Программа LCS: чем дальше, тем дороже

На днях издание Bloomberg News опубликовало некоторую информацию из 36-страничного доклада командования ВМС США, направленного в марте прошлого года руководству военного ведомства. Документ под грифом confidential draft попал в руки журналистов и они не преминули возможностью поделиться информацией с читателями. Стоит отметить, опубликованные сведения способны значительно повлиять на ход одного из самых амбициозных проектов последнего времени.

Программа LCS: чем дальше, тем дороже


Суть доклада заключается в следующем тезисе: командование военно-морских сил США не уверено в том, что программа LCS (Littoral Combat Ship – «Корабль прибрежной зоны») оправдает ожидания даже при запланированных вложениях в 37 миллиардов долларов. Согласно мнению составителей доклада, в настоящее время программа LCS обходится слишком дорого и одновременно с этим не лишена ряда серьезных проблем различного толка. Новые корабли прибрежной зоны пока не отвечают всем предъявлявшимся требованиям, а их доработка привела к значительному удорожанию проекта. В итоге сейчас общее состояние LCS смотрится не вполне удачным, а дальнейшее продолжение этого проекта вызывает серьезные вопросы.


Прежде всего командующих ВМС, как и конгрессменов, возмущает вопрос стоимости кораблей. Изначально планировалось, что LCS будут представлять собой небольшие корабли с хорошим боевым потенциалом и сравнительно низкой стоимостью. На момент начала строительства головных кораблей двух серий (USS Freedom и USS Independent) цена строительства кораблей определялась в 220 миллионов долларов за каждый. За прошедшие годы корабли подорожали примерно в два раза. За каждый из двух десятков заказанных LCS, независимо от конкретного проекта, теперь приходится платить 440-450 миллионов. Нетрудно подсчитать, во сколько обойдется строительство всех запланированных 52 кораблей.

Вскоре после написания этого доклада, примерно год назад, с аналогичными претензиями выступила организация POGO (Project On Government Oversight – «Проект государственного надзора»). В ее докладе тоже отмечались неприемлемые финансовые потери в ходе проекта. Однако в тот раз одной из основных целей для критики стала разработка в рамках одного сразу двух типов кораблей. Надзорная организация выказала недоумение относительно одновременного строительства двух разных типов кораблей с почти одинаковыми характеристиками. За прошедший год программа LCS не претерпела серьезных изменений и, по-видимому, аргументы POGO остались без внимания, а Пентагон продолжил финансировать параллельное строительство разных, но похожих кораблей.

Второй проблемой программы LCS признано несоответствие основным требованиям технического задания. Корабли прибрежной зоны, по планам военных, должны иметь возможность быстрого переоборудования в соответствии с текущей задачей. Согласно этому пункту проектного задания, на демонтаж имеющихся модулей и установку необходимых новых должно уходить не более 96 часов. В докладе говорится, что такая скорость переоборудования действительно реальна. Но только при условии, что все специалисты и весь набор необходимого оборудования будет на месте к началу отсчета времени. Если же корабль понадобится перевооружить на удалении от базы, то эти работы могут занять несколько дней или даже недель.

Программа LCS: чем дальше, тем дороже


Наконец, даже при своевременном приведении корабля к необходимому облику его боевые возможности остаются под вопросом. Авторы доклада полагают, что оба варианта кораблей LCS обладают недостаточной живучестью. В свое время ради удешевления проекта Пентагон согласился на некоторые доработки конструкции и коррекцию состава вооружения. Из-за этого сейчас корабли прибрежной зоны способны воевать лишь с небольшими слабовооруженными кораблями и катерами. Если же противник располагает противокорабельными ракетами с дальностью полета более пяти миль, то судьба корабля прибрежной зоны может быть незавидной. Оба варианта LCS оснащены лишь артиллерийским вооружением и зенитными ракетами. Таким образом, для противостояния более-менее серьезному флоту потребуется дополнительное переоборудование, что соответствующим образом скажется как на сроках кораблей, так и на стоимости их эксплуатации.

В результате, по мнению авторов доклада, корабли LCS по состоянию на март 2012 года не были способны полноценно выполнять задачи и обеспечивать присутствие ВМС США в тех районах, для которых они создавались.

С момента написания доклада и передачи его руководству Пентагона прошло более года. Новые корабли LCS продолжают строиться и привлекать внимание различных американских чиновников. На днях список заинтересовавшихся программой лиц пополнил сенатор Дж. Маккейн. В своем выступлении на заседании сенатского комитета по обороне он затронул вопрос сроков строительства.

Сейчас известно, что четвертый корабль по программе LCS (USS Coronado) будет сдан заказчику в июле текущего года. Однако ранее, во время подписания контрактов, планировалось, что он пополнит ряды ВМС США на 13 месяцев раньше. Со следующими четырьмя кораблями ситуация немного лучше. По нынешним оценкам, пятый, шестой, седьмой и восьмой корабли прибрежной зоны опоздают на полгода или даже на восемь месяцев. В связи с этим Маккейн предложил либо исправить имеющуюся ситуацию с задержками, либо найти какое-либо более быстрое альтернативное решение. По его словам, к 2028 году количество кораблей LCS должно составить треть от общей численности надводного флота военно-морских сил Соединенных Штатов, но, тем не менее, сейчас они не оправдывают возлагаемых надежд.

Почти одновременно с публикацией отрывков из доклада и выступлением Маккейна высказался министр ВМС Рэй Мабус. Согласно его заявлению, активно ведутся работы по устранению всех выявленных недостатков. Он согласился, что в начале строительства программа LCS являла собой самый настоящий беспорядок. Теперь же, в результате принятых мер, она стала одним из самых эффективных проектов последнего времени. Мабус полагает, что следует не прекращать строительство кораблей прибрежной зоны в соответствии с имеющимися проектами, а продолжать их доводку и совершенствование. Военно-морские силы попросту не могут ждать, пока появится некий новый проект, лишенный недостатков старого.

Программа LCS: чем дальше, тем дороже


В целом, современное состояние программы LCS оставляет желать лучшего. Эти корабли позиционируются как основа флота прибрежной зоны на ближайшие несколько десятков лет, но при этом пока имеют слишком много недостатков. Как это всегда бывает, имеющиеся недочеты постепенно исправляются, но это процесс занимает массу времени и приводит к дополнительным тратам. Подобные случаи были и ранее, но сейчас над дальнейшим осуществлением программы LCS висит «дамоклов меч» бюджетного секвестра. От Пентагона постоянно требуют сократить расходы, но корабли прибрежной зоны – явно не тот пункт бюджета, на котором можно сэкономить. Более того, в обозримом будущем стоимость этой программы будет только расти.

Таким образом, оба очевидных выхода из ситуации – закрытие программы LCS в пользу новой, лишенной недостатков, и доводка имеющихся проектов – влекут за собой затягивание сроков и увеличение стоимости всех работ. В таком случае доработка существующих проектов действительно выглядит немного более выгодной, поскольку проектирование нового корабля прибрежной зоны займет гораздо больше времени, а подобная техника нужна уже сейчас.


По материалам сайтов:
http://bloomberg.com/
http://popsci.com/
http://navy.mil/
http://naval-technology.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. синоби 16 мая 2013 08:05
    Проекты ради самих поектов чтоб поддержать производителя.Конечный результат мало кого волнует и никому в конечном счёте ненужен.Чем то знакомым повеяло,до дрожи родным.Из недавнего прошлого великой державы.
    1. Greyfox 16 мая 2013 08:33
      Недавнего? А мне сдается что и нашего настоящего тоже...
    2. vostok1982 16 мая 2013 21:19
      Дак в статьё о чем - именно это и есть настоящее великой державы.
    3. Hammer 17 мая 2013 07:59
      Вот именно.
      Данные корабли должны носить гордые имена - "Откат" и "Распил"!
      Наш Сюрдюков нервно курит в сторонке, посравнению с тем что твориться в американском военном ведомстве и ОПК.

      "И эти люди запрещают нам ковырятся пальцем в носу!" (с)
  2. vadson 16 мая 2013 08:32
    мда, этой калошей только пиратов в сомали гонять. только зачем в сомали 52 штуки? свои берега этой калошей охранять? от кого? от нас? как он может против подплава бороться? короче очередной попил бабла. рано они наш подплав списали, что конечно не может не радовать
    1. SWEET_SIXTEEN 16 мая 2013 11:57
      Цитата: vadson
      свои берега этой калошей охранять? от кого?

      нелегальных мигрантов
      наркодилеров
      подлодок

      корабли типа LCS пригодятся в зонах военных конфликтов - Ближний Восток, Юго-Восточная Азия - охрана водного района, патрулирование, поисково-спасательные операции, разминирование и т.п.

      «Присутствие на ротационной основе в Сингапуре кораблей контроля прибрежной зоны типа LCS (littoral combat ship) ВМС США, - пример смещения стратегических интересов США в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - привел слова генерала армии Мартина Демпси (Martin E. Dempsey) официальный сайт министерства обороны США.

      Глава объединенного комитета начальников штабов ВС США сообщил 3 мая по прибытии в Индонезию из Сингапура, что договоренность о присутствии кораблей типа LCS в Сингапуре была окончательно оформлена в ходе встречи министров обороны США Л. Панетты и Сингапура Нгег Хена (Ng Eng Hen).

      Встреча министров состоялась на 11-ой ежегодной конференции по безопасности в Азии, известной как «Диалог Шангри-Ла», которая прошла с 1 по 2 июня в Сингапуре.

      Генерал М.Демпси, однако, подчеркнул, что означает эта договоренность - «корабли будут управляться из Сингапура, а не базироваться здесь».

      Четыре корабля типа LCS, которые поочередно будут нести боевую службу в этом регионе периодами по 6-10 месяцев, будут патрулировать весь регион и заходить в порты Малайзии, Индонезии, Филиппин и других стран.
    2. старик54 16 мая 2013 21:22
      Цитата: vadson
      мда, этой калошей только пиратов в сомали гонять. только зачем в сомали 52 штуки? свои берега этой калошей охранять? от кого? от нас? как он может против подплава бороться? короче очередной попил бабла. рано они наш подплав списали, что конечно не может не радовать


      похоже Вы так и не поняли, что создание такой крупной серии кораблей охраны прибрежного района есть ни что иное, как очредной этап скрытой стратегии США по установлению тотального контроля над всем миром. Авианосцы же везде не понаставишь - ДОРОГО!:)) А вот не большие и НЕДОРОГИЕ и эффективные корабли, не предназначенные для встречи с серьёзным противником ранга Китай, Индия, Россия можно понатыкать в "узких", но очень важных с позиции геополитики местах МВП на Земле! Вот и вся их стратегия. А для защиты от сомалийских пиратов и их аналогов технология "стелс" на фиг не ннужна.:)
  3. timhelmet 16 мая 2013 08:43
    Цитирую: а их доработка привела к значительному удорожанию проекта

    В США даже производство чизбургеров приводит к удорожанию проекта. laughing
    Что там говорить о военной сфере
  4. Капитан Врунгель 16 мая 2013 08:47
    Корабль прибрежной зоны должен быть не больше корвета, со скоростью торпедного катера, с вооружением крейсера, защитой линкора, непотопляемостью фекалий. Идеальный корабль. И желательно, дополнительно. Умел взлетать и нырять.
    Капитан Врунгель
    1. Evgeny_Lev 16 мая 2013 09:30
      А вы думаете лобисты проекта, сенату, не так презентовали этого уродца?))
  5. KrSk 16 мая 2013 10:48
    Ну как же так а?... Ведь всегда всё получалось и с F 22 и с F 35 , а тут прям как то...
  6. snek 16 мая 2013 11:11
    Мы такие разные, но есть то, что нас сближает: распил и откат.
    snek
    1. SWEET_SIXTEEN 16 мая 2013 12:01
      Цитата: snek
      Мы такие разные, но есть то, что нас сближает: распил и откат.

      Единственное различие - у амеров есть на выходе три-четыре готовых LCS
      А у нас - сколково. Да еще фрегат "Горшков", что строится уже восьмой год
  7. SWEET_SIXTEEN 16 мая 2013 12:09
    На момент начала строительства головных кораблей двух серий (USS Freedom и USS Independent) цена строительства кораблей определялась в 220 миллионов долларов за каждый. За прошедшие годы корабли подорожали примерно в два раза. За каждый из двух десятков заказанных LCS, независимо от конкретного проекта, теперь приходится платить 440-450 миллионов. Нетрудно подсчитать, во сколько обойдется строительство всех запланированных 52 кораблей.

    Уникальный корабль. способный развивать 45 узлов
    Смелая конструктивная схема и компоновка
    Модульная конструкция, сменный набор оружия
    Широкий спект задач

    Отечественный "Горшков" без вооружения вытянул на 500 млн. - и это еще не предел, корабль все еще строится
    1. пацантрэ 16 мая 2013 22:08
      Горшков,даже если будет стоить под миллиард,обладает очень солидным вооружением,способен бороться с кораблями и ПЛ противника,наносить удары ракетами по суше,обеспечивать зональую ПВО.А LCS имеет одну единственную арт.пушку и немного зенитных ракет.На кой хрен он вообще нужен?Побольше бы информации о нём,его вооружении и модульности.А то,что корабль интересный - тут спору нет.Вот только пока полезным он не кажется.
  8. _КМ_ 16 мая 2013 12:59
    Любопытный корабль. Думаю, что во много неудача связана с желанием заказчика получить все и сразу.
  9. USNik 16 мая 2013 13:52
    оба варианта кораблей LCS обладают недостаточной живучестью.

    Дааа, броненосцы времен Цусимы в гробу переворачиваются из-за стыда за внучков...
    корабли прибрежной зоны способны воевать лишь с небольшими слабовооруженными кораблями и катерами.
    Т.е. в переводе на русский, эту баржу за 500млн может утопить любой малый ракетный катер? Молодцы, все правильно сделали drinks
    USNik
    1. Бурелом 16 мая 2013 17:30
      Цитата: USNik
      Т.е. в переводе на русский, эту баржу за 500млн может утопить любой малый ракетный катер?
      А небольшой слабовооруженный катер может утопить целый эсминец
      Бурелом
  10. ivantitanium 16 мая 2013 19:55
    Однако,не всё так сказочно у амеров, как показывают по Дискавери))))) и это не может не радовать!!!
    ivantitanium
  11. 11черный 16 мая 2013 20:45
    Цитата: ivantitanium
    Если же противник располагает противокорабельными ракетами с дальностью полета более пяти миль, то судьба корабля прибрежной зоны может быть незавидной. Оба варианта LCS оснащены лишь артиллерийским вооружением и зенитными ракетами.


    объясните мне - как это корыто сможет бороться с кемто если из ударного вооружения имеет только артиллерию ито мелкокалиберную (по меркам флота)

    да даже наш не очень удачный Буян (тоже кстати прибрежный корабль) с его 8 "Калибрами" по сравнению с LCS являет собой страшную силу laughing давайте амеры - СРОЧНО LCS на вооружение и про F35 не забудьте... drinks good

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня