60 лет назад СССР отправил в космос первый искусственный спутник Луны

2 430 41
60 лет назад СССР отправил в космос первый искусственный спутник Луны

Ровно 60 лет назад, 31 марта 1966 года, Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Луны. Им стала автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-10».

АМС «Луна-10» не была первым аппаратом, запущенным советскими специалистами к спутнику Земли. Начиная с 1959 и по 1966 год было запущено к Луне девять автоматических межпланетных станций с номерами от 1 до 9. «Луна-1» из-за ошибки в расчетах прошла мимо спутника Земли и удалилась к Солнцу. Станция «Луна-2» достигла лунной поверхности и разбилась, поскольку мягкая посадка не была предусмотрена. Ее задачей было просто показать, что приземлиться реально. «Луна-3» также достигла цели и сфотографировала обратную сторону Луны.



Дальнейшие пуски станций, начиная с «Луны-4» и до «Луны-8», были признаны неудачными. Мягкую посадку на поверхность земного спутника совершила станция «Луна-9». Произошло это 3 февраля 1966 года. И уже 31 марта того же года с космодрома Байконур осуществлен запуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-10», которая стала первым искусственным спутником на лунной орбите.

3 апреля 1966 года «Луна-10», оснащенная научно-исследовательской аппаратурой, вышла на лунную орбиту. Об успехе советской космонавтики доложили руководству СССР, как раз в эти дни проходил XXIII съезд КПСС. 4 апреля делегаты съезда встретили сообщение о «Луне-10» овациями. А после прослушали «Интернационал», который транслировала станция прямо с орбиты Луны.

Станция «Луна-10» активно проработала на орбите 56 суток, изучая спутник Земли. За это время она сделала 460 оборотов вокруг Луны. 30 мая 1966 года станция полностью завершила работу и упала на поверхность. Причиной стало исчерпание заряда химических батарей, солнечных тогда еще не было.

Несмотря на относительно небольшой срок работы, «Луна-10» внесла огромный вклад в изучение земного спутника. Благодаря станции была получена информация о гравитационном и магнитном полях Луны, магнитном шлейфе Земли и даже немного о химическом составе лунной почвы и ее радиоактивности.

Советская наука еще раз доказала, что она была в то время передовой, а советская космонавтика шла на один шаг впереди американской. Гонка в космосе только начиналась, и у СССР были все шансы ее выиграть. По целому ряду программ это в итоге и произошло.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    31 марта 2026 10:01
    Туалетной бумаги у трудящихся не было, а спутники запускали.
    1. +13
      31 марта 2026 10:14
      Надеюсь теперь у вас достаточно туалетной бумаги? Радуйтесь!!!
      1. -2
        31 марта 2026 10:36
        Цитата: Mitka
        Надеюсь теперь у вас достаточно туалетной бумаги? Радуйтесь!!!

        Более того, в России импортозаместили смываемую втулку для туалетной бумаги, о начале производства сообщил Архангельский ЦБК. Технология разработана отечественными компаниями впервые, изобретение даже запатентовали, выпуск налажен на предприятии в Калужской области. Втулка растворяется за семь секунд даже в жесткой воде, утверждает производитель.


        Основные вехи советской лунной программы, фактически велся беспорядочный обстрел Луны.

        1958 - Луна-1А,1B,1C - аварии,
        1959 - Луна-1, пролёт на расстоянии около 5 965 км от поверхности Луны и выход на гелиоцентрическую орбиту,
        1959 - Луна-2А аварийный;
        1959 - Луна-2, первая станция на поверхности Луны,
        1959 - Луна-3, первые фотографии обратной стороны Луны;,
        1960 - Луна, Е3-1, аварийный,
        1960 – Луна Е3-2, аварийный,
        1963 - Луна-4C,4D, аварийные,
        1963 - Луна-4, отказ разгонного блока, пролёт мимо Луны,
        1964 - Луна Е6-5, аварийный (не стартовал),
        1964 – Луна Е6-6, аварийный (остался на орбите земли),
        1965 - Космос-60, аварийный,
        1965 - Луна-5, аварийный (разбился при прилунении),
        1965 - Луна-6, отказ разгонного блока; пролёт мимо Луны,
        1965 - Луна Е6-8, отказ разгонного блока; аппарат остался на орбите Земли,
        1965 - Зонд-3, успешное фотографирование поверхности Луны; поддержание радиосвязи до расстояния 153,5 млн км,
        1965 - Луна-7, разбился при прилунении,
        1965 - Луна-8, разбился при прилунении,
        1966 - Луна-9, первая в мире мягкая посадка на Луну,
        1966 - Космос-111, отказ разгонного блока; аппарат остался на орбите Земли,
        1966 - Луна-10, выход на орбиту Луны, первый в мире, искусственный спутник луны,
        1966 - Луна-11, выход на орбиту луны,
        1966 - Луна12, выход на орбиту луны и фотографирование поверхности,
        1966 - Луна-13, мягкая посадка на Луну,
        1966 - Космос-146, ещё один выход на орбиту луны,
        1967 - Космос-154, отказ разгонного блока; аппарат остался на орбите Земли,
        1967 - Космос-159, авария разгонного блока,
        1967 - Зонд-4А, авария,
        1967 - Зонд-4Б, авария,
        1968 - Е-6ЛС112, авария,
        1968 - Луна-14, установка связи,
        1968 - Зонд-4, авария,
        1968 - Зонд-5А, авария,
        1968 - Зонд-5, первые живые существа достигли орбиты Луны и вернулись на Землю,
        1968 - Зонд-6, авария,
        1969 - Зонд-7А, авария,
        1969 - Луноход-0, авария,
        1969 - 7К-Л1С, авария,
        1969 - Луна-15Б, авария,
        1969 - 7К-Л1С, авария,
        1969 - Луна-15, потеря связи при прилунении,
        1969 - Зонд-7, облёт Луны и возвращение на Землю,
        1969 - Космос-300, остался на околоземной орбите,
        1969 - Космос-305, авария,
        1970 - Луна Е-8-5 405, авария,
        1970 - Луна-16, посадка на Луну, забор и возврат грунта на землю,
        1970 - Зонд-8, облёт луны и возврат на землю,
        1970 - Луноход-1, посадка первого лунохода на поверхность Луны,
        1971 - Луна-18, разбился при посадке на Луну,
        1971 - Луна-19, выход на окололунную орбиту для картографирования Луны и исследования окололунного пространства,
        1971 - Луна-20, посадка на Луну и доставка грунта на землю (вторая уже),
        1972 - Луноход-2, мягкая посадка, проработал на поверхности Луны 378 дней,
        1974 - Луна-22, выход на орбиту луны, картографирование,
        1974 - Луна-23, опрокинулся при прилунении,
        1976 - Луна-24, посадка на Луну, третья доставка грунта на землю.
    2. 0
      31 марта 2026 10:23
      Цитата: ЖЭК-Водогрей
      Туалетной бумаги у трудящихся не было, а спутники запускали.

      Иные были приоритеты... Чистота задниц конечно дело полезное, но кого этим удивишь?
    3. ❝ Туалетной бумаги у трудящихся не было, а спутники запускали ❞ —
    4. +2
      31 марта 2026 10:31
      Цитата: ЖЭК-Водогрей
      Туалетной бумаги у трудящихся не было, а спутники запускали.

      Хорошо хоть "спутники вместо туалетной бумаги" а не "пушки вместо мяса".
    5. +2
      31 марта 2026 10:38
      Туалетной бумаги у трудящихся не было

      Да да, а еще колбасы (не, в 1966 ее еще было навалом), джинсов, жевачки request
      Сейчас вроде все это есть, но вот беда - в Луну попасть никак не могут laughing
      1. -2
        31 марта 2026 12:07
        Цитата: Ате_ист

        Да да, а еще колбасы (не, в 1966 ее еще было навалом), джинсов, жевачки request
        Сейчас вроде все это есть, но вот беда - в Луну попасть никак не могут laughing

        Это неправда. Есть успешное попадание. Согласно заявлению «Роскосмоса», «по предварительным расчетам, станция «Луна-25» перешла на нерасчетную орбиту, столкнулась с Луной и прекратила свое существование». Прилунились почти как при Советском Союзе.
  2. +3
    31 марта 2026 10:02
    Станция «Луна-2» достигла лунной поверхности и разбилась, поскольку мягкая посадка не была предусмотрена. Ее задачей было просто показать, что приземлиться реально.

    Тонкий намёк на толстые обстоятельства. Действительно - зачем МБР возможность мягкого приземления?lol
    1. 0
      31 марта 2026 10:24
      Цитата: Васян1971
      зачем МБР возможность мягкого приземления?

      И верно... Зачем знать разницу между МБР и АМС?
      1. 0
        31 марта 2026 10:44
        Цитата: Дырокол
        Зачем знать разницу между МБР и АМС?

        Да. Слышал мнение, что основной задачей первого полёта в космос было именно создание Королёвым МБР. А уж если СССР смог закинуть полезный груз на Луну, то что ему мешает это сделать с любой точкой Земного шара? Времена сложные были...
        1. -1
          31 марта 2026 12:16
          Цитата: Васян1971
          что основной задачей первого полёта в космос было именно создание Королёвым МБР

          Основной задачей первого полета в космос было доказать такую возможность, что человек способен находится в космосе и живым из него вернуться.
          МБР Королев создавал для доставки ядерного заряда на территорию США ибо иных возможностей не было. Создав МБР Королев перешел к воплощению своей мечты, освоению космического пространства посредством созданной им МБР.
          1. 0
            31 марта 2026 23:20
            Цитата: Дырокол
            Создав МБР Королев перешел к воплощению своей мечты, освоению космического пространства посредством созданной им МБР.

            Именно об этом я и сказал.
            Цитата: Васян1971
            что основной задачей первого полёта в космос было именно создание Королёвым МБР.

            Доступ в космос вообще вещь многозадачная. А, повторюсь, времена тогда были тяжёлые и трудные, экономика СССР работала на будущую возможную войну, поэтому сначала МБР на страх супостату, а уж потом - прилагающиеся к этому ништяки, идущие по разряду приятного бонуса.
            И вообще, эта песня из разряда историй про "мирный атом". Сначала едрён батон, а только потом свет и тепло в дома советских граждан.
  3. 0
    31 марта 2026 10:17
    А на завтра, на 1-е апреля 2026 года, намечен старт миссии Artemis II с высадкой астронавтов на Луну. Но это уже совсем другая история, далекая от СССР.
    1. 0
      31 марта 2026 10:21
      Хорошая шутка на первое апреля!
    2. +5
      31 марта 2026 10:24
      Цитата: Stranger03
      А на завтра, на 1-е апреля 2026 года, намечен старт миссии Artemis II с высадкой астронавтов на Луну. Но это уже совсем другая история, далекая от СССР.

      Нет, будет просто облет Луны, посадка не предусматривается.
      1. +4
        31 марта 2026 10:26
        Да, сорри, точно, только облет Луны.
  4. +6
    31 марта 2026 10:21
    Ровно 60 лет назад, 31 марта 1966 года, Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Луны. Им стала автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-10».
    Есть повод налить рюмку коньяку и выпить за ТУ великую страну. И пересмотреть документальный сериал, который показывали как-то по телевизору - "Хроники забытых побед".
  5. +10
    31 марта 2026 10:22
    Советские - да, доказали. А вот постсоветские, может быть, и рады бы в рай, да грехи (вернее, безудержное воровство и нищее финансирование "в низовке") не пускают. В СССР были автоматические полеты к Марсу, Венере, комете Галлея, Луне, первая космическая станция, выполнялись обширные программы изучения дальнего космоса - в новой России нет НИЧЕГО (ну, разве что программа "Радиоастрон"). Впрочем, космос - лишь индикатор всеобщего дерибана всего и во всем, от гражданской авиации до электроники, авиа- и автостроения. "Запасов нефти в России осталось всего лишь на 26 лет. Такую оценку озвучил глава Минприроды Александр Козлов." А что детям и внукам останется, а, уважаемые господа воры? Ась, господа богдановы, аликберовы и прочая, вы нажретесь когда-нибудь? Г-н президент, вы о наших детях и внуках печетесь, или где? Если нет, то к чему разговоры о демографии? Вы же все равно оставите нашим потомкам разоренную и нищую страну. Хотя - все это риторические вопросы к негодяям в стране дураков.
    1. -4
      31 марта 2026 10:32
      Цитата: astepanov
      Г-н президент, вы о наших детях и внуках печетесь, или где?

      У них свои дети внуки.
    2. -1
      31 марта 2026 10:34
      Цитата: astepanov
      Хотя - все это риторические вопросы к негодяям в стране дураков.

      Простите - в стране капитализма.
      1. +3
        31 марта 2026 10:53
        Цитата: carpenter
        Простите - в стране капитализма.


        Или Феодализма... глядя на запреты и то что нынешние творят, даже капитализмом это тяжело назвать.
        1. -2
          31 марта 2026 11:45
          Цитата: Aleksandr21
          глядя на запреты и то что нынешние творят, даже капитализмом это тяжело назвать.

          Ну что вы, при феодализме, человек был менее закрепощён, чем сейчас.
    3. 0
      31 марта 2026 11:07
      Цитата: astepanov
      Советские - да, доказали.

      В советское и раннее постсоветское время мы на площадках крутили гайки, а сзади стоял дядька в такой же спецовке, как у нас, только почище и С НАГЛАЖЕННЫМИ СТРЕЛКАМИ. И, если с такими же, как мы, командировочными со всей страны мы общались и на площадке, и в автобусе, то с этими дядьками заговаривать не рекомендовалось. А стояли они затем, чтобы, если положено гайку затягивать динамометрическим ключом с определённым усилием, то и затягивать мы её должны этим хитрым ключом, а не "от кувалды". Плюс - страть сядешь в степи, а он будет сзади стоять и смотреть, чтобы ты гайку в карман не сунул по заданию вражеской разведки.

      А сейчас...
      Давеча скандал был, даже с посадками - мало того, что какие-то детали втридорога делали, так ещё и "в гараже на коленке".
      По телевизору несколько лет назад говорили, что ракета какая-то то ли не взлетела, то ли не туда полетела. Расследование показало, что какой-то датчик, который крепится на трёх болтах, умудрились прикрутить, развернув его на 120 градусов в сторону...

      Тогда люди работали НА КОСМОС, что подразумевало высший стандарт требований по качеству. А сейчас - что на космос, что на шаурмичную какую-нибудь - всё едино.

      А весь этот контроль, всё это качество материалов и работы, само понятие НА КОСМОС - это и есть деньги, про которые, как Вы, Алексей, правильно сказали,
      Цитата: astepanov
      космос - лишь индикатор всеобщего дерибана всего и во всем


      Пы.Сы. В автобусе, который вёз нас от места, где мы жили, на площадку, из примерно пятидесяти человек было человек 40 нас, командировочных, и человек десять этих, со стрелками на спецовке. А кто им сейчас будет зарплату платить, чтобы они в таких количествах своё дело там делали? Особенно, если эти деньги можно "сэкономить" и попилить.
      1. 0
        31 марта 2026 12:09
        Добрый день Игорь! hi А сколько было фантастики на лунную тему: у Артура Кларка "Лунная пыль " и "Бросок на Луну", у Александра Беляева "Звезда КЭЦ", ещё рассказ "Пленник кратера Арзахель", об американских я и не говорю, и + к тому же мульт "Полёт на Луну"... Этот мульт кстати во многом противоречит элеметарным научным и техническим данным, но очень красивый, и я его временами смотрю онлайн
        1. +2
          31 марта 2026 12:26
          Дмитрий, hi!
          Цитата: Reptiloid
          А сколько было фантастики на лунную тему: у Артура Кларка "Лунная пыль " и "Бросок на Луну", у Александра Беляева "Звезда КЭЦ", ещё рассказ "Пленник кратера Арзахель"

          Украдкой смахнул слезу... crying Детство, районная детская библиотека, читальный зал, тётенька-библиотекарь в огромных очках... Домой такое не давали.
          И ведь знал уже из детской энциклопедии, что Луна не покрыта на много метров пылью, а страницы глотал быстрее, чем сейчас рюмку коньяка...
          Как из этого славного и доброго мальчика вырос скрипучий и ехидный старый конспиролог? laughing
          1. 0
            31 марта 2026 12:50
            Да, правильно! Я тоже когда читал Лунную пыль, тоже знал что её там не так много, знал и про масконы и масмины на Луне, и про габбро-анортозиты на её материковой части... Как-то кто-то, на ВО, писал неумно что якобы Луна полая, ну я стал подсчитывать что было бы если бы эта оболочка была бы 50 или 100 км в толщину, и у меня получилось что плотность была бы около 60 или 80 г/см^3, а таких материалов в Природе нет и быть не может, но к сожалению разговор к тому времени ушёл в сторону. Ну, как-то так. Но роман Кларка красивый, и в нём нет полой Луны и других антинаучностей
        2. +1
          31 марта 2026 13:03
          А сколько было фантастики на лунную тему:

          Из пушки на Луну, Жюль Верн.
          1. 0
            31 марта 2026 13:35
            Да, Сергей, читал я её... Так там после основного текста дилогии было научное опровержение всего этого. Мало того что полёт пилотируемый из пушки на Луну, или другую планету, невозможен в принципе, так ещё там фигурирует идея грушевидной Луны, якобы из-за притяжения Земли, а должна быть в виде вытянутого сфероида, ведь лунные-то приливы на Земле на обеих её сторонах! Да и если бы Луна была хоть сфероидальной, хоть грушевидной, но с атмосферой из реального газа, атмосфера была бы по всей поверхности--- ведь на Земле горы "оттягивают " на себя вектор гравитации, и следовательно такая огромная "гора" это делала бы гааараздо сильнее... Вот, как-то так, насчёт романтики Жюля Верна... А я и "Путешествие к центру Земли " слушал на MP3...
            1. 0
              1 апреля 2026 08:40
              Многие считают, что направление научной фантастики в современном понимании пошло как раз с этой книги. Верн был не ученым, а популяризатором науки, поэтому его книги изобилуют техническими подробностями, тем не менее написаны живым языком, затрагивают важные темы.
              В оригинале книжка называлась "С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут"
              1. 0
                1 апреля 2026 17:12
                Цитата: solar
                ......его книги изобилуют техническими подробностями, тем не менее написаны живым языком........

                Язык-то живой, но вот технические подробности... Из-за этого фильмы и мульты скажем, на тему "Путешествия к центру Земли " выглядят лучше, чем оригинал Верна. Именно из-за этого, по словам Станислава Лема лично, самый неудачный его роман--- "Астронавты", насчёт которого сам Лем жалел потом во первых, об избытке технических подробностей, а во вторых, в том что "убил " в нём венерианскую цивилизацию.
                По моему мнению, в этих 2 "путешествиях " Верна главный недостаток--- мало описания ландшафтов, форм жизни, приключений наконец. У Беляева, А. Н. Толстого, Мартынова с этим проблем нет. А вот все 3 героя пресловутой дилогии весь полёт только и делают, что ведут научные споры, причём на Луну-то саму и не высадились... Но вот идея о втором спутнике Земли, естественном, весьма смелая. Как-то так.
                1. +1
                  1 апреля 2026 17:34
                  Язык-то живой, но вот технические подробности...

                  Кому как. Мне в детстве нравились именно техническими подробностями. Таинственный остров, к примеру, или 20 тысяч лье под водой.
                  1. 0
                    2 апреля 2026 10:40
                    Цитата: solar
                    ......... Таинственный остров, к примеру, или 20 тысяч лье под водой.

                    Про Таинственный остров я как-то пытался читать в детстве, но там, на этом острове, сборная солянка из разных видов--- орангутан из Индонезии, лисы из Австралии, капибара из Южной Америки... Если бы не это, было бы лучше. Но, описаны человеческие взаимоотношения. Недочитал, не помню почему, наверно из-за гиперактивности. Про 20 тысяч лье не было такой книги в доме, и всё. Но с художественной точки зрения романы хорошие. А из-за антинаучных моментов, не смотрю хороший с художественной и с Советской точки зрения мульт "Тайна затерянного острова", хоть я в принципе люблю морскую тему. Ну не могут в Полинезии обитать обезьяны и леопарды, и к тому же леопарды не живут по нескольку столетий! Да и насчёт жемчуга тоже не то. А на морскую тему есть хааарошие мульты "Стёпа-моряк" и "Сокровища затонувших кораблей ".
                    Но следует отдать лавры первого научного фантаста Верну, т. к. у Берроуза чисто приключенческая тема, а не научная --- типа романтика, Ле-Фор и Графиньи писали мало, а у основателя жанра Эдгара По фантастический рассказ только 1. Ну а Толстой и Беляев писали позже
                    1. +1
                      2 апреля 2026 12:36
                      Про Таинственный остров я как-то пытался читать в детстве, но там, на этом острове, сборная солянка из разных видов

                      Там много технических описаний. Живетных свели в одном месте искусственно, также в целях популяризаторства наука.
      2. 0
        31 марта 2026 13:26
        На площадки обычно ездили на мотовозе (жд). На днепровской площадке был такой завхоз - Кучма. Потом по партийной линии карьеру сделал.
        Что касается организации и контроля качества, то даже сейчас сохранились отдельные реликты. В кооперации МИТа, например.
        1. +1
          31 марта 2026 15:10
          Цитата: С.Викторович
          На площадки обычно ездили на мотовозе (жд).

          Мы сначала в Ленинске жили, потом на Тюратаме в вагончиках. Нас на ЛАЗе жёстком возили с дверями-гармошками. Почему - не знаю. С волгоградцами работали. Пахали, конечно. Но и зарплата, и снабжение. Мужики не напрягаясь через год на "Москвиче" уезжали домой. На "Жигули" очередь, а "Москвич"-"Запорожец" свободно. Были такие, что годами оттуда не вылазили, хотя при приёме на работу расписывались за обязательные 65 суток командировки.
  6. +3
    31 марта 2026 10:22
    Гонка в космосе только начиналась, и у СССР были все шансы ее выиграть.

    Были и быльем поросли, вместе с СССР. Как у бабушки, которой не суждено стать дедушкой, если бы да кабы. Эффективные менеджеры потрудились на славу и на свой карман.
    1. +1
      31 марта 2026 10:46
      Цитата: Фразах
      Были и быльем поросли, вместе с СССР.

      Вырвавшийся в перёд на старте не всегда приходит к финишу...
  7. +1
    31 марта 2026 10:53
    Fala assim porque não vive a corrupção do ocidente. O pior ainda é a corrupção mental. Os monopólios controlam a mente das pessoas. Vejam quantos milhões o ocidente gasta para roubar a Ucrânia que é geneticamente Russa.... Mas as informações no ocidente impingem que o mau da fita é a Rússia Este é o ocidente que em nome da democracia manipula as pessoas. Os EUA ataca de forma selvagem o Irão mas metem-nos medo que o Irão é terrível e assim os agressores estão a fazer o bem. É este o nosso mundo miserável[media=https://].
  8. -1
    31 марта 2026 12:54
    Надо помнить и знать историю, но самое главное — нужно двигаться вперед, невзирая на преграды покорять немыслимые горизонты когда кажется что это не возможно нужно идти вперед к звездам, и покорять будущее, а не запрещать прогресс, нужно изобретать, делать жизнь человека легче и проще и получать удовольствие от жизни
  9. 0
    31 марта 2026 17:16
    А спустя 60 лет и это запустить не можем.