Сорок часов в тылу врага. Как проходила секретная операция по спасению сбитого пилота F-15E

14 410 120
Сорок часов в тылу врага. Как проходила секретная операция по спасению сбитого пилота F-15E


Третьего апреля 2026 года иранские системы противовоздушной обороны сбили американский истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle. Это был первый случай потери американского самолёта внутри иранского воздушного пространства с начала военной операции «Эпическая ярость». Истребитель рухнул в горах Загроса, примерно в двухстах милях от побережья Персидского залива, в провинции Исфахан.



F-15E Strike Eagle — двухместный многоцелевой ударный самолёт четвёртого поколения, созданный для глубоких прорывов в оборону противника и точечного поражения целей. Экипаж состоит из пилота и оператора вооружений — офицера, отвечающего за управление системами наведения, сенсорами и вооружением. Именно разделение функций делает эту машину столь эффективной в условиях насыщенной ПВО, но не в этот раз: пилота удалось эвакуировать быстро, а оператор вооружений, полковник ВВС, оказался отрезанным в тылу врага.


Как и в любой армии мира, в ВВС США существует чёткий регламент действий на такой случай. Единый центр координации — Координационный центр по спасению ВВС (Air Force Rescue Coordination Center) — получает сигнал от катапультировавшегося лётчика и запускает протокол Боевой поисково-спасательный отряд (CSAR). Основу любой спасательной операции составляют действия группы Pararescue Jumpers — PJ, спецназа ВВС, проходящего жесточайший отбор. В PJ попадает далеко не каждый спецназовец.
Pararescue Jumpers (PJ) — элитное подразделение спецназа ВВС США, специализирующееся на боевых поисково-спасательных операциях (CSAR). PJ обучены действовать в тылу врага, оказывать высококвалифицированную медпомощь и эвакуировать персонал в любых условиях. Их девиз: «Чтобы другие могли жить» (That Others May Live).


С момента катапультирования до момента спасения прошло более сорока часов. Сорок часов, в течение которых потеря одного человека превратилась в гонку между двумя армиями, двумя разведывательными системами и двумя совершенно разными представлениями о том, что значит «не оставлять своих».

Гонка


Иран отреагировал немедленно. Государственное телевидение IRIB транслировало сообщения с предложениями денежного вознаграждения за поимку американского лётчика. Население призвали активно участвовать в поисках. Одновременно военные власти выпускали указания: не причинять вреда пилоту, обеспечить его "мягкое" задержание. Местные жители уже стекались к месту крушения, когда иранские военные колонны двигались к району предположительного нахождения лётчика.

Раненый лётчик отошёл от места падения, перемещался по горной местности и поддерживал прерывистую связь с американскими силами через аварийные радиомаяки и портативные рации.

Уловка


Пока спецназ готовился к вылету, ЦРУ запустило операцию прикрытия. Американская разведка распространила внутри Ирана дезинформацию о том, что силы США якобы уже обнаружили лётчика и эвакуируют его наземным путём за пределы страны. Эта уловка направила иранские поисковые группы в ложном направлении и выиграла драгоценные часы.

Параллельно с этим ЦРУ определило точное местонахождение лётчика и передало координаты в Пентагон и Белый дом. Без этой информации спецназ, действующий в сложном горном рельефе площадью в сотни квадратных миль, столкнулся бы с неразрешимой задачей.

Комбинация дезинформации и точной разведки стала краеугольным камнем всей операции.

Спасение


В ночь с четвёртого на пятое апреля американские силы начали операцию. Масштаб был впечатляющим: сотни военнослужащих специальных операций, десятки летательных аппаратов, многоуровневая разведывательная архитектура, включающая воздушную разведку, ИИ и спутниковое наблюдение.

Наземный компонент составляли операторы DEVGRU — 6-й команды «морских котиков» (SEAL Team 6), подразделения первого эшелона, созданного в 1980 году после провала операции «Орлиный коготь» — той самой неудачной попытки спасти заложников в Иране, которая стоила жизни восьми американским военным и определила на десятилетия вперёд отношение США к операциям спецназа в этом регионе. Параллельно действовали Pararescue Jumpers.

Авиационное прикрытие обеспечивали истребители F-35, действовавшие в режиме стелс для подавления иранских ПВО и обеспечения превосходства в воздухе над районом операции.

Разведку вели беспилотники MQ-9 Reaper, обеспечивая постоянное наблюдение в реальном времени и за лётчиком, и за приближающимися иранскими силами.

Доставку и тыловое обеспечение осуществляли самолёты MC-130J Commando II, способные выполнять маловысотные полёты в сложном горном рельефе. Именно они доставили на передовую площадку вертолёты 160-го авиационного полка специальных операций — «Ночных сталкеров».

У PJ есть собственная авиационная инфраструктура: беспилотники, вертолёты, ударные БПЛА, конвертопланы, собственные заправщики HC-130. Всё это было задействовано в операции, что делало спасательную группу полностью автономной боевой единицей, а не просто «пассажирами» на чужих вертолётах.

«Маленькие птички» и смерть с небес


Самым неожиданным элементом операции стало использование лёгких вертолётов AH-6/MH-6 Little Bird. Эти компактные машины, больше напоминающие вооружённые спортивные вертолёты, чем боевые аппараты, способны быть доставлены в грузовом отсеке C-130, развёрнуты и подняты в воздух за считанные минуты.

На импровизированном аэродроме к югу от Исфахана MC-130J выполнили роль одновременно транспортёров, складов вооружения и заправочных станций. Little Bird в конфигурации AH-6 обеспечивали огневую поддержку и защиту посадочной площадки. В конфигурации MH-6 они участвовали в непосредственном поиске и эвакуации лётчика.


AH-6 выкатывают из грузового отсека MC-130

Американские штурмовики наносили точечные удары по иранским колоннам, пытавшимся приблизиться к местонахождению лётчика, фактически изолируя район операции и создавая временные коридоры для эвакуационных групп. Видео, предположительно снятое очевидцами, показывает стрельбу с борта летательного аппарата, который аналитики идентифицировали именно как AH-6 Little Bird.

Цена


Операция завершилась успешно, но её стоимость оказалась существенной.

Два транспортника C-130. Самолёты совершили посадку на грунт — импровизированную площадку в пустынной местности — чтобы забрать спецназ и лётчиков. Однако с грунта они не смогли взлететь. Американцы уничтожили оба самолёта собственными силами, чтобы чувствительное оборудование — системы связи, навигации, средства радиоэлектронной борьбы — не досталось противнику.


Справа подбитый Little Bird, слева — остов C-13



На заднем плане виден сгоревший C-130, а на переднем — роторная мачта H-6


Поле обломков выглядит довольно большим

Два вертолёта Black Hawk. Огнём с земли иранские подразделения подбили два «Блэк Хока». Экипажи выжили, но вертолёты были потеряны. На фотографиях с места событий, опубликованных в социальных сетях и проанализированных The War Zone, среди обломков обнаружены также остовы двух вертолётов Little Bird.

Штурмовик A-10 Warthog. По некоторым данным, иранские силы ПВО сбили штурмовик A-10 Thunderbolt II, но лётчика удалось эвакуировать. Это первое подтверждённое поражение знаменитого «бородавочника» в этом конфликте.

Трамп заявил, что американских потерь в живой силе не было — все лётчики и операторы спецназа были эвакуированы живыми.

С иранской стороны картина выглядит иначе. По данным иранских военных и КСИР, переданных государственному телевидению, в ходе операции было уничтожено несколько «вражеских летательных аппаратов». КСИР оспаривает утверждения Вашингтона об успешном спасении, хотя доказательств гибели или захвата американского лётчика иранская сторона не представила. Фотографии горящих обломков C-130 и вертолётов, опубликованные иранской стороной, однако, подтверждают материальные потери американцев.

Что это говорит о современной войне


Операция по спасению лётчика F-15E стала редким примером, в котором одновременно проявились все уровни современного военного конфликта.

Стратегический уровень. Способность вернуть своего человека из глубины территории противника — это не только моральный императив (доктрина «не оставлять своих»), но и стратегический сигнал. Успешная операция укрепляет уверенность лётного состава: пилоты, знающие, что за ними придут, действуют решительнее и берут на себя больший риск.

Оперативный уровень. Интеграция ЦРУ, DEVGRU, PJ, 160-го авиаполка, истребителей пятого поколения и беспилотной разведки в единую операцию, развёрнутую за часы, демонстрирует высокий уровень межведомственной координации..

Тактический уровень. Использование MC-130 для доставки вертолётов на импровизированный аэродром, развёртывание Little Bird за минуты, огневое прикрытие с воздуха и уничтожение техники при отходе — всё это отработанные до автоматизма процедуры, проверенные в десятках учений и реальных операций.

Слабые места


Однако операция обнажила и уязвимости, причём масштаб потерь оказался существенно больше, чем первоначально сообщали американские СМИ. Два C-130, два Black Hawk, два Little Bird и один A-10 — это значительные материальные потери за одну миссию по спасению одного человека.

Кроме того, сам факт уничтожения F-15E, A-10 и двух Black Hawks указывает на то, что иранская интегрированная система ПВО остаётся способной поражать американские самолёты и вертолёты даже при действиях на значительном удалении от побережья.

Иранская сторона продемонстрировала противоречивую реакцию. С одной стороны, военные утверждали об уничтожении американских аппаратов — и фотографии частично это подтверждают. С другой, сам факт того, что США удалось провести такую операцию глубоко внутри иранской территории, представляет собой серьёзный вызов для Тегерана. Если противник способен посадить транспортники, организовать аэродром, доставить вертолёты, обеспечить их заправку и прикрытие в двухстах милях от побережья, вести полноценный наземный бой с иранскими подразделениями и уйти — это ставит под вопрос эффективность всей системы обороны.

Публичные заявления о «провале» американской операции при одновременном отсутствии доказательств гибели или захвата лётчика говорят о том, что иранская сторона оказалась неспособна перехватить инициативу, несмотря на численное превосходство на местности. Иран нанёс урон, но не достиг главной цели — не захватил живого американского офицера, который стал бы колоссальным пропагандистским и разведывательным трофеем.

Как бы провели подобную операцию другие военные державы?


Россия. Российские ВКС обладают поисково-спасательными возможностями, включая вертолёты Ми-8АМТШ и самолёты Ил-76. Однако российский опыт в Сирии показал, что координация между разными видами вооружённых сил остаётся значительной проблемой. Операция аналогичной сложности потребовала бы гораздо больше времени на подготовку и, вероятно, столкнулась бы с трудностями в обеспечении скрытного проникновения. Как точно заметил журналист Андрей Медведев в своём телеграм-канале:
«Тут можно поиронизировать, что американцы не учли подготовку иранских сил ПВО и иранских военных.
Но я тут повод для иронии, честно сказать, не вижу.

Вот когда у нас в вооруженных силах будет отстроена такая же система работы поисковых групп, у которых будут свои не только вертолёты (на вертолётах наши группы работают, да), но и истребители, БПЛА, штурмовики и транспортники, единый центр командования, спутниковая связь и передача данных, свой учебный центр, тогда и будем снисходительно иронизировать.

А пока просто смотрим и понимаем, что есть над чем работать.»

Китай. Народно-освободительная армия Китая активно развивает возможности сил специальных операций, однако они остаются преимущественно ориентированными на региональные конфликты. Проведение скрытной операции глубоко внутри территории серьёзного противника, требующей межведомственной координации на уровне ЦРУ — Пентагон, остаётся за пределами текущих возможностей Пекина.

Израиль. Армия обороны Израиля, пожалуй, ближе всех стоит к американской модели. Опыт операций в глубине вражеской территории и тесная интеграция разведки с боевыми подразделениями создают основу для подобных миссий. Однако масштаб операции в Иране — сотни военнослужащих, десятки самолётов, многоуровневое прикрытие — превосходит текущие израильские возможности по проецированию силы на подобные расстояния.

Великобритания. SAS и SBS обладают высочайшим уровнем подготовки, а британская разведка MI6 традиционно сильна на Ближнем Востоке. Однако Королевские ВВС не располагают таким количеством специализированных платформ, необходимых для комплексного обеспечения подобной операции.

Заключение


Операция по спасению лётчика F-15E — это не просто история о храбрости отдельных людей, хотя храбрость здесь присутствует в избытке. Это история о системе, способной за часы сконцентрировать разведку, авиацию, спецназ и тыловое обеспечение в единую точку на карте вражеской территории и вывести оттуда живого человека.

Цена оказалась высокой: несколько единиц техники, каждая из которых стоит десятки миллионов долларов. Но философия, стоящая за этой ценой, проста и не подлежит обсуждению: технику можно заменить техникой, но человека заменить нечем.

В 1980 году в этой же стране, в этих же горах, американский спецназ потерпел сокрушительное поражение — операция «Орлиный коготь» закончилась гибелью восьми военнослужащих в пустыне у места под названием «Пустыня Один». Сорок шесть лет спустя преемники тех, кто погиб тогда, вернулись и выполнили миссию. С потерями, но выполнили.

***
Хотелось бы еще уточнить вот какой момент: пусть никого не смущает та якобы легкость, с которой американцы переиграли иранцев на их поле. На самом деле, США взяли этот матч на опыте: ЦРУ весьма известная контора с огромным человеческим и техническим штатом: шпионы, разведчики, спутники, стратегические дроны и так далее. И главное - огромнейший опыт, причем, в основном успешный.

Что касается парамедиков-спасателей, то это вообще отдельная тема. Эти ребятки копят опыт аж с 1943 года, то есть, со Второй Мировой воны, когда разобщенные подразделения армейского подчинения, сформированные и обученные практически на добровольных началах, спасали американских летчиков по всему миру, от Германии до Тихого океана. Потом были Корея, Вьетнам и десятки других конфликтов, что и позволило в итоге создать одну из самых продвинутых спасательных служб в мире.

Иран может утешить себя тем, что ради спасения одного летчика-оператора США положили на иранскую землю техники почти на 300 миллионов долларов. Это тоже вполне себе неплохой вариант.
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    6 апреля 2026 14:49
    Крайне сомнительно, что потеряв такое количество техники, США не потеряли людей.
    1. -2
      6 апреля 2026 14:57
      Вроде мелькает фото обгоревшего черепа, как бы пилота в одном из самолётов.
      1. +3
        6 апреля 2026 15:02
        Техники потеряли 11 бортов. об этом пишет Military Watch Magazine, вот ссыль https://inosmi.ru/20260406/poteri-277848677.html
        А череп в самолете(по версии из Ирана) можно видеть по этой ссыле:
        https://staryiy.livejournal.com/9384478.html
        1. 0
          6 апреля 2026 15:08
          Только чей он и что с эвакуированными?
          1. 0
            6 апреля 2026 18:02
            Цитата: Миха1981
            Только чей он и что с эвакуированными?


            Дело ясное, что дело темное... если американцы видели череп (останки) своего пилота то почему не забрали ? Ведь такие снимки негативно могут сказаться на США, и те кто занимается пропагандой и подобной тематикой, должны это понимать.

            И действительно это череп американского пилота ? Иранцы насколько я помню, неплохо освоили снимки с ИИ.... и ведут мощную контрпропаганду, так что тут верить кому то вообще сложно.

            С другой стороны, тела погибших американцев от столкновении с ВС Ирана, тела летчиков (которые можно опознать) мы не увидели.... так что, если потери и были, то Американская сторона, погибших/раненных + группу спецназа и т.д. эвакуировала.

            P.S. Тем более череп среди обломков С-130, который американцы сами и подорвали... как то картинка тут не сходится.
    2. -3
      6 апреля 2026 14:59
      Да, гладенькая сказочка получилась. Напоминает попытку строить хорошую мину при плохой игре. В итоге, даже если они действительно кого-то эвакуировали, всё это получается в парадигме "всё ...отдал, но флот не опозорил"
    3. SSR
      +6
      6 апреля 2026 19:44
      Цитата: rytik32
      Крайне сомнительно, что потеряв такое количество техники, США не потеряли людей.

      Дело даже не совсем в этом, попробую объясниться.

      Цитата: rytik32
      Стратегический уровень. Способность вернуть своего человека из глубины территории противника — это не только моральный императив (доктрина «не оставлять своих»),


      Наши при планировании, мыслят на "своём уровне" а американцы, как хорошие бизнесмены, на делко вперде.
      Сейчас фамилию не помню, но когда создавался первый карманный калькулятор, многие крутили у виска, со словами , что чел никогда не окупит, но всё окупилось, человек смотрел гораздо дальше.
      Так и тут, они к спасению одного, приурочили кучу другого, задачу выполнили и по факту - учиться всем.
      Как мы пишем - технику построим а человека не вернуть.
      Главное- технику живой не отдали, пилота не сдали, тема для фильма в Голивуде есть и тут Трамп прав. 😁


      Это коротко.
      1. 0
        6 апреля 2026 20:04
        Масштаб поражает, но даже их скептики пишут, что для спасения одного, не проводят таких операций, это было явное прекрытие. Попытка десанта.
        1. kig
          +1
          7 апреля 2026 13:29
          Цитата: Миха1981
          Масштаб поражает

          в х-файлах появилась интересная карта, составленная неравнодушными энтузиастами. Правда, автор не рассказывает, каким образом он вычислил районы, где происходили основные события. На всякий случай расшифровка сокращений:

          CSAR: Combat Search and Rescue, то есть специальная операция по поиску и спасению в боевых условиях
          WSO LZ: weapon systems officer, летчик и второй кабины, управляет оружием.
          LZ: landing zone, место приземления
          FARP: forward arming and refueling point, передовой пункт вооружения и дозаправки, где бросили вертолеты и самолеты
          Herky: вероятно, позывной самолетов HC-130
          Littlebird; вертолет МН-6, использовавшийся в операции.
          1. 0
            7 апреля 2026 13:49
            Ясно, а вообще, есть мысли их блогеров, что они об этом думают?
    4. +2
      7 апреля 2026 03:14
      Цитата: rytik32
      Крайне сомнительно, что потеряв такое количество техники, США не потеряли людей.

      Начались стоны из серии "Вы все врете!, Так не бывает!"
      1. -3
        7 апреля 2026 09:10
        Цитата: Дырокол
        Начались стоны из серии "Вы все врете!, Так не бывает!"

        А как иначе, если господа предлагают верить им на слово?
      2. +3
        7 апреля 2026 10:33
        Это всё чистая психология. Когда у тебя всё через одно место, хотя ты до этого хвастался что "ого-го", а у соседа, который тоже хвастался, получается и не вдруг, а он долго и упорно тренировался, чего не делал ты, то что еще остается говорить?
    5. +1
      7 апреля 2026 07:15
      Началось… вспомните, ещё неделю назад ту на ВО, да и не только, такие же неверующие насмерть стояли, заявляя что «американцы не летают над Ираном, там ПВО!». Как оказалось из ПВО есть только ПЗРК, которые не переловишь… оказалось, что в 400км можно аэродром организовать и вести поиски чуть ли не десятком бортов… но такие как вы дальше будут кричать «такое не возможно»…
      ЗЫ: интересно где автор нашел информацию, что сбил «блек хоки»? Видел только информацию, что они получили повреждения от огня с земли, и видел видео где местные стреляют из АК и охотничьих ружей по ним… а с учетом, что уже куча фото, как американцы бомбами «перепахали» даже дороги, думаю там ничего серьезнее АК и не было у иранцев.
      1. -2
        7 апреля 2026 09:12
        Цитата: parma
        оказалось, что в 400км можно аэродром организовать и вести поиски чуть ли не десятком бортов

        Есть пруфы про десяток бортов?

        Цитата: parma
        думаю там ничего серьезнее АК и не было у иранцев

        Вы видели пробоины в обшивке? Там явно не АК!
        1. +1
          7 апреля 2026 10:38
          Из того, что известно точно - 4 «литл берда» +2 С-130 для их доставки (это которые подорвали уходя), ещё на видео попал С-130 как заправщик для 2 «блек Хоков», еще был сбитый А-10, уже десяток…

          Нет, я не видел фото, а вы видели? Можете поделиться?
          1. 0
            7 апреля 2026 10:55
            Цитата: parma
            Из того, что известно точно

            Это список того, что сбили. Не факт, что этой технике удалось участвовать в поиске.

            Цитата: parma
            Можете поделиться?

            https://vk.com/wall-107986197_82730
            1. -1
              7 апреля 2026 11:43
              Из указанного мною списка сбили только А-10, 2 С-130 и 4 «берда» американцы взорвали сами. Ещё один С-130 и 2 «блек хоука» ушли «домой» с повреждениями (вероятно огонь с земли из легкой стрелковки), их фото нигде нет.
              На представленном вами фото как раз остатки взорванного. На наземный подрыв указывает тот факт, что если бы это было в воздухе, то обломки раскидало на сотни метров, а то и километров. Если бы накрыли на земле артиллерией/рсзо были бы кратеры от промахов. Значит взрывали либо зарядами на земле либо высокоточкой, а это уже явно не иранцев рук дело.
              Ну либо вы можете верить, что всех убили и все скрывают. Правда тогда вопрос - а Ирану зачем скрывать тела?
              1. +1
                7 апреля 2026 11:48
                Цитата: parma
                то обломки раскидало на сотни метров, а то и километров

                Так бы случилось, если самолет разлетелся в воздухе. А если бы сел поврежденным или разбился от удара о поверхность?


                Цитата: parma
                На наземный подрыв указывает

                Если бы взрывали на земле, то никто бы не стал закладывать поражающие элементы, следы которых видны на фото
                1. -1
                  7 апреля 2026 11:55
                  Хорошо, где тела или их фрагменты? Где в конце концов личное оружие/снаряжение бойцов? Есть фото, где иранцы на фоне обломков позируют с трофейной пулеметной лентой и НУРом, как раз из комплекта «литл берда», как они уцелели про падении? думаю что их просто сложили в зоне «перезарядки» для вертолетов, а потом бросили за ненадобностью. Версия о сбитии слишком «жидкая», основана лишь на желании этого…
                  1. 0
                    7 апреля 2026 12:01
                    Цитата: parma
                    Где в конце концов личное оружие/снаряжение бойцов?

                    Я не сомневаюсь в том, что бойцы и оружие были эвакуированы.
                    1. 0
                      7 апреля 2026 12:19
                      Подождите, а кого эвакуировали, если транспортники по вашему были сбиты?… где тела/фрагменты лет тех кто в них летел? Опять же, если самолёты сели с такими повреждениями, что взлет не возможен, то как отработали вертолёты? Есть самолётов было больше чем 2, и только часть смогла взлететь зачем было гнать дополнительные борта, не проще бросить вертолёты и вывезти людей на оставшихся? В общем альтернативные версии порождают больше вопросов чем ответов, да и ответы существуют только потому что так хочется..
                      1. +1
                        7 апреля 2026 12:26
                        Я имею очень мало информации, чтобы строить какие-то свои версии. Но изложенная выше версия "шита белыми нитками". Она не объясняет
                        1. Откуда следы повреждений?
                        2. Почему бросили вертолеты, которые могли долететь до Кувейта?
                        Изложенная в статье версия не подтверждена ничем, кроме слов.
                        Почему бы не показать спасение пилота? Взлеты и посадки самолетов и вертолетов?
                      2. 0
                        7 апреля 2026 12:47
                        На это вопросы как раз есть ответ:
                        1)американцы утверждают, что уничтожили ударом с воздуха, да даже если был подрыв на земле - взрыв был явно не один, осколки от соседней техники.
                        2)паспортная дальность полёта MH-6, соответственно даже если бы дотянули до ближайшей «союзной территории» (а это граница Ирака в ~400км) риск слишком велик
                        3)возможно покажут еще, мало времени прошло. Пока отвезут в госпиталь, медики поработают и тд. В конце концов может час отказался
                        4)фото/видео работы спасателей могут быть секретны, да и улетали на одних, вернулись на других самолетах
                        Так что официальная версия вполне жизнеспособна и в ее пользу есть факты, а вот версия о сбитии чего-то или тем более о провале пока фактов не имеют.
                      3. 0
                        7 апреля 2026 13:16
                        Цитата: parma
                        Так что официальная версия вполне жизнеспособна и в ее пользу есть факты

                        В том и дело, что никаких фактов нет.
                        Есть сожженная авиатехника - это факт. А как она там оказалась и каким способом её уничтожили - сплошные домыслы.
                        Спасение пилота пока тоже никто ничем не подтвердил.
                      4. 0
                        7 апреля 2026 13:30
                        Цитата: parma
                        тем более о провале пока фактов не имеют

                        И еще важный факт: обнаружено только одно кресло пилота. Где тогда второе кресло?
                        Если второе кресло так ничто и не нашел, значит скорее всего и второго пилота тоже никто не нашел, ну возможно за исключением шакалов или другого зверья
                2. 0
                  7 апреля 2026 12:41
                  Всё "сбитые" упали в одну точку размером с бейсбольную площадку в этой степи?
                  А дырки могли быть и от бомб высоко точки и от осколочных гранатомётов, если спецназ стрелял.
                  Вертолёты бросили потому, что они отработали по персам, а их снова заправить надо
                  1. +1
                    7 апреля 2026 13:11
                    Цитата: тлауикол
                    Всё "сбитые" упали в одну точку размером с бейсбольную площадку в этой степи?

                    Я не утверждаю, что вся техника была сбита.

                    Цитата: тлауикол
                    А дырки могли быть и от бомб высоко точки

                    Есть много фото и видео того места - воронок от бомб нет.
                    Цитата: тлауикол
                    от осколочных гранатомётов

                    гранатомет не дает таких крупных осколков
                    1. 0
                      7 апреля 2026 13:17
                      Тогда где фото сбитой?
                      Они же не бетонобойки применяли, наверняка осколочные бомбы. Хватило бы и одной. Или изнутри подорвали
                      Какой гранатомёт, рпг7? Да, не даёт. А Карл Густав? + горение
                      1. 0
                        7 апреля 2026 13:27
                        Цитата: тлауикол
                        огда где фото сбитой?

                        Я выкладывал выше

                        Цитата: тлауикол
                        А Карл Густав? + горение

                        У него поражающие элементы - шарики диаметром 3 мм. Вы так шутите???
                      2. 0
                        7 апреля 2026 13:33
                        Вам уже указали выше, что это остатки взорванного.
                        Гранатомёт всего лишь последняя версия. Пожар увеличит пробоины.Основная версия - бомбы
                      3. 0
                        7 апреля 2026 13:47
                        Цитата: тлауикол
                        Основная версия - бомбы

                        Тогда покажите воронки от бомб
                        Цитата: тлауикол
                        Пожар увеличит пробоины

                        Если алюминий начнет гореть, то сгорит весь, а не дырочки прогорят
                      4. 0
                        7 апреля 2026 13:59
                        Бомба в воздухе взорвалась. Чтобы два раза не бросать. А могли и взрывчаткой.
                        Проще персам показать горы трупов.
                        Чеж он, аллюминий весь не сгорел? Надоело или устал?
                      5. +1
                        7 апреля 2026 14:03
                        Коллега, отступитесь горбатого самим уже не исправить…
                        ну ведь ясно уже, что иранцев подкупили американцы, чтоб трупы не показывали, а то удар по имиджу… точно также, как в свое время они купили подтверждение от советского руководства, что съёмка Кубрика это и есть высадка на луну…
                      6. +1
                        7 апреля 2026 14:06
                        Главная наша беда это отсутствие критического мышления у 99% населения.
                        И дороги
                      7. 0
                        7 апреля 2026 14:12
                        Цитата: тлауикол
                        Бомба в воздухе взорвалась

                        От какого взрывателя?

                        Цитата: тлауикол

                        Чеж он, аллюминий весь не сгорел? Надоело или устал?

                        Где алюминий горел, он там и сгорел ...
                      8. 0
                        7 апреля 2026 14:25
                        Вам, я вижу, всё равно нечем заняться. Вы, это, возьмите алюминий, керосин, спички. И сожгите его. Авось, получится
    6. 0
      7 апреля 2026 11:07
      Цитата: rytik32
      Крайне сомнительно, что потеряв такое количество техники, США не потеряли людей.

      Американская версия, которую сайт нам очень заботливо изложил, сомнительна вся целиком. Самолеты -транспорты ушли туда пустыми? Зачем?! И т.д. Все это на рабочую версию похоже как свинья на балерину.
      1. 0
        7 апреля 2026 11:47
        С чего вы взяли что они ушли пустыми? Официальная версия - сперва сели 2 С-130 с легкими вертолётами и спецназом на борту. Вертолеты забрали пилота, но выяснилось что взлететь самолёты с грузом не могут (вероятно и без вертолетов тоже, к примеру повреждения шасси). Тогда выслали более легкие пассажирские(!) винтовые самолёты и вывезли людей, технику подорвали.
        ЗЫ: я понимаю, что очень хочется Американского провала, но боюсь на желании все и остановится…
        1. 0
          7 апреля 2026 13:11
          Потому что транспортники в дым, а жертв типа нету) То есть пустые) Ну, если не принимать всерьез американский официальный бред, а подумать и предположить, что все это была десантная операция (что логично, там неподалеку у персов занятный аэродромчик), и ы все там перепахали чтобы свои потери скрыть... Ну и так далее)
          1. +1
            7 апреля 2026 13:45
            Я так и не понял что такого в том, что техника подорвана при отходе и потерь нет? Если техника не может быть вывезена предлагаете ее противнику оставить, как наши в свое время в 2022 танки украинцам оставляли?….
            1. 0
              7 апреля 2026 16:36
              Техника не подорвана) Она тщательно разбита бомбами и ракетами. Впрочем, вы полностью в курсе) Что то лень мне заводиться с либерастами нынче...
              1. 0
                8 апреля 2026 07:11
                Прикольно вы штампами кидаетесь… ну да ладно… видимо в чем принципиальная разница способа подрыва своей же техники при отходе - зарядами на земле или с воздуха или как это связано с потерями личного состава, я не услышу… уряки, что с вас взять
  2. +6
    6 апреля 2026 14:51
    Вангую в скором времени Голливуд по этому поводу снимет фильм героический
    1. 0
      6 апреля 2026 15:06
      Голливуд сейчас мало что снимает, а то что снимает, то за границей ...Там запустение... Вангую, что не снимут фильм..
      1. SSR
        -1
        6 апреля 2026 19:56
        Цитата: Курильщик
        Там запустение... Вангую, что не снимут фильм..

        Снимут.
        Герой пилот 3-21рас, спасатели боевое братство 3-21сов армии эпштейна.
        Всё на благо мира.
        Вот.)))
        Трампушу push-push продавят.
  3. +12
    6 апреля 2026 14:55
    Удивительная статья
    Неожиданная для формата российского ресурса патриотической направленности
    Но - да, на все сто отвечает тематике военной аналитики

    По теме - будем надеяться, что каждая такая операция самым серьёзным образом анализируется не только на ресурсах, как этот, но и в Генштабе ВС РФ. И извлекается необходимый опыт
    1. +10
      6 апреля 2026 19:53
      Цитата: sdivt
      По теме - будем надеяться, что каждая такая операция самым серьёзным образом анализируется не только на ресурсах, как этот, но и в Генштабе ВС РФ. И извлекается необходимый опыт

      Честно говоря я тоже надеюсь но не очень то и верю в том что в Генштабе почешутся и начнут анализировать. Ведь предупреждали же что аеродромы стратегов практически беззащитны. И что? ДВА удара по стратегам и удар по ДРЛО к сожалению успешных для врага. То же самое и про Уст Лугу. Уже целый год укропы бьют по НПЗ и инфраструктуру и все равно почти половина порта выгорела!!! Конечно защитить все невозможно, но можно же черт возми сбивать дронов над Естонией, ан нет. Как бы не спровоцировать конфликт. Так именно отсуствие вообще всякого ответа и приводит к ескалации!!!
      1. +6
        6 апреля 2026 20:43
        Цитата: nedgen
        Честно говоря я тоже надеюсь но не очень то и верю в том что в Генштабе почешутся и начнут анализировать.

        Апрель, к Параду надо готовиться.
        1. 0
          7 апреля 2026 17:08
          Да, скоро Парад, опять порадуемся. А на счёт статьи дела такие: часть людей будет завидовать американцам, в том, что сумели спасти своих, а другая часть будет злится на них, что они это сделали.
          Я лично завидую, так как на Украине наших сбитых пилотов мы не смогли спасти.
    2. +1
      6 апреля 2026 21:33
      Меня уже задолбали эти аодвывания, как нужно учится у американцев, спасать своих пилотов. Как будто до них, подобных операций не проводилось. Так я напомню. Спасение русского штурмана, сбитого Су-24,в Сирии. Фильм снят, кажется "Небо" называется. Спасение будущего генерала Руцкого, пилотировавшего Су-25 в Афганистане. Того вообще смогли вытащить из под носа бармалеев с повреждённым позвоночником. Второй раз ему повезло меньше. Он упал на территории Пакистана и попал в плен, но был обменян. Что касается этой операции, то здесь пока все темно. Американцы спасенного пилота так и не показали. Зато потеряли бог знает сколько авиатехники. И не верю, что без потерь.
  4. Комментарий был удален.
  5. -2
    6 апреля 2026 14:59
    Летчика спасли. Будет чем париться полосатым. Но победили - то в этой ситуации иранцы.
  6. +2
    6 апреля 2026 14:59
    Вот уж поистине масштаб спасательной операции с привлечением стольких сил необычен. Просто янки не так часто воюют, не так часто теряют летательные аппараты и обладают кучей денег, мощной разведкой и большим перечнем авиационных средств.
    1. -1
      6 апреля 2026 15:08
      Скорее под видом её, хотели рейд провести.
    2. +3
      6 апреля 2026 15:24
      Так может их система позволяет более грамотно применять ВС, без массовой потери людей и техники?

      В этом вопросе у нас есть чему поучиться.
    3. +1
      6 апреля 2026 15:24
      Вот уж поистине масштаб спасательной операции с привлечением стольких сил необычен.

      вспомните Оскароносный фильм - Спасти рядового Райана...
      1. 0
        7 апреля 2026 10:54
        Тут больше подойдёт фильм "В тылу врага" 2001 г с Машковым.
  7. +7
    6 апреля 2026 15:00
    Ну что сказать, можно только позавидовать такой организации. Если всё так как описано. Хотелось бы чтобы и наши так могли.
  8. Комментарий был удален.
  9. -6
    6 апреля 2026 15:04
    Шварценеггер был бы лучшим актером, чем Трамп, в роли спасителя. Какие идиоты! Их голливудский фильм — это фильм ужасов, где убивают детей. Теперь они хвастаются честью и храбростью, хотя на самом деле они всего лишь преступные педофилы. Ложь ни к чему не приводит. Сценарий был написан после выхода фильма, и ни один здравомыслящий человек не поверит им.
  10. 0
    6 апреля 2026 15:04
    КСИР оспаривает утверждения Вашингтона об успешном спасении, хотя доказательств гибели или захвата американского лётчика иранская сторона не представила.
    Объективности ради, американцы тоже ничего не предъявили. Более того, иранцы обнаружили среди останков самолетов обгоревший череп
    1. +3
      6 апреля 2026 15:14
      Сдается, это была разведка боем, она не удалась, пришлось ограничется пиаром. Не факт, что даже тело пилота нашли.
  11. Комментарий был удален.
  12. -6
    6 апреля 2026 15:18
    Не стал чить, но на писано много. И на верное какие они герои. Да, куда нам до них.
  13. -3
    6 апреля 2026 15:30
    Если говорить не о военной а политико -идеологической стороне вопроса, то на фоне
    заявлений президента США, о том, что войну уже давно выиграли, это просто эпический провал.
    Потерять 9 летательных аппаратов стоимостью треть миллиарда баксов после победы просто невозможно.
    А значит президент Трамп либо врет либо некомпетентен.
  14. -3
    6 апреля 2026 15:31
    Я только одно не понял - пилота они своего нашли?
    Или эта статья как раз та самая дезинформация ЦРУ?
  15. -1
    6 апреля 2026 15:34
    Цитата: rytik32
    Крайне сомнительно, что потеряв такое количество техники, США не потеряли людей.

    У мя вопрос: куда делись 19 лётчиков с набитой иранцами техники? fool wassat Транспорт не смог взлететь, ок, куда они делись?
    Короче: "Падение чёрного ястреба" 2:0, зрелищный фильм, но тупой. Для иранцев может и престижно было лётчика публично казнить, но судя по остатку, они и планировали намолотить побольше, а не за Скалолалом-полковником амеровским бегать? laughing
    1. +3
      6 апреля 2026 17:54
      Цитата: alexputnik17
      У мя вопрос: куда делись 19 лётчиков с набитой иранцами техники? Транспорт не смог взлететь, ок, куда они делись?


      Если следовать логике, эвакуированы вместе с группой спецназа... сомнительно что они остались "на земле" когда американцы забирали своих.

      Пленных, или тела убитых Американцев, по крайней мере я не видел в сети... есть фото с черепом пилота, но насколько оно соответствует действительности вопрос, если американцы его видели то почему не забрали череп (останки) или это работа ИИ и пропаганды Ирана ? В общем вопросов по этому снимку много.
  16. -2
    6 апреля 2026 15:35
    Как бы провели подобную операцию другие военные державы?
    Россия. Российские ВКС обладают поисково-спасательными возможностями, включая вертолёты Ми-8АМТШ и самолёты Ил-76. Однако российский опыт в Сирии показал, что координация между разными видами вооружённых сил остаётся значительной проблемой.

    И мы это видели по опыту эвакуации солдат с территории проведения СВО...
    И это только известные случаи, когда бойцы неделями находились без реальной помощи (возможно числились без вести пропавшими)...
    Что касается армии США, да пусть они все бы там полегли - по барабану...
  17. 0
    6 апреля 2026 15:54
    Ну молодцы вытащили своего, сейчас только они и могут проводить такие операции, у остальных не денег не техники нет. Я вот прикинул какая была бы наша армия если бы у нее было американское финансирование, ох уж эти фантазии.
    1. +2
      6 апреля 2026 20:07
      Цитата: Seneka
      Ну молодцы вытащили своего,

      Раз на раз не приходится. В прошлый раз не только не вытащили, но ещё и восемь "спасателей" в горизонтальном положении оставили. Причём за ними уже не прорывались. А в этот раз подфартило, но дороговато вышло.
      Цитата: Seneka
      сейчас только они и могут проводить такие операции, у остальных не денег не техники нет.

      Наши проводили подобную операцию в 2015 году в Сирии, когда турки сбили наш СУ-24.
      Тогда один пилот погиб, а второй пилот был обнаружен и эвакуирован из под носа туркоманов и игиловских бармалеев.
      Подробнее тут -
      https://iov75.livejournal.com/3877327.html
      1. 0
        6 апреля 2026 20:47
        Цитата: Ныробский
        Наши проводили подобную операцию в 2015 году в Сирии, когда турки сбили наш СУ-24.

        А можно было просто выделить пару Сушек на прикрышку. И, скорее всего, не было бы "удара в спину".
        1. +2
          6 апреля 2026 22:58
          Цитата: Cympak
          Цитата: Ныробский
          Наши проводили подобную операцию в 2015 году в Сирии, когда турки сбили наш СУ-24.

          А можно было просто выделить пару Сушек на прикрышку. И, скорее всего, не было бы "удара в спину".

          Зачем постфактум рассуждать о том, что можно было, или как надо было, если само по себе событие уже состоялось и нам остаётся принять его по факту. А по факту было так и спасение второго пилота с нашей стороны было обеспечено. Человек же утверждает о том, что такие операции кроме как матрасам больше никому не под силу, что не соответствует действительности.
      2. 0
        8 апреля 2026 12:05
        Если пилот упадет где нибудь под черниговом думаете получится сделать что то подобное сейчас?
        1. 0
          8 апреля 2026 14:36
          Цитата: Seneka
          Если пилот упадет где нибудь под черниговом думаете получится сделать что то подобное сейчас?

          А если без если? Было сбитие нашего пилота в Сирии, его вытащили. Было сбитие американца в Иране, его тоже вытащили, оба случая произошли на территории которую контролировал противник. Что Сирия, что Иран не являются территорией России или США, а стало быть спасатели работали с одинаковым риском.
          1. 0
            8 апреля 2026 14:40
            Ну если без если, сейчас так не сделают.
            1. 0
              8 апреля 2026 18:55
              Цитата: Seneka
              Ну если без если, сейчас так не сделают.

              А как сделают? Вот есть ещё такой вариант этой "успешной" операции США и он наверное ближе к истине -
              https://colonelcassad.livejournal.com/10464321.html
              1. +1
                10 апреля 2026 11:49
                Я про наших что не станут так заморачиваться, возможно ошибаюсь, хотелось бы ошибиться, прикидываю на себя если окажусь в жопе будут ли меня вытаскивать очень сомнительно.
                1. 0
                  10 апреля 2026 14:06
                  Цитата: Seneka
                  Я про наших что не станут так заморачиваться, возможно ошибаюсь, хотелось бы ошибиться
                  Вытащить своего бойца из плена или попадоса, живого или мёртвого, долг командира и государства. И это работает, т.к. без уверенности в этом боец теряет мотивацию идти на задание. А вот, смогут или не смогут командиры с государством это сделать, то тут уже решают обстоятельства и обстановка на земле.
                  Цитата: Seneka
                  прикидываю на себя если окажусь в жопе будут ли меня вытаскивать очень сомнительно

                  Лучше конечно в оной никогда не оказываться, но тут уже как бог на душу положит. Однако бросать на произвол судьбы тоже никто не будет. Попытки вытащить по любому будут, а вот смогут ли, другой вопрос. Случается так, что связь потеряна, а в располаге считают группу погибшей, вот тогда действительно может быть затык, но это не умышленно.
  18. 0
    6 апреля 2026 16:22
    Цитата: Seneka
    Ну молодцы вытащили своего, сейчас только они и могут проводить такие операции, у остальных не денег не техники нет

    Это когда они его покажут...
  19. +4
    6 апреля 2026 16:22
    Два C-130, два Black Hawk, два Little Bird и один A-10 в минусе...
    Так, а на чем были эвакуированы поисково-спасательные группы спецназа PJ с катапультировавшимся оператором F-15? recourse

    Думается мне, что если реально этот полковник ВВС из сбитого Орла был спасён, то он бы уже был давно представлен американцам и Миру, ради такого PR, ему бы и генерала присвоили и повысили в штаб...

    А так, да, мы же жентельменам верим на слово.
  20. 0
    6 апреля 2026 17:40
    Пока спецназ готовился к вылету, ЦРУ запустило операцию прикрытия

    Сдается, что КСИР просто решил подыграть ЦРУ, не стремясь захватывать летчика на самом деле. Зачем искать летчика, если его спасатели найдут и себя засветят. Вот тогда и валить всех вместе из засады
  21. +7
    6 апреля 2026 17:49
    хотя доказательств гибели или захвата американского лётчика иранская сторона не представила.

    пока доказательств о спасение летчиков не предоставила и американская сторона
    иранская сторона оказалась неспособна перехватить инициативу, несмотря на численное превосходство на местности. Иран нанёс урон, но не достиг главной цели — не захватил живого американского офицера, который стал бы колоссальным пропагандистским и разведывательным трофеем.

    Откуда иформация где ета местност? Где она находится - у границ Ирана в горах среди курд или им подобное население? Вероятно баз США намного ближе чем иранских в етом районе и временное численое превосходство било у американцев и их прокси. И что такого ценного в етого несчастного летчика тем более если он тяжело ранен и с увечья.
    Паническое бегство сил США с взорвани самолетами наоборот показивает насколько большой риск таких наземних операции.
    И еще пилотируемая авиация США если и входит в воздушное пространство Ирана то очень редко и только у границ и над труднодоступних районов.
    1. +1
      7 апреля 2026 03:25
      Американцы джентльмены,а джентльменам надо верить на слово. laughing
  22. +2
    6 апреля 2026 18:12
    Цитата: Aleksandr21
    сомнительно что они остались "на земле" когда американцы забирали своих.

    Это я понял... А на чем их эвакуировали?
    1. +1
      6 апреля 2026 18:33
      Прилетел ATR-72. Более странную версию чем ету не встречал smile
  23. Комментарий был удален.
  24. +2
    6 апреля 2026 18:15
    Хорошо, поверим американцам на слово что так оно и было.
    Вопрос: на сколько еще таких эвакуаций хватит техники? На 5, на 10? А как будут спасать сбитых летчиков № 12 скажем так?
  25. +1
    6 апреля 2026 18:16
    100-150 млн долларов за одного летчика и это не считая F15, в книгу рекордов войдет как самый дорогой пилот в мире. Вертолеты и А10 сбили и никто не пострадал, ну да, мы верим.
  26. +1
    6 апреля 2026 18:42
    Цитата: dzvero
    Прилетел ATR-72. Более странную версию чем ету не встречал

    Так это.. Геркулесы взлететь не могли, а это смогло. Я понимаю, туман войны.....ну такое себе. И у амеров не закончен рассказ логически и персы пояснений не давали вроде. Опять же, а чего такой самолёт из какого-нибудь РПГ приземлить? wassat
  27. +1
    6 апреля 2026 18:46
    Цитата: Виктор Сергеев
    100-150 млн долларов за одного летчика и это не считая F15, в книгу рекордов войдет как самый дорогой пилот в мире. Вертолеты и А10 сбили и никто не пострадал, ну да, мы верим.

    Западные СМИ писали, что иранцы лётной техники на 0,5 лярда намолотили....
    Подумалось, амеры там в поле Гостомель устроили? Так нам бы там не дали самолётам садится и взлетать...
  28. -3
    6 апреля 2026 19:25
    Я ничего не понимаю
    Экипаж F-15E состоит из двух членов, но почему то во всех статьях талдычат и эта не исключение что спасли одного летчика
    Я понимаю что он целый полковник и потому первым стоит в очередь на спасение, но куда делся второй ?
    1. 0
      7 апреля 2026 03:22
      Первого сразу спасли, второго через двое суток.
  29. +2
    6 апреля 2026 19:32
    Операция по спасению лётчика F-15E — это не просто история о храбрости отдельных людей, хотя храбрость здесь присутствует в избытке. Это история о системе, способной за часы сконцентрировать разведку, авиацию, спецназ и тыловое обеспечение в единую точку на карте вражеской территории и вывести оттуда живого человека.
    Потеряв столько техники никого не потеряли? Серьезно? И пилота-то нашли или нет, а то вчера вроде писали, что его никто не видел.
  30. 0
    6 апреля 2026 19:50
    Хочется порассуждать насколько подобные операции оправданны

    Оправданны ,если имеешь дело с противником заведомо слабее себя с какими и вели свои войны США Но с Ираном же эта операция скорее залет, они на своей шкуре поняли что Иран это им не Венесуэла , хотя и конечно им полезно было узнать что в будущем если такое случится то стоит сто раз подумать прежде чем проводить такие операции

    Пиар результата оправдывает потери ? Не думаю ,заинтересованные лица и в том числе пилоты прекрасно понимают что американские СМИ врут о потерях личного состава и осознают какой ценой спасали этого пилота

    Осознают и понимают что его спасение это во многом везение В моем понимании командование авиацией США до сих пор бомбившей Иран с почтительного расстояния решило что пришло время сократить его за что и поплатилась .Этот эпизод будет означать что американцы до поры до времени не будут вести себя так нагло в небе Ирана
    1. +1
      6 апреля 2026 21:50
      Цитата: Сергей Митинский

      Пиар результата оправдывает потери ?

      Тут м.б. всё наоборот - они накопившиеся потери пытаются оправдать пиаром .
      Как будто это всё из-за "рядового райана" грохнулось.
  31. +4
    6 апреля 2026 20:07
    Хорошая сказка для Трампа.
    Но есть и другая картина
    Иранские средства ПВО сбили пролетавшие на малой высоте над территорией страны два вертолета UH-60, два беспилотника MQ-9, штурмовик A-10, предположительно, обеспечивавший прикрытие с воздуха, и поддерживающий операцию израильский беспилотник-разведчик Hermes 900 ("Гермес"). Вскоре после столкновений были обнародованы и получили широкую огласку еще два ролика, на которых терпят крушение два "Черных ястреба". Список потерь пополнили два поисково-спасательных самолета HC-130J Combat King II и два вертолета MH-6, которые приземлились в Иране, и, как сообщили американские источники, не смогли взлететь

    Если бы все было так как изложена в сказке, то Трамп бы сиял, аки солнышко ясное.
    Но Трамп начал истерить и материться.
    Судя по реакции Трампа, вторая версия (Иран им навалял) более правдоподобна (да и фото это подтверждает).
    З.ы. Ходит версия, что речь шла не о спасении пилота, а о попытке выкрасть 400 кг обогащенного урана.
    Но, опять же все меринам обломились.
    Ни пилотов (на фото от них угли), ни уран, так и не вывезли, за то потеряли около 10 летательных средств, и десятки спецназовцев.
    Трампу есть с чего злиться.
  32. 0
    6 апреля 2026 20:31
    Статья интересная, но заключение скомканное. Причем спасение пилота США так и не подтверждено - не стоило об этом писать. Скорее была какая-то неудачная попытка осуществления какой-то цели (причем не известно ее достижение), оправдаением которой было мифическая эвакуация пилота. А вывод о том, что "ценой многих миллионов можно оправдать бесценную жизнь человека, которую нечем заменить" смотрится особенно цинично на фоне сообщений о фрагментах останков военных в уничтоженной американцами своей же техники...
  33. 0
    6 апреля 2026 20:48
    Не написано, что для эвакуации всей этой ставшей безлошадной оравы задействованы были три Бомбардье по типу наших Ан-24., Которые скрытно прилетели и скрытно улетели. приходится признать очевидное, что к сегодняшнему дню иранцы не полностью контролируют свою территорию, и место импровизированного аэродрома подскока иранцами точно так и не было выявлено. В противном случае почему туда не была сконцентрирована работа БПЛА.
  34. 0
    6 апреля 2026 21:07
    Цитата: Сергей Митинский
    Я понимаю что он целый полковник и потому первым стоит в очередь на спасение, но куда делся второй?

    Второго ( с правдивых слов амеров) ранее спасли.
  35. +1
    6 апреля 2026 21:34
    Если бы с пилотами все было хорошо, тот американцы бы из их возвращения сделали шоу. Этого нет. Значит что-то прошло не так гладко, как они хотели бы.
  36. -1
    7 апреля 2026 02:02
    Иран может утешить себя тем, что ради спасения одного летчика-оператора США положили на иранскую землю техники почти на 300 миллионов долларов. Это тоже вполне себе неплохой вариант.


    Кто-то на страницах ВО утверждал, что десантные операции изжили себя и ВДВ следует расформировать. Наглядный пример, как нужно обеспечивать коридор, для пролёта транспортной авиации и поддерживать авиацией наземные подразделения. Может быть там и не всё гладко прошло, но до цели они долетели без потерь. Готовить надо качественно десантные операции, а не надеяться на "авось" и будет всем счастье, и потери будут минимальные. Необходимо учитывать, что операция осуществлялась с территорий расположенных очень далеко от границ США и тем не менее им удалось обеспечить подавление наземных систем ПВО.
    1. 0
      7 апреля 2026 03:21
      Цитата: Eugene Zaboy
      что десантные операции изжили себя и ВДВ следует расформировать

      Это не был парашютный десант.
      Цитата: Eugene Zaboy
      Необходимо учитывать, что операция осуществлялась с территорий расположенных очень далеко от границ США и тем не менее им удалось обеспечить подавление наземных систем ПВО.

      Им удалось изолировать район обеспечив безопасность посадки и взлета.
      Ну и конечно это прогресс, в 1991 за это время в плену у иракцев уже 16 летчиков сидело.
      1. +1
        7 апреля 2026 14:01
        Цитата: Дырокол
        Это не был парашютный десант.


        Это имеет значение? Сажать транспортники на землю, несёт большие риски, чем выбросить парашутистов. Да и суть моего комментария в качественном прикрытии десанта, а не цель.

        Цитата: Дырокол
        Ну и конечно это прогресс


        Сохранение жизней участников операции, пусть и за счёт техники это безусловно прогресс и качественное обеспечение операции. Любишь, не любишь американцев, а достижения необходимо изучать, осваивать и применять.
    2. +2
      7 апреля 2026 03:22
      До цели без потерь долетели,а от цели как улетели?
      1. 0
        7 апреля 2026 14:10
        Цитата: Grencer81
        До цели без потерь долетели,а от цели как улетели?


        Долететь без потерь надо суметь и этому необходимо учиться. Даже если они не доработали операцию по возвращению, это значит необходимо разобраться где допущены ошибки и применять уже с их учётом.
        1. 0
          7 апреля 2026 17:40
          "Прежде, чем вы войдёте куда -нибудь,вам надо подумать как вы оттуда будете выходить".
          Капитан Елисеев В.В., замполит отдельной инженерно-саперной роты КТПО,г.Находка.
          А судя по потерям там не сильно думали.
          1. 0
            7 апреля 2026 23:08
            Цитата: Grencer81
            "Прежде, чем вы войдёте куда -нибудь,вам надо подумать как вы оттуда будете выходить".
            Капитан Елисеев В.В., замполит отдельной инженерно-саперной роты КТПО,г.Находка.
            А судя по потерям там не сильно думали.


            Нигде не нашёл достоверной информации о потерях американцев в этой операции. Если ли бы они были серьёзными и операция провальной, то демократы США уже трубили бы во все колокола и объявили Трампу импичмент. Не допускаете подобного развития событий? Но все тихо в западной прессе на этот счёт. Они что - сговорились.
            1. 0
              8 апреля 2026 07:46
              А чё,в армии США секретность уже отменили?
              1. 0
                8 апреля 2026 07:58
                Цитата: Grencer81
                А чё,в армии США секретность уже отменили?


                Демократы, как и республиканцы, служат в высших органах власти США и обладают достаточно высокими допусками секретности, чтобы располагать информацией о происходящем в Иране. Они землю носом роют, чтобы свалить Трампа, а здесь такая потенциальная возможность просматривается и они пройдут мимо, если она существует. Невозможно!
                1. 0
                  8 апреля 2026 08:45
                  Вполне возможно, иначе за разглашение информации, которая считается секретной, можно огрести хорошую дозу препарата "Звездюлина".
                  И никто не посмотрит,демократ ты или кто ещё.
                  1. 0
                    8 апреля 2026 12:25
                    Цитата: Grencer81
                    Вполне возможно, иначе за разглашение информации, которая считается секретной, можно огрести хорошую дозу препарата "Звездюлина".
                    И никто не посмотрит,демократ ты или кто ещё.


                    В Конгрессе и Сенате имеются специальные кормитеты, которые рассматривают вопросы связанные с секретностью. Там и принимаются решения как и под каким соусом подать секретную информацию населению. Любые потеряли, если надо сольют, ради победы.
          2. Комментарий был удален.
          3. 0
            8 апреля 2026 00:12
            Цитата: Grencer81
            "Прежде, чем вы войдёте куда -нибудь,вам надо подумать как вы оттуда будете выходить".
            Капитан Елисеев В.В., замполит отдельной инженерно-саперной роты КТПО,г.Находка.
            А судя по потерям там не сильно думали.


            На территории Ирана приземлились военно-транспортные самолёты США геркулес. Да, американцы уничтожили, самостоятельно, технику которую не смогли забрать, но следов боевых столкновений (воронки, гильзы, трупы и т.д.), на месте высадки нет, или не опубликованы. Следовательно, иранские вооружённые силы прибыли на место, после эвакуации. Они даже не знают куда делись американцы и как они эвакуировались. Вам также, судя по всему, это не известно. Это говорит о качественной подготовке операции и отсутствии утечек информации. Операция проведена на фоне войны США и Ирана на протяжении нескольких недель.
            Делаем выводы:
            Десантные операции возможны, необходимы и ВДВ России требуется развивать, до уровня их применения без существенных потерь в личном составе.
  37. +1
    7 апреля 2026 03:22
    И кто ведь верит в американские сказки сказочные,что всё обошлось без потерь в личном составе.
  38. 0
    7 апреля 2026 05:05
    Как бы неплохо, потому что часть Вики, а часть собственные мысли автора "по теме".
    request
    Параллельно с этим ЦРУ определило точное местонахождение лётчика и передало координаты в Пентагон и Белый дом. Без этой информации спецназ, действующий в сложном горном рельефе площадью в сотни квадратных миль, столкнулся бы с неразрешимой задачей.
    Параллельно с "этим" ЦРУ не занимается "этим". Автор же пишет о Air Force Rescue Coordination Center - ЦРУ зачем придумывать, у ЦРУ "своя поляна".
    request
    Наземный компонент составляли операторы DEVGRU — 6-й команды «морских котиков» (SEAL Team 6)
    Теоретически возможно, на практике, так как явно были ЛитлБерды 160 полка НайтСталкеры - а они тренируются с Дельтой - "бутс он зе граунд" была Дельта (никто не будет перед решающим матчем условную команду Шинника усиливать нападающими условного Динамо).
    "Установление периметра" у ВВП - рейнджеры армии, это их стандартная практика со времен Афганистана.
    И до начала общей высадки высаживаются AFSOC - спецназ ВВС, которые отвечают за ВВП (подходит/не подходит), управление воздушным движением и поддержку с воздуха.
    С130 садятся, выкатывают ЛитлБерд, обеспечивают БК, топливо и другое снабжение и мед обеспечение (две операционных с хирургами, типа 86 мед. эскадрильи).
    160СОАР и Дельта кошмарят все вокруг ("правила боя" могут определять как противника "вооруженных" - а кто там no ходит без оружия?), находят пилота эвакуируют его.
    Топливо, поврежденную технику и БК обратно не грузят - "летающий цирк wassat сворачивается и улетает".
    PJ скорее всего вывезли первого пилота, операция по второму - немного не их профиль.
    Два вертолёта Black Hawk. Огнём с земли иранские подразделения подбили два «Блэк Хока».
    Это-то вообще откуда? request
    Как бы провели подобную операцию другие военные державы?
    laughing - "Фантастика в другом отделе"
    ...переиграли иранцев на их поле. На самом деле, США взяли этот матч на опыте: ЦРУ весьма известная контора с огромным человеческим и техническим штатом: шпионы, разведчики, спутники, стратегические дроны и так далее
    Ну причем опять ЦРУ? У них свои "игрушки" и свои "тип оф зе спеар/армия Вирджинии".
    request
  39. Комментарий был удален.
  40. +2
    7 апреля 2026 08:45
    Хорошо расписал ,но есть одна проблема - нет видео пилота ! Хотя все объявили о его захвате и Иран, и американцы .
    Пока не будет видео и подтверждений можно смело считать пилота погибшим ,а тело не найденным
    1. +3
      7 апреля 2026 09:35
      Тем более есть прицендент, в 1991 году, единственный самолёт сбитый иракским пилот погиб, самолёт упал в пустыне, тело нашли в 2009
    2. 0
      7 апреля 2026 14:17
      Цитата: APASUS
      Пока не будет видео и подтверждений можно смело считать пилота погибшим ,а тело не найденным

      Сейчас 2-е кресло пилота никто не видел. Если бы его нашли иранцы, то показали бы, как и 1-е кресло. А если его до сих пор не нашли то ...
  41. +1
    7 апреля 2026 14:23
    классная статья - рукоплещу даже ногами!!
    по сути инфы - 0
    но все страны мира имеющие крупные силы и возможности координации - падут ниц перед янки!?
    может пруфы будут?
  42. 0
    7 апреля 2026 19:45
    На заднем плане виден сгоревший C-130, а на переднем — роторная мачта H-6

    Позволю себе перевести на русский: ... на переднем — остатки несущего винта Н-6.
  43. 0
    7 апреля 2026 22:08
    Возникает вопрос:если на двух трагспортниках привезли кучу народа, а потом самолёты сожгли, то на чем эта куча народа улетела?
  44. 0
    7 апреля 2026 23:39
    Вспомнилась фраза одного российского ветерана конфликтов: - Родина тебя не забудет, да! Но и не вспомнит!
  45. 0
    8 апреля 2026 03:25
    иран не показал американского летчика, а америка показала спасённого?