38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Титов
    +12
    21 мая 2013 07:03
    Слава Героям!!!
    1. +8
      21 мая 2013 16:27
      Цитата: Титов
      Слава Героям!!!

      Как приезжаю в Брянск на родину своего отца, тоже окончившего в 41 году тот же аэроклуб, так же бывшим лётчиком инструктором Борисоглебского ВАУЛ, всегда прихожу на городское кладбище почтить память своих деда и бабушки. Там всегда прихожу к аллее похороненных брянских героев Советского союза и конкретно к памятнику П.М. Камозина. Отец говорил про него, что Павел Михайлович трудно сходился с начальством , обладал независимым характером, мог принять на грудь изрядно, но к бою был готов всегда. В конце жизни мог позволить себе выпить под своим бюстом и милиция его не трогала. Слава Сталинским соколам.
    2. +2
      21 мая 2013 17:37
      ГЕРОЯМ,СЛАВА !!!!!!!!!!!!!!
  2. +5
    21 мая 2013 07:06
    Статье плюс. Много было в ВВС РККА умных и умелых летчиков, воздушных бойцов. Давно приобрел книгу "Асы Сталина", где список советских асов с 1918-1953 гг. с указанием краткой биографии и победным счетом. Вот даже иностранные товарисчи умудрились выпустить такую книгу - Полак, Шоурз. Такой пухлый томик получился. Много фамилий:) Есть даже такой летчик - Вильямсон Александр Александрович:) В томике указали, что до конца войны Камозин одержал 48 побед:)Указали и сбитие "Графа":) - ...сбил еще 19 самолетов, в том числе самолет пилота Люфтваффе, которого советские летчики называли "Графом"))) По ним получается сбил не Графа а которого так обзывали советские летчики, что делать иностранное же издание.
    Почему нашим историкам не выпустить такую книгу?
    1. buk-m1
      0
      21 мая 2013 15:53
      Книга есть, называется "Внимание в небе Камозин", автора не помню
      1. 0
        21 мая 2013 20:15
        я вообще-то про книгу вообще о советских асах, список, биографии..
  3. +3
    21 мая 2013 08:17
    Ни капли ни умаляю действия нашего АСА.
    Но в бою с Графом ни разу не упоминалось про ведомого Графа. Не думаю что бы он летел в одиночку. Они как правило даже летали двумя парами. Возможно в запарке боя его не заметили.
    Насколько я слышал немецкие асы, "эксперты" - как они себя называли, брали в бой ведомым - неуча. Который бы бросался в глаза и был бы лакомой наживкой, а "эксперт" сбивал всех кто повелся на наживку.
    1. Avenger711
      0
      21 мая 2013 09:16
      От ведомого целостность собственной шкуры зависит, а устав наших ВВС прямо требовал выявлять и валить командира не размениваясь на мелочь.
    2. +4
      21 мая 2013 11:11
      Обычно у немецкого эксперта была группа поддержки и охранения, из 4-6 истребителей. Подчерпнул это из воспоминаний наших ветеранов. Группа устраивает собачью свалку, а ас кружит на своих 5-6 км и выбирает момент для удара. Ударил..попал..не попал..опять вверх на 5-6 км, используя высокую скорость, как качели. Позже наши летчики при сопровождении штурмовиков и бомберов обернули эту тактику в свою пользу. При встрече с такой группой немецких истребителей, наши атаковали немецкого аса, группа поддержки сразу бросала атаковать штурмовики и кидалась на защиту своего альфа-самца.
    3. reichsmarshal
      +1
      21 мая 2013 23:32
      Ведомым Гнрафа был отнюдь не неуч - Альфред Гриславски. А Граф действительно был подбит, причем дважды: первый раз В.Попковым над Сталинградом, второй раз - Камозиным. Но оба раза он дотянул до своих на дырявом самолете. А в 1994 г. приехавший в Москву Гюнтер Рааль даже сказал В.Попкову: "Хорошо, что ты тогда сбил Графа - тот еще тип"! Графа не любили после войны за его сотрудничество с Советским Союзом (хотя неизвестно, насколько он был искреннен). Ганс "Асси" Хан назвал его предателем. Но в ГДР он был очень авторитетной личностью.
      1. +2
        21 мая 2013 23:38
        В "Знаменитых биографиях Баден-Вюртемберга" Генриза Бюхелера указывается на временную принадлежность Графа к прокоммунистической Nationalkomitee Freies Deutschland.

        Прямо его обвинил в коллаборационизме Ханс Хан в своих мемуарах, с чего и весь шум пошёл.
  4. Myasnov
    +6
    21 мая 2013 08:32
    Любили наши асы Аэрокобры. Хотя и на наших самолетах сбивали врага не плохо.
  5. smershspy
    +5
    21 мая 2013 08:55
    Цитата: Титов
    Слава Героям!!!


    Согласен! Статья хорошая! Есть чем и кем гордиться!
  6. smershspy
    +2
    21 мая 2013 08:55
    Господа! Асы из асов! Слава! Слава!
    1. 0
      21 мая 2013 16:32
      Это кто для вас господа, Сталинские соколы не господа а боевые товарищи. Не путайте с господами из люфтвафе
      1. agrindler
        +1
        5 июня 2013 15:56
        Наверно он имеет ввиду под господами - товарищей! Господ офицеров Российской Империи, России и конечно же СССР! А вы как стервятники сразу его к фрицам записываете! Нечего написать, не надо придираться к людям!
      2. agrindler
        +1
        5 июня 2013 15:58
        Надо же было придумать - "ВАЛОКОРДИН"! smile Точно не военный, а скорей всего блогер! laughing От придирок рейтинг не гоже повышать! Низко! Мне все больше и больше не нравится на сайте....
  7. +11
    21 мая 2013 09:08
    Мой земляк ,живу в одной остановке от дома Камозина.
    Лично его не знал ,но многие рассказывают ,что это был удивительно дружелюбный и доброжелательный ,который мог пригласит в дом и незнакомого человека.Сын его работал на автозаводе военпредом и кто работал с ним тоже о нем отзываются очень тепло.
  8. +3
    21 мая 2013 09:10
    Ну что же тут скажешь - Боги войны среди Русских встречаются часто.
    1. reichsmarshal
      0
      21 мая 2013 23:34
      В том-то и великое дело, что не боги, а простые русские ребята-работяги. Как сказал Покрышкин: "Мы не короли неба. Мы - ломовые лошади!"
  9. +1
    21 мая 2013 09:17
    Перемололи наши летчики хваленных асов Геренга. Плохо начали войну, но зато закончили блестящей Победой.
    Камозин один из тех кто ковал Победу в воздухе!
  10. +8
    21 мая 2013 09:25
    На ТНТ ( и др.) надо заставить показывать передачи про таких ЛЮДЕЙ. А не всякое г....о.
    1. +1
      21 мая 2013 11:37
      Цитата: ДимЯн
      На ТНТ ( и др.) надо заставить показывать передачи про таких ЛЮДЕЙ. А не всякое г....о.

      Совершенно согласен. И вообще. Право попасть в телик ещё заслужить надо. По-настоящему, а не через зад или перед.
  11. +3
    21 мая 2013 09:35
    Бой с Графом откровенная агитка. Герман Граф возглавил командование Jagdgeschwader 52 только 1 октября 1944г., до этого воевал на западном фронте, а по советским данным Камозин сбил его в феврале 1944г. Сбивали его только раз, вернее он совершил таран Мустанга и вынужден был прыгать с парашютом. Победу над Германом Графом также приписывают также Виталию Попкову, якобы он сбил его под Сталинградом 26 августа 1942г.
    1. 0
      21 мая 2013 23:21
      Абсолютно с Вами согласен.В это время Герман Граф воевал на западе в составе 9./JG 52 на своём Fw-190A-5 Wnr.2594 (завод Ago Oschersleben, код "CL+QF").Лажа какая-то.
    2. +1
      22 мая 2013 01:18
      С июля 41-го по январь 43-го и с 1 октября 44-го по 8 мая 45-го на восточном фронте.
      15 сентября в кабину его Bf-109 попал снаряд, 16 сентября он вернулся на самолете, имея 30 попаданий, 19 сентября в ходе одного вылета крылья его «Мессершмитта» сначала были пробиты огнем с земли, а затем в ходе другого вылета на самолете была отстреляна половина руля направления. В начале января 1943 г. гауптман Граф был ранен в руку и после выхода из госпиталя получил отпуск.
      26 августа он был под Сталинградом. С Попковым мог и схлестнутся.
  12. AK-47
    +2
    21 мая 2013 09:47
    В 1944 году Камозина сняли с должности командира эскадрильи 66-го полка и перевели на должность заместителя командира эскадрильи в 101-й Гвардейский ИАП. Вспоминает бывший лётчик этого полка Борис Степанович Дементьев:
    "Когда мы перелетали на фронт в конце 1944 года, погода была паршивая. Камозин со своей эскадрильей сел в Бобруйске, и они долгое время там сидели. Начпрод их плохо кормил. За это он его побил. После этого его перевели заместителем командира эскадрильи к Морозову.... была у него слабость - ..., но это был дисциплинированный, грамотный мужик, умело и храбро воевавший, умевший управлять людьми".
  13. новичок
    +1
    21 мая 2013 09:59
    молодец Павел Михайлович! честь ему и хвала! в воздушном бою всякое бывает(разные условия,погода,видимость и т.д.), но как можно было 6-и "мессам" транспортник охранять и клювами прощёлкать! видно из гитлерюгенда набрали по объявлению...
  14. 0
    21 мая 2013 10:06
    Цитата: Myasnov
    Любили наши асы Аэрокобры. Хотя и на наших самолетах сбивали врага не плохо.

    Г.Рабкин писал о нежных моторах "Аллисон" и очень опасных штопорных характеристиках. Но лётчики за обзор хвалили,из-за среднемоторной компоновки
    1. +1
      21 мая 2013 14:22
      Да, из-за расположения мотора в центре самолета, за спиной летчика, позволяло аэрокобре быть очень маневренным самолетом. Один недостаток был существенным, что вал от двигателя на пропеллер проходил у пилота между ног.
      1. 0
        21 мая 2013 15:29
        Вал винта проходил у летчика между ног,что являлось поводом для большого количества однотипных шуток.
  15. USNik
    +2
    21 мая 2013 11:02
    Вскоре бой перекинулся на виражи, где отечественные «ЛаГГи» имели преимущество перед Ме-109.

    Простите, может все-таки ме-110? Кажется еще Покрышкин в мемуарах писал, что лагг-3 уступает на виражах даже ранним модификациям ме-109 из-за избыточного веса дельтадревесины и плохой аэродинамики?
    1. 0
      21 мая 2013 11:29
      Цитата: USNik
      плохой аэродинамики?

      Наоборот. Аэродинамика у ЛАГГа была очень хорошая. Как раз из-за большого веса. очень "зализанный" самолет. (например интервью с летчиком- истребителем Н.Голодниковым. Есть и в инете и у Драбкина и у Мухина в его "Асах и пропоганде"))
  16. 0
    21 мая 2013 11:25
    Абсолютно достоверная история. В 70е Камозин подходил к своему бюсту, долго смотрел на него. Затем доставал бутылочку, приговаривал её и ложился спать рядышком. И ВСЕ прохожие знали КТО это спит. Укрывали от дождя и холода. А потом он шел домой. Не шибко разговорчивый был...
    1. +3
      21 мая 2013 11:59
      Не БРЕШИ ,никогда Камозин не лежал пьяным около памятника , иногда он продолжал веселье в гараже (надеюсь ты знаешь где он) ,а там его квартира рядом и всегда в окружении простых работяг .
      1. 0
        21 мая 2013 12:12
        Историю рассказал мой друг. Вырос В Брянске. Очень достойный и уважаемый человек. Могу свести. Если уж ему мне не верить, то не знаю... Ну тогда звиняюсь. брехать не приучен. Папа говорил :"Сынок, запомни! Ничто так в жизни дешево не обходится как правда!". Про гараж не знаю - друг не рассказывал. Но сегодня вечером уточню. Если друг не подтвердит свой рассказ - ну тогда я ... даже не знаю кто.
        1. +3
          21 мая 2013 12:27
          Плюнь ему в лицо ,у меня много знакомых с ним выпивали и говорили одно и тоже -что человек очень порядочный , радушный и без зазнайства ,поэтому он не мог в принципе выпивать один.
          Кстати "минусую" тебя я -за вранье.
          1. 0
            21 мая 2013 12:32
            Не врал. Плевать не буду. Вечером сообщу о результатах. Память вроде меня еще не подводила (по-крупному). Ну рассказывал мне он это. Последние зубы отдам!!
    2. +2
      21 мая 2013 14:23
      Юрий, у меня к Вам вопрос, почему А.Дюма не поведал миру как Д,артаньян ходил в туалет? Думаю потому, что хоть это и правда, но она не очень интересна читателям.
      Не надо уподобляться шелкоперам "желтой" прессы и лить помои на заслуженного человека, это не хорошо.
      1. +1
        21 мая 2013 16:03
        Ну не думал, что это как то может бросить тень на Камозина. Не про туалет всё таки. А уж как фронтовики могли куролесить-хорошо помню. Для моего отца (гл. инженера шахты) 9мая -сплошная головная боль. Им тогда ведь и 50 не было. Приношу свои извинения сообществу, если что не так. А историю не буду уберать. Пусть будет образцом того, как не надо ...
        1. +2
          21 мая 2013 16:40
          Цитата: пенсионер
          Пусть будет образцом того, как не надо ...

          Не надо себя корить, может и было под бюстом пару раз, а в народе может и добавление быть. А Лесу мой пламенный привет, не даёт в обиду героя. И это верно.
          1. +1
            22 мая 2013 11:41
            Випивать он выпивал и под памятником и рядом на лавочке и чокался с памятником (с иронией) ,НО НИКОГДА он не лежал пьяным ,его все знали и памятник находится в парке в 30м. от его квартиры так что это все ЛОЖЬ !!!!
            Если бы он это сказал о лежащем Камозине у нас долго бы лечился.
            Тебе брат тоже привет !!!!
  17. +1
    21 мая 2013 12:43
    зубы приму )
    Для бежицких Камозин как для Аргентины Марадона .
    1. 0
      21 мая 2013 12:53
      Да не сомневаюсь.
  18. 0
    21 мая 2013 14:32
    Статья однозначно положительная,хотя по мелочам есть претензии,главная претензия то что кратко.
  19. +3
    21 мая 2013 17:06
    Знаете, что всегда поражало....
    немецкие асы, это как правило потомственные офицеры, большей частью- дворяне(а это, согласитесь, возможность очень много летать, тренироваться)...
    И наши- бывшие рабочие, крестьяне!!!!!! И били фонов за дай Боже!!!!!
    1. reichsmarshal
      0
      21 мая 2013 23:37
      Далеко не всегда. Асы из категории "фон" были немногочисленны, и вообще они были даже достойнее, чем немцы простого происхождения (которые чуть не поголовно - идейные нацисты). А Иоахимом фон Марсейлем трудно не восхищаться.
      1. 0
        21 мая 2013 23:43
        И не забываем Адольфа Галланда.Действительно лётчик от бога!Практически никто из них не был прожжённым нацистом,кроме одной мрази по фамилии Рудель
  20. 0
    21 мая 2013 18:19
    Вот оно патриотическое воспитание,побольше таких статей,позновательно и для себя
  21. georg737577
    0
    21 мая 2013 20:40
    Вот только что печально - на счету "сбитого" Германа Графа ( умершего в своей постели аж в 88 году ) официально числиться 212 сбитых самолетов противника - больше, чем у Кожедуба , Покрышкина и Камозина вместе взятых...
    1. +2
      21 мая 2013 21:38
      Еще более печально, что не стремились все эти асы-графы вылетать против Кожедуба, Покрышкина и Камозина.
      1. -5
        21 мая 2013 23:29
        Вы,взрослый человек(взрослый?)верите в эту туфту???Это-же галимый советский агитпроп!
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. +2
              22 мая 2013 01:20
              Да, вы, батенька - Хам либерастический!!!
    2. +2
      21 мая 2013 22:42
      В Luftwaffe писали на личный счет всех "предположительно" сбитых, даже тех кто до своего аэродрома дотянул и после ремонта продолжал воевать. Если "предположительно" сбили группой - писали каждому. А в ВВС - только лично сбитых и только подтвержденных. Оттуда и разница.
      1. +2
        22 мая 2013 01:41
        В люфтваффе фиксировали "победы", то есть попадание в самолёт, снятое фотопулемётом, либо подтверждённое ведомым или ведущим. Двухмоторный самолёт засчитывался за две "победы", четырёхмоторный за четыре. Одна из причин разгромных счетов. Вторая в тактике применения истребителей, если у люфтов главное набить личный счет, то у наших, не дать сбить сопровождаемых бомберов и штурмовиков. На свободную охоту пошли только в конце войны.
        1. 0
          22 мая 2013 09:50
          Вы немного попутали:У люфтов была система подсчёта баллов,т.е 1мотор - 1 балл, 2-2, 4-3.А баллы это награды(кресты,листья,мечи,брюлики).Баллы-это не количество сбитых самолётов.По второму пункту согласен
          1. +1
            22 мая 2013 13:05
            Цитата: Den 11
            :У люфтов была система подсчёта баллов

            Баллы и "победы" одно и то же. Особенности перевода, хотя, что пнём по сове, что совой об пень.
      2. 0
        22 мая 2013 09:54
        Неправда Ваша!Система подсчета воздушных побед люфтваффе предполагала один сбитый самолет, точно определенный фотокинопулеметом или одним или двумя другими свидетелями.
        При этом самолет записывался на личный счет только в том случае, если он был зафиксирован разрушившимся в воздухе, объятый пламенем, покинутым своим пилотом в воздухе или зафиксировано его падение на землю и разрушение.
        Для оформления победы летчик люфтваффе заполнял заявку, состоящую из 21 пункта.
        В ней указывалось:
        1. Время (дата, час, минута) и место падения самолета.
        2. Имена членов экипажа, подавших заявку.
        3. Тип уничтоженного самолета.
        4. Национальная принадлежность противника.
        5. Сущность причиненных разрушений:
        а) пламя и черный дым;
        б) распался ли вражеский самолет на части (назовите их) или взорвался;
        в) совершил ли он вынужденную посадку (укажите, в каком месте фронта и была ли это нормальная или аварийная посадка);
        д) если приземлился за линией фронта, загорелся ли он на земле.
        6. Характер падения (только в случае, если его можно было наблюдать):
        а) в каком месте фронта;
        б) было ли оно вертикальным или он вспыхнул;
        в) если не наблюдалось, то по какой причине.
        7. Участь вражеского экипажа (убиты, выпрыгнули с парашютом и т.д.).
        8. Должен прилагаться личный рапорт летчика.
        9. Свидетели:
        а) в воздухе;
        б) на земле.
        10. Количество атак, которым подвергался вражеский самолет.
        11. Направление, с которого выполнялась каждая атака.
        12. Расстояние, с которого велся эффективный огонь.
        13. Тактическая позиция атаки.
        14. Были ли вражеские стрелки выведены из строя.
        15. Тип применявшегося вооружения.
        16. Расход боеприпасов.
        17. Тип и количество пулеметов, использованных для уничтожения вражеского самолета.
        18. Тип собственного самолета.
        19. Что-либо еще, имеющее тактическую и техническую ценность.
        20. Повреждения собственной машины в результате действий противника.
        21. Другие подразделения, участвовавшие в бою (включая зенитную артиллерию).
        Подписывал анкету командир эскадрильи. Основными пунктами были 9 (свидетели) и 21 (другие подразделения).
        К заявке прилагался личный рапорт пилота, в котором сначала он указывал дату и время взлета, преддверие и начала боя, а потом лишь заявлял о победах и перечислял их от времени начала атаки, включая высоту и дальность.
        Потом указывал сущность разрушений, характер падения, свое наблюдение и зафиксированное время.
        К рапорту о сбитом самолете прикладывался доклад о проведенном бое, написанный свидетелем или очевидцем. Все это позволяло перепроверить сообщения пилота о победе. Командир группы или эскадры после получения рапортов других летчиков, данных с наземных постов наблюдения, расшифровки пленок фотокинопулемета и т.п. писал на бланке свое заключение, которое, в свою очередь, служило основанием для официального подтверждения или не подтверждения победы.
        В качестве официального признания своей победы пилот люфтваффе получал специальное свидетельство, в котором были указаны дата, время и место боя, а также тип сбитого им самолета.
        1. +1
          22 мая 2013 12:48
          Цитата: Den 11
          Неправда Ваша!Система подсчета воздушных побед люфтваффе предполагала один сбитый самолет, точно определенный фотокинопулеметом или одним или двумя другими свидетелями.

          Северная Африка
          В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, сбило за месяц 65 самолетов врага. Вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: расстреливая боезапас в песок, они возвращались на аэродром и докладывали об одержанных "победах". Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все победы в неприкосновенности.

          Вот им и расскажите, про заявку из 21-го пункта.
          И ещё http://trof-av.narod.ru/biblio/luftv.htm
  22. Одиннадцатый
    +1
    22 мая 2013 00:39
    Слава героям своем Родины.