Всесоюзный референдум: «Отмене не подлежит!»

8 570 110
Всесоюзный референдум: «Отмене не подлежит!»


Всесоюзный референдум


В декабре 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР приняли решение о сохранении Советского Союза как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Было принято решение провести соответствующий всесоюзный референдум. Съезд народных депутатов ввёл Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)».



17 марта 1991 года на территории СССР состоялся Всесоюзный референдум, на котором был поставлен вопрос о сохранении Союза: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Референдум прошёл в 9 из 15 союзных республик. Власти Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР отказались его проводить. Но часть населения этих республик всё равно проголосовала. В референдуме приняло участие свыше 148 млн человек, то есть более 80% всех избирателей.

Советские люди утвердительно ответили на вопрос о сохранении Советского Союза как единого государства: свыше 77% были за сохранение Союза.

Однако воля народа была нарушена. СССР разрушили по воле части советской номенклатуры, новых «незалежных» националистов, желающих присвоить народные богатства и стать частью мировой элиты-мафии, жирующей на эксплуатации народонаселения планеты.

В целом же мы должны помнить, что есть законный повод для восстановления Великой России – Советской цивилизации на её исторической территории, включая Прибалтику и Бессарабию-Молдавию.

Кстати, нынешний украинский фронт — это одно из страшных последствий развала единой Русской (советской) цивилизации и единого русского суперэтноса (включающего русских-великорусов, русских-малороссов, русских-белорусов и все коренные народы России, принявшие русский язык и культуру как основные).

Хозяева Запада всеми силами стараются разорвать единую Русскую державу и народ, стравить между собой их части и решить свои проблемы за счёт нас.

Почему убили СССР


Необходимо понимать, что нынешнее печальное состояние России, всего Русского мира — это лишь эпизод Большой Смуты, начавшейся в годы т. н. «перестройки» и в ходе развала СССР. Эта внутренняя Смута совмещена с непрерывной холодной и горячей войной стран «золотого миллиарда» и их теневых владельцев против многотысячелетней Руси-России за абсолютную власть на Земле.

Информационная и идеологическая, психологическая и экономическая, дипломатическая и война спецслужб – это т. н. «холодная война». Но время от времени происходят и прорывы «горячей войны», как в Чечне или в Малороссии-Украине. Война – это основной метод западных «архитекторов» для перезагрузки планеты, человечества. Для разрушения огромных пространств и их хищнического освоения.

Так, развал СССР и его разграбление позволил коллективному Западу избежать очередного кризиса капитализма в конце 80-х годов – новой Великой депрессии. Однако сам кризис был неизбежен, и поэтому была организована гибридная Четвёртая мировая война. Её основные фронты – Ближний Восток (в частности, война против Ирана) и Малая Русь – Украина.

В этой глобальной и тысячелетней войне советский проект, как реальная альтернатива западной рабовладельческой цивилизации, был для всей этой фашиствующей касты рабовладельцев как кость в горле. Уже в сталинский период в ходе трудных проб и ошибок он показал, что жизнь общества без разделения на избранных и неудачников возможна. Возможна жизнь общества без эксплуатации человека человеком. На основе социальной справедливости и этики совести. Общество знания, служения и созидания — «прекрасное далёко».

Возможно и человечество без социального паразитирования, рабовладения и хищного потребления. Устроенное как семья, симфония народов и их сопроцветание.

Облегчённая версия Смуты и новый Союз


Очевидно, что в прошлое вернуться нельзя. Хотя новые бояре и дворяне РФ и ностальгируют по поздней Российской империи: «Балы, красавицы, лакеи, юнкера, И вальсы Шуберта, и хруст французской булки…».

Нельзя вернуться в «тот» СССР, и не надо. Чтобы появился новый Горбачёв и Ельцин, которые сольют тяжелейший труд, пот и кровь поколений советских людей?! Дело в том, что нужно знать и помнить свою подлинную историю, чтобы вновь не стать дураками и болванами, которых будут дурачить очередные «перестройщики» и гешефтмахеры.

Понять советскую историю, то общество знания, служения и созидания, которое с таким трудом стали строить при Сталине, — это выиграть информационную войну с внешними и внутренними врагами Руси, русского суперэтноса. Недаром антисоветизм, антисталинизм — одна из главных информационных, идеологических, психологических программ, направленных против Русской цивилизации-мира. Программ, направленных на полное покорение и решение «русского вопроса». На её поддержание брошены все возможные силы, от классических либералов до местечковых националистов и монархистов.

Именно потому, что, поняв суть советского (красного) проекта, Советской цивилизации и общества будущего, нацеленного на звёзды, люди очень быстро найдут основы нового общего созидательного проекта, Союза – 2. И пробьют к нему дорогу. Тогда западному паразитизму-вампиризму конец. Люди, несмотря на все их слабости, всё же мечтают быть созидателями, творцами, а не рабами-потребителями новоявленных рабовладельцев.

Поражение советского проекта, советской цивилизации, которую сожрали внутренние «крысы», — это тяжелый урок всем нам.

В России в 1990–2000-е годы был создан колониальный порядок «трубы», периферии мировой капиталистической системы. Все те якобы «стратегические программы» (к примеру, «Стратегия – 2020»), которые давали обществу власти и их чубайсы, кудрины, грефы и прочие клиенты западного рабовладельческого порядка, были чисто отвлекающим фоном, сшитым буквально на коленке. Все эти программы, инновации, модернизации, оптимизации и пр. не предназначались для реального обсуждения и тем более для выполнения. Это было лишь информационное прикрытие. Мол, народ через неделю-другую всё забудет. Там можно пообещать что-то новое.

Пока общество пережёвывает эту информацию, новая знать как вывозила капиталы за границу, так и вывозит. Как отправляла детей, внуков, родственников, любовниц и любовников жить и обустраивать новые гнёзда «в милой Европе», так и отправляет. Нельзя в Европу? Значит, есть Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия и прочие «запасные аэродромы».

Поэтому, как ни оттягивай этот момент, каждому придётся взглянуть правде в глаза и признать: либо русские восстановят то справедливое жизнеустройство, которое совместимо с нашей природой, историей и культурой, либо суперэтнос русов-русских исчезнет как народ и держава. Станет кормом для соседей с Запада и Востока.

А в выборе и построении этого справедливого общества, нового Союза нам совершенно необходим опыт Советской цивилизации. Потому что она создавалась под давлением непреодолимых условий и смертельных угроз, и многие решения, выстраданные поколениями советских людей, заплатившими за них десятками миллионов жизней, являются, очевидно, единственно возможными и для современной России.

Очевидно, что Великий Советский Союз дал нам ряд важнейших принципов жизнеустройства, при котором можно сохранить Русскую цивилизацию и русский суперэтнос.
110 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 марта 2026 04:56
    Советские люди утвердительно ответили на вопрос о сохранении Советского Союза как единого государства: свыше 77% были за сохранение Союза.
    Ну а кто слушает народ ? am
    1. +6
      18 марта 2026 08:15
      Ни тогда не слушали, ни тем более сейчас при "демократии".
    2. +2
      18 марта 2026 23:33
      Слушали и слушают, но народ сильно подвержен эмоциям и как правило, в своём большинстве, не способен адекватно оценивать происходящее.
    3. +1
      24 марта 2026 21:00
      Я знаю, что есть русские, украинцы, татары, чеченцы, буряты...и так далее до 200 наименований народов со своей культурой, тысячелетней историей,Э своим языком, менталитетом, а вот интересно советский народ - это где и кто? Может поэтому и цветёт русофобия махровым цветом из-за такого определения всех народов бывшего СССР?
  2. +9
    18 марта 2026 05:28
    17 марта 1991 года на территории СССР состоялся Всесоюзный референдум, на котором был поставлен вопрос о сохранении Союза: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

    Моё сугубо личное мнение, что уже изначально в этом вопросе была подлянка. Суверенным государством был Советский Союз, а социалистические республики в его составе (РСФСР, БССР, УССР и т.д.) самостоятельного суверенитета не имели. Суверенитет это полная независимость, а суверенные государства это союз независимых государств, по типу СНГ. В данном случае как бы назывался этот союз СНГ или СССР уже значения юридически не имел. Название это одно, а правовая сущность это другое. Хотя я могу и ошибаться. Есть юридические тонкости, но я думаю на ВО есть юристы, которые могут в данном вопросе более подробно прояснить ситуацию.
    1. +5
      18 марта 2026 09:17
      Цитата: kromer
      Суверенным государством был Советский Союз, а социалистические республики в его составе (РСФСР, БССР, УССР и т.д.) самостоятельного суверенитета не имели.

      имели:

      Конституция СССР 1977 года (ст. 76),
      союзная республика - суверенное советское социалистическое государство
      1. +2
        19 марта 2026 02:53
        Цитата: Ольгович
        Конституция СССР 1977 года (ст. 76),
        союзная республика - суверенное советское социалистическое государство


        Это как раз тот случай, когда говорят: "на заборе тоже написано". Один из главных признаков суверенного государства, это наличие собственных Вооруженных Сил с подчинением исключительно только главе этого государства.
        А понятие "ограниченный суверенитет" я отношу на помойку, ибо эти два слова не совместимы. Это звучит, к примеру, как зэку можно гулять ГДЕ УГОДНО, но в ПРЕДЕЛАХ тюремного дворика для прогулок и в ограниченное время. Под строгим и непрерывным надзором.

        Если бы вопрос был поставлен "СССР как суверенное государство" - то это одно, а тут про "суверенных государств", это совершенно другое.
        1. +2
          19 марта 2026 09:12
          Цитата: kromer
          Это как раз тот случай, когда говорят: "на заборе тоже написано".

          абсолютно другой случай-это ЗАКОН
          Цитата: kromer
          Один из главных признаков суверенного государства, это наличие собственных Вооруженных Сил с подчинением исключительно только главе этого государства.

          это возможность принимать решения, любые, -они могли выйти из Союза-и вышли.
          Будучи свободныи в принятии решений-приняли решение передадть часть полномочий союзу. .И-забрали их же по соей воле.
          1. 0
            19 марта 2026 09:37
            Цитата: Ольгович
            это возможность принимать решения, любые, -они могли выйти из Союза-и вышли.


            Вы мне привели как пример статью 76 конституции СССР от 1977 года. Скажите, если бы в 1977 году Первый секретарь Молдавской ССР Иван Иванович Бодюл заявил бы об выходе республики из состава СССР ..... сколько бы ему рёбер сломали в этот же день на допросе?
            1. +1
              19 марта 2026 10:32
              Хотите сказать, что СССР сохранялся до тех пор, пока в ответ на полностью соответствующие Конституции СССР действия Союзных республик Центр мог ответить вооружённым насилием и террором? wink
              1. +1
                19 марта 2026 11:40
                Цитата: Alexey RA
                Центр мог ответить вооружённым насилием и террором? wink


                Меня аж покоробило от этих слов. Действия направленные на сохранение целостности страны назвать насилием или террором это перебор.
                1. +2
                  20 марта 2026 11:08
                  Цитата: kromer
                  Меня аж покоробило от этих слов. Действия направленные на сохранение целостности страны назвать насилием или террором это перебор.

                  Вы говорите о действиях, направленных на препятствование исполнению руководством союзной республики их права, записанного в основном законе СССР? wink

                  Это примерно как прописать в законе добровольность уплаты налогов, а затем арестовывать тех, кто оным положением воспользовался.
            2. +2
              20 марта 2026 10:39
              Цитата: kromer
              Скажите, если бы в 1977 году Первый секретарь Молдавской ССР Иван Иванович Бодюл заявил бы об выходе республики из состава СССР ..... сколько бы ему рёбер сломали в этот же день на допросе?

              раз бьют-значит, это законно? так и Жженова руки ломали и рокоссовского и горбатова и пр.

              а Бодюл бы действовал строго в соответствии с конституцией ссср ВСЕХ выпусков.о праве выхода в любой момент.

              А бороться с сепаратизмом надо было не ломанием ребер, а несозданием республик, тупых статей о суверенитете и выходе.
              1. +2
                20 марта 2026 21:52
                Цитата: Ольгович
                А бороться с сепаратизмом надо было не ломанием ребер, а несозданием республик, тупых статей о суверенитете и выходе.


                Тут согласен на все 100 процентов.
            3. +1
              23 марта 2026 12:15
              Цитата: kromer
              Цитата: Ольгович
              это возможность принимать решения, любые, -они могли выйти из Союза-и вышли.


              Вы мне привели как пример статью 76 конституции СССР от 1977 года. Скажите, если бы в 1977 году Первый секретарь Молдавской ССР Иван Иванович Бодюл заявил бы об выходе республики из состава СССР ..... сколько бы ему рёбер сломали в этот же день на допросе?

              привет ни одного ребра не сломали

              он поплыл бы как воск а. вскоре из него можно было слепить что угодно
        2. +2
          19 марта 2026 10:28
          Цитата: kromer
          Один из главных признаков суверенного государства, это наличие собственных Вооруженных Сил с подчинением исключительно только главе этого государства.

          И это было - при товарище Сталине.
          В целях усиления оборонной мощи Союза Советских Социалистических Республик Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

          1. Установить, что союзные республики организуют войсковые формирования республик.

          2. Внести в Конституцию СССР следующие дополнения:

          а) дополнить статью 14 пункт "ж" Конституции СССР после слов "организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР" словами - "установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик", изложив этот пункт следующим образом:
          "ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик;"

          б) дополнить Конституцию СССР статьей 18-б следующего содержания:
          "Статья 18-б. Каждая Союзная республика имеет свои республиканские войсковые формирования;"

          в) дополнить статью 60 Конституции СССР пунктом "е" следующего содержания:
          "е) устанавливает порядок образования республиканских войсковых формировании;"

          3. Преобразовать Народный комиссариат обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат.
          © Закон СССР от 1 февраля 1944 г. "О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат".

          Фактически вооружённые силы союзных республик были прибиты только при Хрущёве. Но формально статья Конституции, разрешавшая их создание, действовало до принятия Конституции 1977 года.

          Да, в те же времена переписали и статью Сталинской Конституции, закреплявшую сношения с иностранными государствами только за Союзными органами - чтобы протолкнуть в ООН две Союзные республики. Но формально эта статья действовала для всех 16 Союзных республик.
          1. +2
            19 марта 2026 11:52
            Цитата: Alexey RA
            И это было - при товарище Сталине.


            При товарище Сталине реально можно было ездить по стране с фразой «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»? Это я насчет самостоятельности союзных республик.
            1. +2
              20 марта 2026 11:36
              Цитата: kromer
              При товарище Сталине реально можно было ездить по стране с фразой «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»? Это я насчет самостоятельности союзных республик.

              При товарище Сталине можно было делать много чего - за что потом пришлось отвечать по всей строгости закона.
              Сложившаяся практика не делает законным то или иное действие.
              1. +1
                21 марта 2026 11:32
                Цитата: Alexey RA
                При товарище Сталине можно было делать много чего - за что потом пришлось отвечать по всей строгости закона

                это да-Кобуловы, Раппавы и пр меркуловы и представить не могли, где окажутся...
    2. +5
      18 марта 2026 10:43
      Цитата: kromer
      Суверенным государством был Советский Союз, а социалистические республики в его составе (РСФСР, БССР, УССР и т.д.) самостоятельного суверенитета не имели.

      В том-то и дело, что имели. Причём и фактически, и юридически.
      Юридически суверенитет союзных республик был закреплён в Конституции:
      Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.
      Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
      Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.

      А фактически каждая из этих республик была готова к "отрыву по перфорации" от СССР: в союзных республиках был полный комплект министерств и ведомств независимого государства, за исключением разве что МИД и МО. И то были попытки разделить и армию по национальным квартирам. Причём автономия республиканских ведомств доходила до того, что республиканские МВД годами могли заметать под ковёр неудобные для руководства республик дела, отчитываясь наверх, что в Багдаде всё спокойно.
      1. +3
        18 марта 2026 20:18
        Да, но тут всё не так просто. Суверенитет республик в составе СССР был, если можно так выразиться, ограниченным и почти до конца был юридической формальностью. Это в общем-то следует из сопоставления и взаимосвязи глав 8 и 9 Конституции СССР 1977 г.
        1. +2
          19 марта 2026 10:19
          Цитата: Неизбежно
          Да, но тут всё не так просто. Суверенитет республик в составе СССР был, если можно так выразиться, ограниченным и почти до конца был юридической формальностью.

          Проблема в том, что под эту юридическую формальность выстраивалась объективная реальность - в виде республиканских ветвей власти, правоохранительных и карательных органов, обладавших широкой автономией. Да, пока центр был силён, и из Москвы шёл поток денег, про юридические тонкости не вспоминали. Но как только оказалось, что Боливар не вынесет двенадцатерых - так тут же все вспомнили ,что юридически у Центра нет никаких оснований удерживать союзные республики - суверенные государства - в составе Союза.
          1. +2
            19 марта 2026 12:12
            Цитата: Alexey RA
            Но как только оказалось, что Боливар не вынесет двенадцатерых - так тут же все вспомнили


            Боливар бы вынес. Да голова у всадника оказалась гнилая.
            1. +1
              20 марта 2026 16:40
              Цитата: kromer
              Боливар бы вынес.

              Не, не вынес бы.
              У Боливара уже с конца 70-х мясо и молочка в крупных оборонных центрах были по карточкам. Укатали Сивку 12 всадников.
              1. +1
                20 марта 2026 22:05
                Цитата: Alexey RA
                У Боливара уже с конца 70-х мясо и молочка в крупных оборонных центрах были по карточкам.


                Мясо и молочка? laughing Версия американцев о том, что СССР развалился из-за дефицита колбасы имеет право на жизнь? laughing Был бы на месте Горбача нормальный человек - СССР бы не развалился. Уж к отсутствию мяса и молочки русскому человеку не привыкать.
      2. +5
        19 марта 2026 10:42
        Цитата:"А фактически каждая из этих республик была готова к "отрыву по перфорации" от СССР: в союзных республиках был полный комплект министерств и ведомств независимого государства, за исключением разве что МИД и МО. "
        Вы считаете, что если бы "периферийные" территории назывались бы не республиками, а, например, губерниями, то сепаратизм бы в них не зародился? :)
        ... Стремление отделиться от Центра обуславливается не названием территорий на которых население хочет отделиться, и не устройсмтвом власти в них. Это стремление обуславливается наличием людей , кои хотят отделиться, и от возможности Центра этому помешать...
        ...В РИ не было никаких республик, но желающие отделить Ридну Неньку от Москвы были в ассортименте. И как только монархия дала слабину, дык сразу появилась УНР, хотя не было никаких "перфораций" и республик. УНР, кажись, стала первой республикой. И прошу отметить в протоколе - никаких большаков ещё не было.
        ...Или ещё пример - Великобритания. Республик в ней нет. (Монархия , ибо). Нет и "перфораций", а вот Ирландская Республиканская Армия есть. :)
        1. +3
          19 марта 2026 19:11
          Вполне резонное замечание, согласен с вами!
    3. +8
      18 марта 2026 11:35
      Моё сугубо личное мнение, что уже изначально в этом вопросе была подлянка.

      Вы абсолютно правы. Вопрос референдума в решениях от 16 января 1991 года Верховного Совета СССР звучал так "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». А потом 14 ноября 1991 г. появился Договор о Союзе Суверенных Государств. Проект, согласованный на заседании глав
      государств и правительств в Ново-Огарево, где вместо обновлённой федерации равноправных суверенных республик появился Союз Суверенных Государств. Вроде бы решения Референдума реализованы, но Союза Советских Социалистических Республик уже нет. Вроде бы и ДА, но уже НЕТ!
    4. +3
      18 марта 2026 20:20
      Продублирую свой краткий ответ Алексею. Референдум действительно был не прост. Суверенитет республик в составе СССР, если можно так выразиться, являлся ограниченным и почти до конца был юридической формальностью. Это следует из сопоставления и взаимосвязи глав 8 и 9 Конституции СССР 1977 г.
  3. +7
    18 марта 2026 05:33
    ну хорошо , допустим , допустим повинились бы к воле народа и СССР был бы сохранён . И что дальше , когда у власти стояли патологические предатели . Как , например , с таким Комитетом сохранить СССР , который видел каждого фарцовщика , но не увидел к власти ползущих не только Горбачёва и Ельцина ,
    но и уйму всяких там Роев Медведевых , Коротичей да и других окуджав . Надо было чистить КПСС ! А для этого нужен был новый Сталин . А как появится новый Сталин , если с времён прихода к власти Хрущёва Сталин был фактически проклят ! Кстати , развал СССР и начался как раз с приходом к власти Хрущёва. Так что воля народа в 1991 году была уже как мёртвому припарка ...
    1. +3
      18 марта 2026 08:16
      Как , например , с таким Комитетом сохранить СССР
      Есть информация в интернете, что как раз высокопоставленные люди в комитете и начали весь этот процесс, который потом закончил Горбачев. hi
      1. +3
        18 марта 2026 10:22
        Дополню своё сообщение:

        4 июня 1976 года в Советском Союзе родился Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ), который находился в двойном подчинении (Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Академии наук СССР).
        Как сообщали газеты того времени, институт создан «для комплексного исследования научно-технических и социально-экономических проблем, имеющих большое народно-хозяйственное значение и носящих междисциплинарный характер исследований». Институт возглавил и бессменно руководил им на протяжении 17 лет академик Д.М. Гвишиани.
        ВНИИСИ стал инкубатором, из которого вылупились «прорабы перестройки» (читай: разрушители Советского Союза и его экономики по планам Римского клуба), занявшие высокие посты в государстве.

        Гайдар Егор Тимурович — работал в институте с 1980 года под руководством С.С. Шаталина. Был и.о. премьер-министра и министром финансов РФ.

        Шаталин Станислав Сергеевич — заместитель директора института, советник президента СССР Горбачева, один из соавторов программы «шоковой терапии», получившей название «500 дней».

        Авен Петр Олегович — работал в одной лаборатории с Е.Т. Гайдаром с 1981 по 1988 год. Затем был направлен в МИПСА в Австрию. Был министром внешнеэкономических связей в 1992 году. В настоящее время один из главных акционеров группы «Альфа».

        Жуков Александр Дмитриевич — работал в институте с 1978-го по 1980 год. Был вице-премьером в правительстве Фрадкова.

        Зурабов Михаил Юрьевич — был аспирантом в институте с 1978 по 1981 год. Был председателем пенсионного фонда и министром здравоохранения РФ.

        Данилов-Данильян Виктор Иванович — работал в институте со дня основания, зав. лабораторией. Был министром охраны природы и природных ресурсов РФ.

        Лопухин Владимир Михайлович — работал в институте с 1977 года. Был министром топлива и энергетики РФ.
        1. +2
          18 марта 2026 10:34
          Цитата: Gomunkul
          Институт возглавил и бессменно руководил им на протяжении 17 лет академик Д.М. Гвишиани.

          Джермен Михайлович был зятем А.Н.Косыгина,возможности у него конечно были большие,как и у подчиненных ему аспирантов и лаборантов.
    2. -1
      18 марта 2026 23:59
      Цитата: север 2
      И что дальше , когда у власти стояли патологические предатели .

      А в России 90ых иначе было?
  4. +10
    18 марта 2026 05:37
    В целом, с основной идеей статьи можно полностью согласиться (если вычеркнуть "суперэтносы" ,ложный пафос и "геополитическую" часть текста.). Отмечу все же два явных недочета.
    1) Автор высоко оценивает референдум 1991 года,однако его единственным смыслом была легитимизация самой возможности развала СССР. Президент СССР (который его и разваливал) и без этого прекрасно знал,что устойчивое большинство граждан против развала страны. А с точки зрения закона (легальности) все происходящие было антиконституционно. Никакого специального подтверждения необходимости сохранения СССР не требовалось. Посему и вопрос в референдуме был сформулирован неконкретно,про нечто и прекрасну даль. Никаких же правовых последствий референдум не имел.
    2) Апеллировать же сейчас к результатам референдума ,во-первых могут только социалисты/коммунисты ( иначе неясно что они собираются восстанавливать),а во-вторых даже это не сработает.
    Фарш не возможно провернуть назад и мяса из него не восстановишь. Ведь прошла целая историческая эпоха. СССР можно только заново создать опираясь на волю людей. Что потребует нового референдума,но не апелляции к старому.
    1. -1
      18 марта 2026 05:55
      Цитата: Велизарий
      СССР можно только заново создать опираясь на волю людей.

      целом же мы должны помнить, что есть законный повод для восстановления Великой России – Советской цивилизации на её исторической территории, включая Прибалтику и Бессарабию-Молдавию.

      Велизарий hi Согласен с вами! Но, без вот этих трибалтов, молдаван/ цыган, хо хлов и армян!
      Может кто дополнит список? laughing
      1. +7
        18 марта 2026 06:23
        Но, без вот этих трибалтов, молдаван/ цыган, хо хлов и армян!
        Может кто дополнит список? laughing
        Я бы убрал молдован из вашего списка, они неплохие ребята. Получился бы неплохой СССР 2.0.
        1. +2
          18 марта 2026 07:41
          Цитата: Xenon
          Я бы убрал молдован из вашего списка, они неплохие ребята.

          Вообще то я согласен с вами! Работал с молдаванами...
          Видно погорячился... laughing
      2. 0
        18 марта 2026 09:05
        Да ещё надо убрать приморцев любых, кубанцев, поволжцев, уральцев. сибиряков
        1. +6
          18 марта 2026 10:46
          Цитата: Гардамир
          Да ещё надо убрать приморцев любых, кубанцев, поволжцев, уральцев. сибиряков

          В общем, получается СССР в границах княжества Московского. laughing
      3. +3
        18 марта 2026 18:19
        Цитата: ваш вср 66-67
        Согласен с вами! Но, без вот этих трибалтов, молдаван/ цыган, хо хлов и армян!

        Это уже Ваше видение исходя из нынешнего времени. У других может быть иное. Тут важен принцип-если народ выскажет желание создать/присоединиться к СССР он имеет такое право. Не должно быть изначально ущемленных или привилегированных народов в целом.
    2. +5
      18 марта 2026 05:56
      Думаю заново уже не получится - слишком укрепился капитализм, выросло новое поколение с другим мировозрением..Бывшие республики почти все проводят антироссийскую воспитательную работу с новыми поколениями
      1. +5
        18 марта 2026 07:35
        Цитата: 24rus
        Думаю заново уже не получится

        Нам не нужен возрождённый СССР. Нам нужен возрождённый социализм, с учётом всех ранних ошибок, а вот возрождённый капитализм и финансовая спекуляция - путь в пропасть...
        Или у вас есть предпосылки считать США страной передового капитализма, достойной к подражанию?
        1. +4
          18 марта 2026 08:04
          Соглпсен, с возрожденным социализмом, гос собстеностью ключевых отраслей и социалкой Республики сами потянуться к сильной России
          1. +2
            18 марта 2026 11:52
            У вас посредственное понимание того, о чем вы рассуждаете (хотя у нас в стране вообще каша с определениями)… «капитализм» и «социализм» фактически друг другу не противопоставлены. Социализм это форма устройства общества, когда государство старается обеспечить всем гражданам равные условия жизни. А «капитализм» форма экономического устройства. Я вам открою страшную тайну, но нацизм это сокращение от национал-социализма, при этом Германия в тот период времени вполне спокойна была «капиталистической» (как собственно и Китай сейчас или страны Скандинавии). Нам нужна НОРМАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (я бы назвал это «европейским путём»), а не плановая экономика, а значит и не «советская модель». Плановая экономика и социализм вместе обречены на гибель или неспособность обеспечить даже средний уровень жизни изначально. Плановая экономика идеальна для жесточайшего кризиса, когда требуются усилия для выживания и обеспечения минимально-необходимых условий жизни- война на уничтожение, природный катаклизм и прочите варианты конца света. Фишка в том, что плановая социалистическая экономика в
            мирное время вынуждена «жить» в состоянии постоянной нехватки ресурсов и перепроизводства , ибо она существует не в логике «заработать» или хотя бы «обеспечить баланс» (как рыночная экономика), а в логике «обеспечить всех всем». Всегда будут категории «товаров», которые такая система будет вынуждена предоставлять или ниже себестоимости (индивидуальные жилье, автомобили, лекарства от сложных и редких заболеваний и тд) или вовсе не предоставлять. И если последние просто влияет на уровень жизни, то первое разрушает систему при отсутствии внешнего (и желательно бесконечного) источника.
            Как пример - всеми любимая «сталинская экономика». Пока потребности были базовыми (еда, какой никакой кров и тд) система могла жить, но как только спектр потребностей расширился появились ростки проблем. Какое-то время их удалось купировать за счет внешних вливаний (продажа углеводородов), но стоило этому источнику уменьшиться и наступил дисбаланс, с преданием экономики самой себя.
            1. +1
              18 марта 2026 18:34
              Цитата: parma
              Социализм это форма устройства общества, когда государство старается обеспечить всем гражданам равные условия жизни.

              Социализм, это такое устройство общества, в котором главенствует принцип: «От каждого по способности, каждому по труду» и присутствует государственная (народная) собственность на средства производства, недра и ресурсы. А финансовая спекуляция (обмен валют ради получения спрэда), мошенничество, тунеядство и паразитический образ жизни преследуется по закону...И смертная казнь в части тяжких преступлений народными судами применяется...
              Именно тогда разная сволота и мерзость не выпячивает свои недостатки ума, а шхерится во щелям...
            2. +2
              18 марта 2026 18:50
              Капитализм – это «равные условия жизни» для трудяги и для паразита-хищника. Социализм отрицает паразитизм и хищничество, низводит их активность в социуме до неповреждающего уровня. Потому при социализме в СССР деципоказатель 3-6, а в РФ – 16-30, 1000 в некоторых случаях (про глав газа-нефти, например, это консументы (хищники) третьего уровня). Показатель 10 и выше – признак паразитов и хищников в социуме.
              Плановая экономика и совместима, и необходима социализму, устраивающему страну единым организмом, и, соответственно, имеет госплан. Госплан информирует открыто ВСЕХ о движении ценностей и об персонально-коллективной ответственности в стране. Капиталисты против единого плана, так как хотят единолично пользоваться силой и результатами плана – они отняли и поделили госплан меж собой.
              как только спектр потребностей расширился
              - как только мы усвоили, что «жить хорошо, а жить хорошо ещё лучше», мы ускоренно покатились под обрыв. Нобелевский лауреат, биолог К.Лоренц: «Живому присущ приоритет целого над частями».
        2. +3
          18 марта 2026 18:25
          Цитата: yuriy55
          Нам не нужен возрождённый СССР. Нам нужен возрождённый социализм, с учётом всех ранних ошибок, а вот возрождённый капитализм и финансовая спекуляция - путь в пропасть...

          Разумеется сначала социализм,а потом новое государство. Социализм-сущность,СССР это просто государственная форма. Как оно будет называться и какой иметь состав это уже зависит от соотношения сил в конкретный момент времени.
          1. +1
            19 марта 2026 00:09
            Цитата: Велизарий
            Разумеется сначала социализм,а потом новое государство.

            Это называется поставить телегу впереди лошади. Всё таки важней сперва воссоздать государство, а потом уже решать какой там будет строй.
      2. +3
        18 марта 2026 18:23
        Цитата: 24rus
        Думаю заново уже не получится - слишком укрепился капитализм, выросло новое поколение с другим мировозрением

        Почему ? Капитализм (шире новое время) боролся с феодализмом (шире средневековьем) 300 лет,а кое-где не победил до сих пор.
        Да,первая попытка создать социалистическое общество потерпело поражение,произошел откат, но это было только начало пути. Другое дело что это начало пути для социализма ( а он не ограничен одной страной или культурой) . А вот конкретно Россия отката назад может и не выдержать...
    3. +1
      18 марта 2026 08:21
      Фарш не возможно провернуть назад и мяса из него не восстановишь.

      Совершенно согласен с этим тезисом, и все жалкие идеологические потуги типа "восстановим" Евразийство, так и останутся потугами, такими же как реанимация Римской империи или Блистательной порты.
      Хаотично собранные в одно государство до 1917 г. окраинные этносы не имели ничего общего с русским народом и только большевики смогли найти ту идею, подкрепленную материально, которая объединила этносы на территории бывшей Российской империи, создав адекватное государства для жизнедеятельности русских. Постоянно прорывавшийся этнический и региональный сепаратизм подавлялся не только физически, но постоянно предпринимались действия по его нивелированию материально, что вызывало крайнее неприятие русских Центра, живших хуже, чем "мятежные" окраины.
      К 80-м годам, с одной стороны, укрепились региональные и национальные кадры, которые предполагали, что могут рассчитывать на большую самостоятельность, а с другой стороны, русский "караул устал" от "окраин", что выразилось и в массовой поддержке Ельцина, и демагогов-провокаторов, таких как ""клоун" Жириновский, ловко жонглирующий "националистическими" лозунгами. Что и привело к объективному развалу страны, где государственнообразующий народ, восточные славяне, ранее поверивший в "коммунизм на горизонте", в конце 80-х уверовал, подчеркну поголовно, в "рыночную альтернативу".
      Важно понимать, что развал обеспечивал, ни коварный Запад, хотя куда же без него: маслица в огонек своего самого мощного в истории геополитического противника он подливал активно.
      Но это было третично!!! Первично, то, что восточные славяне, прежде всего русские и украинцы, стали уповать на тех лидеров, которые им обещали "рыночное изобилие", как в видюхах из США, и готовы были отбросить "жирующие" окраины, напрочь не понимая, что только в рамках сложившегося стадийного общества, в форме Союза Советских Социалистических Республик , в его естественных границах, и может существовать русский народ, а по-другому, вопрос.
      PS Проводя аналогии, современная Россия - это Ромейская империи начала ХI в.
      1. +3
        18 марта 2026 12:04
        Цитата: Эдуард Ващенко
        окраинные этносы не имели ничего общего с русским народом и только большевики смогли найти ту идею

        Никакая идея объединить этносы не способна. Это нонсенс с точки зрения материализма.
        Объединила Советский Союз Красная Армия. Там где Красная Армия получила по щщам никакого объединения не случилось.
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Проводя аналогии, современная Россия - это Ромейская империи начала ХI в.

        Комнинов на горизонте нет
      2. +2
        18 марта 2026 12:46
        Государство имперского образца типа Ромейского? Это неудачное сравнение.
        Просто идеологи СССР слишком рано объявили социализм построенным. Теория оказалась сырой и слабой. Хрущев обещал коммунизм к 1980, а в 1982-1983 Андропов пишет о серьезных проблемах развитого (зрелого) социализма... А у кого не было проблем-то? Ни один из способов управления экономикой и социумом не даёт гарантии длительного процветания hi smile
      3. -2
        18 марта 2026 19:04
        Цитата: Эдуард Ващенко
        и только большевики смогли найти ту идею, подкрепленную материально, которая объединила этносы на территории бывшей Российской империи

        идея примитивно проста-сесть на шею русских и драть из них ресурсы-денежнфе, людские, материальные.
      4. +2
        19 марта 2026 00:14
        Цитата: Эдуард Ващенко
        окраинные этносы не имели ничего общего с русским народом

        Вы хоть понимаете к чему Вы ведёте? Вы сейчас льёте воду на мельницу навальнистов и прочих националпредателей, которые уже открыто призывали избавится от Кавказа.
        1. +1
          19 марта 2026 04:40
          У Вас в голове какая то каша: есть Вы так видите причинно-следственные связи с историческими реалиями, то это ваша проблема.
          1. 0
            19 марта 2026 14:03
            Вообще то это вы заявили, что на окраинах жили какие то этносы, которые к русским никакого отношения не имели и отделение территорий с этими этносами якобы благо для страны. К вашему сведению территории конечно же ушли, но этносы всё равно на территории России присутствуют, даже в большем количестве чем до "избавления" от этих территорий и ведут они себя сейчас на много наглей.
    4. +2
      18 марта 2026 09:12
      Цитата: Велизарий
      А с точки зрения закона (легальности) все происходящие было антиконституционно

      Конституция СССР (ст. 5)
      : «Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)».
      1. +3
        18 марта 2026 18:40
        Цитата: Ольгович
        Конституция СССР (ст. 5)

        Совершенно верно. Но Вы не поняли,ни референдум был антиконституционнен, он был просто не нужен по советским законам. Антиконституционно было происходящее до референдума в конце перестройки.Но так бывает всегда. Реальность определяет законы.
        А референдум и не ставил задачу сформировать какую-то новую реальность, выразить мнение граждан на основе которого нужно будет принимать какое-либо решение. Поэтому и вопрос был сформулирован предельно неконкретно,так что можно было его трактовать как угодно.
    5. +1
      18 марта 2026 14:16
      Цитата: Велизарий
      Никаких же правовых последствий референдум не имел.
      Не забывайте, что кроме референдума была Конституция, и отменять СССР три алкаша в Беловежской пуще не имели никакого права. Пошли Горбачёв за ними спецназ, никто бы по этим арестованным предателям горевать бы не стал. Но, "Узник Фороса" этого не сделал. ГКЧП... Такое впечатление, что ничего более вредного сделать для дискредитации власти было бы трудно. Так получили московский "майдан" 1991 года. Тем не менее, народ повёлся на обещанную демократию и обновление Союза, а не впаренный тихой сапой капитализм под грабительскую приватизацию по Чубайсу. Вспомните, первое время слово капитализм вообще не звучало, да на него никто и не подписывался. Скажи ЕБН с "броневика" в Москве народу, что будет капитализм, олигархи, за ним вряд ли кто пошёл. У нас бесконечно "обманывают" не власть имущих, а простой народ, где подобранный капитализм стал своеобразным подобием "Праздник святого Йоргена", где хромые бросают костыли и вообще все поднимаются "с колен"...
    6. +2
      18 марта 2026 20:24
      В общем-то да, после драки кулаками не машут. Тут уже требуется новый импульс, но...
      1. +1
        19 марта 2026 00:19
        Цитата: Неизбежно
        В общем-то да, после драки кулаками не машут.

        Это верно, но только если драка действительно закончилась.
  5. +4
    18 марта 2026 05:51
    Цитата: Велизарий
    СССР можно только заново создать опираясь на волю людей. Что потребует нового референдума,но не апелляции к старому.

    ...История делается не на референдумах, а на баррикадах. (С)
    1. +3
      18 марта 2026 14:14
      Цитата: Chack Wessel
      ...История делается не на референдумах, а на баррикадах. (С)

      По итогам баррикад 1917 и 1991, РФ стала обладательницей 1/9 части суши, а не 1/6, как в 1917.
      1. 0
        23 марта 2026 12:35
        здравствуйте баррикады 1917 года сушу России сократили не значительно потеряли Польшу и Финляндию и то Сталин смог откусить ихние. земли
        а вот бароикады1991 сократили сушу значительно
        личное мое мнение Такое

        мне. не нужна Средняя Азия в составе России
        Грузия Армения Азербайджан под знаком вопроса Нет их в составе России значит так надо
        Остальное надо возвращать точнее сказать придется возвращать в обозримом будущем
        1. 0
          23 марта 2026 12:47
          Цитата: Иван Кузьмич
          мне. не нужна Средняя Азия в составе России
          Грузия Армения Азербайджан под знаком вопроса Нет их в составе России значит так надо
          Остальное надо возвращать точнее сказать придется возвращать в обозримом будущем

          Вот именно в будущем. Раньше это было и в целях обороны - "зона безопасности". Свою роль она сыграла в ВОВ, все-таки немного отодвинули границы перед войной. А если бы Польша и Финляндия были нашими, то демпфер был больше. Потом был Варшавский договор. А Средняя Азия нужна была как препятствие от остальной дикой Азии. Теперь условия другие...Я бы и Чечне не стал бы препятствовать выходу из России
    2. +1
      18 марта 2026 18:42
      Цитата: Chack Wessel
      ..История делается не на референдумах, а на баррикадах. (С)

      Это верно. Но одно не противоречит другому. Сначала-баррикады,потом референдум. Баррикады априори выражают мнения лишь малой части народа.
      1. 0
        19 марта 2026 00:21
        Цитата: Велизарий
        Баррикады априори выражают мнения лишь малой части народа.

        Но это агрессивное меньшинство и захватывает обычно власть.
  6. +9
    18 марта 2026 06:02
    либо русские восстановят то справедливое жизнеустройство, которое совместимо с нашей природой, историей и культурой, либо суперэтнос русов-русских исчезнет как народ и держава.

    С такими хозяевами жизни в России у нас нет никаких перспектив...
    За короткий срок с 2022 года количество миллиардеров резко увеличилась до 155 человек.
    Общее состояние в 645 миллиардов долларов. request
    Откуда у них такие деньги???
    За чей счёт банкет???
    1. 0
      18 марта 2026 08:16
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      С такими хозяевами жизни в России у нас нет никаких перспектив.
      Вы правы. Потому что основа СССР была в социальной справедливости и социальном равенстве, от каждого по способностям и каждому по труду. Пусть верхушка Союза и была гнилая, но официальных постулатов они придерживаться должны были потому что записаны они в Конституции. Но к сожалению в той же Конституции и официальной позиции руководства страны было заложено формирование националистических кланов руководителей регионов страны в виде поддержке национальных кадров и возможностей местных князьков формировать свое преданное и коррумпированное окружение.
      И утверждение автора про
      Русскую цивилизацию и русский суперэтноса
      ни чего кроме раздражения и протеста многочисленных народов окружающих Россию не вызывает. Напомню, что в ни одного достойного русского руководителя начиная с Ульянова в руководстве Союза не было, а те что были в конце истории этой великой страны иначе как предателями и изменниками назвать нельзя.
      Причем выводы из произошедшего в 90-е годы и нынешняя власть делать не хочет:
      1. Конституция написанная алкоголиком ЕБН под диктовку его американских кураторов и советников действует до сих пор.
      2. Аппетиты разжиревших в 90-е олигархов ни кто ограничивать не собирается, а вот малый бизнес и частных предпринимателей "законно" уничтожают и разоряют. Банки при этом получают по поводу и без оного кучу безвозвратных государственных субсидий и продолжают спекулировать и выводить капиталы за рубеж.
      3. Продолжается политика поддержки национальных территориальных формирований и кланов как в республиках, так и национальных диаспор.
      При такой политики, при отсутствии ротаций руководителей регионов, государственных служащих, полиции, прокуратуры, судей нельзя сохранить целостность России. Те коррупционные связи которые у руководителей высшего звена складываются еще со школьной скамьи и те коррумпированные и лично преданные чиновникам команды, которые они тащат десятки лет за собой до должностей министров и президентов рано или поздно развалят страну.
      Коррупция и деградация ценностей социальной справедливости погубили СССР. И если бы не западные санкции, выход США из всех стратегических соглашений и последующая СВО, которая является по факту локальной войной, то Россия уже была бы на грани распада.
      Одно радует, российские олигархи оказались настолько жадными, что не захотели делить страну со своими западными коллегами. В результате обострения борьбы за рынки и ресурсы мы получили, то что получили. Народу действительно лучше кормить своих троглодитов, чем всю международную шоблу этих упырей.
      1. 0
        18 марта 2026 09:05
        Русскую цивилизацию и русский суперэтноса

        С оголтелой, пещерной русофобией как быть???
        Я её на дух не переношу...и буду бороться с теми кто ненавидит русский народ везде и всюду. hi
        1. +1
          18 марта 2026 09:19
          Единственные настоящие патриоты России и русского народа на территории СССР -это сторонники ЛУЧШЕГО для России и её народа -Государства СССР . А все ,кто изображают из себя патриотов -врут и лицемерят .
        2. +2
          18 марта 2026 09:24
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          С оголтелой, пещерной русофобией как быть?

          Сколько тысячелетий человечеству, столько будет всякая мразь играть на разнице между людьми. Не удивительно, что самые рьяные русофобы русские предатели сбежавшие за рубеж. Поэтому фашистская мразь национальности не имеет.
          Например Казахстан, которому Россия по первому требованию оказала помощь в предотвращении государственного переворота в 2022 году. В "благодарность" по новой казахстанской Конституции русский язык вместо "равного в употреблении" назвали "употребляется на ряду". А этот "ряд" скоро станет на уровне с филиппинским.
          Российская власть при этом молчит, хотя именно притеснения русского языка было одним из поводов референдумов и начала СВО.
          Получается с одной стороны русофобия есть, а с другой нет. Какие то странные двойные стандарты, которые наталкивают на мысль, что реальные причины совсем другие.
      2. +3
        18 марта 2026 10:53
        Цитата: Vitaly.17
        Пусть верхушка Союза и была гнилая, но официальных постулатов они придерживаться должны были потому что записаны они в Конституции.

        Формально - да.
        А фактически партийно-хозяйственное руководство уже построило для себя коммунизм.
        Горком партии что-то не очень беспокоит положение в городе, у нас его так и называют «Белый дом». Да и где же он будет беспокоиться, когда там коммунисты отовариваются отдельно в своем буфете, вечером, чтобы народ не обратил внимания. Там даже сторожу живется хорошо, приносит домой по четыре палки копченой колбасы, и сгущенного молока. Они нужды не видят, что им нужно, им привезут в буфет на машине, они купят, а как быть простому народу.
        © Анонимное письмо жительницы города Чусового в редакцию газеты «Правда» о безобразном снабжении города продуктами питания и товарами первой необходимости. Март 1980 г.

        Но, как известная старуха с корытом, верхушка хотела для себя большего. В частности, возможности легально пользоваться нетрудовыми доходами - те же коррупция и серая экономика в Закавказье и хлопковом крае Средней Азии не могли столько времени существовать без прикрытия из Москвы. Так что Воронья слободка была обречена...
    2. +2
      18 марта 2026 10:51
      Откуда у них такие деньги???
      За чей счёт банкет???
      Неужели не догадываетесь? wink
  7. +1
    18 марта 2026 06:55
    Горбачев не хотел ни расчленения СССР ,ни того ,что он потеряет власть . Он хотел уничтожить социализм и власть КПСС , для этого и запустил тотальную клевету на большевиков-коммунистов с автоматическим оправданием преступлений их внешних и внутренних врагов ,восхваление капитализма ,бредовый антисоветский миф ,что до Октябрьской революции Россия производила так много продовольствия ,что излишками "весь мир кормила ". Он хотел создать прозападное капиталистическое Государство и править им . НО "освобожденные " им враги СССР и поделили СССР между собой ,потому что ненавидели друг друга ,и потому что так же делят бандиты города -кто какую часть будет грабить ,а Горбачева скинули .
    1. +2
      18 марта 2026 09:07
      Цитата: tatra
      Горбачев не хотел

      Есть две основополагающие формулы понимания событий. Первая - библейская "По делам их узнаете, кто они". Второй, еще более древний постулат Цицерона "Ищи, кому это выгодно".
      Очевидные факты говорят Горбачев и Ельцин были предателями и действовал в интересах западных спецслужб, точнее кланов олигархов которые эти спецслужбы обслуживали.
      1. -1
        18 марта 2026 09:20
        Вот Горбачев и хотел создать прозападное Государство . И править им .
      2. +2
        18 марта 2026 10:53
        Недавно узнал...у Дацика сын погиб на фронте...попал под удар БПЛА.
        Сам Дацик теперь имеет свой личный счёт к нацистам Украины.
        Вот такие загуголины крутит жизнь. request
  8. +1
    18 марта 2026 07:25
    Хозяева Запада всеми силами стараются разорвать единую Русскую державу и народ, стравить между собой их части и решить свои проблемы за счёт нас.

    И у них это неплохо получается,к сожалению.
  9. 0
    18 марта 2026 07:31
    Всё правильно, но слишком скромно описаны причины развала СССР и их непосредственные участники. Именно по этим причинам многие (ещё живущие) ненавидят самого ЕБН и его последователей и преемников, успокающих воров, что пересмотра приватизации не будет...
    Не будет государства вопиющего социального неравенства, вот этого точно не будет. История расставит все точки над «i»...
    1. 0
      18 марта 2026 10:50
      Самое интересное почему 14 миллионая армия коммунистов СССР оказалась не способна справиться с кучкой предателей в ЦК КПСС...как так??? belay
      1. +2
        18 марта 2026 12:31
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Самое интересное почему 14 миллионная армия коммунистов СССР оказалась

        Давайте остановимся на шестнадцати с половиной миллионах коммунистов.
        Вы же знаете принципы демократического централизма, один из которых:
        - Выборность руководящих органов снизу доверху?
        Эти принципы стали рушиться и рядовые коммунисты не желали делить ответственность за принятие антинародных решений верхушкой КПСС...
        Национальный вопрос, обострившийся к концу 70-х, стал давать видимые результаты, а руководящая и направляющая сила просто опустила руки.
        Можно ли было спасти СССР в том виде, в котором он был в середине 60-70 хх? Нет...Это была бы гражданская война. А вот раздел (выход из союзного договора) можно было сделать для России более выгодным, чтобы мы не бились за исконно русские земли со странами, история которых туманна и непонятна...
      2. +2
        19 марта 2026 00:30
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Самое интересное почему 14 миллионая армия коммунистов СССР оказалась не способна справиться с кучкой предателей в ЦК КПСС...как так?

        Армия это самая иерархическая структура, а значит если верхушка этой армии прогнила, то численность этой армии не имеет значения.
      3. 0
        22 марта 2026 20:44
        Просто привыкли брать под козырёк без дискуссий.
  10. 0
    18 марта 2026 08:15
    Накануне референдума в центре Москвы прошёл оппозиционный митинг против сохранения СССР,до полу-миллиона человек вышло - рекорд,по массовости до сих пор не превзойден.
    Екатеринбург - 34% высказались за сохранение СССР,остальные против.
    Туркмены,узбеки и киргизы - до 97% за сохранение Союза.
    Украина и Казахстан - за сохранение союза суверенных государств.
    СССР был приговорён.
  11. +3
    18 марта 2026 08:55
    В целом же мы должны помнить, что есть законный повод для восстановления Великой России – Советской цивилизации на её исторической территории, включая Прибалтику и Бессарабию-Молдавию.

    если бы русофобы не создали в 1940 г вместо возвращенной Бессарабской губернии т.н. МССР (даже не спросив жителей) , то не пришлось бы призывать восстанавливать

    Кстати, нынешний украинский фронт — это одно из страшных последствий развала единой Русской (советской) цивилизации и единого русского суперэтноса (включающего русских-великорусов, русских-малороссов, русских-белорусов
    Кстати, нынешний украинский фронт — это одно из страшных последствий насильного включения русофобами Новороссии в т.н. украину-против воли ее жителей.

    На основе социальной справедливости и этики совести. Общество знания, служения и созидания — «прекрасное далёко»


    Общество "совести и знания":
    Спасибо Николаю Ивановичу Ежову

    АСЯ ЛИНСКАЯ, ВАЛЯ МЫЗИНА.Москва, 272-я школа, 5-й класс "А".
    Дорогой Николай Иванович! Вчера мы прочитали в газетах приговор над сворой право-троцкистских шпионов и убийц. Нам хочется сказать большое пионерское спасибо Вам и всем зорким наркомвнудельцам.
    Спасибо, товарищ Ежов, за то, что Вы поймали банду притаившихся фашистов, которые хотели отнять у нас счастливое детство. Спасибо за то, что Вы разгромили и уничтожили эти змеиные гнезда.
    Мы Вас очень просим беречь себя. Ведь змея-Ягода пытался ужалить Вас. Ваша жизнь и здоровье нужны нашей стране и нам, советским ребятам.
    Мы стремимся быть такими же смелыми, зоркими, непримиримыми ко всем врагам трудящихся, как Вы, дорогой товарищ Ежов!


    На пионерском сборе 232-й школы вожатая отряда СОНЯ КУКУШКИНА читает ребятам приговор Верховного Суда.
    Фото С.ВАСИНА

    СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРИГОВОР
    Пионеры 4-го класса "А" 1-й школы Ярославской железной дороги: ЗОЯ ПУЧКОВА, ЛЕНЯ АФЕНДИНОВ, ЛИДА СЕРГЕЕВА, ЛИДА КАШИНА.
    Весь народ нашей большой и могучей страны требовал от суда, чтобы подлые убийцы, изменники и шпионы были уничтожены. Мы, пионеры, тоже этого требовали.
    И суд выполнил волю всего нашего народа и лучших людей всего мира.
    Когда мы читали, как шпион Розенгольц носил в кармане залепленную в кусочке хлеба бумажку с молитвой, чтобы спасти себя от разоблачения, мы очень смеялись. В своих бандитских делах этот враг призывал на помощь бога!
    Теперь вся эта нечисть будет уничтожена, и вспоминать об этих негодяях будут только с отвращением.
    14 МАРТА 1938г. Пионерская правда. №36 (2030).
    -это кем надо было быть чтобы так калечить 10-летних детей

    Страну надо было сохранить, чтобы в рамках союза вернуть России украденные у нее территории Новороссии, Слобожанщины, Смоленщины и пр
    1. +1
      18 марта 2026 10:57
      Цитата: Ольгович
      Общество "совести и знания":

      Из классов неслось жужжание голосов, хоровые выкрики. "Кто есть король? Светлое величество. Кто есть министры? Верные, не знающие сомнений…", "… И бог, наш создатель, сказал: "Прокляну". И проклял…", "… А ежели рожок дважды протрубит, рассыпаться по двое как бы цепью, опустив притом пики…", "…Когда же пытуемый впадает в беспамятство, испытание, не увлекаясь, прекратить…"

      Школа, думал Румата. Гнездо мудрости. Опора культуры…
      © АБС. ТББ.
      1. +1
        18 марта 2026 13:02
        Анизотропное шоссе оттуда же. В обратную сторону движение запрещено объективной реальностью...
    2. 0
      19 марта 2026 00:33
      Цитата: Ольгович
      Кстати, нынешний украинский фронт — это одно из страшных последствий насильного включения русофобами Новороссии в т.н. украину-против воли ее жителей.

      Одно не отменяет другого.
  12. +3
    18 марта 2026 09:06
    Люди, несмотря на все их слабости, всё же мечтают быть созидателями, творцами, а не рабами-потребителями новоявленных рабовладельцев.
    Оглядываясь на знакомых, сомневаюсь в вышеуказанном тезисе.
    1. +1
      18 марта 2026 09:28
      Цитата: Антоний
      Оглядываясь на знакомых, сомневаюсь в вышеуказанном тезисе.

      Сейчас много внешнего изобилия,что приводит к деградации человека,он желает только благополучия.
  13. +2
    18 марта 2026 09:24
    Враги СССР сами признали уничтожение и расчленение ими СССР ,а де-факто ,многовековой России -своим преступлением ,поэтому и трусливо свалили вину за это на коммунистов ,поэтому и 35 лет несут трусливый бред про "СССР развалился сам собой ", Поэтому и когда Путин восхваляет Горбачева и Ельцина ,он никогда не хвалит их за уничтожение ими СССР .
  14. +2
    18 марта 2026 09:39
    Враги СССР ,захватившие СССР не только доказали ,что они в 100 раз хуже настоящих ,по убеждениям ,коммунистов ,которые никогда не предавали свою партию ,СССР и советский народ и их сторонников ,но и что они вообще аномалия человечества ,включая то ,что никто еще до них в мировой истории ,захватив свою страну с помощью переворота или революции ,не сваливал трусливо ответственность за это на тех ,у кого они отняли власть в стране .
  15. +1
    18 марта 2026 09:39
    Цитата: Vitaly.17
    Какие то странные двойные стандарты, которые наталкивают на мысль, что реальные причины совсем другие.

    Какие могут быть реальные причины у капиталиста...только прибыль в 300 процентов. Появление новоявленных миллиардеров в России во время СВО нонсенс...значит у кого то прибыль уже не 300, а 3000 процентов.
    За такие цифры прибыли буржуй развяжет любую войну. с кем угодно.
  16. -2
    18 марта 2026 10:03
    Если верить в мистику, то автор - реинкарнация Суслова М.А. с нотками национализма.
  17. +2
    18 марта 2026 11:10
    Испокон веков буржуазия развязывала войны, стравливая народы друг с другом. В истории был лишь один человек — Сталин, — который обратил оружие этой войны против самой буржуазии. Именно за это его и ненавидит мировая буржуазия, включая российскую. Возможно, в случае российской буржуазии эта ненависть даже сильнее.
  18. +6
    18 марта 2026 12:20
    Кто и как развалил Союз, на этот вопрос дал ответ наш гарант.
    Россия добровольно и инициативно пошла на развал Советского Союза. Москва ожидала, что это будет понято как предложение к сотрудничеству и союзничеству.
    .Если у кого то память отшибло, как всё начиналось, то уже ничего не сделать. А вот самое интересное. Как то, посол КНР во Франции Лю Шайе в интервью французскому ТВ сказал.
    «Страны бывшего СССР не имеют эффективного статуса в международном праве, поскольку не существует международного соглашения, которое бы конкретизировало их статус как суверенных государств».
    Что тут началось, как в песенке Высокого, тут поднялся галдёж и лай.
    Франция, Украина и страны Балтии возмутились заявлениями посла Китая в Париже, который усомнился в суверенитете бывших республик СССР. Он сказал, что эти страны не имеют действительного статуса в международном праве. Литва, Латвия и Эстония назвали слова посла ложными и недопустимыми. Ситуация может помешать мирной инициативе Китая по Украине и укреплению связей Пекина с ЕС, считает Bloomberg
    Если завопили, доля истины у высказывания Лю Шайе есть.
  19. +4
    18 марта 2026 14:22
    Тут еще ведь вопрос вопросов, почему еще в 85-м году существование Советского Союза даже в дурдоме всякие валерии ильинишны не обсуждали, а в 91-м его вынесли на референдум, и никто не удивился.
    Историки будущего будут искать в этом какой-то массовый психоз, склонность к суициду или еше что-то эдакое.
    И никто не сможет поверить, что жесточайшая вертикаль власти со всепроникающим контролем просто досталась в руки глуповатого, самодовольного слепого юродивого и его супруги, имевшей отношение к управлению как ручная обезьяна у пляжного фотографа.
    Самое ужасное, нас и сейчас убеждают, что это все было предопределено. Лгут.
    Не было.
    И существовал вовсе не мифический советский народ, что до сих пор так или иначе проявляется.
    1. 0
      18 марта 2026 20:34
      Как свидетель всех этих событий, полностью согласен!
  20. +2
    18 марта 2026 21:11
    Увы, ничего не изменить.
    Власть легко ,шутя, переигрывала всяких опозиционеров - как системных, так и нет.
    Первых подставляла при надобности (Пример: Грудинин и подстава с визитом системщиков в посольство США)
    Вторых просто: пуля, труба по затылку, авиапроишествие, тромб, арест.

    Сейчас даже референдумы не проводятся. Изменение конституций, обнуление, пенсионная реформа, ввод войск, отдача территорий (спрямление границ) или присоединение...
    просто указ и все. причем часто совсем другое ,что обещали ранее..

    Изменить ничего нельзя, увы.
    Последний всплеск огня свечи истории?
  21. 0
    19 марта 2026 14:53
    Союзу - Да
    Развалу - нет

    Да кому интересны эти митинги?! Разгонять их надо!
    Пусть работают, а не орут! Их место на рабочем месте!
    Проверить, почему они на улице, а не на предприятии! Милиция совсем обленилась! Наше будущее какие то шаромыжники хотят решать! Скоро опять мяса будут требовать!
    Забыли про свои пролетайские корни! Чего им надо то?!
    Опять хотят джинсов вместо штанов и колготок вместо чулок?!
    Надо уже построить завод и что б всем бесплатно жевательные резинки выдавали по 100, нет, по 200 граммов в день.
    Да пусть орут. Мы сами решим, что и кому нужно.
  22. +1
    22 марта 2026 07:46
    Конечно как старый человек из СССР я бы хотел сохранить великую страну.
    Это очевидно.
    А теперь вопрос.
    А могла ли страна жить в этих рамках?
    Разумеется роль гедолисностей и предателей понятна.
    Но исторический процесс, и тот самый народ те мы с вами этих негодяев и выбирали.
    И эти законы развития не обойти.
    Что будет?
    Все новое часто происходит после разрушения старого. Как у нас.
    Это болезненно, но быстрее эволюционного пути.
    Стоило оно то
  23. Ну и что, дальше тишина и пустазвонство. Нечего бредить , то что прос...ли
  24. +1
    22 марта 2026 13:16
    35 лет прошло, а стоны по союзу все не улягутся. Тогда нужно было и выходить и если нужно с оружием в руках отстаивать свою страну, почему сидели армия, КГБ, милиция, внутренние войска, патриоты? Чего ждали? Конечно проще спустя 35 лет сидеть и плакаться как вас всех обманули и предали.
  25. -1
    22 марта 2026 20:40
    Ну дак референдум не имел юридической силы в СССР. По идее Меченый должен был арествать Пьянь и Ко, но был труслив, а КГБ и Прокурор были в доле. Армия самоустранились.
  26. 0
    22 марта 2026 20:49
    Расскажите про этот референдум в Эльцин-центре в Ебурге.
    Или прибалтам, которых в СССР загнали под дулами автоматов и они 40+ лет сидели и ждали, как оттуда рвануть
  27. 0
    22 марта 2026 20:57
    Цитата: tatra
    Враги СССР ,захватившие СССР не только доказали ,что они в 100 раз хуже настоящих ,по убеждениям ,коммунистов ,которые никогда не предавали свою партию ,СССР и советский народ и их сторонников ,но и что они вообще аномалия человечества ,включая то ,что никто еще до них в мировой истории ,захватив свою страну с помощью переворота или революции ,не сваливал трусливо ответственность за это на тех ,у кого они отняли власть в стране .

    После 70х среди коммунистов уже мало кто реально верил в эти идеалы. В партию многие шли делать карьеру, не более того. У нас на курсе был Боря-еврей. Вступил в кандидаты еще в армии. На картошке - не бухал, как все остальные, но до партии так и не дотянул. Страна развалилась.
  28. +1
    25 марта 2026 23:08
    В вопросе референдума четко предложено переформатирование в СНГ, а не сохранение СССР. За что народ проголосовал, то и получил. И с тех пор народ обманывают, что якобы их обманули и наперекор воле народа не сохранили СССР.
  29. +1
    28 марта 2026 00:10
    Тот случай когда чтение комментариев интереснее самой статьи. Извините, но про русское государство - цивилизацию читать как-то дико...