Гражданская война в Испании. Начало мятежа

5 844 32
Гражданская война в Испании. Начало мятежа
Как и предыдущие материалы цикла «Неизвестные войны», рассказы о Гражданской войне в Испании будут подкрепляться материалами из газеты «Правда». Однако на этот раз в Областном пензенском госархиве подшивки газет «Правда» за 1936 год почему-то не оказалось. Вот нет – и все! За 1937 год подшивки есть, а за 1936-й – увы, нет. Пришлось взять газету «Известия», а начать с номера за 1 мая – уж очень там были интересные фото, причем одно даже «цветное»! Граждане Страны Советов радовались перелетам АНТ-25, урожаям и стахановцам, и никто не знал, что уже 20 июля «Известия» сообщат о «военно-фашистском мятеже» в Испании… Парад на Красной площади. Многим из этих бравых летчиков вскоре предстоит отправиться воевать в Испанию


«Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся…»
Книга притчей Соломоновых, 24:21

Неизвестные войны. Принято считать, что мятеж против законного правительства Испанской республики начался с того, что радиостанция Сеуты 18 июля 1936 года передала в Испанию условную фразу-сигнал: «Над всей Испанией безоблачное небо». Вот только был ли такой сигнал, как оказалось, точно неизвестно. Именно в такой редакции «По всей Испании безоблачное небо» об этом было написано в книге «Героическая Испания», изданной в СССР уже осенью 1936 года. Вот только в испанских источниках почти нет упоминаний о том, что был какой-то конкретный сигнал к началу восстания. Давид Солара – главный редактор журнала «La Aventura de la Historia», по этому поводу высказался так:



Было много разных сигналов, в каждой провинции имелся свой, так как не все могли восстать одновременно.

На испанском языке приводится позывная фраза в различных версиях: En toda España el cielo está despejado («По всей Испании небо чистое» – кубинский журналист П. Гусман Кастро), «Ясное небо над всей Испанией» – аргентинская романистка Мабель Пагано), и т. д. Так что каким был точный сигнал, очевидно, никто не знает.


Танк БТ-5 под красным знаменем!!! «Известия» за 1 мая 1936 года


А еще «Известия» писали о народном украинском искусстве – братство, так сказать советских народов зримо воплощалось в печатных статьях и фотографиях…

Зато известно другое, а именно, что 18 июля в 15:15 правительством в Мадриде по радио было передано официальное сообщение, которое начиналось словами:

Правительство снова подтверждает, что на всём полуострове полное спокойствие.

Ну а сотрудник Института Всеобщей истории РАН, историк-испанист Г. А. Филатов и вовсе утверждает, что эта фраза – исторический миф, распространённый журналистами СССР.


Первое сообщение о мятеже в Испании, и сразу же мятеж объявлен «фашистским». К чему было так спешить, непонятно… В политике вчерашний враг может легко стать другом – и наоборот. А тут р-а-а-з – и ярлык. Понятно, что каждый, кто выступает против законного правительства – мятежник. Но вот фашист ли он при этом… Так что стоило бы хотя бы немного подождать

В радиосообщении от 18 июля правительство также утверждало, что в «некоторых районах протектората (Марокко) отмечено повстанческое движение», но «на полуострове к сумасшедшему заговору никто не присоединился» и «сил правительства хватит для его скорого подавления». После этого губернаторам провинций под угрозой расстрела было запрещено раздавать оружие сторонникам Народного фронта.


Сообщение от 21 июля

Между тем все тогда же, 18 июля 1936 года генерал Гонсало Кейпо де Льяно, считавшийся за либерала, поднял мятеж и захватил власть в Севилье. Уличные бои в городе продолжались больше недели, но Кейпо де Льяно все-таки сумел подавить сторонников Народного фронта и удержать город в своих руках. Затем мятежниками был взят Кадис, что обеспечило им надёжный плацдарм в Андалусии.


Смерть генерала

Успех сопутствовал мятежникам в двух таких крупных испанских городах, как Овьедо в Астурии и Сарагоса в Арагоне. И опять-таки случилось это потому, что здесь путч также возглавили генералы, считавшиеся вполне лояльными: Мигель Кабанельяс и Антонио Аранда. Но Овьедо был очень скоро окружён республиканцами, и мятежникам едва удалось деблокировать осажденных там противников республики. Взятыми в «кольцо» или «полукольцо» оказались путчисты и в таких городах, как Толедо, Кордова, Гранада, Теруэль, Уэска и так далее.


Женщины-защитницы республики. Фото в газете «Известия». 2 августа 1936 г.


А это его оригинал...

В первой половине дня 19 июля стало понятно, что в мятеже участвует примерно 80 % военных республики. И что они сумели захватить 35 из 50 провинциальных центров страны.

19 июля премьер Касарес Кирога ушел в отставку, а новым премьером стал лидер правой либеральной партии «Республиканский союз» Диего Мартинес Баррио. Он тут же связался по телефону генералом Молой и предложил ему прекратить мятеж, обещая создание коалиционного правительства из числа левых и правых партий. Но Мола его предложение отверг, ну а самому Баррио попытка пойти на компромисс с мятежниками через 8 часов после своего назначения стоила его поста. Новым главой правительства всего за третьи сутки стал левый либерал Хосе Хираль. Он тут же объявил о бесплатной раздаче оружия сторонникам Народного фронта на всей территории республики.


Очередное сообщение

Получив оружие, сторонники республики резко активизировались, в итоге мятежники во многих городах были разбиты, правительство сумело удержать более 70 % территории страны. Но мятежники удержали свои позиции в Галисии, Наварре и Старой Кастилии – то есть в наиболее консервативных регионах, а также на части Андалусии и Арагона. Во всех промышленно развитых районах Испании мятеж успеха не имел.


Пролетарский интернационализм в действии. И в первых рядах киевляне!

Неудаче закончилось выступление мятежников в Мадриде и Барселоне. В Мадриде лидер мятежников генерал Хоакин Фанхуль действовал нерешительно, что и предопределило их поражение. В итоге республиканцы одержали победу, взяли штурмом столичные казармы и почти всех офицеров, в том числе и самого Фанхуля, судили и расстреляли.


А тут и харьковчане подтянулись… Газета «Известия» от 4 августа

Младший брат генерала Эмилио Молы Роман в это время находился в Барселоне и заявил брату о том, что в этом городе рабочих любая антиправительственная вылазка обречена на провал. Но 19 июля в городе высадились войска генерала Мануэля Годеда, только что добившегося победы на острове Мальорка. Годед и Роман Мола сумели захватить центр Барселоны и все городские учреждения. Но зато барселонские анархисты смогли захватить местные арсеналы, после чего начали раздавать оружие своим многочисленным сторонникам. В результате уже через два дня выступление путчистов было подавлен: Роман Мола убит в бою, а Годеда взяли в плен и казнили.


5 августа. Сообщается о помощи мятежникам со стороны Германии и Италии. Вот после этого вполне можно было бы сказать: «Кто принимает помощь от фашистов, тот и сам фашист!». Все было бы логично и обоснованно

Большая часть ВМС Испании осталась верной республике: линкор «Хайме I», три крейсера («Либертад», «Мигель Сервантес», «Мендес Нуньес»), 16 эсминцев, и все субмарины — всего 27 судов. У путчистов в руках оказались линкор «Эспанья», два недостроенных крейсера («Балеарес» и «Канариас»), два лёгких крейсера, эсминец и четыре канонерские лодки. ВВС Испании также отказались встать на сторону мятежников. И это для них было сильным ударом, так как затруднило переброску войск из Марокко в Испанию.


Карта Испании из газеты «Известия»


Современная карта начального этапа Гражданской войны в Испании

20 июля погиб в авиакатастрофе номинальный лидер путчистов генерал Хосе Санхурхо, находившийся в португальской эмиграции. Пришлось мятежникам-военным создавать Хунту национальной обороны во главе с генералом Мигелем Кабанельясом, после чего они провозгласили самих себя «национальными силами» или националистами. Конкретной программы действий они не имели, но провозглашали красивые лозунги восстановления порядка, защиты Церкви и религии и борьбы с «красными». Обращения к народу по радио и через печать были выдержаны в либерально-республиканском духе.


Фото защитников республики из французской газеты «Пти суар»

В любом случае скорое поражение националистов для большинства современников показалось совершенно неизбежным. И тут в Испанию начали прибывать части Африканской армии под командованием генерала Франко. За первые пять дней «африканцы» прошли 300 км по республиканской провинции Эстремадура и соединились с Северной армией генерала Мола. Уже 15 августа пал город Бадахос – последний оплот республиканцев в Эстремадуре, где мятежники ввиду упорства его защитников отметились массовые кровавыми репрессиями.


В Барселоне начали делать танки…

23 августа генерал Ягуэ стремительным маршем вышел к городу Талавера-де-ла-Рейна, который находился в 150 км от Мадрида. Генерал Варела в это же время разгромил под Кордовой 10-тысячную группировку республиканского генерала Миахи. К середине сентября пала баскская провинция Гипускоа.


Сообщение о создании правительства в Бургосе


Помощь мятежникам…

Ну а 4 сентября случилось и вообще нечто потрясающее: командующий Центральным фронтом генерал Рикельме сдал Талаверу-де-ла-Рейну без боя, что вызвало новый правительственный кризис. Правительство Хираля ушло в отставку. Главой нового правительства президент Асанья назначил лидера левого крыла Испанской республиканской партии Ларго Кабальеро. Он сформировал «правительство победы», в котором было шесть социалистов, четыре либерала и по два коммуниста, баска и каталонца, и обещал сторонникам республики расправиться с мятежниками… за два месяца.


19 августа. Статья Ильи Эренбурга. Интересно, что он начал делить в ней участников войны на белых и красных


28 августа. Положение на фронтах


А вот это очень интересный материал, пройти мимо которого просто невозможно. Фашистов и либералов стали искать в писательской организации. Нет, не в Испании – у нас! Галину Серебрякову объявили контрреволюционеркой и троцкисткой… Но получается довольно-таки странно: троцкист Сокольников, оказывается, «бил» заведующего Гослитиздатом за то, что он не печатал массовыми тиражами сочинения троцкистки Серебряковой. Как же так? Один троцкист мешал своей коллеге? И вот такое писали, и этого, что, никто не замечал, да? Ну явная же нелепость… Но интересно. До этого мне такого читать еще не приходилось…

Продолжение следует…
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    22 марта 2026 04:08
    Да,молодцы испанские генералы, показали как нужно действовать. Но у нас такого не будет. Как показали события июня 2023 года,в России против "мятежников" никто выступить,в защиту "законного правительства",не захотел (кроме дорожников создавших пробки на дороге).И только Лукашенко удалось уговорить вагнеровцев прекратить "марш справедливости". Что то мне подсказывает что ситуация не сильно изменилась с тех пор.
    1. +11
      22 марта 2026 04:37
      Как показали события июня 2023 года,в России

      Вопрос, зачем «поднимать» - эту тему?
      В Испании - это мятеж генералов армии, в России - отдельной группы лиц, пускай и с оружием и боевой техникой. Причем во время боевых действий…
      Дальше развивать тему не буду, Вячеславу Олеговичу спасибо за статью!
      1. +3
        22 марта 2026 08:42
        Цитата: Коте пане Коханка
        спасибо за статью!

        присоединяюсь... по всем пунктам !
    2. +3
      22 марта 2026 06:08
      Как то всё очень завуалированно. Вам же уже ответили,не надо путать мягкое с теплым.
    3. +4
      22 марта 2026 12:52
      Цитата: двп
      Да,молодцы испанские генералы, показали как нужно действовать.

      fool любитель гражданской войны? Напомню, что демографические потери ГВ 1917 25 млн человек.
      В Испании-миллион человек.
    4. +1
      24 марта 2026 09:54
      Цитата: двп
      И только Лукашенко удалось уговорить вагнеровцев прекратить "марш справедливости"
      lol lol lol
      Время посмотрите остановки.
      Как только началась блокировка счетов в рамках дела о мятеже и показали 2( потом еще и третью) арестованные Газели с наличным баблом - все и остановилось сразу
      Олигарха ударили по больному - по баблу...
      А Лукашенко решал вопрос о замятии дела и куда им бежать.

      Только в нашей стране может быть такой выверт- материть по черному олигархов и одновременно хвалить олигарха поставлявшему 3/4 продовольствия в армию

      Для fool - я в 2015( когда он был особой приближенной) еще здесь писал что нельзя иметь внутри страны частную армию, что выйдет боком. Вышло...
      1. -2
        24 марта 2026 14:37
        Я не соглашусь с Вами. Сегодня ЧВК разных стран выполняют те задачи, которые,по разным причинам,на вооруженные силы лучше не возлагать. Вагнер воевал в Сирии,в Африке достаточно эффективно. На Украине они выполняли наиболее тяжёлые задачи, требующие профессионализма. Но были поставлены в условия,нашим ГШ,в которых не могли выполнять эти задачи. Мы ведь ещё много не знаем как и что там было. Понятно только одно -МО РФ ,снедаемое завистью ,стало совать палки в колеса Вагнеру. Внутри России эта армия и не использовалась. А кроме того в России есть ещё и Ахмат.
        1. +1
          24 марта 2026 14:57
          Цитата: двп
          Но были поставлены в условия,нашим ГШ,в которых не могли выполнять эти задачи. Мы ведь ещё много не знаем как и что там было. Понятно только одно -МО РФ ,снедаемое завистью ,стало совать палки в колеса Вагнеру

          Хм, последовательность - МО объявляет что Вагнеровцев будут переводить на контракт с МО - что автоматически снижает довольствие бойца с 350 до 200 000+ возникли конкуренты снижающие объёмы поставок продовольствия в армию и школы
          Дальше олигарх и Ко прикинули - сколько бабла уплывет мимо них belay .
          После чего "забили стрелку" - прям аля1990- типа "приедем на танках, в Кремле посмотрят и откатят все назад" (с).
          Он вовсе не планировал переворота - иначе понимал бы что Москва эвакуируется в Питер, Казань и т.п - куда он физически не достанет, чистая стрелка, не более.
          И уж тем более это не "поход за справедливостью"

          И да- его смерть была интересна прорве народу, кроме МО( на которое стали ее вешать отчего то belay ).
          Например, вдруг 3/4 его наследства оказалось у азербайджанской группы belay.
          Про его контракты на продукты - где миллиардные исчисления и ушедшие к другим людям
          1. -2
            24 марта 2026 16:40
            "Москва" кинулась "эвакуироваться" не в Питер и Казань, билеты взлетели на рейсы за границу в несколько раз. Писали что ДАМ улетел на Ближний Восток. Как Вы сами думаете, почему не прошло предложение Володина,о расследовании кто куда убежал во время "марша справедливости"? И вообще,я думаю главную роль в Вагнере играл все таки Уткин. Пригожин просто был имидж мейкером организации. Вряд ли бывшие военнослужащие, офицеры стали бы подчиняться бывшему сидельцу. А что касается перехода вагнеровцев на контракт с МО,то я с ними согласен полностью. Те кто служил в МО,ПВ и т.д. прекрасно понимают что это за организации и хорошего от таких контрактов ждать не стоит. Мне вон сертификат при увольнении не дали, посмеялись и всё. Когда уволился и пришел забирать документы,сказали: возьми,там где то в шкафу твоя медаль за выслугу лет валяется. Так что будь я на месте вагнеровцев,я бы тоже не стал заключать контракт с МО.
            1. +1
              24 марта 2026 18:27
              Цитата: двп
              Москва" кинулась "эвакуироваться" не в Питер и Казань, билеты взлетели на рейсы за границу в несколько раз

              Ну олигархи всегда удрать успевают lol lol
              Цитата: двп
              Писали что ДАМ улетел на Ближний Восток.
              - хм, он лицо полуофициальное...

              Цитата: двп
              А что касается перехода вагнеровцев на контракт с МО,то я с ними согласен полностью. Те кто служил в МО,ПВ и т.д. прекрасно понимают что это за организации и хорошего от таких контрактов ждать не стоит.

              В стране были бойцы на одинаковом функционале и под одной смертью - но с разницей в деньгах в полтора раза.
              Каждые 100 000 солдат - примерно 1 млрд в день денежного довольствия...
              1. 0
                24 марта 2026 20:04
                Не может быть солдат на "одинаковом функционале и под одной смертью". Есть хорошая поговорка:"каждый умирает в одиночку". Это раз. А два,это то что штурмовик имеет намного больше вероятности погибнуть чем номер расчета дальнобойного орудия. А уж говорить про писаря в штабе вообще не имеет смысла. В Вагнере основной состав был как раз из высококлассных военных, имеющих по несколько специальностей. Другое дело осуждённые из колоний. Их готовили и отправляли на самые проблемные участки. Потери у вагнеровцев были большие. Так погиб мой сослуживец,отслуживший 20 лет,из них три года в Таджикистане. Фактически вагнеровцы это высококлассные наемники,а наемникам всегда платили больше,чем обычным солдатам. И вспомните наконец,у нас в стране теперь на первом месте деньги. Нет денег -зачем начали этот кавардак?
                1. +1
                  24 марта 2026 20:52
                  Цитата: двп
                  А два,это то что штурмовик имеет намного больше вероятности погибнуть чем номер расчета дальнобойного орудия.

                  Типа в армии штурмовиков нет - исключительно одни писаря штабные?
                  А снаряд/ дрон выбирает - кого убить?
                  Ну-ну...
  2. +3
    22 марта 2026 14:14
    Что примечательно, Вторая Испанская республика, которую свергала хунта - социалистическая по сути, Народный фронт, который был у руля в то время - коалиция социалистических партий, коммунистов в том числе (и троцкистов тоже laughing ).

    Испанский социализм - он коренной, не привнесенный СССР, как это частенько бывало. Это ранняя ветвь, еще с I Интернационала, поэтому Сталину неуютно ему было работать, как в молодые годы в плюрализме мнений wink Может потому результата не получилось.

    Кстати, социалисты и сейчас у власти в Испании, тот же Жозеф Боррель - социалист, сражается с мировым капитализмом, в России в том числе. laughing

    Основатель Испанской социалистической рабочей партии - Пабло Иглесиас.
    1. +1
      23 марта 2026 12:20
      Цитата: Arzt
      поэтому Сталину неуютно ему было работать, как в молодые годы в плюрализме мнений

      ДА!
    2. 0
      24 марта 2026 12:20
      Ну и к чему этот "плюрализм мнений" привёл?
      1. 0
        24 марта 2026 15:35
        Ну и к чему этот "плюрализм мнений" привёл?

        К социализму. laughing
        Франко пришел и ушел, а Испанский социализм остался. wink
      2. 0
        24 марта 2026 22:52
        Цитата: Wened75
        Ну и к чему этот "плюрализм мнений" привёл?

        В Испании коммунисты и анархисты занимают влиятельные позиции в политике и экономике, в отличии от КПРФ разбавленной агентами ФСБ и то ли проходимцами то ли представителями иностранных разведок. Например компания Фагор производящая сервопривода и ЧПУ чисто баскский анархический кооператив.Топменеджеры тензометрической компании Утилсел баскские сепаратисты.Когда в партии нет свободы мнений и слова то к власти там приходят люди которые с самого своего вступления в партию задались целью говорить как требует руководство а делать совсем другое.
    3. +1
      24 марта 2026 13:41
      Нет, спасибо, такого "социализма" нам и даром не надо.
      Можно еще одного испанского "социалиста" вспомнить, довольно известного - Хавьер Солана. Под его чутким руководством НАТО раскатал Югославию. Вероятно, тоже в рамках борьбы с "мировым капитализмом". laughing lol
      И да современные воинствующие либероиды немало позаимствовали у Троцкого. Уж лучше некоторые господа, чем такие "товарищи"... настоящие "пабло" или скорее "хулио"...
      1. +1
        24 марта 2026 15:16
        Нет, спасибо, такого "социализма" нам и даром не надо.
        Можно еще одного испанского "социалиста" вспомнить, довольно известного - Хавьер Солана. Под его чутким руководством НАТО раскатал Югославию. Вероятно, тоже в рамках борьбы с "мировым капитализмом". laughing lol
        И да современные воинствующие либероиды немало позаимствовали у Троцкого. Уж лучше некоторые господа, чем такие "товарищи"... настоящие "пабло" или скорее "хулио"...

        Ну нам это уже не грозит, мы свой социализм профукали. fool
        А европейцы наоборот, пришли к нему, только мягко, эволюционно, видать посмотрели на наши кульбиты. laughing

        Вы в курсе, какая продолжительность рабочей недели в Европе? 35-36 часов. Норвежцы до 4 часов работают, у них 33, а у голландцев вообще 29! bully В декрете год - полноценная зарплата!

        И попробуй чуть прищеми, профсоюзы с дерьмом смешают, штрафы для работодателей конские.

        При этом у них либералы рулят почему-то и все ОК. wink
        1. 0
          24 марта 2026 22:56
          Цитата: Arzt
          Ну нам это уже не грозит, мы свой социализм профукали.

          Не все в России плохо. У Родственника дочка поступила в Панамериканский институт в Мексике. Оказывается троечница-десятикласница в Москве может дать фору окончившим 2 курс этого института по объему понятого ей учебного материала..
        2. 0
          25 марта 2026 08:58
          Строго говоря, европейский социализм должен для точности иметь уточнение - это "национал-социализм", просто в мягкой форме. И следует уточнить - такая модель способна существовать лишь за счет притока внешних ресурсов, "неэквивалентного обмена". Проще говоря - за счет грабежа и эксплуатации тех, кто не является частью "ухоженного европейского сада". Запад был и остался глобальным паразитом, который строил и строит свое благополучие на неблагополучии всех остальных.
          Собственно, это даже и не скрывается, маски сброшены. И лидер самой мощной западной державы заявляет открыто о своих подлинных намерениях и мотивах. Нужна нефть, нужна энергия и сырье... "виноват ты в том, что хочется мне кушать!".

          Так что западный "социализм" никаким настоящим социализмом и не является. Это тот же империализм, просто империалисты стали немного делиться материальными благами со своими холопами, давая им крохи от того, что отобрали у холопов в других странах, на других континентах.
          Настоящий социализм - строй, который функционирует за счет своих ресурсов, причем социализм даже позволяет помогать другим нуждающимся. Даже махровые либерасты не упрекали СССР в том, что он грабил Кубу или Анголу... напротив, упрекали в том, что слишком помогали другим странам, были недостаточно эгоистичны.

          Вы явно отстали от жизни. Демонтаж "социально ориентированного государства" на Западе начался еще в 90-е годы. Благо СССР перестал существовать и необходимость делится с местными пролетариями стало меньше. Причем такой демонтаж в Западной Европе осуществляли правительства социал-демократов... ну а в США это делали неприкрытые либералы, начиная с Рональда Рейгана. Как бы не было, но имущественные разрывы стали вновь нарастать, как социальное напряжение и поляризация интересов. "Классовый мир" стал постепенно давать трещины, снова начались митинги протестов, забастовки и прочие прелести. Конечно, это все давили силой, в общем классовая борьба стала возвращаться. А количество плюшек для пролетариев стало сокращаться. Так что далеко не все уже работают по 35 часов в неделю, тем более что реальный размер з/п по покупательной способности стал сокращаться. И права работодателей стали расширятся, права работников - нет. Благо растет безработица, производство переезжает из развитых стран туда, где бизнес вести выгоднее... так что вся эта лафа идет к логичному концу. Не будет больше в западных странах такого "социализма", будет нечто куда менее приятное и комфортное для т.н. "народа"...
          1. 0
            25 марта 2026 10:01
            Вы явно отстали от жизни. Демонтаж "социально ориентированного государства" на Западе начался еще в 90-е годы. Благо СССР перестал существовать и необходимость делится с местными пролетариями стало меньше. Причем такой демонтаж в Западной Европе осуществляли правительства социал-демократов... ну а в США это делали неприкрытые либералы, начиная с Рональда Рейгана. Как бы не было, но имущественные разрывы стали вновь нарастать, как социальное напряжение и поляризация интересов. "Классовый мир" стал постепенно давать трещины, снова начались митинги протестов, забастовки и прочие прелести. Конечно, это все давили силой, в общем классовая борьба стала возвращаться. А количество плюшек для пролетариев стало сокращаться. Так что далеко не все уже работают по 35 часов в неделю, тем более что реальный размер з/п по покупательной способности стал сокращаться. И права работодателей стали расширятся, права работников - нет. Благо растет безработица, производство переезжает из развитых стран туда, где бизнес вести выгоднее... так что вся эта лафа идет к логичному концу. Не будет больше в западных странах такого "социализма", будет нечто куда менее приятное и комфортное для т.н. "народа"...

            Пока нет таких признаков. Наоборот, если продолжить тему, та же Испания со следующего года сокращает рабочий день. Куча пособий, льгот, программ личностного развития...

            Зайдите в информационный раздел любого муниципалитета в Европе - сплошная социалка, начиная с программ помощи инвалидам и заканчивая бездомными собаками и экологией. Это система. И она продавливается сверху и на контролеу прессы. yes
            1. 0
              25 марта 2026 13:32
              Есть признаки и их целая куча. Достаточно посмотреть социальные сети с очередными лайфхаками от западных граждан: как сэкономить несколько евро, если мыться пореже или смывать в унитазе два раза в неделю. Уж точно не от хорошей жизни.
              Ага, расскажите как хорошо живется в нынешней Франции "оранжевым жилетам", которые постоянно конфликтуют с полицией. Или убедите немецких бюргеров, которые почему то голосуют все больше за "Альтернативу для Германии". От хорошей жизни "альтернативы" не ищут.

              А от муниципалитетов и не так много зависит. Основные финансовые рычаги - у федеральных властей. А у них основные приоритеты - укронацистов поддержать, туда столько бабла идет, что муниципалитетам и не снилось.

              Сокращение рабочего дня? Ну так, переход на неполную занятость. Стагнация экономики, падение производства и спроса, снижение конкурентоспособности. Где хваленый европейский автопром? Даже немцы стали покупать тачки азиатского происхождения.
              В США недавно шатдаун был, служащих отправили в отпуска... что, в США коммунизм наступил, или просто в бюджете денег стало не хватать?
              И неплохо бы иным ознакомится с динамикой роста внешних госдолга таких "испаний". Ведь даже у Германии финансы начали петь романсы. Хотя ФРГ еще недавно была донором в бюджет Евросоюза, содержала фактически и Испанию ту же, не говоря о Греции или Португалии. Так что "цветущий сад Евросоюза" все больше зарастает бурьяном.
              1. 0
                26 марта 2026 00:16
                Есть признаки и их целая куча. Достаточно посмотреть социальные сети с очередными лайфхаками от западных граждан: как сэкономить несколько евро, если мыться пореже или смывать в унитазе два раза в неделю. Уж точно не от хорошей жизни.
                Ага, расскажите как хорошо живется в нынешней Франции "оранжевым жилетам", которые постоянно конфликтуют с полицией. Или убедите немецких бюргеров, которые почему то голосуют все больше за "Альтернативу для Германии". От хорошей жизни "альтернативы" не ищут.

                А от муниципалитетов и не так много зависит. Основные финансовые рычаги - у федеральных властей. А у них основные приоритеты - укронацистов поддержать, туда столько бабла идет, что муниципалитетам и не снилось.

                Сокращение рабочего дня? Ну так, переход на неполную занятость. Стагнация экономики, падение производства и спроса, снижение конкурентоспособности. Где хваленый европейский автопром? Даже немцы стали покупать тачки азиатского происхождения.
                В США недавно шатдаун был, служащих отправили в отпуска... что, в США коммунизм наступил, или просто в бюджете денег стало не хватать?
                И неплохо бы иным ознакомится с динамикой роста внешних госдолга таких "испаний". Ведь даже у Германии финансы начали петь романсы. Хотя ФРГ еще недавно была донором в бюджет Евросоюза, содержала фактически и Испанию ту же, не говоря о Греции или Португалии. Так что "цветущий сад Евросоюза" все больше зарастает бурьяном.

                Завязывайте вы уже с телевизором. laughing
                Теперь реал. Про Германию.
                Вы знаете их структуру расходов федерального бюджета?
                10% - дороги и транспорт.
                10% - наука и высшее образование.
                30% - национальная оборона и безопасность.
                50% - социальная защита населения

                А вы знаете, что находится в госсобственности в Германии?
                1. транспорт и связь.
                2. горная промышленность.
                3. чёрная и цветная металлургия.
                4. всё производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов,
                5. добыча нефти и газа.

                Это к вопросу о социализме. wink
                1. 0
                  29 марта 2026 08:36
                  Важнее не статика, а динамика. А динамика в том, что структура федерального бюджета и у ФРГ и других европейских стран будет сдвигаться все больше в сторону сокращения социальной сферы и роста милитаризации. Налоги же будут расти. И неплохо бы сравнить с тем, что было 20 лет назад, а тем более 50 лет. У меня были знакомые немцы. Они утверждали, что "золотой век" был до объединения Германии (поглощения ГДР), а уже вскоре после ситуация стала ухудшаться. Нынешнее время - еще хуже и будет еще хуже. Так что "евросоциализм" постепенно подвергается демонтажу и это - необратимо.
          2. 0
            25 марта 2026 10:20
            Строго говоря, европейский социализм должен для точности иметь уточнение - это "национал-социализм", просто в мягкой форме. И следует уточнить - такая модель способна существовать лишь за счет притока внешних ресурсов, "неэквивалентного обмена". Проще говоря - за счет грабежа и эксплуатации тех, кто не является частью "ухоженного европейского сада". Запад был и остался глобальным паразитом, который строил и строит свое благополучие на неблагополучии всех остальных.
            Собственно, это даже и не скрывается, маски сброшены. И лидер самой мощной западной державы заявляет открыто о своих подлинных намерениях и мотивах. Нужна нефть, нужна энергия и сырье... "виноват ты в том, что хочется мне кушать!".

            Так что западный "социализм" никаким настоящим социализмом и не является. Это тот же империализм, просто империалисты стали немного делиться материальными благами со своими холопами, давая им крохи от того, что отобрали у холопов в других странах, на других континентах.
            Настоящий социализм - строй, который функционирует за счет своих ресурсов, причем социализм даже позволяет помогать другим нуждающимся. Даже махровые либерасты не упрекали СССР в том, что он грабил Кубу или Анголу... напротив, упрекали в том, что слишком помогали другим странам, были недостаточно эгоистичны.

            Так госграницы никто не отменял. Конечно, каждое государство должно в первую очередь думать о своих гражданах, а тот "настоящий социализм", про который вы говорите, особенно на заре СССР, это и есть по сути высасывание ресурсов из страны, при этом само коренное население жило на уровне страны 3-го мира. wassat

            Статегия ЕС сейчас - это "Большая Швейцария". Они уже не хотят лезть в разные разборки, там и так всё ОК.
            1. 0
              25 марта 2026 13:18
              "Ну пробил ты стену в своей камере... что будешь делать в соседней?" Ежи Лец.

              Ну извиняйте, никакая хозяйственная деятельность невозможна без использования ресурсов. Человечество в целом высасывает ресурсы из своей планеты, до Пандоры еще не дотянулись.
              Ну конечно, вот в дореволюционной России "коренное население" хрустело французскими булками под вальсы Шуберта. А во времена не столь давние, по историческим меркам, этим коренным населением торговали, как борзыми щенками.

              Исключительно в вашем неадекватном воображении. ЕС взял курс на милитаризацию и подготовку к большой войне. "Партия сказала: надо, комсомол ответил - есть!". Вашингтонский обком дал команду увеличить военные расходы до 5% ВВП, в общак НАТО... нужно же делать Америку снова великой!
              Они не хотят, видите ли, в разные разборки. А на Украине что забыли? Сколько баблосов вложили в укрофюрера эти "пацифисты"?

              Какая уж тут Швейцария. Все больше похоже на новый Рейх с очередным "Дранг нах Остен".
              1. 0
                26 марта 2026 00:35
                Ну пробил ты стену в своей камере... что будешь делать в соседней?" Ежи Лец.

                Ну извиняйте, никакая хозяйственная деятельность невозможна без использования ресурсов. Человечество в целом высасывает ресурсы из своей планеты, до Пандоры еще не дотянулись.
                Ну конечно, вот в дореволюционной России "коренное население" хрустело французскими булками под вальсы Шуберта. А во времена не столь давние, по историческим меркам, этим коренным населением торговали, как борзыми щенками.

                Исключительно в вашем неадекватном воображении. ЕС взял курс на милитаризацию и подготовку к большой войне. "Партия сказала: надо, комсомол ответил - есть!". Вашингтонский обком дал команду увеличить военные расходы до 5% ВВП, в общак НАТО... нужно же делать Америку снова великой!
                Они не хотят, видите ли, в разные разборки. А на Украине что забыли? Сколько баблосов вложили в укрофюрера эти "пацифисты"?

                Какая уж тут Швейцария. Все больше похоже на новый Рейх с очередным "Дранг нах Остен".

                Какой там Рейх, это у нас тут жуть нагоняют.
                Реал:
                3,5% (а не 5) ВВП до 2029 года.
                150 млрд. если точнее. Сейчас 75.
                9 миллиардов ежегодно Украине. Копейки при из возможностях и резервах.
                Увеличение ВС аж…. На 12 тыс. laughing

                По оружию:
                687 боевых пехотных машин Puma.
                561 система ПВО Skyranger 35.
                14 зенитных ракетных комплексов IRIS-T SLM и 300 ракет IRIS-T LFK.
                20 истребителей Eurofighter.
                3000 бронетранспортёров Boxer.
                3500 БМП Patria.
                400 американских ракет Tomahawk и три пусковые установки Typhon.
                БПЛА и спутники. Слегка - на 25 млрд.

                Все это - к 2035 году.

                А там уже или ишак или падишах, как вы понимаете. wink
                1. 0
                  29 марта 2026 08:41
                  Ну просто кишка оказалась тонка. В том числе и в плане финансов. Динамику внешнего госдолга ФРГ не угодно ли озвучить? А когда то немцы сами в долг давали, теперь сами вынуждены брать кредиты, чтобы тянуть "социалку" и прочее, что становится неподъемным.

                  Какие уже резервы и возможности, если бюджеты становятся все более дефицитными.

                  Ну, да скромно, если оценивать в штуках. Но если по стоимостном показателям... не уверен что и это потянут. Цены на оружие и дальше будут расти.
  3. +3
    22 марта 2026 22:32
    Автору, большое спасибо за статью! Шикарно! И выдержки из газет и хронология, и свои мнение изложено. Прочел на одном дыхании. Жму краба.)
    P.S. И статейка об "братском народе"- вишенка на торте! Изумительно. Тонко.
    1. +1
      23 марта 2026 12:21
      Цитата: Андрей Николаевич
      Жму краба.

      Вышел из больницы, так что скоро будет. "К труду и обороне готов!"
      1. +1
        23 марта 2026 16:59
        Отлично. Здравия Вам. Ждем.