ЦБ РФ выступил против использования криптовалюты во внутренних расчетах по РФ

3 351 44
ЦБ РФ выступил против использования криптовалюты во внутренних расчетах по РФ


Эльвира Набиуллина, выступая на «Альфа-саммите», выразила мнение регулятора по поводу использования криптовалюты в расчетах внутри России. Позиция, как она сама признала, не изменилась за несколько лет:



Мы считаем, что этот актив – криптовалюты – волатильный, рискованный, подвержен санкциям.

Она также подчеркнула статус официальной валюты:

У нас деньги одни – это рубль.

Она добавила, что регулятор готовится к комплексному регулированию криптовалют. То есть запрещать их полностью не будут, но легализовать как средство платежа внутри страны – тоже. Крипта останется инструментом для инвестиций – для тех, кто осознает риски и готов действовать через легальную инфраструктуру.

В феврале глава ВТБ Андрей Костин призвал ЦБ разрешить криптовалютные расчеты внутри России. Крупные экспортеры, мол, просят «белые» цифровые деньги. Набиуллина тогда ответила, что движется в этом направлении, но «мера должна быть регулируемой».

В конце декабря 2025 года ЦБ направил в правительство предложения по изменению законодательства. Цифровые деньги предлагается признать валютными ценностями, но расчеты ими внутри страны – запретить. Законодательная база, как ожидается, будет сформирована к 1 июля 2026 года.

При этом Набиуллина признала: роль цифровых активов в международных расчетах растет. Но подчеркнула – эти инструменты остаются альтернативными и не всегда универсальными. Основой все равно будут банки.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 апреля 2026 14:17
    Набиулина:"Цифровые деньги предлагается признать валютными ценностями, но расчеты ими внутри страны – запретить". Решение может быть и верное только кого это коснется и кто это будет исполнять, поскольку при расчетах внутри РФ остатки малого и среднего бизнеса цифровую валюту не используют. Так как у них задача выжить в сложившейся обстановке .....
    1. +7
      28 апреля 2026 14:57
      Тут важный факт, что расчёты в криптовалюте трудно отследить. Точнее как. Можно отследить только там, где платформы, биржи и платежные системы сотрудничают с властями России. А что мешает воспользоваться другими? Или некастодиальными криптокошельками, которые вообще напрямую привязаны к блокчейну, без посредников? Такое отследить практически невозможно. Даже при анализе самого блокчейна, а есть криптовалюты, специально нацеленные на анонимность. А значит, что кому надо, тот и воспользуется, в том числе и внутри России. И никакое ЦБ, ФНС и пр. об этом не узнает. Да, в "Пятерочке" хлеб так не купить, но и нужно это явно для других целей.
      1. -1
        28 апреля 2026 18:53
        Так Набиуллина и протолкнула закон что частникам не более 300тыс руб в год можно покупать крипты, и через офицальные биржи связанные с ЦБ и налоговой, а если больше то нужен капитал не ниже 24 млн руб и лицензия
      2. 0
        29 апреля 2026 10:40
        у пендо-сов спроси. все они прекрасно отслеживают и ЦРУ уже давно почти все площадки под себя подмяло. пока дурачки такие думают что это Грааль не отслеживаемый
    2. +2
      28 апреля 2026 16:36
      Я вообще возмущен, что зеленскому 90 млрд не через центро банк перечислили.....
  2. +10
    28 апреля 2026 14:20
    Основа - только банки. Этим всё объясняется. Банки не хотят упускать выгоду, поэтому главный банк против крипты.
    1. +7
      28 апреля 2026 14:26
      Цифровой - рубль не может быть в не банка поскольку эмитентом цифрового рубля является Банк России. Так как ЦБ РФ нужен тотальный контроль как регулятору ......
      1. +5
        28 апреля 2026 14:40
        Цитата: Appraiser
        Цифровой - рубль не может быть в не банка поскольку эмитентом цифрового рубля является Банк России. Так как ЦБ РФ нужен тотальный контроль как регулятору ......

        Цифровой рубль так то хорошая задумка. Для выдачи льготных кредитов под проекты, грантам, бюджеты, всякие материнские капиталы и так далее. Можно отследить весь путь.
      2. +2
        28 апреля 2026 14:43
        Не совсем так. Цель скрыть, что источником инфляции является тот, кто якобы с инфляцией борется.
    2. +2
      28 апреля 2026 14:27
      Цитата: Юрась_Беларусь
      Банки не хотят упускать выгоду, поэтому главный банк против крипты.

      Вон там трам орал на весь мир, через свой Ху меседжер. Что типа - они Ирану заблочили биткоины. laughing
      У меня самого по дурости еще на заре - есть 1.58BT. Вот только битки щас вывести почти нереально. Я вообще уже на это забил. Как пришли. Так и ушли. Крипта это воздух.
      1. +3
        28 апреля 2026 14:33
        Цитата: Глухой
        Цитата: Юрась_Беларусь
        Банки не хотят упускать выгоду, поэтому главный банк против крипты.

        Вон там трам орал на весь мир, через свой Ху меседжер. Что типа - они Ирану заблочили биткоины. laughing
        У меня самого по дурости еще на заре - есть 1.58BT. Вот только битки щас вывести почти нереально. Я вообще уже на это забил. Как пришли. Так и ушли. Крипта это воздух.

        А зачем выводить куда-то биток? Если не нужен, продал за юсдт и вот те реальные деньги. Другое дело, если речь про РФ, так у нас все через одно место и только через огромные сложности. А по нормальному - вывел средства с биржи, заплатил налог и живи спокойно - это же не наш путь. Нам налоги не нужны, а нужен хардкор и статьи в УК.
        1. -1
          28 апреля 2026 15:20
          Дык я и с РФ. Работаю в Москоу. В МГТС. Админ Смирнов ему слил (timeout) -мой емэйл. Это как бы немного и совсем немного является конфеденциальной информацией. Но увы законодательство РФ недействует на территории исраля.
          Цитата: Леший1975
          Другое дело, если речь про РФ
      2. +1
        29 апреля 2026 06:58
        Вроде в Москва-Сити где-то внутри есть обменник битков.
    3. +1
      28 апреля 2026 14:52
      - этот актив – криптовалюты – волатильный.
      Юрий, ЭТОТ момент может привести к большим убыткам.
      И еще ряд моментов, связанных с мошенничеством.
    4. -1
      28 апреля 2026 18:55
      Запрет на хождение внутри страны крипты -это просто. Набиулина считает что только ЦБ имеет право эмитировать частный рубль (рубль ЦБ)
  3. 0
    28 апреля 2026 14:24
    Криптовалюта в реалиях повальных интернет блокировок-это, конечно, мощно. laughing Впрочем, как и всегда.@урак думкой богатеет.
  4. 0
    28 апреля 2026 14:42
    Цифровые рубли у нас давно в ходу, на каждой банкноте есть свой уникальный номер. tongue Дело за малым, наладить учет банкнот по номерам. wassat
    В каждой шутке, есть доля шутки! bully
  5. +5
    28 апреля 2026 14:45
    Если бы тов. Сталин воскрес на неделю он бы эту дамочку и всю их контору расстрелял бы . И правильно сделал бы . Кто нибудь может посчитать сколько денег вывели эти деятели за бугор ?
    1. 0
      28 апреля 2026 15:04
      Точно не подсчитать, но сумму можно исчислять в годовых бюджетах, я так думаю.
    2. -5
      28 апреля 2026 15:26
      Если бы товарищ Сталин воскрес, тем более на неделю, то почти бы все комментаторы лес валили
      1. +1
        28 апреля 2026 16:24
        Цитата: Сергей250455
        Если бы товарищ Сталин воскрес, тем более на неделю, то почти бы все комментаторы лес валили

        Вы, разумеется, списки бы составляли?
        1. -2
          28 апреля 2026 19:45
          Когда вспоминают Сталина, что он всех пересажает, то не думают, что сами попадут.
    3. 0
      28 апреля 2026 16:26
      Цитата: Kamarada
      Если бы тов. Сталин воскрес на неделю он бы эту дамочку и всю их контору расстрелял бы .

      Эта ... объявила что это события в Ормузе разгоняют инфляцию у нас и виновны в росте цен на топливо... belay
      1. 0
        28 апреля 2026 18:12
        У этой команды все вокруг виноваты во всём, что тут творится, а они, как всегда не при делах все 26 лет к ряду. И до сих пор твердят, что они последствия девяностых расхлебывают. А где-то и ошибки Ленина устраняют. И вообще всё с печенегов и половцев началось и никак не закончится, не наладится 🤷‍♂️
    4. +1
      29 апреля 2026 07:01
      Помнится, что после санкций 2014 года, ЦБ стал уменьшать валюту в ЗВР, а через несколько лет, в году примерно 2018, стал снова закупать валюту. В итоге более 300 млрд валюты оказались заблокированы на Западе.
  6. +5
    28 апреля 2026 14:47
    Какой потрясающий ум!
    А ничего, что криптовалюте глубоко плевать на мнение нашего, и даже самого не нашего ФРС, она ведь для того и придумана, чтобы плевать. Поэтому такая четкая и принципиальная позиция - запрещать не будем, и разрешать не будем!
    Это как те, у кого много КЦ и красные штаны: "А мы на них плевать будем!"
  7. 0
    28 апреля 2026 14:50
    У нас деньги одни – это рубль.

    Это у нас деньги одни - рубль. А вами созданные спекулятивно-финансовые организации предпочитают доллар и евро...
  8. +2
    28 апреля 2026 14:50
    Ну, держать 300 ярдов российских денег на западных счетах в текущих условиях, с точки зрения этой мадамы, конечно, было менее рискованным, чем давать совершать внутренние денежные операции в обход жадных лапок наших банков.

    А вообще, очень интересная картина складывается, дефицит гос. бюджета уже в триллионах высчитывается, по всей стране у населения повальная закредитованность и просрочки, а все частные банки хором публикуют статистику о рекордных прибылях (https://expert.ru/news/rossiyskie-banki-za-god-zarabotali-3-5-trln-rubley/), которые они, естественно, абсолютно не собираются вкладывать в российскую экономику, а будут, как обычно, выводить за кордон. И, как обычно, всех наверху всё устраивает.
    1. -1
      28 апреля 2026 15:07
      Да, ведь распространять валюту, которая способствует развитию преступной деятельности, более гениально.
      1. -1
        28 апреля 2026 16:22
        Цитата: Karl_Richter
        Да, ведь распространять валюту, которая способствует развитию преступной деятельности, более гениально.

        Т.е., к примеру, в РБ более либеральное законодательство в отношении крипты (да и интернета уже в целом) вводили именно для того, что бы способствовать развитию преступной деятельности? Однако.... А ещё у них не было ковидных ограничений, по этой же логике - что бы способствовать сокращению населения.
    2. Комментарий был удален.
    3. -1
      28 апреля 2026 16:54
      Цитата: Ivan_Sergeev
      Ну, держать 300 ярдов российских денег на западных счетах в текущих условиях, с точки зрения этой мадамы...

      Да чего Вы к ней прицепились. Это решение принималось Ельциным и Гайдаром еще в 1992 году при вступлении России в МВФ. И решение это закреплено действующим Законом: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ. А она председатель ЦБ только с 24 июня 2013 года. Набиуллина Закон просто исполняет. Вот если перестанет исполнять, то тогда будет за что ее ругать.
      1. +1
        28 апреля 2026 17:34
        Что, у нас закон предписывал держать ЗВР в Бельгии? Можно было наликом в закрытой ракетной шахте у нас. Можно было в дубайских и шанхайских банках.
        Не поверите, но изначально вообще декларировалось, что этот запас для стабилизации валютного курса (Набиулина придя на ЦБ сразу же отпустила в свободное плавание, вопреки, кстати, Закону о ЦБ) и на "черный день", чтобы можно было бесперебойно выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам.
        На эти цели не потрачено ничего, а вот проценты от этого "депозита" идут на войну с нами же, и под него подгоняются будущие "репарации".
        1. 0
          29 апреля 2026 07:15
          Цитата: faterdom
          Что, у нас закон предписывал держать ЗВР в Бельгии?

          Вы просто не понимаете. Не важно где держать. Просто, если Вы держите свои резервы в чужой валюте, то Вы финансируете не свою, а чужую экономику. Это для них беспроцентный кредит. Кроме того, ежегодно обесценивающийся за счет инфляции. И кроме того, инструмент принуждения. Любую валюту контролирует страна эмитент, поэтому она всегда, по собственному решению, может заблокировать любые операции в своей валюте. Т.е. тот, кто ее накапливает оказывается в мышеловке из которой трудно вырваться даже психологически. Не хочется терять то, на что потеряно много трудов. И именно в эту мышеловку попала Россия в 1992 году вступив в МВФ.
          В отношении стабилизации курсов: это тоже скрытый грабеж, что и доказал 1998 год. Несколько лет пытались фиксировать курс 6 рублей и это привело к тому, что сожгли абсолютно все финансовые резервы и загнали страну в огромные долги. А курс за неделю все равно скакнул в четыре раза. Нельзя играть на деньги с мошенником у которого неограниченные финансовые ресурсы. В большинстве азартных игр выигрывает в конечном итоге не тот кто умнее, а тот у кого больше финансовая подушка, у него есть ресурсы на длительную игру.
          И в отношении
          Цитата: faterdom
          чтобы можно было бесперебойно выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам.

          Это тоже сказка. Деньги на пенсии и бюджетникам выплачиваются в рублях. И при нормально отлаженной экономике не должны зависеть от заморского "дяди". И в эту "сказку" нас тоже небескорыстно затянули в 1992 году.
          1. 0
            30 апреля 2026 14:11
            Как раз очень важно, где держать. Деньги были выведены из РФ, именно поэтому были уворованы. Если бы ЦБ и Минфин послушался президента, который не однократно говорил им о том, что деньги должны храниться в РФ, то не было бы потери в 300 млрд $, на которые воюют сейчас на Украине против нашей страны. После изъятия денег в Венесуэле было даже дураку понятно, что за границей деньги хранить нельзя, но тем не менее.....
            1. 0
              30 апреля 2026 16:01
              Это Вы не понимаете. Цепочка здесь простая. После вступления в МВФ Россия должна была создать золото-валютные резервы (ЗВР). В зачет принимались доллары, евро и золото. Доллары и евро в основной массе безналичные. Любая сделка в безналичных долларах проходит через американские банки и может быть ими заблокирована (читай заморожена), сделка в евро проходит через европейские банки и тоже может быть заблокирована. При этом абсолютно не важно в какой точке земного шара проходит операция. Единственный актив, который не может быть Западом заблокирован, - монетарное золото, которое хранится на территории России. Именно это и произошло с ЗВР - деньги принадлежат России, но никакой операции с ними Россия совершить не может. При этом, есть тонкость - деньги эти общепризнано принадлежат России и входят в ЗВР, поэтому пока что они работают на Россию и служат обеспечением рубля. А вот если их конфискуют, то обеспечением они служить перестанут и придется либо обесценивать рубль, либо изымать часть рублей из оборота.
              1. 0
                30 апреля 2026 17:19
                Я понимаю, что любые платежи из России за границу проходят через европейские и американские банки и платеж могут заблокировать и не пропустить. Как правило, подобные платежи потом возвращаются на счет отправителя. Но речь идет о 300 млрд долларов, которые заблокировал Запад. Как эти деньги могут работать на Россию? Они работают на Европу и Украину, поскольку с процентов от этой суммы покупается оружие для Украины и под залог этих денег выдаются кредиты на покупку оружия в Украину. И да, если бы эти деньги не были выведены в недружественные страны, то конфисковать их не было бы возможности. С золотом да, вы правы, они лежат в хранилище России и, поэтому конфисковать его нельзя, но при его гипотетическом вывозе в Европу или США с ним также можно попрощаться. Надеюсь, что ума у ЦБ на это не хватит. Это уже было бы чересчур.
                1. 0
                  30 апреля 2026 18:21
                  Цитата: Игнатий555
                  Но речь идет о 300 млрд долларов, которые заблокировал Запад. Как эти деньги могут работать на Россию?

                  Очень просто. Они входят в ЗВР и по правилам МВФ являются обеспечением рубля. По этим правилам эти деньги потратить нельзя, поэтому какая разница где они лежат, их также нельзя было тратить даже если бы они находились на территории России. Урон здесь только в потере процентов. Эмиссия рублей под эти деньги произведена, и именно эти рубли работают на Россию на территории России.
  9. -3
    28 апреля 2026 14:53
    Цифровой рубль выплачивается же в ряде регионов. Есть у кого опыт оплатить им ЖКХ, колбасу, бензин, водочку (подакцизных товары)?
  10. +1
    28 апреля 2026 15:01
    Ну, это было бы бредятиной, если бы насали использовать спекулятивную и теневую валюту.
  11. +1
    28 апреля 2026 16:23
    А эту ... вроде поменять обещали, или обещанного надо три годика подождать?!
  12. 0
    28 апреля 2026 20:51
    Доллары,евро и крипта это только для избранных из кагорты,а для любимого населения НДС поможет
  13. 0
    29 апреля 2026 03:27
    В РФ не должно быть ни крипты, ни доллара.
  14. 0
    29 апреля 2026 10:59
    Цитата: Кубик123
    Вы просто не понимаете.

    Знак вопроса бы поставили, предварив словом "может".
    А то как-то самонадеянно.
    Еще раз: именно в Бельгии надо было держать наши основные авуары? Которые теперь работают на Украину пусть и опосредованно?
    Хоть бы подумали: а почему англичане параллельно Брекситу стали переносить многие финансовые активы в Гонконг и Шанхай? А потому что хорошо знают своих еврососедей, как впрочем и себя самих: что к нам в лапы попало - то пропало! Причина - дело девятое: революция, санкции, Тунгусский метеорит - все сойдет, ведь отдавать чужие деньги, которые у тебя в шкафу лежат - выше еврочеловеческих сил, деньги отдают только побежденные или слабаки!
    А вот этого, видимо, Вы, как Эльвира Сахибзадовна не понимали, и не понимаете! А англосаксы понимают. И видят, что, например, мусульманская система трансграничных расчетов столетиями работает как часы, как до этого и еврейская (для своих, естественно), зато в истории европейких владетелей как раз прорва примеров "переворачивания шахматной доски", от истории с Филиппом Красивым и тамплиерами и до огромных кредитов ломбардских банков, зажатых навсегда английскими королями (одна из причин присоединения фашистской Италии к германской "Оси"). Или угнанная часть золотого запаса России пленными чехословаками, непоставка оружия предоплаченного царем Николаем II Великобритании ( и невозврат денег, естественно).
    Традиции, однако, как файф-о клок и овсянка.
    1. 0
      30 апреля 2026 17:26
      Вы правы, историю наши чиновники не учат от слова совсем и за деньги страны не переживают. Это же не их личный карман.