Рубль в годы Великой Отечественной войны

88
Рубль в годы Великой Отечественной войны

Одной из малоизвестных тем Великой Отечественной войны является вопрос о заработных платах в тылу, реальной стоимости рубля в военное время. Сколько вообще получали граждане СССР в предвоенный период и труженики тыла в годы войны?

Председатель Госплана СССР Николай Вознесенский в своей работе «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» отмечал, что среднемесячная зарплата рабочих в союзной промышленности СССР (существовали предприятия союзного и республиканского подчинения) выросла с 375 рублей в 1940 году до 573 рублей в 1944 году (на 53%). Причем в черной металлургии она достигла 697 рублей, а в угольной промышленности - 729 рублей. Заработная плата инженерно-технических работников в этот же период возросла с 768 рублей до 1209 рублей. Причём в черной металлургии она достигла 1725 рублей, а в угольной отрасли – 1502 рубля. В республиканской промышленности и сельском хозяйстве доходы были меньше.

Воспоминания ветеранов, современников в целом подтверждают слова главы Госплана. Так, строгальщик Яков Ройтман с 1936 года работал на одесском заводе им. Ленина в «закрытом» цеху, который выполнял заказы оборонки, сообщил, что получал 720 рублей в месяц. По его словам эта «сумма казалась огромной». Петр Бутов, после обучения в горнопромышленном училище, работал в шахте № 15-16 г. Гуково, механиком электровоза вагонеток. В 1939 году зарабатывал около 1 тыс. рублей в месяц. И это притом, что «обед в нашей шахтерской столовой стоил 30 копеек». Федор Титов окончил училище в 1936 году, получив специальность слесарь-паровозник 3-го разряда. С 3-го разряда до начала войны вырос до 6-го, зарабатывал около 500 рублей в месяц, столько тогда стоил лучший костюм на заказ.

Михаила Борисова, после завершения учебы в аэроклубе хотели оставить инструктором. Предлагали 750 рублей, плюс полное обеспечение – бесплатное питание, бесплатная форма. Клавдия Дерябина (Рыжкова) работала инструктором аэроклуба. Получала 625 рублей. Инструктора были на полном обеспечении – завтрак в столовой, обед и ужин привозили на аэродром, жили на частных квартирах. Павел Анкудинов сообщает, что на первом курсе обучения получал 100 рублей, каждый новый год по десятке прибавляли. А инструктором он получал 700 рублей, плюс бесплатное хорошее питание и обмундирование. «Жили хорошо, этого не отнять».

Летчик Сергей Горелов став сержантом получал 440 рублей (лейтенантский оклад был 750 рублей). При этом сержанты жили в комнатах по 3-4 человека в каждой, а не в казарме, имели полное довольствие – питание, форма, проезд. Можно смело сказать, что военнослужащие и квалифицированные рабочие были элитой страны, это отражалось и в их доходах. С доходами «колхозников», рабочих сельского хозяйства ситуация была намного хуже. Правда, нельзя забывать, что все «дороги», социальные лифты перед молодежью были открыты, только учись.

Вениамин Лазарев вспоминал, что в 1940 году работал на лесоповале, куда попал по разнарядке от колхоза, получал 70-80 рублей в месяц. Количество и качество работы колхозника оценивалась и учитывалась трудоднями (их неформально называли палочками). В колхозах не было зарплат принятых в промышленности, весь доход сельскохозяйственного предприятия, после выполнения обязательств перед государством, поступал в полное распоряжение коллективного хозяйства и колхозников. Каждый колхозник получал свою долю в соответствии отработанными трудоднями.

Насколько выросли цены в годы войны?

Понятно, что война вела к росту цен. Большая часть промышленности была переориентирована на военные нужды, резко сократилось число каналов поставки товаров из-за границы. Однако советскому руководству в целом удалось избежать серьёзных колебаний. Вознесенский отмечал, что индекс розничных госцен на нормированные продовольственные и промтовары в период военной экономики в Советском Союзе остался без серьёзных изменений и составил в 1943 году 100,5% от довоенного уровня. Исключением были только алкогольные напитки и табачные изделия, цены на которые повысили. Это было своего рода косвенным налогом на ту часть населения, которое активно покупало эти товары. В результате продукты, которые отпускались по карточкам (нормированные продукты) стоили почти так же, как и до войны. Кроме того, советским властям удалось обеспечить более или менее своевременное отоваривание карточек. Никаких задержек по отвариванию не было. Но могли заменить одни продукты другими. По данным Вознесенского, за период военной экономики численность населения, которое находилось на государственном снабжении продовольствием, выросла до 78,8 млн. человек. Это при численности населения СССР на неокуппированных территориях в 130 млн. человек в 1942 году. Колхозники карточек на продовольствие не получали.

Ясно, что на одних карточках прожить было весьма трудно. Некоторым помогали родственники из деревни. Ситуация в стране была различной, в одних местах в селе жили на грани голода, в других – могли помочь родственникам, знакомым. У кого была возможность, докупали продукты на рынке. Вознесенский признавал, что ситуация на свободном колхозном рынке была другой, здесь закон стоимости действовал в своей рыночной форме спроса и предложения. Индекс цен увеличился к 1943 году с довоенного уровня: на продукты растениеводства – в 12,6 раза, на продукты животноводства – в 13,2 раза. Понятно, что цены отличались от времени, местности, способности торговаться. В частности, если по карточкам бутылка водки в Москве 1942 года стоила 30 рублей, то на рынке 400-500 рублей. Буханка ржаного хлеба на рынке стоила 150-200 рублей.

Пехотный офицер Александр Лебединцев, рассказывая о встрече нового года (1945 года) в Москве. Он в это время получал денежное содержание по должности начальника штаба полка, приводит следующие цены: бутылка водки или буханка в 2 кг стоили 300 рублей, пачка папирос «Казбек» - 75 рублей. Это в Москве, в сельской местности, военные покупали и самогон за 400 – 700 рублей. Писатель Всеволод Иванов записал в дневнике цены в городе Горьком (Нижний Новгород) осенью 1942 года: стакан проса – 25 рублей, табаку – 30-50 рублей, литр водки – 450 рублей. Надо сказать, что в воспоминаниях из продуктов чаще всего называются хлеб и водка. О значении хлеба в годы войны говорить и не приходится, а водка традиционно играла роль не только продукта потребления, но и денежной единицы.

Дмитрий Ваулин, служивший в дивизии бомбардировщиков, которая 9 мая 1945 года производила воздушный салют, на следующий день с товарищами пошел праздновать Победу в столице. В ресторане «Москва» они купили 4 бутылки водки и 4 буханки хлеба, все по 500 рублей. Месячный оклад Ваулина составлял 2,5 тыс. рублей. Сто грамм коммерческой водки стоили 40 рублей.

Серьёзно отличалась обеспеченность населения продовольствием по регионам. Если деревни Украины, Белоруссии и Центральной России бедствовали и голодали, то в Закавказье уровень жизни практически не изменился. Переводчик Иосифа Сталина Валентин Бережков, добираясь на Тегеранскую конференцию, был поражен продовольственным изобилием в азербайджанской столице. В ресторане можно было без карточек заказать шашлык, различные закуски и прочие блюда из объемистого меню. Метрдотель объяснил причину этого изобилия тем, что транспортные трудности не позволяют вывезти из Закавказья продовольственные товары, хранить их долго нельзя, поэтому в ресторанах все без карточек. По его словам, сравнительно недорогие товары и на колхозном рынке. Население Южного Кавказа недостатка в продовольствии в годы войны не испытывало. Возможно, это и преувеличено, но факт остается фактом – в Закавказье нехватка продуктов питания была менее ощутимой, и цены на рынках были ниже, чем в других областях Советского Союза.

Об этом свидетельствуют и другие современники. Тамара Бондаренко (Сладкова), её детство прошло в Баку в годы войны, вспоминает: «…голодного времени я не помню. Даже сладости из Ирана и американский шоколад нам выдавали». Грузинский писатель Н. Думбадзе в романе «Закон вечности» описал, как в годы войны юноша Бачаны пообедал в колхозной столовой, заказав только хлеб и сыр на 5 (!) рублей. Этим удивил официантку, не взяв обычные для обеденного времени мяса, вина и харчо. Русским селениям в военные и послевоенные, восстановительные годы о такой роскоши и не снилось. Там мечтали о лишнем кусочке хлеба.

Надо сказать, что советская денежная система, несмотря на введение в начале войны карточной системы распределения (её ввели и другие воюющие государства) и значительную инфляцию, продемонстрировала высокую устойчивость. Практически во всех областях рубль сохранил свою реальную покупательную способность. Рубль не превратился в пустую бумагу, наподобие «керенок» Временного правительства или советских «миллионов-«лимонов» Гражданской войны.

Рубль и другие платежные средства на оккупированной территории

Как ни удивительно, но на оккупированной немецкими войсками территории советский рубль сохранял свою покупательную способность. Это можно объяснить тем, что первое время другого платежного средства просто не было. Немецким властям нужно было время для того, чтоб освоить захваченные территории, запустить в оборот свою валюту или создать новый денежный знак. Поэтому первоначально они допускали хождение советского рубля. Даже жалованье своим пособникам платили рублями, в них же исчислялись подати, которые брали с населения. После же битвы под Москвой, когда немецкий план «молниеносной войны» окончательно потерпел поражение и вермахт был отброшен от Москвы, появилась надежда, что вскоре советская власть восстановится на всей территории СССР. Рубль сохранил свое положение. Несколько позже немецкие власти стали предпринимать меря по ограничению хождения рубля, но время было уже упущено.

Ещё до нападения на СССР немецкое военно-политическое руководство планировало полностью подчинить советскую экономику интересам Германии. Среди мер по подчинению экономики СССР, были и разработки образцов особых оккупационных денег, которые должны были вытеснить рубль. В первую очередь, это касалось советской Украины. Первоначально немецкие власти хотели печатать банкноты номиналом 1, 3 и 5 рублей; 1, 3, 5 и 10 червонцев. Купюры были небрежно выполнены, примитивны по дизайну. На них собирались разместить русский текст: «Издано на основании положения об эмиссионном банке. Киев. 1941 год. Эмиссионный банк». На обороте каждой купюры поместили надпись: «Подделка денежных знаков карается каторжными работами». Но эти деньги не были утверждены. Высшие власти не устроил тот факт, что на них были надписи на русском языке. Ничего русского на оккупированных территориях оставлять не собирались.

В результате для захваченных территорий СССР было решено ввести оккупационные банкноты в карбованцах, где все надписи будут на немецком языке. На банкнотах от 1 до 500 карбованцев, были разные рисунки. Изображались радостные лица мальчика, девочки, крестьянки, рабочего, шахтера и моряка. На каждом знаке была имперская печать Третьего рейха – орел, держащий в когтях свастику. 4 июля 1942 года вышло постановление рейхскомиссара Украины Эриха Коха о проведении денежной реформы и полном изъятии рублей и червонцев, замене их на карбованцы. До 25 июля жителям Украины было предписано обменять (сдать) имеющиеся советские деньги от 5 рублей и выше на карбованцы. Дензнаки 1 и 3 рубля, как и советские монеты, из оборота не изымались. Обмен происходил из расчета один рубль за один карбованец. Правда, было оговорено, что деньги будут изъяты, если не будет доказательств, что они приобретены законно. Это отпугнуло многих обладателей крупных сумм. Кроме того, суммы более 200 рублей на руки не выдавались, а зачислялись специальные беспроцентные счета сбережения.

Но эта реформа не имела успеха. Особенно это стало ясно после Сталинградской битвы, немецкую власть многие считали временной. Курс карбованца быстро падал, а весной 1944 года произошел массовый отказ населения от оккупационных денег. В ходу кроме карбованцев и советских рублей достоинством в 1 и 3 рубля, монет в 1 – 20 копеек, также были оккупационные марки и немецкие цинковые и бронзовые монеты в 1, 2, 5 и 10 пфеннигов. Неофициально ходили и «отмененные» советские рубли.



Для того чтобы обирать население немецкие войска получали т. н. имперские кредитные банковские билеты («оккупационные марки»). Их обменный курс не соответствовал действительности, к тому же населению нечего было покупать на них. Ещё одним средством грабежа населения было установление чрезвычайно низких цен на подлежащие обязательной сдаче продукты сельского хозяйства. Одновременно оккупационные власти пользовались нехваткой товаров первой необходимости у населения и продавали их за завышенные цены.

Эти виды грабежа были дополнены целой системой налогов. В октябре 1941 года главнокомандующий сухопутными войсками подписал «Временно распоряжение о взимании налогов и сборах». Это стало тяжелым финансовым бременем для населения на оккупированной территории. Оккупационные власти вводили различные дополнительные налоги. В некоторых тыловых областях всё взрослое население было обложено налогом «за обеспечение безопасности». В ряде мест трудоспособное население облагали подушной податью, отмечены специальные налоги на двери, окна, «лишнюю» мебель и пр.

Для более эффективного использования ресурсов оккупированных территорий немецкие власти, среди других мер, прибегали к эмиссии разного рода суррогатов платежных средств. Кроме создания эмиссионного банка на Украине был учрежден и Эмиссионный банк для восточных земель при рейхскомиссариате «Остланд» (в него входила Прибалтика и Белоруссия). Специальных денежных единиц для этих территорий не выпускали, применяя билеты Главного управления имперских кредитных касс единого образца, т. е. те же оккупационные марки. Одновременно войсковая интендантская служба приготовила специальные квитанции за сданное сырье, на которые можно было приобрести товары. По сути дела, такие квитанции имели более серьёзный вес, чем другие находившиеся в обращении денежные знаки.

На территории оккупированных районов Северной России, части Ленинградской и Псковской областей, как на других захваченных территориях, была сформирована «Специальная группа «Ла» (Landwirtschaftlich, т. е. сельского хозяйства) по вопросам продовольствия и сельского хозяйства. По указанию этой группы в Риге изготовили «Знаки пунктовой ценности прядильных изделий». Такой же выпуск был осуществлен в Белоруссии. В белорусских районах, которые были включены в состав Восточной Пруссии – Белостокская область и части Брестской и гродненской областей, в ходу были и настоящие немецкие марки.

Валютное законодательство Остланда принуждало население сдавать изделия из драгоценных металлов и иностранную валюту. Нарушителям угрожали штрафами, конфискациями и тюремным заключением.

Источники:
Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1987. // http://militera.lib.ru/memo/russian/berezhkov_vm2/index.html
Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948 // http://militera.lib.ru/h/voznesensky_n/index.html
Интернет-сайт «Я помню». Воспоминания ветеранов ВОВ // http://iremember.ru/
Кустов М. В. Цена победы в рублях. М, 2010.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 мая 2013 08:10
    Интересно! Автору +!
    1. yak69
      +7
      14 мая 2013 16:13
      Автору не только ++++++++, но и просто великая благодарность!
      Именно знание истории своей страны делает нас преемниками и продолжателями тех традиций, которыми наши доблестные предки, не только отстояли державу, но и возвели её в ранг Великой страны.
      Вот уже более 20-ти лет власть "изобретает экономический велосипед", а экономике и промышленности страны всё "лучше и лучше". Гражданам страны живётся всё "веселей и радостней"!
      Руководство страны может взять много полезного из наработанного в СССР, но почему то не берёт.
      Может кто-нибудь пояснит, почему власть с завидным упорством отказывается от проверенных и работающих решений?
      Почему японцы и американцы с удовольствием перенимают наш Госплановский опыт, а мы от него бежим как от проказы?!
      Сто тысяч почему.....а ответ один.
      Или я ошибаюсь?..
    2. Gladiatir-Zlo
      +1
      19 мая 2013 15:42
      Серьёзно отличалась обеспеченность населения продовольствием по регионам. Если деревни Украины, Белоруссии и Центральной России бедствовали и голодали, то в Закавказье уровень жизни практически не изменился. Переводчик Иосифа Сталина Валентин Бережков, добираясь на Тегеранскую конференцию, был поражен продовольственным изобилием в азербайджанской столице. В ресторане можно было без карточек заказать шашлык, различные закуски и прочие блюда из объемистого меню. Метрдотель объяснил причину этого изобилия тем, что транспортные трудности не позволяют вывезти из Закавказья продовольственные товары, хранить их долго нельзя, поэтому в ресторанах все без карточек. По его словам, сравнительно недорогие товары и на колхозном рынке. Население Южного Кавказа недостатка в продовольствии в годы войны не испытывало. Возможно, это и преувеличено, но факт остается фактом – в Закавказье нехватка продуктов питания была менее ощутимой, и цены на рынках были ниже, чем в других областях Советского Союза.

      да уж, всем миром лиха хлебнули, братские народы.
  2. k220150
    +17
    14 мая 2013 08:19
    Был знаменитый сталинский нарком финансов Арсений Григорьевич Зверев (1900-1969), которого можно смело считать одним из главных Творцов Победы. "Альернативно одарённый" Хрущев его отправил в отставку перед реформой 60-го года. А теперь взгляните на Кудрина и Силуанова, вопросы есть? Вопросов нет!
    1. +9
      14 мая 2013 08:38
      Цитата: k220150
      Был знаменитый сталинский нарком финансов Арсений Григорьевич Зверев (1900-1969), которого можно смело считать одним из главных Творцов Победы.Хрущев его отправил в отставку перед реформой 60-го года.


      Просто диву даешься, как имея такой величайший практический опыт можно было в мирное время про-ть финансовую устойчивость страны! Вот уж воистину ВРАГИ НАРОДА!
    2. Uhe
      Uhe
      -4
      14 мая 2013 12:41
      Кудрин и Силуанов - это Витте в одном лице, то есть тот, кто распродавал Россию в интересах мелкой прослойки жуликов и иностранных держав.

      По крайней мере, Хрущёв Родиной не торговал (забудем о его кровопитии в конце 30-ых и предательстве на пару с Жуковым в начале войны), а его глупые поступки - всего лишь поступки мелкого человека, волей судьбы ставшего на великое место. Жаль только, что - страшнее врага. А Кудрин - умный, но враг.
      1. +8
        14 мая 2013 16:34
        Хрущев уничтожил колхозы, совхозы и кооперативы, сдельно премиальную систему финансирования предприятий и институтов. Прекратил контроль за членами партии. Превратил партию в идола. Отринул работы Сталина. При Хрущеве возникли родственно партийные связи. и т.д. Конец СССР заложил хрущев - Бывшый троцкист (зря ему и другим Сталин поверил)
    3. +6
      14 мая 2013 14:15
      Цитата: k220150
      "Альернативно одарённый" Хрущев его отправил в отставку перед реформой 60-го года.

      Читал несколько другое.Цитирую:"... министр финансов Арсений Григорьевич Зверев, не согласившись с планом реформы, ушел 16 мая 1960 года с поста главы Минфина. Ушел он сразу после того, как 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Этот уроженец села Негодяева Клинского уезда Московской губернии не мог не понимать, к чему приведет такая реформа, и не пожелал участвовать в этом деле..."
    4. luka095
      0
      14 мая 2013 22:33
      А. Зверев сам ушел в отставку, выразив несогласие с хрущевской денежной реформой.
      Наркома Зверева можно считать финансовым гением. Он обеспечил финансами ВСЕ проекты (атомный, ракетный и многие другие), которые были в работе, удержал рубль от девальвации в ходе войны...
  3. -6
    14 мая 2013 08:50
    Одни только крестьяне, как крепостные, за трудодни работали и в войну, и после неё.
    1. +6
      14 мая 2013 12:02
      Цитата: Владимирец
      Одни только крестьяне, как крепостные, за трудодни работали и в войну, и после неё.

      Чушь. Даже в статье можно прочитать:
      Цитата: пост
      В колхозах не было зарплат принятых в промышленности, весь доход сельскохозяйственного предприятия, после выполнения обязательств перед государством, поступал в полное распоряжение коллективного хозяйства и колхозников. Каждый колхозник получал свою долю в соответствии отработанными трудоднями.

      Иначе: чем каждый лучше работал и чем больше колхоз произвёл, тем больше каждому члену колхоза в итоге доставалось продукции (либо в натуральном выражении, либо после её реализации колхозом).
      1. Красный Шершень
        +10
        14 мая 2013 12:40
        И подтверждение тому — Ферапонт Головатый — советский колхозник, который в годы войны внес свои личные сбережения на постройку двух самолетов-истребителей...
        1. 0
          14 мая 2013 13:21
          Цитата: Красный Шершень
          И подтверждение тому — Ферапонт Головатый — советский колхозник, который в годы войны внес свои личные сбережения на постройку двух самолетов-истребителей...

          Были и зажиточные, из богатых колхозов, ударники и т.д., но таких было меньшинство. Ну а Головатый был колхозным пчеловодом, а они люди небедные при любой власти (кто знает), хотя это не умаляет его заслуг.
          1. +3
            14 мая 2013 16:47
            А кто мешал в традиционной русской общине наладить нормальное производство? Закон этому не мешал. Мало того, закон не мешал и частному производству сельхозпродуктов, что колхозники и делали. Была норма сдачи. Остальное делили на общину или себе бери. Где грамотный руководитель там и жили хорошо, даже в войну. А где община испугалась - там и жили как при царе.
        2. 0
          15 мая 2013 10:34
          Ну тогда самолет стоил чуть ли не три ведра меда, Может я и утрирую, но очень недорого, Головатому тогда было проще заработать на истребитель чем мне за тот же срок на машину китайского автопрома.
          1. 0
            18 мая 2013 14:04
            Вывод - продукция сельского хозяйства ценилась дорого. Крестьяне в колхозах жили хорошо.
      2. +2
        14 мая 2013 13:20
        Цитата: anip
        Чушь.

        Цитата: anip
        Иначе: чем каждый лучше работал и чем больше колхоз произвёл, тем больше каждому члену колхоза в итоге доставалось продукции (либо в натуральном выражении, либо после её реализации колхозом).

        Смотреть надо пошире, а не только буквы читать. В том то и дело, сельхозпродукция всегда была самой дешевой, на уровне отсталости сельского хозяйства страны, сложных климатических условий и разнарядок на продукцию, выручка была низкой, крестьянам доставались копейки, труд ломовой, а денег нет. Те деньги, которые получали рабочие, крестьянам только снились.
        1. норма
          +2
          14 мая 2013 14:37
          Не забывайте о колхозах-миллионерах. Таких не мало было.
        2. +2
          14 мая 2013 16:52
          Смотреть надо пошире, а не только буквы читать. В том то и дело, сельхозпродукция всегда была самой дешевой, на уровне отсталости сельского хозяйства страны, сложных климатических условий и разнарядок на продукцию, выручка была низкой, крестьянам доставались копейки, труд ломовой, а денег нет. Те деньги, которые получали рабочие, крестьянам только снились.
          АГА, КОНЕЧНО. При Сталине колхозники имели не только колхозное, но и личное хозяйство. А во время войны самое дорогое - продовольствие. На какие деньги нищие колхозники танковые колонны строили?
          1. +2
            14 мая 2013 18:58
            Цитата: вася
            При Сталине колхозники имели не только колхозное, но и личное хозяйство.

            Конечно, имели, жрать то надо было чего то. Только вот вели это хозяйство подпольно, сено корове личной косили в лесах, да неудобьях, в редкие выходные, так же и огород, в редкое свободное время.
            Цитата: вася
            А во время войны самое дорогое - продовольствие.

            Согласен, только отправляли это продовольствие всё фронту, всё для победы и считаться не приходилось.
            Цитата: вася
            На какие деньги нищие колхозники танковые колонны строили?

            На последние, на колечки и сережки семейные, на последние граммы хлеба и мяса, в этом и был великий подвиг, отдавали исподнее, всё что могли.
            1. 0
              18 мая 2013 14:27
              Конечно, имели, жрать то надо было чего то. Только вот вели это хозяйство подпольно, сено корове личной косили в лесах, да неудобьях, в редкие выходные, так же и огород, в редкое свободное время.
              Конечно. Страда - это, при любой власти, бесонные недели. Пока земля готова надо очень быстро посеять. Тем не менее были дети, приученные и обученные работе. И не надо было прятаться по оврагам. Все было в открытую. Это не теперь государственные деньги хапать. Просили покупать гос.облигации. Но по ним до смерти СССР все выплачивали.[/color
        3. 0
          18 мая 2013 14:15
          При Сталине никто не ограничивал личное хозяйство колхозника. У Всех было хозяйство. Были обязательные трудодни (по старому барщина), а учитывая механизацию (МТС) крестьянин большее время работал на себя. Поэтому и развивались в нормальных колхозах и консервные заводы. Принимали, правда по фиксированной цене, но на городском рынке ни кто стоять не запрещал. Даже во время войны. Для либералов и демократов - читайте Солженицына между критикой Сталинизма.
      3. ed65b
        0
        14 мая 2013 18:38
        Чето мне дед и бабушка не расказывали как разбогатели во время ВОВ на селе. А как за колоски в лагеря отправляли говорила, и как от голода ходили по ночам на поля собирать эти самые колоски чтоб не застукали сторожа то же говорила. Все на фронт, все село работало на победу. А народ не жировал. А Головатый наверно старые довоенные заначки распотрашил или пропаганда.
        1. 0
          18 мая 2013 14:33
          Во время войны все выживали, кроме деятелей культуры. И отдельных Великих полкооводцев. Вот они хапали. А еще Партийцы.
          Во время Чечни тоже самое было.
    2. +4
      14 мая 2013 16:27
      Цитата: Владимирец
      Одни только крестьяне, как крепостные, за трудодни работали и в войну, и после неё.

      трудодень - это не рабочий день, а определенный объем работы, норма: скосить определенную площадь, прополоть или вспахать. Передовики зарабатывали в день десятки трудодней.
      В 1939 г. был установлен минимум того, что нужно было отрабатывать в колхозе, - от 60 до 100 трудодней в год.
      С началом войны минимум трудодней был увеличен до 100-150 трудодней в год.
      Пример:
      На один трудодень в к/х Рассвет в 1937 году колхозник получал: 30 кг зерна, 5 руб. 80 коп., 65 гр мяса, 65 гр шерсти, 2,3 кг сена.
      Семья колхозника Устьянцева заработав 760 трудодней получает 1500 пудов хлеба и 4000 рублей денег.
      1. 0
        14 мая 2013 18:55
        Цитата: Aleksys2
        Семья колхозника Устьянцева заработав 760 трудодней получает 1500 пудов хлеба и 4000 рублей денег.

        А сколько это 4000 рублей на семью? Послереформенных 400 рублей в год, очень много, конечно, 35 рублей в месяц, на семью, зажралась, семья колхозника Устьянцева.
        1. +2
          14 мая 2013 20:14
          Цитата: Владимирец
          Послереформенных 400 рублей в год, очень много, конечно, 35 рублей в месяц, на семью, зажралась, семья колхозника Устьянцева.

          А Вы какую реформу имеете ввиду? 1922-1924 годов? 1947 года? 1961 года? или 1991 года?
          1. -1
            14 мая 2013 21:13
            Цитата: Aleksys2
            А Вы какую реформу имеете ввиду? 1922-1924 годов? 1947 года? 1961 года? или 1991 года?

            Реформы 1924 и 1991 годов никакого отношения к данному разговору не имеют, не приплетайте лишнего, а во время двух других обмен был 1 к 10, так что смысл одинаков.
            1. 0
              15 мая 2013 14:08
              Цитата: Владимирец
              Реформы 1924 и 1991 годов никакого отношения к данному разговору не имеют, не приплетайте лишнего, а во время двух других обмен был 1 к 10, так что смысл одинаков.

              Дык ни какая денежная реформа к 1937 году отношения не имеет.
              Данный колхозник получил за свои трудодни:
              1. 4408 рублей
              2. 22800 кг зерна
              3. 494 кг мяса
              4. 494 кг шерсти
              5. 1748 кг сена.
              Все это колхозники могли продать на колхозном рынке в городе.
              При этом не забываем про приусадебные участки.
    3. +2
      14 мая 2013 16:40
      Одни только крестьяне, как крепостные, за трудодни работали и в войну, и после неё.
      А рабочии, инженеры работали бесплатно, или получали слишком много?
      Все зависело от выработки, рацухи и от экономии средств. Были и колхозы - миллионеры и рабочии миллионщики.
  4. +9
    14 мая 2013 09:35
    Да, современным "эффективным" менеджерам надо бы поучится у сталинских наркомов. Хотя при разных задачах одинакового решения не бывает. У одних задача была страну поднимать, а у других её разворовывать!
  5. avt
    +2
    14 мая 2013 11:14
    Цитата: omsbon
    Да, современным "эффективным" менеджерам надо бы поучится у сталинских наркомов. Хотя при разных задачах одинакового решения не бывает. У одних задача была страну поднимать, а у других её разворовывать!

    Ну вот сами предложение выдали и тут же вполне конкретно и коротко объяснили невозможность его осуществления . good
  6. +5
    14 мая 2013 11:15
    Вот любопытная цитата автора:
    "Надо сказать, что советская денежная система, несмотря на введение в начале войны карточной системы распределения (её ввели и другие воюющие государства) и значительную инфляцию, продемонстрировала высокую устойчивость. Практически во всех областях рубль сохранил свою реальную покупательную способность. Рубль не превратился в пустую бумагу, наподобие «керенок» Временного правительства или советских «миллионов-«лимонов» Гражданской войны."
    Необходимо отметить очень важный факт, а именно - значительная часть населения а это более 50% была была исключена из советской денежной системы. Это рабочие и служащие получали зарплату, а крестьяне получали трудодни. А перелом между городским и сельским населением по численности в пользу городского у нас произошёл при Хрущёве. Как известно чем меньше денег у населения, тем меньше инфляция (оговорюсь это не единственный способ борьбы с инфляцией). Поэтому ничего удивительного в том что сохранилась финансовая стабильность - нет. Сталинская финансовая система это жёсткая экономия.
  7. Rainger
    +2
    14 мая 2013 11:33
    Щас заминусуют но как то не вяжется сия идиллическая картинка да на том же заводе №17 (г. Барнаул) в годы войны средняя зарплата рабочего колебалась в пределах 535 - 709 руб. (ЦХАФ АК, Ф.Р-1453, Оп.1, Д. 67, Л.13; Там же, Д. 123, Л. 54, 57; Там же, Д. 10, Л. 37, 41-42). В Новосибирской области средняя зарплата рабочего наркомата боеприпасов была примерно сопоставима. Но сколько реально на это можно было купить продуктов свободно на рынке? Кстати как-то забывают такие аффторы про подписку на облигации в фонд обороны и членские взносы для партийных ВКП(б), ВЛКСМ, профсоюзы... И если уж автор статьи будет пытается сравнивать с проклятым до революционным прошлым то при Николае втором в 1914 - 1917 гг. карточную систему в стране не вводили рост... (Все ответные аргументы буду принимать с опорой на источники, таинственная абракадабра в тексте это архивная ссылка, минусовщиков прошу считать троцкистами-гитлеровцами).
    Просто идиллия как-то не сходится даже с официальной советской пропагандой о том что в годы войны о том что в тылу творилась сплошная жесть с продуктами...
    1. Rainger
      0
      14 мая 2013 12:01
      О пошли анонимусы минусы кидать... как начали ссылки на архивы им приводить они сразу в кусты...
    2. +8
      14 мая 2013 12:19
      Цитата: Rainger
      (Все ответные аргументы буду принимать с опорой на источники, таинственная абракадабра в тексте это архивная ссылка, минусовщиков прошу считать троцкистами-гитлеровцами).


      Сильно сказано...После этого кто ж захочет минусовать good Отец, детство которого прошло в военные годы в эвакуации а потом в смоленской деревне, говорит что белый хлеб впервые попробовал в военном училище в начале 50-х. "Всё для фронта,всё для Победы" был не просто лозунг. а сама жизнь и её цель.Остается только ещё раз низко поклониться нашим людям которые на своих плечах вынесли весь этот ужас войны и остались Победителями не смотря ни на что.
      1. Rainger
        -3
        14 мая 2013 12:34
        Ну как могем так и работаем... Просто я когда писал диплом на тему оборонной промышленности в Алтайском крае то пришлось читать достаточно большое количество документов касающихся быта рабочих военного периода... Преимущественно под грифом Секретно там такие подробности вылазят - ужас...
        1. 0
          18 мая 2013 14:55
          Ужас это как? В военное время вывезти заводы, организовать производство, отдых (минимальный) это уже подвиг.Попробуй сделать завод в мирное (наше) время.
          Алгоритм для производства в военное время: что производить, найди где, найди поставщиков, найди кто будет производить, организуй проживание (питание, помывку).
          Рабочии и Все остальные жили в дерьме, но они производили продукцию.
          То что им уже в мирное время не смогли организовать достойные условия. Это проблемы Сталина и Берии? А сколько было мелких антихрущевских забастовок?
      2. -1
        18 мая 2013 14:40
        Почитайте современных диетологов. Белый хлеб вредно.
    3. +8
      14 мая 2013 12:33
      Начнем с того, что Великая Отечественная имеет свое название не просто так... И по этому не стоит ее сравнивать с первой мировой.
      Ну и я конечно понимаю, что Вы абсалютно справедливо вините Сталина, что он не придоставил всем жителям без исключения "продуктовую корзину" с ананасами, бананами, балыками и красной икрой во время какой то там войны. Ох ну и тиран!!!
      1. Rainger
        -9
        14 мая 2013 13:07
        Ээээ Первую мировую тоже именовали Второй Отечественной войной только название это по причине смены власти в стране не прижилось... другой вопрос что в связи с более продуманными действия Генштаба в начале войны поражений сравнимых с летом 1941 года русской армии удалось избежать и экономика Российской империи чувствовала себя несколько лучше чем экономика СССР и не передергивайте мои слова я такого не говорил просто работа партийцев на местах иногда не выдерживает ни какой критики... Ну и еще Советскому режиму особо ничего с началом войны не угрожало...
        1. S.P.Q.R.
          +3
          14 мая 2013 13:18
          А вы вообще знаете историю Первой мировой?Там были двое таких Самсонов и Рененкампф и местечко под Таненбергом.Экономика чувствовала себя лучше?Ха-Ха-Ха,да она жила на западные дотации.СССР ничего не угрожало кроме фашистов в европе и японских милитаристов на востоке,вы наверное не знаете но во пмв япония была в каких никаких,но союзниках.Снимите розовые очки,глядя на историю первой мировой!
          1. Rainger
            -7
            14 мая 2013 13:37
            Общие потери в Восточно-прусской операции составили 70 тыс. человек по сути мелочь для ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ операции в интересах коалиции сыгравшей свою положительную роль (минус два корпуса с направления главного удара)... А доказательства можете привести или так одни слова?

            Фашисты? Ооо представляю орды чернорубашечников Муссолини вынашивающих планы по захвату СССР... Японские милитаристы? О да страна с промышленным уровнем развития где-то около Бельгии с тремя тысячами танков выпущенными за всю войну увязнув в войне с Китаем пытается напасть еще и на несколько миллионов гектаров тайги под названием советский дальний восток. Вы не задумывались с кем будет заключать мирный договор Гитлер если план Барбаросса не дай Илуватор чудесным образом воплотится в жизнь?

            Ах да а Ленд-Лиза в годы Великой Отечественной по вашему получается не было?
            1. 0
              14 мая 2013 16:38
              Цитата: Rainger
              Общие потери в Восточно-прусской операции составили 70 тыс. человек по сути мелочь для ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ операции в интересах коалиции сыгравшей свою положительную роль (минус два корпуса с направления главного удара)

              Восточно-Прусская операция 1914 - наступательная операция русских армий Северо-Западного фронта (командующий генерал Я. Г. Жилинский) 4 (17) августа — 2 (15) сентября в начале 1-й мировой войны. По требованию Франции наступление было предпринято до окончания мобилизации и сосредоточения русских армий с целью сорвать наступление главных сил Германии против Франции. Непосредственной целью В. о. являлось овладение Восточной Пруссией для последующего вторжения в глубь Германии. Поражение русских армий (их потери составили 245 тыс. чел., в том числе 135 тыс. пленных) в В. о., несмотря на мужество войск, брошенных в наступление без надлежащей подготовки, неукомплектованными, без организованных тылов, явилось результатом неудовлетворительного руководства Жилинского, а также фактического предательства со стороны Ренненкампфа. Большие потери кадрового, особенно офицерского состава сказались на боеспособности русской армии. 3(16) сентября генерал Жилинский был уволен с поста командующего Северо-Западным фронтом, и на его место назначен генерал Н. В. Рузский.
              1. Rainger
                -2
                14 мая 2013 18:09
                Вы на чем это основываетесь. Не в курсе наприпмер что страны Антанты проигрывали по соотношению сил на фронте в первые 48 дней войны? И Восточно Прусская операция это вынужденный шаг для выигрыша всей кампании 1914 года оставаться один на один с кайзеровской армией никому не улыбалось в 1914 году кроме Англии, для нее после плана Шлиффена война как раз только начиналась... Не было просто времени на подготовку, но в результата в 1914 году центральные державы войну фактически проиграли...
              2. 0
                18 мая 2013 14:59
                Поражение -из-за необразованности офицерского состава и командования.
                Теперь если нам поражение и грозит, то по тем же причинам. Плюс подкуп командования
            2. +1
              14 мая 2013 17:06
              ПНХ ДЛБ
              Читай своих любимых. Кто.Где. Сколько уничтожил.
              1. Rainger
                -4
                14 мая 2013 18:31
                У меня любимых нету а вот у вас есть...
              2. Rainger
                -3
                14 мая 2013 19:19
                А я вас между прочим не оскорблял....
            3. anomalocaris
              0
              14 мая 2013 18:45
              Хреново быть тупым. Уж если вы вхожи в секретные архивы, то будьте любезны, поинтересуйтесь планами мобилизации и войны за 1912-1913 годы. И не мелите чушь.
              1. Rainger
                -3
                14 мая 2013 19:17
                Я не вхож в секретные архивы а работал только с местными краевыми партийными в том числе рассекреченными, а если это приглашение в Подольск за ваш счет то жду от вас денежного перевода и помощи в получении отношения.... А если вы не знакомы с содержанием плана Шлиффена и схема Германского развертывания в рамках этого плана и реальный баланс сил на фротах в августе-сентября 1914-го года то читайте классику на милитере: Такман и Галактионова, там в приложениях все сказанно... а откуда у вас таинственное знание мобпланов русского генштаба перед Великой войной я в недоумении свои источники вы не озвучили все голословно....
                1. anomalocaris
                  +2
                  14 мая 2013 19:28
                  План Мольтке-Шлиффена мне известен. Реальный баланс сил для Германии определил войну на два фронта. Другой разговор, что если бы не смотря на натужные вопли французов и англичан, был исполнен военный план генштаба Российской Империи, то вполне возможно к лету 1915 из войны была бы выбита Австро-Венгрия, а немцы, может быть даже и взяв Париж находились в очень глубокой и беспросветной дупе.
                  1. Rainger
                    0
                    14 мая 2013 20:10
                    В том-то и дело что при падении Парижа франция выходит из игры автоматом а немцы в соответствии с планом Шлиффена начинают перебрасывать силы на восточный фронте уже на 72-й день операции кажется так... Не забывайте у немцев Ж/д сеть развита лучше чем у России а перевес в тяжелой артиллерии в 1914-м был у германии (больше чем у всей Антанты вместе взятой), ты всерьез считаешь что кузен Вилли в октябре 1914-го вдруг подобреет к кузену Никки? Николай Второй НАСТОЛЬКО идиотом не был...
                    1. anomalocaris
                      0
                      15 мая 2013 15:48
                      Угу. А как бы на это посмотрели англичане? Так что франки бы воевали до упора. Со всеми вытекающими последствиями.
        2. avt
          +2
          14 мая 2013 13:34
          Цитата: Rainger
          другой вопрос что в связи с более продуманными действия Генштаба в начале войны поражений сравнимых с летом 1941 года русской армии удалось избежать и экономика Российской империи чувствовала себя несколько лучше чем экономика СССР

          Ну это вообще... request А катастрофа 15-го вам ничего не говорит? А потеря территории ,включая входившую в Империю Польшу ,это как? А оружейный голод с огромными усилиями преодоленный за счет зарубежных поставок за золото ?
          1. Rainger
            -4
            14 мая 2013 13:59
            Ну было но это согласитесь не так катострофично выглядит как поражения лета 1941-го да был западный фронт но Русская армия фактически в одиночку выстояла и не особо далеко отступила в той же Франции война шла на ее территории но ТАМ в отличии от ВАС никто из этого трагедии не делает... Было это или нет Да был оружейный голод но был и Брусиловский прорыв в летом 1916-го, да решили за счет внешних поставок а что плохо это? Ленд-Лиз вы тоже слабостью СССР будете называть не надо пожалуйста двойных стандартов...
            1. avt
              +2
              14 мая 2013 16:03
              Цитата: Rainger
              Ну было но это согласитесь не так катострофично выглядит как поражения лета 1941-го да был западный фронт но Русская армия фактически в одиночку выстояла и не особо далеко отступила в той же Франции война шла на ее территории но ТАМ в отличии от ВАС никто из этого трагедии не делает... Было это или нет Да был оружейный голод но был и Брусиловский прорыв в летом 1916-го, да решили за счет внешних поставок а что плохо это? Ленд-Лиз вы тоже слабостью СССР будете называть не надо пожалуйста двойных стандартов...

              Сильно однако . При войне на два фронта немцев императорская армия от рейхсвера получила весьма не слабо . Так что потеряла всю Польшу и Прибалтику ,кстати термин августовской катастрофы ввели именно тогда ,я вот ничего не придумываю . Ну а в легкую рассуждать об оружейном голоде ... request Федорова почитайте и узнаете когда он был преодолен ,практически только к концу 16-го .Нет ,конечно легче рассуждать о злодее Сталине и его комиссарах гнавших безоружных на пулеметы с парочкой снарядов на орудие и говорить о ,,блестящих " генштабистах царской армии в августе 15-го переписывавшихся открытым текстом без шифровки по телеграфу . Кстати а после брусиловского прорыва мы Берлин брали ? Или опять Сталин виноват ? Он злодей остановил поезд Николки на станции Дно и заставил всех командующих ,включая Брусилова ,послать телеграммы в пользу ,,отречения " устроенного родзянками ,шульгиными и другими монархистами ? Или это был гениальный ход выдающихся стратегов военных - слить главкома и развалить армию перед разгромом Антантой немцев ? Сильный стратегический ход! Верховный с генштабом РККА отдыхает по сравнению с такими патриотами и служителями присяги .Касаемо поставок - сдесь как ни странно аналогий нет . С одной стороны - мобилизация всех сил на борьбу и кстати на перспективу , помимо оружия еще и станочное оборудование получали ,продолжали запущенную индустриализацию .А с другой - на поставках хорошо поднялись Милюков и компания с дядей троцкого банкиром Абрамом Животовским ,Сигизмунд Роземблюм ,он же Сидний о,Рейли ,тоже подшустрился ,много клопов отечественных присосались и золотишка поимели. Так что особой хитрой продуманности императорского Генштаба не было в стратегическом плане .Но как то надо нынешнюю пропаганду канонизированной царской семьи вести ,вот и нагоняют жути на 41 год и прибавляют доблести ,несомненно имевшей место ,году 14-му . А выводов правильных опять не делаем .
              1. Rainger
                -2
                14 мая 2013 18:17
                А вы не передергивайте мои слова я ни слова не сказал про плохого Сталина а вы приписываете мне то чего я ни говорил, то есть вы лжец и демагог... Про факт переписки открытым текстом вы откуда взяли конкретно источник привести можете или это опять ля-ля....
            2. -1
              14 мая 2013 17:09
              Закупки за наличку, золото и руду называть ленд-лизом?
              1. 0
                14 мая 2013 19:13
                ну что делать если оно так и называлось?:)
            3. anomalocaris
              +3
              14 мая 2013 18:52
              Ещё раз повторяю - хреново быть тупым. На западном фронте в то время шли упорные и кровопролитные бои, это что б вы знали. Это во-первых. А во-вторых, война 1914 и 1941 это две очень большие разницы. Хотя, боюсь, это выше вашего понимания.
              1. Rainger
                0
                14 мая 2013 19:05
                Вы уточните когда конкретно эти бои на западном фронте шли мыслями соберитесь?
                1. anomalocaris
                  0
                  14 мая 2013 19:17
                  Слово сочетание "Чудо на Марне" известно? Если нет, то попробуйте набрать в поисковике. Хотя, в вашем случае, это по-видимому поздно...
                  1. Rainger
                    0
                    14 мая 2013 20:01
                    Сразу уточнить нельзя было? а теперь начинаем по порядку хронологию июльского кризиса 1914 вам уточнять не надо? И содержание плана Шлиффена с поправками Мольтке-младшего? Если знаете то вкратце дело было так:
                    Правое крыло германской армии начинает маневр через Бельгию в соответствии с планом но там на западе сумрачный тевтонский гений начал отжигать дедушка Шлиффен когда писал свой план считал следующее:
                    Линию французских пограничных крепостей нам не прорвать а если прорвем то теряем время а его у нас не айс Антанта собирается долго но если соберется то кирдык - задавят массой рано или поздно. Значит надо быстренько насколько позволяют средства окружить их вокруг Парижу ассиметричным охватом - куда они от Парижа денутся? И запинать пока Русские не собрались. Поэтому лучшим вариантом будет чтобы центр и левое крыло армии Кайзера не рыпались а сидели около Меца.
                    Но герр Мольтке-младший решил что войск для левого фланга по изначальному варианту маловато будет и усиливает левое крыло за счет ударного правого.
                    Когда началась война в первые дни у немцев все складывалось неплохо Льеж и Намюр немцы запилили достаточно быстро правда король Леопольд отступил с остатками армии не на запад а на север в Антверпен Где месяц с гаком сковывал пару немецких корпусов из ударного правого крыла а в последствии вполне благополучно прорвался. Пока ударные части немцев наступали центральным (кажется это был сам Кронпринц) немцам захотелось своего кусочка славы и они полезли азартно бить французов отбросить то они их отбросили но тем самым они ускорили отступление Французских войск на запад на линию Верден -Париж... В результате сего компота в рядах немцев образовалась брешь, чтобы ее ликвидировать Мольтке-мл отдает приказ правому крылу сменить направление движения с запада на юго-запад, тем самым оставляя левее своего ударного крыла Париж. Тем временем пока немцы чапали через Фландрию 1-я и 2-я русские армии вошли в восточную Пруссию, немецкие Юнкеры мягко говоря запаниковали им как-то забыли сообщить что пока все идет так как и надо, но немецкого командарма-8 понесло и он стал звонить начальству Мольтке выделил из ударного крыла два корпуса и поставил на место командарма-8 Гинденбурга. Наступление 1-й и 2-й армий одновременно с намерением напугать немцев имело целью прикрыть северный фланг для развёртывания Юго-западного фронта против Австрии дальше продолжать?
        3. Drosselmeyer
          +3
          14 мая 2013 14:43
          Советскому режиму ни чего не угрожало? Само нахождение Вермахта в 50 км. от Москвы,за пять месяцев с начала войны, Вы не считаете угрозой режиму? А поголовные расстрелы коммунистов и комиссаров и оккупация всей промышленно-развитой части страны?
          1. Rainger
            -2
            14 мая 2013 18:21
            Вы карту СССР видели и план Барбаросса читали? Если вы всерьез считаете что 190 (по официальной советской версии) дивизий реально хватило бы на разгром такого немаленького государства как СССР то я вам могу только посочувствовать поскольку вы не знаете матчасти....
            1. anomalocaris
              +1
              14 мая 2013 18:56
              По поводу реальности или не реальности плана "Барбаросса" все вопросы к Кейтелю и Паулюсу. Можете попробовать даже вызвать их духи.
              Факт заключается в том, что сей план был разработан и принят к осуществлению. Это, детка, подтверждено документами и всем ходом событий.
              1. Rainger
                -1
                14 мая 2013 19:09
                Ну и дальше что из этого? Приняли разработали успешно просрали ровно к июлю и что дальше? Во Второй Мировой войне еще до 22-го июня все ясно было... Третий рейх в глубокой заднице и вылезти из нее никак нельзя зачем адику еще и Россия не ясно будто своих проблем мало было...
                1. anomalocaris
                  +1
                  14 мая 2013 19:20
                  Кому это было ясно? Список этих в студию. Или там будет только ваша фамилия?
                  1. Rainger
                    0
                    14 мая 2013 20:15
                    С. Б. Переслегин вас устроит? вы всерьёз считаете Третий Рейх настолько крутым что бы вынести Британскую Империю США и СССР чохом? Нацисты не имели господства на море а следовательно не могли претендовать на победу в глобальной войне в принципе...
                    1. anomalocaris
                      0
                      15 мая 2013 16:26
                      Совершенно не устроит. Кстати, что б вы знали, третий рейх на 22 июня 1941 года состоял в войне только с Британией.
                      З.Ы. Мой вам совет, не читайте резуна на ночь.
    4. ranalexsandra
      +7
      14 мая 2013 14:27
      Когда в 1943 году советские войска освободили Курск, моя мамь с голоду опухала. Заметьте, что ее сразу же положили в больницу, при этом нельзя из дома было брать даже расческу. Все давало государство. Смею заметить, что в Курске камня на камне не осталось после отступления фашистов. Да, конечно можно языком трепать и писать всякую ерунду. Да, были облигации займа, да люди работали день и ночь, да они превозмогая голод, холод и усталось делали вс для победы. Для таких умников как вы. Где можно было сажатьи сеять, если до сих пор на нашей территории находят мины и снаряды оставшиеся со времен ВОВ. А поля под Курском, да на них еще несколько лет после бытвы росла рыжая трава, так как земля была пропитана людской кровью. И правда "безобразие" - бананов не давали с ананасами. "Плохое" государство.
    5. +3
      14 мая 2013 17:02
      Не забывайте карточную систему. Зарплата выдавалась без учета подорожавшего продовольствия. Продовольствие по карточкам бесплатно. Воевавшие на фронте переводили свои деньги на родственников.
      Интеллигенции было в падлу работать руками, поэтому они и голодали, может быть.
      Им и сейчас работать противно. Они и устраивают митинги.
    6. 0
      18 мая 2013 14:39
      В новосиб у меня дед сбегал на завод от мобилизации. т.к. он последним мужиком в семье остался. Паек и зарплата. Хватало, чтоб своей и еще 4 семьям отсылать деньги.
  8. Комментарий был удален.
  9. +6
    14 мая 2013 13:05
    Наверное если теперешние критики сталинской системы оказались бы у руля то Берлин бы взяли к 12 часам 22 июня 1941,а люди в масле бы катались,несколько таких критиков-придурков дарвавшихся до власти развалили страну,а оставшиеся им потакают.
    1. Rainger
      -8
      14 мая 2013 13:38
      Да нет это компартия состоящая из трусов карьеристов и предателей родины в очередной раз струсила как в 1941-м...
  10. avt
    +4
    14 мая 2013 13:37
    Цитата: Standard Oil
    Наверное если теперешние критики сталинской системы оказались бы у руля то Берлин бы взяли к 12 часам 22 июня 1941,а люди в масле бы катались,несколько таких критиков-придурков дарвавшихся до власти развалили страну,а оставшиеся им потакают.

    Ага ,так прям и видишь горбачева говорящего - процесс пошел уцелом ,а ваши нападки я отвергаю .А потом ельцин с пьяными слезами - простите меня россияне ,понимаш .
    1. Rainger
      -4
      14 мая 2013 13:50
      А че компартия священная корова и жена цезаря в одном что они вне критики и вне подозрений? Лице Сталина как раз я ни в коем разе не критикую, мне противна ВАША позиция крайне популисткая безграмотная и трусливая... У вас один метом минус оппоненту а аргументировать что-либо в лом...
      1. +4
        14 мая 2013 16:02
        Простите, но Вам столько контраргументов привели, что здравомыслящий человек, давно бы согласился. Но Вам то ли вера в либаралов не позволяет, то ли обида, что вы оказались не правы, продалжаете разглогольствовать. Конечно в идеале можно было и малой кровью обойтись и так не надрываться. Но вот я почему то уверен, что замени всех "крайне популистких, безграмотных и трусливых" на таких как Вы, была бы катастрофа.
        1. Rainger
          -1
          14 мая 2013 18:11
          Каких по пунктам перечислите я их что-то в вое эмоций не вижу?
      2. avt
        +5
        14 мая 2013 16:34
        Цитата: Rainger
        А че компартия священная корова и жена цезаря в одном что они вне критики и вне подозрений?

        Надеюсь минус вам поставили за глупость.Высказанную по незнанию ,
        Цитата: Rainger
        Да нет это компартия состоящая из трусов карьеристов и предателей родины в очередной раз струсила как в 1941-м...

        В сорок первом именно благодаря работе партийно-хозяйственного аппарата могла и была проведена мобилизация ВСЕХ и ВСЯ на борьбу с нацизмом ,и благодаря ,а не вопреки ,деятельности и была проведена эвакуация ,да много чего .Это только у сванидзе с радзинским Сталин спрятался на даче ,коммунисты и НКВДшники разбежались ,а народ сам как то по городам и деревням собрался ,решил кто куда пойдет ,кто на завод директорм или рабочим ,ну а кто на фронт рядовым ,а кого и маршалом выбрал . laughing Не путайте партийцев 41го и партию времен даже не позднего Брежнева ,а престроичников горбатых.
        1. Rainger
          -4
          14 мая 2013 18:13
          Вы это на партсобрании комсомольцам расказывать будете, а Сталина я не трогал, просто некоторая реакция ВКП(б) не иначе как паникой назвать сложно а трусов хватало и среди коммунистов надеюсь этого вы отрицать не будете?
          1. avt
            -1
            14 мая 2013 19:31
            Цитата: Rainger
            Вы это на партсобрании комсомольцам расказывать будете, а Сталина я не трогал, просто некоторая реакция ВКП(б) не иначе как паникой назвать сложно а трусов хватало и среди коммунистов надеюсь этого вы отрицать не будете?

            Ну ну , еще в 13.38
            Цитата: Rainger
            Да нет это компартия состоящая из трусов карьеристов и предателей родины в очередной раз струсила как в 1941-м...

            Партия состояла в 41 м состояла из карьеристов ,трусов и предателей Родины с маленькой буквы ,а теперь заднюю включаем . Вот уже реакция ВКПб некоторая а не уцелом,и трусы мол не все но хватало . Так кто же лжец и демагог ? Вы любезный .
            Цитата: Rainger
            Про факт переписки открытым текстом вы откуда взяли конкретно источник

            А не буду ,не в коня корм , перебьетесь,захотите сами найдете ,раз диссертации писали с источниками работать обязаны были уметь ,да только при всем крике про аргументы - они вам не нужны ,аргумент у вас один - собственное мнение , остальное что с ним расходится ,естественно ложь и обман .
            1. Rainger
              -2
              15 мая 2013 08:35
              А как вы относитесь к процессам 1937 года? Почему вдруг в ВКП(б) вдруг объявилось так много врагов народа? Мне кажется далеко не всех вычистили судя по 22 июня 1941 года и последующим событиям? И как на грех все враги вдруг оказывались среди ваших....
        2. Rainger
          -2
          14 мая 2013 18:29
          Кстати почему я не имею право на такое суждение если вы к тому же заставляете меня делать выводы опираясь всего лишь на рекламные проспекты официальной организации, которая с большим достаточно неудовлетворительно скрипом исполняла свои обязанности выполняя волю ГКО...
    2. ranalexsandra
      +4
      14 мая 2013 14:09
      Замечательно сказано!!!! Добавить нечего Спасибо
    3. +2
      14 мая 2013 17:13
      Наверное если теперешние критики сталинской системы оказались бы у руля то Берлин бы взяли к 12 часам 22 июня 1941,а люди в масле бы катались,несколько таких критиков-придурков дарвавшихся до власти развалили страну,а оставшиеся им потакают.
      В июне не смогли бы.Но новый год встречали бы в Париже.
  11. ranalexsandra
    +9
    14 мая 2013 14:06
    Большое спасибо за статью. Очень интересно. У меня один вопрос. Кто ответит? Почему в то тяжелое для страны время велась правильная государственная политика, - сейчас войны нет, а мы в .....? Всю жизнь работала, а пенсия 5 300 руб. При прежнем государстве даже в страшном сне эта ситуация не могла присниться. И на работу после 40-45 уже невозможно устроиться. Кто ответит, когда это закончится? Заранее спасибо за ответ
    1. +8
      14 мая 2013 16:00
      Меня тоже это очень интересует
    2. Rainger
      -3
      14 мая 2013 18:22
      А кем если не секрет работали то?
  12. +4
    14 мая 2013 14:45
    Наконец, стоящая статья среди бесконечного сравнения чей танк лучше :)
    Может стоило дополнить какие меры предпринимало Правительство для необесценивания денежной массы, помимо жесткой экономии. А также, как работали органы НКВД в этой сфере .
    1. ed65b
      0
      14 мая 2013 18:29
      И медведеву на стол.
  13. 0
    14 мая 2013 17:14
    Уважаемые, на купюре в верху кто изображен? Если летчик, то почему парашют на груди?
  14. +1
    14 мая 2013 17:17
    Все описано в книгах и статьях. Но денежная реформа была проведена ГЕНИАЛЬНО и с соблюдением СЕКРЕТНОСТИ. В результате пострадали ХАПУГИ
  15. ded_73
    +1
    14 мая 2013 17:51
    Все правильно, но Нодар Думбадзе, не грузинский, а великий советский писатель.
  16. ed65b
    +2
    14 мая 2013 18:28
    Как говорил ветеран прошедший всю войну и бравший берлин. "Когда мы в Польшу входили нам злотые давали. в Чехии кроны в Германии марки а вот немцем рубли не давали - так какие мы были окупанты?" Золотые слова.
  17. +1
    14 мая 2013 19:52
    Интересная статья познавательная а насчет деревни скажу так как мне расказывала моя бабушка ,у них председатель был нормальный в войну по этому не голодали но и не шиковали
  18. 0
    14 мая 2013 23:15
    Иногда видимо проще переубедить фонарный столб,чем наших либералов,хотя у фонарного столба интеллекта поболее будет.
  19. bublic82009
    +1
    14 мая 2013 23:25
    экономика во время войны устояла и позволила восстановить ее после войны.
  20. Комментарий был удален.
  21. Vemes
    0
    13 декабря 2014 18:26
    Получается, теперь состояние экономики хуже, чем после войны?
  22. 2ez
    0
    2 октября 2018 22:59
    Извините, но правда в том, что и в Баку были проблемы у населения с продуктами. Не знаю, конечно, что было в ресторанах-кафе, но мама моя, русская по национальности, рассказывает, что ели даже арбузные корки... И хлеб не всегда видели. Бабушка работала на рыбном заводе, таскала копченую рыбу. До сих пор мама моя вспоминает, как бабушка приносила эту рыбу, жир течет... Мама рыбу копченую не ест... Как-то так...