China's anti-aircraft missile forces



On arms SAM troops PRC PLA is 110-120 air defense systems (divisions) HQ-2, HQ-61, HQ-7, HQ-9, HQ-12, HQ-16, C-300PMU, C-300PMU-1 and 2, for a total of about 700 PU. By this indicator, China is second only to our country (around 1500 PU). However, at least one third of this number of Chinese air defense missile systems falls on obsolete HQ-2 (an analogue of the C-75 air defense system), which are being actively replaced.


The first air defense missile systems were delivered to China from the USSR at the end of the 1950s. It was then that the foundations were laid for the development of military-technical cooperation between the USSR and the PRC, the main purpose of which was to create a modern scientific and technical base in the PRC with the assistance of the USSR capable of producing and improving various types of weapons and military equipment.
In October, 1957 was held in Moscow, the Soviet-Chinese meeting on military-technical cooperation, which resulted in an agreement was signed on the transfer of licenses to China to manufacture various types of rocket weapons technical documentation, as well as some of the latest defense technologies. In addition, deliveries of several types of missile weapons to the People's Republic of China, including aviation, tactical and anti-aircraft missiles, were launched. The role of the latter has especially increased in connection with the Taiwan crisis that broke out at the end of August 1958. The large-scale deliveries of American weapons to Taiwan made in those years considerably strengthened the army of this state. Taiwan's aircraft received several RB-57D high-altitude reconnaissance aircraft (soon Lockheed U-2), whose characteristics far exceeded the capabilities possessed by Chinese air defenses.
The Americans who were arming Taiwan were not altruistic — the main purpose of the reconnaissance flights that the Taiwanese pilots were to carry out was to obtain the necessary information from the United States about the work on creating nuclear weapons in the PRC.

In the first three months of 1959, the RB-57D made ten hours of flights over the PRC, and in June of the same year, reconnaissance aircraft flew over Beijing twice. The celebration of the 10 anniversary of the founding of the People's Republic of China was approaching, and forecasts of a possible breakdown of anniversary celebrations looked quite realistic.
In this situation, the Chinese leadership appealed to the USSR for delivery to the PRC under the increased secrecy of several of the latest CA-75 Dvina air defense missile systems created in KB-1 (Almaz Scientific and Production Association) under the supervision of A.A. Raspletin. In the spring of 1959, five firefighters and one CA-75 technical division were delivered to the People's Republic of China, including the 62 anti-aircraft missiles 11D, created in the ICB Fakel under the direction of PDGrushin, and the first combat crews of Chinese military personnel. At the same time, a group of Soviet specialists was sent to service these missile systems to China, with whose participation 7 on October 1959, a Taiwanese reconnaissance aircraft RB-57D was shot down near Beijing for the first time.

China's anti-aircraft missile forces


As the study of the fallen debris showed, the high-altitude reconnaissance RB-57D fell apart in the air and its fragments flew several kilometers, and the pilot of the reconnaissance aircraft Van Yingqin was mortally wounded.
It should be noted that this was the first aircraft shot down by an anti-aircraft missile in a combat situation. At the same time, in order to preserve the effect of surprise and to hide the presence of the latest rocket technology in China, the Soviet and Chinese leaders agreed not to report the aircraft that had been shot down. However, the next day, Taiwanese newspapers reported that one of the RB-57D aircraft crashed during a training flight, fell, and sank in the East China Sea. In response, the Chinese Xinhua news agency made the following statement: “In the first half of the day on October 7, one American-based Chiang Kai-shek reconnaissance aircraft of the RB-57D type invaded airspace in northern China and was shot down by the People’s Air Force China's Liberation Army. ” However, analyzing the loss of their high-altitude reconnaissance aircraft over China, the Americans did not deduct this result to the account of the Soviet anti-aircraft missiles. Especially stunning was the event for them that happened on 1 in May of 1960, when, in the Sverdlovsk region, the U-2, previously unattainable, was smitten with a Soviet anti-aircraft missile.
In total, 5 high-altitude reconnaissance aircraft U-2, shot by Taiwanese pilots, were shot down over the PRC, some of them survived and were captured.
The high combat qualities of Soviet rocket weapons prompted the Chinese leadership to acquire a license for the production of CA-75, (the Chinese name HQ-1 ("Hongzi-1")), about which all necessary agreements were soon reached. However, they began to intensify at the end of the 1950. Soviet-Chinese differences caused 16 in July 1960 of the USSR announced the withdrawal of all military advisers from the People's Republic of China, which was the beginning of the practical collapse of military-technical cooperation between the USSR and the PRC for several subsequent decades.
Under current conditions, further improvement in the PRC of anti-aircraft missile weapons began to be carried out on the basis of the 1960-s declared in the country at the beginning of the XNUMX. self-reliance policies. However, this policy, which became one of the main tenets of the cultural revolution, with regard to the creation of modern types of rocket weapons was ineffective, even after China began to actively poach Chinese specialists who had relevant specialties from abroad, primarily from the United States . In those years, more than a hundred prominent scientists of Chinese nationality returned to the PRC. At the same time, work on the acquisition of advanced technologies in the military-technical field was intensified, and specialists from Germany, Switzerland and a number of other countries began to be invited to work in the PRC.
With their participation in 1965, in the process of mastering the production of HQ-1, the development of its more advanced version under the designation HQ-2 was started. The new air defense missile system was distinguished by an increased range, as well as higher performance when operating in conditions of using electronic countermeasures. The first version of HQ-2 entered service in July, 1967.

In general, in the 1960's. in the People's Republic of China on the basis of the Soviet SA-75, three programs were carried out for the creation and production of air defense missile systems designed to combat high-altitude targets. Among them, along with the above-mentioned HQ-1 and HQ-2, also included HQ-3, specially created to counter reconnaissance flights in the sky of China, the American supersonic high-altitude reconnaissance aircraft SR-71. However, only HQ-2, which in 1970-80-s, received further development. repeatedly modernized in order to maintain its characteristics at a level consistent with the development of means of air attack.
Thus, the work on the first HQ-2 modernization was launched in 1973, and they were based on an analysis of the hostilities in Vietnam. Created as a result of the NQ-2A air defense system, it possessed a number of qualitative innovations and was put into service in 1978.
Soviet experts have repeatedly recorded cases of the loss of samples of aviation and rocket technology during its transportation through the territory of the PRC by rail to Vietnam. Thus, the Chinese, without disdaining banal theft, were given the opportunity to familiarize themselves with modern Soviet developments.



A further development of the HQ-2 was the mobile version of the HQ-2В, work on which was started in 1979. HQ-2В included the use of crawler launchers, as well as a modified rocket equipped with a new radio pickup, the response of which could be adjusted depending on rocket position relative to the target. A new warhead was also created for the rocket with a large number of destructive elements and a main engine with increased thrust. This version of the air defense system was adopted in 1986.




The variant HQ-2J, which was created almost simultaneously with it, was distinguished by the use of a fixed launcher for launching a missile.
The pace of production of different variants of HQ-2 in the 1980-ies. reached about 100 missiles per year, which allowed them to equip anti-aircraft missile battalions around 100, which in those years were the basis of China’s air defense. At the same time, several hundreds of different types of HQ-2 missiles were delivered to Albania, Iran, the DPRK and Pakistan.
This complex is still in service in China and several other countries.


Satellite image of Google Earth: ZRK HQ-2 air defense of China


On the basis of the AIM-7 American air-to-air missile AIM-61 that was captured in Vietnam, the HQ air defense system was created.
The creation of this complex was very difficult, because of the 1960 / 70 cultural revolution that began at that time. In fact, the HQ-61 air defense system was the first Chinese project to create this class of equipment. During the design and creation of the system, the lack of experience and scientific potential greatly affected.
The complex itself was not very successful, it was built in limited quantities, and HQ-7 (Chinese version of the French Crotale) was later replaced. But after upgrading the system, an updated version was created called HQ-61A. Today, this complex serves as part of the People’s Liberation Army of China. The main task of the system was to cover the air defense systems of long range.

The creation of the HongQi-7 air defense system began in the 1979 year. The complex, which is a localized copy of the French Crotale air defense system, was developed at the Second Aerospace Academy of the People's Republic of China (now the Chinese Academy of Defense Technologies — China Academy of Defense Technology / CADT).



The tests of the complex were carried out from July 1986. to June 1988 Currently, HQ-7 is in service with the ground forces, the Air Force and the Navy of the People’s Liberation Army of China. For the parts of the PLA, a self-propelled version of the complex on a vehicle chassis has been developed; for the Air Force, a towed version, which is used for air defense of airfields and infrastructure facilities.



An upgraded version of the HQ-7B complex (FM-90) is located on an AFV off-road armored chassis with the 6xXNNXX Chinese wheel drive.



Compared with the prototype in the complex HQ-7B used a new dual-band radar guidance instead of single-pulse Type-345. The information processing block is made on ultra-large integrated circuits (developed by the 706 institute). The transition to a fully digital processing of information instead of analog allowed to significantly increase the noise immunity of the complex under active and passive interference.
A thermal imager was integrated into the optoelectronic tracking system to ensure firing at night; the complex is equipped with a radio communication system that provides information exchange between the command post and launchers similar to the Crotale “4000 series” air defense system.
In the rocket engine, an improved charge of solid fuel was used, which ensured a significant increase in the flight range, and the fuse and control system equipment were upgraded.

The development of another “clone” rocket for the HQ-64 SAMs (export name LY-60), this time based on the Italian Aspire rocket, was launched at the end of the 1980s. At that time, China and Italy were negotiating to start production of this missile in the PRC on a license basis. However, after the Beijing events of the spring-summer 1989, the Italians refused to cooperate with China, but apparently the materials obtained earlier were enough to begin and bring the next development to completion.



In recent years, an increase in the characteristics of Chinese air defense systems has been largely associated with the acquisition by the PRC of a limited number of Russian S-XNUMPPMU air defense systems and self-propelled Tor systems. So, in 300's. The People's Republic of China acquired four S-XNUMPPMU air defense missiles and about 1990 anti-aircraft missiles for them, as well as several dozen Tor systems, mainly intended to compensate for the existing deficiencies in the country's air defense system. The successful development of the C-300 in the Chinese army and the satisfaction of the Chinese leadership with the high combat and operational qualities of this system were the main motivations for acquiring Russia in 100-300. its more advanced version of the C-XNUMPPMU-2002 SAM.


Satellite image of Google Earth: S-300PMU air defense system in the suburbs of Beijing


Having familiarized with the ZRK received from Russia, in the People's Republic of China began work on creating systems of its own production. On the basis of the technical solutions of the Russian C-300 air defense missile system, at the end of 90, the Chinese long-range anti-aircraft missile system HQ-9 (HongQi-9, Hongzi-9, Red Banner-9) was created, the export designation is FD-X 2000). Designed to destroy aircraft, cruise missiles and helicopters of the enemy at all altitudes of their combat use, day and night, in all weather conditions. HQ-9 is the most advanced model of the third generation of anti-aircraft missile systems of China’s air defense and is characterized by high combat effectiveness in a difficult jamming environment, including with the massive use by the enemy of various means of air attack.



Currently in production is a modernized version of the complex, designated HQ-9A. HQ-9A is distinguished by increased combat performance and efficiency, especially in terms of anti-missile capabilities achieved through improved electronic equipment and software.

The development of medium-range air defense missile systems, led to the creation of HQ-12 (HongQi-12, "Hongzi-12", "Red Banner-12").



The HQ-12 complex was developed by the Chinese company Jiangnan Space Industry, also known as the 061 base. The development of the prototype complex began as early as the beginning of the 80s of the last century, as a replacement for the obsolete HQ-2 air defense systems (Chinese copy of the Soviet C-75 air defense systems). The transportable version of the complex under the designation KS-1 was released for testing in 1989. and was first demonstrated at the Paris Airshow at 1991. The development of the KS-1 SAM system was completed in 1994.
Failures in testing the new KS-1A complex slowed down its adoption. In July-August 2007, when the PLA celebrated the 80 anniversary of the PLA, the new ZRK as part of the mobile launcher and H-200 radar was publicly displayed in the Chinese Military Museum of the Revolution, under the designation HQ-12, which suggests its possible adoption to the armament of the PLA. Multiple HQ-12 batteries in 2009. participated in the military parade dedicated to the 60 anniversary of the PRC.

It seems that the most successful was the new Chinese medium-range air defense system HQ-16 (Hongzi-16). It is a “conglomerate” of technical solutions borrowed from Russian C-300P and Buk-M2. In contrast to the "Buk", in the Chinese air defense system used "hot - vertical" start.



The HQ-16 is equipped with 328 kg anti-aircraft missiles, the firing range is 40 km. Self-propelled PU is equipped with 4-6 missiles in transport and launch containers. The complex's radar is capable of detecting air targets at a distance of 150 km. Elements of the air defense missile system are placed on six-axle off-road vehicles.
The complex is capable of striking military, tactical and strategic aviation aircraft, fire support helicopters, cruise missiles and remotely piloted aircraft. Provides an effective reflection of the massed raids of modern air attack in the conditions of intensive electronic suppression. He is able to perform a combat mission in various weather conditions. LY-80 is multichannel. Its fire weapons can fire up to six targets simultaneously, aiming at each of them up to four missiles from one launcher. The target attack zone is circular in azimuth.

As can be seen from all of the above, the People's Republic of China pays great attention to the creation and improvement of modern air defense systems. At the same time, according to most experts, the capabilities of Chinese air defenses against most types of modern air targets, including cruise missiles, remain very limited. In accordance with the materials of the special reports on the military potential of the PRC, which are prepared annually by the US Department of Defense, the PRC also currently does not have a universal integrated national air defense system, and the existing ground-based air defense systems are able to provide only the solution of target air defense tasks. Also, China has only an elementary tactical integrated air defense system. In this case, as a rule, it is noted that an effective air defense system can be deployed in the PRC only by 2020 year.


Based on:
http://geimint.blogspot.ru/search/label/China
http://www.sinodefence.com/
http://china-pla.blogspot.ru/
http://pvo.guns.ru/other/china/clones.htm
http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=23695
Author:
prepared Bongo
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

27 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Зенитные ракетные войска КНР



На вооружении зенитных ракетных войск НОАК КНР находится 110—120 зенитных ракетных комплексов (дивизионов) HQ-2, HQ-61, HQ-7, HQ-9, HQ-12, HQ-16, С-300ПМУ, С-300ПМУ-1 и 2, в общей сложности около 700 ПУ. По этому показателю Китай уступает только нашей стране (около 1500 ПУ). Однако не менее трети от этого количества китайских ЗРК приходится на устаревшие HQ-2 (аналог ЗРК С-75), замена которых активно ведётся.


Первые ракетные системы ПВО были поставлены в Китай из СССР в конце 1950-х гг. Именно тогда были заложены основы для развития военно-технического сотрудничества между СССР и КНР, основной целью которого должно было стать создание в КНР при помощи СССР современной научно-технической базы, способной обеспечивать производство и совершенствование различных видов вооружений и военной техники.
В октябре 1957 г. в Москве было проведено советско-китайское совещание по вопросам военно-технического сотрудничества, по итогам которого было подписано соглашение о передаче КНР лицензий на производство различных видов ракетного оружия технической документации, а также ряда новейших оборонных технологий. Кроме того, были начаты поставки в КНР некоторых видов ракетного оружия, в том числе авиационных, тактических и зенитных ракет. Роль последних особенно возросла в связи с разразившимся в конце августа 1958 г. Тайваньским кризисом. Сделанные в те годы широкомасштабные поставки американского оружия на Тайвань значительно усилили армию этого государства. Авиация Тайваня получила несколько высотных самолетов-разведчиков RB-57D (вскоре и Локхид U-2), характеристики которых значительно превосходили возможности, которыми обладали китайские средства ПВО.
Вооружавшие Тайвань американцы не были альтруистами – главной целью разведывательных полетов, которые предстояло выполнять тайваньским летчикам, было получение необходимой США информации о работах по созданию в КНР ядерного оружия.

Уже за первые три месяца 1959 г. RB-57D совершили десять многочасовых полетов над КНР, а в июне того же года самолеты-разведчики дважды пролетали над Пекином. Приближалось празднование 10-й годовщины образования КНР, и вполне реальными выглядели прогнозы возможного срыва юбилейных торжеств.
В этой обстановке китайское руководство обратилось к СССР с просьбой о поставке в КНР в условиях повышенной секретности нескольких новейших ЗРК СА-75 "Двина", созданных в КБ-1 (НПО "Алмаз") под руководством А.А.Расплетина. Весной 1959 г. в КНР были доставлены пять огневых и один технический дивизион СА-75, включая 62 зенитные ракеты 11Д, созданные в МКБ "Факел" под руководством П.Д.Грушина, а к боевой работе были подготовлены первые боевые расчеты, состоявшие из китайских военнослужащих. Одновременно для обслуживания этих ракетных комплексов в Китай была направлена группа советских специалистов, с участием которых 7 октября 1959 г. около Пекина был впервые сбит тайваньский самолет-разведчик RB-57D.

Зенитные ракетные войска КНР


Как показало изучение упавших обломков, высотный разведчик RB-57D развалился еще в воздухе и его фрагменты разлетелись на несколько километров, а летчик самолета-разведчика Ван Инцинь был смертельно ранен.
Следует отметить, что это был первый сбитый зенитной ракетой самолёт, в боевой обстановке. В то же время, чтобы сохранить эффект внезапности и скрыть наличие у Китая новейшей ракетной техники, советское и китайское руководство договорились не сообщать о сбитом самолете. Однако уже на следующий день тайваньские газеты выдали информацию, что один из самолетов RB-57D во время тренировочного полета потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море. В ответ на это китайское агентство “Синьхуа” сделало следующее заявление: “7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства типа RB-57D с провокационными целями вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народной освободительной армии Китая”. Впрочем, анализируя потерю над Китаем своего высотного самолета разведчика, не стали списывать на счет советских зенитных ракет этот результат и американцы. Тем более ошеломляющим оказалось для них событие, случившееся 1 мая 1960 года, когда в районе Свердловска советской зенитной ракетой был сражен недосягаемый ранее U-2.
Всего над КНР было сбито ещё 5 высотных самолётов-разведчиков U-2, под управлением тайваньских пилотов, часть из них уцелела и попала в плен.
Высокие боевые качества советского ракетного оружия побудили китайское руководство приобрести лицензию на производство СА-75, (китайское название НQ-1 ("Хунци-1")), о чем были вскоре достигнуты все необходимые договоренности. Однако начавшие усиливаться в конце 1950-х гг. советско-китайские разногласия стали причиной того, что 16 июля 1960 г. СССР объявил об отзыве из КНР всех военных советников, что послужило началом практического свертывания на несколько последующих десятилетий военно-технического сотрудничества между СССР и КНР.
В сложившихся условиях дальнейшее совершенствование в КНР зенитного ракетного оружия стало осуществляться на основе провозглашенной в стране в начале 1960-х гг. политики "опоры на собственные силы". Впрочем, эта политика, ставшая одним из основных постулатов культурной революции, применительно к созданию современных видов ракетного оружия оказалась малоэффективной, даже после того как КНР приступила к активному переманиванию специалистов китайского происхождения, имевших соответствующие специальности из-за рубежа, в первую очередь, из США. В те годы в КНР вернулось более сотни крупных ученых китайской национальности. Параллельно с этим была активизирована работа по приобретению передовых технологий в военно-технической области, а на работу в КНР начали приглашаться специалисты из ФРГ, Швейцарии и ряда других стран.
С их участием в 1965 г. в процессе освоения производства НQ-1, была начата разработка его более совершенного варианта под обозначением НQ-2. Новый ЗРК отличался увеличенной дальностью действия, а также более высокими характеристиками при работе в условиях использования средств радиоэлектронного противодействия. На вооружение первый вариант НQ-2 поступил в июле 1967 г.

В целом, в 1960-х гг. в КНР на основе советского СА-75, выполнялось три программы по созданию и производству ЗРК, предназначавшихся для борьбы с высотными целями. В их число, вместе с уже упоминавшимися НQ-1 и HQ-2, также входил НQ-3, специально создававшийся для противодействия разведывательным полетам в небе КНР американского сверхзвукового высотного самолета-разведчика SR-71. Однако дальнейшее развитие получил только НQ-2, который в 1970-80-х гг. неоднократно модернизировался с целью поддержания его характеристик на уровне, соответствующем развитию средств воздушного нападения.
Так, выполнение работ по первой модернизации НQ-2 было начато в 1973 г. и в их основу был положен анализ боевых действий во Вьетнаме. Созданный в результате ЗРК НQ-2А обладал рядом качественных нововведений и был принят на вооружение в 1978 г.
Советские специалисты неоднократно фиксировали случаи пропажи образцов авиационной и ракетной техники при транспортировке её через территорию КНР по железной дороге во Вьетнам. Таким образом, китайцы, не гнушаясь банальным воровством, получали возможность ознакомиться с современными советскими разработками.



Дальнейшим развитием НQ-2 стал мобильный вариант НQ-2В, работа над которым была начата в 1979 г. В составе НQ-2В предусматривалось использование пусковых установок на гусеничном шасси, а также модифицированной ракеты, оснащенной новым радиовзрывателем, срабатывание которого могло корректироваться в зависимости от положения ракеты относительно цели. Для ракеты была также создана новая боевая часть с большим количеством поражающих элементов и маршевый двигатель с увеличенной тягой. Этот вариант ЗРК был принят на вооружение в 1986 г.




Создававшийся практически одновременно с ним вариант ЗРК НQ-2J отличался использованием для запуска ракеты неподвижной пусковой установки.
Темп производства различных вариантов НQ-2 в 1980-х гг. достигал около 100 ракет в год, что позволило оснастить ими около 100 зенитных ракетных дивизионов, составлявших в те годы основу ПВО Китая. Одновременно с этим несколько сотен ракет различных вариантов НQ-2 было поставлено в Албанию, Иран, КНДР и Пакистан.
Этот комплекс до сих пор состоит на вооружении в КНР и ряде других стран.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК НQ-2 ПВО КНР


На базе захваченной во Вьетнаме американской ракеты AIM-7 "Сперроу" класса «воздух-воздух», был создан ЗРК НQ-61.
Создание данного комплекса было очень трудным ,из за начавшейся в то время культурная революция 1960/70 годов . По сути, комплекс борьбы с воздушными силами HQ-61 стал первым китайским проектом создания техники подобного класса. Во время проектирования и создания системы очень сильно сказывался не недостаток опыта и научного потенциала.
Сам комплекс получился не очень удачным, был построен в ограниченном количестве, и впоследствии стал заменяться HQ-7 (Китайский вариант французского Crotale). Но после модернизации системы, был создан обновленный вариант получивший название HQ-61A. На сегодня данный комплекс несет службу в составе Народно Освободительной Армии Китая. Основная задача системы стала прикрытие систем ПВО большого радиуса действия .

Создание ЗРК HongQi-7 началось в 1979 году. Комплекс, представляющий собой локализованную копию французского ЗРК Crotale, был разработан во Второй Аэрокосмической академии КНР (ныне Китайская академия оборонных технологий-China Academy of Defence Technology/CADT).



Испытания комплекса проводились с июля 1986г. по июнь 1988г. В настоящее время HQ-7 находится на вооружении сухопутных частей, ВВС и ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Для частей НОАК разработан самоходный вариант комплекса на автомобильном шасси, для ВВС - буксируемый вариант, который используется для противовоздушной обороны аэродромов и объектов инфраструктуры.



Модернизированный вариант комплекса HQ-7B (FM-90) размещен на бронированном автомобильном шасси AFV повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 китайского производства.



По сравнению с прототипом в комплексе HQ-7B применена новая двухдиапазонная РЛС наведения вместо моноимпульсной Тип-345. Блок обработки информации выполнен на сверхбольших интегральных схемах (разработан институтом 706). Переход на полностью цифровую обработку информации вместо аналоговой позволил значительно поднять помехозащищенность комплекса в условиях активных и пассивных помех.
В оптикоэлектронную систему сопровождения был интегрирован тепловизор для обеспечения стрельбы ночью, комплекс оборудован системой радиосвязи, обеспечивающей обмен информацией между пунктом боевого управления и пусковыми установками, аналогичной ЗРК Crotale "серия 4000".
В двигателе ракеты использован усовершенствованный заряд твердого топлива, обеспечивший значительное увеличение дальности полета, модернизирован взрыватель и аппаратура системы управления.

Разработка еще одной ракеты-"клона" для ЗРК НQ-64 (экспортное название LY-60), на сей раз уже на основе итальянской ракеты "Аспид", была начата в конце 1980-х гг. В то время между Китаем и Италией велись переговоры о начале производства этой ракеты в КНР на лицензионной основе. Однако после пекинских событий весны-лета 1989 г. итальянцы отказались от сотрудничества с Китаем, но, по-видимому, полученных ранее материалов оказалось достаточно, чтобы начать и довести до завершения очередную разработку.



В последние годы повышение характеристик китайских средств ПВО в значительной степени связывается с приобретением КНР ограниченного количества российских ЗРК С-300ПМУ и самоходных ЗРК "Тор". Так, в 1990-х гг. КНР было приобретено четыре ЗРК С-300ПМУ и около 100 зенитных ракет для них, а также несколько десятков ЗРК "Тор", предназначенных, в основном, для компенсации существующих недостатков в системе организации ПВО страны. Успешное освоение С-300 в китайской армии и удовлетворенность китайским руководством высокими боевыми и эксплуатационными качествами этой системы стали основными побудительными мотивами для приобретения в России в 2002-03 гг. ее более совершенного варианта ЗРК С-300ПМУ-1.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-300ПМУ в пригороде Пекина


Ознакомившись с полученными из России ЗРК, в КНР начались работы по созданию систем собственного производства. На основе технических решений российского ЗРК С-300, в конце 90-х годов был создан китайский зенитный ракетный комплекс дальнего действия HQ-9 (HongQi-9, "Хунци-9", "Красное знамя-9", экспортное обозначение - FD-2000). Предназначен для поражения самолетов, крылатых ракет и вертолетов противника на всех высотах их боевого применения, днем и ночью в любых погодных условиях. HQ-9 является самым совершенным образцом третьего поколения зенитных ракетных систем ПВО Китая и характеризуется высокой боевой эффективностью в сложной помеховой обстановке в т.ч. при массированном применении противником различных средств воздушного нападения.



В настоящее время в производстве находится модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение HQ-9A. HQ-9A отличается повышенной боевой производительностью и эффективностью, особенно в части противоракетных возможностей, достигнутых благодаря совершенствованию электронного оборудования и программного обеспечения.

Разработка ЗРК среднего радиуса действия, привела к созданию HQ-12 (HongQi-12, "Хунци-12", "Красное знамя-12").



Комплекс HQ-12 разработан китайской компанией Jiangnan Space Industry, также известной как база 061. Разработка прототипа комплекса началась еще в начале 80-х годов прошлого века, в качестве замены устаревшим ЗРК HQ-2 (китайская копия советских ЗРК С-75). Перевозимый вариант комплекса под обозначением KS-1 вышел на испытания в 1989г. и был впервые продемонстрирован на Парижском авиашоу в 1991г. Разработка ЗРК KS-1 была завершена в 1994г.
Неудачи при испытаниях нового комплекса KS-1A затормозили принятие его на вооружение. В июле-августе 2007 г., когда в Китае отмечалась 80-летняя годовщина НОАК, новый ЗРК в составе мобильной пусковой установки и РЛС H-200 публично экспонировался в Китайском Военном Музее Революции, под обозначением HQ-12, что говорит о возможном принятии его на вооружение НОАК. Несколько батарей HQ-12 в 2009г. участвовали в военном параде, посвященном 60-летию КНР.

Похоже, что более удачным оказался новый китайский ЗРК средней дальности HQ-16 (Хунци-16). Он представляет собой «конгломерат» технических решений позаимствованных у российских С-300П и «Бук-М2». В отличие от «Бука», в китайском ЗРК используется «горячий - вертикальный» старт.



HQ-16 оснащен зенитными ракетами массой 328 кг, дальность стрельбы составляет 40 км. Самоходная ПУ оснащена 4-6 ракетами в транспортно-пусковых контейнерах. РЛС комплекса способна обнаруживать воздушные цели на дальности 150 км. Элементы ЗРК размещены на шестиосных автомобилях повышенной проходимости.
Комплекс способен поражать самолеты армейской, тактической и стратегической авиации, вертолеты огневой поддержки, крылатые ракеты и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты. Обеспечивает эффективное отражение массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления. Он способен выполнить боевую задачу в различных погодных условиях. LY-80 является многоканальным. Его огневые средства могут обстреливать одновременно до шести целей с наведением на каждую из них до четырех ракет с одной пусковой установки. Зона обстрела целей является круговой по азимуту.

Как видно из всего сказанного в КНР уделяется большое внимание созданию и совершенствованию современных ЗРК. В то же время, по мнению большинства экспертов, возможности китайских средств ПВО в борьбе с большинством типов современных воздушных целей, в том числе с крылатыми ракетами, по-прежнему остаются весьма ограниченными. В соответствии с материалами специальных докладов о военном потенциале КНР, которые ежегодно подготавливаются Министерством обороны США, КНР в настоящее время также не имеет универсальной интегрированной национальной системы ПВО, а существующие средства ПВО наземного базирования в состоянии обеспечить лишь решение задач объектовой ПВО. Также КНР обладает лишь элементарной тактической объединенной системой ПВО. При этом, как правило, отмечается, что эффективная система ПВО может быть развернута в КНР лишь к 2020 году.


По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/search/label/China
http://www.sinodefence.com/
http://china-pla.blogspot.ru/
http://pvo.guns.ru/other/china/clones.htm
http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=23695
Автор:
подготовил Bongo
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти