Лазерная технология NASA в миссии Artemis II

3 762 47
Лазерная технология NASA в миссии Artemis II


Пока четыре астронавта миссии Artemis II впервые за 50 лет летят к Луне, они ведут с нами разговор через инфракрасный лазер. Система Orion Artemis II Optical Communications System (O2O), разработанная NASA совместно с лабораторией MIT Lincoln, передает данные с борта корабля Orion на Землю со скоростью до 260 Мбит/с. Это в десятки раз быстрее радиосвязи, которая обычно обеспечивает 10–20 Мбит/с. Благодаря этому астронавты могут отправлять на Землю видео высокой четкости, фотографии и научные данные практически в реальном времени. За первые дни работы система уже передала свыше 100 гигабайт информации (по данным NASA).



Лазер против радио: скорость и объемы:


основное отличие лазерной связи от радиосвязи — пропускная способность. Радиоволны расширяются при распространении, теряя энергию на больших расстояниях. Лазерный луч, использующий инфракрасный свет, сохраняет энергию, позволяя передавать данные с гораздо большей скоростью. O2O передает данные на скорости до 260 Мбит/с. Для сравнения, спутниковый интернет Starlink на околоземной орбите дает схожие скорости, но на расстоянии до 1500 км от Земли. O2O же работает на дистанции около 384 000 км. Система позволяет транслировать видео 4K в реальном времени и быстро пересылать большие массивы телеметрии.

Как это работает и с какими сложностями сталкиваются:


сердце системы — терминал MAScOT размером с домашнюю кошку. Он оснащен 4-дюймовым телескопом на двухосном шарнирном креплении, который точно направляет луч на приемную станцию на Земле. «Самая значительная техническая миссия — наведение лазера с достаточной точностью,» — отмечает Робинсон. Луч должен попасть в цель диаметром около 6 км на Земле, что требует точности в тысячные доли градуса. Однако есть препятствия. Атмосфера и погодные условия Земли могут ослаблять или рассеивать лазерный сигнал. Облака, дождь, пыль или турбулентность способны нарушить связь. Поэтому наземные станции приема (в Нью-Мексико, Калифорнии и Австралии) расположены в регионах с минимальной облачностью. Кроме того, движение космического корабля и Земли требует постоянного корректирования наведения. Возможны и кратковременные потери связи, когда корабль проходит за Луной.


Наземный терминал O2O в комплексе НАСА «Уайт-Сэндс» в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико.НАСА

Почему это важно для будущего космоса:


успех O2O — не просто технический прорыв. Это фундамент для будущих миссий на Луну и Марс. Лазерная связь обеспечит высокоскоростной канал для постоянного контакта с астронавтами, позволяя им обмениваться большими объемами данных, видео и даже проводить видеоконференции с Землей. Технология также позволит удаленно управлять роботами и инфраструктурой на других планетах в режиме, близком к реальному времени. Хотя задержка сигнала до Марса составит несколько минут, высокая пропускная способность лазерного канала гарантирует, что огромный объем данных будет доставлен сразу после получения сигнала.

Следующие шаги:


миссия Artemis II станет последней в серии демонстраций лазерных технологий NASA. Полученные данные помогут улучшить системы наведения, повысить надежность оборудования и адаптировать технологии для более дальних перелетов. Ожидается, что в будущем спутниковые ретрансляторы помогут закрыть пробелы в связи, когда корабль находится за Луной. Технология O2O закладывает основу для создания интернет-подобных сетей между планетами. Если испытания пройдут успешно, мы окажемся на шаг ближе к будущему, где сообщение с Луны или Марса станет обыденностью.

*(По данным NASA, MIT Lincoln Laboratory и Scientific American)*
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 апреля 2026 06:24
    Как бы не стухал матрас, а в космической гонке он прка минимум на корпус впереди ближайших преследователей.
    Для сокрашения нашего отставания необходим рывок.
    Вроде есть отголоски проработки прорывных решений.
    Но пока результаты ее гарантированы от слова совсем.
    1. -1
      10 апреля 2026 09:11
      Нам бы побольше таких помощников как Рогозин, уже давно бы на Марс летали с батута, правда без связи и штанов.
    2. -1
      10 апреля 2026 09:19
      Для этого нужно завершить СВО в первую очередь. Денег на космос попросту нет, тот же распиаренный проект ядерного двигателя так и остается в макете. Сначала он был ТЭМ, потом переименовали в Зевс, теперь деньги доят на Нуклон, по которому только начались ОКР, в общем эта наша космическая программа выглядит как "либо ишак сдохнет, либо падишах помрет".
      1. 0
        10 апреля 2026 09:53
        Цитата: Дмитрий Ригов
        Для этого нужно завершить СВО в первую очередь. Денег на космос попросту нет, тот же распиаренный проект ядерного двигателя так и остается в макете. Сначала он был ТЭМ, потом переименовали в Зевс, теперь деньги доят на Нуклон, по которому только начались ОКР, в общем эта наша космическая программа выглядит как "либо ишак сдохнет, либо падишах помрет".


        СВО наоборот придало ускорение в деле развертывания спутников,озаботились широкополосным доступом в интернет через спутники.Касаемо ядерного двигателя для космоса тоже есть новости.

        Ковальчук сообщил, что институт также работает над ядерным ракетным двигателем, в котором энергия нагревает рабочее тело после реакции распада или синтеза. Проектный облик завершат уже до конца 2026 года. ... испытывает безэлектродный плазменный двигатель в условиях, имитирующих космическое пространство. Технология может быть использована для полётов на Марс и другие планеты, рассказал президент института Михаил Ковальчук.


        https://www1.ru/news/2026/04/07/plazmennyi-bezelektrodnyi-dvigatel-ispytyvaiut-v-rossii.html
      2. +2
        10 апреля 2026 10:21
        Ну на счет денег вопрос спорный, за годы СВО наших олигархов почти удвоилось и состояние их выросло существенно.. Это только для населения страны говорят что денег нет и затягивают лямки (с помощью роста цен на всё вокруг и практически отсутствия роста доходов)
        А для власти и олигархата все цветёт в ажуре! Капитализм по русски во всей красе!
        1. +1
          10 апреля 2026 10:37
          А почему их количество должно уменьшаться, если из-за санкций и ухода иностранных игроков богатые должны становиться только богаче, в то время как малый и средний бизнес попросту умирает, так как у них больше нет ресурсов чтобы защищать свою долю рынка от крупного бизнеса.
      3. +2
        11 апреля 2026 01:57
        Цитата: Дмитрий Ригов
        Денег на космос попросту нет


        А скоро в этом месяце новые пуски. laughing

        Цитата: Дмитрий Ригов
        тот же распиаренный проект ядерного двигателя так и остается в макете.


        Прошёл все свои наземные испытания в трех вариантах - СПД-230, КМ-50М, ИД-750.

        Цитата: Дмитрий Ригов
        Сначала он был ТЭМ, потом переименовали в Зевс, теперь деньги доят на Нуклон


        ТЭМ - это название космического комплекса, Зевс - это название космического аппарата, Нуклон - а точнее "Нуклон-АП" - это название ОКР по созданию концепта космического аппарата

        Цитата: Дмитрий Ригов
        по которому только начались ОКР


        Завершена в прошлом году

        Цитата: Дмитрий Ригов
        в общем эта наша космическая программа выглядит как


        очень большая и обширная
        1. 0
          13 апреля 2026 14:14
          Цитата: slipped
          очень большая и обширная

          И весьма перспективная. Когда наши выведут в космос ядерный реактор – это будет по настоящему революционный прорыв.
          1. 0
            14 апреля 2026 00:53
            Цитата: nik-mazur

            И весьма перспективная.


            Да, неплохая и интересная

            Цитата: nik-mazur

            Когда наши выведут в космос ядерный реактор – это будет по настоящему революционный прорыв.


            Спутники с ядерными энергетическими установками уже летали в космосе. Такие реакторы как Бук и Топаз-1 использовались. Но они были маломощными и недолгоиграющими. Сейчас же разработан космический реактор на 1 Мвт тепла и с 10 летним сроком эксплуатации. Создан его прототип и отработана вся цепочка технологии его производства уже в космическом исполнении.
            1. 0
              14 апреля 2026 13:31
              Цитата: slipped
              Спутники с ядерными энергетическими установками уже летали в космосе

              Ну, там смешные изотопные источники на уровне пальчиковых батареек. Но зато очень долгоиграющие.

              Цитата: slipped
              разработан космический реактор на 1 Мвт

              Во-во, если учесть, что вся МКС потребляет чуть больше 200 кВт, то это реальный прорыв.
    3. +2
      10 апреля 2026 09:44
      Цитата: Livonetc
      Как бы не стухал матрас, а в космической гонке он прка минимум на корпус впереди ближайших преследователей.
      Для сокрашения нашего отставания необходим рывок.
      Вроде есть отголоски проработки прорывных решений.
      Но пока результаты ее гарантированы от слова совсем.


      Прорывные решения есть.


      .Российский квантовый центр (РКЦ) и несколько связанных лабораторий сделали то, что ещё пять лет назад казалось чистой теорией: создали работающие фотонные квантовые чипы. ... Фотонный чип работает не на электронах, а на фотонах — частицах света. Представь разницу так: обычный процессор — это почтальон на велосипеде. Он развозит письма по узким переулкам, и чем у́же переулки, тем чаще он застревает.

      А фотонный чип — это лазерный луч, который передаёт информацию со скоростью света. Ему не нужны переулки. Ему вообще не нужны дороги.Вот что сделали в РКЦ: они научились управлять отдельными фотонами на чипе размером с ноготь. Заставлять их взаимодействовать, запутываться (да, это реальный физический термин — квантовая запутанность), хранить и передавать информацию.И самое важное — это не лабораторный фокус. Речь идёт о технологии, которую уже начали масштабировать для реального производства.


      https://dzen.ru/a/aclF0dBWh0QPhl_U

      . Российские ученые и инженеры добились значительного прорыва в области фотоники, создав и протестировав первые в стране фотонные интегральные схемы (ФИС), способные обрабатывать сигналы с шириной полосы до 22 ГГц. Эта разработка открывает новые перспективы для развития отечественных телекоммуникационных решений и, возможно, сыграет ключевую роль в обеспечении технологического суверенитета страны. Фотонные чипы, разработанные стартапом «Фистех» на базе Сколтеха, способны передавать данные со скоростью до 100 Гбит/с на одной длине волны в формате DP-QPSK. Эти достижения были подкреплены успешными испытаниями на отечественных тестовых платах, что свидетельствует о высоком потенциале для локализации технологий и уменьшении зависимости от импортных решений.


      https://dzen.ru/a/aawo4lTBn3O5KFJA
      1. +1
        10 апреля 2026 12:06
        Это все здорово, но китайцы бегут быстрее

        "Исследователи из Университета науки и технологий Китая (USTC) заявили о создании прототипа чипа сверхпроводящего квантового компьютера, который в миллион раз быстрее, чем квантовый процессор Sycamore от Google, представленный в прошлом году."
        Март 2025
        1. 0
          10 апреля 2026 13:17
          Китайцы много чего "изобрели" и "представили прототипы", вот только что из всего этого получило дальнейшее развитие ? Рекомендую поменьше восторгаться изобретениями и прототипами, само собой, если есть желание разобраться в теме.
    4. 0
      22 мая 2026 13:48
      Меня вот интересует, а как же тогда в 68 аполлоны трансляцию вели? Наша Луна фото обратной стороны спутника передавала почти 40 минут для обеспечения высокой четкости кадров. И передала всего три десятка кадров. Ради этого даже вращение аппарата прекратили, даже с риском перегрева от солнечной радиации. А ы через год за 20 секунд отправили почти 20000 фото высокой четкости?
      Ну да, ну да... Они же нас на 100500 лет опережали в электронике, ага!
      Кстати, а почему Артемис2 не провел лазерную локацию мест высадки аполлонов и не доказал наличие там отражателей? А то все работают по Луноходу 1, да по черному!!! пятну Лунохода 2. А от аполло все единичные фотоны ловят на земле (на уровне фона и отражения от реголита)
      Сделали бы локацию с 6000 км и закрыли бы вопросы о «высадке» 🤣🤣🤣
  2. +7
    10 апреля 2026 06:30
    Однако есть препятствия. Атмосфера и погодные условия Земли могут ослаблять или рассеивать лазерный сигнал. Облака, дождь, пыль или турбулентность способны нарушить связь.Возможны и кратковременные потери связи, когда корабль проходит за Луной.
    am Судя по всему мой (жёлто-чёрный) провайдер связи тоже часто "проходит за Луной"... Но деньги взад не вертает! negative Про "260 Мбит/с." - и речи быть не может...
    1. +1
      10 апреля 2026 09:16
      У американских астронавтов есть Интернет у Луны. У нас же есть запрещалкины: у самих дети заграницей, а нам одни запреты, блокировки и замедления (хотя запретить себе иметь собственность за границей они не смогли - недавно уже 4 такая инициатива отклонена). А ведь когда-то мы были в лидерах по цифровищации, гордились, что русскоязычный контент был на втором месте в мире по популярности после англоязычного... Теперь всё это в прошлом.

      На изображении - система лазерной связи О2О на "Орионе".
      1. +1
        10 апреля 2026 13:21
        Да, да, всё так ! Не спешите восторгаться. И на Луне они не раз были (как минимум, поинтересуйтесь, где почти 400 кг. лунного грунта, который они якобы привезли с Луны, очень показательная история)! Вот только вопросов по сегодняшней "миссии" уже куча вылезла. Если интересно, почитайте https://dzen.ru/a/addJBr0POh6mOQnp
  3. PN
    +5
    10 апреля 2026 07:04
    Вот как по мне, дак прорывной в этой связи является лишь только система наведения и стабилизации лазерного луча. Сама мысль об использовании света в качестве проводника сигнала старше меня. Этим ещё в СССР любители паяльника занимались.
    1. -3
      10 апреля 2026 07:30
      Цитата: PN
      Сама мысль об использовании света в качестве проводника сигнала старше меня. Этим ещё в СССР любители паяльника занимались.

      Спросите у любого бомжа и он Вам выдаст маслей и идей, что ого-го.
      Вопрос только в осуществлении этих идей и в материализации мыслей.
      И матрасникам это удалось, что говорит о том, что они в переди планеты всей, а мы, увы, в самом хвосте. И все это из-за того, чтобы в стране стало несколько тысяч богатых и несколько десятков очень богатых. Вопрос президенту - это того стоило?
      1. +2
        14 апреля 2026 01:10
        Цитата: красноярск
        а мы, увы, в самом хвосте


        Вот интересно, это ты от безграмотности по теме пишешь ради того, чтобы хоть что-то сказать, да? laughing У нас тоже есть лазерная связь в космосе, например новые терминалы лазерной связи от ЦНИИМаш.
        1. 0
          14 апреля 2026 09:32
          Цитата: slipped
          Вот интересно, это ты от безграмотности по теме

          Совершенно верно, от отсутствия , у меня, информации по теме.
          Кроме того, я рассматриваю все это в комплексе, а не отдельные ее элементы по которым мы идем с матрасниками в ногу. По отдельным элементам мы, может, и впереди, а в комплексе? Вот о чем я.
          1. 0
            15 апреля 2026 00:33
            Цитата: красноярск
            Совершенно верно, от отсутствия , у меня, информации по теме.


            Вот это то и странно, так как это открытая информация, а сами терминалы даже недавно на выставке демонстрировались.

            Цитата: красноярск
            Кроме того, я рассматриваю все это в комплексе, а не отдельные ее элементы по которым мы идем с матрасниками в ногу. По отдельным элементам мы, может, и впереди, а в комплексе? Вот о чем я.


            Не совсем понял про "в комплексе". Лазерная связь значительно ускоряет связь с космическим аппаратом или в ретрансляции. Это давно известный факт, эксперименты же с лазерной связью у нас даже на МКС проводились в начале прошлого десятилетия.
            1. 0
              15 апреля 2026 19:18
              Цитата: slipped
              эксперименты же с лазерной связью у нас даже на МКС проводились в начале прошлого десятилетия.

              Ну проводились эксперименты, дальше-то что? У нас, от положительных результатов эксперимента, до внедрения в жизнь в ВПК проходит десяток лет, а еще через два десятка лет это появляется в гражданской сфере, хорошо, если появляется.
              Я конечно утрирую, но мысль передал доступно.
              1. 0
                16 апреля 2026 00:01
                Цитата: красноярск
                Ну проводились эксперименты, дальше-то что?


                на старых Глонассах-М тоже laughing

                а что дальше, то бабка надвое сказала laughing
      2. -1
        14 апреля 2026 13:37
        Цитата: красноярск
        матрасникам это удалось, что говорит о том, что они в переди планеты всей, а мы, увы, в самом хвосте. И все это из-за того, чтобы в стране стало несколько тысяч богатых и несколько десятков очень богатых.

        Самое смешное, что у этих самых матрасников миллиардеров в десять раз больше, чем в России. По абсолютным показателям американцы уступают (внезапно) только коммунистическому Китаю, в котором миллиардеров на сто штук больше. А по относительной плотности миллиардеров на количество населения США, кроет весь остальной мир, как бык овцу.
        Так что, может быть наоборот – наши проблемы от того, что у нас богатых слишком мало? Вполне логично, если исходить из реальности.
        1. +1
          14 апреля 2026 15:47
          Цитата: nik-mazur
          Самое смешное, что у этих самых матрасников миллиардеров в десять раз больше, чем в России

          Согласен. Но давайте прикинем, сколько лет понадобилось США, чтобы "заиметь" такое кол-во миллиардеров. Подсказываю - 250 лет. На 2025 год в США было 1135 миллиардеров.
          Т.е. в США, в среднем, за год появлялось 4,5 миллиардера. В РФ, за 35 лет существования, появилось 146 миллиардеров, т.е. в среднем по 4 с небольшим миллиардера в год.
          За счет чего богатели матрасники? Если вспомнить их историю, то и за счет работорговли, эксплуатации рабов, за счет двух мировых войн, за счет эксплуатации природных ресурсов других стран, за счет доллара, как мировой финансовой системы. Ничего из перечисленного наши миллиардеры не богатели. Тогда за счет чего? За счет безудержного ограбления своего народа и природных ресурсов.
          По-Вашей логике, чтобы быть впереди планеты всей, нам надо увеличить количество миллиардеров и для этого надо еще больше ограбить народ и природные ресурсы страны.
          Что и делается весьма успешно, - мы же неоднократно хвалимся тем, что наши нефть и газ самые дешевые.
          1. -1
            14 апреля 2026 16:45
            Цитата: красноярск
            Т.е. в США, в среднем, за год появлялось 4,5 миллиардера

            Во-первых, сова на глобус.
            Во-вторых, попробуйте эту же методику применить к Китаю
            В-главных, ваши рассуждения никак не отменяют тот факт, что самые активные в космосе страны, то есть США и Китай, имеют самое большое количество миллиардеров и миллионеров. И тут стоило бы не зацикливаться на превосходстве социализма, а объективно оценить реальность и трезво содрогнуться.
            Кстати, отрыв по миллионерам в США абсолютный – их там реально больше, чем во всех остальных странах вместе взятых.
            1. +1
              14 апреля 2026 16:59
              Цитата: nik-mazur

              Во-первых, сова на глобус.

              Я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему.
              И, Вы согласны с тем, что, чтобы заиметь больше миллиардеров, надо продолжать хищнически грабить народ и природные ресурсы? Ведь у наших нуворишей другого пути просто нет.
              1. -1
                14 апреля 2026 19:30
                Цитата: красноярск
                Вы согласны с тем, что, чтобы заиметь больше миллиардеров, надо продолжать хищнически грабить народ и природные ресурсы

                А я знаю? Спросите у капиталистических американских или социалистических китайских миллиардеров, как они дошли до жизни такой.
    2. -2
      10 апреля 2026 14:44
      Цитата: PN
      Сама мысль об использовании света в качестве проводника сигнала старше меня

      Я больше скажу: сигналы светом подавали ещё в древние времена. В античные времена такое точно было.
      А по большому счёту, свет является главным источником информации с тех пор, как у живых организмов появились аналоги глаза.
      1. PN
        +3
        10 апреля 2026 15:07
        В каком то советском журнале, типа Моделист Конструктор, была статья о беспроводном телефоне. Суть в изменении электрических сигналов в световые. Вот только вместо лазерного луча, там был описан луч от лампы накаливания сконцентрированный так же в луч, через соответствующие линзы и зеркала. Ну разумеется дальность была не большая у такого телефона.
        Здесь в такой же принцип, только на современных комплектующих )))
        1. +1
          10 апреля 2026 21:26
          Помню, в ЮТ была статья с описанием процесса. Где-то 82-84 гг.
  4. -1
    10 апреля 2026 07:06
    O2O передает данные на скорости до 260 Мбит/с.

    Тут МТС в передаче высокоскоростного интернета выше 100 Мбит/с не поднимается...А начинаешь скачивать с Зоны вообще не выше 11 Мбит/с - подарок...
    При созданной экономической формации и политическом строе догнать США в области космоса - это как догнать Савранского из «Покровских ворот»...
  5. +2
    10 апреля 2026 08:24
    . Радиоволны расширяются при распространении, теряя энергию на больших расстояниях.


    А лазерный луч не расширяется, теряя энергию?? И то и то это электромагнитное излучение одинаковой природы! Одинаковой! Разница только в частоте. Чем выше частота, тем больше пропускная способность канала.
    Если на Луну посветить с Земли лазером, ширина пятна в итоге составит несколько километров! Ну и посчитайте, во сколько раз изменится плотность энергии на финише?
    Частота лазера выше частоты радиодиапазона, поэтому выше и пропускная способность.
    1. 0
      10 апреля 2026 09:42
      Цитата: Podvodnik
      А лазерный луч не расширяется, теряя энергию?

      Диаметр 6 км на земле, написано же.
  6. Комментарий был удален.
    1. +3
      11 апреля 2026 02:03
      Цитата: Боло
      Да, надолго же мы отстали! Наверное навсегда... Только, царь, батуты, рывки.......


      Роскосмос давно использует лазерную связь на некоторых своих космических аппаратах. Например на аппаратах ГЛОНАСС. Также разработаны и запущены в космос компактные лазерные терминалы для межспутниковой связи.
  7. 0
    10 апреля 2026 09:43
    По моему проще приемник размещать на орбите чтобы он ретранслировал на землю. На орбите нет помех.
    1. 0
      10 апреля 2026 09:55
      Цитата: Дырокол
      На орбите нет помех.

      Но техобслуживание сложнее wink
    2. -1
      10 апреля 2026 10:44
      На орбите нет помех
      Если на одну секунду предположить, что Атемида-2 не постановка, и астронавты во время сеансов лазерной связи были в корабле около Луны, то дышать им позволяли ? Снайпер при стрельбе на большие дистанции задерживает дыхание, чтобы не сбивать прицел - здесь любое движение на борту корабля сбивает прицел лазера в точку на Земле, уж двигаться астронавтам точно нельзя ! Не подумайте, что я поверил в эти американские сказки ! Связь, возможно, и каким-то образом на спутниках попробовать - идея есть, но было ли это где-то реально, если реальность полёта "Ориона" можно здесь обсуждать лишь на этапах тестовых беспилотных полётов ?
      1. 0
        22 мая 2026 14:03
        О чем Вы? Американсы стоя!!! держась за поручни в лунном модуле взлетали с Луны на стыковку с аполлоном! И не боялись никаких колебаний, раскруток и расцентровок! И ничего! Оптически, глазами!!! Карл, обнаружили командный модуль, на калькуляторе рассчитали траекторию и пристыковались. «Гвозди бы делать из этих парней»
  8. +1
    10 апреля 2026 09:54
    миссия Artemis II станет последней в серии демонстраций лазерных технологий NASA. Полученные данные помогут улучшить системы наведения, повысить надежность оборудования и адаптировать технологии для более дальних перелетов. Ожидается, что в будущем спутниковые ретрансляторы помогут закрыть пробелы в связи, когда корабль находится за Луной. Технология O2O закладывает основу для создания интернет-подобных сетей между планетами.

    И это круто!
  9. 0
    10 апреля 2026 11:41
  10. +1
    10 апреля 2026 14:38
    задержка сигнала до Марса составит несколько минут

    Боюсь проблемы будут не только в задержке. Среднее расстояние до Марса – 225 миллионов км. То есть в 750 раз дальше, чем до Луны. Соответственно, мощность лазера и точность его позиционирования должны быть во столько же раз больше/лучше. При чём, с обеих сторон.
    Скорее всего, это решаемо – вопрос только какой ценой.
    1. 0
      13 апреля 2026 13:48
      Цитата: nik-mazur
      Среднее расстояние до Марса – 225 миллионов км. То есть в 750 раз дальше, чем до Луны.

      Плюс к этому сигнал с Марса (и любой другой планеты) будет глушить Солнце в определённые периоды.
      1. +1
        13 апреля 2026 14:12
        Цитата: cpls22
        сигнал с Марса (и любой другой планеты) будет глушить Солнце в определённые периоды

        Кстати, да. Тут, наверное, ретрансляторы могли бы помочь, но это плюс ещё несколько миллионов километров к расстоянию. И несколько десятков миллиардов к бюджету.
  11. +3
    10 апреля 2026 14:48
    Сравнение лазерных систем NASA (Artemis O2O) и SpaceX (Starlink ISL)

    Обе системы используют стандарт 1550 нм, заимствованный из земной волоконно-оптической индустрии.

    NASA: На корабле Orion используется эрбиевый волоконный усилитель (EDFA), повышающий мощность до 1 Вт. Однако для «подъема» сигнала с Земли на Луну (Uplink) используются мощные наземные лазеры до 40 Вт.
    На стороне Земли (приемник) NASA использует огромные телескопы (например, в обсерватории Халеакала) с апертурой до 1 метра, чтобы поймать ослабленный сигнал с Луны.
    Апертура 100 мм (10 см)
    Площадь сбора света ~78,5 см²
    Расстояние связи~380 000 км (Земля — Луна)
    Материал оптики Специальное стекло с низким КТР

    SpaceX: Каждое устройство на спутнике работает с мощностью порядка 0,5 Вт, что достаточно для передачи данных на 1000–5000 км в вакууме.
    На расстоянии 1000 км (между спутниками) лазерный луч расширяется до диаметра примерно в 10–12 метров.
    Апертура ~80 мм (8 см)
    Площадь сбора света ~50,2 см²
    Расстояние связи ~1000 – 5000 км (Орбита)
    Материал оптики Карбид кремния (SiC)

    На корабле Orion (NASA):
    Терминал установлен на внешнем борту служебного модуля. Используется двухосевой карданов подвес (gimbal), который позволяет телескопу «вращать головой», выискивая наземную станцию на Земле, пока корабль летит к Луне. Главная сложность — изоляция от микровибраций двигателей ориентации Orion, чтобы луч не «дрожал».

    На спутниках Starlink (SpaceX):
    На каждом спутнике (версии V2 и выше) установлено по 4 или 5 терминалов. Они размещены по периметру корпуса так, чтобы смотреть «вперед», «назад» и «в бока» на соседние спутники в той же и смежных орбитальных плоскостях. Крепление жесткое, но внутри каждого блока есть миниатюрные быстрые зеркала наведения (Fast Steering Mirrors), которые корректируют направление луча со скоростью в тысячи раз в секунду.

    Благодаря тому, что лазеры SpaceX такие легкие и дешевые (в сравнении с NASA), Маск начал предлагать их сторонним компаниям. Программа Plug and Plaser позволяет установить такой же 2-килограммовый блок на любой частный спутник, чтобы тот мог передавать данные через сеть Starlink, не дожидаясь пролета над наземной станцией.
  12. 0
    14 апреля 2026 17:19
    Летом 2024 года демонстрационный образец технологии оптической связи в глубоком космосе побил ещё один рекорд лазерной связи, отправив лазерный сигнал с Земли на космический аппарат НАСА «Психея», находящийся на расстоянии около 460 миллионов километров. Такое же расстояние получается между нашей планетой и Марсом, когда они находятся дальше всего друг от друга. Вскоре после достижения этого рубежа 29 июля демонстрация технологии завершила первый этап своей работы после запуска на борту «Психеи» 13 октября 2023 года.

    Эксперимент Deep Space Optical Communications под управлением JPL состоит из летающего лазерного приёмопередатчика и двух наземных станций. Исторический телескоп Хейла с 5-метровой апертурой, установленный в обсерватории Паломар в Калифорнии (округ Сан-Диего, Калифорния), выполняет роль станции, на которую лазерный приёмопередатчик отправляет данные из глубокого космоса. Лаборатория оптических телескопов связи в комплексе JPL на Столовой горе вблизи Райтвуда, Калифорния, выступает в качестве станции связи, способной передавать 7 киловатт мощности лазера для отправки данных на приёмопередатчик.

    На борту космического аппарата «Психея» (Psyche) установлена экспериментальная система DSOC (Deep Space Optical Communications). Лазерный приемопередатчик (Flight Laser Transceiver): Компактный модуль массой менее 29 кг с энергопотреблением до 100 Вт. Лазер мощностью 4 Вт. Передача (Downlink): 1550 нм (ближний ИК-диапазон) для отправки данных на Землю. Прием (Uplink): 1064 нм для приема сигнала-маяка и команд с Земли. Телескоп с апертурой 22 см (8,6 дюйма), который служит одновременно антенной для передачи лазерного луча и сбора фотонов.

    Даже когда «Психея» находилась на расстоянии около 53 миллиона километров, что сравнимо с ближайшим приближением Марса к Земле, демонстрационная технология могла передавать данные с максимальной скоростью 267 мегабит в секунду. Такая скорость передачи данных аналогична скорости загрузки широкополосного интернета.
    24 июня, когда «Психея» находилась на расстоянии около 390 миллионов километров от Земли, что более чем в 2,5 раза превышает расстояние между нашей планетой и Солнцем, проект достиг устойчивой скорости передачи данных 6,25 мегабита в секунду при максимальной скорости 8,3 мегабита в секунду. Хотя эта скорость значительно ниже максимальной скорости эксперимента, она намного выше той, которую может достичь на таком расстоянии радиочастотная система связи сопоставимой мощности.