Авиаэскадрилья «Нормандия – Неман» на фронтах Великой Отечественной войны

17
Авиаэскадрилья «Нормандия – Неман» на фронтах Великой Отечественной войны

В марте 1942 г. Национальный комитет «Свободная Франция» обратился к Правительству СССР с предложением направить на советско-германский фронт группу своих летчиков и авиамехаников. 31 марта согласие на это было получено. Из лучших пилотов 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, 1 сентября 1942 г. была сформирована авиационная группа № 3. Вскоре она была преобразована в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия».

25 ноября 1942 г. состоялось подписание соглашения об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза. Через Багдад личный состав эскадрильи «Нормандия» был переброшен в Тегеран, откуда на четырех транспортных самолетах вылетел в СССР. Уже 29 ноября французские добровольцы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж, а также пилоты Ж.-.Л. Тюлян, А. Литтольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М. Альбер и Н. Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А. Мишель. Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Для руководства за процессом обучения закрепили инспектора по технике пилотирования 6-й запасной авиационной бригады капитана П.И. Друзенкова, летавшего почти на всех боевых советских самолетах, а также на некоторых трофейных немецких истребителях и бомбардировщиках. Приказом командующего Военно-воздушными силами Красной Армии от 4 декабря 1942 г. истребительная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 г. уже все «нормандцы» летали на «яках», а французские механики прошли практическое обучение по эксплуатации самолета Як-1Б.

«Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета французского государственного флага.

В середине марта на аэродроме Северный состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С.Т. Левандович. Они признали «Нормандию» полностью боеспособной. 22 марта 1943 г. эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром Полотняный Завод (в 25 км от Калуги), где базировались бомбардировщики Пе-2, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии.

25 марта эскадрилья «Нормандия» в составе 12 боевых самолетов убыла на фронт в составе 1-й воздушной армии.

После ознакомления с районом боевых действий, которое французская эскадрилья производила с аэродрома Муковнино (Полотняный Завод), она была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии. В ее составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь последовательно на аэродромах: Васильевское (район Масальска), Хотенки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).

Утром 26 марта по тревоге для перехвата неприятельского самолета, шедшего на высоте 4000 м, были подняты лейтенанты А. Дюран и Р. Дервиль. Немецкому летчику удалось тогда улизнуть, но его попытка углубиться в наш тыл была сорвана. Так были выполнены два первых боевых вылета и положено начало боевой деятельности эскадрильи.

Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя, а это могло погубить эскадрилью. Жизнь подсказывала, что в условиях, когда авиация люфтваффе действовала крупными группами, слаженность в действиях наших истребителей и взаимная поддержка имели первостепенное значение.


Французские летчики эскадрильи «Нормандия», сражавшиеся на советско-германском фронте Второй мировой войны


Но вот пришел и долгожданный час.

Во второй половине дня 4 апреля на командный пункт «Нормандии» неожиданно прибыл командир 204-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении офицеров штаба и двух командиров полков.

Он поставил перед французской эскадрильей боевую задачу: прикрыть бомбардировщиков, которые будут наносить удар по артиллерийским батареям противника. Получив впервые столь ответственное боевое задание, летчики эскадрильи «Нормандия» тщательно готовились к его выполнению. Рано утром 5 апреля все были уже на аэродроме. Не без волнения механики пробовали моторы и проводили предполетный осмотр самолетов, которые шли в первый совместный боевой вылет. Майор Тюлян сам проверял полетные карты и знание летчиками порядка взаимодействия с бомбардировщиками. За несколько минут перед выруливанием на старт летчики выслушали последние указания своего командира.

- При встрече с противником атакуем его немедленно ударной группой, которую возглавляю я, – чеканил Тюлян. – Мы должны быть внимательны и смелы. Боем не увлекаться и не забывать о прикрываемых бомбардировщиках. Они должны быть в полной безопасности. Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого полета.

- По самолетам! – скомандовал Тюлян, когда офицер с метеорологической станции закончил информацию о погоде.

Летчики, давно ожидавшие этой команды, побежали к своим «якам». Через несколько минут две девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия».

Два самолета Як-1, пилотируемые французскими летчиками, прикрывали бомбардировщиков. Когда бомбардировщики выполняли свою работу, истребители заметили приближение двух ФВ-190, которые летели на высоте 3000 м. На этой же высоте находились и оба самолета французских летчиков. Бомбардировщики под прикрытием двух Як-1 легли на обратный курс. Немецкие истребители стали их преследовать. Преследование продолжалось 6–8 мин, после чего один ФВ-190 атаковал лейтенанта Дюрана справа по горизонтали. Чтобы выйти из-под огня ФВ-190, лейтенант Дюран сделал вираж в сторону атаки. ФВ-190 открыл огонь с дистанции 300 м и продолжал вести его на вираже. В этот момент на удалении 150–100 м лейтенант Дюран встретил на вираже второй ФВ-190 под ракурсом 3/4 и открыл по нему огонь.

В результате этой атаки ФВ-190 задымил и пошел к земле. Первый ФВ-190 продолжал вести огонь по лейтенанту Дюрану. Желая выйти из сферы огня атакующего ФВ-190, лейтенант Дюран заложил вираж еще круче и перешел в штопор, имитируя падение. Хитрость удалась, Фокке-Вульф прекратил преследование, лейтенант Дюран левым малым виражем с набором высоты стал выходить из боя. Он прошел на расстоянии 200–300 м и несколько выше самолета старшего лейтенанта Прециози, который в это время атаковал ФВ-190 снизу на вираже. Огонь был открыт с дистанции 100 м и прекращен в 15 м от самолета противника.

В результате этой атаки истребитель противника перешел на нос, затем в отвесное пике и упал в лес в районе Людиново. Когда было покончено и со вторым ФВ-190, лейтенант Дюран присоединился к старшему лейтенанту Прециози, и они оба благополучно достигли своего аэродрома и произвели там посадку.

Советские летчики были довольны действиями эскадрильи «Нормандия». Майор В.И. Дымченко, ведущий второй группы бомбардировщиков, после посадки поблагодарил майора Тюляна за хорошее прикрытие. Так было положено начало совместным боевым полетам советских и французских летчиков.


Летчики эскадрильи «Нормандия - Неман»


С этого времени «Нормандия» стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. Через неделю, прикрывая наши войска, она провела второй воздушный бой. Произошел он в районе Спас-Деменска 13 апреля 1943 г. Шесть «яков» под командованием майора Тюляна сразились с девятью немецкими истребителями. В бою тогда были сбиты три вражеских самолета. Однако эта победа досталась французам дорогой ценой: с боевого задания в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата эскадрильи «Нормандия».

Потери в проведенном воздушном бою насторожили французских летчиков. В последующих встречах с врагом они действовали более осмотрительно и осторожно. Усилив наблюдение за противником в воздухе и наладив взаимное оповещение по радио, французы вовремя распознавали тактические ловушки врага и не допускали его внезапных атак, особенно со стороны солнца или из-за облаков.


Список погибших летчиков полка «Нормандия – Неман». Музей в Ле Бурже (Франция)


Во время пребывания на советско-германском фронте с 25 марта 1943-го по 9 мая 1945 г. эскадрилья «Нормандия», а впоследствии полк «Нормандия – Неман» прошли славный боевой путь от Курской дуги до Кенигсберга. Французские лётчики совершили более 5200 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 273 и повредили 50 фашистских самолётов.


Знамя полка «Нормандия - Неман»


Героические дела полка указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 г. были отмечены награждением его советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза. (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 г. звание Героя Советского Союза было присвоено старшим лейтенантам Марселю Альберту и Роллану де ля Пуапу, а указом от 4 июня 1945 г. – младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру. Приказом Министра обороны № 160 от 1 июля 1966 г. Марсель Лефевр навечно зачислен в списки личного состава 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.)

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военным крестом 1939–1945 гг., а также Военной медалью.

20 июня 1945 г. французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 летчики эскадрильи «Нормандия — Неман» эксплуатировали до 1947 г.



Истребитель Як-3 авиаполка «Нормандия — Неман». Выставка на авиашоу в Ле-Бурже


В 1956 г. в Москве был установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 г. на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».


Участок могил военнослужащих эскадрильи «Нормандия» на Введенском кладбище Москвы. Могила Неизвестного французского летчика


По инициативе Ассоциации российских ветеранов авиаполка «Нормандия - Неман» во Франции и России были установлены памятники Первому отдельному истребительному авиационному полку «Нормандия - Неман» и «Летчикам 18 авиаполка «Нормандия - Неман».


Мемориал летчикам полка «Нормандия - Неман» в Ле Бурже


В открытом конкурсе, который проводился Московским Комитетом по архитектуре совместно с Комитетом по культуре города Москвы и Российской академией художеств, победил проект творческого коллектива, возглавленного народным художником России скульптором Андреем Николаевичем Ковальчуком.


Памятник летчикам полка «Нормандия – Неман» в Москве, район Лефортово. Фото А. Терентьева


Открыли памятник в 2007 г. в Лефортово Президент России Владимир Путин и Президент Франции Николя Саркози. Главная и основная идея памятников - братство по оружию советских и французских летчиков во время Великой Отечественной и Второй мировой войн - отображена в фигурах двух летчиков, идущих после успешного боевого вылета по взлетной полосе аэродрома.



Открытие памятника «Летчикам 18 авиаполка «Нормандия - Неман» в 2007 г.
в России (Москва, Лефортово).На открытии памятника присутствовали Президент России Владимир Путин и Президент Франции Николя Саркози


В составе ВВС Франции и России до 2000-х годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия – Неман».

Французская истребительная группа «Нормандия – Неман» (GC II/6) базировалась в г. Кольмар, участвовала в колониальной войне в Индокитае (1946–1954), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999). 3 июля 2009 г. она была официально расформирована. Часть самолётов и пилотов, а также флаг полка были присоединены к базе в Реймсе (Шампань).

Российский 18-й гвардейский штурмовой (до 1993 г. – истребительно-бомбардировочный) авиаполк «Нормандия – Неман» дислоцировался в пос. Галёнки, находящемся в Приморском крае. Расформирован он был в 2009 г.

В 2010 г. военнослужащие полка «Нормандия – Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю военного парада, посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 14 сентября 2012 г. на Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю 70-летия полка «Нормандия — Неман», в ходе которых один из истребителей, ныне состоящих на вооружении полка (Dassault Rafale серии F3) с бортовым номером 118-IX, получил окраску с большой красной звездой.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    27 мая 2013 08:14
    читал воспоминания лётчиков-штурмовиков,там прям написано,не любили наши,когда их лягушатники сопровождали:увидят немца,и всем стадом за ним,а прикрытие похрену.пользы от лягушатников,как от рекламы.
    1. +12
      27 мая 2013 09:34
      читал воспоминания лётчиков-штурмовиков,там прям написано,не любили наши,когда их лягушатники сопровождали:увидят немца,и всем стадом за ним,а прикрытие похрену.пользы от лягушатников,как от рекламы.

      это война, это люди, чужие для нас люди...
      Где то эффективно, где то не очень, где то хорошо, где то плохо. А было бы совсем плохо- полетели бы гонять медведей на "тихий" северный участок.
      И от рекламы бывает польза, иногда она поболе будет, чем решение конкретной задачи
      Но по крайней мере они сражались с нашим общим врагом, рядом с нами, а не кофеек попивали на Rue du Mont-Cenis или картинами барыжили для немцев в Montparnasse, в лучшем случае.
    2. +2
      27 мая 2013 11:07
      Уважаемый Лис!
      Осмелюсь рекомендовать Вам прочитать книгу дважды Героя Советского Союза В.Д. Лавренкова "Шпага чести", это тоже воспоминания о "Нормандии-Неман". Думаю, что Вам будет интересно.
      1. berimor
        +2
        27 мая 2013 14:00
        Вы, очевидно, описались. Дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков!
        1. +1
          27 мая 2013 15:38
          Цитата: berimor
          Вы, очевидно, описались. Дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков!

          Да вмноват, простите, но я не описался, я просто ошибся. what
    3. +2
      27 мая 2013 21:25
      Сам факт участия французов в войне на нашем фронте , на наших самолетах , погибая в нашем небе , за освобождение нашей Родины от фашистов , говорит об их мужестве и героизме . Огромная им благодарность ! Вечная память погибшим !
    4. 0
      27 мая 2013 21:51
      Цитата: лис
      читал воспоминания лётчиков-штурмовиков,там прям написано,не любили наши,когда их


      О покойных либо хорошо либо вобще никак. Врпедь думай, что и про кого говоришь ...
  2. Dima190579
    +4
    27 мая 2013 09:24
    Враг моего врага мой друг.
  3. +10
    27 мая 2013 11:05
    С моей точки зрения статья переполненна духом толерантности,очевидно была подготовленна к международным мероприятиям,по поводу какого то юбелея.Мне поподался,в прессе, рапорт командира ЗАБа о положении летной подготовки эскадрильи "свободная франция"связанный с небоевой потерей одного истребителя и повреждением еще двух в течении одних суток.Пилотов имеющих квалификацию выше средней,по меркам ВВС РККА было менее 3%,у большинства,как там пишется "навыки пилотирования окончательно не сформированны",т.е.их приходилось сначала учить летать,потом учить воевать.Косвенным подтверждением этому можно считать,то что дали им Як-1Б один из наиболее простых в пилотировании истребителей того времени и пожалуй самый надежный.Очень много читал,что тактику(а главное дисциплину)группового боя французы освоили только к началу 44г.до этого несли большие потери,командование неоднократно исключало полк из графика боевой работы,регулярно проводя разъяснительную работу с командным составом подразделения,практиковалось введение в состав советских летчиков для"передачи боевого опыта",а за одно и объективного контроля действий французов в бою(все таки можно сказать,что языковой барьер был значителен вплоть до 45г).Представляем степень взаимодействия,допустим в "прикрышке" и радость "бобров"или"горбатых"от нее.Cледует вспомнить,что инженерно технический состав был заменен полностью на советских специалистов-французы не смогли обеспечить боеготовность(принято считать из-за морозов,но мне кажется не смогли они работать при хронической нехватке ВСЕГО от условий до ЗИПа и продолжительности суток в 24 часа включительно).В общем гемороя от них было едвали не столько же,сколько реальной боевой эффективности.С другой стороны,безусловно значительным был политический аспект,стоит помнить,что французы сами изъявили желание,и воевать приезжали действительно патриоты,заставлять не кого не надо было,в отличие от ,допустим,польских частей,сформированных по приказу Сталина,где костяк составляли коммунисты польской национальности,но граждане СССР,а остальных набирали по принципу"Колхоз дело добровольное,а не так,что захотел вступил,захотел остался".Считаю,что в составе ВВС современной россии непременно должен быть полк"Нормандия-Неман"причем именно истребительный.
  4. +11
    27 мая 2013 11:45
    автор забыл указать причину первой тройной потери: Р.Дер-виль, А.Познанский и И.Бизьен. Выявилось, что слабо освоившим русский язык французам плохо давалось взаимодействие с бомбардировщиками, а управление боем с появлением вражеских истребителей почти всегда нарушалось. Это объяснялось тем, что при обучении летчиков французской истребительной авиации главенствовал принцип максимальной самостоятельности в бою - каждый надеялся лишь на себя. Во время сражения на Курской дуге "Нормандия" понесла значительные потери. Неудачи, постигшие эскадрилью, обеспокоили руководство 303-й дивизии. Кроме того, заволновалась и французская военная миссия. В Москву к ее главе генералу Пети для доклада был вызван Пуйяд. Вместе они посетили начальника Импортного управления ВВС генерал-майора Левандовича, который выразил сожаление по поводу гибели французских летчиков. На вопрос, чем объяснить гибель Тюляна, Пуйяд ответил: "Последнее время нам чертовски не везло. К тому же некоторые из наших летчиков были несколько самоуверенны и слишком пылки". По-видимому, главной причиной произошедшего оказались издержки тактики французских летчиков-истребителей, делавшей основной упор на индивидуальное мастерство и отводившей второстепенную роль взаимодействию в группе. Именно на этом выводе настаивал в еще одной "оправдательной" докладной полковник Аристов: "На всем протяжении боевой работы эскадрильи "Нормандия" установлено, что французские летчики групповой воздушный бой вести не умеют. Коллективная спаянность, взаимная выручка и поддержка в бою отсутствуют". Обладая отличной техникой пилотирования, в погоне за личной славой летчики стремились вести бой поодиночке, в результате при атаке и преследовании противника, увлекаясь мнимым успехом забывают об осмотрительности и допускают внезапные атаки противника чем и объясняются большинство потерь, понесенных эскадрильей "Нормандия" на советско-германском фронте. Об этих недостатках командир дивизии генерал-майор авиации Захаров указывал французским летчикам что также известно и французской миссии но тактика группового ведения воздушного боя, коллективная сплоченность в бою эскадрильи прививаются медленно".
  5. казсср
    +4
    27 мая 2013 14:55
    все равно спасибо им, они пришли что бы драться с фашистами и ни где нибудь в небе англии или африки, а у нас в СССР. хотя да, взаимовыручка у них была не блистала.
  6. +1
    27 мая 2013 19:57
    Просто спасибо всем, кто поддержал наших дедов в тяжелый час.
  7. +1
    27 мая 2013 20:10
    Где то я слыхал что машины на которых они воевали(ЯК)они выбрали после того как облетали все имеющиеся на вооружении...даже вроди Мустанги и Спитфайры в этих облётах участвовали,эту инфу я ещё в школьные временна слышал...
    1. +1
      27 мая 2013 21:59
      Выбрали они машины Лавочкина, уже после ЯКов. Но им отказали, с формулировкой, что ЯКи и Ла идентичны, и нечего, мол, переучиваться
  8. +1
    27 мая 2013 22:35
    Цитата: Delta
    . Но им отказали, с формулировкой, что ЯКи и Ла идентичны

    Странная формулировка,потому как ЯК будит полегче Лавочкина и соответственно маневренней,хотя по вооружению Лавочкин посерьёзней будит... очень даже может так и было...надо будит на досуге мемуары полистать.
    1. +1
      28 мая 2013 00:26
      На сколько мне известно такого мероприятия,вроде конкурса "полетали выбрали"по факту не было.Он задумывался,но оценив летно-тактический уровень эскадрильи в целом решили"не метать бисер",прошу прощение за резкость,и по факту,кто-то из командного состава французов слетал на ЛаГГ-3(при том ,что вся ЗАБ работала по Якам,и французы уже месяц на них летали),и предложили слетать на Харрикейне2,француз отказался,мотивируя это тем,что знаком с машиной и она явно проигрывает Яку.Что касается машин Лавочкина то вопрос возник осенью 44г.И по сути был вызван случаями разрушения крыла Як-3 в бою(зафиксированно,потеряли нескольких пилотов).Тогда полк базировался на одном аэродроме с какой то нашей частью,вооруженной Ла-7.даже учебные бои проводили(результат,разумеется дипломатичная ничья).Все машины французкого полка были проверенны некоторые заменены,(вывод полка на учебу не позволяла оперативная обстановка)однако,интернационалисты не унимались и тогда им твердо ответили про идентичность мотивируя ничьей "боев".Если я в чем то ошибся уважаемый Delta меня поправит.
  9. +1
    27 мая 2013 23:44
    Как то читал о Н-Н, так наш командир написал, что индивидуальный пилотаж у французов был на высоте, а о групповом они имели очень приблизительное представление. Там же было написано, что стоило больших трудов обьяснить им, что, при сопровождении главная задача эскорта не сбить врага. а не дать врагу сбить охраняемых.