганцевичи. Снимок сделан в июле 2022 года

РЛС «Волга» в Белоруссии в первую очередь контролирует районы патрулирования американских, британских и французских ПЛАРБ в Северной Атлантике и Норвежском море. Эта станция способна обнаруживать и идентифицировать космические объекты и баллистические ракеты, а также отслеживать их траектории, рассчитывая точки старта и падения. Дальность обнаружения БРПЛ достигает 4800 км в азимутальном секторе 120 градусов. Радиолокационная информация в режиме реального времени поступает в Главный центр предупреждения о ракетном нападении. В настоящее время это единственный действующий объект российской системы предупреждения о ракетном нападении, находящийся за рубежом.

Наиболее современными и перспективными в части слежения за ракетоопасными направлениями являются российские РЛС СПРН типа 77Я6 «Воронеж» метрового («Воронеж-М/ВП»), дециметрового («Воронеж-ДМ») и сантиметрового («Воронеж-СМ») диапазона волн.


Радиолокатор СПРН «Воронеж-М» в Лехтуси

По своим возможностям в части обнаружения и сопровождения боеголовок баллистических ракет станции «Воронеж» превосходят РЛС предыдущего поколения, но при этом стоимость их строительства и эксплуатации в разы меньше. В отличие от станций «Днепр», «Дон-2Н», «Дарьял» и «Волга», возведение и отладка которых порой растягивались на 10 лет, РЛС СПРН серии «Воронеж» имеют высокую заводскую степень готовности, и с момента начала строительства до постановки на боевое дежурство обычно проходит 2-3 года, срок монтажа РЛС не превышает 1,5-2 лет. Станция блочно-контейнерного типа, включает в себя 23 элемента аппаратуры в контейнерах заводского производства.


Станция «Воронеж» состоит из приёмопередающей установки с АФАР, быстровозводимого здания для личного состава и контейнеров с радиоэлектронным оборудованием. Модульный принцип конструкции даёт возможность быстро и с небольшими затратами модернизировать РЛС в ходе эксплуатации. В составе радиолокатора, аппаратуры управления и обработки данных используются модули и узлы, позволяющие из унифицированного набора структурных элементов формировать станцию с необходимыми ТТХ, в соответствии с оперативно-тактическим требованиями по месту дислокации. Благодаря применению новой элементной базы, передовым конструктивным решениям и использованию оптимального режима работы, по сравнению со станциями старых типов, существенно снижено энергопотребление. Программное управление потенциалом в секторе ответственности по дальности, углам и времени позволяет рационально эксплуатировать мощности РЛС. В зависимости от ситуации возможно оперативное распределение энергоресурсов в рабочей зоне радиолокатора в мирный и угрожаемый периоды. Встроенная система диагностики и высокоинформативная система управления также снижают расходы по обслуживанию РЛС. Благодаря использованию высокопроизводительных вычислительных средств имеется возможность одновременно сопровождать до 500 объектов.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Воронеж-М» в Лехтуси. Снимок сделан в мае 2020 года

Первая станция «Воронеж-М» была построена в Ленинградской области близ деревни Лехтуси в 2006 году. На боевое дежурство этот радар заступил 11 февраля 2012 года, заполнив брешь в северо-западном ракетоопасном направлении, возникшую после уничтожения РЛС «Дарьял» в Скрунде. В Лехтуси находится база обеспечения учебного процесса Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, где ведётся обучение и подготовка личного состава для других РЛС «Воронеж». Сообщалось о планах модернизации головной станции до уровня «Воронеж-ВП».

Вторая РЛС «Воронеж-ДМ», расположенная в Краснодарском крае под Армавиром, вступила в строй в 2013 году.


Эта станция состоит из двух сегментов: первый смотрит в юго-западном направлении (от Южной Европы до северного побережья Африки), заменив безнадёжно устаревшую РЛС «Днепр» в Севастополе, а второй контролирует южное направление, заменив Габалинскую РЛС в Азербайджане.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Воронеж-ДМ» в 5 км юго-западней Армавира. Снимок сделан в августе 2025 года

Ещё одна станция дециметрового диапазона возведена в Калининградской области на заброшенном аэродроме «Дунаевка». Этот радиолокатор перекрывает зону ответственности РЛС «Волга» в Белоруссии и «Днепр» в Крыму.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Воронеж-ДМ» в Калининградской области. Снимок сделан в июне 2025 года

Станция «Воронеж-ДМ» в Калининградской области является самой западной российской РЛС СПРН и способна сканировать пространство над большей частью Европы, включая Британские острова.

В 2 км восточней посёлка Мишелёвка под Иркутском функционирует ещё одна РЛС метрового диапазона «Воронеж-М», контролирующая территорию от западного побережья США до Индии и построенная на месте демонтированной передающей позиции РЛС «Дарьял». Её антенное поле в два раза больше, чем у первого Лехтусинского радара.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: РЛС «Воронеж-М» восточней посёлка Мишелёвка. Снимок сделан в апреле 2024 года

На радаре, введённом в строй в Иркутской области, удалось расширить сектор обзора до 240 градусов по азимуту. Эта станция заменила выведенную из эксплуатации РЛС «Днепр», находящуюся также в окрестностях Мишелёвки.

Согласно данным, опубликованным в российских источниках, в 2022 году боевое дежурство несла РЛС «Воронеж-М» под Орском, в Оренбургской области, а также РЛС «Воронеж-ДМ» в посёлке Усть-Кемь в Красноярском крае и посёлке Конюхи в Алтайском крае. В прошлом озвучивались планы по постановке на боевое дежурство станций СПРН под Воркутой в Республике Коми, в посёлке Притоки в Мурманской области и на мысе Херсонес под Севастополем.

Система противоракетной обороны А-135


На смену системе ПРО Московского промышленного района А-35М пришла система противоракетной обороны А-135 «Амур», находившаяся в опытной эксплуатации с 1990 года и принятая на вооружение в 1995 году. Согласно экспертным оценкам, система ПРО А-135 концептуально была ближе к американской системе стратегической противоракетной обороны Sentinel/Safeguard, чем к предшествующей А-35М.

Прежде чем приступить к описанию стоящей на вооружении системы А-135 и спутниковых фотографий её стационарных элементов, хочу довести до сведения «бдительных» граждан, что все их координаты давно известны и опубликованы в открытых источниках, а сама система ПРО в общих чертах многократно описана (в том числе и на «Военном обозрении»). Более того, пару лет назад находясь на борту авиалайнера, заходящего на посадку во Внуково, мне, глядя в иллюминатор, удалось однозначно идентифицировать шахтные пусковые установки противоракет 53Т6 (ПРС-1), расположенные неподалёку от аэропорта.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: стрельбовый комплекс с противоракетами 53Т6 в 6 км восточней аэропорта Внуково. Снимок сделан в сентябре 2024 года

В состав системы А-135 входит РЛС 5Н20 «Дон-2Н» командно-вычислительный пункт 5К80 с вычислительными системами «Эльбрус» и «Заря». Первоначально предусматривалось использование двух эшелонов перехвата целей: противоракетами дальнего действия 51Т6 (А-925) на больших высотах вне атмосферы и противоракетами меньшей дальности 53Т6 (ПРС-1) в атмосфере.

Радиолокационная станция кругового обзора «Дон-2Н», работающая в сантиметровом диапазоне, является центральным, наиболее сложным и дорогостоящим элементом системы А-135.

Этот радиолокатор, известный как «Софринский радар», представляет собой усеченную пирамиду высотой около 35 метров с длиной сторон около 140 метров у основания и примерно 100 м по кровле и прекрасно виден издалека всем проезжающим по трассе А-107.


В каждой из четырёх граней находятся неподвижные крупноапертурные активные фазированные антенные решётки (приёмные и передающие), обеспечивающие круговой обзор. Передающая антенна излучает сигнал мощностью в импульсе до 250 МВт.

Помимо обнаружения атак баллистических ракет, их сопровождения и наведения на них противоракет станция «Дон-2Н» задействована в составе системы предупреждения о ракетном нападении. При угле обзора 360 градусов возможно обнаружение боевых блоков МБР на дальности до 3700 км. Имеется возможность контроля космического пространства на дальности (высоте) до 40 000 км. По ряду параметров РЛС «Дон-2Н» до сих пор остаётся непревзойдённой. В феврале 1994 года в ходе программы ODERACS в феврале 1994 года с американского «Шаттла» в открытый космос были выброшены 6 металлических шаров, по два диаметром 5, 10 и 15 сантиметров. Они находились на земной орбите от 6 до 13 месяцев, после чего сгорели в плотных слоях атмосферы. Целью данной программы являлось выяснение возможностей по обнаружению малоразмерных космических объектов, калибровка РЛС и оптических средств в целях отслеживания «космического мусора». Только российская станция «Дон-2Н» сумела обнаружить и построить траектории самых маленьких объектов диаметром 5 см на расстоянии 500-800 км при высоте цели 352 км. После обнаружения их сопровождение осуществлялось на дальности до 1500 км.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: радиолокатор «Дон-2Н» системы А-135 в 9 км западней Софрино

Уникальность данной станции заключается в ее универсальности и многофункциональности. РЛС «Дон-2Н» решает задачи обнаружения баллистических целей, селекции, сопровождения, измерения координат и наведения на них ракет-перехватчиков с ядерной боевой частью. Управление станцией осуществляется вычислительным комплексом производительностью до миллиарда операций в секунду, построенном на основе четырёх суперкомпьютеров «Эльбрус-2».

Строительство станции и расположенных неподалёку шахт противоракет началось в 1978 году, в 50 км к северу от Москвы, в 9 км западней посёлка городского типа Софрино, в Пушкинском районе. В ходе строительных работ было израсходовано более 30 000 тонн металла, около 50 000 тонн бетона, проложено более 20 000 километров различного кабеля. Для охлаждения аппаратуры потребовались сотни километров водопроводных труб. Работы по установке, монтажу и наладке оборудования проводились с 1980 по 1987 год.

Изначально в системе ПРО Москвы предусматривалось использование двух эшелонов перехвата целей: противоракетами дальнего действия 51Т6 на больших высотах вне атмосферы и противоракетами меньшей дальности 53Т6 в атмосфере.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: радиолокатор «Дон-2Н» и шахты противоракет 53Т6

Примерно в 1 км северо-восточней радиолокатора «Дон-2Н» расположены шахты противоракет 53Т6 ближней зоны с максимальной дальностью стрельбы 60 км и досягаемостью по высоте 45 км. Поражение боевых атакующих боевых блоков МБР и БРПЛ осуществляется специальной боевой частью мощностью 10 кт.

Первоначально стационарные шахтные пусковые установки с ракетами-перехватчиками ближней зоны располагались на пяти стрельбовых комплексах.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: стрельбовый комплекс с противоракетами 53Т6 в 7 км южней Сходни. Снимок сделан в сентябре 2024 года

Примерно 15 лет назад стрельбовый комплекс на 16 пусковых шахт, размещённый неподалёку от посёлка Развилка, ликвидировали, и, согласно открытым источникам, огневые позиции системы ПРО А-135 остались в 7 км южней района Сходня в Химках (16 ПУ), в 4 км юго-восточней города Королёв (12 ПУ), в 6 км восточней Внуково (12 ПУ) и западней Софрино (12 ПУ).

С целью продления ресурса противоракет 53Т6 с 2011 года они в ходе плановой модернизации оснащены новыми двигателями и аппаратурой наведения на новой элементной базе с усовершенствованным программным обеспечением. Испытания оставшихся на вооружении противоракет начиная с 1999 года проводятся регулярно.

Ракеты дальнего перехвата 51Т6 предназначались для уничтожения вражеских боеголовок за пределами атмосферы на дальности до 350 км. По неподтверждённым данным, противоракеты 51Т6 несли боевые части мегатонного класса. Согласно информации, обнародованной Министерством обороны России, противоракеты 51Т6 сняты с боевого дежурства в 2006 году ввиду истечения гарантийного срока эксплуатации.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: позиции бывшего стрельбового комплекса с противоракетами 51Т6 к востоку от Сергиевого Посада. Снимок сделан в июне 2020 года

Известны две огневых позиции противоракет 51Т6, на которых помимо восьми ШПУ располагались радиопрозрачные купола с антеннами наведения: в 25 км восточней Сергиевого Посада (объект Сергиев Посад-15) и в 20 км юго-западней Наро-Фоминска (объект Наро-Фоминск-10).


В настоящее время бывшие огневые позиции противоракет 51Т6 не охраняются, находятся в свободном доступе для всех желающих и подверглись разграблению.

На момент начала строительства система ПРО А-135 являлась вполне современной и была в состоянии обеспечить надёжный перехват одиночных боевых блоков межконтинентальных ракет. Но с учётом того, что в космосе не может быть ударной волны, основным поражающим фактором ядерного взрыва за переделами атмосферы является световое излучение и проникающая радиация. При подрыве ядерного заряда на заданной дистанции от цели она подвергается воздействию мощного потока нейтронов, выводящих из строя исполнительную электронику и запускающих незапланированные деструктивные процессы деления в плутониевой сфере, инициирующей термоядерную реакцию. Поражение целей ядерным взрывом позволяло компенсировать ошибки наведения и в благоприятных условиях уничтожать одним ударом сразу несколько вражеских боеголовок. Но после ядерного взрыва в космосе на некоторое время образуется достаточно обширная ионизированная область, которая не просматривается радиолокаторами, и через эту «слепую зону» могут проникать боевые блоки, идущие во втором эшелоне. Наличие в боекомплекте 16 дальних перехватчиков давало возможность создать два рубежа обороны и отчасти компенсировать образование «слепых зон». Однако сейчас в составе системы противоракетной обороны Московского промышленного района остались только ближние противоракеты, что серьёзно снизило её оборонительный потенциал.

Продолжение следует…
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 марта 2026 05:43
    Вторая РЛС «Воронеж-ДМ», расположенная в Краснодарском крае под Армавиром, вступила в строй в 2013 году.

    В мае 2024 она была атакована БПЛА Украины и обе станции получили повреждения. Уничтожена ли система? Нет. Полагаю все починили давно и РЛС работает дальше. Недавно аналогичное произошло с РЛС AN/FPS-132 в Катаре, один БПЛА Ирана попал в антенное полотно и почему то все вдруг решили, что станция СПРН США уничтожена. Влияние пропаганды на слабые умы...
    1. +5
      16 марта 2026 10:15
      Цитата: Дырокол
      В мае 2024 она была атакована БПЛА Украины и обе станции получили повреждения. Уничтожена ли система? Нет. Полагаю все починили давно и РЛС работает дальше. Недавно аналогичное произошло с РЛС AN/FPS-132 в Катаре, один БПЛА Ирана попал в антенное полотно и почему то все вдруг решили, что станция СПРН США уничтожена. Влияние пропаганды на слабые умы...


      Говорить о серьёзном повреждении или уничтожении можно было бы при попадании КР или баллистической ОТР.
      1. +2
        16 марта 2026 10:47
        Цитата: Bongo
        Говорить о серьёзном повреждении или уничтожении можно было бы при попадании КР или баллистической ОТР.

        По фото видно, что каждая РЛС это комплекс зданий в каждом из которых важные системы и для ее уничтожения (безвозвратной потери) нужно много попаданий либо применения для этого ядерного боеприпаса.
        1. +6
          16 марта 2026 12:59
          Цитата: Дырокол
          По фото видно, что каждая РЛС это комплекс зданий в каждом из которых важные системы и для ее уничтожения (безвозвратной потери) нужно много попаданий либо применения для этого ядерного боеприпаса.

          Не обязательно. no Попадание осколочно-фугасной БЧ массой 500 кг по АФАР нанесёт очень серьёзный, возможно критический ущерб.
          1. +1
            17 марта 2026 03:16
            Цитата: Bongo
            Попадание осколочно-фугасной БЧ массой 500 кг по АФАР нанесёт очень серьёзный, возможно критический ущерб.

            На иранских шахедах нет 500 кг. ВВ, как и на украинских БПЛА. Набор ППМ, антенно-фидерные устройства и система охлаждения конечно стоят денег, но в РЛС основную ценность составляет совсем на антенна. В случае с РЛС «Воронеж-ДМ» это здание расположенное за антеннами. Там вычислительный центр и операторы (если конечно они вообще не под землей сидят, а сверху только техническое помещение. Вот поражение аппаратуры вычислительного центра и узла связи может быть критическим, но никак не самой антенны.
            1. +5
              17 марта 2026 10:05
              Цитата: Дырокол
              На иранских шахедах нет 500 кг. ВВ, как и на украинских БПЛА.

              А я утверждал обратное? Когда? belay
              Такая боевая часть может быть на баллистике.
    2. +1
      16 марта 2026 13:45
      БПЛА бывают разные, в том числе и по полезной нагрузке. Одно дело - 5 кг, другое 40 кг. Ну и починить станцию, которая находится на своей территории, в относительно спокойной тыловой зоне - одно, другое - когда объект на территории другого государства за тысячи миль, причем обстрелы по этому государству продолжаются и не только дронами.
      1. +1
        17 марта 2026 03:18
        Цитата: Illanatol
        когда объект на территории другого государства за тысячи миль, причем обстрелы по этому государству продолжаются и не только дронами.

        Вы несомненно правы и на месте иранцев я бы добил бы ее разрушив все объекты. Но они похоже удовлетворились малым. Война закончится и антенну починят.
        1. 0
          17 марта 2026 08:22
          Игра еще не закончена и неизвестно, когда будет конец. Добить еще возможность будет, если будет необходимость. Пока же вполне достаточно, что объект утратил функциональность. Ну а что будет после окончания войны... это и обсуждать преждевременно.
          1. +2
            17 марта 2026 08:37
            Цитата: Illanatol
            Игра еще не закончена и неизвестно, когда будет конец.

            Если США и Израиль сохранят интенсивность авиаударов, то к лету все закончится, к осени тем более. Любая система управления не способна функционировать под постоянными ударами. Сейчас они уничтожают полицейские участки, базы КСИР, посты басиджей, потом переключатся на администрации районов, поселков, городов. Сначала погибнут самые фанатичные, потом патриотичные, остальные будут саботировать опасаясь уничтожения. Даже если руководство страной останется целым, то им неким будет командовать. Вернее непосредственные исполнители будут саботировать работу ссылаясь на уничтоженное чего либо.
            1. +2
              17 марта 2026 08:45
              Невозможно при таком расходе боеприпасов.
              Система управления в Иране максимально децентрализована. А вот насчет янки - сомневаюсь, они весьма уязвимы к нарушениям систем снабжения и логистики. Иранцы воюют на своей земле, янки придется тратить слишком много времени и ресурсов на доставку всего необходимого.

              Вы, как и янки, не понимаете психологию персов. Эти будут драться даже в отсутствии командования, для них эта война уже стала священной. И да, в перспективе следует ожидать притока добровольцев из других стран, желающих противостоять богопротивным янки.
              Последние ведут себя невероятно глупо, облегчая персам придать конфликту религиозный оттенок. Религиозные войны - самые жестокие и бескомпромиссные.
              Когда фанатик сходится в поединке с прагматиком, скорее всего, именно прагматик начнет искать выход из конфликта. И это будут янки...
              Что будет вполне разумно. В противном случае, можно ожидать такого всплеска "международного терроризма", которого никогда не было раньше.
              1. +3
                17 марта 2026 08:59
                Цитата: Illanatol
                Невозможно при таком расходе боеприпасов

                Основной расход это бомбы. Их хватит надолго.
                Цитата: Illanatol
                Вы, как и янки, не понимаете психологию персов. Эти будут драться даже в отсутствии командования, для них эта война уже стала священной.

                А вы слишком верите пропаганде. Воюют не лозунгами, а оружием.
                Цитата: Illanatol
                в перспективе следует ожидать притока добровольцев из других стран

                В очереди стоят, аж протолкнуться невозможно. Кто поддержал Иран из их прокси? Только хезы. Хамас молчит, хуситы кроме угроз ничего не делают, откровенно выжидают.
                Цитата: Illanatol
                можно ожидать такого всплеска "международного терроризма"

                Все ожидают. Но чего то он не всплескивается. За палестинцев куда больше глотки рвали и актов устраивали.
                Цитата: Illanatol
                Система управления в Иране максимально децентрализована

                Вы выдаете желаемое за действительное. Вам просто так хочется чтобы это было так.
                1. -1
                  17 марта 2026 09:12
                  1. Не факт. На самом деле и янки и израильтяне массово используют ракеты "воздух-поверхность" и КР.
                  2. Если есть мотивация, то и палка может стать мечом. Если нет мотивации - меч станет лишь палкой.
                  3. Такие вещи не афишируют. Да и необходимости пока для Ирана привлекать народ со стороны нет. Это не истощенная войной Залежная.
                  4. Ключевое слово - "пока"...
                  5. Нет, это действительно так. А вам неприятно признавать, что реальный ход событий не совпадает с вашими ожиданиями. Ну, вы не оригинальны. Янки тоже рассчитывали на быстрый и успешный блицкриг и безоговорочную капитуляцию персов. Но fairytale gone bad!
                  1. +1
                    17 марта 2026 10:21
                    Цитата: Illanatol
                    На самом деле и янки и израильтяне массово используют ракеты "воздух-поверхность" и КР.

                    По статистике за первые 4 дня использовали:
                    США 510 КР Томахок, 160 Харм, 105 Хелфайров, 532 Джидам, 160 СДБ, 90 Джисоу
                    Т.е. из авиационных ракет только 160 противорадиолокационных ракет которые сейчас явно практически не используются. Хелфайер это оружие БПЛА. Т.е. американские ударные самолеты в основном использовали авиабомбы в вариантах Джидам, Джисоу и СДБ.
                    Касаемо КР, из 510 запущенных Томахок 319 было запущено в первый день. Т.е. потом интенсивность их использования снижалась.
                    Евреи ракеты воздух-земля запускали чаще, 400 ракет разных модификаций, и 690 авиабомб Спайс и Джидам.
                    Т.е. даже в первые 4 дня бомб использовали больше.
                    Цитата: Illanatol
                    А вам неприятно признавать, что реальный ход событий не совпадает с вашими ожиданиями.

                    Особых ожиданий у меня не было, я прекрасно осознавал, что руководство Ирана это кучка дегенератов, но оказалось, что они еще глупее. Я вижу что Трамп рад до "censored", у него все на мази, он достиг большинство и в короткий срок, Иран сам того не желая этому способствует. То что Трампу приходится импровизировать это и ожидалось, он явно не сторонник тщательного планирования. Единственно мне неприятно осознавать, что многие обманываются пропагандой и тешут некие надежды как в случае с Венесуэлой...
                    1. -1
                      17 марта 2026 12:58
                      Ну да, запас "томагавков" истощен быстрее всего. Сколько их производят в США за год? И да, значение имеет не только наступательное вооружение, но и оборонительное, в первую очередь зенитные ракеты. С ними у США и Израиля вообще кисло.

                      Это лишь ваше имхо. Руководство Ирана избрало оптимальную стратегию с учетом реальных возможностей и она уже приносит свои плоды. Трамп просто делает покерфейс, ему ничего и не остается, США проигрывают кампанию. Репутации Гегемона нанесен огромный ущерб, так что начинают отползать в сторону возможные союзники и сателлиты.
                      1. +3
                        17 марта 2026 19:09
                        Цитата: Illanatol
                        Руководство Ирана избрало оптимальную стратегию с учетом реальных возможностей

                        Называется голова в песок.
                        Цитата: Illanatol
                        она уже приносит свои плоды

                        Сегодня объявил ЦАХАЛ о уничтожении ещё двух лидеров Ирана Сулеймани и Лариджани. Офигеть стратегия.
                        Имея господство в воздухе они быстро реализуют агентурную информацию.
                        Мог ли Иран не допустить этого? Да, даже имея проблемы с авиацией и ПВО. Не на 100%, но заметно сократить количество авиаударов.
                        Нужно было с первых дней организовать удары по авиабазам в Израиле баллистическими ракетами одновременно запуская в том же направлении макс количество БПЛА. Цель перегрузить ПВО, добиться нанесения повреждений инфраструктуре авиабаз. БПЛА сбиваются авиацией и довольно успешно, но для этого необходимо задействовать её за счёт тех, что наносят авиаудары. Количество самолётов ограничено, время их подготовки к вылету требует времени. Т. е. существует предел возможности наземных частей по подготовке самолётов к вылету, плюс есть ресурс который следует соблюдать. Т. е. массированные удары ракетами по авиабазам держит наземные службы в напряжении. Во время ударов нельзя принимать и запускать самолёты. Плюс всегда есть вероятность прорыва ракеты через ПРО с нанесением повреждений инфраструктуре. Да, это ремонтируется, но всё равно влияет на интенсивность действия авиации. Существует предел по авиавылетам. Т. е. Иран мог отвлечь заметную часть авиации США и Израиля на перехват БПЛА, вымотать лётный и тех состав. Это вызовет ошибки и последующие аварии. Как на примере танкерами.
                        Вместо этого мы видим, что свой ресурс Иран растратил на пустое.
                      2. -2
                        18 марта 2026 08:18
                        Ага, а удары кто по янки и Израилю наносит?

                        Иран изначально делал ставку на затяжной конфликт и ассиметричный ответ.
                        Ликвидация "лидеров" не даст ничего и не дает ничего.
                        Что касается иранских потерь - большая часть уничтоженного потенциала Иранских ВВС, ВМФ и прочего есть устаревшее барахло и разменная монета, их уничтожение мало что значит. Лучшее Иран приберег, использует тогда когда потребность будет максимальна: когда/если США решатся на масштабную сухопутную операцию. Но, скорее всего, до этого дело не дойдет.
                        Конфликт на истощение и данный конфликт США не вытянут. Союзники США это поняли, поэтому предпочли создать "коалицию нежелающих". Ну а без союзников США воевать не очень горазды, разве что с таким противником, как Гренада. И да, эскалация конфликта требует все больше финансовых затрат, а согласятся ли американские парламентарии выделить больше бюджетных денег - вопрос. Если денег не будет, янки свернут лавочку...

                        Иран выбрал правильную стратегию, перенося конфликт в экономическую, финансовую плоскость и придавая ему религиозный оттенок (не без помощи противников). Последствия затягивания конфликта будут плачевны для Запада в целом. Возможное разрушение жизненно важной инфраструктуры может вызвать масштабный голод и жажду в государствах Залива, что обязательно скажется и на Европе. Миллионы будущих беженцев... куда они побегут? Так что либо Трамп свернет операцию, либо это сделает некто другой вместо Трампа.
                      3. +2
                        18 марта 2026 10:00
                        Цитата: Illanatol
                        Ага, а удары кто по янки и Израилю наносит?

                        Бестолковые. Они не причинили никакого ущерба той инфраструктуре, что обеспечивает ежедневное нанесение авиаударов по Ирану.
                        Цитата: Illanatol
                        Иран изначально делал ставку на затяжной конфликт и ассиметричный ответ.

                        Ставку то сделал, но игру ведет бездарно. Когда имеешь дело с двумя серьезными противниками нет ничего глупее чем распылять свои ограниченные средства.
                        Цитата: Illanatol
                        Ликвидация "лидеров" не даст ничего и не дает ничего.

                        Обоснуйте? Представьте ноябрь 1941, авиабомбой убивает Сталина. Соратники тут же сольются, Москва сдана, война проиграна.
                        Любая власть сильна кадрами. Не просто кадрами, а опытными имеющими авторитет у подчиненных. При постоянной ротации каждый новый будет заведомо хуже ибо не имеет ни первого ни второго.
                        Цитата: Illanatol
                        Конфликт на истощение и данный конфликт США не вытянут.

                        Война идет каких то 17 дней! 17! О каком истощении вы говорите? Мы пятый год бьемся, мы истощены?
                        Возможное разрушение жизненно важной инфраструктуры может вызвать масштабный голод и жажду в государствах Залива

                        А Трампу на это не пофигу?
                        Цитата: Illanatol
                        обязательно скажется и на Европе.

                        А Трампу на это не пофигу?
                        Цитата: Illanatol
                        Миллионы будущих беженцев... куда они побегут?

                        А Трампу на это не пофигу?
                      4. -3
                        18 марта 2026 13:09
                        1. Радары не в счет? Авиабазы не в счет. То что АУГ отошел от иранских берегов не в счет?
                        2. Откуда вам известно о количестве средств у Ирана? Сами подсчитали? Уверены, что Иран не имеет внешней подпитки? Знаете объемы производства ракет и дронов в Иране? Вы - агент 007? laughing
                        3. Не переоценивайте роль личности в истории. При всем моем уважении к ИВС смерть вождя не обеспечила бы победу Рейху. Как, впрочем, смерть Гитлера лишь в малой степени ускорила бы поражение Рейха.
                        Кадров в Иране хватает, нет оснований считать иначе.
                        4. Интенсивность данного конфликта намного выше. А США уже были изрядно истощены как раз конфликтом на Украине и прежде всего это касается зенитного оружия. Производство последнего США уже увеличили до предела (в разы по сравнению с 2021 годом), но расходы критично высоки, раз янки уже собирают ЗУР у младших союзников и оставили без ракет ЕС и Украину. У Южной Кореи забирают скромный запас... далее - Япония и Тайвань?
                        Мы - это мы. Возможности нашего ВПК больше, главное - обеспечены и сырьем, в том числе и благодаря КНР (редкоземы).

                        5. Трампу может все это и пофигу лично. Но американской (по сути космополитичной, глобалистской) элите - точно нет. И за свои художества Трамп может дорого заплатить. Одним поцарапанным ухом на этот раз вряд ли отделается.
                      5. -1
                        18 марта 2026 16:57
                        Цитата: Illanatol
                        Радары не в счет? Авиабазы не в счет.

                        Не в счёт ибо они не задействованы в нанесении авиаударов. ВВС США летают с авиабаз в Иордании - сколько по этим авиабазам выпущено ракет? Ноль. Вместо этого обстреливают авиабазу в Катаре на которой НОЛЬ самолётов ВВС США.
                        Цитата: Illanatol
                        АУГ отошел от иранских берегов не в счет?

                        Не в счёт. Самолёты взлетают с авианосцев и наносят авиаудары независимо от того, отошёл авианосец или нет.
                        Цитата: Illanatol
                        Откуда вам известно о количестве средств у Ирана?

                        Известна статистика по запущенным ракетам и БПЛА.
                        Цитата: Illanatol
                        При всем моем уважении к ИВС смерть вождя не обеспечила бы победу Рейху

                        После смерти Сталина его соратники тут же слили войну в Корее, а после вообще сдались "западу". И это без войны. Смерть Сталина в 1941 однозначно значила бы капитуляция СССР. Как пример только воля Ленина смогла сдержать бегство большевиков за границу в 1918. О этом много кто писал. А убийство Гитлера означало капитуляцию Германии уже в 1944, что было целью заговорщиков.
                        Цитата: Illanatol
                        Интенсивность данного конфликта намного выше

                        Опять выдаёте желаемое за действительное. Подсчитайте количество хотя бы задействованных человек. У США и Израиля в общем человек 20 тыс может наберётся.
                        Цитата: Illanatol
                        Мы - это мы. Возможности нашего ВПК больше

                        Наш ВПК лилипут по сравнению с ВПК США.
                        Цитата: Illanatol
                        за свои художества Трамп может дорого заплатить.

                        Максимум потеряет большинство в конгрессе. Деньгами всём рот заткнет. Там любят деньги.
    3. 0
      4 апреля 2026 07:23
      Как инженер-радиотехник, с большим интересом прочел статью. Отличная хронология, иллюстрации и организация материала. Спасибо автору и Виктору Карловичу Слоке! 5++
  2. KCA
    -3
    16 марта 2026 06:35
    Рано списывать стратегические бомбардировщики, Х-102 летит по сложной траектории с огибанием рельефа на официально заявленную дальность 5000км, сколько реально никто не скажет, попросту надо успеть после объявления о ракетной атаке взлететь и высоту набрать, в сторону противника и не надо лететь, СПРН не засечёт, у КР факела нет, стратегические РЛС не засекут, высота полёта мала, а когда к тактическим ПВО/ПРО долетит, скорее всего уже поздно
    1. +6
      16 марта 2026 10:23
      Цитата: KCA
      Рано списывать стратегические бомбардировщики

      Действительно рано. yes Дальние бомбардировщики это очень гибкое средство вооруженной борьбы и относительно бюджетный способ доставки значительной по массе боевой нагрузки.
      Цитата: KCA
      Х-102 летит по сложной траектории с огибанием рельефа на официально заявленную дальность 5000км

      Да, но при атаке на Северную Америку это не имеет особого значения. Пуски придётся делать над морскими просторами и они с большой вероятностью будут своевременно обнаружены NORAD.
      Цитата: KCA
      попросту надо успеть после объявления о ракетной атаке взлететь и высоту набрать

      Если ты не планируешь наносить первый удар, то это практически не реализуемо.
      Цитата: KCA
      СПРН не засечёт, у КР факела нет, стратегические РЛС не засекут, высота полёта мала

      Т.е. вы хотите сказать, что пуски КР происходят на малой высоте? Хотя факела у КР нет, но массовый подъём в воздух дальней авиации сейчас спутниками фиксируется надёжно. За всеми нашими базами ДА в реальном режиме времени пристально следят из космоса.
      1. KCA
        -3
        16 марта 2026 10:50
        Взлёт стратегов засекут, а вот отреагировать? ТУшки поднялись на 5000м и пилотам можно катапультироваться, 12 Х-102 или меньшей дальности 24 Х-15 ушли, ТУ-95 кроме револьверов ещё и на внешней подвеске могут ракеты нести, вроде 24 в сумме, по договорам ограничили, но в случае войны, какие договора? в Анадыре надо базу возрождать, чтоб и пукнуть не успели, ежёли что
        1. +4
          16 марта 2026 12:56
          Цитата: KCA
          Взлёт стратегов засекут, а вот отреагировать? ТУшки поднялись на 5000м и пилотам можно катапультироваться

          Над морем в полярных широтах?
          Цитата: KCA
          ТУ-95 кроме револьверов ещё и на внешней подвеске могут ракеты нести, вроде 24 в сумме

          На какую дальность? Да и относительно Х-15 вы погорячились. Эти ракеты с дальностью стрельбы до 300 км давно сняты с вооружения, а их носителями были Ту-22М3, которые не имели межконтинентальной дальности.
          Цитата: KCA
          в Анадыре надо базу возрождать, чтоб и пукнуть не успели, ежёли что

          Боюсь, что у нашего МО имеются гораздо более насущные нужды. А вообще значение ДА в ядерном сдерживании очень хорошо демонстрирует то, сколько стратегических боеголовок на них развёрнуто. Но в любом случае, ядерная эскалация не в наших интересах. no
          1. KCA
            -5
            16 марта 2026 13:39
            В чём проблема катапультирования даже с 5км в северных широтах над морем? Надо льдом ещё могут быть проблемы, а прилететь в герметичном надувном костюме с ракетницами и капсулами с флуоресцеином, пятно от которых на пару кв км расплывётся, сейчас, наверняка, ещё и с радиомаячками, именно Х-15 сняты, или не сняты, на них ТЯБЧ, гиперзвук и маневрирование никто не отменял, есть ещё Х-14П и Х-15С
            1. +6
              16 марта 2026 13:57
              Цитата: KCA
              В чём проблема катапультирования даже с 5км в северных широтах над морем? Надо льдом ещё могут быть проблемы, а прилететь в герметичном надувном костюме с ракетницами и капсулами с флуоресцеином, пятно от которых на пару кв км расплывётся, сейчас, наверняка, ещё и с радиомаячкам

              Проблема в том, что даже в мирное время поиск и спасение терпящих бедствие в море пилотов это очень сложная задача. Вообще, проще сразу застрелиться, чем катапультироваться в сотнях км от своего берега.
              Цитата: KCA
              есть ещё Х-14П и Х-15С

              Нет no
              1. KCA
                -3
                16 марта 2026 15:26
                В 80-х ещё товарищи увлекались сплавом по речкам в Карелии, и уж как не знаю, достали лётные жилеты, там, вроде , всё, было, но маячков не было, не случайно, я так думаю, с вертолёта засечь маяк сложная задача? Вокруг лужа зелёная огромная, ракетницы и радиомаяк, прям невыполнимо, да? Услышав ветролёт плавунцы засыпают и никак себя не обозначают? С учётом что ветролёт слышно за 3-4км
                1. +3
                  16 марта 2026 16:00
                  Цитата: KCA
                  В 80-х ещё товарищи увлекались сплавом по речкам в Карелии, и уж как не знаю, достали лётные жилеты, там, вроде , всё, было, но маячков не было, не случайно, я так думаю, с вертолёта засечь маяк сложная задача? Вокруг лужа зелёная огромная, ракетницы и радиомаяк, прям невыполнимо, да? Услышав ветролёт плавунцы засыпают и никак себя не обозначают? С учётом что ветролёт слышно за 3-4км

                  Скажите пожалуйста, каков радиус действия вертолёта Ми-17 ППС, а так же как часто располагаются аэродромы на Севере где они базируются, и сколько человек может продержаться в ледяной воде, даже при наличии морского спасательного комплекта ВМСК-4 и лодки ЛАС ? Не забывайте, что при катапультировании экипаж сильно разбросает по площади. Ну, и наверно речь ведь идёт не об одном экипаже? Давайте пожалуйста писать только о том, в чем хоть немного разбираемся.
                  1. KCA
                    0
                    16 марта 2026 16:08
                    А у БЕшек каков радиус и время полёта?
                    1. +3
                      16 марта 2026 16:38
                      Цитата: KCA
                      А у БЕшек каков радиус и время полёта?

                      А где Бе-12 базируются и сколько их осталось?
                      Давайте пожалуйста без откровенных глупостей!
                  2. +4
                    16 марта 2026 19:31
                    и сколько человек может продержаться в ледяной воде, даже при наличии морского спасательного комплекта ВМСК-4
                    В описании снаряги обозначено - 12 часов. Думаю, что это не так.
                    1. +3
                      17 марта 2026 01:34
                      Антон, привет!
                      Цитата: 3x3zsave
                      В описании снаряги обозначено - 12 часов. Думаю, что это не так.

                      Того, кто считает, что выживать в ледяной воде легко, просто и комфортно стоило бы самого отправить на несколько часов искупаться в Арктику. Если бы выжил, точно по другому бы запел. lol
                2. +4
                  16 марта 2026 16:10
                  На сайте иногда появляется бывший пилот МРА известный под ником Bez 310. Он летал на Ту-16 и Ту-22М2/М3. Напишите ему, он вам обязательно всё подробно объяснит. Но будьте готовы к тому, что он в отличие от меня в выражениях не стесняется. hi
                  https://topwar.ru/user/Bez+310/
                  1. KCA
                    -3
                    16 марта 2026 16:24
                    Смысл? Просто посраться? характеристики 16/22\22M/22M2//22M3/М22M3M вполне в инете расписаны, может не в деталях, но в общем
                    1. +4
                      16 марта 2026 16:40
                      Цитата: KCA
                      Смысл? Просто посраться? характеристики 16/22\22M/22M2//22M3/М22M3M вполне в инете расписаны, может не в деталях, но в общем

                      Госпадя, как с вами не просто! Сколько вам лет?
                      Спросите его про шансы выжить в море после катапультирования!
                      1. KCA
                        -3
                        16 марта 2026 16:45
                        Не знаю, но жилеты с индикацией и НПЗ тогда зачем делают? И в чём проблема? Только во времени обнаружения, от холода или голода не умрут, часов 6, минимум, во льдах в костюмах-же летают, не в трусах, а катапультные кресла у нас лучшие в мире
                      2. +6
                        16 марта 2026 16:54
                        Цитата: KCA
                        Не знаю, но жилеты с индикацией и НПЗ тогда зачем делают? И в чём проблема? Только во времени обнаружения, от холода или голода не умрут, часов 6, минимум, во льдах в костюмах-же летают, не в трусах, а катапультные кресла у нас лучшие в мире
                      3. +4
                        16 марта 2026 17:00
                        Знаете, а я вас вспомнил. После этого вашего комментария:
                        Цитата: KCA
                        Почему матрасные базы в РК защищают KM-SAM разработки "Алмаз-Антей"?

                        - специально для вас написал цикл по ПВО РК.
                      4. KCA
                        -3
                        16 марта 2026 17:11
                        Ну т.е. я был совсем не прав, и РК не заказывала у РФ разработку комплекса, который в ВС РФ стал С-350? Детали, конечно, есть, но в общем?
                      5. +3
                        16 марта 2026 17:18
                        Цитата: KCA
                        Ну т.е. я был совсем не прав, и РК не заказывала у РФ разработку комплекса, который в ВС РФ стал С-350? Детали, конечно, есть, но в общем?

                        Давайте без словоблудия! ЗРК KM-SAM НИКОГДА не защищали "матрасные" базы !
                      6. KCA
                        -2
                        16 марта 2026 17:59
                        Вероятно потому-что их ещё не отправили с куда-то с ДВ? А когда отправят? Хотя нам проще, ЮК доработали, но не всё, ой, какой хлам творят РЭБ на территории РФ, если такое у друзей будет, вместо Красной Площади Белый дом СШП будет, примерно видел, GPS вместо Моховой показывал Шереметьевское, недалеко, километров 30 от Мск и 5 от аэропорта, и, как не странно, в жопе от ВВП, в другую сторону, в леса/поля
                      7. +3
                        16 марта 2026 19:40
                        Спросите его про шансы выжить в море после катапультирования!
                        Да он вообще эту возможность не рассматривал!
                      8. +4
                        17 марта 2026 01:37
                        Цитата: 3x3zsave
                        Да он вообще эту возможность не рассматривал!

                        Даже на Тихом океане это с большой вероятностью верная смерть, а над Северным ледовитым шансов вообще нет даже летом.
                      9. +2
                        17 марта 2026 10:03
                        даже летом.
                        Зимой, кстати, шансов больше, ибо воды открытой значительно больше. А летом - без вариантов, 15 минут и гипотермия.
                        Привет, Оля!
                  2. +2
                    16 марта 2026 19:33
                    Но будьте готовы к тому, что он в отличие от меня в выражениях не стесняется.
                    Безлюдов точно не стесняется! laughing
                    1. +2
                      17 марта 2026 01:39
                      Цитата: 3x3zsave
                      Безлюдов точно не стесняется!

                      Да, Серёжа с ним недавно общался, получилось не очень. sad Хотя мой муж демагогией не занимался, Безлюдов оказался очень не сдержан. sad
            2. +4
              16 марта 2026 18:58
              Здесь есть одна "небольшая" проблема: кто искать то будет до/после ядерного удары врага?Останутся ли специальные спасательные спасательные силы.
          2. +4
            16 марта 2026 19:16
            Над морем в полярных широтах?
            Там еще водичка -2 градуса по Цельсию...
      2. 0
        16 марта 2026 11:11
        Цитата: Bongo
        Да, но при атаке на Северную Америку это не имеет особого значения. Пуски придётся делать над морскими просторами и они с большой вероятностью будут своевременно обнаружены NORAD.

        Пока стратеги выйдут в районы пуска (не дежурить же им в зоне досягаемости ПВО противника), пока КР подойдут к линии РЛС NORAD - там такая свистопляска в ионосфере будет после прилётов ГЧ МБР и БРПЛ, что обнаружить что-то будет крайне сложно. Да и передавать об обнаружении тоже: стационарный КП в горе Шайенн с его проводной связью скорее всего будет вне зоны доступа, а радиосвязь с ВКП и прочими вспомогательными органами управления, как и с ИА - крайне затруднена.
        1. +3
          16 марта 2026 12:48
          Цитата: Alexey RA
          Пока стратеги выйдут в районы пуска (не дежурить же им в зоне досягаемости ПВО противника), пока КР подойдут к линии РЛС NORAD - там такая свистопляска в ионосфере будет после прилётов ГЧ МБР и БРПЛ, что обнаружить что-то будет крайне сложно.

          Не стоит недооценивать систему ПВО Северной Америки и её управляемость. no Кроме того, описываемый вами сценарий может может быть частично реализуем только если наше руководство решит сделать первый ход.
        2. KCA
          -2
          16 марта 2026 13:47
          Официально озвучиваемая дальность Х-102 5000км, свистопляска в ионосфере не волнует, астронавигация и полёт по рельефу, если в 1992 я лично рассматривал рельефные карты всей Европы на огромном дисплее на спутниковом УС в Эберсвальде, то к 2026 году что-то да улучшилось
      3. -1
        16 марта 2026 13:52
        В случае конфликта НОРАД будет иметь высший приоритет как цель. К тому времени, когда наши КР долетят до НОРАД, последняя будет уничтожена баллистическими или гиперзвуковыми ракетами.

        Конфликту такого уровня предшествует состояние, при котором объявляется максимальная боеготовность. Это может включать и взлет хотя бы части "стратегов" с полной боевой нагрузкой.

        Ну и что? Как будто за американскими базами совсем не следят. И раньше следили, это было одним из условий договоров СНВ. И да, следить одно - перехват все же нечто другое.
        1. +3
          16 марта 2026 13:59
          Цитата: Illanatol
          В случае конфликта НОРАД будет иметь высший приоритет как цель. К тому времени, когда наши КР долетят до НОРАД, последняя будет уничтожена баллистическими или гиперзвуковыми ракетами.

          Мечтать не вредно...следующая публикация этого цикла будет про американскую СПРН и ПРО. Про ПВО Северной Америки было несколько лет назад.
          1. -2
            17 марта 2026 08:16
            Устаревшие сведения из открытых источников... полагаю, по-настоящему компетентные товарищи больше в теме и не зря получают свои оклады.
            Мечтать, конечно, не вредно. Но, располагая "сарматами" и "кинжалами", можно не только мечтать.
            И состояние ПВО самих США в настоящее время может быть иным, чем несколько лет назад, поскольку боезапас зенитных ракет вероятно уменьшился по очевидным причинам. И еще уменьшится, если конфликты продолжаться, в перспективе - возникнут еще новые.
            1. +3
              17 марта 2026 10:04
              Цитата: Illanatol
              Устаревшие сведения из открытых источников...

              Угу... но с учётом того, что на Аляске ведётся модернизация РЛС и системы управления, а также переброшены дополнительные самолёты ДРЛО Е-3 - ПВО Северной Америки слабей точно не стала.
              Цитата: Illanatol
              Мечтать, конечно, не вредно. Но, располагая "сарматами" и "кинжалами", можно не только мечтать.

              Мы про ПВО говорим или про ПРО ? what
              И скажите пожалуйста, сколько МБР "Сармат" стоит на БД и как "Кинжал" может угрожать континентальной территории США ? Ну и наверное не стоит забывать, что ЯО и средства доставки его есть не только у нас.
              Цитата: Illanatol
              И состояние ПВО самих США в настоящее время может быть иным, чем несколько лет назад, поскольку боезапас зенитных ракет вероятно уменьшился по очевидным причинам.

              Я с огромным уважением отношусь к мнению людей, которые хотя бы немного понимают о чём ведут речь. Но возможно для вас будет открытием, что ЗРК практически не играют никакой роли в обеспечении неприкосновенности воздушного пространства над США и Канадой. no
              1. -2
                17 марта 2026 13:09
                Не факт. Для эффективной обороны нужны не только радары, но и противоракеты.
                Практика показывает, что для эффективной защиты нужно иметь и ПВО и ПРО, поскольку противник в случае конфликта будет использовать комбинированные средства поражения.

                "Кинжал" вполне может дотянуться до некоторых целей на территории США, запущенный с Ту-22М3. Сколько "сарматов" на БД не знаю, но число их будет расти, ТЯВ ведь не завтра начнется.

                То есть THAAD вообще не при делах? Вы таки уверены?

                "Размещение: Пять батарей из семи действующих находятся на территории США, по одной — на Гуаме (для защиты от КНДР) и в Южной Корее."
                1. +2
                  17 марта 2026 13:38
                  Цитата: Illanatol
                  Для эффективной обороны нужны не только радары, но и противоракеты.

                  Я уже писал выше, дождитесь пожалуйста обзора по СПРН и ПРО США.
                  Цитата: Illanatol
                  Практика показывает, что для эффективной защиты нужно иметь и ПВО и ПРО, поскольку противник в случае конфликта будет использовать комбинированные средства поражения.

                  Не хочу показаться невежливым, но всё же спрошу. Какое у вас звание: капитан очевидность или майор бесспорность? С какой целью вы банальщину пишите и прописные истины пытаетесь выдать за откровение? Вы искренне считаете, что для меня это открытие?
                  Цитата: Illanatol
                  "Кинжал" вполне может дотянуться до некоторых целей на территории США, запущенный с Ту-22М3.

                  Вы точно уверены, что Ту-22М3 может дотянуться до США и он является носителем "Кинжала" ?
                  Цитата: Illanatol
                  То есть THAAD вообще не при делах? Вы таки уверены?

                  А для чего создавался THAAD и с какими БР он способен бороться?
                  Цитата: Illanatol
                  Сколько "сарматов" на БД не знаю

                  Если чего-то не знаете, не стоит об этом упоминать.
                  Цитата: Illanatol
                  "Размещение: Пять батарей из семи действующих находятся на территории США, по одной — на Гуаме (для защиты от КНДР) и в Южной Корее."

                  Вы понимаете разницу между "находятся" и "развёрнуты" ? Судя по всему - не вполне...
                  И повторюсь ещё раз, дабы не выглядеть странно, пожалуйста не пишите неоднозначных комментариев и дождитесь выхода публикации по СПРН и ПРО США. Эта статья выйдет в ближайшее время.
                  1. -2
                    18 марта 2026 08:01
                    1. Из открытых источников? Не факт, что это будут актуальные данные.

                    2. Каков вопрос - таков ответ. Тогда нечего проводить грань между ПРО и ПВО, в реальности четкой грани не существует.

                    3. Да. Ту-22М3 может нести до четырех "кинжалов". Дальность самой ракеты - до 2000 км, боевой радиус Ту-22М3 - не менее 3500 км.

                    4. THAAD создавался для борьбы с баллистическими ракетами, полагаю, с любыми, до которых может достать. В настоящее время используется на Ближнем Востоке для перехвата иранских ракет. Что, надо полагать, отрицательно сказалось на запасе ракет для комплекса. Аналогичная ситуация и для "иджис" на эсминцах.
                    Количество тоже имеет значение. Очевидно, что запас прочности для американских систем ПВО/ПРО явно недостаточен из-за скромных объемов производства боеприпасов для них.

                    5. Да неважно. Тем более что часть этих установок ныне защищают Израиль и амерские военные базы в Заливе.

                    Признаюсь - не особо интересно. Повторюсь, данные из открытых источников будут неактуальны в свете последних событий. Этих цыплят лучше подсчитать и оценить после окончания конфликта, что вряд ли произойдет скоро...
                    1. +2
                      18 марта 2026 08:43
                      Цитата: Illanatol
                      Из открытых источников? Не факт, что это будут актуальные данные.

                      У вас есть другие данные?
                      Цитата: Illanatol
                      Каков вопрос - таков ответ. Тогда нечего проводить грань между ПРО и ПВО, в реальности четкой грани не существует.

                      Вы не понимаете разницы между баллистическими и аэродинамическими целями! no
                      Цитата: Illanatol
                      THAAD создавался для борьбы с баллистическими ракетами, полагаю, с любыми, до которых может достать.

                      Мне казалось, что вы более компетентны, вижу, что ошибался...
                      Цитата: Illanatol
                      Да. Ту-22М3 может нести до четырех "кинжалов". Дальность самой ракеты - до 2000 км, боевой радиус Ту-22М3 - не менее 3500 км.

                      Вы бредите!
                      Цитата: Illanatol
                      Да неважно. Тем более что часть этих установок ныне защищают Израиль и амерские военные базы в Заливе.

                      Не понимаю, что вы хотите этим скзать. Было бы лучше, если бы сочли возможным цитировать собеседника.
                      Цитата: Illanatol
                      Признаюсь - не особо интересно.

                      Это я заметил...не интересно, когда реальность идёт в разрез с вашими взглядами.
                      Цитата: Illanatol
                      Этих цыплят лучше подсчитать и оценить после окончания конфликта, что вряд ли произойдет скоро...

                      Возможно, что и не скоро, возможно, что это не станет победой США. Но Израиль уже добился чего хотел, а Иран проиграл.
                      1. -2
                        18 марта 2026 13:24
                        1. Нет. К данным из открытых источников отношусь скептично, поскольку уверен - значительная их часть есть сознательная дезинформация.
                        2. Когда начнет прилетать, расчеты комплексов тоже не будут делать разницы. Жить захочешь - не будешь тратить время на подобные тонкости.
                        3. Считайте что угодно, мне безразлично.
                        4. Иран не проиграл и не проиграет. Следовательно, Израиль не добьется желаемого. А если янки сократят свое присутствие в регионе, это точно не пойдет на пользу евреям.
                      2. +2
                        18 марта 2026 14:20
                        Цитата: Illanatol
                        Нет. К данным из открытых источников отношусь скептично...

                        Спасибо, я вас услышал!
      4. +3
        17 марта 2026 00:17
        За всеми нашими базами ДА в реальном режиме времени пристально следят из космоса.
        эх, да как бы с земли не следили, за 30 с лишним лет была куча возможностей прикупить участки неподалеку и поселить там кого молчаливого...
  3. 0
    16 марта 2026 10:11
    Что сказать... по тексту масса неточностей... Да это и понятно - тема довольно щепетильная, всегда была с высоким грифом
    1. +4
      16 марта 2026 10:14
      Цитата: ВоенСпец
      Что сказать... по тексту масса неточностей...

      Всё что удалось накопать "по открытым источникам".
    2. +3
      16 марта 2026 11:15
      Вы же понимаете, что такие статьи ходят по тонкой грани "Кто даст правильный ответ, тот получит 10 лет". Особенно сейчас.
      ЕМНИП, на ВО уже убирались статьи по ПВО РФ - ещё до СВО.
      1. +3
        17 марта 2026 00:18
        Отправят ВО следом за телегой, а то тут комментарии и статьи некоторые такие lol
  4. +5
    16 марта 2026 10:38
    hi
    Как всегда, отличная статья!
  5. +4
    16 марта 2026 12:14
    Интересная статья, но элемент безрадостности присутствует.
  6. -1
    17 марта 2026 21:28
    For whom are intended such sensitive informations.
  7. 0
    22 марта 2026 11:59
    Абсолютно бесполезная хрень, деньги на ветер, а те кто там служит делают ненужную работу и тратят бюджетные деньги. По России безнаказанно летают стаями НАТОвские ракеты и беспилотники взрываясь в городах и убивая граждан. Чем эта хрень помогла? Самое лучшая защита от нападения это немедленный ядерный удар как только что то пересекло границу и даже раньше. А также можно обложиться ядерными боеголовками, но если главный не захочет отвечать на массовые убийства граждан странами НАТО то и ЯО не поможет, а радары тем более. Предлагаю всех перевести в штурмовики, дать резиновые сапоги, автомат и гранаты, разбив группу на двойки отправить штуровать посадку.