Military Review

New stage of tests of the anti-missile complex ADAM

9
In recent years, tactical anti-missile systems have gained special priority. Especially vividly it manifests itself in Israeli developments. This country is regularly subjected to rocket attacks from the territory of neighboring Arab states and therefore is engaged in the creation of appropriate systems. The Israeli army is already armed with several special anti-missile systems, but they all have a characteristic drawback. Most often, they have to shoot down cheap hand-made unguided Qassam rockets. The economic feasibility of intercepting such missiles is determined only by the amount of damage that was prevented. However, each launch of the anti-missile system still costs several thousand dollars.




Even at the stage of creating Israeli anti-missile systems, it became clear that it was necessary to develop a certain complex with a less expensive means of destruction. In accordance with this concept, Lockheed Martin, at the beginning of 2000, began research on the program, which is now called ADAM (Area Defense Anti-Munitions - “Defense of the area from ammunition”). To date, the ADAM complex is being tested. A few days ago, the company-developer announced the completion of their next stage. In the course of regular test interceptions, the laser missile defense system destroyed eight unguided rockets, similar to the Qassam.

It should be noted that the last tests, which took place in March and April, were not the first. Last fall, the ADAM system already destroyed 11 special targets that mimic unguided missiles. However, Lockheed Martin did not publish data on the total number of targets launched and, as a result, on the percentage of missiles hit. This fact may be a reason for criticism, although the recent achievements of the ADAM program seem more positive than the other way around. The fact is that before the last stage of testing at the moment, Lockheed-Martin employees began fine-tuning of some systems, which eventually made it difficult to test the tasks for the complex.

Recall, during last year's tests, the ADAM laser complex “fired” at a reactive target moving along a tensioned wire. During these launches and training interceptions, the capabilities of the complex for tracking an already captured target were tested. In addition, last year's tests showed the potential of the complex for the destruction of moving targets: it took only a few seconds to burn through the target case and to undermine its warhead. 11 destroyed targets considered sufficient argument in favor of the continuation of the work and refinement of guidance systems.

The March and April test “firing” differed from last year’s in that the unguided target rockets flew freely, without any guides, as Qassam missiles or the like do. In eight cases, the systems of the ADAM complex successfully detected the training target, escorted it, guided the laser and burned the hull. According to an official press release, during the second stage of testing, the missiles were destroyed at a distance of about one and a half kilometers from the laser complex. In addition, at a smaller distance (about 1200 meters), it was possible to destroy a target that imitated a light unmanned aerial vehicle. At the end of the new tests, the ADAM complex was sent back to fine-tuning.



At the moment, the ADAM laser complex is a special container on a car trailer, equipped with all the necessary equipment. The complex includes thermal imaging systems, target detection, ballistic computer, control system, as well as laser equipment. The target is hit using a fiber laser with a power of about 10 kilowatts. The equipment of the complex can find enemy missiles and drones at a distance of about five kilometers, after which a laser beam is guided. Destruction of the detected target occurs at a distance of about two kilometers. It is worth noting that the short range of the complex is compensated by the speed of destruction of targets like unguided short-range missiles.

Despite the ongoing refinement, the ADAM complex is already being “sharpened” for practical use and sale to potential buyers. So, Lockheed Martin employees note that it widely uses commercial components that are available for procurement without additional difficulties. In addition, the placement of all systems in one container now provides the complex with high mobility and flexibility of use. Also, the possibility of external targeting is currently being worked out. In this case, the ADAM system should receive information about detected targets from third-party sources, for example, from radar stations.

The official press release claims that the operation of the ADAM complex will be much cheaper than interception using similar rocket systems. The main reason for this savings - the laser. It does not require any ammunition and consumes only electricity. Thus, for the destruction of enemy ammunition or unmanned aerial vehicle will have to spend only the electricity and fuel necessary for its development. It is obvious that such consumables will be an order of magnitude cheaper than special guided missiles, and the complex’s “ammunition load” will be limited only to the capabilities of the generator supplying it with electricity.

However, even with the widespread use of available components, serial ADAM will not be cheap. The price of the anti-missile complex will be primarily affected by the use of the original combat system - a fiber laser of sufficiently high power. The complexity of such equipment can offset all the benefits from the use of serial electronic components and other equipment. As a result, according to various estimates, the cost of one ADAM container will be approximately equal to the price of a short-range anti-aircraft missile system or even exceed it.

The price ratio of the laser anti-missile system and other anti-aircraft missile systems, under a certain set of circumstances, may adversely affect the export prospects of the first. This is probably why Lockheed Martin representatives are now working to improve the characteristics of ADAM. In particular, in the future, this complex can “teach” to intercept artillery shells and mortar shells, as well as work on ground targets. While the development company is working on intercepting only missiles and UAVs, but in the future it is possible to replenish the list of objects being destroyed and, as a result, expanding the potential applications of the complex.

So far, the ADAM anti-missile laser complex has passed only two stages of testing. This is not enough to start mass production, but the information collected will allow you to complete the refinement and begin preparing for future sales. At present, it is only possible to assess the capabilities of the serial complex, considering the information currently available. Probably in the future, Lockheed Martin will be able to improve the characteristics of its development and interest potential buyers. However, to date, the combination of tactical characteristics of the ADAM complex in combination with its purpose does not allow us to speak of any widespread use in the future.

The detection range of the target with its own means, not exceeding five kilometers, can theoretically be increased by using an additional radar station. As for the damage radius, it can grow exclusively with the help of increasing the laser power and the corresponding refinement of other systems. Based on the current state of the ADAM project, it can be assumed that a noticeable increase in its capabilities should not be expected in the next few years. Thus, until a certain time, ADAM will attract potential buyers only by relatively cheap exploitation.

Also worth noting is the specific tactical niche and the following export prospects of the complex. Now only one country in the world - Israel - is regularly subjected to attacks from short-range unguided rockets, including those made in artisanal conditions. However, it already has several proprietary systems of the same purpose as ADAM. At the same time, all of the available anti-missile systems of Israel, such as Kipat Barzel (Iron Dome) or Kela David (Prast David), despite the relatively expensive guided munitions, have higher characteristics compared to the American laser system. In addition, in the nineties, Israel participated in the joint Nautilus project with the United States and, over time, due to the complexity and high cost, came out of it. In the future, the Americans independently developed this project, now it is better known under the name THEL.

Thus, at present, the ADAM complex is a real experimental sample, embodying an interesting concept, but without great practical prospects. Perhaps in the future, the work of Lockheed Martin’s employees will succeed, and ADAM will become weapons relevant units. But while this complex is facing the next stage of improvement, new tests and, probably, the next stage of refinement.


On the materials of the sites:
http://lockheedmartin.com/
http://rnd.cnews.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryparitet.com/
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. yanus
    yanus 17 May 2013 11: 28
    +1
    Quite curious. It is a pity that there is little information in the form of "numbers".
    1. Nuar
      Nuar 18 May 2013 17: 27
      0
      For statistics you need a "Big War". Do you need it?
  2. USNik
    USNik 17 May 2013 11: 32
    +1
    Lasers, shmazers, I would look what this Adam would do with a salvo launch of an old, well-deserved installation like Katyusha ...
    1. neodymium
      neodymium 17 May 2013 13: 50
      +2
      And if without a warhead, just a blank?

      After the laser, she will fly to a white booth also hot :)

      Anti-ADAM, so to speak.
      "Iron Murple"

      In Hezbollah, the guys are smart, they’ll figure out how to protect their families and resist the aggressor.
      1. Revolver
        Revolver 18 May 2013 00: 06
        0
        Just a steel blank of the same size as the warhead weighs so much that the existing rocket engine will not pull. A blank of the same weight (hollow) will not cause much damage. Even if all hezbollah, together with their harems and Iranian chefs, smash their foreheads on the floor of mosques to the heap, Allah will not change the laws of physics for them.
        1. io_stalin
          io_stalin 18 May 2013 21: 41
          +1
          Two options are available:

          1. A warhead weighs 10-20% of the mass of the rocket; it can be made of high-carbon hardened steel, which is inexpensive.

          2. Will the striking elements be released as a result of the end of the combustion of the TRT, will there be 500 of them per rocket?
          Kinetics are sufficient to defeat manpower, and optics.

          Aggressor State having nuclear weapons not controlled by the IAEA, not recognizing that it has nuclear weapons, i.e. A country ILLEGALY POSSESSING NUCLEAR WEAPONS attacks Arabs, seizing their lands, Methodically from year to year.

          Israel is funded by the United States, Europe, and geeks from Russia.
          Who is financing Hezbollah?
          Shiite Iran?
          The amount of financing is incomparable.
          And US and YOU have always been brought up to help the weak.
          To those who are RIGHT.

          Therefore, Hezbollah has the right to defend itself, by all means available.
        2. Nazrug
          Nazrug 20 May 2013 07: 30
          0
          Allah can change any laws, because he created them, so do not la la.
  3. Sirocco
    Sirocco 17 May 2013 12: 04
    0
    Even at the stage of creating Israeli anti-ballistic systems, it became clear that it was necessary to develop a complex with a less expensive means of destruction.
    I believe that there is such a tool. This is PEACE with Palestine, and a decrease in Jewish pride. Although the state of Israel was not created for peace in this region. Vicious circle. For each poison there is an antidote, for as long as inquisitive minds exist, this bloodshed will be endless. On another's misfortune (territory), Israel will not build its happiness.
  4. WIN969
    WIN969 17 May 2013 14: 44
    +3
    If this complex is so good, then let them abandon the traditional air defense. And we will look at them.
    Moreover, if the surface of the rocket is mirrored, then there is no sense from this laser.
  5. The comment was deleted.

Новый этап испытаний противоракетного комплекса ADAM

В последние годы особый приоритет приобрели тактические противоракетные системы. Особенно ярко он проявляется в израильских разработках. Эта страна регулярно подвергается ракетным атакам с территории сопредельных арабских государств и поэтому занимается созданием соответствующих систем. На вооружении израильской армии уже состоит несколько специальных противоракетных комплексов, но все они имеют характерный недостаток. Чаще всего им приходится сбивать дешевые кустарно изготовленные неуправляемые ракеты Qassam. Экономическая целесообразность перехвата таких ракет определяется только размером ущерба, который удалось предотвратить. Тем не менее, каждый запуск противоракеты по-прежнему обходится в несколько тысяч долларов.

Новый этап испытаний противоракетного комплекса ADAM


Еще на стадии создания израильских противоракетных систем стало понятно, что необходимо разработать некий комплекс с менее дорогим средством поражения. В соответствии с этой концепцией компания Lockheed Martin еще в начале двухтысячных годов начала исследования по программе, которая сейчас носит название ADAM (Area Defense Anti-Munitions – «Оборона площади от боеприпасов»). К настоящему времени комплекс ADAM проходит испытания. Несколько дней назад компания-разработчик объявила о завершении очередного их этапа. В ходе очередных пробных перехватов лазерная система противоракетной обороны уничтожила восемь неуправляемых ракет, аналогичных «Кассаму».


Необходимо отметить, что последние испытания, проходившие в марте и апреле, не были первыми. Осенью прошлого года система ADAM уже уничтожила 11 специальных мишеней, имитировавших неуправляемые ракеты. Однако фирма Lockheed Martin не опубликовала данные относительно общего количества запущенных мишеней и, как следствие, о проценте пораженных ракет. Этот факт может быть причиной для критики, хотя последние достижения программы ADAM выглядят скорее позитивными, нежели наоборот. Дело в том, что перед последним на данный момент этапом испытаний сотрудники «Локхид-Мартин» начали доводку некоторых систем, которая в итоге позволила усложнить тестовые задания для комплекса.

Напомним, во время прошлогодних испытаний лазерный комплекс ADAM «стрелял» по реактивной мишени, двигавшейся по натянутой проволоке. В ходе этих запусков и учебных перехватов отрабатывались возможности комплекса по сопровождению уже захваченной цели. Кроме того, прошлогодние испытания показали потенциал комплекса по уничтожению движущихся целей: на прожигание корпуса мишени и подрыв ее боевой части уходило всего несколько секунд. 11 уничтоженных мишеней посчитали достаточным доводом в пользу продолжения работ и доводки систем наведения.

Мартовские и апрельские тестовые «стрельбы» отличались от прошлогодних тем, что неуправляемые ракеты-мишени летели свободно, без каких-либо направляющих, как это делают настоящие реактивные снаряды Qassam или им подобные. Системы комплекса ADAM в восьми случаях успешно обнаружили учебную цель, взяли ее на сопровождение, навели лазер и прожгли корпус. Согласно официальному пресс-релизу, во время второго этапа испытаний ракеты уничтожались на дальности около полутора километров от лазерного комплекса. Кроме того, на меньшей дистанции (около 1200 метров) удалось уничтожить мишень, имитировавшую легкий беспилотный летательный аппарат. По окончании новых испытаний комплекс ADAM снова отправили на доводку.

Новый этап испытаний противоракетного комплекса ADAM


На данный момент лазерный комплекс ADAM представляет собой специальный контейнер на автомобильном прицепе, оснащенный всей необходимой аппаратурой. В состав комплекса входят тепловизионные системы обнаружения цели, баллистический вычислитель, система управления, а также лазерное оборудование. Поражение цели производится при помощи волоконного лазера мощностью около 10 киловатт. Аппаратура комплекса может находить ракеты и беспилотники противника на расстоянии около пяти километров, после чего производится наведение лазерного луча. Уничтожение обнаруженной цели происходит на дальностях около двух километров. Стоит отметить, небольшой радиус действия комплекса компенсируется скоростью уничтожения целей наподобие неуправляемых ракет малой дальности.

Несмотря на продолжающуюся доводку, комплекс ADAM уже «затачивается» для практического применения и продажи потенциальным покупателям. Так, сотрудники Lockheed Martin отмечают, что в нем широко используются коммерческие комплектующие, доступные для закупок без дополнительных сложностей. Кроме того, размещение всех систем в одном контейнере уже сейчас обеспечивает комплексу высокую мобильность и гибкость применения. Также к настоящему времени отрабатывается возможность внешнего целеуказания. В таком случае система ADAM должна получать информацию об обнаруженных целях из сторонних источников, например, с радиолокационных станций.

Официальный пресс-релиз утверждает, что работа комплекса ADAM будет обходиться значительно дешевле, чем перехват при помощи ракетных систем аналогичного назначения. Главная причина такой экономии – лазер. Он не требует каких-либо боеприпасов и потребляет только электричество. Таким образом, для уничтожения вражеского боеприпаса или беспилотного летательного аппарата придется расходовать лишь электроэнергию и топливо, необходимое для ее выработки. Очевидно, что подобные расходные материалы будут на порядки дешевле специальных управляемых ракет, а «боекомплект» комплекса ограничится лишь возможностями генератора, снабжающего его электричеством.

Тем не менее, даже с учетом широкого использования доступных компонентов, серийный ADAM не будет дешевым. На цене противоракетного комплекса прежде всего скажется применение оригинальной боевой системы – волоконного лазера достаточно высокой мощности. Сложность подобной аппаратуры может нивелировать все преимущества от использования серийных электронных компонентов и прочего оборудования. В итоге, по различным оценкам, стоимость одного контейнера ADAM будет примерно равна цене зенитного ракетного комплекса ближнего действия или даже превысит ее.

Соотношение цены лазерного противоракетного комплекса и других зенитных ракетных систем при определенном стечении обстоятельств может негативно сказаться на экспортных перспективах первого. Вероятно, именно поэтому сейчас представители Lockheed Martin работают над повышением характеристик ADAM. В частности, в будущем этот комплекс могут «научить» перехватывать артиллерийские снаряды и минометные мины, а также работать по наземным целям. Пока компания-разработчик работает над перехватом только ракет и беспилотников, но в дальнейшем возможно пополнение списка уничтожаемых объектов и, как следствие, расширение потенциальных сфер применения комплекса.

Пока противоракетный лазерный комплекс ADAM прошел лишь две стадии испытаний. Этого недостаточно для начала серийного производства, но собранная информация позволит завершить доводку и начать подготовку к будущим продажам. В настоящее время можно только оценивать возможности серийного комплекса, рассматривая имеющиеся на данный момент сведения. Вероятно, в будущем Lockheed Martin сможет улучшить характеристики своей разработки и заинтересовать потенциальных покупателей. Однако на сегодняшний день совокупность тактических характеристик комплекса ADAM в сочетании с его предназначением не позволяет говорить о каком-либо широком использовании в дальнейшем.

Дальность обнаружения цели собственными средствами, не превышающая пять километров, теоретически может быть увеличена за счет использования дополнительной радиолокационной станции. Что касается радиуса поражения, то он может вырасти исключительно при помощи повышения мощности лазера и соответствующей доработки остальных систем. Исходя из нынешнего состояния проекта ADAM, можно предположить, что заметное увеличение его возможностей не стоит ждать в течение ближайших нескольких лет. Таким образом, до определенного времени ADAM будет привлекать потенциальных покупателей лишь сравнительно дешевой эксплуатацией.

Также стоит отметить специфическую тактическую нишу и следующие из нее экспортные перспективы комплекса. Сейчас лишь одна страна мира – Израиль – регулярно подвергается атакам неуправляемых ракет малой дальности, в том числе и изготовленных в кустарных условиях. Однако она уже располагает несколькими собственными системами того же назначения, что и ADAM. При этом все имеющиеся противоракетные комплексы Израиля, как то «Кипат Барзель» («Железный купол») или «Кела Давид» («Праща Давида»), несмотря на относительно дорогие управляемые боеприпасы, имеют более высокие характеристики в сравнении с американской лазерной системой. Кроме того, в девяностых годах Израиль участвовал в совместном с США проекте Nautilus и со временем, ввиду сложности и дороговизны, вышел из него. В дальнейшем американцы самостоятельно развили этот проект, сейчас он больше известен под названием THEL.

Таким образом, на данный момент комплекс ADAM представляет собой самый настоящий экспериментальный образец, воплощающий интересную концепцию, но при этом не имеющий больших практических перспектив. Возможно, в будущем труды сотрудников компании Lockheed Martin завершатся успехом, а ADAM станет оружием соответствующих подразделений. Но пока этому комплексу предстоит очередной этап совершенствования, новые испытания и, вероятно, очередная стадия доводки.


По материалам сайтов:
http://lockheedmartin.com/
http://rnd.cnews.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryparitet.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 9
  1. yanus 17 мая 2013 11:28
    Довольно любопытно. Жаль, что информации в виде "цифр" мало.
    1. Nuar 18 мая 2013 17:27
      Для статистики нужна "Большая Война". Она Вам надо?
  2. USNik 17 мая 2013 11:32
    Лазеры, шмазеры, посмотрел-бы я, что этот Адам сделал бы с залповым пуском одной старой-заслуженной установки типа Катюша...
    USNik
    1. neodim 17 мая 2013 13:50
      А если еще без боеголовки, просто болванка?

      После лазера она прилетит в белую будку еще и горячей :)

      Анти-ADAM, так сказать.
      "Железный мурпл"

      В Хезболла ребята толковые, придумают как защитить свои семьи и противостоять агрессору.
      neodim
      1. Наган 18 мая 2013 00:06
        Просто стальная болванка того же размера что и боеголовка весит столько что имеющийся ракетный двигатель не потянет. А болванка того же веса (пустотелая) много ущерба не причинит. Даже если вся хезболла вместе с их гаремами и иранскими шефами до кучи разобьют себе лбы об пол мечетей, аллах не изменит для них законы физики.
        1. io_stalin 18 мая 2013 21:41
          Два варианта:

          1. Боеголовка весит 10-20% от массы ракеты, она может быть из высокоуглеродистой закаленной стали, что недорого.

          2. Поражающие элементы будут освобождаться в результате окончания горения ТРТ, их будет на одну ракету 500 шт.?
          Кинетика достаточна, для поражения живой силы, и оптики.

          Государство- Агрессор, имеющее ядерное оружие, не подконтрольное МОГАТЭ, не признающее, что у нее есть ядерное оружие, т.е. страна НЕЗАКОННО ВЛАДЕЮЩАЯ ЯДЕРНЫМ оружием нападает на арабов, захватывая их земли, Методично из года в год.

          Израиль финансируется США, Европой, и выродками из России.
          Кем финансируется Хизболла?
          Шиитским Ираном?
          Объем финансирования несравним.
          А НАС, и ВАС всегда воспитывали помогать слабым.
          Тем, кто ПРАВ.

          Поэтому, Хизболла имеет право защищаться, всеми доступными средствами.
          io_stalin
        2. Nazrug 20 мая 2013 07:30
          Аллах может изменить любые законы, ведь он их и создал,так что не надо ля ля.
  3. Sirocco 17 мая 2013 12:04
    Еще на стадии создания израильских противоракетных систем стало понятно, что необходимо разработать некий комплекс с менее дорогим средством поражения.
    Я считаю что есть такое средство. Это МИР с Палестиной, и уменьшение Еврейской гордыни. Хотя государство Израиль, создавалось не для мира в этом регионе. Замкнутый круг. На каждый, яд, найдется противоядие, ибо пока существуют пытливые умы, это кровопролитие будет бесконечным. На чужем несчастье(територии), Израиль своего счастья не построит.
  4. WIN969 17 мая 2013 14:44
    Если уж этот комплекс так хорош то пусть откажутся от традиционного ПВО. А мы посмотрим на них.
    Тем более ели поверхность ракеты будет зеркальная, то толку от этого лазера нету.
  5. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня