Military Review

Experimental fighter F-107A "Ultra Saber" (USA)

2
At various times, in various countries produced a large number of aircraft for various purposes. Among them were created admirable and regretful that these winged cars in stories aviation did not leave a significant mark. In most cases, they remain in the mock-ups, sometimes they "live" to flight tests and, in rare cases, hit the museum as exhibits. Such samples include the F-107A Ultra Saber fighter-bomber developed by North American Aviation. The authority of North American in the first half of the 1950s in the development of fighter aircraft seemed to be unshakable. The company took off to the top of the American aviation industry during the Second World War after creating the successful B-25 Mitchell front-line bomber and one of the best fighters of that time - the P-51 Mustang. The accumulated experience, powerful production and personnel potentials, as well as the ability to explore captured German German developments in the field of aviation made it possible for North American to successfully enter the jet era in the second half of the 1940s with the F-86 Saber fighter.


F-86 Sabre


After the Saber debuted in Korea, the company gained a reputation as the “king of fighters”. Republic F-84 Thunderjet, Lockheecl F-80 Shooting Stare, aircraft of the closest competitors, "squeezed" into the category of fighter-bombers. Also by order fleet The batch version of the Saber, the FJ1 Fury fighter, was mass-produced. In addition to the United States, Sabers were built in Australia, Canada, Italy and Japan, and their total number reached almost 8 thousand. They were used for a long period in the air force of 30 countries. “North American” in 1949, consolidating the success, began to design its first supersonic fighter “Saber-45” or “model NAA 180”. It was planned to install a wing with a sweep of 45 degrees on this aircraft. However, at this time, the Pentagon gave priority to financing strategic nuclear bombers weapons. In this regard, the development of destructive programs has slowed significantly. Only at the end of 1951, on the basis of the Saber-45, the design of the new F-100 fighter was completed, designed to gain air superiority. In January of the following year, they signed a contract for its construction. The excellent reputation of the F-86 prompted the campaign to embark on a successful marketing move — a new car called the Super Saber. The prototype YF-100A took off 5 in May 1953. Already in the first sorties in horizontal flight it was exceeded the speed of sound.



The first serial F-100A was built on October 29. Thus, the aircraft «North American» became the world's first serial supersonic fighter. Soon, on this plane, Lieutenant Colonel Frank Everst from the air force test center reached the ground 1216 km / h. 27 September 1954, after a series of improvements, the F-100A was officially adopted. But, despite the "cold war", interest in the "clean" fighter significantly decreased by the customer. Even the US defense budget could not pull the development of several diverse programs. The era of multipurpose aircraft took its origin. Tactical Air Command (TAC, Tactical Air Comnnand) in December 1953 recommended that the company make a new version of the “Super Saber” that could perform tasks not only for the interceptor, but also for the fighter-bomber. This proposal is embodied in the modification of F-100C. This aircraft had a reinforced wing with fuel tanks and six underwing points of the armament suspension. The F-100C could carry 2270 kilograms of bombs and missiles, including the Mk.7 tactical nuclear bombs. On the plane could be installed in-air refueling system "hose-cone." On the F-100C 20 August 1955, the world set a world speed record, which amounted to 1323 km / h.

Almost all of the first supersonic aircraft were commissioned through a series of serious flight accidents. Super Saber was no exception. October 12 1954 was killed by George Welch, North American's chief pilot. During the exit from a dive with a large overload, the plane began to swing longitudinally and transversely. As a result, the plane collapsed in the air. To prevent this problem in the future, the pitch and roll control system was changed. Moreover, most of the innovations were made right on the assembly line, and the finished fighters were returned for revision. Despite this, “Super Saber” in the history of the US Air Force entered as a plane with a high accident rate. One of the factors that contributed to this was the high landing speed, which reached 330 kilometers per hour. This is explained by the fact that the aircraft had no flaps or landing plates, for which there was simply no room left on the wing, because they had to be moved to the fuselage due to the danger of reverse of the ailerons.

F-100D


The most advanced and mass (released 1274 copies) modification of the “Super Saber” was the F-100D fighter-bomber, which was created in the 1956 year. The car received autopilot and advanced electronic equipment, as well as a bomb load increased to 3190 kg. To improve ground stability, the vertical tail area has been increased by 27 percent. Wing significantly finalized. Its scope was increased to 11,81 m (11,16 m), and a root influx was made along the trailing edge, which made it possible to install flaps. Total until October 1958 built the 2294 fighter of various options. These machines were used until the beginning of the 1980-s. Even before the creation of the F-100A, it was clear that the “race for speed” was far from over. In the Soviet Union, the MiG-19 fighter was developed, began to work out projects of supersonic bombers. We needed a plane that can fly at a speed that is twice the speed of a sound one. Naturally, the North American company tried to use those to the maximum extent. touched on the F-100.



In early 1953, the firm received preliminary requirements from the US Air Force for an improved Super Saber. On the basis of the F-100 in March 1953, two versions of the project were prepared: the F-100BI fighter-interceptor or "model NAA 211" (letter "I" - "Interceptor") and the F-100B fighter-bomber or "model NAA 212" ... In light of the "current preferences" of the Tactical Air Command, it was decided to focus on the second option. On the fighter-bomber, designed at a speed of about 1,8 M, it was planned to install the P&W J57 engine, as on the "Super Saber", but with a modified nozzle design. The design of the nose of the fuselage was to be similar to the F-86D fighter-interceptor. But there was a problem with the organization of the supersonic air intake. In this regard, in June 1953, the project was again radically altered. The F-100B received a new dorsal air intake with sharp edges and an automatically adjustable central wedge, the so-called VAID (variable-area inlet duct) or variable area inlet. The upper location of the engine duct and air intake made it possible to raise the wing and organize a zone under the fuselage for semi-submerged placement of special ammunition (tactical nuclear bomb V-28 or TX-28) or an additional fuel tank with a capacity of 250 gallons (946 liters).

The nose part, made in the form of a flat cone, and a lantern with a large glazing area provided a great view down and forward, which is very important for a strike aircraft. The lantern cover was folded up, and this did not allow the engine to be started until it was closed. The aircraft was equipped with a modified wing of the F-100C, but it had a back flow and flaps. The roll control was carried out with the help of interceptors on the lower and upper wing surfaces. The main landing gear were moved to the fuselage. The landing gear was removed in the direction against the flight. The most interesting innovations applied on the F-100B were all-turning (3 degrees in both directions) vertical tail of the increased area, which improved the directional stability of the aircraft. The XMA-12 integrated weapon control system was installed on the aircraft, the bomb load mass was reduced to 4535 kg.



In October 1953, a full-size fighter model was built, which looked very futuristic by the standards of that time. Around the same time, the decision was made to use the latest P&W YJ75-P-11 turbojet engine. According to calculations, this made it possible to increase the speed to 2M. On June 11, 1954, a contract was signed between the developer and the Air Force for the construction of 33 F-100B fighter-bombers. The first three of them were intended for flight tests. North American was so confident of victory that on July 8 the aircraft was given a new designation F-107A (the designation was missing the first letter "Y" indicating the pre-production aircraft). The developer, promoting his project, made an attempt to offer the fleet aviation under the name "Super Fury" deck version, but this did not give results.

Officially, the F-107A design engineering kicked off on 1 on May 1955. Test pilot Bob Baker of September 10 1956 of the year lifted the F-107A into the air from the runway of Edward Air Base. During this dive flight, the 1,03M speed was achieved, but then the engine-regulator pump crashed. The pilot had to make an emergency landing. Increased landing speed (more than 360 km / h) caused by the flaps and hydraulic failures, as well as non-working wheel brakes caused the mileage to be 6700 meters. The plane went to the dirt security lane, where it damaged the front landing gear. The aircraft was quickly restored, and already on October 1 it developed speed in 2M. In total, the first stage of testing performed 30 flights. In the second stage of the tests (03.12.1956 - 15.02.1957), the second prototype was used, during which the 32 flights were made. After that, the aircraft was used to practice the use of weapons. The pilots said that in comparison with the F-100 piloting the F-107 was more pleasant. For the third stage of testing was built the third and, the last F-107A. It tested the work of the air intake in various flight modes. At the same time, the first prototype carried out several tests for rate of climb, during which the aircraft exceeded the speed of sound during the climb.



North American wasn’t the only developer fighting to win. "Republic", which had vast experience in creating fighters, in 1952 came out with an initiative proposal and signed a contract with the tactical aviation command for the design and creation of 199 machines (later their number was reduced to 37 copies), created to replace the F-84F fighter-bombers Thunderstreak. The new aircraft was intended to deliver tactical nuclear weapons and conventional aerial bombs at supersonic speeds in various weather conditions. The full-size mock-up of the fighter, named YF-105 and proper name Thunderchief, was built in October 1953. The final task was formulated in December 1953. At the same time, a contract was signed for the supply of 15 pre-production aircraft. It was planned to build 2 copies of the YF-105A intended for preliminary flight tests, 3 prototypes of the RF-105B reconnaissance aircraft (renamed JF-105B), 10 in the F-105B variant intended for military tests. Since the required P&W J75 engine was not ready yet, the YF-105A was built with the "old" P&W J57. It was supposed to install a new power plant from the third prototype.

October 22 1955, the first flight of the YF-105A took place - so he outran the competitor by almost a year. Naturally, he lost the F-107A in almost all parameters, except for the presence of an internal bomb compartment, as well as the newest M-61 “Vulkan” super-speed gun, which made it possible to do with one tool, and not four. The F-105B was more or less equal to the competitor, but the truly full-fledged tactical strike aircraft was the F-1959D that appeared two years after the end of the competition (in 105 year). In the summer of 1957, the leadership of the Air Force delivered the final verdict. YF-105 "Thunderchief" won. An 923 instance has been released. Most likely, the Pentagon has made a political choice. At that time, “Republic” had no other programs in development, and “North American” was fully loaded. At the same time, the first studies of the XB-70 supersonic strategic bomber, the A-5 Vigilante supersonic carrier of nuclear weapons, and a number of other programs began. Thus, the military wanted to keep “Republic”, and the F-105 became its “lifeline”.

YF-105A


Probably, the Americans did not lose. F-105 during the war in Indochina showed a very high survivability and earned the love of the crews. And although the operational and combat losses of the “Thunderchiefs” amounted to 397 machines (almost 45 percent of the number of issued), they completed 75 percent of all bombardment tasks. But the F-107A in the history of "North American" was the last fighter. After a lost competition, the construction of the remaining aircraft was canceled. The prototype F-107A for some time tested on the use of weapons, including special ammunition, the discharge of which worked at speeds up to speed 2M. The remaining two specimens were handed over to NACA, where they served to work out a supersonic air intake and a full-turning keel. 1 September 1959, one of the aircraft crashed on takeoff and no longer flew. It was used for training fire brigade. The remaining cars were later transferred to museums, where they are still kept.



Performance characteristics:
Wingspan - 11,15 m;
Length - 18,45 m;
Height - 5,89 m;
Wing area - 35,00 m2;
Empty weight - 10295 kg;
Maximum take-off weight - 18840 kg;
Engine - Pratt & Whitney J75-P-9 bypass turbojet
Maximum thrust - 7500 kg;
Traction on afterburner - 11113 kgf;
Maximum speed - 2336 km / h;
Cruising speed - 965 km / h (M = 2,2);
Practical range - 3885 km;
Rate of climb - 12180 m / min;
Practical ceiling - 16220 m;
Armament:
- four 20-mm guns (mounted on the sides of the front of the fuselage in pairs)
- Underwing locks with a total capacity of 4500 kg;
Crew - 1 man.

Author:
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. cth; fyn
    cth; fyn 16 May 2013 09: 08
    +4
    Well, I don’t know, maybe it was a good plane, it just had one small, huge minus - a giant dead zone, thanks to the air intakes.
  2. Argon
    Argon 16 May 2013 22: 32
    0
    I was always amazed at how clearly the guys from the Pentagon understand the meaning of the Russian proverb - "THE BEST ENEMY OF THE GOOD." In this case, their choice is optimal, and can serve as an example of pragmatism. An attack aircraft was ordered to carry out supersonic bombing, and all these bells and whistles, such as an adjustable air intake, or an all-rotating AO, for the customer, this is an additional factor of technical risk. the competitor instantly decided the matter, although the F-105 is also not so simple. And how many FUs! were expressed to the amers when they chose the F-22 from the two concepts "Raptor" and "Black Vidou". It would seem a less progressive design in general, The EPR is higher than that of the competitor, but the risks are relatively low, and as a result, the United States has been operating a 10th generation fighter for 5 years, and everyone else is in the ovside (how can you not recall a 30-year competition for an attack helicopter, and Mi-24 fought in the Caucasus) I think this is a principle; to show the manufacturer who is the boss, who orders the tune and that the Pentagon is not a feed. As for the F-107, the issue of reviewing back is not critical, I think it is no worse than, for example, the MiG-21PFM or M IG-23. A big difficulty for the designers, I think, was to ensure the normal operation of the air intake in interchangeable modes, for example, when reaching critical angles of attack, the air intake falls into the area of ​​disturbed flow from the fuselage. And later, when installing the radar and requirements for increasing maneuverability, this the question would come up more than once. And the engines of that time were extremely unstable to surge.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)

В разное время, в различных странах выпускалось большое количество самолетов различного назначения. Среди них были созданы вызывающие восхищение и сожаление, что эти крылатые машины в истории авиации не оставили существенного следа. В большинстве случаев они остаются в макетах, иногда «доживают» до летных испытаний и в редких случаях попадание в музей в качестве экспонатов. К таким образцам можно отнести разработанный компанией North American Aviation истребитель-бомбардировщик F-107А «Ultra Sabre». Авторитет «North American» в первой половине 1950-х годов в разработке самолетов-истребителей был, казалось, незыблем. Взлетела на вершину американской авиационной промышленности компания в годы Второй мировой после создания удачного фронтового бомбардировщика В-25 Mitchell и одного из лучших истребителей того времени – P-51 Mustang. Накопленный опыт, мощные производственный и кадровый потенциалы, а также возможность исследовать трофейные германские наработки в области авиации дали возможность «North American» во второй половине 1940-х годов успешно с истребителем F-86 Sabre войти в реактивную эру.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)
F-86 Sabre


После того как «Sabre» дебютировал в Корее, за компанией закрепилась репутация «короля истребителей». Republic F-84 Thunderjet, Lockheecl F-80 Shooting Stare, самолеты ближайших конкурентов, «выдавили» в разряд истребителей-бомбардировщиков. Также, по заказу флота велось серийное производство палубного варианта «Sabre» - истребителя FJ1 Fury. Кроме Соединенных Штатов, «Сейбры» строили в Австралии, Канаде, Италии и Японии, а их общее количество достигло почти 8 тысяч. Они на продолжении длительного срока использовались в составе ВВС 30 стран. «North American» в 1949 году, закрепляя успех, начала проектировать свой первый сверхзвуковой истребитель «Sabre-45» или «модель NAA 180». На данном самолете планировали установить крыло со стреловидностью 45 градусов. Однако в это время Пентагон отдал приоритет в финансировании стратегическим бомбардировщикам – носителям ядерного оружия. В связи с этим развитие истребительных программ значительно замедлилось. Только в конце 1951 года на базе «Sabre-45» была завершена разработка проекта нового истребителя F-100, предназначавшегося для завоевания превосходства в воздухе. В январе следующего года подписали договор на его постройку. Отличная репутация F-86 послужила толчком к тому, что кампания решила предпринять удачный маркетинговый ход – новую машину назвали «Super Sabre». Опытный самолет YF-100A взлетел 5 мая 1953 года. Уже в первых вылетах в горизонтальном полете на нем была превысили скорость звука.


Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)


Первый серийный F-100A был построен 29 октября. Таким образом, самолет «North American» стал первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем. Вскоре на этом самолете подполковник Фрэнк Эверст из состава испытательного центра военно-воздушных сил достиг у земли 1216 км/ч. 27 сентября 1954 года после ряда доработок F-100А был официально приняли на вооружение. Но, несмотря на «холодную войну», интерес к «чистому» истребителю существенно снизился со стороны заказчика. Даже оборонный бюджет США не мог потянуть развитие нескольких разноплановых программ. Свое начало взяла эпоха многоцелевых самолетов. Тактическое авиационное командование (ТАС, Tactical Air Comnnand) в декабре 1953 года рекомендовало компании изготовить новый вариант «Super Sabre», который мог бы выполнять задачи не только перехватчика, но и истребителя-бомбардировщика. Данное предложение выло воплощено в модификации F-100C. Данный самолет имел усиленное крыло с топливными баками и шесть подкрыльевых точек подвески вооружения. F-100C мог нести 2270 килограмм бомб и ракет, включая тактические ядерные бомбы Мк.7. На самолет могла устанавливаться система дозаправки в воздухе «шланг-конус». На F-100C 20 августа 1955 года установили мировой рекорд скорости, который составил 1323 км/ч.

Практически все первые сверхзвуковые самолеты в строй вошли через череду серьезных летных происшествий. «Super Sabre» исключением не стал. 12 октября 1954 года погиб Джордж Велч, шеф-пилот компании «North American». Во время выхода из пикирования с большой перегрузкой самолет начал раскачиваться продольно и поперечно. В результате самолет разрушилась в воздухе. Чтобы предотвратить появление данной проблемы в дальнейшем, была изменена система управления по тангажу и крену. Причем, большинство новшеств вносилось прямо на сборочной линии, а законченные истребители вернули на доработку. Несмотря на это, «Super Sabre» в историю ВВС США вошел как самолет с высокой аварийностью. Одним из факторов, который поспособствовал этому, была высокая посадочная скорость, которая достигала 330 километров в час. Это объясняется тем, что у самолета отсутствовали закрылки или посадочные щитки, для которых на крыле попросту не осталось места, поскольку из-за опасности реверса элеронов их пришлось сдвинуть к фюзеляжу.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)
F-100D


Самой совершенной и массовой (выпущено 1274 экземпляров) модификацией «Super Sabre» был истребитель-бомбардировщик F-100D, который был создан в 1956 году. Машина получила автопилот и усовершенствованное радиоэлектронное оборудование, а также бомбовую нагрузку, увеличенную до 3190 кг. Чтобы улучшить путевую устойчивость площадь вертикального оперения, была увеличена на 27 процентов. Крыло существенно доработали. Его размах увеличили до 11,81 м (11,16 м), а по задней кромке выполнили корневой наплыв, что дало возможность установить закрылки. Всего до октября 1958 года построили 2294 истребителя различных вариантов. Данные машины использовались вплоть до начала 1980-х годов. Еще до создания F-100A было понятно, что «гонка за скорость» еще далека до завершения. В Советском Союзе разрабатывался истребитель МиГ-19, начали проработку проектов сверхзвуковых бомбардировщиков. Нужен был самолет, который способен летать со скоростью, которая вдвое превосходит звуковую. Естественно, что компания «Норт Америкен» попыталась в максимальной степени использовать тех. задел по F-100.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)


Фирма в начале 1953 года получила от американских ВВС предварительные требования на улучшенный «Super Sabre». На базе F-100 в марте 1953 года было подготовлено два варианта проекта: истребитель-перехватчик F-100BI или «модель NAA 211» (литера «I» - «Interceptor») и истребитель-бомбардировщик F-100B или «модель NAA 212». В свете «текущих предпочтений» Тактического авиационного командования было решено сконцентрироваться на втором варианте. На истребитель-бомбардировщик, рассчитанный на скорости около 1,8 М, планировалось установить двигатель P&W J57, что и на «Super Sabre», однако с измененной конструкцией сопла. Конструкция носовой части фюзеляжа должна была выполняться подобно истребителю-перехватчику F-86D. Но возникла проблема с организацией сверхзвукового воздухозаборника. В связи с этим в июне того 1953 года проект вновь кардинально переделали. F-100B получил новый надфюзеляжный воздухозаборник, имеющий острые кромками и автоматически регулируемый центральный клин, так называемый VAID (variable-area inlet duct) или входной канал изменяемой площади. Верхнее расположение воздуховода двигателя и воздухозаборника дали возможность приподнять крыло и организовать под фюзеляжем зону для полуутопленного размещения специального боеприпаса (тактической ядерной бомбы В-28 или ТХ-28) или дополнительного топливного бака емкостью 250 галлонов (946 л).

Носовая часть, выполненная в виде приплюснутого конуса, и фонарь с большой площадью остекления обеспечивали великолепный обзор вниз и вперед, что для ударного самолета очень важно. Крышка фонаря откидывалась вверх, а это не позволяло запускать двигатель, до момента его закрытия. Самолет оснастили модифицированным крылом от F-100C, однако оно имело задний наплыв и закрылки. Управление по крену осуществлялось при помощи интерцепторов на нижней и верхней поверхности крыла. Основные стойки шасси были перемещены на фюзеляж. Опоры шасси убиралось по направлению против полета. Наиболее интересных инноваций, примененной на F-100B было цельноповоротное (3 градуса в обе стороны) вертикальное оперение увеличенной площади, что улучшало курсовую устойчивость самолета. На самолет была установлена интегрированная система управления оружием ХМА-12, масса бомбовой нагрузки была доведена до 4535 кг.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)


В октябре 1953 г была построена полноразмерная модель истребителя, которая по меркам того времени выглядела очень футуристично. Примерно в то же время приняли решение об использовании новейшего турбореактивного двигателя P&W YJ75-P-11. Согласно расчетам это давало возможность увеличить скорость до 2М. Между разработчиком и военно-воздушными силами 11 июня 1954 года подписан контракт на постройку 33 истребителей-бомбардировщиков F-100B. Первые три из них предназначались для летных испытаний. «North American» была настолько уверена в победе, что 8 июля самолету дали новое обозначение F-107A (в обозначении отсутствовала обозначающая предсерийный самолет первая литера «Y»). Разработчик, продвигая свой проект, предпринял попытку предложить авиации флота под названием «Супер Фьюри» палубный вариант, однако это не дало результатов.

Официально рабочее проектирование F-107A стартовало 1 мая 1955 года. Летчик-испытатель Боб Бейкер 10 сентября 1956 года поднял F-107A в воздух с взлетно-посадочной полосы авиабазы Эдварде. Во время этого полета в пикировании удалось достичь скорости 1,03М, однако потом произошла авария насоса-регулятора двигателя. Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку. Повышенная посадочная скорость (более 360 км/ч), вызванная невыходом закрылков и отказом гидросистемы, а также неработающие тормоза колес стали причиной того что пробег составил 6700 метров. Самолет выехал на грунтовую полосу безопасности, где повредил переднюю стойку шасси. Самолет восстановили быстро, и уже 1 октября он развил скорость в 2М. Всего на первой стадии испытаний выполнили 30 полетов. Во второй стадии испытаний (03.12.1956 – 15.02.1957) задействовали и второй прототип, на котором совершили 32 полета. После этого самолет был использован для отработки применения оружия. Летчики говорили, что в сравнении с F-100 пилотирование F-107А было приятнее. Для третьей стадии испытаний был построен третий и, последний F-107A. На нем испытывалась работа воздухозаборника на различных режимах полета. В тоже время на первом прототипе было проведено несколько тестов на скороподъемность, во время которых в ходе набора высоты самолет превысил скорость звука.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)


Компания «North American» была не единственным разработчиком, который боролся за победу. «Republic», имевшая огромный опыт создания истребителей, в 1952 году вышла с инициативным предложением и заключила контракт с тактическим авиационным командованием на проектирование и создание 199 машин (в дальнейшем их число сократили до 37 экземпляров), создаваемых для замены истребителей-бомбардировщиков F-84F Thunderstreak. Новый самолет предназначался для доставки тактических ядерных боеприпасов и обычных авиабомб на сверхзвуковой скорости, в различных погодных условиях. Полноразмерный макет истребителя, получивший наименование YF-105 и имя собственное Thunderchief был построен в октябре 1953 года. В окончательном виде задание сформулировали в декабре 1953 года. В тоже время был подписан контракт на поставку 15 предсерийных самолетов. Планировалось построить 2 экземпляра YF-105A предназначенных для предварительных летных испытаний, 3 прототипа разведчика RF-105B (были переименованы в JF-105B), 10 – в варианте F-105В предназначенные для войсковых испытаний. Так как требуемый двигатель P&W J75 готов еще не был, YF-105А построили со «старым» P&W J57. Установить новую силовую установку предполагали с третьей опытной машины.

22 октября 1955 года состоялся первый полет YF-105A – таким образом, он опередил конкурента почти на год. Естественно, он проигрывал F-107A практически по всем параметром, за исключением наличия внутреннего бомбоотсека, а также новейшей сверхскорострельной пушки М-61 «Вулкан», которая позволяла обойтись одним орудием, а не четырьмя. F-105B был более-менее равноценен конкуренту, однако по-настоящему полноценным тактическим ударным самолетом был появившийся через два года после окончания конкурса (в 1959 году) F-105D. Летом 1957 года руководство ВВС вынесло окончательный вердикт. YF-105 «Thunderchief» одержал победу. Было выпущено 923 экземпляра. Вероятнее всего, Пентагон сделал политический выбор. В то время у «Republic» не было других программ в разработке, а «North American» была загружена по полной. В тоже время начались первые проработки сверхзвукового стратегического бомбардировщика ХВ-70, сверхзвукового палубного носителя ядерного оружия А-5 Vigilante, и ряда других программ. Таким образом, военные хотели сохранить «Republic», и «спасательным кругом» для нее стал F-105.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)
YF-105A


Наверное, американцы не прогадали. F-105 во время войны в Индокитае продемонстрировал очень высокую живучесть и заслужил любовь экипажей. И хотя эксплуатационные и боевые потери «Тандерчифов» составили 397 машин (почти 45 процентов от числа выпущенных), они выполнили 75 процентов всех заданий на бомбардировку. А вот F-107A в истории «North American» стал последним истребителем. После проигранного конкурса строительство остальных самолетов аннулировали. Прототип F-107A какое-то время испытывали по применению оружия, включая спецбоеприпаса, сброс которого отработали на скорости до скорости 2М. Два оставшихся экземпляра передали в NACA, где они послужили для отработки сверхзвукового воздухозаборника и цельноповоротного киля. 1 сентября 1959 года один из самолетов потерпел на взлете аварию и больше не летал. Он использовался для тренировок пожарных расчетов. Оставшиеся машины позже передали в музеи, где они хранятся до сих пор.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)


Тактико-технические характеристики:
Размах крыла – 11,15 м;
Длина – 18,45 м;
Высота – 5,89 м;
Площадь крыла – 35,00 м2;
Масса пустого самолета – 10295 кг;
Максимальная взлетная масса – 18840 кг;
Двигатель – двухконтурный турбореактивный Pratt & Whitney J75-P-9
Максимальная тяга – 7500 кгс;
Тяга на форсаже – 11113 кгс;
Максимальная скорость – 2336 км/ч;
Крейсерская скорость – 965 км/ч (М=2,2);
Практическая дальность – 3885 км;
Скороподъемность – 12180 м/мин;
Практический потолок – 16220 м;
Вооружение:
- четыре 20-мм пушки (установлены по бокам передней части фюзеляжа парами)
- подкрыльные замки общей грузоподъемностью 4500 кг;
Экипаж – 1 человек.

Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)
Автор: подготовил Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. cth;fyn 16 мая 2013 09:08
    Ну не знаю, может был и хорошим самолетом, вот только имел один маленький, огромный минус - гигантскую мертвую зону, благодаря воздухозаборникам.
  2. Argon 16 мая 2013 22:32
    Меня всегда поражало насколько четко ребята из пентагона понимают значение русской поговорки-"ЛУЧШЕЕ ВРАГ ХОРОШЕГО". В данном случае их выбор оптимален,и может служить примером прагматичности.Был заказан ударный самолет для выполнения бомбометания со сверхзвука,и не хляют все эти навороты вроде регулируемого воздухозаборника,или цельноповоротного ВО,для заказчика это дополнительный фактор технического риска.А вот наличие бомбоотсека у конкурента мигом решило дело,хотя F-105 тоже не так прост.А сколько ФУ!было высказано в адрес амеров,когда из двух концептов "Раптор" и "Блэк Видоу" они выбрали F-22.Казалось бы менее прогрессивная конструкция в целом,ЭПР больше чем у конкурента,но зато и риски относительно не высоки.А в результате США уже 10 лет эксплуатируют истребитель 5го поколения,а все остальные в овсайде(как тут не вспомнить 30летний конкурс на ударный вертолет,а на кавказе Ми-24 воевали).Думаю это принцип;показать производителю кто в доме хозяин,кто музыку заказывает и,что пентагон не кормуха.Что же касается F-107,то вопрос обзора назад не критичен,думаю он не хуже чем,например,у МиГ-21ПФМ или МиГ-23.Большой сложностью для конструкторов,думаю,стало обеспечение нормальной работы воздухозаборника на сменных режимах,например при выходе на критические углы атаки,воздухозаборник попадает в область возмущенного потока от фюзеляжа.И в дальнейшем при установке РЛС и требований по увеличению маневренности,этот вопрос всплывал бы не однакратно.А двигатели того времени были чрезвычайно не устойчивы к помпажу.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня