Учебный пулемет Блюма
Тема актуальности короткоствольного оружия в современной армии безусловно интересная, но на этот раз поговорим не об этом, а том, как была развита (извращена) идея замены полноценного боеприпаса на мелкокалиберный патрон для обучения солдат. Рассмотрим этот вопрос на примере достаточно интересного, но, на мой взгляд, бесполезного пулемета Блюма. Сразу хочу оговориться, что против самого конструктора и его собственных идей я ничего против не имею. В данном случае оружейнику просто пришлось выполнять поставленную перед ним, не совсем умную задачу, с которой он вполне успешно справился, как мне кажется.
То что пулемет является оружием очень эффективным поняли уже очень давно, единственным недостатком пулемета считался большой перерасход боеприпасов, что затрудняло продвижение этого класса оружия. Но в конце концов здравый смысл победил и пулемет стал на какое-то время главным оружием любой армии. Оружием за счет которого и достигалась победа. Тем не менее, отдельных личностей жаба не переставала душить и душила видимо сильно. Помимо достаточно большого расхода боеприпасов в бою, требовалось так же еще как-то обучать пулеметный расчет, а делать это на словах или направляя оружие со словами «тра-та-та» явно не получалось. Именно тогда пришла идея использования мелкокалиберного патрона для обучения пулеметных расчетов. Кто хотя бы раз пробовал определить опытным путем максимальную дистанцию применения мелкокалиберной винтовки, понимает насколько эта идея была бредовой. Одно дело использовать патрон .22LR для обучения стрельбы из пистолета или револьвера и совсем другое дело применять данный боеприпас для обучения пулеметных расчетов.
Несмотря на здравый смысл перед конструктором была поставлена задача создать подобное оружие. В принципе ничего сложного в поставленной задаче не было, и на данный момент с ней справился бы любой, но тогда был только конец двадцатых годов прошлого века и конструктору пришлось применить не мало усилий для того, чтобы оружие соответствовало хотя бы темпом стрельбы полноценным пулеметам, в частности пулемету ДП, принятому недавно на вооружение. С другой стороны усилия эти заключались только в правильных расчетах, так как габариты оружия позволяли применить очень длинный ход затвора, что позволяло варьировать скорострельность в достаточно широких пределах.
С учетом того что боеприпас .22LR очень и очень слабый, не сложно догадаться что конструктор применил схему автоматики со свободным затвором. Чтобы не заморачиваться с ударно-спусковым механизмом, было решено пожертвовать точностью первого выстрела, так выстрел происходит с так называемого открытого затвора. Иными словами, конструктор сделал простейший пистолет-пулемет под мелкокалиберный патрон .22LR в виде полноразмерного ручного пулемета. Длина ствола оружия составляла 645 миллиметров, при общей длине 946 миллиметров. Оружие имело вес в 3,3 килограмма, к которым добавлялся еще и вес дискового магазина вместимостью39 патронов 1,1 килограмма. Скорострельность составляла 600 выстрелов в минуту, ударно-спусковой механизм позволял вести только автоматический огонь. Оружие имело складывающиеся сошки и прицельные приспособления аналогичные таковым на пулемет ДТ, но рассчитанные под характеристики боеприпаса .22LR. Всего было выпущено 3698 единиц этого оружия, причем они достаточно активно применялись для обучения пулеметных расчетов.
Ну и в конце попробуем разобраться чему именно может научить такой образец оружия и сколько от него пользы. С учетом того, что конструкция оружия полностью отличается от конструкции полноценного пулемета, такой образец не может дать нормального обучения по обслуживанию и устранению задержек при стрельбе, а это не менее важно чем умение точно поражать противника. Из-за совершенно иных характеристик боеприпаса, с таким пулеметом человек не будет знать реальных возможностей своего оружия, не будет полноценно уметь пользоваться прицельными приспособлениями даже на средних дистанциях применения оружия, не говоря уже о дальних. Конечно, этому быстро можно научиться в процессе, когда прижмет и под водой дышать научишься, спору нет, но тут обратно же время, за которое кто-то может погибнуть из товарищей, а возможно и сам пулеметчик, так и не поняв как можно стрелять на большие дистанции чем те, на которые его стрелять учили. Отдельно отмечается очень интересный момент, говорящий, что благодаря пулемету Блюма можно не только сократить расходы на боеприпасы, но и сократить площади полигонов. Гениальная мысль. Пожалуй единственное чему может научить данный пулемет это делать перерывы в стрельбе, да и то, для тех кто не умеет этого делать и для кого единственным сигналом того, что стрелять достаточно является пинок в известное место, этот образец оружия не подходит, так как я сильно сомневаюсь, что что-то может произойти негативного с пулеметом даже если высадить длинной очередью все 39 патронов. Я уже молчу про фактически отсутствие отдачи при стрельбе и прочее.
Таки образом, совсем не сложно сделать вывод, что от подобного оружия больше вреда, чем пользы. Если же брать в расчет то, что такой пулемет будет применяться сугубо для получения начальных навыков стрельбы из подобного оружия, то в результате человеку придется переучиваться, когда ему в руки попадет полноценный образец. Такой пулемет был бы полезен где-нибудь в школе, для стрельбы на уроках допризывной подготовки или чего-то подобного, если оно еще есть, но в армейской среде, как мне кажется, такому оружию не место.
Информация