Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

Создатель лучших в мире жидкостных ракетных двигателей академик Борис Каторгин объясняет, почему американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в этой области и как сохранить советскую фору в будущем

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

21 июня на Петербургском экономическом форуме прошло награждение лауреатов премии «Глобальная энергия». Авторитетная комиссия отраслевых экспертов из разных стран выбрала три заявки из представленных 639 и назвала лауреатов премии 2012 года, которую уже привычно называют «нобелевкой для энергетиков». В итоге 33 миллиона премиальных рублей в этом году разделили известный изобретатель из Великобритании профессор Родней Джон Аллам и двое наших выдающихся ученых — академики РАН Борис Каторгин и Валерий Костюк.

Все трое имеют отношение к созданию криогенной техники, исследованию свойств криогенных продуктов и их применению в различных энергетических установках. Академик Борис Каторгин был награжден «за разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, которые обеспечивают при высоких энергетических параметрах надежную работу космических систем в целях мирного использования космоса». При непосредственном участии Каторгина, более пятидесяти лет посвятившего предприятию ОКБ-456, известному сейчас как НПО «Энергомаш», создавались жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), рабочие характеристики которых и теперь считаются лучшими в мире. Сам Каторгин занимался разработкой схем организации рабочего процесса в двигателях, смесеобразованием компонентов горючего и ликвидацией пульсации в камере сгорания. Известны также его фундаментальные работы по ядерным ракетным двигателям (ЯРД) с высоким удельным импульсом и наработки в области создания мощных непрерывных химических лазеров.


В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО «Энергомаш», совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас». В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.

Перед вручением премии «Эксперт» побеседовал с академиком Борисом Каторгиным о состоянии и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей и выяснил, почему базирующиеся на разработках сорокалетней давности двигатели до сих пор считаются инновационными, а РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах.

— Борис Иванович, в чем именно ваша заслуга в создании отечественных жидкостных реактивных двигателей, и теперь считающихся лучшими в мире?

— Чтобы объяснить это неспециалисту, наверное, нужно особое умение. Для ЖРД я разрабатывал камеры сгорания, газогенераторы; в целом руководил созданием самих двигателей для мирного освоения космического пространства. (В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают собственно реактивную тягу; в газогенераторах также сжигается топливная смесь, но уже для работы турбонасосов, которые под огромным давлением нагнетают топливо и окислитель в ту же камеру сгорания. — «Эксперт».)

— Вы говорите о мирном освоении космоса, хотя очевидно, что все двигатели тягой от нескольких десятков до 800 тонн, которые создавались в НПО «Энергомаш», предназначались прежде всего для военных нужд.

— Нам не пришлось сбросить ни одной атомной бомбы, мы не доставили на наших ракетах ни одного ядерного заряда к цели, и слава богу. Все военные наработки пошли в мирный космос. Мы можем гордиться огромным вкладом нашей ракетно-космической техники в развитие человеческой цивилизации. Благодаря космонавтике родились целые технологические кластеры: космическая навигация, телекоммуникации, спутниковое телевидение, системы зондирования.

— Двигатель для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9, над которым вы работали, потом лег в основу чуть ли не всей нашей пилотируемой программы.

— Еще в конце 1950-х я проводил расчетно-экспериментальные работы для улучшения смесеобразования в камерах сгорания двигателя РД-111, который предназначался для той самой ракеты. Результаты работы до сих пор применяются в модифицированных двигателях РД-107 и РД-108 для той же ракеты «Союз», на них было совершено около двух тысяч космических полетов, включая все пилотируемые программы.

— Два года назад я брал интервью у вашего коллеги, лауреата «Глобальной энергии» академика Александра Леонтьева. В разговоре о закрытых для широкой публики специалистах, коим Леонтьев сам когда-то был, он упомянул Виталия Иевлева, тоже много сделавшего для нашей космической отрасли.

— Многие работавшие на оборонку академики были засекречены — это факт. Сейчас многое рассекречено — это тоже факт. Александра Ивановича я знаю прекрасно: он работал над созданием методик расчета и способов охлаждения камер сгорания различных ракетных двигателей. Решить эту технологическую задачу было нелегко, особенно когда мы начали максимально выжимать химическую энергию топливной смеси для получения максимального удельного импульса, повышая среди прочих мер давление в камерах сгорания до 250 атмосфер. Возьмем самый мощный наш двигатель — РД-170. Расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Тепловые потоки в нем достигают 50 мегаватт на квадратный метр — это огромная энергия. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Надо было придумать специальное охлаждение для камеры сгорания, чтобы она могла расчетно работать и выдерживала тепловой напор. Александр Иванович как раз этим и занимался, и, надо сказать, потрудился он на славу. Виталий Михайлович Иевлев — член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, к сожалению, довольно рано умерший, — был ученым широчайшего профиля, обладал энциклопедической эрудицией. Как и Леонтьев, он много работал над методикой расчета высоконапряженных тепловых конструкций. Работы их где-то пересекались, где-то интегрировались, и в итоге получилась прекрасная методика, по которой можно рассчитать теплонапряженность любых камер сгорания; сейчас, пожалуй, пользуясь ею, это может сделать любой студент. Кроме того, Виталий Михайлович принимал активное участие в разработке ядерных, плазменных ракетных двигателей. Здесь наши интересы пересекались в те годы, когда «Энергомаш» занимался тем же.

— В нашей беседе с Леонтьевым мы затронули тему продажи энергомашевских двигателей РД-180 в США, и Александр Иванович рассказал, что во многом этот двигатель — результат наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170, и в каком-то смысле его половинка. Что это — действительно результат обратного масштабирования?

— Любой двигатель в новой размерности — это, конечно, новый аппарат. РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой 800 тонн. У РД-191, предназначенного для нашей новой ракеты «Ангара», тяга и вовсе 200 тонн. Что же общего у этих двигателей? Все они имеют по одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у «американского» РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если четырёхкамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика», то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны. В разработке турбонасосов для РД-180 и РД-191 я участвовал напрямую и в то же время руководил созданием этих двигателей в целом.

— Камера сгорания, значит, на всех этих двигателях одна и та же, только количество их разное?

— Да, и это наше главное достижение. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся камеры, равной которой в мире нет, мы изготавливаем лучшие свои двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 для американского «Атласа» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».

— «Ангара» должна была заменить «Протон-М» еще несколько лет назад, но создатели ракеты столкнулись с серьезными проблемами, первые летные испытания неоднократно откладывались, и проект вроде бы продолжает буксовать.

— Проблемы действительно были. Сейчас принято решение о запуске ракеты в 2013 году. Особенность «Ангары» в том, что на основе ее универсальных ракетных модулей можно создать целое семейство ракетоносителей грузоподъемностью от 2,5 до 25 тонн для вывода грузов на низкую околоземную орбиту на базе универсального же кислородно-керосинового двигателя РД-191. «Ангара-1» имеет один двигатель, «Ангара-3» — три с общей тягой 600 тонн, у «Ангары-5» будет 1000 тонн тяги, то есть она сможет выводить на орбиту больше грузов, чем «Протон». К тому же вместо очень токсичного гептила, который сжигается в двигателях «Протона», мы используем экологически чистое топливо, после сгорания которого остаются лишь вода да углекислый газ.

— Как получилось, что тот же РД-170, который создавался еще в середине 1970-х, до сих пор остается, по сути, инновационным продуктом, а его технологии используются в качестве базовых для новых ЖРД?

— Похожая история случилась с самолетом, созданным после Второй мировой Владимиром Михайловичем Мясищевым (дальний стратегический бомбардировщик серии М, разработка московского ОКБ-23 1950-х годов. — «Эксперт»). По многим параметрам самолет опережал свое время лет эдак на тридцать, и элементы его конструкции потом заимствовали другие авиастроители. Так и здесь: в РД-170 очень много новых элементов, материалов, конструкторских решений. По моим оценкам, они не устареют еще несколько десятилетий. В этом заслуга прежде всего основателя НПО «Энергомаш» и его генерального конструктора Валентина Петровича Глушко и членкора РАН Виталия Петровича Радовского, возглавившего фирму после смерти Глушко. (Отметим, что лучшие в мире энергетические и эксплуатационные характеристики РД-170 во многом обеспечиваются благодаря решению Каторгиным проблемы подавления высокочастотной неустойчивости горения за счет разработки антипульсационных перегородок в той же камере сгорания. — «Эксперт».) А двигатель РД-253 первой ступени для ракетоносителя «Протон»? Принятый на вооружение еще в 1965 году, он настолько совершенен, что до сих пор никем не превзойден. Именно так учил конструировать Глушко — на пределе возможного и обязательно выше среднемирового уровня. Важно помнить и другое: страна инвестировала в свое технологическое будущее. Как было в Советском Союзе? Министерство общего машиностроения, в ведении которого, в частности, находились космос и ракеты, только на НИОКР тратило 22 процента своего огромного бюджета — по всем направлениям, включая двигательное. Сегодня объем финансирования исследований намного меньше, и это говорит о многом.

— Не означает ли достижение этими ЖРД неких совершенных качеств, причем случилось это полвека назад, что ракетный двигатель с химическим источником энергии в каком-то смысле изживает себя: основные открытия сделаны и в новых поколениях ЖРД, сейчас речь идет скорее о так называемых поддерживающих инновациях?

— Безусловно нет. Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы еще очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надежно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту. Они безопасны с точки зрения экологии, особенно те, что работают на жидком кислороде и керосине. Но для полетов к звездам и другим галактикам ЖРД, конечно, совсем непригодны. Масса всей метагалактики — 10 в 56 степени граммов. Для того чтобы разогнаться на ЖРД хотя бы до четверти скорости света, потребуется совершенно невероятный объем топлива — 10 в 3200 степени граммов, так что даже думать об этом глупо. У ЖРД есть своя ниша — маршевые двигатели. На жидкостных двигателях можно разогнать носитель до второй космической скорости, долететь до Марса, и все.

— Следующий этап — ядерные ракетные двигатели?

— Конечно. Доживем ли мы еще до каких-то этапов — неизвестно, а для разработки ЯРД многое было сделано уже в советское время. Сейчас под руководством Центра Келдыша во главе с академиком Анатолием Сазоновичем Коротеевым разрабатывается так называемый транспортно-энергетический модуль. Конструкторы пришли к выводу, что можно создать менее напряженный, чем был в СССР, ядерный реактор с газовым охлаждением, который будет работать и как электростанция, и как источник энергии для плазменных двигателей при передвижении в космосе. Такой реактор проектируется сейчас в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Григорьевича Драгунова. В проекте также участвует калининградское КБ «Факел», где создаются электрореактивные двигатели. Как и в советское время, не обойдется без воронежского КБ химавтоматики, где будут изготавливаться газовые турбины, компрессоры, чтобы по замкнутому контуру гонять теплоноситель — газовую смесь.

— А пока полетаем на ЖРД?

— Конечно, и мы четко видим перспективы дальнейшего развития этих двигателей. Есть задачи тактические, долгосрочные, тут предела нет: внедрение новых, более жаростойких покрытий, новых композитных материалов, уменьшение массы двигателей, повышение их надежности, упрощение схемы управления. Можно внедрить ряд элементов для более тщательного контроля за износом деталей и других процессов, происходящих в двигателе. Есть задачи стратегические: к примеру, освоение в качестве горючего сжиженного метана и ацетилена вместе с аммиаком или трехкомпонентного топлива. НПО «Энергомаш» занимается разработкой трехкомпонентного двигателя. Такой ЖРД мог бы применяться в качестве двигателя и первой, и второй ступени. На первой ступени он использует хорошо освоенные компоненты: кислород, жидкий керосин, а если добавить еще около пяти процентов водорода, то значительно увеличится удельный импульс — одна из главных энергетических характеристик двигателя, а это значит, что можно отправить в космос больше полезного груза. На первой ступени вырабатывается весь керосин с добавкой водорода, а на второй тот же самый двигатель переходит от работы на трехкомпонентном топливе на двухкомпонентное — водород и кислород.

Мы уже создали экспериментальный двигатель, правда, небольшой размерности и тягой всего около 7 тонн, провели 44 испытания, сделали натурные смесительные элементы в форсунки, в газогенераторе, в камере сгорания и выяснили, что можно сначала работать на трех компонентах, а потом плавно переходить на два. Все получается, достигается высокая полнота сгорания, но чтобы идти дальше, нужен более крупный образец, нужно дорабатывать стенды, чтобы запускать в камеру сгорания компоненты, которые мы собираемся применять в настоящем двигателе: жидкие водород и кислород, а также керосин. Думаю, это очень перспективное направление и большой шаг вперед. И надеюсь кое-что успеть сделать при жизни.

— Почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать его уже много лет?

— Американцы очень прагматичны. В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать. К примеру, наш двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывезти полезного груза на две тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам 20 миллионов долларов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на «Энергомаше» есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт.

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

— Я не ослышался — 27 гигаватт? Это больше установленной мощности всех АЭС «Росатома».

— Двадцать семь гигаватт — это мощность струи, которая развивается относительно за короткое время. При испытаниях на стенде энергия струи сначала гасится в специальном бассейне, затем в трубе рассеивания диаметром 16 метров и высотой 100 метров. Чтобы построить подобный стенд, в котором помещается двигатель, создающий такую мощность, надо вложить огромные деньги. Американцы сейчас отказались от этого и берут готовое изделие. В результате мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на многое.

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

— Борис Иванович, что надо сделать, чтобы не растерять фору, набранную советским ракетным двигателестроением? Наверное, кроме недостатка финансирования НИОКР очень болезненна и другая проблема — кадровая?

— Чтобы остаться на мировом рынке, надо все время идти вперед, создавать новую продукцию. Видимо, пока нас до конца не прижало и гром не грянул. Но государству надо осознать, что без новых разработок оно окажется на задворках мирового рынка, и сегодня, в этот переходный период, пока мы еще не доросли до нормального капитализма, в новое должно прежде всего вкладывать оно — государство. Затем можно передавать разработку для выпуска серии частной компании на условиях, выгодных и государству, и бизнесу. Не верю, что придумать разумные методы созидания нового невозможно, без них о развитии и инновациях говорить бесполезно.

Кадры есть. Я руковожу кафедрой в Московском авиационном институте, где мы готовим и двигателистов, и лазерщиков. Ребята умнющие, они хотят заниматься делом, которому учатся, но надо дать им нормальный начальный импульс, чтобы они не уходили, как сейчас многие, писать программы для распределения товаров в магазинах. Для этого надо создать соответствующую лабораторную обстановку, дать достойную зарплату. Выстроить правильную структуру взаимодействия науки и Министерства образования. Та же Академия наук решает много вопросов, связанных с кадровой подготовкой. Ведь среди действующих членов академии, членов-корреспондентов много специалистов, которые руководят высокотехнологическими предприятиями и научно-исследовательскими институтами, мощными КБ. Они прямо заинтересованы, чтобы на приписанных к их организациям кафедрах воспитывались необходимые специалисты в области техники, физики, химии, чтобы они сразу получали не просто профильного выпускника вуза, а готового специалиста с некоторым жизненным и научно-техническим опытом. Так было всегда: самые лучшие специалисты рождались в институтах и на предприятиях, где существовали образовательные кафедры. У нас на «Энергомаше» и в НПО Лавочкина работают кафедры филиала МАИ «Комета», которой я руковожу. Есть старые кадры, которые могут передать опыт молодым. Но времени осталось совсем немного, и потери будут безвозвратные: для того, чтобы просто вернуться на существующий сейчас уровень, придется затратить гораздо больше сил, чем сегодня надо для его поддержания.
Первоисточник: http://alternathistory.org.ua/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 71
  1. VadimSt 18 мая 2013 05:44
    Не только в области балета мы впереди планеты всей!

    мы используем экологически чистое топливо, после сгорания которого остаются лишь вода да углекислый газ.


    Эра гептила закончилась - Лихо!
    1. Каток 18 мая 2013 10:59
      Таким людям нужно памятники при жизни ставить!
      Они - слава нашей страны, они должны быть гордостью всего народа!

      Да, наши политики всё пpoсpaли. Да, страна потеряла часть территорий и больше 10 лет барахталась в ..овне либеральной демократии и криминальной приватизации. Да, эти .... (не могу найти подходящее слово) продавали на Запад всё, за что давали хотя бы доллар - любые наработки, секреты, и даже просто нас с вами.

      Но какое это имеет отношение к научному и трудовому подвигу ТАКИХ людей, инженеров и конструкторов - настоящих патриотов,не продавшихся на Запад, а оставшихся здесь?!

      Это не просто люди, это гиганты!
      Таких людей беречь нужно.
      1. elmir15 18 мая 2013 12:32
        американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в этой области

        Что то не вирится что Американцы высаживались на луне,не зря же у них голивуд есть)))
        1. Комментарий был удален.
        2. Дядька 18 мая 2013 13:55
          Цитата: elmir15
          Что то не вирится что Американцы высаживались на луне,не зря же у них голивуд есть))

          Это уголковый отражатель, установленный на Луне. Если на него направить луч лазера с Земли, то он, отражатель, вернёт луч в место отправки. Такие отражатели ставили и наши и американцы. Так что на Луне они были, а Голливуд - для пипла, который хавает, там он очень охочий до зрелищ.
          1. CTEPX 18 мая 2013 15:27
            Цитата: Дядька
            Такие отражатели ставили и наши и американцы.

            Только наши не изображают, что эти отражатели ставили люди в скафандрах)).
            1. snek 18 мая 2013 16:21
              Цитата: elmir15
              Что то не вирится что Американцы высаживались на луне,не зря же у них голивуд есть)))

              НУ вот мнение специалиста. По этому поводу конструктор и космонавт, работавший еще с Королевым, Константин Феоктистов пишет: "Устроить такую мистификацию, наверное, не менее сложно, чем настоящую экспедицию. Для этого надо было бы заранее высадить на поверхность Луны телевизионный ретранслятор и проверить его работу (с передачей на Землю) опять же заранее. А в дни имитации экспедиции нужно было отправить на Луну радиоретранслятор для имитации радиосвязи «Аполлона» с Землей на траектории полета к Луне. Да и масштабы работ по «Аполлону» они не скрывали. А то, что они мне показывали в Хьюстоне в 1969 году (Центр управления, стенды, лаборатории), заводы в Лос-Анджелесе по изготовлению кораблей «Аполлон» и вернувшиеся на Землю спускаемые аппараты, по этой логике должно было быть имитацией?! Слишком сложно и слишком смешно".
              Взято из его книги "Феоктистов К.П. Траектория жизни. Между вчера и завтра. — М.: Вагриус, 2000"
              Электронная версия http://militera.lib.ru/explo/feoktistov_kp/index.html
              Вот что по этому поводу говорит Игорь Волк (космонавт, командир отряда Бурана):
              snek
              1. CTEPX 18 мая 2013 17:37
                Цитата: snek
                по этой логике должно было быть имитацией?! Слишком сложно и слишком смешно".Взято из его книги "Феоктистов К.П. Траектория жизни. Между вчера и завтра. — М.: Вагриус, 2000

                Ни фига се! Аргумент!
                А приз - развал СССР совместно с подельниками из числа членов ЦК КПСС!
                Предполагаю, что космонавту Феоктистову в СССР ни разу не устраивали экскурсии по
                Цитата: snek
                (Центр управления, стенды, лаборатории), заводы в Лос-Анджелесе
                с ВИП-сопровождением)).
              2. михаил3 18 мая 2013 21:34
                То есть у американцев был стенд? А потом? Уборщик метлой в мусор замел? Как то конструктору двигателей веры больше, чем космонавту. Ведь стенд для испытания лунных двигателей должен был быть, без него какие либо работы по мощностям более ста тонн и представить себе невозможно. Меньшие стенды были, конечно. Но на них мощный движок не обкатаешь...
                Для меня все ясно стало в момент, когда в "хронике" я увидел сопровождение взлетающей ракеты обьективом. Так получилось, я в курсе эволюции устройств, которые используются для автоматического поворота камер. В года "американской лунной экспедиции" земное поворотное устройство, способное так поднять камеру, весило килограммов сорок. Это в самом оптимальном случае, при идеальных условиях. Учитывая вакуум, пыль, температуру... для выживания такого устройства хотя бы в течении получаса в условиях лунной поверхности - центнер, не меньше.
                То есть такое устройство нужно было держать внутри модуля, затем выгрузить, установить и настроить (то еще занятие) за полчаса до старта. Всякий может прикинуть ограничения по весу для лунного модуля, а затем представить себе, как в нем привезли здоровенную дуру весом в сто кг... для сопровождения старта обьективом камеры.
                Бомбовый сброс уголкового отражателя на спутник без атмосферы, радиоретранслятор на орбите Луны - это я могу представить. А вот неиспытываемый двигатель, который пронес американские корабли сквозь лунную программу, а потом таинственно исчез, тяжеленное поворотное устройство, привезенное на Луну низачем... это нет, не могу.
                1. snek 18 мая 2013 23:51
                  Цитата: михаил3
                  То есть у американцев был стенд? А потом? Уборщик метлой в мусор замел? Как то конструктору двигателей веры больше, чем космонавту. Ведь стенд для испытания лунных двигателей должен был быть, без него какие либо работы по мощностям более ста тонн и представить себе невозможно.

                  Вы об Ф-1? вот его стендовые испытания (точнее всей первой ступени):
                  Цитата: михаил3
                  Так получилось, я в курсе эволюции устройств, которые используются для автоматического поворота камер. В года "американской лунной экспедиции" земное поворотное устройство, способное так поднять камеру, весило килограммов сорок. Это в самом оптимальном случае, при идеальных условиях. Учитывая вакуум, пыль, температуру...

                  Понимаю, для любителей заговоров подобные моменты являются откровением, но тут есть несколько моментов. Во-первых, для космоса (не только для программы аполлон) все делают из самых легких материалов, и сколько весит земной аналог, здесь вообще не показатель. Во-вторых, хотя масса камеры везде одинаковая ее вес на луне значительно меньше. В-третьих, а причем здесь вакуум и т.д.?
                  Цитата: михаил3
                  здоровенную дуру весом в сто кг... для сопровождения старта обьективом камеры.

                  только что 40 кг, а теперь уже сто, думается, если бы вы продолжили развивать мысль, оказалось бы, что данный агрегат весит тонны две не меньше.
                  Цитата: михаил3
                  вот неиспытываемый двигатель, который пронес американские корабли сквозь лунную программу, а потом таинственно исчез

                  Да никуда он не исчез. Вот, кстати, его испытания в 2013:

                  А не юзают его по той причине, что он весьма прожорлив и избыточно мощный для большинства современных носителей. Только Вас все это не переубедит. Я понял, что даже если заговорщиков на Луну возить и водить по местам посадок эффекта будет ноль - скажут, что все это часть заговора.
                  snek
                  1. CTEPX 19 мая 2013 05:28
                    Цитата: snek
                    А не юзают его по той причине, что он весьма прожорлив и избыточно мощный

                    Ай-яй-яй! А википедия утверждает, что совокупный расход топлива и окислителя, что F-1, что РД-170 - одинаков, т.е. примерно 2,5 тн/сек))!
                    Даже сейчас пропаганда не срастается)).
                  2. shserg 3 ноября 2015 14:17
                    На фото-атмосферные стенды, в статье указано на отсутствие барокамерных.
          2. Андрей_К 18 мая 2013 18:08
            С этими отражателями мутное дело.
            Точно такой эффект могут давать избранные участки Лунной поверхности (и дают).
            Когда "ищут" отражатель на Луне - то просто перебирают множество хорошо отражающих участков и самый близкий и яркий к расчетной точке пик объявляют этим самым "Лунным уголковым отражателем".
            Он может обнаружиться на несколько километров левее или правее - это все записывается в погрешности измерений.
            1. snek 19 мая 2013 00:29
              Цитата: Андрей_К
              Точно такой эффект могут давать избранные участки Лунной поверхности (и дают).
              Когда "ищут" отражатель на Луне - то просто перебирают множество хорошо отражающих участков и самый близкий и яркий к расчетной точке пик объявляют этим самым "Лунным уголковым отражателем".

              Потрясающее знание дела. Действительно какая разница между отражателем и хорошо отражающим участком луны. Американцы (так же как и мы с луноходами) доставили на луну уголковый отражатель (если не знаете что такое - ищите в гугле). И когда читаешь мысль что его можно спутать с просто хорошо отражающим участком луны, то от такой, извините, тупoсти мозг начинает болеть.
              snek
              1. Андрей_К 19 мая 2013 02:26
                Ну и побледнейте.
                Если не знаете материал, нечего говорить.
          3. Комментарий был удален.
      2. аксакал 18 мая 2013 19:26
        Цитата: Каток
        Таких людей беречь нужно.

        ну беречься они и сами могут, чай, не дети smile А вот ЦЕНИТЬ - это да, это нужно обязательно. Причем помимо материальных вознаграждений нужны и моральные вознаграждения. Помню, как нам в часть (еще в СССР)заехала проведать сына Герой соцтруда - так шухеру было, плац выдраивали, построение в честь нее на плацу всего л/с было. Рассказала нам она тогда о своем трудовом подвиге.
        А что сейчас? Заедет сейчас в часть такой Герой соцтруда и одновременно какой-нить миллардеришко или "звезда сцены", так Героя задвинут в дальний угол - ждите своего сына здесь и не выходите за периметр этого угла, тута важные персоны ходють! Тьфу! О времена, о нравы!
        А россиянам есть чем гордиться! Это очень серьезные технологические наработки. Чего там либероиды орут о том, что Россия утеряла первенство в космической гонке? В чем-то не первая - ну и что? Пока сердце ракет-носителей в руках у россиян - они по любому первые, что бы там ни орали ни либероиды, ни наши "еврейские товарищи" laughing
        1. gladcu2 16 ноября 2016 00:01
          аксакал

          Все правильно говорите.

          И еще очень жаль, что из-за пресловутой секретности в СССР, народ не знал достижения своей страны. И поэтому под напором либеральной лжи утратил доверие к своей стране, а значит и уверенность в себе и своих силах.

          И ситуация, когда звание Советский Человек, стало называться "совком". Люди на долго стали стыдиться своего происхождения.

          Ну и спасибо автору за статью. Лучше поздно чем никогда.
  2. Canep 18 мая 2013 06:17
    — Следующий этап — ядерные ракетные двигатели?
    Скорее бы уже лет 40 работы идут, а дальше опытных экземпляров дело не идет.
    1. snek 18 мая 2013 11:08
      Цитата: Canep
      Скорее бы уже лет 40 работы идут, а дальше опытных экземпляров дело не идет.

      Ионные двигатели используются в аппаратах изучающих удаленные тела солнечной системы с конца 90ых. Такой движок стоял на Deep Space 1, который отправили на изучение астероида. Японцы использовали такой двигатель на аппарате Hayabusa, который впервые в истории смог взять образец грунта с астероида.
      snek
      1. Canep 18 мая 2013 13:25
        Какая связь между ионными (электрическими) двигателями и ядерными ракетными двигателями?
        1. snek 18 мая 2013 13:51
          Ядерные двигатели и у нас и в США разрабатываются с 50ых (так что работы идут уже гораздо больше 40 лет) и до сих пор нет сколь либо значимых для практического применения результатов. А ионные - это как раз то, что выглядит "следующим этапом".
          snek
        2. Koshak 8 ноября 2016 11:28
          Цитата: Canep
          Какая связь между ионными (электрическими) двигателями и ядерными ракетными двигателями?

          А вы повнимательнее интервью перечитайте. Там и сказано, что ядерный реактор будет работать в качестве электростанции, а уж каким будет собственно двигатель ионным или плазменным - вопрос второй.
    2. аксакал 18 мая 2013 19:00
      Цитата: Canep
      Скорее бы уже лет 40 работы идут, а дальше опытных экземпляров дело не идет.

      - что заминусовали тебя на в общем-то безобидный вопрос. В САБЖЕ амеры и жидкостные двигатели, аналогичные российским, семнадцать лет осваивали и так и не освоили laughing Так что для ЯРД 40 лет - не срок. Ну и не прижимает сильно, до Марса долететь и на ЖРД можно - опять же по САБЖу. Так что куда и зачем нам торопиться с ЯРД? Тут важно не прерывать исследования, т.к. прерывание чревато утерей компетенции, а не торопясь (пока не прижимает) проводить работы, тщательно, четко и с расстановкойsmile
  3. CTEPX 18 мая 2013 06:23
    Такое впечатление, что из статьи выдернут абзац, отвечающий за её название про "лунных аферистов")).
    1. v53993 18 мая 2013 06:28
      Правильное впечатление. Этот абзац между строк.
    2. Орда 18 мая 2013 08:43
      Цитата: CTEPX
      Такое впечатление, что из статьи выдернут абзац, отвечающий за её название про "лунных аферистов")).


      давным,давно амеры отправлялись на луну и 6 раз успешно высаживались.Но тогда почему СЕЙЧАС не получается?А вот типа НЕХОТЯТ,НЕ НАДО,успешную ракетку Сатурн на...ух,непревзойдённый движёк Ф-1 на...ух-не надо им,а вот РД-180 будем у русских покупать и не Луну осваивать,а так кругом Земли круги нарезать. Нормальный человек в этот бред может поверить?Вместо прогресса просто ДЕГРАДАЦИЯ какая то.
      Орда
      1. сашка 18 мая 2013 18:13
        Цитата: Орда
        Вместо прогресса просто ДЕГРАДАЦИЯ какая то.

        Мы то-же к этому идём. Причём очень быстро. Интересно кому сказать спасибо за образование ?
        сашка
      2. михаил3 18 мая 2013 21:48
        При чем тут деградация? Чтобы использовать Ф-1 и далее, нужно несколько человек. Уже разработанный движок можно выпускать и выпускать, пока кто то представляет основные трудности и проблемы, и располагает документацией. Дикие бредни про то, что документация пропала - это для недоразвитых детишек. В инженерных работах такого уровня вероятность пропажи документации в обьеме, делающем невозможным выпуск двигателя... то есть и технологические карты. И цеховые копии, по которым велся непосредственно техпроцесс. И варианты разработчиков. И... да пошли они лесом, сказочники!
        НЕ БЫЛО Ф-1. Так что это не деградация совсем...
  4. v53993 18 мая 2013 06:25
    Такие люди, как академик Борис Каторгин и есть настоящее богатство и будущее России, в отличии от расплодившихся политиканов-либералов и жуликов от экономики, которым грош цена в базарный день.
    1. Корсар 18 мая 2013 10:59
      В результате мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на многое.

      Это констатация факта успешности России на мировом рынке высоких технологий,и звучит она из уст выдающегося учёного,жизнь положившего на служение Родине и науке.
      V53993:
      Такие люди, как академик Борис Каторгин и есть настоящее богатство и будущее России, в отличии от расплодившихся политиканов-либералов и жуликов от экономики, которым грош цена в базарный день


      Вот если-бы ущё не пресловутое Росснано и другими чубаксами...
  5. vilenich 18 мая 2013 06:49
    Есть старые кадры, которые могут передать опыт молодым. Но времени осталось совсем немного, и потери будут безвозвратные: для того, чтобы просто вернуться на существующий сейчас уровень, придется затратить гораздо больше сил, чем сегодня надо для его поддержания.

    Действительно, времени для раскачки уже нет! Все что было можно уже профукали и близится точка невозврата! Именно сейчас нужна политическая воля руководства страны для возрождения передовой науки и создания прорывных технологий!
    vilenich
  6. a.s.zzz888 18 мая 2013 07:04
    Ну не совсем так плохо у нас.
    Если бы мерикатосы не умыкнули к себе ф. Брауна, его документацию и готовые ФАУ, то они были бы в дном интересном месте, диментрально противоположном голове.
    1. Pilat2009 18 мая 2013 16:02
      Цитата: a.s.zzz888
      Если бы мерикатосы не умыкнули к себе ф. Брауна, его документацию и готовые ФАУ

      Можно подумать мы мало умыкнули
      Да и свалило за рубеж немало светлых голов
      1. shserg 3 ноября 2015 14:24
        Двигателистов-сравнительно мало, копию фау делали долго и тяжело. Перевес немецких спецов у нас - по наведению.
  7. nikolas 83 18 мая 2013 07:18
    Короче вся американская марсианская программа тоже робатает благодаря нам.Наши двигатели вывозят их корабли с марсоходами на орбиту.И ихний супер секретный космолет тоже на атласе взлетает.На атласе тоже наш двигатель.Без нас американская космическая программа ни что.Вот обидно что у нас не спешат применять новые наработки.
    1. Незнайка 18 мая 2013 09:41
      Ну получает Россия несколько миллионов долларов (да и то до недавних пор продавали РД-180 себе в убыток). А весь научный результат - у американцев.
  8. k220150 18 мая 2013 08:23
    С болью узнаю о ранее абсолютно закрытых,конкретных героях битвы за космос, последних солдатах Империии.
    СССР сдало врагам трусливое маограмотное руководство партии во главе с сусловым, андроповым, горбачевым...и примкнувшие к ним прихлебатели, у которых личное мужество не гарантирует чести. Есть такой космонавт Леонов, с пеной у рта доказывающий всем, что ... были на Луне. Любой, кто способен сложить два плюс два понимает - лунная "экспедиция" это АФЁРА. За трусость власти страна заплатила гигантскую цену. Люди должны помнить и понимать. Дай Бог, что это не повторится!
    k220150
    1. михаил3 18 мая 2013 21:55
      СССР почему то много лет получал зерно, миллионами тонн, по цене гораздо ниже себестоимости. От врагов. Не судите Леонова так строго, сам то СССР наладить сельское хозяйство был не способен (это кстати тоже не нужно забывать. "урожаи" по 6 центнеров с гектара не помните? вот где был позор...). Видать обьяснили Леонову раз и навсегда. Это мы тоже хорошо умеем...
      1. CTEPX 19 мая 2013 05:36
        Цитата: михаил3
        СССР почему то много лет получал зерно, миллионами тонн, по цене гораздо ниже себестоимости

        СССР много лет также ЭКСПОРТИРОВАЛ зерно, причём в годы, которые потом "незалежные" окрестили "голодомором".
        Про цену "ниже себестоимости" - пусть это останется на совести тех, кто это утверждает)).
  9. Орда 18 мая 2013 09:10
    всё самое значительное,лучшее создано в той стране,которой больше нет. Эта страна не способна не на что,только деградация,распад и под цветными улыбающимися картинками с ЧЁРНЫМИ мордами,а под ними ВСЁ уже сгнило.Не сомневаюсь ни минуты,если бы ам_ерам реально не был бы нужен ХОРОШИЙ ДВИГАТЕЛЬ,который они сами сделать НЕ В СОСТОЯНИИ Энергомаш бы разделил участь сотен других развалившихся предприятий великой страны,как например наполовину уничтоженные авиационнно-космические предприятия Самары.
    Орда
    1. concept1 18 мая 2013 10:31
      Орда Энергомаш бы разделил участь сотен других развалившихся предприятий великой страны,как например наполовину уничтоженные авиационнно-космические предприятия Самары.

      ЦСКБ-ПРОГРЕСС
      Тип
      ФГУП
      Год основания
      12 апреля 1996 года
      Расположение
      Россия Самара
      Отрасль
      Тяжёлое машиностроение (Ракетно-космическая отрасль, Судостроение, Авиационная промышленность)
      Продукция
      Ракеты-носители космического назначения, космические аппараты ДЗЗ, космические аппараты научного назначения, маломерные суда, малая авиация, продукция пищевой промышленности и др.
      Оборот
      17,88 млрд руб. (2009)
      Чистая прибыль
      286,6 млн руб. (2009)
      Число сотрудников
      20 тыс.

      1. Орда 18 мая 2013 10:53
        од основания
        12 апреля 1996 года
        Расположение
        Россия Самара


        хочешь сказать,что Прогресс появился в путинское время? Хватит врать!!! angry ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Самары-Куйбышева создавались в СОВЕТСКИЕ времена.Все призводства ракетно космической отрасли старые,давно не было никаких денежных вливаний,никаких ремонтов,никаких обновлений. "КУЗНЕЦОВ",что бы выжить выпускает самолётики с дурацким названием "рысачёк",на предприятиях работают старички и то единицы,деньги переоснащение пошли ,только пару лет назад и то не известно правда это или ,как обычно сказал путин дам,а в результате не дал.
        Орда
        1. concept1 18 мая 2013 11:11
          13 апреля 2012 г. 15:48
          Самарскому двигателестроительному предприятию «Кузнецов» снова требуются кадры — полторы тысячи человек. Сегодня у завода новые заказы, в том числе из-за рубежа. Поздравить людей, которые работают на космос, 12 апреля приехал губернатор.
          http://newstube.ru/m/533563

          "Рысачек" выпускает ЦСКБ-ПРОГРЕСС
          1. Орда 18 мая 2013 11:32
            Цитата: concept1
            13 апреля 2012 г. 15:48
            Самарскому двигателестроительному предприятию «Кузнецов» снова требуются кадры — полторы тысячи человек. Сегодня у завода новые заказы, в том числе из-за рубежа. Поздравить людей, которые работают на космос, 12 апреля приехал губернатор.
            http://newstube.ru/m/533563

            "Рысачек" выпускает ЦСКБ-ПРОГРЕСС


            может лучше ответить зачем понадобилось 20лет ГРОБИТЬ лучшие предприятия,уничтожать кадры,школу,а теперь дрожащей от неприязни рукой отслюнявливать мелочь не поддержание штанов и восстановление того ,что уже давно было создано,а не продвигаться вперёд оставляя конкурентов позади???
            Орда
        2. concept1 18 мая 2013 11:21
          В 2015 г. ОАО "Кузнецов" (бывший завод "Моторостроитель", Самара) планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий. В 2016 г. завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160, в период до 2020-2030 г. российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32.
          1. Орда 18 мая 2013 11:38
            Цитата: concept1
            В 2015 г. ОАО "Кузнецов" (бывший завод "Моторостроитель", Самара) планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий. В 2016 г. завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160, в период до 2020-2030 г. российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32.


            сначала всё развалить потом до 20,30-50г всё долго и нудно восстанавливать,сначала убрать дивизии,переделать в бригады ,потом убрать бригады переделать в дивизии,ВОТ ЭТО ВСЯ ПУТИНСКАЯ ПОЛИТИКА.
            если такой умный защитник новых порядков нашёлся ,тогда ответь,где лучший в мире двигатель НК-93 и почему больше двадцати лет его вместе с другим нашим авиапромом уничтожили и кто в этом виноват???
            Орда
            1. concept1 18 мая 2013 11:55
              Доводка двигателя возможна


              Отвечаю по поводу письма из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, где дается не вполне комплиментарная оценка нашему двигателю. Хочу внести ясность: срок создания НК-93 не 30, а 20 лет. Двигатель начала 90-х годов минувшего века. Далее – по техническому уровню изделия. Если мы рассмотрим тенденции развития двигателестроения, причем это не мои предложения, а мнение ЦИАМа, то к 2020–2025 годам двигатели данного класса должны иметь двухконтурность 14–18. У НК-93 этот показатель 16. Количество ступеней – 12–14. На НК-93 – 22. Многовато, конечно. Здесь ничего не скажешь. Это технологии, безусловно, ушедшего века.


              Есть и другие соображения. Допустим, мы согласны, что напорность вентилятора НК-93 не соответствует современным тенденциям. Сейчас она должна быть 1,4, у НК-93 – 1,22–1,27. Но дело-то не в этом. За 20 лет наука продвинулась. Конечно, в ЦИАМе есть хорошие наработки по газодинамике. Перепроектировать компрессор, имея базовый, на наименьшее количество ступеней вполне возможно. При создании двигателя ПД-14, например, очень большие средства были вложены в так называемые прорывные технологии, в которых активное участие также принимал ЦИАМ. Я не делаю институту больших комплиментов, стараюсь объективно обсудить факты. Технологии ПД-14 должны стать достоянием страны, а не какого-то конкретного двигателя. Таким образом, СНТК и ЦИАМ могли бы доработать НК-93.


              Сегодня нет самолета в классе 18 тс, он не проектируется. Но все-таки не двигатель строится для самолета, а самолет под двигатель. Банальный пример – модернизированный нами ракетный двигатель действительно 40-летней давности (70-х годов минувшего века) НК-33. 5 апреля намечен старт американской РН «Антарес», сделанной именно под НК-33. Не кажется ли странным, что 40 лет прошло, а США, одна из технологически развитых стран мира, проектируют специальную ракету?


              В том виде, в каком НК-93 находится сейчас, его готовым продуктом назвать нельзя. Это, безусловно, демонстратор, или прототип, или демонстратор прототипа двигателя. Есть исследования, подтверждающие, что при степени двухконтурности 12 реверс тяги целесообразно осуществлять так, как это сделано в НК-93. Мир идет в сторону увеличения двухконтурности.


              Необходимо проверить двигатель: будет ли он защищен от выключения в полете? Как станет себя вести система флюгирования, сможет ли она надежно обеспечить защиту от авторотации? Если поворотную лопасть заклинит, какое получится лобовое сопротивление? Конструкция НК-93 должна предусматривать нивелирование лобового сопротивления флюгированием. Пока есть проблемы.
              1. Pilat2009 18 мая 2013 16:10
                Цитата: concept1
                Необходимо проверить двигатель: будет ли он защищен от выключения в полете? Как станет себя вести система флюгирования, сможет ли она надежно обеспечить защиту от авторотации?

                Так кто спорит то?а зачем тогда снимать двигатель с самолета-лаборатории?Летай и проверяй -нет надо снять и бросить
            2. concept1 18 мая 2013 11:55
              Существуют претензии по превышению заявленного веса и размеров. В первом случае за меня ответил Борис Коровин. Просто отметим, что обсуждаемый двигатель экспериментальный. На испытаниях он был обвешен сотнями килограммов датчиков, стояла подпилонная балка стальная, нештатная, устанавливалось множество других дополнительных систем. Поэтому вопрос веса считаю неактуальным.


              Есть резерв для совершенствования. В частности, в ЦИАМе появились прекрасные подшипники скольжения. В редукторе испытывавшегося НК-93 применялись подшипники качения. Кстати, в проект заложено и скольжение. Просто не было соответствующих материалов и перешли на качение, редуктор раздулся. В ЦИАМе также появились великолепные металлокерамические материалы, которые подойдут не только для редуктора, а вообще для всего класса редукторных двигателей.


              В свое время германская фирма MTU купила у нас отчет по акустическим характеристикам НК-93 за 600 тысяч марок. Тогда это были весьма неплохие деньги. Это своего рода факт признания наших достижений. Итак, обсуждаемый двигатель служит своеобразным прототипом. Развитие темы авиамоторов со сверхвысокой двухконтурностью до 2025 года необходимо продолжать. Вопрос о сертификации уже не является важным, а вот рассмотренная тематика должна находиться в разработке.


              В письме министерства фактически подчеркивается необходимость использования задела по НК-93 для перспективных двигателей больших тяг (30 тс). Они будут иметь такой же диаметр, как и НК-93. Диаметр вентилятора – под три метра. Так я оцениваю техническое совершенство этого авиадвигателя. А направление, безусловно, перспективное для моторов будущего. По оценке ЦИАМа, двигатели 2020–2025 годов по удельному расходу топлива будут на уровне 0,5 килограмма на один килограмм тяги в час (кг/кгс ч). Прогноз для НК-93 по замеренным характеристикам (со слов Бориса Коровина) – на уровне 0,51. Таким образом, с учетом современных разработок в области газовой динамики резервы снижения удельного расхода существенные.



              Дмитрий Федорченко, генеральный конструктор ОАО «Кузнецов»


              Опубликовано в выпуске № 12 (480) за 27 марта 2013 года
              1. Орда 18 мая 2013 12:16
                Отвечаю по поводу письма из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, где дается не вполне комплиментарная оценка нашему двигателю. Хочу внести ясность: срок создания НК-93 не 30, а 20 лет. Двигатель начала 90-х годов минувшего века.


                письмишко то это из министерства торговли когда было составлено? ажно в 2013г ну а двигатель НК-93 был лучшим в своё время в конце 80г,если бы его поставили на на те самолёты то по мощности,шумности,экономичности нашим самолётам бы не было бы равным.Ваш ответ с задержкой на двадцать лет ЖУЛЬНИЧЕСТВО.Как людей ,так и их идеи нужно судить по меркам ИХ ВРЕМЕНИ!!!
                НК-93 держали в пасынках не финансировали и даже напрямую ЗАПРЕЩАЛИ испытания,говорит только об одном ,что запад и их российские шавки очень боялись этого настоящего прорыва в двигателестроении.Двигатель можно модернизировать и довести параметры до современных требований ,но путин с друзьями в этом не заинтересован.
                Орда
                1. CTEPX 18 мая 2013 12:33
                  Цитата: Орда
                  двигатель НК-93 был лучшим в своё время в конце 80г

                  Цитата: Орда
                  но путин с друзьями в этом не заинтересован.

                  Кое-какая нестыковка?
                  Путин с друзьями потихонечку этот вражеский клубок, навяленный нам, начиная с "лунной программы", - разматывает)).
                  Хотелось бы мудрости - не путать мягкое с тёплым)).
                  1. Орда 18 мая 2013 14:41
                    Путин с друзьями потихонечку этот вражеский клубок, навяленный нам, начиная с "лунной программы", - разматывает)


                    а так путин значит всё таки разматывает клубок то? ну а чёж так медленно то десять лет путин думал разматывать клубок или нет и наконец надумал? но паровоз то ушёл оборудование обветшало,кадры потеряны,школа почти потеряна,забугорные самолёты тоже ушли вперёд,неужели это не понятно,что за затяжное тугодумие?может причина в другом?создаётся такое впечатление ,что руководит страной совсем не путин ,а кто то другой то период упадка -кризиса,то период денежных вливаний и считают ,что этого достаточно,потом опять кислород перекрыть промышленности в результате авиапром гордость СССР почти лежит.

                    Хотелось бы мудрости - не путать мягкое с тёплым))


                    хотите мудрости? купите себе полное собрание сочинений путина и будет вам счастье laughing .
                    Орда
                    1. CTEPX 18 мая 2013 15:22
                      Цитата: Орда
                      купите себе полное собрание сочинений путина

                      Поискал... не нашёл)).
                      Рогозина вот почитал, Фёдорова)). Да и у самого глаза и уши есть)).
                      Положение Путина - сейчас очень похоже на положение Сталина - тогда.
                      Только Путин... помудрее, что ли)).
                      1. Орда 18 мая 2013 15:49
                        Поискал... не нашёл)).

                        не повезло сочувствую,но думаю тщеславие распространённый порок среди руководителей ,так что думаю вам скоро повезёт. laughing

                        Положение Путина - сейчас очень похоже на положение Сталина - тогда.
                        Только Путин... помудрее, что ли)).


                        ну да конечно ведь это путин принял страну с сохой,а когда оставит может и бомбы уже не будет.Ведь это путину пришлось с нуля создавать авиапрмышленность,автомобилестроение,стан
                        костроение.Ведь это путин прирастил Россию Тувой,калининградской областью,Сахалином, а почему вдруг Шпицберген вдруг стал Норвежским?или может это при Сталине случилось?А может это Сталин отдал китаёзам амурские острова?Или это при Сталине страна поражена КОРРУПЦИОННОЙ заразой,при Сталине бы табуреткин с компанией или сидели или лежали бы уже,как вы думаете почему?по-справедливости и по закону?а ну да я и забыл из за врождённого сталинского тиранства и душегубства.При Сталине страна прирастала народом особенно руским,а при путине то Москва и Питер прирастают азиатами,да кавказцами,да ж&дами отчего бы это? Ну конечно из за непревзойдённой путинской МУДРОСТИ менять коренное население страны на разную нерусь чернотную.
                        Орда
                      2. CTEPX 18 мая 2013 16:11
                        Цитата: Орда
                        или может это при Сталине случилось?

                        Какой Вы всё-таки невнимательный).
                        Сталин стал Генеральным Секретарём в 1922. Путин - президентом в 2000-м.Но у Сталина была ПАРТИЯ, а Путин до сих пор пытается её создать, а пока вынужден пользоваться тем, что создано америкосами).
                        В 1935-м Союз кое-как начинал отползать от пропасти. Как и мы сейчас).
                        Интересно, сколько нормальных, думающих людей кастерили Сталина в 1935-м и приписывали ему все грехи, заложенные врагами при рождении Советской власти? А ведь 1937 и 1941 ещё впереди...
                      3. Орда 18 мая 2013 16:48
                        Путин до сих пор пытается её создать


                        партию жуликов и воров ,что ли? -давно уже создана.
                        Но у Сталина была ПАРТИЯ,


                        партия большевиков- ж&дов -это как пауки в банке,лучше ,бы её не было.
                        Сталин стал Генеральным Секретарём в 1922


                        типа Сталин правил больше Путина?ну когда по вашему путин стал ,"как Сталин ,только мудрее"? в каком году их можно сравнивать?

                        а пока вынужден пользоваться тем, что создано америкосами


                        ,что создано то? партия? почему америкосами? У вас там всё в порядке?
                        Орда
                      4. CTEPX 18 мая 2013 17:12
                        Цитата: Орда

                        Орда


                        Сегодня, 16:48

                        Как то системы у Вас нет. Такое впечатление, что кусать Вы готовы, а кого - не знаете)).
                        Цитата: Орда
                        партия? почему америкосами?

                        Сегодня, по добросовестному анализу, ВСЕ парламентские партии контролируются америкосами (почему ЭТО слово? ну обзовите по-другому)).
                        Путин сумел наладить контроль над одной из таких)). Как Вы там сказали? Партией жуликов и воров? Ну, пусть будет по Жириновскому)).
                        Партии Путина ещё предстоит быть созданной. Так мне кажется)).
                        Цитата: Орда
                        ну когда по вашему путин стал ,"как Сталин ,только мудрее"?
                        Чем Сталин отличался от Рузвельта, Черчилля и иже с ними? Он сумел УЗНАТЬ подноготную образования и действия групп "мирового правительства" (масонов, мирового интернационала, клубов- называйте как хотите) и размовлял с ними, а не с их марионетками (Рузвельтом, Черчиллем и иже с ними). Произошло такое чудо в процессе 2ВМВ)). У Путина это произошло раньше ( по древу хронологии))).
                        Проблема не в том, что ОНИ (МП, массоны ит.д. и т.п.) нами рулят)). Проблема в том, что они нам ДОЛЖНЫ. МНОГО. И наше осознание себя означает их смерть)).
                        Повторяюсь, я не знаю, что и как будет делать Путин. И это меня радует)).
                        Мир?))
                      5. Орда 18 мая 2013 18:44
                        Как то системы у Вас нет. Такое впечатление, что кусать Вы готовы, а кого - не знаете)).


                        как то вы быстро забыли о чём разговор был,а разговор был насколько путин и его люди будут полезны России? По моему исключительно вредят.

                        добросовестному анализу, ВСЕ парламентские партии контролируются америкосами


                        это всё равно что пин_досами,что путиным хрен редьки не слаще.
                        Как Вы там сказали? Партией жуликов и воров? Ну, пусть будет по Жириновскому)).


                        делаете вид ,что не слышали ,как зовут в народе путинскую партию чиновников? и жирик тут совсем ни причём.

                        Партии Путина ещё предстоит быть созданной. Так мне кажется)


                        когда кажется крестится надо laughing

                        Он сумел УЗНАТЬ подноготную образования и действия групп "мирового правительства" (масонов, мирового интернационала, клубов- называйте как хотите) и размовлял с ними, а не с их марионетками (Рузвельтом, Черчиллем и иже с ними). Произошло такое чудо в процессе 2ВМВ)).


                        не знаю узнал Сталин всю "поднаготную" или нет,но совершенно ясно одно,что Сталин совершил главную ошибку своей жизни,он не смог обеспечить преемственности курса после смерти,а случилось -это потому,что наряду с врагами внешними всегда существовал враг ВНУТРЕННИЙ и Сталин не смог обезвредить гадину.Поэтому сейчас мы имеем то ,что имеем.

                        И наше осознание себя означает их смерть))


                        многие уже сознают ,что произошло со страной,только знать и действовать различные вещи.А ОНИ рулят и чувствуют себя прекрасно,делают,что хотят например меняют основы человечества из баб делают мужиков,а из мужиков баб,детей превращают объекты сексуального насилия,уничтожаю образование,превращаю людей в скотообразную массу,только жрать,трахаться и любить завоевание демократии.

                        Повторяюсь, я не знаю, что и как будет делать Путин. И это меня радует)


                        а я знаю ,что будет делать путин ,хотите предсказание? Что сказал путин на ежегодном обращении к народу? НИЧЕГО.Вот так и будет.
                        Орда
                      6. CTEPX 18 мая 2013 19:00
                        Цитата: Орда
                        насколько путин и его люди будут полезны России? По моему исключительно вредят.

                        Тогда вопрос: кто люди Путина? (для сопровождения: Сталин ВСЕХ своих друзей и сподвижников вынужден был убрать - скурвились)Делали ли эти "люди путина" что-либо полезное для России? (для сопровождения: табуреткин вообщем-то Ходора "убрал").
                        Цитата: Орда
                        как зовут в народе путинскую партию чиновников? и жирик тут совсем ни причём.
                        Я это услышал от Жирика) и навальный тут не при чём)).
                        Цитата: Орда
                        когда кажется крестится надо
                        Насчёт крестится - не уверен. Поскольку нынешняя православная церковь слабовата пока для русского духа)).
                        Цитата: Орда
                        ясно одно,что Сталин совершил главную ошибку

                        Вот-вот! А Путин её пока не совершил!
                        Цитата: Орда
                        только знать и действовать различные вещи
                        Ну, насчёт действий мне легко)).Лично я - действую)).
                        Цитата: Орда
                        Что сказал путин на ежегодном обращении к народу? НИЧЕГО
                        Это Вы не услышали)). А он сказал о грядущем изменении Конституции РФ)).
                      7. ленивый 18 мая 2013 16:17
                        Путин принял Россию из рук алкаша ельцина в состоянии близком к развалу, когда армия по 4-5 месяцев задерживалась зарплата, при нём сразу стали платить вовремя,пусть сначала не много но во время ,пошла новая техника, мало но пошла
                      8. Орда 18 мая 2013 17:08
                        Цитата: ленивый
                        Путин принял Россию из рук алкаша ельцина в состоянии близком к развалу, когда армия по 4-5 месяцев задерживалась зарплата, при нём сразу стали платить вовремя,пусть сначала не много но во время ,пошла новая техника, мало но пошла


                        Сталин взял власть в борьбе с Троцким,когда существовали другие группировки в партии Каменев-Зиновьев,а путин получил власть в наследство от ельцина и вместе с теми же ельцинскими людьми чубайсом,кириенко,немцовым и прочей сволочью,а так же уже свой кгбэшный аппарат.Кроме немцова все остальные остались при деле ,продолжают усердно служить кагалу ,разваливать Россию.
                        Орда
                      9. CTEPX 18 мая 2013 17:43
                        Цитата: Орда
                        Сталин взял власть в борьбе с Троцким

                        Сталин получил власть от Ленина.ИМХО.
                      10. Орда 18 мая 2013 18:18
                        Цитата: CTEPX
                        Цитата: Орда
                        Сталин взял власть в борьбе с Троцким

                        Сталин получил власть от Ленина.ИМХО.

                        плохо знаете историю власть никто никогда не даёт ,власть только берут.Согласно писем Ленина он недолюбливал Сталина,либо перераспределение полномочий внутри одного клана,как ельцин -путин.
                        Орда
                      11. CTEPX 18 мая 2013 19:04
                        Цитата: Орда
                        путин получил власть в наследство от ельцина

                        Цитата: Орда
                        плохо знаете историю власть никто никогда не даёт ,власть только берут

                        Ну, не знаю)).
              2. Орда 18 мая 2013 12:22
                ссылаешься на специалистов из министерства торговли? laughing я больше доверяю мнению Валерия Николаева-директора "Кузнецова"


                в интернете полно превосходных отзывов о движке НК-32 вы же нашли каких то отморозков из министерства торговли и держите их за специалистов.
                Орда
          2. k220150 18 мая 2013 13:52
            Это из другой оперы!
            k220150
        3. concept1 18 мая 2013 11:32
          ОАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.
          1. Орда 18 мая 2013 11:51
            ну и чё ты мне показываешь ...уйню какую то вот гордость советского авиапрома НК-32 на самолёт ТУ-160 ради которого и развалии завод.
            не по мощности ,ни по габаритам ,ни по каким другим параметрам он близко не стоял с тем движком ,который ты тут показываешь.

            Орда
            1. concept1 18 мая 2013 12:01
              НК-32 Класс!!! Интересно они его готовятся выпускать в прежнем виде или модернизируют!? smile
      2. k220150 18 мая 2013 13:50
        Вы серьёзно? " Государственный авиационный завод № 1 им. Осоавиахима (ГАЗ № 1). Дo Великой Отечественной войны завод серийно производил самолёты".
        k220150
  10. fedot.uncle 18 мая 2013 09:31
    Горжусь тем, что довелось общаться с Борисом Каторгиным во время работы по программе продвижения РД-120, а затем и РД-170/180 на американский рынок. Человечище! Я был маленьким винтиком в большом коллективе, но академик вспомнил меня и через пять лет. Жаль, что он не упомянул американских партнеров - инженеров и техников фирмы Pratt&Whitney, совместно с которыми удалось впервые испытать советскую ракетную технику на земле США - испытательный стенд №8. Вест Палм Бич, Флорида.
    fedot.uncle
  11. crasever 18 мая 2013 09:34
    Весь (!!!) уникальный американский технологический лунный задел забыт ...Ладно там двигатели ф-1 , но скафандры-то ,испытанные на Луне , весом всего 83 кг. против нынешних 150-килограммовых с большей подвижностью , можно же использовать на МКС ?! Про утерю технологий не надо - они в этой области даже вперед шагнули . Вот вам и знаменитый американский прагматизм (во сколько там килограмм , доставленный на МКС обходится ?)...
    1. CTEPX 18 мая 2013 10:28
      Цитата: crasever
      Весь (!!!) уникальный американский технологический лунный задел забыт ...

      Цитата: crasever
      скафандры-то ,испытанные на Луне , весом всего 83 кг. против нынешних 150-килограммовых

      Это у Вас стёб такой? Ни "Аполлоны", ни, естественно, скафандры, как известно, на Луне не были)).
      1. crasever 18 мая 2013 16:55
        Я с Вами согласен , за стеб уж извините - похлестался с "американцами" руссковыражающимися на эту тему , так что уже на воду дую ...Тут уже даже не флаг там колыхающийся и не свойства лунной пыли на отпечатках подошв лунных первопроходцев - серьезные образованные парни в России провели огромную работу по сведению карт Луны , полученных автоматами ,советскими и американскими , и съемок ландшафтов героических Аполлонов с поверхности - не совпадает , хоть тресни , а европейский зонд вообще опозорился - "выдал" один в один американское же фото лунной поверхности , разумеется , уже при современной компьютерной обработке - но детали ландшафта деть куда-то трудно !!!
  12. koksalek 18 мая 2013 10:01
    Замечательная статья ! Побольше бы нам таких людей да в эшелоны власти чтобы не карманы набивать а повышать благосотояние страны! От души плюсанул
  13. Асгард 18 мая 2013 15:21
    Статью прочел. понравились и комментарии, все таки умные у нас Люди. Вранье вскроется не только здравой логикой(счас)) но и получит документальное подтверждение когда Русские Люди наконец то выберутся на спутник, верней когда смогут оттуда вернуться)))...

    Теперь по поводу технического прогресса на Западе...У меня вот тут есть несколько сомнений...Некоторые технологии возникли ВДРУГ, из ничего)))кремневые транзисторы(чипы с ядерными расчетами)))Операционная система-которую сами разработчики понять не могут и постоянно латают)))есть еще ряд странностей-Наши ученые при разработках часто идут по ложному пути развития, а на Западе этого НЕТ???Мы вот возились с арсенидом галлия, западники сразу кремний применили???? ну и так далее(закон Мура например))))
    ощущение такое-что они получают разработки из какого то источника, только чтобы рекламировать лидерство(компания INTEL>APPLE)) ярчайший тому пример/////
    но существенного продвижения по пути прогресса НЕТ??? Нету закономерного движения вперед?Делается только то, что подавляет человека общностью то есть ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ преследуется.....
    Кстати Комиссия по "лже-науке" при РАН РФ из этой серии, ученых гнобят и зачастую просто убивают....

    Так что Славяне читайте про врагов человечества между строк))))
    1. sergeschern 18 мая 2013 20:23
      А знаете, кто был первым абонентом сотовой связи? И.В.Сталин ! В 1943 году "он звонил по сотику" из Тегерана в Москву, а ретранслятор был построен в Баку под видом обыкновенной почты.
  14. SWEET_SIXTEEN 18 мая 2013 17:27
    Пир во время чумы

    Никто не умоляет достижения Советской Космонавтики, но если бы тот, кто писал эту статью, трезво взглянул на вещи он бы заметил что советские станции никогда не летали дальше Венеры и Марса.

    В то же время, "лунные аферисты" смогли запустить:
    межпланетные космические зонды Пионер, Вояджер, Викинг, Кассини, Маринер, Новые Горизонты, MESSENGER, Юнона, марсоходы Спирит, Оппортьюнити, Кюриосити, Марс-Следопыт, Марсианский орбитальный разведчик, Одиссей, Уллис, Галилео, Рассвет, Стар даст - все, что мы знаем о Солнечной системе получено с аппаратов НАСА

    При сравнении достижений НАСА с отечественной космонавтикой становится понятно откуда растут ноги у мифа "первые в космосе" - СССР был первым там, где не требуется сложных и дорогих исследований. Разбросать вымпелы по поверхностям ближайших небесных тел? Элементарно, Ватсон! Но там где требовались сложные и дорогие настоящие исследования - вперед стремительно вырывалось НАСА.

    1 марта 1966 года советская станция первой достигла Венеры. Однако, система управления станции вышла из строя ещё до подлёта к планете, поэтому станция не передала никаких научных данных. Станция разбилась о поверхность Венеры, доставив туда вымпел СССР. Приоритет!

    Но когда потребовалось провести картографирование Венеры, СССР сразу как-то примолк - в результате детальное картографирование планеты провел специальный зонд NASA "Магеллан", проработав на орбите Венеры 5 лет (с 1989 по 1994).


    2 декабря 1971 советская "исследовательская" станция Марс-3 первой достигла поверхности Марса и вышла из строя через 14 секунд после посадки. Только через 5 лет, 19 июня 1976 г., до Марса добрались "безнадежно отставшие" америкосы. Американская станция "Викинг-1" проработала на поверхности Марса 2306 дней (больше 6 лет), передав за это время десятки тысяч высококачественных панорамных фотографий Марса, провела анализы атмосферы и грунта.
    Все советские и российские экспедиции к Марсу закончились провалом, поэтому все, что мы знаем о Красной планете получено с зондов и марсоходов NASA

    Вот такие мысли возникают у честного человека, когда он читает лжепатриотические статьи "Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180?" Автору не стыдно называть аферстами тех, кто провел исследование всех планет Солнечной системы и побывал там, где академик Каторгин не был даже в своих мечтах?

    Американская межпланетная станция "Новые горизонты", запущена в 2006 году для ислледования Плутона. Расчетное время прибытия в окрестности далекой планеты - 2015 год.
    1. fzr1000 18 мая 2013 22:20
      Чего-то у вас все в одной куче.
      Провели американцы межпланетные исследования, никто не сомневается, но это не значит, что они высаживались на Луне. Запустить спутник-зонд-маросоход это одно, тем более в наше время, а сесть-взлететь с Луны в 60-х, совсем иное. Потом, у нас "Партия и Правительство" отдало приоритет орбитальным пилотируемым многодневным полетам, на "народные" деньги, по только им "известным" причинам, а в США ,помимо бюджетного финансирования, есть частные программы, и, очевидно, возможности и приоритеты НАСА были иными и сейчас тоже так.
      1. SWEET_SIXTEEN 19 мая 2013 00:52
        Цитата: fzr1000
        Провели американцы межпланетные исследования, никто не сомневается

        В этом и есть вся суть НАСА. Но люди, пишушие подобные статьи, сводят все к полету на Луну
        Плевать на Луну! У янки есть гораздо более интересные проекты - ежегодно по нескольку запусков к небесным телам

        План на 2013 год:
        - август, Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer (изучение Луны)
        - ноябрь, зонд MAVEN (исследование атмосферы Марса)
        Цитата: fzr1000
        апустить спутник-зонд-маросоход это одно, тем более в наше время, а сесть-взлететь с Луны в 60-х, совсем иное.

        Вопрос сложный и ответа на него никто не знает
        Факты таковы:

        - в 1969 году США имели техническую возможность совершить пилотируемую экспедицию на Луну (возвращаемую, естеснно). В этом сомневаться не приходится - все необходимые технологии у янки были

        - на программу были выделены колоссальные средства

        - прошло уже 40 лет, но так и не всплыло ни одного реального факта фальсификации. Хранить столько времиени аферу, в которую вовлечены сотни тысяч людей, невозможно.

        - полет на Луну проходил "под колпаком" СССР. Советские радиотелескопы и системы РТ-разведки тщательно следили за ходом экспедиции - было известно с точностью до метра, откуда шел сигнал. Тем не менее, никаких "разоблачений" не последовало

        - успешный старт сверхтяжелого РН "Сатурн" наблюдали своими глазами сотни тысяч свидетелей, т.е. важнейший элемент экспедиции - ракета-носитель стартовой массой 3000 тонн существовала

        - все это повторялось шесть раз подряд.
  15. Атаман 18 мая 2013 18:45
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    все, что мы знаем о Красной планете получено с зондов и марсоходов NASA

    А что полезного (оправдывающего стоимость экспедиции) мы узнали от марсоходов NASA?
    Атаман
    1. snek 18 мая 2013 21:18
      Цитата: Атаман
      А что полезного (оправдывающего стоимость экспедиции) мы узнали от марсоходов NASA?

      По этой логике на космос на ближайшие лет 50 вообще забить можно, ибо ничего полезно (оправдывающего стоимость экспедиций) там нет. Ограничится спутниками связи и позиционирования.
      snek
    2. SWEET_SIXTEEN 18 мая 2013 21:37
      Цитата: Атаман
      А что полезного (оправдывающего стоимость экспедиции) мы узнали от марсоходов NASA?

      А что полезного (оправдывающего стоимость экспедиции) мы узнали от Гагарина и орбитальной станции "Мир"? Единственное важное изобретение за 50 лет управляемой Космонавтики - развитие технологии подгузников. wink

      Хотите воды? - следователь разбил о мою голову графин, - Советскому государству не нужны ваши фейрверки и пиротехника
      - из воспоминаний С.П. Королева
  16. datur 18 мая 2013 20:00
    благо ,не все продались!!!
  17. jagdpanzer 18 мая 2013 22:28
    у некой Ланы Сатор есть фото Энергомаша, не знаю как она туда пролезла но фотки там монументальные в смысле строения там очень грандиозные
  18. audentes 18 мая 2013 23:01
    Выброс секретов посредством СМИ
    audentes
  19. барбитурат 19 мая 2013 09:22
    статья очень интересная, но название наталкивало на вопрос ученому про двигатель F-1, про очень веселые параметры этого двигателя и явную недостижимость их при тех конструкциях, которые амеры тогда применяли. Спросили бы академика, смог бы он создать однокамерный двигатель с тягой 690т на уровне моря при давлении в камере сгорания 7МПа и таких то материалах, как бы он преодолевал ряд непреодолимых факторов(есть масса интереснейших расчетов докторов наук и тех же академиков, а если вы как и я с техническим образованием, то вообще жутко увлекательно в начале и смешно после осмысливания в конце). Еще проще поступить можно, просто подумав, почему амеры не имеют ничего подобного нашим РД-170/180/191, хотя 50 лет назад создавали ОДНОКАМЕРНЫЕ двигатели тягой 690т на уровне моря. Наши поступают просто и получают двигатели нужной тяги и параметров исходя из уже проторенных путей и реально существующих двигателей, которые работают. Амеры же предпочли забыть свой F-1 как страшный сон, на свалку и ничего подобного больше нет, ни половинной мощности, ни какой...Нереально
    1. Орда 19 мая 2013 09:55
      Спросили бы академика, смог бы он создать однокамерный двигатель с тягой 690т на уровне моря

      дык вот молчат академики,как рыба об лёд,кроме как здесь сайт от велюрова ничего разумного высказано не было
      http://free-inform.com/
      Орда
  20. синоби 19 мая 2013 10:48
    Почему янкесы не могут воспроизвести достижения советского и российского происхождения?Ответ на самом деле очень прост.Состоит из нескольких факторов.1)Средний американец крайне редко сталкивается с ситуацией техногенного бытового выживания.Если что то нужно,или сломалось,он идёт и покупает.Вызывает специалиста.Нет у него необходимости и простора для мелкого изобретательства.2)Их хвалёная система образования.Тем кто хотел бы учится и развиваться просто не в состоянии этого делать.Всё упирается в деньги.Нас кстати это тоже ждёт если не вернёмся к советской системе образования.Частные школы тоже пусть будут,как отстойники для богатого быдла.3)Их хвалёный прагматизм.Который на деле обыкновенное жлобство.И главное!Их непробиваемая вера в доллар.В то что всё можно купить и нафиг надо упираться.

    ЗЫ:О том что Америка потихоньку теряет свой научно технический потенциал тихонько так,в кулуарах заговорили их учёные ещё в середине 90 прошлого века,когда выяснилось что не могут воспроизвести собственные разрабы по программе "Сатурн".Где уж там скопировать двигуны отсталой россии.Нам пока это не грозит,но похожая неприятная тенденция наметилась.Плюс ко всему ни у нас ни на западе нет чёткого,понятного всякому объяснения зачем нужны фундаментальные космические программы.
  21. Комментарий был удален.
  22. Комментарий был удален.
  23. Комментарий был удален.
  24. ratcatcher 31 октября 2015 01:45
    Прекрасная статья с таким, более чем странным названием. Зачем примешивать "лунную коспирологию" к документальной статье об отечественных достижениях в двигателестроении?
  25. Фидель 31 октября 2016 00:29
    Стенда нет, двигателя нет, ракеты нет, корабля не. Но на Луне были! lol
    И доказательства из области "МАМОЙ КИЛИНУСЬ!" А уж прагматиииичные какие.....)))
    Оно и понятно. Из кина ракета не выпадет.
    Прагматично. laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня