Прототипы в бою. Тяжелый танк КВ-220

Вскоре после начала серийного производства тяжелого танка КВ-1 руководство народного комиссариата обороны и Совнарком приняли решение продолжить работы в этом направлении и инициировали несколько аналогичных проектов. Основной целью этих работ было создание нового тяжелого танка, вооружение и защита которого превосходили бы броню и пушку имеющегося КВ-1. 17 июня 1940 года вышло постановление Совета народных комиссаров, согласно которому в течение ближайших месяцев требовалось спроектировать и построить четыре новых танка на основе КВ-1, каждый из которых воплощал бы в себе одну из избранных концепций развития линейки тяжелых танков.

От Кировского завода потребовали собрать к 1 ноября два танка КВ-1 с броней большей толщины (90 миллиметров) и разным вооружением – пушками калибра 76 и 85 мм. Позже, к 1 декабря завод должен был сделать два танка с еще более толстой 100-мм броней и таким же набором вооружения. Предполагалось, что изготовление четырех бронемашин с разной защитой и разным вооружением позволит определить наиболее перспективное сочетание брони и пушки. В силу производственных причин сравнить получилось лишь два новых тяжелых танка. В начале ноября, с опозданием на несколько дней Кировский завод закончил изготовление танка с 90-мм броней и пушкой Ф-32 калибра 76 мм. Он получил обозначение Т-150. Второй танк под названием Т-220 вышел из цеха ровно через месяц. Он имел броню толщиной 100 миллиметров и орудие Ф-30 калибра 85 мм.


Танк Т-220, более известный сейчас под названием КВ-220, представлял собой модернизированный и доработанный КВ-1. Согласно некоторым данным, в документах военной приемки проект Т-220 также фигурировал под названием КВ-220-1. Конструкция нового тяжелого танка в основных моментах соответствовала конструкции оригинального КВ-1. При этом требования относительно повышения уровня защиты повлекли за собой изменения массогабаритного характера. Основные плиты сварного бронированного корпуса (лобовые детали, борта и корма) имели толщину в 100 миллиметров. Кроме того, пара лобовых плит была немного тоньше – 80 мм. Крышу и днище бронешасси изготовили из листов толщиной от 30 до 40 миллиметров. При усилении бронирования конструкторы Ленинградского Кировского завода учли необходимость сохранения внутренних объемов бронекорпуса. Поэтому габариты отделения управления, боевого и моторно-трансмиссионного отделения остались прежними, а дополнительная толщина брони сказалась лишь на внешних размерах танка.



Расчеты показали, что при подобном увеличении бронирования танк потяжелеет до 62-63 тонн, из-за чего будет нуждаться в новом двигателе. Для размещения более мощного мотора пришлось удлинить бронекорпус более чем на два метра, с 6675 до 8830 миллиметров. Ширина при этом выросла незначительно. Увеличенную длину корпуса компенсировали дополнительным опорным катком на каждом борту и четвертыми поддерживающими роликами. Конструкция ходовой части сохранилась прежней – опорные катки с индивидуальной торсионной подвеской, направляющее колесо впереди и ведущее сзади.

Для сохранения ходовых качеств танка КВ-220, как минимум, на уровне исходного КВ-1 его оснастили новым дизельным двигателем. Вместо старого 500-сильного мотора на КВ-220 установили новый В-5 мощностью в 700 лошадиных сил. Благодаря новому двигателю удельная мощность танка осталась на уровне КВ-1 – 11-12 л.с. на тонну. Скоростные характеристики также остались прежними – максимальная скорость по шоссе на уровне 33-34 км/ч и до 20-22 км/ч по пересеченной местности. Расчетный запас хода танка КВ-220 составлял 200 километров по шоссе и до 150 по пересеченной местности.

При разработке башни для нового танка возникли некоторые затруднения. Габариты казенной части 85-мм пушки Ф-30 не позволяли вписать ее в объемы оригинальной башни танка КВ-1. Использование башни от танка КВ-2, в свою очередь, посчитали нецелесообразным ввиду не слишком выгодного распределения внутреннего пространства. Поэтому пришлось спроектировать новую башню, в конструкции которой использовались наработки по двум предыдущим проектам. Шестиугольный бронированный агрегат был заметно крупнее башни танка КВ-1, но при этом гораздо меньше башни КВ-2. Лобовые детали башни имели толщину в 90 миллиметров, борта и корма – по 75 мм. По опыту танка КВ-2 на башне КВ-220 предусмотрели дополнительный люк на кормовом бронелисте, предназначенный для обслуживания пушки и загрузки боекомплекта. Примечательно, что благодаря новой башне КВ-220 оказался примерно на 40 сантиметров ниже своего предшественника КВ-1.

Прототипы в бою. Тяжелый танк КВ-220




Для прицеливания и наблюдения за обстановкой в башне танка КВ-220 установили командирскую панораму ПТ-1, перископический прицел ПТ-6И, а также телескопический прицел наводчика ТОД-6. Танк оснастили переговорным устройством и радиостанцией КРСТБ с учетом возможности использования вместо нее станции 71-ТК-3.

Внутри боевого отделения удалось разместить 91 унитарный снаряд для главного орудия. С 85-мм пушкой спарили один пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Еще два таких же пулемета разместили на турели командирской башенки и в шаровой установке на лобовом листе корпуса. Общий боекомплект всех трех пулеметов – 4032 патрона (64 дисковых магазина). При эксплуатации в войсках предполагалось выдавать экипажу пистолеты-пулеметы для самообороны. Состав экипажа танка КВ-220 соответствовал экипажу КВ-2: механик-водитель, стрелок-радист, командир, заряжающий и его помощник.

В январе 1941 года опытный танк КВ-220 был готов к испытаниям. Однако в последний день этого месяца, во время первого же выезда на полигон, произошла поломка двигателя, сдвинувшая график испытаний. После ремонта, в течение первых нескольких месяцев прототип нового тяжелого танка мог лишь совершать поездки по полигону и демонстрировать свои ходовые качества. Как выяснилось еще в самом начале испытаний, пушка Ф-30 не была готова к огневым испытаниям. И само орудие, и его подвесные устройства нуждались в доводке, которая заняла немало времени.

Стоит отметить, опытный танк КВ-220 в результате так и не обзавелся готовой к стрельбе пушкой. Работы над орудием затянулись до весны 41-го, а к тому времени конструкторское бюро В.Г. Грабина получило несколько более приоритетных заданий. После того, как КВ-220 показал все свои возможности кроме боевых, его решили задействовать в проекте КВ-3. Дабы проверить возможность использования имеющихся технических решений на новых тяжелых танках еще большей массы, опытный КВ-220 оснастили дополнительным грузом. 70-тонная машина (примерная боевая масса перспективного КВ-3) преодолела свыше 1300 километров, но испытатели не были довольны. Догруженный танк стал менее подвижен, а в конструкции ходовой части появились серьезные неполадки. К примеру, двигатель приходилось почти все время эксплуатировать на максимальных режимах, а торсионы и балансиры подвески постепенно деформировались под тяжестью машины.

20 мая 1941 года танк КВ-220 отправили на ремонт. В ходе этих работ заменили поврежденные детали ходовой, а также установили новый двигатель. Дизель В-2СН, оснащенный наддувом, имел мощность в 850 л.с. и благодаря этому танк немного улучшил свои ходовые качества. В последних числах мая-месяца КВ-220 покинул ремонтный цех и снова отправился на полигон. За оставшиеся до войны три недели обновленная бронемашина прошла еще свыше пятисот километров. Что касается орудия, то оно не было готово и в июне 41-го.


После начала Великой Отечественной войны опытный танк КВ-220 остался на Кировском заводе. В первые месяцы войны все имевшиеся на заводе прототипы танков использовались в различных испытаниях. К началу октября 41-го темпы производства танков на заводе значительно упали и в связи с этим руководства предприятия и конструкторского бюро приняли решение отправить на фронт ненужные опытные экземпляры. Ввиду отсутствия готовой пушки Ф-30 в ходе ремонта с КВ-220 сняли родную башню, а на ее место установили бронированный агрегат от серийного танка КВ-1 с соответствующим вооружением.

5 октября 1941 года единственный КВ-220, оборудованный башней от КВ-1, отправился в 124-ю танковую бригаду. Дальнейшая судьба бронемашины отслеживается с трудом. В ряде источников приводятся воспоминания командира роты из состава бригады Д.И. Осадчего, однако из слов танкиста нельзя точно установить, какой из переоборудованных прототипов имеется в виду. Так, Осадчий говорит о боевой массе танка более 100 тонн, которую не имел ни один из отправленных на фронт танков. Из других слов бывшего командира также нельзя сделать определенные выводы. Со слов Осадчего известно, что один из прототипов тяжелых танков с надписью «За Родину!» на башне был уничтожен противником в декабре 41-го. По-видимому, из-за детонации боекомплекта весь экипаж погиб, а с танка слетела башня. Точные данные о дальнейшей судьбе двух других опытных машин, ушедших на фронт, отсутствуют.

Сейчас трудно сказать, насколько успешным был проект КВ-220. Для своего времени он имел очень хорошую защиту и орудие достаточной мощности. Единственный экземпляр танка КВ-220, очевидно, был уничтожен огнем тяжелой полевой артиллерии, а не танковых пушек, что позволяет делать соответствующие выводы о его уровне защиты. В контексте проекта КВ-220 хуже всего смотрится ситуация с созданием орудия Ф-30. Как позже показала практика, танковая пушка калибра 85 миллиметров оказалась достаточно эффективным средством для поражения средних танков и укреплений противника. Однако в дальнейшем, с появлением большого количества немецких тяжелых танков, потребовались более мощные орудия.

Вероятно, шасси танка КВ-220 могло бы нести и новую башню с пушкой большего калибра, да и характеристики этой машины в целом смотрятся достаточно интересно. Однако в начале войны Советскому Союзу было не до доводки сырых проектов тяжелых танков. Поэтому КВ-220 и два его «брата» на базе того же КВ-1 (Т-150 и КВ-3) так и не дошли до серийного производства, оставшись на стадии испытаний и вынужденного боевого применения прототипов.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://battlefield.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти