Можем, когда надо: спутниковая группировка «Рассвет» от Бюро 1440

26 996 128
Можем, когда надо: спутниковая группировка «Рассвет» от Бюро 1440
Изображений спутников «Рассвет» не так много


Наш ответ Маску


Из официального сообщения компании Бюро 1440:



23 марта в 20 часов 24 минуты состоялся первый пакетный запуск 16 космических аппаратов БЮРО 1440. После выхода на опорную орбиту спутники успешно отделились от ракеты-носителя и были взяты под управление ЦУП БЮРО 1440. На очереди — проверка бортовых систем и движение на целевую орбиту. Запуск первых аппаратов целевой группировки — переход от экспериментов к созданию сервиса связи. Команда БЮРО 1440 прошла этот путь за 1000 дней — именно столько разделяет вывод на орбиту экспериментальных и серийных спутников. Впереди — десятки запусков и сотни спутников российской низкоорбитальной группировки для сервиса связи с глобальным покрытием.

Начнем расшифровывать сообщение. Бюро 1440 — это технологическая компания, объединяющая более 3 тысяч человек. Название отсылает к первому искусственному спутнику Земли, который совершил 1440 витков вокруг планеты. Инженеры Бюро занимаются созданием спутниковых систем под ключ — разрабатывают и производят сами спутники, абонентские терминалы, шлюзовые станции, лазерные терминалы связи и даже систему отделения от ракеты-носителя. Если быть совсем точным, то профилем деятельности являются низкоорбитальные спутниковые системы для широкополосной передачи данных в любую точку планеты. Даже несведущему в космосе понятно, что речь идет об отечественном аналоге Starlink Илона Маска. Бюро 1440 родилось из подразделения компании «Мегафон», но позже перешло под управление широко известного в узких кругах X Holding. Помимо Бюро в составе холдинга компании Yadro (вычислительные платформы), «Микран» (радиоэлектроника) и ряд контор, занятых в области информационной безопасности.






Инженеры Бюро 1440 за работой

Илон Маск стартовал со своим Starlink в 2015 году, и спустя три года первые тестовые прототипы были запущены на ближнюю орбиту. Бюро 1440 приступило к работам над отечественным аналогом в 2020 году и спустя эти же три года — летом 2023-го — в космос отправили первые экспериментальные спутники «Рассвет-1». Знаковые события проекта: 1 июля 2023 года состоялся первый сеанс спутниковой связи, а 17 августа Центр управления полетов в Москве наладил связь с абонентом на горной вершине Фишт в кавказском заповеднике им. Шапошникова. Последовала годовая пауза, после которой на орбиту отправили спутники миссии «Рассвет-2».

Вторая серия крупнее и оснащена системами лазерной связи друг с другом. Общее количество космических аппаратов от Бюро 1440 к середине 2024 года достигло шести. В этот же период на орбите протестировали систему межспутниковой связи. Аппараты находились друг от друга на расстоянии 30 км и через лазерный луч обменялись 200 Гбайт на скорости 10 Гбит в секунду. Практически одновременно с этим испытали то, ради чего все и затевалось — связь наземного терминала со спутником. С того времени о работе Бюро 1440 было мало что известно. Боролись с последствиями санкций, дорабатывали прототипы и готовились к серийному производству.


В планах был запуск первых 16 спутников «Рассвет» в 2025 году, но не сложилось — сроки перенесли вправо. Комментарии от Бюро о причинах отсрочки были скудными:

Мы двигаемся в соответствии с целевыми сроками проекта. Информацию об этапах развертывания группировки мы будем предоставлять по мере их прохождения, однако точные даты запусков и остальная чувствительная информация не подлежат разглашению.

Как оказалось, сильно вправо переносить не пришлось — 23 марта на орбиту отправили те самые 16 аппаратов, которые планировали в прошлом году. Дело осталось за малым — в 2026-ом отправить еще 156 спутников, в 2027 — 292 и в 2028 — 318. В теории это должно обеспечить связью всю планету.

Надежда на «Рассвет»


Несмотря на то, что группировку «Рассвет» считают аналогом Starlink, у систем много различий. Наши аппараты работают на большей высоте — 800 км. Детища Маска — примерно на 550 км, и это создает определенные сложности. Starlink быстрее сходит с орбиты, а вся группировка требует большего количества аппаратов. Каждый «Рассвет» летит выше на скорости 27 000 км/ч, работает дольше и охватывает связью большую территорию. Но за это приходится платить задержкой — 50–70 мс против 20–40 мс у американской системы. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев это не критично. Гораздо важнее расчетная скорость передачи данных. Starlink обеспечивает 100–200 Мбит/с, а российская система — сразу 1 Гбит/с. Имеется даже предполагаемая стоимость наземного терминала связи — в ценах прошлого года это порядка 40–55 тысяч рублей. Вполне вменяемые деньги за роскошь пользоваться широкополосным интернетом в любой точке мира. К слову, терминал Starlink стоит примерно столько же.


Первый сеанс связи через спутник «Рассвет»

Связь с наземными терминалами у «Рассвета» осуществляется через протоколы 5G NTN (Non-Terrestrial Networks) или «космический 5G». И это создало определенные проблемы разработчикам. Все дело в огромной скорости спутника связи (около 27 000 км/ч) и 800-километровой высоте, что неизбежно смешало частоты связи у абонента. Типичный эффект Доплера. Но в Бюро 1440 решили эту проблему за счет оптимизации протоколов 5G и уникального программного обеспечения. В итоге, как пишут разработчики, испытания подтвердили «полную нивелировку влияния доплеровского сдвига на качество связи».

Для справки, Starlink использует стандарт связи «спутник-терминал», по характеристиками приближенный к 4G. Российская система совершеннее и позволяет напрямую взаимодействовать с операторами связи на земле. В режиме боевой готовности около 500 базовых станций «Мегафон» в отдаленных регионах России, которые к 2027 году должны подключить к широкополосному спутниковому интернету. В отдаленном будущем российские спутники смогут работать напрямую с телефонами абонента. За рубежом уже тестируют систему Starlink Direct-to-Cell, позволяющую подключать по протоколу 5G спутники Маска и телефоны оператора сотовой связи.


Тестирование лазерных терминалов связи «Рассвета»

Теперь о лазерной связи между спутниками. Это не новинка Бюро 1440 — у Маска спутники начиная с версии 1,5 и 2 с 2023 года общаются между собой по лазерному лучу. Скорость такой связи поражает воображение. В космосе полный вакуум и лазерный луч распространяется на 50 % быстрее, чем в самом совершенном оптоволоконном кабеле. Только сложностей немало. Спутники несутся в безвоздушном пространстве на скоростях 20–30 тыс. км/ч и должны улавливать друг от друга лазерные лучи диаметром в пару сантиметров. Расстояния при этом могут достигать тысячи километров, а сами аппараты могут маневрировать. У них для этого имеется плазменная двигательная установка. Задача с большой звездочкой. Но у Бюро 1440 получилось. На каждом «Рассвете» установлено не менее двух приемопередающих лазерных терминалов, которые в дальнейшем станут основой для развитой сети передачи гигабитов информации в российском космосе.


«Рассвет» — это типичная техника двойного назначения. Группировка обеспечит качественной связью перспективный для России арктический регион и позволит дистанционно управлять беспилотниками по всему миру. И это часть гражданского использования. Преимущества в военном деле объяснять не имеет смысла — все видят, что и в каком объеме обеспечил Starlink врагам на Украине. Суверенный «Рассвет» позволит выйти на паритет, причем гораздо меньшими силами.

Контора Илона Маска вынуждена держать на низкой орбите более 10 тысяч спутников. России хватить несколько сотен — орбита выше и зона покрытия каждого аппарата больше. Дело осталось за малым — обеспечить серийное производство и попытаться не отставать от графика. Как только в космосе окажется больше трех сотен спутников, можно будет говорить о бесперебойной связи. В том числе в зоне спецоперации. Планируемые объемы производства — 150–160 аппаратов в год. Несложно подсчитать, когда Армия России получит полноценную спутниковую связь мирового уровня. И это при самом оптимистичном варианте развития событий.
128 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -33
    29 марта 2026 04:59
    Как оказалось, сильно вправо переносить не пришлось — 23 марта на орбиту отправили те самые 16 аппаратов, которые планировали в прошлом году. Дело осталось за малым — в 2026-ом отправить еще 156 спутников, в 2027 — 292 и в 2028 — 318. В теории это должно обеспечить связью всю планету.

    Вот это достойный ответ!!! fellow На сегодня аж целых 22 спутника!!!
    Бедный Маск лежит в нокауте и не может прийти в себя...от смеха...
    По данным на май 2025 года, с 2019 года команда Илона Маска запустила более 8417 спутников системы Starlink.
    1. +18
      29 марта 2026 05:11
      "Лиха беда начало."Русская пословица.Или поговорка?
      1. +13
        29 марта 2026 05:39
        Цитата: "Grencer81"
        "Лиха беда начало"
        Самое главное в этом, что положено начало. Остальное все уже дело техники
        1. +20
          29 марта 2026 07:06
          Самое главное в этом, что положено начало. Остальное все уже дело техники

          Да сколько уже этих начал было положено: и тысячи Армат, и сотни Су-57, и Коалиция, и Гермес, и Деривация ПВО и еще куча всего. Отсюда и скепсис.
          Не, запустить-то запустят, дело действительно очень важное, просто нет уже тех восторгов от планов, какие были еще лет десять назад.
          1. +1
            29 марта 2026 11:45
            Цитата: МБРШБ
            запустить-то запустят, дело действительно очень важное

            Это самое главное! good И предлагаю обойтись без неприятных воспоминаний... хоть сегодня... stop hi Людям необходимы и радостные новости... а в последнее время с ними не очень...
          2. +3
            29 марта 2026 17:46
            Бывают и неудачи, но... под лежачий камень вода не течёт
        2. -2
          29 марта 2026 11:03
          Я уже не знаю, какие аргументы привести в пользу этого «достижения»...
          Цитата: Schneeberg
          Самое главное в этом, что положено начало.

          В начале 80-х годов ежемесячная зарплата министра в СССР со всеми добавками и премиями составляла чуть больше 800 рублей.

          Для сравнения отец моего сослуживца, работая в Надыме зарабатывал до 1 100 - 1 200 рублей в месяц...
          Цитата: Schneeberg
          Остальное все уже дело техники

          Мантуров третий год подряд возглавляет список самых богатых министров правительства: в 2021 году он отчитался о доходе 740,4 млн руб., а в 2020-м — 586 млн руб.

          Если нечем восхищаться, давайте начнём торжествовать по этому поводу...
          До 2050 года мы точно успеем, тем более нынче учёные стоят на пороге открытия «вечной молодости»...Некоторым это даст право «жить долго и счастливо», остальным повысят возраст выхода на пенсию...
        3. Комментарий был удален.
          1. +1
            29 марта 2026 17:48
            Россия — страна героев!
        4. -1
          29 марта 2026 13:36
          Главное чтоб в случае успеха никакая со связями не решила отжать себе, попутно развалив всё
      2. +2
        29 марта 2026 08:53
        Пословица — это законченное, поучительное предложение с моралью (например, «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»), а поговорка — лишь меткое, образное выражение, часть фразы без назидания («как снег на голову»). Главное отличие — в полноте мысли: пословица учит, поговорка — украшает речь
    2. +14
      29 марта 2026 05:12
      То вас корёжит, от того что у нас нет аналога старлинка. Теперь корёжит, от того что мало.
      Но, уверен, больше всего гордитесь своим вкладом, коий выражается в написании гневных и саркастических комментариев.
      Золотой вы наш человек, всё за Россию переживаете.
      1. +21
        29 марта 2026 05:52
        Лично меня короежит от злости что высшее партийное руководство России довело это дело до такой стадии что приходится вот так вот догонять уходящий поезд. Ведь цена этому жизни русских солдат . Вот что злит больше всего
        1. -9
          29 марта 2026 06:10
          А меня корёжит, что, как говорится «каждый суслик в поле агроном», и самое главное умён «задними умом». При этом не зная, сколько задач руководством России решены, по-каким причинам именно эти задачи поставлены в первую очередь, какие ресурсы затрачены и тд. Но нет, лучше всех страной управляют с домашнего дивана.
          1. +15
            29 марта 2026 06:27
            При этом не зная, сколько задач руководством России решены, по-каким причинам именно эти задачи поставлены в первую очередь, какие ресурсы затрачены и тд.

            Любые задачи должны иметь результат.
            Вы удовлетворены результатами решения задач в экономике, обороноспособности, борьбе с коррупцией, здравоохранением, демографией и прочая, прочая, прочая...?
            Или вам важен сам процесс?
            мы не сеем, не строим, не пашем, мы гордимся отчизною нашей
            (Старая песня на новый лад)
            1. -10
              29 марта 2026 06:40
              В большей части удовлетворён. В отличии от вас, я очень хорошо помню 90-е и 2000-е года и ту безнадёгу при алкаше Ельцине. И раз уж вы спросили про обороноспособность, то напомню вам то, что вы предпочли «забыть», армия воевавшая в первой чеченской войне и армия сейчас, как видите весьма отличаются.
              Ну а песенка, весьма вас характеризует. Для вас успехи отчизны не гордость, а злоба и ненависть.
              1. +7
                29 марта 2026 07:02
                армия воевавшая в первой чеченской войне и армия сейчас, как видите весьма отличаются.

                1 чеченская война длилась 20 месяцев – с 11 декабря 1994-го по 31 августа 1996-го. 2 чеченская война началась 7 августа 1999 года с вторжения боевиков в Дагестан и длилась до весны 2000 года и кончилась полной победой России и установлением мира на Кавказе. Победа была тяжелой и кровавой, но Победой! Так чем вам не не угодила российская армия того времени? А блестящая победа войны 8-8-8 разве не российской армии? А, вы наверное не знаете, что СВО идет уже 5 год и когда будет результат пока трудно сказать.
                Что касается "Для вас успехи отчизны не гордость, а злоба и ненависть.", то для меня работа "Бюро 1440" это и успехи, и гордость. А закрывание глаз, ушей и отключение мозга ради лозунга "Все хорошо, прекрасная маркиза..." - глупость и предательство.
                Я уже один раз пережил такое в 85-91 годах, когда разваливали мою Родину - СССР. И не хочу, что бы такие как вы "псевдопатриоты" развалили Россию.
                1. -17
                  29 марта 2026 07:20
                  О как, технично с оснащённости армии, вы перескочили на победы. Оно и понятно, армии реально отличаются по оснащению. Но это ведь не руководство России переоснастило армию, а кто-то другой. И как-то странно вы «забыли» упомянуть возвращение Крыма, наверное потому что это была, в вашем понимании, другая армия с другой обороноспособностью.
                  А ваша песенка это, конечно же не глупость и не предательство. Вот только, опять же, вы как-то странно не замечаете, что при «мы не сеем и не пашем» наша страна - экспортирует зерно, а когда вы «сеяли и пахали», то это же зерно наша страна импортировала в том числе и из США.
                  Я уже один раз пережил такое в 85-91 годах, когда разваливали мою Родину - СССР. И не хочу, что бы такие как вы "псевдопатриоты" развалили Россию.

                  Ага и поэтому такие, как вы «не псевдопатриоты» при каждой возможности всех убеждаете, что власть плохая и её все непременно надо именно сейчас менять, а то не дай Бог победят Украину.
                  1. -5
                    29 марта 2026 14:58
                    ахха-ха-ха!! Трус, как вас коты-демагоги уделали! а минусов то наставили))
                    О как, технично с оснащённости армии, вы перескочили на победы
                    и фактов, фактов насыпали - не разгребёшь)) сначала куй ни понаписали - потом за родину пару правильных - и всё. специалисты-провокаторы. топят всё.
                    всем склонить головы и ныть!!
                2. Loh
                  +7
                  29 марта 2026 11:07
                  уже один раз пережил такое в 85-91 годах, когда разваливали мою Родину - СССР. И не хочу, что бы такие как вы "псевдопатриоты" развалили Россию
                  А не подскажите кто у нас голосовал на Съезде Народных Депутатов за независимость РСФР и от кого? А...? И кто собирал подписи в учереждениях власти, предприятиях и т.д. в поддержку Ельцина? Ну, а потом обвиняйте себя в развале страны.
              2. +15
                29 марта 2026 07:15
                Цитата: Трус
                помню 90-е и 2000-е года и ту безнадёгу при алкаше Ельцине

                Вы хоть методичку-то смените. Четверть века уже талдычите об одном и том же. Смысл которой один: главное наше достижение - это то, что сегодня лучше, чем в девяностые! Других достижений похоже нет.

                Сегодня в любом случае лучше было бы. При любом раскладе и при любом руководителе (и даже если б Ельцин остался). Зачем свои достижения с самой низкой базой сравнивать? Они больше ни на что не годятся?
                1. -19
                  29 марта 2026 07:39
                  Сегодня в любом случае лучше было бы. При любом раскладе и при любом руководителе (и даже если б Ельцин остался).

                  Конечно было б лучше, народ сам как организовался бы, да как улучшил бы, вопреки, как вы любите нам рассказывать.
                  Всегда интересно, как у вас получается не видеть, как страна стала меняться именно с приходом Путина? Или ненависть к России не даёт это видеть, поэтому приходится рассказывать сказки про «великое и могучее Вопреки»?
                  1. +19
                    29 марта 2026 08:31
                    Я бы хотел напомнить что страна - начала как-то выходить из коматоза отнюдь не при Путине. Знаковое событие - разворот самолёта Примакова над Атлантикой. Это именно тогда мы проверили, что все ещё живы.. И это именно Примаков вытащил нас из последствий дефолта. И это именно он начал постепенно выходить из подчинения Западу и щемить всесильных олигархов. Он - дал нам хоть какую-то надежду на будущее..

                    Когда говорят что типа альтернативы Путину не было - лгут. Она была - это Евгений Максимович Примаков. И я думаю - он был бы гораздо более лучшим правителем. Максимыча народ люто уважал - если бы он захотел, то президентом страны тогда стал бы именно он, без вариантов. Почему не захотел - отдельный разговор, но факт есть факт. Так что...
                    1. -1
                      29 марта 2026 13:43
                      Примаков был не один, там был ещё Мамлюков, Геращенко, Лужков

                      А я вот ещё думаю - а может ещё Сергей Иванов был хорошим министром? Ведь всё новое, что есть у армии, начали делать при нём
                      1. 0
                        5 апреля 2026 14:14
                        Отчим, считает Лужкова, хуже Путина.
                        На фоне Ельцина, Лужкова. Был велечена, но этот "велечена" не пошёл бы против всех, ради ДЛНР
                  2. +22
                    29 марта 2026 08:37
                    Цитата: Трус
                    как у вас получается не видеть, как страна стала меняться именно с приходом Путина?

                    Многие другие страны за последние четверть века добились гораздо большего прогресса, чем Россия. И там не было Путина! Выходит, рост ВВП целиком от него не зависит. Если посмотреть на динамику российского ВВП за последние 25 лет, она очень средняя — мы идем в середине глобального рейтинга. Ничего выдающегося здесь нет. Так в чем же достижение? Только в том, что стало лучше, чем в 90-е? И то я бы поспорил!

                    Тогда ещё многие советские заводы были живы. Большинство умерло только в нулевые. Не было тогда такого засилия импорта. Импортной одежды и обуви. Большинство самолётов были отечественные, как и автомобили и трактора. Станки, инструмент, оснастка... тоже были преимущественно отечественные. Курс на тотальный импорт произошел в нулевые. Именно тогда Медведев сказал, что все что нам надо, мы у них купим.

                    Если бы в нулевые, те огромные средства полученные от нефти и газа, мы бы инвестировали в собственное производство (а не вывели бы за рубеж!), нам бы сейчас не пришлось бы проводить ускоренное импортозамещение. У нас бы была сегодня принципиально иная, более лучшая ситуация.
                  3. 0
                    29 марта 2026 17:03
                    А у нас постоянно вопреки почти, как и сейчас. Народ и так фигачит по полной, у нас народ что надо у нас власть хавно.
                2. 0
                  29 марта 2026 11:15
                  Так и надо и с зимбабве сравнивать, чем Зимбабве хуже России, почему там жить в 100 раз хуже, народу многу а толку, любую страну можно уничтожить, учинить раздрай элит и остаться без ничего примеры революций в Украине говорят об этом, там что не город - савдеп 90-х годов. Я к тому что правильно говорит все делается в РФ и строится, воровства хватает, но строимся же ведь 4 экономика мира пускай и надутая на ресурсах.
              3. 0
                29 марта 2026 07:27
                Спасибо за адекватный комментарий!!
              4. +7
                29 марта 2026 07:36
                Цитата: Трус
                я очень хорошо помню 90-е и 2000-е года и ту безнадёгу при алкаше Ельцине.

                Да, да, а я прекрасно помню ту безнадегу, что была при Николае 2-м: представьте себе -- практически весь городской транспорт был на конной тяге! (Я тогда ямщиком служил на почте.) А сейчас, при Путине? А сейчас кругом отличные быстрые, красивые иномарки, а также отечественные Газели! И никакого конского навоза на улицах! (Собачьего дeрьма, правда до фига, но это так, ради объективности:)
                1. -14
                  29 марта 2026 07:55
                  Какая прекрасная аналогия. А ведь вы даже не подозреваете, как лопухнулись. После безнадёги Николая 2 и временного правительства, пришли большевики и подняли страну. И сейчас после Горбачёва и Ельцина пришёл Путин и довольно успешно поднимает страну.
                  Спасибо за подсказку.
                  1. +12
                    29 марта 2026 08:28
                    Трус Чего это я лопухнулся? Я прекрасно помню, что пришли большевики, подняли страну, и теперь Путин и Ко довольно успешно (для себя) ее проедают :)
                    Без шуток - просто поражаюсь, сколько большевики всего настроили за какие-то 50 лет мира, целые отрасли были созданы с нуля, например, те же космическая, атомная, гидроэнергетика, электроника, авиастроение.... Раньше как-то внимание на это не обращали, не ценили, скажем так.
                2. Loh
                  -7
                  29 марта 2026 11:27
                  Да, да, а я прекрасно помню ту безнадегу, что была при Николае 2-м: представьте себе -- практически весь городской транспорт был на конной тяге! (Я тогда ямщиком служил на почте.
                  Глупый сарказм абсолютно не к месту
                  1. -1
                    29 марта 2026 17:07
                    Особо радует состав охранителей и свидетелей секты великого шахматиста на сегодня: Трус и Лох wassat ребята, вы холхлы что ли?
              5. +5
                29 марта 2026 09:39
                Зато при Путине страна полна надежд)) ему когда-то очень сильно повезло с ценами на нефть, поэтому ему сполна хватило денег, чтобы впечатлить таких как вы. Я кстати тоже очень хорошо помню те времена. Нормально жили.
                1. 0
                  29 марта 2026 15:08
                  Трус(Сергей)
                  В отличии от вас, я очень хорошо помню 90-е

                  Toby Dammit(Toby Dammit)
                  Я кстати тоже очень хорошо помню те времена. Нормально жили.
                  Toby, чем промышляли ?
              6. +1
                29 марта 2026 15:01
                Цитата: Трус
                В отличии от вас, я очень хорошо помню 90-е и 2000-е года и ту безнадёгу

                Открою вам формулу успеха при ВВП. 1990-е годы Доля нефте.газ. доходов в бюджет — менее 7–18%. Мировые цены на нефть оставались на уровне $10–20 за баррель.
                2000–2010 годы : Доля выросла до 30–40%. К 2005 году она составляла около 42%.
                2011–2014 годы : 50% всех поступлений.
              7. SAG
                +3
                30 марта 2026 22:50
                Уважаемый, помните: дураков учить только портить! Не метайте вы "бисер перед свиньями". Никто не оценит и ничего не поймёт. На ВО давно найдено как заработать большие звезды - вините во всех бедах власть( ну не себя святого же в самом деле!) и кричите на любые достижения - "МАЛО!!! Нужно ещё вчера! " А цена любого вопроса не должна волновать! Ну не вам же за это платить лично из кормана! А теперь есть ещё и универсальное прикрытие в виде наших раненых и погибших! Кто вообще посмеет с вами спорить , того можно клеймить как бессердечного врага народа! hi
                P. S: Патриотизм - последнее прибежище негодяев!
                1. +1
                  5 апреля 2026 14:21
                  Горько, сознавать, но Вы правы,
                  Как правило : негодяи хорошие демогоги, а демагогом желательно истреблять . Они, народная беда





                  Жр
            2. -12
              29 марта 2026 07:46
              Цитата: Дилетант
              Вы удовлетворены результатами решения задач в экономике, обороноспособности, борьбе с коррупцией,


              "Все познается в сравнении..."
              Сравним, как все решалось во времена ЕБН?

              "Кто может, пусть сделает лучше..." Интересно, кто? Ходорковский? Последыши Навального? Или Явлинский? Есть иные, более достойные кандидаты?

              "На безрыбье и рак - рыба". Ну не видно на горизонте новых "Сталиных", хоть тресни. Хотя может лично вам видно? "Партию нового типа" или хотя бы нового типа.... laughing
              1. +9
                29 марта 2026 08:15
                Интересно, кто? Ходорковский? Последыши Навального? Или Явлинский?

                А не удивляет, что кроме этих раскрученых врагов и предателей, не слышно новых имен. Что в России нет современных Мининых, Пожарских или Кулибиных? Не верю. Обязательно есть. Но... Не подскажете фамилию успешного бизнесмена-производственника (не финансиста, не прихватизатора), придумавшего и раскрутившего свой бизнес, которого назначили Министром в профильной отрасли.
                Вот то-то.
                1. -12
                  29 марта 2026 08:29
                  Цитата: Дилетант
                  Не подскажете фамилию успешного бизнесмена-производственника (не финансиста, не прихватизатора), придумавшего и раскрутившего свой бизнес, которого назначили Министром в профильной отрасли.


                  Ну так раз его назначили министром, значит наша трижды ругаемая власть его приметила и дала возможность применять таланты на пользу Отечества, верно?
                  Поругаем власть за это, или все же не стоит?
                  Интересно, смог ли такой тип раскрутится при Ельцине, как считаете?
                  1. +11
                    29 марта 2026 09:11
                    Цитата: Illanatol
                    Интересно, смог ли такой тип раскрутится при Ельцине, как считаете?

                    При Ельцине на смену Киндер-сюрпризу пришло правительство левых прокоммунистических взглядов Примакова-Маслюкова-Геращенко. Это правительство вытянуло страну из дефолта до которого довели либералы. В благодарность, оно было уволено Ельциным в мае 1999-го из-за политических разногласий... Как вы считаете, могло бы такое правительство возникнуть при Путине? Сомневаюсь!
                    1. -6
                      29 марта 2026 12:44
                      При Ельцине... вопреки ЕБН, если совсем уж точно. Это правительство стало возможным благодаря твердой позиции КПРФ, которое трижды отклоняло кандидатуру Черномырдина, на которой настаивал ЕБН. Напомню, Маслюков сам был членом КПРФ. И да, правительство было заменено... и во главе нового стал... барабанная дробь... никто иной, как Владимир Владимирович Путин, мало кому тогда известный. И правительство Путина во многом, по мере возможности, продолжило курс предыдущего правительства. Пусть медленно, не всегда последовательно, но страна стала отползать от экономической пропасти. И стали расти и ВВП и федеральный бюджет и в армии дела стали налаживаться. Можно ругать наши нынешние ВС (порой не без основания), но по сравнению с тем, что имели в 90-е - небо и земля.
          2. +10
            29 марта 2026 10:15
            А меня корёжит, что, как говорится «каждый суслик в поле агроном», и самое главное умён «задними умом». При этом не зная, сколько задач руководством России решены, по-каким причинам именно эти задачи поставлены в первую очередь, какие ресурсы затрачены и тд. Но нет, лучше всех страной управляют с домашнего дивана.


            Какие задачи решались руководством видно из уголовных дел, которые были возбуждены на несколько заместителей бывшего министра обороны и начальника связи. В результате решения этих задач вооруженные силы оказались не готовы к войне.
        2. -9
          29 марта 2026 06:32
          Когда-то я уже читал такие тексты.... А в конце 80-х....
          Такие еноты как ты развалили СССР. Лучше в итоге стало жить?
          Так что дорогой мой, иди на завод лучше. Меньше думай, а больше работой.
          1. +9
            29 марта 2026 09:12
            Цитата: ism_ek
            Меньше думай, а больше работой.

            Замечательное кредо! В идеале - совсем не думай, твое дело телячее.
            А перед нами все цветет,
            за нами - все горит.
            Не надо мыслить, с нами тот,
            кто все за нас решит!
            В.С. Высоцкий
          2. 0
            29 марта 2026 12:35
            Ну енот здесь вы , многонеуважаемый, как раз таки... И к вашему сведению я на заводе и работаю , при чем оборонном. Уже десять лет . И тут вы мимо ... А думать это вообще не ваш конек , угомонитесь уже
        3. +1
          29 марта 2026 12:04
          Цитата: FoBoss_VM
          России довело это дело до такой стадии что приходится вот так вот догонять уходящий поезд.

          Кто-то говорил, что мы все купим. Не помните кто?
          1. +2
            29 марта 2026 12:30
            Это сказал егорка с чужой фамилией.
          2. +1
            29 марта 2026 12:36
            Да конечно помню... Но нашим на фронте от этого не легче . Устойчивая , массовая , доступная спутниковая связь нужна нам как воздух , и еще вчера
      2. +7
        29 марта 2026 06:37
        Цитата: Трус
        То вас корёжит, от того что у нас нет аналога старлинка. Теперь корёжит, от того что мало.

        Я отродясь ненавидел позёрство и показуху...Когда в СССР первый в мире человек - Юрий Гагарин - полетел в космос, меня просто распирало от гордости за нашу страну и за наших учёных, а хвалиться тем, чего ещё нет - это обычное враньё...Сначала сделай - потом говори. Да, меня корёжит от того, как великая космическая держава оказалась на задворках космических разработок - мы не можем провести космическую разведку, чтобы определить, где находится противник...
        Что касается моего вклада, то он относительно скромный - кроме службы в ВС СССР, монтаж нескольких сот ВЛ разного назначения...Никогда не пользовался плодами чужого труда...
        hi
        1. -10
          29 марта 2026 06:54
          Интересно, в каком анабиозе вы были в период правления Горбачёва и Ельцина, что не помните, как целенаправленно убивали целые отрасли нашей страны?
          Сначала сделай - потом говори.

          Вот люди сделали, да значительно позже, но сделали и делают. А вот вы, как раз только говорите, и поливаете грязью «плоды чужого труда».
          Что касается моего вклада, то он относительно скромный - кроме службы в ВС СССР, монтаж нескольких сот ВЛ разного назначения.

          Ох как мне нравится, когда «письками начинают меряться». Вот только обычно умалчивают, что делали не с нуля, а приходя на «всё готовенькое». Когда все согласования пройдены, всё организованно, люди подобраны, материалы выделены - вот тут вы «на белом коне» со своим скромным вкладом.
          1. +4
            29 марта 2026 07:03
            Цитата: Трус
            Интересно, в каком анабиозе вы были в период правления Горбачёва и Ельцина,

            Сначала пытался выжить всей семьёй в военном городке, потом занимался монтажом тех самых сотен километров воздушных линий...
            Что касается таких скромных вкладов, как мой, то уже не раз демонстрировали, как конкретные работники спасают людей в чрезвычайных ситуациях и что для этого необязательно становиться на краю водопада...
          2. +4
            29 марта 2026 12:17
            Цитата: Трус
            в период правления Горбачёва и Ельцина... целенаправленно убивали целые отрасли нашей страны

            У нас тут космическая тема вроде? ДОКЛАДЫВАЮ:
            При ЕЛЬЦИНЕ:
            --- принята на вооружение твердотопливная МБР "Тополь", вариант которой, МБР "Ярс" - основа РВСН на данный момент.
            --- Запущен первый модуль будущей МКС - российский "Заря". Россия опять вырвалась вперед (хоть и на американские деньги:)))
            --- разработан и запущен в пр-во двигатель РД-180, который мы начали продавать в США, чем долгое время очень гордились! --
            --- запущен в эксплуатацию космический комплекс "Морской старт" с ракетой Зенит (российско-украинская), что позволило нам сохранить компетенции по пр-ву двигателя РД-170, вариант которого, РД-171МВ, на днях полетит в космос в составе новой ракеты "Союз-5"!

            А Вы нам всё "при Путине, при Путине...." laughing
            Я написал это к тому, что не стоит преувеличивать роль личности в современной истории России. Тем более такой личности, как наш президент (ну не Сталин же, согласитесь!)
        2. -3
          29 марта 2026 07:26
          а хвалиться тем, чего ещё нет - это обычное враньё...

          Откуда вам знать, что есть, а чего нет?
          Началу массового запуска спутников предшествовали испытания, наработки, которые дали определенные результаты, позволившие запустить процесс.
          Судите со своей колокольни - монтажника ВЛ.
          Да, меня корёжит от того, как великая космическая держава оказалась на задворках космических разработок

          Только выхлоп по данной теме у вас и у тех, кто по ту сторону, почему-то оказывается примерно одинаковым по своему содержанию.
        3. -1
          29 марта 2026 15:41
          yuriy55(Сибиряк)
          Да, меня корёжит от того, как великая космическая держава оказалась на задворках космических разработок - мы не можем провести космическую разведку, чтобы определить, где находится противник...
          может это вам внушили, про задворки ? забаламутили голову количеством пусков и красивыми видеорядом и фото, а вы своё уныние расплёскиваете тут на остальных ?
          про те невозможности, которые вы описываете, были в первые годы третьего тысячелетия.
          ситуация давно изменилась.
      3. SSR
        -3
        29 марта 2026 10:25
        Цитата: Трус
        То вас корёжит, от того что у нас нет аналога старлинка. Теперь корёжит, от того что мало.

        У некторых людей, это такой способ излить свою "старческую желчь", поноют, погундят, всех обгадят, вспомнят, что при Сталине такого бы небыло))) и при этом скромно умалчивают, что при Сталине они так бы не "кукарекали".)))
        1. +1
          29 марта 2026 14:38
          Цитата: SSR
          У некторых людей, это такой способ излить свою "старческую желчь"

          Думаете, с возрастом сами таким не будете? Зря...
          1. SSR
            +3
            29 марта 2026 18:45
            Цитата: mann
            Цитата: SSR
            У некторых людей, это такой способ излить свою "старческую желчь"

            Думаете, с возрастом сами таким не будете? Зря...

            😁 к счастью, бывают и исключения.)))
            1. 0
              29 марта 2026 22:34
              Цитата: SSR
              😁 к счастью, бывают и исключения.)))

              Бывают, конечно, но редко... а нашему поколению, которое пол жизни прожило при социализме, особенно трудно смириться с нынешней действительностью... слишком много произошло, прежде немыслимого...
              Жизнь жестоко разделилась на до и после... Иные нравы, иные ценности и... иные войны...
              Не поймете вы, молодые...
              "И ни церковь, ни кабак, ничего не свято,
              Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята."
      4. +2
        29 марта 2026 11:55
        Мальчики, а давайте сегодня перемирие объявим... а то плохая новость, ругаемся, хорошая, опять ругаемся request
        1. 0
          29 марта 2026 12:42
          Цитата: mann
          плохая новость, ругаемся, хорошая, опять ругаемся

          Да мы тут больше прикалываемся, чем ругаемся. Здесь же все патриоты, ну почти.. :)
          1. 0
            29 марта 2026 14:32
            Цитата: МБРШБ
            Цитата: mann
            плохая новость, ругаемся, хорошая, опять ругаемся

            Да мы тут больше прикалываемся, чем ругаемся. Здесь же все патриоты, ну почти.. :)

            Ну это кто как, гляжу сибиряк с Трусом вот-вот в рукопашной сойдутся smile
    3. +5
      29 марта 2026 06:45
      Это были соревнования?
      И , кстати, если учесть разницу в финансировании, то очень даже быстро все начали делать.
    4. BAI
      -4
      29 марта 2026 09:24
      8417 спутников системы Starlink.



      А если разместить спутники на геостационарной орбите их понадобится всего 3
      1. +2
        29 марта 2026 11:03
        Задержка будет "конской", и для военных целей эти спутники будут непригодны.
    5. +3
      29 марта 2026 11:19
      Цитата: yuriy55
      Вот это достойный ответ!!! На сегодня аж целых 22 спутника!!!
      Бедный Маск лежит в нокауте и не может прийти в себя...от смеха...

      А что же вы ожидали, что так с ходу наши переплюнут Маска? Сколько лет он этим занимается и сколько наши? Давайте порадуемся за наших ребят love ... и за нас тоже. День начался прекрасно, с утра подняли настроение, особенно обрадовало, когда разглядел на фото молодые лица good hi
    6. +6
      29 марта 2026 11:21
      Насколькоя помню бюджет вывода 292 спутников рассвет 5 млрд долларов против 10 миллиардов долларов за вывод 10000 спутников старлинк у Маска
    7. +2
      29 марта 2026 17:36
      Лучше поздно, чем никогда... Все начинается с малого.
    8. Комментарий был удален.
    9. -1
      30 марта 2026 01:02
      [quote][/quote]
      Российская система нацелена на территорию РФ и союзников, система Маска на весь мир. Группировки РФ хватит пары сотен спутников. А Маску приходиться держать до 1000 тыс аппаратов, для стабильной работы системы, так же нужно отправлять такое же количество аппаратов выбывших и отработавших. Если РФ хватит пару ед, то Маску десятки ед. Но и цена Рф будет дороже для пользователей и терминалы тяжелее, пока что. Уже что то и движение нужно. А то ребятам в окопов без связи плохо....Как только зашел частник, дело быстро сдвинулось, а пока гос конторы, были распилы.
    10. +1
      30 марта 2026 16:02
      Сколько из запущенных на орбите сейчас? И для 1440 столько спутников не надо. Они на 800-х км летят и зана покрытия больше. Уймитесь и научитесь радоваться хорошим новостям, а не искать повод , тем паче надувной, для ехидства.
  2. +5
    29 марта 2026 05:10
    На фото ребята с бородами.
    На кой вам мед.чепчики, если вы бородами спутники загрязняете?
    Хотите быть профессионалами - будьте ими.
    1. -7
      29 марта 2026 05:41
      На кой вам мед.чепчики, если вы бородами спутники загрязняете?
      В отличие от головы, волосы из бороды не выпадают. Сам обладатель бороды и знаю о чем говорю wink
      1. +8
        29 марта 2026 06:53
        Работаю на пищевом производстве, набородники обязательны, либо брейся. Интересно , что такого уникального в бороде, что из нее волосы не выпадают. По всему телу выпадают , а тут нет.
      2. +7
        29 марта 2026 07:09
        В отличие от головы, волосы из бороды не выпадают.

        Да, только лапша и макароны!
    2. -2
      29 марта 2026 06:19
      На фото ребята с бородами.

      На фото ребята в первую очередь с головами, а головы с мозгами.
      Ну а когда по делу сказать нечего, начинаются разговоры о внешнем виде, но дойти эти разговоры можут и до моральной устойчивости.
      1. +4
        29 марта 2026 11:05
        Цитата: Дилетант
        Ну а когда по делу сказать нечего


        По делу. Трижды перечитал этот рекламный буклетик. И вопросов появилось больше, чем ответов в статье.
        1. На какой ЭКБ сделаны эти первые 16 спутников? Прямых открытых данных нет (и это уже симптом). Понятно, что автор не захотел морочить людям головы всякими терминами типа "радиационно-стойкая ЭКБ, процессоры, FPGA, СБИС, Xilinx Virtex или RAD750, DDR4/DDR5, АЦП/ЦАП", зачем? Проще упомянуть "собственную платформу" и забыть о неприятном.
        Но мы вспомним. Вспомним, что Бюро 1440 начало активную разработку в 2020–2021 году. С 2022 года введены жесткие экспортные ограничения на поставку в Россию современных электронных компонентов, включая те, что критически важны для спутниковой связи (ПЛИС Xilinx, процессоры, высокочастотные чипы). Отсюда логично сделать вывод, что первые 16 спутников могли быть сделаны либо на старых досанкционных запасах, либо на "параллельном импорте" и "серых схемах". Ибо "своего" в ЭКБ — схемотехника и софт, но "камни" импортные. Это гарантирует серийное бесперебойное изготовление КА? Знак вопроса.
        К слову, отечественные производства уже освоили на деле техпроцесс 28 нм для реализации заявленных 10 Гбит/с «Бюро 1440»?
        2. Чтобы вывести спутник нужен носитель. Своих ракет в отличие от Спейсов ни у Бюро, ни у холдинга нет. Надо идти на поклон к РК. А что может РК. Дать только С-2. Пусков которых в прошлом году было аж целых 13!!! За год! Всех! Всяких! В том числе и под военку. От щедрот своих РК может в самом благоприятном случае выделить Бюро от силы 3-4 пуска в год, ибо другие программы никто отменять не будет, а МО не будет делиться А5 с каким--то частником. При весе спутника 300-370 кг, кластере из 16 штук и известной ПН С-2 - сколько лет понадобится для запуска хотя бы озвученной первой партии?
        3. Для запуска 156 спутников в 2026 году (осталось 9 месяцев с момента публикации) потребуется производство 17+ спутников в месяц. В России никогда не было серийного производства спутников связи в таком темпе. Для сравнения: советская/российская спутниковая группировка ГЛОНАСС разворачивалась годами.
        4. Деньги. На все озвученное в статье нужны огромные деньги. Никакой холдинг это не потянет. Это не один миллиард долларов. Придется запускать лапу в бюджет. Частной компании?
        5. Ну и "Есть, получилось!" с лазерной связью. Оная работает с 2023 г. на >9000 спутниках Спейсов. Статья выдает за достижение то, что у Starlink давно работает в промышленном масштабе. Более того, у Starlink используется лазерная связь в 4-х направлениях, что создает полноценную сеть в космосе. У "Рассвета" упоминается "не менее 2-х терминалов" — это лишь для линейной связи, не для полноценной сетки.
        1. +1
          29 марта 2026 16:53
          Развед(Максим Разведник)
          В России никогда не было серийного производства спутников связи в таком темпе
          теперь - есть . почти два года об этом говорили - "к концу 2025 года ставим на поток, ставим на поток. "
          пусков которых в прошлом году было аж целых 13!!!
          и что?
          От щедрот своих РК может в самом благоприятном случае выделить Бюро от силы 3-4 пуска в год
          так количество спутников заявлено - вам что - надо крышу над цехом приподнять и всё сфотографировать, чтоб что-то доказать?
          Ну и "Есть, получилось!" с лазерной связью. Оная работает с 2023 г. на >9000 спутниках Спейсов.
          ну а с мкс мы как по-вашему до этого связывались и автоматические стыковки проводили в тени? не они одни такие крутые. тем более лазерную связь им немцы дали.
          1. +4
            29 марта 2026 19:50
            Цитата: Disant
            и что

            Да ничего. Так и держать. В том же духе.
            Цитата: Disant
            так количество спутников заявлено - вам что - надо крышу над цехом приподнять и всё сфотографировать, чтоб что-то доказать?

            Зачем? Надо просто уметь думать. И умножать число на число. Хотя бы в столбик.
  3. +2
    29 марта 2026 05:14
    Цитата: Feodor13
    На фото ребята с бородами.
    На кой вам мед.чепчики, если вы бородами спутники загрязняете?
    Хотите быть профессионалами - будьте ими.

    am Прогнал личика по соцсетям и вышел на места проживания их семей и самих инженеров...служба безопасности ...вы там совсем офонарели...хотите новых диверсий в отношении их???
    Удивительная беспечность!
    1. 0
      29 марта 2026 08:49
      Тот же ЛЕХА Ну тогда и Баканов должен в балаклаве ходить. И еще необходимо удалить из интернета все фотки встреч работников оборонной промышленности с вышестоящим начальством, либо хоть мордочки закрасить laughing
  4. +3
    29 марта 2026 05:34
    Дело осталось за малым — обеспечить серийное производство

    Это самое главное и самое трудное. "Подковать блоху" в России умели всегда, а вот наладить серийное производство подковок - нет.
    Но "Бюро 1440" молодцы. "Часники" утерли нос и "Роскосмосу" и целой куче всяких НИИ, которые в лучшем случае пытаются скопировать буржуйский девайс, а в худшем - просто разворовать немаленькие государственные деньги.
    Теперь самое главное - не дать "эффективным менеджерам" из министерств и ведомств "заболтать и запрооверять" "Бюро".
    Удачи и успехов мужики (и дамы естессно)!
    p.s. Уважаемый Г-н Бастрыкин! Не пора бы поинтересоваться "где деньги, Зин" у этих самых НИИ, которые много лет "переливают из пустого в порожнее" и начальников их начальников. Родина должна знать своих "героев".
    1. -2
      29 марта 2026 06:05
      Где деньги? Деньги в тумбочке...А вот где она,эта тумбочка?
    2. 0
      29 марта 2026 07:13
      Не пора бы поинтересоваться "где деньги, Зин" у этих самых НИИ, которые много лет "переливают из пустого в порожнее" и начальников их начальников. Родина должна знать своих "героев".
      Эти НИИ давно все или приватизированы или входят в структуру организации главного в которой частенько по телевизору показвают.
    3. -2
      29 марта 2026 07:32
      Но "Бюро 1440" молодцы. "Часники" утерли нос и "Роскосмосу" и целой куче всяких НИИ

      А статью почитать не пробовали? Или то, что это бюро входит в Икс Холдинг, мимо проскочило?
      1. +1
        29 марта 2026 07:40
        А статью почитать не пробовали? Или то, что это бюро входит в Икс Холдинг, мимо проскочило?

        Икс-холдинг тоже частная компания. Поэтому вашу глубокую мысль я как-то не уловил
    4. 0
      29 марта 2026 08:56
      Цитата: Дилетант
      Не пора бы поинтересоваться "где деньги, Зин" у этих самых НИИ, которые много лет "переливают из пустого в порожнее"

      О каких именно НИИ вы говорите? Обычно НИИ занимаются фундаментальными исследованиями во вверенной им отрасли, а потом передают технологии таким конторам, как то же "Бюро1440". И, между прочим, зарплаты у сотрудников НИИ зачастую ниже, чем у сборщиков изделий на пр-ве или развозчиков пиццы, увы.
      1. +1
        29 марта 2026 13:59
        НИИ Решетнева и другие. Зарплаты в НИИ у сотрудников жалкие, а вот у директоров нормальные. Сам в таком НИИ, у директора было 7 квартир и дом, говорят недавно на охотном ряду ещё одну купил. На этой неделе на учёном совете рассказывал что денег нет в институте, будут неэффективные подразделения оптимизовать
        1. 0
          30 марта 2026 11:05
          На этой неделе на учёном совете рассказывал что денег нет в институте, будут неэффективные подразделения оптимизовать

          это вечная тема ученых Советов: денег для вас - нет и не будет...
          но вы того, 300 рублей за зачет со студней не берите...
          1. 0
            30 марта 2026 12:02
            Не знаю как было в стране Советов, но нынче зачёты принимают одни, а работают в институтах совсем другие. Максимум - спецкурс прочитать для спецов
    5. +4
      29 марта 2026 15:37
      Цитата: Дилетант
      p.s. Уважаемый Г-н Бастрыкин! Не пора бы поинтересоваться "где деньги, Зин" у этих самых НИИ, которые много лет "переливают из пустого в порожнее" и начальников их начальников. Родина должна знать своих "героев".
      Блин, да только и делают, что спрашивают. Уже даже уголовную статью за отказ от участия в ГОЗ ввели - настолько с деньгами МО не хотят дел иметь.
      Вот, например: https://dzen.ru/a/aW2veLQyR0fE0n_w . Директор не подвинулся то цене работ под хотелки ДОГОЗ. Надоело ему, что институт постоянно в долгах сидит из-за подобных штучек и исков от ПЗ о задержке работ (а что делать, если нормальной комплектухи нет, а требования ТЗ на имеющейся выполнить нереально? И проблемы с комплектухой и людьми верхи не волнуют - сами крутитесь.). Работу сделали, приняли, а потом Шишанова посадили. За то что сделал работу по нормальной цене, цене договора. Ущерб государству видите ли. А ущерб институту из-за недоплат никого не волнует.
  5. +4
    29 марта 2026 05:57
    Поздравляю с почином!
    Так держать
  6. +1
    29 марта 2026 06:36
    Контора Илона Маска вынуждена держать на низкой орбите более 10 тысяч спутников

    Для того чтобы обеспечивать связь миллионам абонентов. Менее 1000 спутников это связь для "избранных".
    1. -2
      29 марта 2026 06:59
      Цитата: Дырокол
      Менее 1000 спутников это связь для "избранных".

      Ну в статье об этом говорится.
      Контора Илона Маска вынуждена держать на низкой орбите более 10 тысяч спутников. России хватить несколько сотен — орбита выше и зона покрытия каждого аппарата больше.
  7. +6
    29 марта 2026 07:18
    Мне как профильному специалисту интересно одно, а начинка чья? Что то я не слышу про открытии заводов по выпуску чипов и компонентов электроных. Или как меня убеждали на выставках показушных, что задача "производителя" ездить по тайваням и выбирать как на базаре! Это мировая практика такая везде! А статья это рекламка из серии выпусков наших "русских" (почему в кавычках надеюсь понятно) авто, смартфонов и ширпотреба! Более этого засада еще вот в чем, то что спутники закинули это хорошо, а терминалы где взять? Как обычно покажем что вот куда то волонтеры (!!!) подвезли...., потому что... В этом у нас и вся беда, уничтожена база, которая должна обеспечивать производство ВСЕГО, а не надеяться что нам вот дадут-продадут!
    1. +1
      29 марта 2026 09:08
      [quote]а терминалы где взять[/quote Как где!? В Китае закажут... request
    2. +3
      29 марта 2026 09:12
      Цитата: литий17
      Мне как профильному специалисту интересно одно, а начинка чья?

      насчет Рассветов не знаю, но для масковских старлинков микрухи делает STM. Вероятно, в наших терминалах будут китайские ESP, если по аналогии. В спутниках, думаю, либо Зеленоград, либо Воронеж, где и раньше для космоса микросхемы делали.
  8. 0
    29 марта 2026 07:20
    Контора Илона Маска вынуждена держать на низкой орбите более 10 тысяч спутников. России хватить несколько сотен — орбита выше и зона покрытия каждого аппарата больше.


    Нам срочно нужно зону ЛБС в СВО покрыть интернетом. Неужели никак в этом направлении не ускориться?!

    Сейчас наши группы перед задачей едут на местный рынок и там покупают китайские рации с выносами - вот как обеспечена связь в СВО.
  9. +3
    29 марта 2026 07:33
    Как говорится: С почином!
  10. 0
    29 марта 2026 07:42
    То что можем, с научной и технологической точек зрения, сомнений не вызывает.
    Не сложнее, чем ГЛОНАСС, которому уже не один десяток лет.
    А вот с финансово-экономическим обеспечением есть определенные сомнения.
    Да и производство и запуск на орбиту сотен спутников тоже не простая задача.
    Тут уже сил Бюро 1440 явно недостаточно, нужна солидная государственная программа, раз уж у нас нет корпорации Маска.
  11. +2
    29 марта 2026 08:00
    В последние годы повезло участвовать в серьезных проектах на стыке энергетики и информационных технологий.
    Надеюсь еще повезет поучаствовать в грандиозных проектах этой тематики находящихся уже в проработке.
    Мой сын учится в Энергетическом на Приборостроении.
    Уверен в нем и его поколении.
    Дочь работает врачом на скорой и недавно порадовала нас внучкой.
    Нас не сломить.
    Пусть мы и медленно запрягаем.
    Победа будет за нами!
  12. +2
    29 марта 2026 08:51
    То что бюро добилась начального успеха - это хорошо.
    Но то что полувоенный «Рассвет» сравнивают с гражданским старлинком... Имхо, плохо.
    Если гражданский достаточно дешовый старлинк обеспечивал за деньги всем качество такое ,что им пользовались и генштаб РФ ,и ВСУ украины, и возможно, Кадыров из Чечни, (судя по истории с его авто) ,и какието индейцы из амазонии... то это ему плюс.
    т.е офигенная универсальность.

    У амеров и маска есть сеть чисто для военных почему бы не сравнивать и с ней?
  13. -4
    29 марта 2026 09:19
    По-моему статья бред и никакого полноценной альтернативы Старлинку мы скорее всего не увидим!
  14. -1
    29 марта 2026 09:27
    СССР продали и космос стал не нужен правительству
  15. 0
    29 марта 2026 09:37
    Удалённые регионы России, это, конечно, хорошо. Но когда появится эта связь с конкретном квартале 1000×1000 км, где она нужнее всего сейчас? И когда и где можно купить терминал?
  16. +6
    29 марта 2026 10:00
    Такая связь очень нужна и на море. Проходишь скандинавию так в 20 милях от берега и телевизор и сотовая связь работает. Как ближе к Рыбачьему подходишь, так словно в яму без дна попадаешь. А восточней на СМП, так там вообще как вакууме. Только ИНМАРСАТ и другие иностранцы со своими спутниками работают. Об этом лет 25 назад надо было думать и делать. А у нас как обычно бабло федеральное разворовали, где надо отчитались, с кем надо поделились, а потом с детками живут безбедно в лондоне-майами-нью-йорке.
    Но 1440 молодцы. Лучше поздно, чем никогда. Очень такая система нужна и не только военным.
    1. +1
      29 марта 2026 10:17
      Поддерживаю на 100%! good Приходилось это не раз наблюдать! request
  17. 0
    29 марта 2026 10:15
    "Работайте, братья!" good Дай Бог вам успехов! drinks
  18. +4
    29 марта 2026 11:09
    Не понимаю зачем лицами светить и названием фирмы. Вычисляются ведь все координаты на раз, и может начаться целенаправленная охота на спецов. СБ и кураторам из конторы ( наверняка они есть) жирный минус.
  19. +2
    29 марта 2026 12:16
    Хоть какая-то положительная и радостная новость.
  20. 0
    29 марта 2026 13:27
    Это еще раз подтверждает тот факт что для серьезных дел нужны частники - государство не подходит. Частная инициатива решает, единственная задача государства - не мешать. А мотивация частников порой на порядки лучше мотивации чиновников.
    1. 0
      29 марта 2026 14:58
      Цитата: newtc7
      А мотивация частников порой на порядки лучше мотивации чиновников.

      Когда как... Иосиф Виссарионович очень здорово сумел повысить мотивацию тогдашних чиновников... laughing
  21. -1
    29 марта 2026 15:14
    Цитата: newtc7
    для серьезных дел нужны частники - государство не подходит

    Частникам это все на хрен не надо. Они думают совсем о другом
    1. 0
      29 марта 2026 16:38
      Отличный комментарий к новости что спутники создала и вывела частная компания )) называется «смотрю на реальность а вижу все равно свои устаревшие представления». Что другое? Прибыль? Да. И в процессе получения этой прибыли частники могут работать крайне эффективно над любыми проектами. Чиновникам тоже прибыль нужна, только они в процессе получения этой прибыли работают крайне не эффективно. Мотивировать смертной казнью чиновников наверное можно и тогда их эффективность возрастет, но вряд ли мы пойдем по этому пути )) а так куда ни кинь где государство там застой провал коррупция безнадежность и вечное очковтирательство, а где частники там все цветет. Чтобы это увидеть - достаточно глаза чуть приоткрыть от своих устаревших советских шор.
  22. +1
    29 марта 2026 18:52
    Компания "Микран" детище выпускников томского университета систем управления и радиоэлектроники. Основатель сотрудник университета Виктор Гюнтер. В данный момент крупное научно-производсвенное предприятие в области телекоммуникационных технологий. Молодцы Томичи.
  23. 0
    29 марта 2026 20:15
    обеспечить серийное производство и попытаться не отставать от графика.

    Вот с этим у нас постоянные проблемы.
  24. -1
    29 марта 2026 21:01
    Все это хорошо, ждем применения на практике. Неужели опомнились?
  25. +1
    29 марта 2026 23:07
    Поменьше мечтательной хвастливой болтовни вокруг бюро явно не помешает частному развивающемуся проекту.
  26. kig
    -1
    30 марта 2026 00:56
    Значит, спецоперация продлится еще по крайней мере два года. Замечательно.

    Что касается
    терминал Starlink стоит примерно столько же
    , то у нас на судне стоит тарелка старлинка, купленная в Панаме за 120 долларов. Работает везде. Правда, в Китае ее приходится снимать.
  27. -1
    30 марта 2026 01:12
    Хорошо, что 1440 произвело эти анти-старлинки. Хорошо, что эти кубики, не только научные и учебные.
    Мало? Мало.
    Что там внутри? Что смогли получить от наших заводов, купить на "свободном рынке", как то раздобыть - то и внутри.
    Стыд-позор? Нет! Работа организации, которой задача поставлена "и нам нужно".
    Выделен мешок денег, назначен список обобренных поставщиков. Считать деньги нельзя, цену у поставщиков спрашивать нельзя.
    Личное мнение...
    Если все эти "Объединенная "какого то типа" компания" сейчас разъединить... Вернемся или в 1994-97, или в 2001-2005.
    Но тогда была дикая конкуренция у нас и отсутствие военно-политического давления извне.
  28. 0
    30 марта 2026 12:18
    Начало положено,но успеют ли все спутники за 1 год вывести.
    1. -1
      30 марта 2026 21:47
      Очень надеюсь, что у страны и армии будет своя спутниковая связь. Лёд тронулся. Сейчас бы опсосов потрясти, чтобы вложились в большее количество спутников и дали связь гражданскому сектору. Краснояйцевые, жёлтополосатые, зелёные всех мастей вполне могут поспособствовать и получить прибыль лет через 5. Видимо, действительно, нужен налог на сверхприбыль банкиров, сетей супермаркетов, интернет-магазинов, застройщиков... С условием: оплатил спутники, завод по производству композитов - разницу в ставках возвращаем только, когда связь наладится и композиты авиация получит. Вот тогда, точно сроки не будут смещаться вправо. И олигархи свою копеечку получат от капитальных вложений.
      1. -1
        31 марта 2026 12:44
        Это дорогое удовольствие создавать спутники и сотнями их запускать.
        Но это надо было делать,еще вчера.
    2. 0
      2 апреля 2026 16:54
      Вы, читали :"можем если надо", а вопрос стоит, что "Рассвет" остро необходим.
      Значит, не все, за 12 месяцев, а процентов 60-65 вполне осилять
      1. 0
        3 апреля 2026 10:58
        Благими намерениями вымощена дорога в ад.
  29. 0
    30 марта 2026 14:21
    Такие новости я уже давно не воспринимаю, увы! Одно дело, сообщить о выполненой работе и совсем другое, рапортовать о будущих успехах, прорывах (возможных), намерениях и фантазиях.
  30. 0
    2 апреля 2026 16:48
    "Микран" (, радиоэлектроника) правильно :"Микрон" в Нижнем Новгороде, развернут целый комплекс радиоэлектроники,. Специализирутся на Израильских налогах.
    Муж говорит они, далеко ушли от смены"шилдикоч6".
    Рутуб и Ютуб, пестрят сообщениями, что после : ирано-америкарской войны, ВС РФ, практически не использую :"Шахид"1, но муж говорит,,что" Герань в России не взлюбили :"капризная и слабая"
    "Герань :2,3 много эффективные и" шилдик " не меняют
    Их, источники, уже плачут от" Герань - 5,"целеком наша
  31. 0
    6 апреля 2026 14:54
    Никак без этих "наш ответ" и "убийца", не можем? Чтобы вот просто, сделали потому, что нужно было сделать ещё позавчера! Запустили 16 штук и щёки надули, аж пузыри летят...