Музеи и доспехи

1 999 19
Музеи и доспехи
Один из залов Придворной охотничьей и оружейной палаты Художественно-исторического музея Вены, во дворце Новый Хофбург. На переднем плане гарнитур для всадника и его коня, принадлежавший императору Фердинанду I. Интересен он тем, что мог использоваться и в качестве боевого, и в качестве турнирного. Края отделаны золотом на синем фоне, с изображением завитков, трофеев, сказочных животных и фигур людей. Изготовил их Кольман Хельмшмид (1471–1532) из Аугсбурга. Материалы и технологии изготовления: рифлёное кованое железо, золото, латунь, кожа. Доспехи изготовлены в позднеготическом стиле в 1526 году. Вес полного доспеха всадника — около 25 кг. Интересно, что сам Фердинанд I в реальных боях эти доспехи никогда не надевал


«Из зала в зал переходя, здесь движется народ…»
«В музее Ленина» Сергей Михалков, 1949 г.




Каким должен быть музей доспехов и оружия 21 века? Если мы зададимся вопросом, где и когда был создан первый в мире исторический музей, то, оказывается, как раз на него-то ответ мы и получим. Считается, что таковым вполне можно считать коллекцию принцессы Эннигальди-Нанны (ок. 530 г., Ур, Вавилония), которую в 20-х годах прошлого века обнаружил во время раскопок британский археолог Леонард Вулли. Он нашел специальную комнату, в которой были найдены:

- межевой камень XIV века до н. э.;
- фрагмент статуи 2250 года до н. э.;
- древние клинописные таблички и др.

Причем к каждому «экспонату» из этой комнаты был приложен глиняный цилиндр с поясняющей надписью на четырех языках! То есть принцесса из Ура не только собирала древние артефакты, но еще и систематизировала и каталогизировала их, то есть создала нечто подобное историческому музею. Ну а вот каким должен быть самый что ни на есть современный музей старинных доспехов и оружия, и как следует ему выглядеть, чтобы доставить максимум удобств для его посетителей? Сегодня мы об этом как раз и «поговорим»…


Этот же зал, этот же доспешный гарнитур Фердинанда I, только в другом ракурсе, а еще много-много самых разных «железных ребят»…


На сайте музея вы можете найти и вот такую фотографию этого доспешного гарнитура в варианте «паблик домайн», то есть «общественной собственности», что, разумеется, очень удобно


В Художественно-историческом музее Вены, во дворце Новый Ховбург имеется восемь просторных залов в которых большая часть экспонатов размещена так, что количество заграждений перед ними сведено к минимуму…Лишь некоторые экспонаты находятся в стеклянных шкафах


Кстати, и таблички с подписями к каждому доспеху размешены в залах Придворной охотничьей и оружейной палаты Художественно-исторического музея Вены так, что пользоваться ими очень удобно


Зал турнирных доспехов Придворной охотничьей и оружейной палаты Художественно-исторического музея Вены

Ну а начать мне бы хотелось с замечания о том, что так уж случилось, что мне довелось побывать в оружейных музеях Дрездена, Майсена, Парижа, Венеции, Вены, в целом ряде замков, где также выставляется старинное оружие и доспехи, не говоря уже о наших российских музеях Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы. Ну а там, где я не был лично, мне неоднократно приходилось бывать виртуальным образом, так что мне есть с чем сравнивать.

Последним музеем такого содержания на моем пути оказалась наша знаменитая Оружейная палата в Кремле, где мне удалось побывать весной прошлого года. Давно хотел туда попасть и, хотя в Москве бывал часто, посмотреть ее вживую не удавалось никак. А тут повезло попасть, однако лучше бы уж я туда не попадал. Во-первых, там непонятно почему было запрещено фотографировать, во-вторых, от самой экспозиции пахнуло на меня такой древностью, словно я неожиданно попал в начало ХХ века, и это в лучшем случае.

Все эти огромные деревянные шкафы, за стеклами которых из-за бликов можно мало что разглядеть, да еще и повернутые к окнам, расположение экспонатов, в частности доспехов, так, что за них не заглянуть, одним словом, жуткая там меня охватила тоска, так что я до конца и осматривать ее не стал. Чего, спрашивается, ради? Кстати, за фотографии с ее сайта, если вы захотите их как-то использовать, придется платить, причем платить немало. И, спрашивается, нафиг тогда с нашей «оружейкой» вообще сегодня, в век интернета, связываться? Ее впору саму по себе показывать как артефакт музейного дела – вот, мол, как в далекие минувшие времена в музеях выставлялись доспехи и оружие.


Один из рыцарских залов Музея армии в Париже. Впечатляет, рассматривать их удобно, но из-за расположения окон фотографировать практически невозможно, так сильно бликуют стекла витрин


Фотография одного из запасников…

Однако, а есть ли музейная экспозиция оружия и доспехов, находящаяся в столь же «обветшалом» состоянии, как в нашем музее в Кремле? И ответ будет (если это кого-то успокоит!) положительный – да, такой музей есть, причем находится он в самом центре Парижа, расположен в здании Дворца Инвалидов и называется Музей Армии. Там всё точно так же, как и в нашей «оружейке». Длинные залы, в центре которых рядами идут стеклянные шкафы, стекла которых самым мерзким образом бликуют в свете из окон, расположенных вдоль стен, причем довольно высоко. То есть с одной стороны нельзя фотографировать из-за бликов, а с другой – потому что те же доспехи, например, стоят к окнам спиной, а делать снимки против света, как известно каждому, практически невозможно. Никакие светофильтры не спасают!


Теперь посмотрите на один из рыцарских залов замка Амбрас в Инсбруке. Инсбрук не такой известный город, как Париж. Туристов там много меньше, однако музею замка денег на то, чтобы там всё было устроено по-современному, хватает…


А вот так там – на расстоянии буквально протянутой руки – стоят «железные ребята» в турнирных доспехах. Можно посмотреть как спереди, так, в общем-то, и сзади

Про Королевский арсенал в Лидсе и Дрезденскую оружейную палату мы также уже рассказывали. Поэтому имеет лишь смысл напомнить о том, что эти музеи имеют внутри абсолютно современным образом оформленные экспозиции с самым минимумом стекла. То есть оно там тоже есть и порядком мешает фотографировать, но все же не в таких кошмарных объемах, как в нашей дорогой Оружейной палате.


Готический рыцарь верхом на одоспешенном коне. Королевский Арсенал, Лидс


А это, конечно же, знаменитые «доспехи Геракла», о которых здесь, на «ВО», мы уже рассказывали. Дрезденская оружейная палата

О чем жалею реально, так это о том, что, будучи в Италии, не добрался до Флоренции и не попал в музей Стибберта. О том, кто такой Стибберт и чем он знаменит, на ВО также была статья. Но вот этих фотографий из его музея в ней не было. Между тем как вот этот его рыцарский зал, пожалуй, ничуть не уступает рыцарскому залу Метрополитен-музея, а возможно, даже и превосходит его своим «impression».


Вид на рыцарскую кавалькаду в главном зале музея Стибберта, Флоренция

Интересна она прежде всего своей историчностью: сначала рыцари в ней идут те, что в более старых доспехах, а те, что в более новых, отодвинуты назад, и это совершенно правильно в экспозиционном плане.


Рыцарь в «максимилиановских доспехах». Музей Стибберта, Флоренция


Вы только посмотрите: он не живой, а сидит как влитой и так изящно извлекает шпагу из ножен! Музей Стибберта, Флоренция


Ну а вот эта фотография сделана в Рыцарском зале нашего легендарного Эрмитажа. Тоже рыцарь на коне, и доспехи что надо. В руке шпага, но вот поза? Что у него случилось с правой ногой?


Этот же всадник. Вид слева. И, кстати, на этом фото хорошо видно, что остальные доспехи выставлены в стеклянных шкафах по периметру этого зала. Из-за чего в одни свет идет из окон и их стекла бликуют, тогда как то, что в шкафах на противоположной стороне фотографировать тоже нельзя, поскольку против света… не снимают!


Еще один рыцарь с вывернутыми из суставов ногами. А позади него видны еще и перья, перья, которые в Новое время анилиновыми красителями не красили!


Ну а этому бедолаге, видимо, тоже долго ломали ноги, прежде чем усадить на коня. Ну и перья у него тоже знатные, как волосы у Кисы Воробьянинова после того, как он помыл голову в сторожке у дворника после их покраски!

Неужели не стыдно, что в самом известном музее страны рыцари на конях сидят с вывернутыми ногами? Неужели так трудно их пересадить… по-человечески, а? В конце концов, наши люди платят за посещение Эрмитажа приличные деньги, так что имеют право на… уважительное к себе отношение. А иностранцы? Они вот смотрят на это всё и про себя думают, как были эти русские… так и остались. И ведь какое тут богатство, и надо же, кому досталось?

Впрочем, в том же Питере есть и положительный пример правильной экспозиции «железных ребят», как и их правильной посадки на коней...


Вот эти три всадника украшают один из залов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Их не стали прятать за стекло. Фотографировать их можно практически со всех сторон. В общем, всё по-современному. Так, как и должно сегодня быть!


Немного вот этому всаднику ногу бы поправить и было бы совсем хорошо!

В общем-то жалко, конечно, что советская власть извела в нашей стране всех легальных миллионеров, оставив только лишь подпольных. Потому что у нас вместе с ними умерли традиции меценатства, частных музейных собраний, бережно и умело собираемых частными лицами, от которых собранные ими коллекции затем отходили солидным музеям, как это происходило всё с тем же Метрополитен-музеем в США, причем в этих музеях такие энтузиасты еще потом же и работали. Лед, правда, тронулся, но то, что «ледоход наступил», можно будет лишь когда рыцарям в Эрмитаже выправят ноги, а сами доспехи выставят открыто, взяв за образец хотя бы тот же Художественно-исторический музей Вены, расположенный во дворце Новый Хофбург.

P.S. Кстати, в Эрмитаже тоже есть онлайн-коллекция фотографий оружия и доспехов. Конечно, она очень сильно уступает своим качеством аналогичной коллекции музея Метрополитен, однако дело в другом. Если вы пожелаете использовать фотографии из этой коллекции в своей статье, то вам придется писать заявление с перечислением всех №№ экспонатов, что вам нужны, и такая из этого выходит волокита, что раз попробовав, второй уже не захочешь. А если в своей книге, то… будьте любезны заплатить – 4000 р. за просто фото и 8000 р., если оно пойдет на обложку. Очень любезно, не правда ли?
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 апреля 2026 07:06
    чем жалею реально, так это о том, что, будучи в Италии, не добрался до Флоренции и не попал в музей Стибберта
    нельзя объять необъятное. Во Флоренции только на галерею Уффици полдня уйдёт, а ещё собор, по городу пройтись. Я предпочёл посмотреть Давида, Персея, Венеру Боттичелли. Иначе "не выдоешь за день, - устанет рука"
  2. +3
    3 апреля 2026 07:40
    То есть с одной стороны нельзя фотографировать из-за бликов, а с другой – потому что те же доспехи, например, стоят к окнам спиной, а делать снимки против света, как известно каждому, практически невозможно.

    Прошу прощения за ОФФ, но по пункту первому может хоть немного помочь использование поляризационного фильтра, а по второму режим HDR. Хотя я с Вами полностью согласен. В продолжение Вашего перечня музей оружия в Туле. Увидев интересный предмет надо сначала найти на ём номер, затем, пару раз обойдя вокруг стенда, табличку с перечнем выставленных в витрине предметов. Пока бегаешь, забываешь, что искал.
  3. +2
    3 апреля 2026 08:01
    в самом центре Парижа, расположен в здании Дворца Инвалидов и называется Музей Армии. Там всё точно так же, как и в нашей «оружейке»

    удивляться, впрочем, нечему, там тоже в большинстве случаев работатют те, кому "по барабану" то, что они делают и те, для кого все это, а неравнодушные в существующей бюрократии (которая немцам даже присниться в ночном кошмаре не может) просто не выживают...
    познавательная подборка, особенно на контрастах !
    п.с. вот в венском музее побывать не случилось, может когда еще... впрочем, как и в оружейной палате, но, после ваше "рекомендации", не очень-то и жалко :)
  4. +2
    3 апреля 2026 08:15
    Мда, сколько же всего интересного в мире я не видел...
    На шестом снимке видно как грамотно организовано освещение. Отдельная универсальная рампа. И организовать можно практически все, ну кроме освещения снизу.
    "Железные ребята в турнирных доспехах" не просто расставлены, а еще и со вкусом. Явно кто то душу вложил в свою работу.
    На третьем... Сорри за невежество, буксировочный гак на доспехе коня?
    1. +1
      3 апреля 2026 09:56
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      И организовать можно практически все, ну кроме освещения снизу.

      Если покрыть плоскость постамента световозвращающим лаком, то при строго верхней подсветке будет подсветка и нижняя.
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      На третьем... Сорри за невежество, буксировочный гак на доспехе коня?

      М.б. для запасной лошади ? recourse Или для вставки перьев ...
    2. +1
      3 апреля 2026 10:00
      Цитата: Aleksandr Bezfamilnuy
      Сорри за невежество, буксировочный гак на доспехе коня?

      Извините, не совсем понял, что Вы имеете ввиду?
      1. +2
        3 апреля 2026 11:49
        Цитата: kalibr
        не совсем понял, что Вы имеете ввиду

        тоже обратил внимание, это фото, подписанное :
        На сайте музея вы можете найти и вот такую фотографию этого доспешного гарнитура в варианте «паблик домайн»
  5. +3
    3 апреля 2026 09:54
    А вот так там – на расстоянии буквально протянутой руки – стоят «железные ребята» в турнирных доспехах. Можно посмотреть как спереди, так, в общем-то, и сзади - В идеальном состоянии по крайней мере на фото. Случайно не новодел?
    1. +3
      3 апреля 2026 10:03
      Цитата: balabol
      Случайно не новодел?

      Нет! Просто во Франции было очень много замков, в которых было невероятно большое количество доспехов. Например, в замке Глубока в Чехии где я был, помимо Арсенала с доспехами и двух доспехов в прихожей перед библиотекой, доспехи еще и развешены по стенам, стоят на тумбах посреди перил, прикреплены к колоннам... Если их все снять, то точно будет музей!
      1. +4
        3 апреля 2026 10:10
        В Пушкине, в павильоне Арсенал много макетов (реконструкций) доспехов. Они красивые , блестящие и размещены без стекол. Все что раньше там было оригинальное - в запасниках Эрмитажа, имеется в виду из больших экспонатов.
        1. +3
          3 апреля 2026 12:51
          Цитата: balabol
          в павильоне Арсенал

          Интересно... Но там я не был. Мне теперь надолго никуда ездить нельзя будет...
  6. +3
    3 апреля 2026 10:03
    По поводу Эрмитажа. Нечего сказать о ценовой политике использования фото материалов но по поводу цен, но цены на билеты ниже. При определенной предусмотрительности не трудно сходить туда по скидке.
    С 1 декабря базовая стоимость билета в Эрмитаж составит 700 рублей и сопоставима с ценами в крупных российских музеях. Цена 500 рублей остаётся для вечерних сеансов по вторникам, пятницам и субботам*.
    Сохраняются социальные программы: около 25% посетителей приходят в музей бесплатно, 10% – по льготным билетам.
    Восемь дней в году вход в Эрмитаж – бесплатный для всех.
    Каждый четверг вход – бесплатный для посетителей до 18 лет, студентов, пенсионеров и ряда других категорий.
    Каждый день вход – бесплатный для детей до 14 лет, многодетных семей, участников СВО и членов их семей и ряда других категорий.
    Каждый день вход в Главный штаб – бесплатный для детей до 18 лет, пенсионеров, курсантов, военнослужащих-призывников и некоторых других категорий.
    Посещение всех выставок входит в цену входного билета.
    Сохраняется льготная цена билетов по «Пушкинской карте» и карте «Серебряный возраст» (для пенсионеров).
  7. +5
    3 апреля 2026 10:33
    Трудно обсуждать другие музеи, на Эрмитаж, как "организм" очень сложно организован как в плане структуры так и в плане концепций построения экспозиций. Основныая пложадка (Зимний дворец, Малый, Старый, Новый Эрмитаж и Театр) - концепция историчности. Утрирую, но приблизительно лозунг такой - "Оставим все как было при бабушке". В то-же время на новых площадях - восточное крыло Главного штаба - абсолютно современные экспозиционное пространство созданное в старых объемах. С отлично организованным освещением и продуманным размещением экспонатов. С точки зрения архитектуры это новаторская работа Н. Явейна и его бюро.
    И еще надо отметить, что Эрмитаж в большей мере музей живописи. Оружейники там, не смотря на достойные запасники, не в фаворе.
  8. +4
    3 апреля 2026 11:39
    К сожалению, многие музеи сейчас идут по пути оцифровывания и дополненной реальности, или как там это сейчас называется. Заходишь в такой и не видишь нихрена, кроме мультиков. Экспонатов - кот наплакал, голые экраны с дурацкой графикой на стенах или тумбах. Разочарование
    1. +3
      3 апреля 2026 14:24
      А что делать? Деньги на здание и штат выделили, а на экспонаты нет. Даже если финансы есть коллекция по щелчку пальцев из воздуха не возникает. Это годы, люди, судьбы.
      При открытии Пушкинского музея в Москве его называли мраморным мавзолеем гипсовых слепков. Ни денег на бОльшее, ни коллекций на открытом рынке для покупки не было. Потом уже подобрали из частных национализированных коллекций работы.
      Создание музея, как явления культуры, долгий и не стандартный процесс. Замечу, что если основная функция в основном просветительская и воспитательная, а не условно "искусствоведческая", то муляжи, макеты, интерактивные экспонаты, видео фильмы и тд - совсем не минус, а удобный инструмент воспитания.
  9. +1
    3 апреля 2026 12:07
    Цитата: balabol
    Трудно обсуждать другие музеи, на Эрмитаж, как "организм" очень сложно организован как в плане структуры так и в плане концепций построения экспозиций. Основныая пложадка (Зимний дворец, Малый, Старый, Новый Эрмитаж и Театр) - концепция историчности. Утрирую, но приблизительно лозунг такой - "Оставим все как было при бабушке". В то-же время на новых площадях - восточное крыло Главного штаба - абсолютно современные экспозиционное пространство созданное в старых объемах. С отлично организованным освещением и продуманным размещением экспонатов. С точки зрения архитектуры это новаторская работа Н. Явейна и его бюро.
    И еще надо отметить, что Эрмитаж в большей мере музей живописи. Оружейники там, не смотря на достойные запасники, не в фаворе.


    Н.Явейн - сын того Явейна, который послевоенный вокзал в Курске?..
    1. +2
      3 апреля 2026 14:09
      Да, вот эта семья.
      Ники́та И́горевич Яве́йн (род. 4 августа 1954, Ленинград) — советский и российский архитектор, народный архитектор Российской Федерации, заслуженный архитектор Российской Федерации , действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Российской Академии художеств), руководитель Архитектурного бюро «Студия 44». Лауреат Государственной премии РФ (1998).
      Родился 4 августа 1954 года в Ленинграде.
      Отец — архитектор Игорь Явейн.

      Игорь Гео́ргиевич Яве́йн (20 сентября [3 октября] 1903, Санкт-Петербург — 23 сентября 1980, Ленинград[1]) — советский архитектор, теоретик и практик транспортной архитектуры, доктор архитектуры, профессор. По его проектам построено свыше 100 вокзалов (в Великом Новгороде, Курске, Латвии и др.).
  10. +3
    3 апреля 2026 12:33
    Я быстро поискала информацию о стоимости фотографий в национальных музеях на случай, если захочу включить их в книгу. Я обнаружила, что фотография в галерее Уффици стоит 100 евро (по данным Google AI), в то время как в другие музеи нужно подавать заявку непосредственно в музей, но стоимость в этих случаях мне неизвестна.Если вы намереваетесь использовать личную фотографию, сделанную в музее, и затем опубликовать ее в книге, то, согласно ценам Министерства культуры, черно-белая фотография стоит 10 евро, а цветная — 52 евро.
  11. +3
    3 апреля 2026 12:54
    Цитата: Semovente7534
    цветная — 52 евро.

    Сплошное разорение. У мене в одной из книг 190 фотографий... вот и посчитайте, во что бы они мне обошлись при таких ценах!