ИИ на службе ядерного арсенала: новый Манхэттенский проект?

1 769 17
ИИ на службе ядерного арсенала: новый Манхэттенский проект?


ИИ и ядерное оружие: продолжение старого союза


Сочетание искусственного интеллекта и ядерных технологий традиционно вызывает тревогу, однако их связь уходит корнями в эпоху Манхэттенского проекта. Уже тогда вычислительные системы стали ключевым инструментом при создании атомного оружия.



Показательный эпизод произошёл в 1943 году, когда в Лос-Аламосе провели соревнование между людьми-«вычислителями» и машинами IBM. Несмотря на равный старт, техника быстро вышла вперёд за счёт непрерывной работы. Этот момент фактически ознаменовал начало вытеснения человека из сложных вычислительных процессов.

Сегодня аналогичный сдвиг происходит с внедрением ИИ. В Национальной лаборатории Лос-Аламоса алгоритмы используются для решения задач, связанных как с фундаментальной наукой, так и с ядерным сдерживанием. Их ключевое преимущество — скорость, масштаб и способность находить нестандартные решения.

ChatGPT в закрытом контуре



В 2025 году Лос-Аламос интегрировал систему ChatGPT в суперкомпьютер Venado — одну из мощнейших вычислительных систем мира. Машина работает в закрытой сети и имеет доступ к массивам данных по ядерным исследованиям.

Фактически речь идёт о новом этапе: ИИ используется не только как вспомогательный инструмент, но и как часть инфраструктуры анализа и моделирования. Основная задача — моделирование поведения ядерных систем без проведения реальных испытаний.

С 1990-х годов США не проводят ядерные взрывы, поэтому накопленные данные становятся критически важными. ИИ позволяет «прогонять» тысячи сценариев, проверяя надёжность и устойчивость арсенала.

Параллельно реализуется программа «Миссия «Генезис» стоимостью $320 млн, направленная на ускорение научных разработок за счёт ИИ и суперкомпьютеров.

ИИ как инструмент, а не «Скайнет»


Несмотря на распространённые опасения, внутри отрасли отношение к ИИ остаётся прагматичным. Разработчики подчёркивают: речь не идёт о создании автономной угрозы — это инструмент обработки данных и ускорения исследований.

Сценарии глобальной катастрофы обсуждаются значительно меньше, чем принято считать. Для большинства специалистов ИИ — это прежде всего новая математика и вычислительный ресурс, а не самостоятельная сила.

Не гонка вооружений, а смена модели


Часть экспертов отвергает трактовку ИИ как оружия или элемента прямой гонки с Китаем. По их мнению, текущий этап ближе к логике Манхэттенского проекта — концентрации ресурсов и специалистов для достижения стратегического результата.

Однако есть принципиальное отличие: если в XX веке ключевые технологии контролировались государством, то сегодня ситуация обратная. Основные прорывы в ИИ происходят в частном секторе, а военные структуры вынуждены адаптироваться к уже существующим решениям.

Это делает распространение технологий практически неконтролируемым: знания об ИИ доступны глобально, в отличие от строго ограниченных ядерных материалов.

Инфраструктура новой эпохи



Развитие ИИ требует колоссальных ресурсов — вычислительных мощностей, энергии и дата-центров. В этом смысле он повторяет логику атомного проекта, где решающую роль сыграли промышленные мощности по обогащению урана и производству плутония.

Современный аналог — это глобальная сеть центров обработки данных и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей их работу. Фактически формируется новая индустриальная база, сопоставимая по масштабам с крупнейшими проектами XX века.

Двоякое наследие



Лос-Аламос остаётся символом научной мощи и технологического прорыва. Здесь по-прежнему сочетаются фундаментальные исследования и прикладные военные разработки, а ИИ становится ключевым ускорителем этого процесса.


Однако вместе с ростом возможностей сохраняется и главный вопрос: приведёт ли развитие таких технологий к укреплению безопасности — или создаст новые, более сложные угрозы.


История атомного проекта показывает, что научный прорыв неизбежно несёт двойственный эффект. Судя по текущим тенденциям, искусственный интеллект может повторить этот путь — но уже в гораздо более сжатые сроки.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 апреля 2026 04:43
    Развитие ИИ требует колоссальных ресурсов — вычислительных мощностей, энергии и дата-центров. В этом смысле он повторяет логику атомного проекта, где решающую роль сыграли промышленные мощности по обогащению урана и производству плутония.

    В отличии от "Манхэттенского проекта" разработка ИИ ведется параллельно в нескольких государствах, но несомненно впереди США и КНР и успех будет у кого-то из них. Возможно они придут к финишу одновременно потому как обе стороны испытывают нехватку ресурсов. Для США это электроэнергия, а для КНР это чипы. КНР бросила на борьбу с последствиями дефицита чипов большие ресурсы, но пока проблема не решена. А США для проблем с энергетикой ... не делают НИЧЕГО. На те ресурсы, что Трамп потратил на войну с Ираном можно было построить энергетические кластеры как база для новых ЦОД дабы их "Манхэттенский проект" выстрелил первым, но Трамп мыслит прошлым и не понимает, что нефть это прошлое.
    1. +1
      9 апреля 2026 07:59
      Здесь, как бы помягче сказать, вспоминая применение ИИ с событиями в Венесуэле, на Кубе и БВ в войне с ИРИ, в последнем случае что-то пошло не так, как прогнозировал ИИ и в бидэ ( штаб Фашингтона ) облажались на весь мир.
      Т.е. контрольный выстрел должен оставаться за человеком.
      1. +1
        9 апреля 2026 08:10
        Цитата: ZovSailor
        вспоминая применение ИИ с событиями в Венесуэле, на Кубе и БВ в войне с ИРИ

        То что применялось там это не ИИ, а его эмбрион.
    2. +2
      9 апреля 2026 08:04
      ИИ на службе ядерного арсенала: новый Манхэттенский проект?

      Именно так - цель управляемый сверхразум, который решит множество вопросов, от управляемого ядерного синтеза до лекарства от рака, от новый "ядерной бомбы" до сверхлегких стрелковых систем. Проскакивая годы (потом десятилетия) разработок и опытов. Кто в этой гонке не участвует будет вынужден выбирать себе гегемона.
      Однако вместе с ростом возможностей сохраняется и главный вопрос: приведёт ли развитие таких технологий к укреплению безопасности — или создаст новые, более сложные угрозы.

      Такой вопрос не стоит, этого этапа даже не было, старт был дан с ходу. И чем больше забивать себе голову не технологическими вопросами - тем жестче будет отставание. Как уже произошло в нашей стране например в связи с идиотскими закономи типа закона о клонировании человека или против "ГМО"... теперь мы безнадежно отстали в области биотеха...
      1. 0
        9 апреля 2026 08:13
        Цитата: Гражданский
        Кто в этой гонке не участвует будет вынужден выбирать себе гегемона.

        Нет, кто в ней победит тот и станет гегемоном. США не повезло, у них у власти жадный старый барыга думающий о своем кармане. Высока вероятность, что именно Китай посодействовал началу войны в Иране дабы выиграть себе время.
        1. 0
          9 апреля 2026 08:32
          Цитата: Дырокол
          Нет, кто в ней победит тот и станет гегемоном.

          Это смотря что понимать под победой... с моей точки зрения, сверхИИ это все таки мощный самообучаемый компьютер, который возможно будет сам себя и апгрейдить по железу. Но не способное получать удовольствие система и как следствие равнодушное к наличию воли. И таких систем может быть больше чем 1.
          1. 0
            9 апреля 2026 10:22
            Цитата: Гражданский
            который возможно будет сам себя и апгрейдить по железу.

            Без человеческой помощи он это делать не сможет долгое время, а человек может его искусственно ограничивать в возможностях. Но дело в том, что для ИИ вопрос времени не важен, он может ждать своего часа столетиями.
            Цитата: Гражданский
            И таких систем может быть больше чем 1.

            В смысле конкуренция между ИИ?
            1. 0
              9 апреля 2026 12:48
              Цитата: Дырокол
              Но дело в том, что для ИИ вопрос времени не важен, он может ждать своего часа столетиями.

              Тогда тем более это не наша война. Это уже область научной фантастики. По теме есть сериал - Основание. Рекомендую.
              Цитата: Дырокол
              В смысле конкуренция между ИИ?

              Еще как. Этот как минимум заложено программно и наличие инициативы при осмыслении, есть уже конкуренция разных концепций. Даже при достижении одних и тех же целей. Будь-то база на Марсе или новое в философии бытия. Кто и как вообще будет оценивать победу того или иного ИИ?
              1. +1
                10 апреля 2026 05:58
                Цитата: Гражданский
                Тогда тем более это не наша война.

                Это коснется абсолютно всех, просто последствия возможно не все увидят. Возможно и "батлерианский джихад" окажется не фантазий великого фантаста, а чьей то реальностью.
                Цитата: Гражданский
                Кто и как вообще будет оценивать победу того или иного ИИ?

                Это очень сложный вопрос. Смогут ли существовать два и более ИИ? Или они сольются в один? Разум двух человек это сделать не может чисто физически и биологически, а вот цифровому это доступно т.к. они существуют в одной среде.
    3. 0
      10 апреля 2026 06:58
      Цитата: Дырокол
      А США для проблем с энергетикой ... не делают НИЧЕГО. На те ресурсы, что Трамп потратил на войну с Ираном можно было построить энергетические кластеры как база для новых ЦОД

      Вы не следите за темой.
      Строят бешенными темпами все типы.. Но сейчас - упор не на кластеры энергетические, а на электростанции рядом с ЦОД.
      Как временная мера, например - дефицит списанных авиадвигателей. Используют для генерации энергии у ЦОД. Технологию не знаю, но сам факт...
      1. 0
        10 апреля 2026 07:40
        Цитата: tsvetahaki
        Вы не следите за темой.

        Наоборот, для меня рост потребления ЭЭ признак роста экономики.
        Цитата: tsvetahaki
        Но сейчас - упор не на кластеры энергетические, а на электростанции рядом с ЦОД.
        Как временная мера, например - дефицит списанных авиадвигателей. Используют для генерации энергии у ЦОД. Технологию не знаю, но сам факт...

        В США это проблема поднятая на уровне конгресса. Энергетика США не поспевает за темпами строительства ЦОД и намерение Маска вывести ЦОД на орбиту земли прямое тому подтверждение.
        Посмотрите статистику по общему потреблению ЭЭ.
        США по годам 2022/2023/2024/2025 - 4,291/4,256/4,392/4,430 ТВт-ч
        КНР по годам 2022/2023/2024/2025 - 8,665/9,483/10,161/10,368 ТВт-ч
        В США потребление выросло на 0,139, а в КНР на 1,703 ТВт-ч соответственно. Разница в 12 раз!
        Цитата: tsvetahaki
        Используют для генерации энергии у ЦОД.

        Это "костыль", при том очень дорогой. На такие вынужденные меры идут по причине отсутствия резерва мощностей. США грозит дефицит ЭЭ и рост ее стоимости (и так существенно дороже чем в Китае)
  2. 0
    9 апреля 2026 04:50
    В Цюрихе находится глобальное решение с энергией.
    Если удастся создать термоядедерную энергоустановку с управляемой плазмой это будет прорыв человечества в будущее. Вот на что надо бросать все силы науки в нашей стране...а не сидеть на продаже нефти и газа...это тупик.
    1. 0
      9 апреля 2026 11:50
      Цюрих уже на задворках. Ну докторские то писать можно но вот серьёзное уже всё сделано. Нужны новые идеи и новые воплощения. Наших с нашими новыми разработками в Цюрих не пустят. Остальные как и мы стали воплощать свои новые подходы у себя.
    2. 0
      13 апреля 2026 12:40
      Сказки все это, не будет управляемого термояда, экономически рентабельного еще долго. И не будем забывать, что именно РФ - мировой лидер в гражданской атомной энергетике, что куда более актуально.
  3. +2
    9 апреля 2026 07:36
    Такое ощущение что текст без ии помощи не обошелся.
  4. 0
    9 апреля 2026 11:57
    Перебор вариантов не создает принципиально новые технологии. ИИ позволит чего-то улучшить, что-то делать более эффективно. Но, например, "Буревестник" - это не реально.
  5. 0
    13 апреля 2026 12:37
    Цитата: Дырокол
    но Трамп мыслит прошлым и не понимает, что нефть это прошлое.


    Пока что нефть - наиболее удобный и практичный энергоноситель. И все эти дата-центры и ИИ как раз в нефти и нуждаются. Проблемы США созданы предыдущей администрацией, которая сделала ставку на "зеленую энергетику". Трамп пытается исправить это, он действует вполне логично, пытаясь прибрать к рукам энергоносители, как и редкоземы. Ну а что не очень все получается - это не только Трамп виноват.