Новая ракета Koral и перезагрузка украинской противовоздушной обороны

14 335 40
Новая ракета Koral и перезагрузка украинской противовоздушной обороны


В киевском ангаре, где президент Зеленский презентовал линейку отечественного вооружения, взгляд цеплялся за продолговатый объект под брезентом. Он стоял рядом с «Нептуном» и ударными дронами «Арейон». Формы — те же, что несколько лет назад описывали конструкторы киевского КБ «Луч», называя разработку «Коралл». Так мир впервые увидел, возможно, самую важную украинскую ракету сезона. Это не просто новая ракета. Это ответ на дефицит защиты неба.



История «Коралла» тянется ещё с мирного 2021-го. На выставке «Оружие и безопасность» конструктор Олег Коростелев говорил о проекте с тихой инженерной гордостью и показывал перспективный макет. Задумывалась дальность 30–50 километров. Хотели собрать систему из уже освоенных компонентов: двигатель, инерциальная навигация, импульсные рулевые приводы. Головку самонаведения «Оникс» давал харьковский «Радионикс» — активную радиолокационную, годную для работы по баллистическим целям.
«Коралл должен работать по баллистическим целям. Конечно, не по всем классам, но работать должен», — напоминал тогда Коростелев. Казалось, это ещё один проект, который застрянет в круговороте согласований.

Модель ракеты «Корал» была представлена на XVII Международной специализированной выставке «Оружие и безопасность-2021» в Киеве в 2021 году:



Полномасштабная война нажала газ. К 2023 году дальность подняли до 100 километров, а общую готовность оценивали в 70 процентов. Изменились и требования. Замминистра обороны Иван Гаврилюк уже просил мобильные комплексы с дальностью более ста километров. Речь шла не о латании пробелов у старых С-300 и «Буков». Речь шла о своей альтернативе «Пэтриотам» и SAMP/T, которых всегда мало, а цена заставляет морщиться.

Сейчас ПВО Украины держится на трёх опорах. Советское наследие — С-300 и доведённые до ума «Буки». Западные системы — их катастрофически не хватает. И «ФранкенСАМ» — гибриды, где «Бук» стреляет RIM-7 «Си Спэрроу», а «Осы» запускают авиационные R-73. Ход блестяще прагматичный, но ключевая боль остаётся: не хватает дальнобойных перехватчиков, способных прикрывать тыл и бить по баллистике. Российские атаки приходят волнами. Каждая — стресс-тест. «Коралл» призван закрыть эту дыру и выстроить глубокую оборону.

Появление ракеты на выставке это месседж в нескольких плоскостях.

Первое: слова главы оборонного кластера Brave1 Андрея Гирценюка о том, что «многие» украинские ракетные разработки прошли полигонные испытания, получают визуальное подтверждение.

Второе: в марте публично объявили о совместной работе «Луч» и «Радионикс» с испанской группой Sener, которая делает компоненты для ракет IRIS-T. Это уже не одиночный проект в гараже, а вход в европейское оборонное поле.

Третье: сам внешний вид — увеличенные рули, вероятно, упрощённая газодинамика вместо сложных импульсных двигателей — говорит о резком развороте к производству в условиях войны.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    15 апреля 2026 07:25
    Для сборки столь сложного продукта нужна бесперебойная работа сотен предприятий смежников. Вопрос, почему они до сих пор функционируют, почему есть логистика и куда там герани летают тысячами и долетают ли вообще?
    1. +7
      15 апреля 2026 07:42
      Цитата: Панкрат25
      Вопрос, почему они до сих пор

      Думаю, что Вам и самому ответ известен. Соплежуйство, рисование красных линий и т.п. закономерно приводит в полученному результату. Особенно на фоне постепенно раскручиваемого маховика гейропейской военной промышленности.
      1. 0
        15 апреля 2026 14:04
        Демилитаризация Украины, до / после
    2. +13
      15 апреля 2026 07:46
      Цитата: Панкрат25
      Вопрос, почему они до сих пор функционируют, почему есть логистика и куда там герани летают тысячами и долетают ли вообще?

      Непонятно почему ни разу не прилетело на «Луч» и «Радионикс» ? Не уж то опять на этих обьектах имеется след российских олигархов.
    3. +6
      15 апреля 2026 07:47
      Цитата: Панкрат25
      Для сборки столь сложного продукта нужна бесперебойная работа сотен предприятий смежников. Вопрос, почему они до сих пор функционируют, почему есть логистика и куда там герани летают тысячами и долетают ли вообще?

      А что там сложного? Движок? ГСН? Модуль позиционирования и наведения? Все собирается "на коленке" из европейских поставок. Достаточно подземного гаража любого ТЦ и еще останется. А сколько их по Украине?
      1. +3
        15 апреля 2026 09:59
        Если всё так просто почему дефицит систем ПВО в мире?)))
        1. +2
          15 апреля 2026 10:48
          Цитата: eon eon
          Если всё так просто почему дефицит систем ПВО в мире?)))

          Не поверите, банальный перерасход.
          Пока в рамках текущих конфликтов не будет отработаны методика и средства захвата и поражения различных целей от коптеров до балистики, этот перерасход будет существовать.
          1. +2
            15 апреля 2026 11:59
            я не о том- если так просто,- где свои системы на экспорт у Турции, Индии, Японии? C-300 почти 20 лет не на пустом месте делали....
            1. 0
              15 апреля 2026 15:58
              Так пассажирские авиалайнеры делают только Боинг и Эйрбас. Во всем мире. Просто потому, что страны специализируются на чем-то одном, что делают хорошо. Только в КНДР все делают сами.
              1. +1
                15 апреля 2026 16:15
                canelo, так-то и Южная Корея себя проявляет. В частности, в комплексах ПВО.
                1. 0
                  15 апреля 2026 16:29
                  Я к тому, что вовсе не обязательно делать что-то, если есть теоретическая возможность это сделать. Должно быть экономичечкое обоснование это делать. Наверное, у Южной Кореи оно есть. А США покупают орудия для своих танков у немцев. А немцы у них самолеты.
                2. +1
                  15 апреля 2026 17:44
                  А "Витязь"С-350 откуда взялся? Ракеты для корейцев мы делали. Ну и свой тем же(почти)) оснастили.
    4. +3
      15 апреля 2026 08:07
      Потому,что в России до сих пор уверены,что на вна кроме свинарника ничего больше нет
    5. +6
      15 апреля 2026 08:41
      Потому, что эта "ракета" - PR проект. А для него достаточно изображать бурную деятельность, что мы и наблюдаем. У украины даже мишеней подходящих для испытаний нет. А этих испытаний и доводок для ракеты ПРО нужна не одна сотня.
      С Уважением
      1. 0
        15 апреля 2026 09:22
        Цитата: nobody75
        Потому, что эта "ракета" - PR проект. А для него достаточно изображать бурную деятельность, что мы и наблюдаем. У украины даже мишеней подходящих для испытаний нет. А этих испытаний и доводок для ракеты ПРО нужна не одна сотня.
        С Уважением

        Всё верно!
        Я удивлён, что Вас ещё не закидали "минусами".
        Ща народ с методичками подгребёт.
        Если что-я с Вами!
        1. +2
          15 апреля 2026 10:12
          Спасибо!
          Нужно держаться Вместе! Плюсую!
          С Уважением
        2. 0
          15 апреля 2026 11:49
          Я удивлён, что Вас ещё не закидали "минусами".
          Ща народ с

          Как вы смеете идти против всепропальщиков и свидетелей мостов? am
    6. -1
      15 апреля 2026 09:18
      Цитата: Панкрат25
      Для сборки столь сложного продукта нужна бесперебойная работа сотен предприятий смежников

      Тут я с Вами согласен.
      Вопрос, почему они до сих пор функционируют,
      А кто Вам сказал, что они функционируют?
      Я обратил внимание на такое, интересное, поведение на сайте. Когда пишут про наши достижения, то тут начинают на вентилятор снеговыми лопатами накидывать. Ну сказали xохлы и чё? Уже пуляют этими ракетами что ли? Зачем пургу нести?
      Вы же правильно сказали
      Для сборки столь сложного продукта нужна бесперебойная работа сотен предприятий смежников.
      Вы верите, что эти сотни смежников работают на украинской земле?
      1. 0
        15 апреля 2026 11:43
        Уже пуляют этими ракетами что ли?

        Тут самое важное не допустить, чтобы пуляли.
    7. 0
      15 апреля 2026 16:01
      Инженеры давно могут работать удаленно. А вычислительные мощности и ПО сейчас такие, что ядерные взрывы симулируют, не то что аэродинамику.
      Собирают в Европе, скорее всего.
  2. +13
    15 апреля 2026 07:33
    Что то непонятное творится! 5й год война, а там все работает, чего то новое производят, что то завозят и никто ничего не боится. Так можно воевать еще десяток лет
    1. +1
      15 апреля 2026 11:59
      скорее всего будет заморозка после освобождения всего ДНР
  3. 0
    15 апреля 2026 07:38
    Украинство и свиноводство-это - успешная отрасль. Украинство и ракетостроение-сплошная сказка. Как то мне не верится в "инженерную шароварную" мысль. Простая смена шильдика, на изделии.
    1. +4
      15 апреля 2026 07:50
      Цитата: Андрей Николаевич
      Украинство и свиноводство-это - успешная отрасль.

      Российские пранкеры Вован и Лексус провели разговор с управляющим директором по кибербезопасности Google Скоттом Карпентером, представившись украинским чиновником.
      Карпентер в ходе беседы отметил, что инициатива по блокировке российских каналов исходила от американских властей, в частности, от администрации Дональда Трампа.
      Глава по кибербезопасности Google прямо заявил о поддержке Украины, подчеркнув: «Мы знаем, кто хорошие парни. И продолжать делать все возможное, чтобы оказывать поддержку [Украине]». Кроме того, Карпентер допустил ужесточение ограничений против российского контента при соответствующем сигнале от Евросоюза и открыто признал, что компания игнорирует запросы российских властей по удалению контента: «Мы получаем десятки тысяч запросов в день на удаление контента по всему миру. А в таких местах, как Россия, мы просто игнорируем это».
    2. 0
      15 апреля 2026 08:36
      Свиноводство там закончилось ещё до 14го года,эти синежёлтые куколды сало покупали у пшеков ..
  4. 0
    15 апреля 2026 07:41
    Если Украина что-то ЕЩЁ!!! производит, значит это кому-нибудь нужно...
    Наверняка в Кремле знают больше и выстроили правильную стратегию...Жаль, что в эту стратегию не вписываются граждане, проживающие в приграничных с Украиной (и не только) регионов...
    Но для кого-то это очень правильная и нужная стратегия...
  5. +5
    15 апреля 2026 07:42
    Читаешь такие заметки (а она не одна!) и невольно возникает вопрос; "А почему мы им даем возможность работать? Почему не уничтожили все их КБ, НИИ, заводы по производству военной техники?" Это же неподвижные цели. И координаты их наверняка известны (там большей частью советские предприятия). В чем причина? В политическом решении? Ну так мы будем с ними возиться еще десятки лет...
    1. +1
      15 апреля 2026 08:40
      Почему не уничтожили все их КБ, НИИ, заводы по производству военной техники?"


      Потому что это было уничтожено до нас самими украинцами - читаю здесь плачь всёпроср*нцев и удивляюсь их наивности укры пиарятся кидают понты перед доверчивыми западными политиками - во что мы можем дайте денег и это пойдет в серию и будет выпускаться по 100500 шт. в день только дайте денег дай дай дай ... - но оказывается им больше верят в России чем на западе уже и крайних нашли кто виноват ... стыдно девоньки стыдно ...
      1. +1
        15 апреля 2026 10:12
        Ок.
        Давай со стороны посмотрим.
        Беспилотники толпами полетели?- полетели
        Фламинги к нам залетают?- залетают.
        Пусть производят не прям на укр, но сути это не меняет!
      2. +2
        15 апреля 2026 16:18
        Андрей Малащенков, это не в России им верят. Это те же люди с Украины.
    2. +1
      15 апреля 2026 09:27
      Цитата: drags33
      Читаешь такие заметки (а она не одна!) и невольно возникает вопрос; "А почему мы им даем возможность работать? Почему не уничтожили все их КБ, НИИ, заводы по производству военной техники?" Это же неподвижные цели. И координаты их наверняка известны (там большей частью советские предприятия). В чем причина? В политическом решении? Ну так мы будем с ними возиться еще десятки лет...

      А что, Вам ещё не доложили об уничтожении вышеперечисленного? А что, они что то производят? Расскажите, пожалуйста, что они производят?
      То, что они производят, они продемонстрировали в ОАЭ!
    3. 0
      15 апреля 2026 10:59
      По многим причинам. Самая очевидная заключается в том, что современные предприятия хранят свою интеллектуальную собственность в цифровом виде, и её невозможно уничтожить ракетами. Для этого необходима хакерская атака, а сборку можно организовать в другой стране, если есть средства. Ну и с этой стороны всё тоже упирается в средства, количество ракетных пусков сильно сократилось на фоне 22-24х годов, а дроны судя по всему особого вреда не наносят.
  6. 0
    15 апреля 2026 07:49
    Комплекс ПВО это далеко не только ракета.... Как с остaльным? Или эуропа с полосатыми раскрыли архитектуру их комплексов для сопряжения? Сомневаюсь.
  7. -3
    15 апреля 2026 08:37
    Еще затянем войну на пару лет, и щеневмерлики "закроют небо", а там и баллистика по Москве полетит! Не могу понять стратегии ГШ. Или там нет никакой стратегии? А просто маразм крепчает?
    1. -2
      15 апреля 2026 08:51
      У нас в стране давно проблемы с адекватным планированием. Ну не умеют наверху смотреть на пару шагов вперёд. Похоже надеются на чудо
  8. -1
    15 апреля 2026 08:40
    Досиделись, нельзя же наносить удары по инфрастуктуре, "братский народ" как никак. Продолжайте в том же духе, дождетесь ядерку. Не знаю, что должно произойти, что бы там на верху очухались уже и поняли, что мендальничать нельзя, война идет на уничтожение.
  9. +2
    15 апреля 2026 08:53
    Противник работает упорно и целенаправленно. И ему это позволяют. Такая вот, демилитаризация...
  10. +1
    15 апреля 2026 10:04
    Что явно показали конфликты... в такой сфере как ПВО важны несколько факторов! Количество и качество как средств (техники), так и качество персонала, который ей управляет, КОЛИЧЕСТВО того и другого, в нужное время, в нужном месте... про четкую организацию системы управления ПВО, тоже обязательное условия эффективной работы...
    В общем, у кого все это имеется, в том виде, который необходим, тот и "на коне"! soldier
  11. 0
    15 апреля 2026 13:59
    Цитата: Вадим С
    Так можно воевать еще десяток лет

    Не один десяток лет скорее.
  12. 0
    15 апреля 2026 18:06
    Бункерная наркоманская сопля Зеля опять на фоне европейских подачек сфоткался :-D