Советская авиация 1941-1945

44
Советская авиация 1941-1945




1. Авиатехники Ленинградского фронта 1-го миноторпедного полка Краснознаменного Балтийского флота за подготовкой бомбардировщика к очередному вылету. 1941 г.
Место съемки: Ленинградская область
Автор съемки: Кудояров Борис Павлович
ЦГАКФФД СПб , ед. хр. Ар-145181



2. Москвичи на площади Свердлова осматривают сбитый над столицей немецкий самолет. 1941 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Кнорринг Олег Борисович
РГАКФД , 0-312216



3. Командир авиачасти Королев (слева) поздравляет капитана Савкина с отличным выполнением боевого задания. 1942 г.
Место съемки: Ленинград
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД , ед. хр. 0-177145



4. Бойцы ведут наступление на занятый немцами перелесок. На переднем плане – обломки сбитого немецкого самолеты. 1943 г.
Место съемки: Ленинградский фронт
Автор съемки: Уткин
РГАКФД , ед. хр. 0-95081



5. Сборка боевых самолетов в цехе одного из оборонных заводов. 1942 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , ед. хр. 0-154837



7. Профессор Предчетенский А.М. осматривает боевые машины, собранные на средства трудящихся Ивановской области. 7 октября 1944 г.
Место съемки: Ивановская область
Автор съемки: Карышев Ф.
РГАКФД , ед. хр. 0-256694



8. Внешний вид цеха Н-ского авиационного завода. 1943 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шайхет Аркадий Самойлович
РГАКФД , 0-143832



9. Внутренний вид цеха сборки самолетов на авиационном заводе. Март 1943 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Байдалов В.
РГАКФД , 0-154846



10. Подвеска испытательных бомб к самолету на самолетостроительном, Ордена Ленина заводе № 18 им. Ворошилова. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Петров
РГАКФД , 0-295669



11. Участница Всесоюзного социалистического соревнования ученица ремесленного училища комсомолка Федченкова А. за отделкой бронестекол кабины летчика. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Нордштейн А. С.
РГАКФД , 0-72488



12. Аэролог-зондировщик Тбилисского аэропорта Красникова Е.у приборов после высотного полета. 02 февраля 1945 г.
Место съемки: Тбилиси
Автор съемки: Луценко
РГАКФД , 0-274703



13. Р.Л. Кармен в группе у самолета на одном из фронтов Великой Отечественной войны. 1941 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , Ф. 2989, оп. 1, ед. хр. 860, л. 1



14. Один из самолетов эскадрильи, построенных на средства коллектива Государственного Академического Малого театра СССР, на аэродроме перед отправкой на фронт. Июнь 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Тихонов
РГАКФД , ед. хр. 0-163735-в



15. Артисты Государственного джаз-оркестра под управлением Л. Утесова осматривают истребитель «Веселые ребята», приобретенные на средства музыкального коллектива. 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич
РГАКФД , ед. хр. 0-79801



16. Заслуженный артист РСФСР Л.О. Утесов выступает на митинге по случаю передачи представителям командования Красной Армии самолетов, построенных на средства Государственного джаз-оркестра. 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич
РГАКФД , ед. хр. 0-91935



17. Эскадрилья истребителей «Горьковский рабочий», построенная на средства трудящихся Горьковской области, на аэродроме. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Мозжухин
РГАКФД , ед. хр. 0-84196



18. Истребитель ЯК-9, построенный на средства колхозника Ф.П. Головатого. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Архипов А.
РГАКФД , ед. хр. 0-363668



19. Ф.П. Головатый и гвардии майор Б.И. Ерёмин возле 2-го самолета, приобретенного на личные средства Ф.П. Головатого и переданного советскому летчику. Июнь 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Парусов
РГАКФД , ед. хр. 0-255910



20. Гвардии майор Б.Н. Еремин в кабине самолета, построенного на средства Ф.П. Головатого. Январь 1943 г.
Место съемки: Сталинградский фронт
Автор съемки: Леонидов Л.
РГАКФД , ед. хр. 0-178698



21. Комсомольцы Ярославской области на аэродроме передают советским летчикам эскадрилью самолетов, построенных на средства, собранные молодежью области. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шагин Иван Михайлович
РГАКФД , ед. хр. 0-121109



22. Член сельхозартели «Красный Луч» А.М. Сарсков и Герой Советского Союза, майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения А.М. Сарскова. 10 июля 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Ситников Н.
РГАКФД , ед. хр. 0-256904



23. Гвардии лейтенант И.С. Пашаев возле самолета, построенного на средства трудящихся г. Киева. 13 сентября 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Зайцев Г.
РГАКФД , ед. хр. 0-256304



24. Герой Советского Союза, генерал-майор авиации В.И. Шевченко благодарит представительницу колхозников Ивановской области Е.П. Лимонову за самолеты, построенные на средства трудящихся области. 10 октября 1944 г.
Место съемки: Ивановская область
Автор съемки: Карышев Ф.
РГАКФД , ед. хр. 0-256908



25. Летчик штурмовой авиации Г. Паршин благодарит Евгению Петровну и Прасковью Васильевну Бариновых за самолет, построенный на их личные сбережения. 3 июня 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Коновалов Г.
РГАКФД , ед. хр. 0-256899



26. Эскадрилья самолетов «Чапаевцы», построенных на средства трудящихся г. Чапаевска, и переданных 1-му Белорусскому фронту, на аэродроме. 12 сентября 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Авлошенко
РГАКФД , ед. хр. 0-256911



27. Самолеты эскадрильи «Москва», построенные на средства трудящихся Киевского р-на г. Москвы, на аэродроме. 16 октября 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Лесс А.
РГАКФД , ед. хр. 0-256703



28. Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные комсомольцами Новосибирска. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шагин Иван Михайлович
РГАКФД , ед. хр. 0-121104



29. Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные молодежью Хабаровского края. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шагин Иван Михайлович
РГАКФД , ед. хр. 0-121106



30. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Рязанов, маршал Советского Союза И.С. Конев и генерал-полковник С.К. Горюнов осматривают самолеты, построенные на средства тружеников г. Знаменска. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , ед. хр. 0-77880



32. Герой Советского Союза, капитан И.Н. Кожедуб в кабине самолета, построенного на средства колхозника В.В. Конева. Июнь 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Наволоцкий Я.
РГАКФД , ед. хр. 0-191840



33. Колхозница сельхозартели «Гудок» К.С. Шумкова беседует с гвардии подполковником Н.Г. Соболевым, получившим самолет «Красноярский комсомолец», построенный на ее личные сбережения. 1943 г.
Место съемки: Красноярск
Автор съемки: Малобицкий С.
РГАКФД , ед. хр. 0-66084



34. Погрузка боеприпасов на транспортные самолеты для отправки на фронт. Март 1943 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД , 0-164550



35. Погрузка боеприпасов на аэродроме. 1944 г.
Место съемки: Румыния
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич
РГАКФД , 0-366841



36. Транспортный самолет, доставивший боеприпасы на передовые позиции. 29 апреля 1944 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД , 0-180804



37. Летчики истребительной авиации Н.Ф. Мурашов, А.Г. Ширманов и техник Н.П. Старостин за выпуском Боевого листка. Июль 1941 г.
Место съемки: Южный фронт
Автор съемки: Зельма Георгий Анатольевич
РГАКФД , 1-104649



38. Загрузка в самолет агитационных листовок для немецких солдат. 1942 г.
Место съемки: Западный фронт
Автор съемки: Великжанин Леонид Андреевич
РГАКФД , 0-256249



39. Младший сержант А.В. Смирнов, старший сержант Г.М. Тер-Абрамов и военком С.И. Яковлев загружают листовки в самолет. 1942 г.
Место съемки: Западный фронт
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , 0-153749



40. Командующий ВВС Черноморского флота Н.А. Остряков (слева), военком ВВС Черноморского флота бригадный комиссар Н.В. Кузенко и начальник летной инспекции Герой Советского Союза подполковник Н.А. Наумов (справа) на аэродроме у самолета. 1942 г.
Место съемки: Севастополь
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , ед. хр. 0-56951



41. Капитан И.И. Сапрыкин (слева) ставит боевую задачу звену истребителей на аэродроме Херсонесский маяк. 1942 г.
Место съемки: Севастополь
Автор съемки: Аснин Н.
РГАКФД , ед. хр. 0-157855



42. Лётчик-истребитель, капитан Балашов В.И. рассказывает боевым друзьям о своём опыте воздушного боя. Август 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД , 0-54994



43. Командир звена эскадрильи гвардии капитан Балашов В.И.объясняет штурману торпедоносца Уманскому А.С.курс боевого полёта. 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД , 0-64681



44. Капитан И.Е.Корзунов у поврежденного самолета. На заднем плане основной самолет советской дальней авиации – ДБ3Ф (Ил-4). 1941 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Темин Виктор Антонович
ГАРФ , Ф.10140. Оп.5. Д.6. Л.14



45. Немецкий истребитель "Мессершмидт", совершивший вынужденную посадку. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Темин Виктор Антонович
ГАРФ , Ф.10140. Оп.5. Д.7. Л.10



46. Американский самолёт, находящийся на вооружении одной из лётных частей северного морского флота. 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД , 0-107826



47. Бомбардировщики морской авиации на аэродроме. Октябрь 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД , 0-155013



48. Подвеска торпеды на торпедоносец на аэродроме минно-торпедного авиаполка. 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД , 0-154110



49. Возвращение из боевого полета на базу гидросамолёта морской разведки. Июнь 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД , 0-3935



50. Истребители " Харрикейн " на полевом аэродроме одной из авиачастей. 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , 0-63665



51. Командир самолета-торпедоносца ВВС Северного флота, потопившего четыре транспорта и один сторожевой корабль противника, гвардии капитан Болашев В.П.беседует с членами экипажа: штурманом, гвардии капитаном Уманским А.С., стрелком, сержантом Емельяненко В.А.и стрелком-радистом Бирюковым М.М.- у самолета. 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД , 0-156896



52. Советский летчик-истребитель Максимович В.П. обучается вождению английского истребителя «Харрикейн»
под руководством английского летчика Воцевиса Поля. 1941 г.
Место съемки: Северный фронт
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД , ед. хр. 0-109848



53. Английский летчик-истребитель сержант Хоу, сражавшийся на Северном фронте,
награжденный орденом Ленина, у своего самолета. 1941 г.
Место съемки: Северный фронт
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , ед. хр. 4-24056



54. Капитан Друзенков П.И. знакомит группу летчиков «Сражающаяся Франция»
(эскадрилья «Нормандия-Неман») с маршрутом предстоящего боевого полета. 1942 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , ед. хр. 0-107266



55. Французские летчики воинской части Сражающейся Франции «Нормандия» уходят с аэродрома после выполнения боевого задания. 1943 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД , 0-110134



56. Майор А.Ф.Матисов. беседует с летчиками Сражающейся Франции «Нормандия», действующими в составе военно-воздушных сил Красной Армии. 1943 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД , 0-110133



57. Группа ассов «Нормандия» части Сражающейся Франции разрабатывает план очередного полета. 1945 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Лесс А.
РГАКФД , 0-109082



58. Экипаж американского бомбардировщика «летающая крепость» по возвращении с боевого задания беседует с советскими летчиками. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Тиханов
РГАКФД , ед. хр. 0-107383



59. Старший лейтенант Н.И. Добровольский (слева) и капитан А.Г. Мачнев – летчики-орденоносцы части штурмовой авиации, отличившиеся в боях на орловском направлении на полевом аэродроме у самолетов. 1943 г.
Место съемки: Орловская область
Автор съемки: не установлен
ГАОО , ед. хр. 9763



60. Вид подбитого связного самолета У-2 на Орловско-Курском направлении. 06 июля 1943 г.
Место съемки: Орловско-Курское направление
Автор съемки: Кинеловский Виктор Сергеевич
РГАКФД , ед. хр. 0-285245



61. Советские штурмовики в небе под Берлином. 1945 г.
Место съемки: Берлин
Автор съемки: Редькин Марк Степанович
РГАКФД , ед. хр. 0-294780



62. Один из десяти планеров, захваченных югославскими партизанами на одном из немецких аэродромов вблизи Белграда. 1944 г.
Место съемки: Югославия
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , 0-77856



63. Митинг на одном из аэродромов под Берлином перед отправлением Знамени Победы в Москву на Парад Победы. 1945 г.
Место съемки: 1-й Белорусский фронт
Автор съемки: Гребнев В.
РГАКФД , ед. хр. 0-291452



64. Воины проносят по Центральному московскому аэродрому Знамя Победы в день прибытия его в Москву из Берлина. 20 июня 1945 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД , ед. хр. 0-99993



65. Экипаж командира звена М.Хазова перед вылетом на аэродроме. 1945 г.
Место съемки: 2-й Дальневосточный фронт
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , 0-81819



66. Женский расчет «слухачей». 1945 г.
Место съемки: Маньчжурия
Автор съемки: Становов Александр И.
РГАКФД , 0-331372



67. Военный фотокорреспондент В.Рудный с экипажем самолета «Каталина». Год съемки не установлен
Место съемки: Китай
Автор съемки: не установлен
РГАКФД , 0-329245
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 мая 2013 07:46
    Спасибо, статье +, но хотелось бы ещё чтобы в подписях были указаны названия самолётов на фото.
  2. +1
    21 мая 2013 07:48
    Подборка фотографий интересная. Не все фотографии я бы отнес к понятию "Советская авиация".
    Комментарии к фотографиям были бы полнее если бы указывалась марка изображенного самолета.
    Вопрос по фотографии №5. И-16 в 1942 году производили?
    "Мессершмидт" непривычное название самолета soldier
    1. 0
      21 мая 2013 09:31
      производили, только не в Москве,а в Ростове на Дону
      1. +2
        21 мая 2013 09:37
        Цитата: тлауикол
        производили, только не в Москве,а в Ростове на Дону

        Ага, как раз в 1942-м, немцы производство в Ростове развернули wink .
        1. +1
          21 мая 2013 10:31
          Заводы 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942
          № 39 имени Менжинского (Москва) 50 4 4 - - - - - -
          № 21 имени Орджоникидзе (Горький) - 527 902 1881 1070 1571 2207 336 -
          № 153 (Новосибирск) - - - 6 105 264 503 423 -
          № 458 (Ростов-на-Дону) - - - - - - - 356 83
          Итого 50 531 906 1887 1175 1835 2710 1115 83
          1. +1
            21 мая 2013 10:49
            Это к чему?
            Вопрос был:
            Цитата: igordok
            И-16 в 1942 году производили?

            Ваш ответ:
            Цитата: тлауикол
            производили, только не в Москве,а в Ростове на Дону

            Отсюда логичный вопрос: кто производил И-16 в Ростове в 1942-м году? what
            1. +3
              21 мая 2013 11:00
              завод номер 458 произвел в 42 году 83 И-16 УТИ. в июле немцы снова пришли
              спасибо что не минусите
              1. 0
                21 мая 2013 12:21
                Цитата: тлауикол
                завод номер 458 произвел в 42 году 83 И-16 УТИ. в июле немцы снова пришли

                Теперь понял, о чём речь, спасибо. drinks
                Цитата: тлауикол
                спасибо что не минусите

                Всего знать нельзя, пока всё не выяснено для себя, минусовать рано. wink
  3. Dima190579
    +2
    21 мая 2013 09:00
    Хорошие фотографии больше всего понравился женский расчет слухачей. Слухачи чем занимались?
    1. ded_73
      +4
      21 мая 2013 09:18
      Эта служба называлась - ВНОС, воздушное наблюдение, обовещение и связь. На подразделения ВНОС возлагались следующие задачи: обнаружение воздушного противника, оповещение войск (объектов)
      наведение своей авиации на воздушные и наземные цели. Техника проста - на "самолетоопасном" направлении сидели и слушали.Как акустики на лодках.
      1. Dima190579
        +1
        21 мая 2013 11:15
        Огромное спасибо за подробный ответ.
    2. +1
      21 мая 2013 09:53
      Слушали небо - на предмет обнаружения звука моторов авиации противника.
      1. +1
        24 мая 2013 20:41
        Цитата: kotdavin4i
        Слушали небо - на предмет обнаружения звука моторов авиации противника.

        Причём довольно точно указывая направление,дальность и высоту.Предтеча РЛС.Та-же радиолокация,только в звуковом диапазоне волн.
  4. smershspy
    +2
    21 мая 2013 09:09
    Хорошие фотографии! Мне нравится! Имеет право на существование! Спасибо!
  5. +2
    21 мая 2013 09:25
    на 18й фотографии ЯК-3.а не 9
    подборка хорошая
  6. +2
    21 мая 2013 09:31
    Застывшие мгновения героического времени. Хорошие, вдохновленные лица людей.
    Хотелось бы иметь более полные комментарии к фотографиям.
  7. avt
    +2
    21 мая 2013 09:32
    Отличный фоторепортаж good Именно что Советская авиация - машины и люди .+
  8. новичок
    -3
    21 мая 2013 10:22
    на фото 33, колхозница из сельхозартели "гудок" перевела свои трудодни из тетрадки председателя в доллары!!! и построила в сша истребитель белл р-39 "аэрокобра". ай молодца...
    1. +5
      21 мая 2013 12:43
      Она перевела в деньги 121 тысячу рублей.
  9. USNik
    +6
    21 мая 2013 10:41
    18. Истребитель ЯК-9, построенный на средства колхозника Ф.П. Головатого. 1944 г.

    Если раньше "купить" як-3 мог себе позволить колхозник, то теперь пожалуй только Абрамович потянет су-34. Подорожала техника, подорожала... winked (ПС: Спасибо за отличные фотографии, хотелось бы в подписях видеть модели самолетов и бомб.)
    1. reichsmarshal
      0
      21 мая 2013 22:28
      Нет, не техника подорожала - души у людей дешевле стали теперь!
  10. +5
    21 мая 2013 12:53
    Вот примерно, что я смог увидеть по типам самолетов на фотографиях:
    на головной - Як-9
    1. Подвеска ФАБ-250 под Ил-4
    2. Сбитый Ju.88А-4
    3. Пе-2
    4. Хвост Ju.88
    7. Ил-2
    8. Ла-5
    9. Ил-4
    10,11. Ил-2
    12. По-2
    13. Пе-2
    14. Як-9Б 1ИАЭ 909ИАП 130ИАД аэродром Захарково
    15,16 Ла-5Ф
    17. Ла-7
    21. Ил-2
    22. Ли-2
    23. Як-9
    24-26. Ил-2
    27. Пе-2
    28,29. предп. Як-7
    30. предп. Як-9
    32. Ла-5ФН
    33. P-39N Aircobra
    34-36. Ли-2
    37. И-16 тип 24
    38. Пе-2
    39. По-2
    42. Hurricane
    43. Ил-4Т
    45. Bf.109F
    46. P-40 Kittyhawk
    47. Пе-2
    48. Ил-4Т
    49. МБР-2
    51. Ил-4Т
    53. Hurricane
    54. Як-1
    59,61 Ил-2
    62. DFS-230
    63. Ли-2
    64. Пе-8
    65. Пе-2
    1. 0
      21 мая 2013 13:16
      на головной як3
      1. +2
        21 мая 2013 14:59
        На головной Як-9. Посмотрите, этот самолет есть на нескольких фото, к тому же просто погуглите по названию. Товарищ Головатов подарил именно Як-9. Так по документам
        1. +1
          21 мая 2013 17:54
          Погуглил :як1 в 1942 и як3 в 1944.на фото ЯК-3
          1. +4
            21 мая 2013 20:53
            Каюсь. smile Уточнился. По данным Еремина и Монинского музея - Як-3. По другим данным - Як-9. Считаю более надежными данные Еремина (он на нем летал) и Монино с ОКБ Яковлева. Прошу прощения за невольную дезу.
    2. -1
      21 мая 2013 14:54
      Вопрос,а пoчему "Аэрокобра" именно N а не L или K? request
      1. +2
        21 мая 2013 15:20
        С апреля 1943 года, имея на своем счету 17 воздушных побед (9 личных и 8 групповых), летал на именном истребителе P-39N «Аэрокобра» с надписью «Красноярский комсомолец». История появления этого самолета во фронтовом небе такова.

        http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1868:20
        13-01-22-06-28-12&catid=186:-2--2013
        1. -1
          22 мая 2013 00:20
          Убедили,хотя ссылки не сработали. hi
  11. +2
    21 мая 2013 12:55
    Спасибо,хорошие фото,первый раз увидел МБР-2 на фотке.Ну а над описанием можно было бы немного потрудиться)))
  12. +2
    21 мая 2013 13:11
    Вообще снимок №5 вызывает много вопросов,то,что это не авиазавод сомнений нет,все три машины разных модификаций.Причем,сомневаюсь,что третий вообще И-16.Скорее всего это какие то авиамастерские.Очень много сомнений,что 42г,т.к.первые две машины имеют серебристый цвет,причем даже лицевые части лопастей окрашенны серебром,так делали до 40г.Краска не имеет видимого износа и следов реставрации вероятно эксплуотировался в регионе с мягким климатом(только около храповика,значит не совсем новый).Второй момент-плафоны в цехе;в42гРостов,Москву уже бомбили,так,что как минимум они должны были быть сняты по инструкции о подготовке предприятия к воздушной тревоге(довольно объемный документ точное название не помню).По всей видимости вторая машина и есть УТИ-4 тоннели пулеметов над двигателем осутствуют.А первая не несет следов стрельбы из бортового оружия.Скорее всего довоенное фото сделанное где то на юге страны. PS: это к диалогу Владимирца и Тлауикола,просто не туда коммент воткнул recourse
    1. +1
      21 мая 2013 13:33
      Кстати,Владимирец тоже прав drinks : завод-то номинально ростовский,но его ведь эвакуировали в Баку. Отсюда может и лампочки и легкая крыша цеха. А ремонт на заводах тоже производился - отсюда разношерстность машин.ИМХО
      1. -1
        21 мая 2013 15:19
        Сам завод ремонтом не занимался,даже приказ НКАП существовал по этому поводу(о мобилизационном и производственном планах),максимум опытный цех,что то мог сделать(как правило доводили образцы не принятые военной приемкой) но и они были выделенны в отдельные производства,с собственным планом,за который строго спрашивали.Исключением можно назвать завод в Казани,он был обязан проводить ремонты Пе-8,им же построенных,как правило,это совмещалось с какими то модернизациями.Вообще для ремонта существовали ремзаводы,чаще мастерские(пусть название не смущает,по сути это тот же завод только сотрудники военнослужащие).Уровень специалистов был такой,что ОКБ часто рассматривало предложения по рационализациям.
  13. Костя-пешеход
    +3
    21 мая 2013 13:31
    Автор упустил из виду Миг-3, что не мудрено – это один из наиболее скоростных перехватчиков с огромным потолком полёта, принимавших участие в Великой Отечественной, которые отстояли небо Москвы, и защищали наш Черноморский Флот.
  14. Костя-пешеход
    0
    21 мая 2013 13:38
    Вот ещё интересное фото трофейной штуки. Сравните формы наших штурмовиков и германских - кто весь наш талант разворовал? Это не немцы или японцы должны быть лидерами в дизайне, а мы.
    1. TIT
      +1
      21 мая 2013 15:17
      если под словом "штука" имелось ввиду Ю-87 то это не он ( похоже скорее Fw -190 )
      1. +3
        21 мая 2013 17:18
        Трофейные FW-190 использовались у нас.

        Кудишин И.В. Истребитель Фокке-Вульф FW-190 издательство ООО "Издательство Астрель" 2001

        По теме, со стр. 124:
        Советская Армия захватила на восточногерманских аэродромах большое количество FW-190D. Часть трофейной техники была уничтожена на месте-самолеты попросту давили танками, -а часть была перегнана в СССР. После облета в ЛИИ самолет получил очень высокую оценку. Не стоит забывать что по скорости и высотности "длинноносый" превосходил даже появившийся после войны Ла-11, несколько уступая последнему лишь по мощности и кучности залпа. Есть непроверенные сведения, что до 1948-1949гг. некоторое количество "Дор" состояло на вооружении морской авиации Балтийского флота и в частях ПВО (в частности, в Хабаровском крае) наряду со "Спитфайрами" и "Кингкобрами".
        1. Костя-пешеход
          0
          22 мая 2013 14:14
          А что такое "ДОР"?
          Вики говорит, что немцы прозвали свое "детище" со "сломаным" хвостом: «Würger» — «Сорокопут» (небольшая хищная птица). Также дословный перевод нем. Würger: душитель, убийца.

          Воистинну язык имеет силу, звучит по-нашему как сорока-воровка.
          1. 0
            22 мая 2013 18:46
            "Дора" или длинноносая Дора - ФВ 190-Д
          2. 0
            22 мая 2013 19:15
            Цитата: Костя-пешеход
            А что такое "ДОР"?

            "Дора" - словесное обозначение буквенного индекса D в названии самолета FW-190D.
    2. reichsmarshal
      0
      21 мая 2013 22:29
      Это не штурмовой вариант Фокера, а вариант перехватчик.
  15. +1
    21 мая 2013 13:54
    Цитата: Костя-пешеход
    Вот ещё интересное фото трофейной штуки.

    "Штука"-такое прозвище имел Ю-87,у нас лаптёжник,а это ФВ-190д.Они после войны проходили у нас испытание.
  16. 0
    21 мая 2013 14:18
    Статье плюс просто за эти фото!
    На фото №8 завод №21 где производились Ла-5,Ла-5ф,Ла-5фн(в любой энциклопедии,под этим фото пишут Ла-5ф на конвейере завода №21)на фото№61 опять ретушированое фото.Орегинал фото искать не когда,но в двух словах,в орегинале на переднем плане Ил-2 под кабиной несёт прямую молнию с надписью "МСТИТЕЛЬ",на киле №25.Почему-то с 84 года данное фото преподноситься в таком виде,причину не знаю,единственное что знаю по данному борту,то что он входил в состав 16 ВА.У кого есть более подробные данные поделитесь,могу за оплату.
  17. Kovrovsky
    +1
    21 мая 2013 14:29
    Такую страну, где граждане на свои кровные покупают боевые самолеты, победить нельзя!
  18. TIT
    +3
    21 мая 2013 14:49
    вот ещё красавцы были
    1. TIT
      0
      21 мая 2013 14:51
      а вот такие были подарочки
  19. 0
    21 мая 2013 22:26
    Фото № 55 или в зеркальном исполнении сделано или наш майор нарушил правила ношения орденов: "Красную звезду" всегда носили на ПРАВОЙ СТОРОНЕ груди, а у него - на левой. Тем более в 1943 году!
  20. Drosselmeyer
    +1
    22 мая 2013 00:36
    Утёсовцы молодцы, самолёт подарили... и все в модных пальто, и все призывного возраста...
    1. +1
      22 мая 2013 05:22
      Многие артисты имели бронь от призыва,они своим творчеством должны были подымать моральный дух в войсках.А высокий моральный дух важней чем 10 дополнительных бойцов-из тех же артистов.Просто люди которые руководили страной понимали что искусство на войне не менее важно чем оружие.
  21. 0
    22 мая 2013 00:55
    Фото 33: колхозница имела возможность приобрести американский самолет US$ 50666 в 1944! Курс $1:5,33
    1. 0
      22 мая 2013 05:17
      Надо учитывать в какой сельхозартели она работала.
  22. 0
    30 мая 2013 16:57
    Хорошая подборка фотографий, автору большой "+"

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»