Экстремистская идеология – духовная основа терроризма

Экстремистская идеология – духовная основа терроризмаВ противодействии современному терроризму важная роль принадлежит дискредитации попыток националистических и экстремистских организаций распространять, пропагандировать идеологию экстремистского толка, как духовную основу терроризма, одного из самых опасных и кровавых явлений современности, приобретающих в XXI веке все более разнообразные формы и представляющих угрозу глобального масштаба.

Один из аспектов противодействия терроризму связан с проблематикой, относящейся к тлетворному влиянию террористической идеологии экстремистской и националистической направленности, которая представляет реальную угрозу российскому государству, целостности страны и развитию нормальных общественных отношений. Главная опасность состоит в том, что современный экстремизм в различных сферах общества формирует и распространяет идеологию кровавого терроризма.


В течение ряда лет за рубежом и в Российской Федерации проведен ряд научных исследований, которые свидетельствуют о том, что идеология экстремистского толка, ее распространение националистическими и экстремистскими организациями в различных слоях населения, в причинном комплексе терроризма играет все более заметную привлекательную роль, поскольку она содержит и решительное "осуждение" и "разоблачение" действительных или мнимых причин и виновников социальных потрясений и одновременно предлагает жесткие, но, в то же время, "простые и надежные" пути восстановления справедливости.

Анализ выводов социологов и экспертов по данной проблематике свидетельствует, что на первое место выдвигаются именно социально-экономические предпосылки экстремистской идеологии терроризма. Переходный период, отягощенный тяжелым экономическим кризисом, создал в российском обществе условия социального противостояния, сформировал для отдельных слоев населения особое состояние сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, широкое распространение получили настроения неуверенности, не оправдавшихся ожиданий, социального страха, озлобленности и агрессивности.

Проблемы экономического коллапса 1990-х годов, в частности, вызвали раскол общества на группы с различным экономическим положением (бедные и богатые), углубление национальных, религиозных и иных конфликтов, разрушение сложившейся в советское время системы социальных гарантий жизни населения. Все это привело к формированию очагов социальной напряженности и противоборства, вышеотмеченные "осуждение" и "разоблачение", способных легко перейти в стадию открытого конфликта с обществом, властью с активным применением форм насилия, в том числе и террора.

В этой связи в борьбе с терроризмом важное значение приобретает работа по дискредитации экстремистской идеологии, как духовной основы терроризма, одного из кровавых средств достижения политических, экономических, идеологических и иных целей.

Человеконенавистническая сущность идеологии терроризма, распространяемая экстремистскими и националистическими организациями, заключается в изначальном названии этого кровавого явления, произошедшего от латинского слова "terror", что означает в переводе – страх, ужас. Главная цель любого террористического акта – это запугивание людей их массовой гибелью, создание атмосферы страха, наведения ужаса. В этом смысле террор опасен именно не тем, что несет смерть людям, а в большей степени он опасен тем, что поселяет страх в души людей, превращает человека в животное и позволяет как угодно манипулировать его действиями.

Кровавая сущность идеологии терроризма, пропагандируемая экстремистами, это обесцененная человеческая жизнь и страдания людей, это кровавый путь заказчиков и исполнителей теракта по головам людей к намеченной цели, это всегда вызов обществу, так как путем давления на общество через крайние меры создания постоянного страха экстремисты идут к достижению своих целей и устремлений.

Наиболее опасна идеология духовного экстремизма, поскольку формируется она в области индивидуального опыта, где ощущения и оценки предельно субъективированы и, следовательно, усложняется процесс выдвижения разумных или положительных альтернатив. Духовный экстремизм создает идейные предпосылки для террористической деятельности одиночек, которая рассматривается как следствие психической ненормальности, хотя действия многих террористов-одиночек носят вполне осмысленный характер и они несут в полном объеме уголовную ответственность за свои кровавые дела.

Кровавой сущностью характеризуется и идеология, распространяемая националистическими организациями, в частности националистами-сепаратистами Северного Кавказа. В основе их идеологии лежат идеи радикального ислама – ваххабизма, а также религиозный этнонационализм, исторически присущий северокавказскому населению. Особая опасность ваххабизма заключается в том, что он проповедует строгое деление всех людей на правоверных мусульман и кафиров – "неверных" (не являющихся якобы полноценными людьми) и обязывает всех мусульман вести против "неверных" священную войну – джихад.

Практическим воплощением террористической идеологии радикального ислама – ваххабизма националистического характера является концепция создания на Северном Кавказе шариатского государства под названием "Имарат Кавказ". Главой "Имарат Кавказа", "амиром (главнокомандующим) моджахедов Кавказа" и "предводителем джихада" объявил себя Докку Умаров. Основными методам действий бандгрупп, находящихся в подполье и входящих в состав "Имарат Кавказа", являются террористические акты, подрывы и обстрелы, а также иные акции устрашения населения, представителей власти и духовенства.

По определению Верховного Суда РФ "Имарат Кавказ" является террористической организацией, угрожающей территориальной целостности РФ, так как его стратегической целью является отделение Северного Кавказа от России и создание в этом регионе независимого шариатского государства посредством насильственного разрушения здесь конституционного строя и отмены действующего на его территории российского законодательства.

"Имарат Кавказ" представляет угрозу для России не только в виде терактов. В настоящее время исламистское подполье, называемое себя "Имарат Кавказ", - это уже не простая горстка бандитов, которую, как утверждают некоторые специалисты по Кавказу, не следует воспринимать всерьез. Сегодня "Имарат Кавказ" имеет не только боевой потенциал для осуществления террористических атак, но и потенциал растлевающей идеологии – ваххабизма для осуществления, по словам идеологов сепаратистов, "информационного джихада".

В результате значительная часть россиян подвергается идеологической обработке, направленной против российского государства и собственных сограждан. "Братьев и сестер в исламе" призывают "сплотиться вокруг "Имарат Кавказа" и его амира", который "после развала Русни (то есть России) станет центром нового государства". В этой связи Докку Умаров отмечал, что одной из целей джихада "Имарат Кавказа" является не только отделение от России, но и объединение с мусульманами Астраханской области, Татарстана, Башкортостана и других регионов. А это означает, что идеи ваххабизма получат распространение не только в республиках Северного Кавказа, но уже и на территории Центральной России, создавая для террористов серьезную поддержку среди мусульманского населения других регионов Российской Федерации. И это очень опасно, так как джихад выходит за региональные пределы Северного Кавказа, и появление моджахедов, проповедников радикального ислама становится возможным в любое время и в любом месте. Как это имело место не так давно в Санкт-Петербурге.

За последнее время происходит значительное снижение среднего возраста участников бандформирований на Северном Кавказе, ускоряется процесс привлечении молодежи в их ряды. Происходит это, по заключению экспертов, по причине целенаправленной обработки молодежи националистическими и экстремистскими организациями тлетворными идеями религиозного экстремизма. По сути дела, России навязывается борьба за умы и души новых поколений, вступающих в активную жизнь. И если эти идеи в полной мере овладеют умами молодых людей, то мир не Северном Кавказе, в частности, будет окончательно взорван.

Поэтому сейчас духовное воспитание молодежи, повышение ее общеобразовательного и культурного уровня заслуживает особого внимания. Одним из стратегических направлений противодействия экстремистской идеологии, в этом плане, является, безусловно, реализация политики государства, основные направления которой изложены в статье Владимира Путина "Россия: национальный вопрос".

Результатом работы по дискредитации попыток экстремистских и националистических организаций в распространении идеологии терроризма должно стать сформированное мировоззрение по устойчивому неприятию обществом идеологии экстремизма и терроризма.
Автор:
Александр Новик
Первоисточник:
http://peacekeeper.ru/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти