Небесный гроссмейстер

Павел Михайлович Камозин является одним из самых результативных летчиков времен Второй Мировой. Бывший в довоенное время простым брянским рабочим, скромный и невысокий парень в небе как по волшебству превращался в грозного и непобедимого аса, противостоять которому не могли даже прославленные немецкие авиаторы. Его особым талантом было умение просчитывать бой подобно огромной шахматной партии на несколько шагов вперед и каждый раз находить новые непредсказуемые комбинации ведения воздушного поединка.

Небесный гроссмейстер



Родился Павел Камозин 16 июля 1917-го в городе Бежица (ныне район Брянска). После окончания шести классов средней школы в 1931-ом году поступил в фабрично-заводское училище. Впервые его летные способности проявились в 1934-ом году в аэроклубе при заводе «Красный Профинтерн» (сегодня это Брянский машиностроительный завод), в который юный Камозин устроился работать слесарем. По вечерам парень всегда отправлялся в клуб, где и проводил все свободное время. Инструкторы сразу отметили его выдающиеся способности к управлению летательными аппаратами. С 1937-го года Камозин служил в рядах Красной армии, а в 1938-ом стал выпускником Борисоглебской военной авиационной школы, носящей имя знаменитого Валерия Чкалова. После ее окончания он остался работать там в качестве летчика-инструктора.

Войну Павел Михайлович встретил в должности младшего лейтенанта в составе запасного авиационного полка Киевского военного округа, который вошел затем в состав Юго-Западного фронта. Сразу после проведенного на плацу митинга, на котором было объявлено о вторжении немцев, Камозин обратился к командованию с просьбой об отправке его на фронт. Долго ждать не пришлось, уже 23 июня ему довелось вступить в свой первый воздушный бой с врагом. В подчинении у Камозина, который был назначен командиром звена, находились семь истребителей И-16. В их обязанности входило патрулирование воздушного пространства над черноморским побережьем и прикрытие высадки подразделений десантников. Патрулирование проходило спокойно, пока неожиданно на горизонте не возникло шесть немецких «мессеров». Враг уверенно шел на сближение, Камозин приказал ведомым им летчикам сомкнуться в плотный строй и приготовиться к атаке.

Павел всегда показывал блестящие результаты при стрельбе в тренировочных боях, но там все было не по-настоящему, впервые перед ним находился реальный враг. Позже Камозин признавался, что сомнения на секунду охватили его. Лишь вспомнив собственные слова, которые он говорил ученикам о том, что «ценой даже секундного промедления может стать собственная жизнь», Павел перестал колебаться и, подпустив врага как можно ближе, открыл огонь. Победа в том бою осталась за ним, однако в ходе боевого крещения Камозин получил серьезное ранение в ногу. Пуля пробила его ступню навылет. На время лечения Павлу пришлось покинуть фронт и отправиться в госпиталь в тылу. Затем его часть была послана на переобучение для полетов на новых истребителях ЛаГГ-3. С конца декабря 1941-го года и до октября 1942-го Камозин в качестве лётчика 253-го запасного авиаполка овладевал техникой пилотирования ЛаГГ-3, успевая при этом обучать молодых пилотов. Более сорока авиаторов были выпущены им за это время. И, наконец, спустя год Павел вернулся к боевым действиям.

В памятном бою над селом Шаумян Камозин выступал в должности командира звена, состоявшего из пяти самолетов 246-го авиационного полка (ЛаГГ-3) и двух Як-1, входивших в 518-й авиаполк. 7 октября 1942-гогода данная группа истребителей приступила к выполнению задания, состоявшего в прикрытии частей восемнадцатой армии. Выстроившись в два яруса, советские самолеты столкнулись с превосходящей по численности немецкой авиационной группой, состоящей из одиннадцати пикирующих бомбардировщиков Ju-87, четырех 110-ых «мессеров» и шести прикрывающих их Ме-109. Согласно плану Камозина пятёрка «ЛаГГов» метнулась навстречу немецким истребителям, а пара «Яков» обрушилась на начавшие бомбометание Ju-87. Завязалось сражение, которое лётчики именуют «собачьей свалкой», когда боевой порядок рассыпается и каждый действует самостоятельно. Вскоре бой перекинулся на виражи, где отечественные «ЛаГГи» имели преимущество перед Ме-109. Несмотря на численный перевес врага, за десять минут воздушного поединка летчикам, вошедшим в группу Камозина, удалось уничтожить восемь немецких самолетов, три из которых были сбиты самим командиром звена. Однако победа далась нелегко, наши потери составили четыре летательных аппарата.



Именно в этот период Павлу также удается поучаствовать в воздушных операциях вместе с прославившимся еще в довоенное время пилотом – подполковником Дмитрием Леонтьевичем Каларашем, которого он считал одним из своих учителей. Отважный летчик-истребитель погиб в одной из схваток в ноябре 1942-го. Но Павел Михайлович всегда помнил и любил повторять своим ученикам его слова о том, что «сердце летчика должно быть из стали, такое мужественное, чтобы не дрожало, даже если у сиденья в самолете деревянная спинка».

В конце 1942-го года Камозина назначают заместителем эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. В течение первого месяца боев после его возвращения на фронт отважному летчику удается сбить четыре самолета фашистов, среди которых был и хорошо оснащенный Do-217. К началу марта 1943-го года число уничтоженных Павлом вражеских самолетов доходит до двенадцати. Они были сбиты в ходе двадцати трех воздушных сражений. К тому времени на его счету уже было восемьдесят два боевых вылета. Победы укрепили уверенность Камозина в своих силах, сделали знаменитым, помогли упрочиться его командирскому авторитету.

Весной 1943-го после тяжелых схваток с противником 269-ый полк потерял значительную часть техники, а потому был отправлен в тыл и расформирован. 1 мая 1943-го года за проявленную смелость, находчивость и героизм в боях с фашистами Павел Камозин был удостоен звания «Герой Советского Союза». Ему был вручен Орден Ленина, а также «Золотая Звезда» Героя. Каждым своим последующим поступком летчик подтверждал, что получил это звание не напрасно. После расформирования полка, находясь в тылу летом 1943-го года, Камозин в числе первых осваивает новый истребитель американского производства Р-39 под названием «Аэрокобра» и продолжает свою борьбу с врагом уже в составе шестьдесят шестого ИАП 329-ой авиадивизии в составе четвертой воздушной армии. В первом же бою Камозин сбивает немецкий самолет-разведчик «FW-189», но при этом его «Аэрокобра» получает серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии и летчику приходиться срочно посадить истребитель на нейтральную полосу, а после самостоятельно добираться до окопов советских частей.

Необходимо отметить, что помимо патрулирования территорий, прикрытия наземных советских частей и штурмовиков, Камозину часто приходилось совершать разведывательные вылеты. Полученные им в ходе полетов данные всегда подтверждались и помогали уничтожить значительные силы противника. Так в январе 1943-го года на аэродроме Краснодара летчику удалось обнаружить вражеские самолеты численностью около пятидесяти единиц. После срочного донесения Павла о находке поднявшиеся в воздух советские штурмовики смогли уничтожить около двух десятков фашистских летательных аппаратов. Вскоре, по достоинству оценив мастерство опытного летчика, командование назначает Павла Камозина командиром эскадрильи.
Еще один приметный бой состоялся, когда группа Камозина в составе пяти истребителей, возвращаясь на базу, обнаружила тринадцать «Юнкерсов», вылетевших бомбардировать наши части. Неожиданно атаковав вражеские самолеты, летчики вынудили немцев произвести бомбометание немного раньше намеченной цели. В результате этого часть бомб попала на позиции фашистов. Растерявшаяся, рассеянная группа немецких самолетов попыталась развернуться и уйти, но у Камозина были совершенно иные планы. В том сражении он лично сбил один самолет противника и подбил два других. Быстро сориентировались в обстановке и его подчиненные, которые вывели из строя еще два немецких бомбардировщика.

Сослуживцы уважали и любили Павла Михайловича, восхищаясь его боевым мастерством. Особенная дерзость и напористость Камозина в ведении воздушных боев всегда приносила результат. Он не устрашал фашистов, он бил их короткой прицельной очередью с близкой дистанции, расстреливал в упор. Вскоре этот почерк стал узнаваем в стане противника, немецкие лётчики вздрагивали от одной мысли о встрече с ним. Самоотверженность и талант Камозина особенно ярко проявились в жестоких боях за освобождение славного Севастополя, когда его эскадрильей были сбиты шестьдесят четыре самолета врага, причем девятнадцать из них уничтожил сам командир.

Вот что писал о Камозине, один из его сослуживцев: «Видел он далеко очень. С ним летишь вот, а он говорит: «Смотри, пара «Фоккеров», глядишь – и не видишь. А уже позднее появляется пара. А в авиации ведь побеждает, кто первый увидел. Шансов у него больше. Возможность набрать большую высоту. Как говорил Покрышкин: высота, скорость, маневр и огонь. Если есть высота, то скорость любую можно разогнать. Кто высоту имеет, всегда пикирует и скорость нагоняет. А раз есть скорость, то и маневр можно за счет нее любой делать…».


Знаменательным для Павла Михайловича стал день 31 декабря 1943-го года. Вылетевшие на разведку Камозин и его постоянный ведомый Владимир Ладыкин уже возвращались домой, однако заметили в районе деревни Семь Колодезей группу из шести немецких истребителей Ме-109, сопровождавших транспортный самолет. В голове Павла сразу возникла мысль о том, что такой чести не удостоили бы обычный груз. Приблизившись на максимальной скорости и не дав охраняющим «мессерам» опомниться, Камозин длинной очередью прошелся по охраняемому транспортнику, который тут же накренился и стал падать. А два советских истребителя быстро растворились в вечернем небе. И только спустя три месяца Павел узнал, что на борту подбитого им самолета на торжество в честь Нового года летели немецкие генералы, которые везли почетные награды для особо отличившихся солдат. Праздник у фашистов был испорчен, а в немецких войсках на несколько дней был объявлен траур.


Смелые нападения и успехи Камозина не могли не остаться незамеченными в стане врага. Уничтожение группы высокопоставленных фрицев переполнило чашу терпения германского командования. На отважного летчика была объявлена настоящая охота, по некоторым данным уничтожить его было поручено одному из самых опытных истребителей «бриллиантовой» эскадрильи Геринга, первому пилоту в мире, одержавшему более двухсот побед, летчику по имени Герман Граф. Он отличился в сражениях в небесах Западной и Восточной Европы, его стиль характеризовался особой агрессивностью и беспощадностью. На счету «Бубнового туза» значились десятки сбитых советских самолетов, он командовал целой тактической школой для переподготовки немецких летчиков, прибывавших с фронта. Узнав о планах гитлеровцев, советские командиры поспешили предупредить Камозина. Начальство прямо говорило ему: «Лучшие летчики из школы высшего пилотажа в Берлине объявили за тобой охоту. Полковнику Графу приказали любыми средствами уничтожить обер-лейтенанта Камозина. Тебе разрешено дней десять, пятнадцать, двадцать не летать, отдыхать». Низкий, коренастый Павел спокойно отвечал: «А почему он должен охотиться за мной, а не я за ним, за этим Графом?». Начальство в ответ: «Мы не можем тебе приказывать, летчик должен сам принять решение».



Хорошо понимая, что сражение будет далеко не простым, а уничтожение Графа может заметно отразиться на моральном состоянии немецких авиаторов и солдат, Камозин стал готовиться к встрече с врагом, изучая на досуге его тактику, оценивая все известные сильные и слабые стороны, проводя работу со своими подопечными и договариваясь с ними обо всех деталях взаимодействия в бою.

И встреча Камозина с Графом все-таки состоялась. Случилось это, когда четверка советских истребителей возвращалась после патрулирования на свой аэродром. Советские летчики, как и немецкие, хорошо знали все позывные особенно известных асов вроде Покрышкина. Несмотря на то, что по радио говорили очень мало, когда шел воздушный бой, все было «напрямую». Наша наземная служба вовремя успела предупредить Павла о появлении Графа, и летчик решил не уклоняться от атаки. В голове Павла уже давно зрел оригинальный и смелый план по уничтожению противника. Оставив пару своих ведомых позади, он приказал им подняться на высоту в шесть с половиной тысяч метров и внимательно следить по сторонам. А сам пошел дальше. Граф набрал высоту около пяти тысяч метров, Камозин на триста-четыреста метров ниже, кружа, максимально близко приблизился к врагу. Его идея заключалась в том, чтобы подставить себя под удар. Как и рассчитывал опытный летчик, Графа соблазнила возможность зайти к нему в хвост, и, как только представился шанс, он тут же атаковал советский истребитель. Павел стал уходить из-под огня, резко, в манере Покрышкина, убрал газ и ушел из поля зрения немецкого летчика, решившего, что он продолжает идти с большой скоростью. После этого Камозин совершил управляемую бочку и вышел за пару сотен метров в хвосте самолета Графа, с ходу атаковав его. Переключив внимание на оборону, немец стал резко уходить вверх, набирать высоту, но там его уже ожидала пара ведомых Камозина. Увидев их, Граф повернул снова вниз, и истребитель Павла прошил немецкий самолет, который начал разваливаться прямо в воздухе.

Долгое время наши летчики считали германского полковника погибшим, однако оказалось, что он успел на малой высоте выпрыгнуть на парашюте. Когда весть об этом дошла до Геринга, он послал летчику приказ возвращаться обратно в школу со словами: «Там тебя больше оставлять нельзя, а то окончательно собьют и все». А Павел Камозин в тот день написал родным письмо: «Время нынче горячее. Что ни день, то напряжённые бои. Мы научились ненавидеть противника и безжалостно его уничтожать».



Техника ведения боя, которую любил использовать командир эскадрильи, всегда отличалась дерзкими, ошеломляющими противника атаками. Владея в совершенстве всеми фигурами высшего пилотажа, Камозин умел быстро ориентироваться в сложившейся обстановке и выбирать наиболее подходящие приемы. Он ежедневно совершенствовался в своем деле, высокое мастерство пилота помогало не только успешно бороться с опасным, коварным и хорошо подготовленным врагом, но и не раз спасало жизни его товарищам. В одном из боев молодой подопечный командира лейтенант Тоичкин пропустил момент, когда один из «мессеров» противника пристроился в хвосте его самолета и приготовился к атаке. Но Камозин успел на мгновение раньше немца открыть огонь и тем самым спас жизнь пилоту. После этого воздушного боя Павла представили к ордену Отечественной войны I степени. В начале зимы 1944-го года в ожесточенных схватках с немецкими самолетами летчику удалось сбить еще двух немецких асов. К лету 1944-го в личном зачете ставшего уже капитаном Павла Камозина было двадцать девять сбитых самолетов противника, тринадцать единиц были уничтожены группами при его участии. На тот момент он провел пятьдесят шесть воздушных боев и сделал сто тридцать один боевой вылет. За высокие заслуги 1 июля 1944-го года правительство представило его ко второй «Золотой Звезде» Героя.

В начале 1944-го года армейская газета «Крылья Советов» написала похвальную статью о героическом летчике, пытаясь проанализировать, в чём сила Павла и почему он дерётся успешнее других. В конце статьи отмечалось, что «каждый истребитель должен равняться на Камозина, зоркий глаз которого всегда успевает первым найти противника».


Однако среди доблестных и победных страниц биографии отважного истребителя были и трудные периоды, и откровенные неудачи. Пару раз ему приходилось сажать горящую машину, едва дотягивая до своей территории. Один раз он «приводнял» подбитый истребитель на воду в море. Его спасли сотрудники медпоста, расположенного на Тузлинской косе. Было и капотирование (перевертывание истребителя на спину через головную часть) на расколоченной снарядами взлетно-посадочной полосе. Чудом выживая, Павел всегда умудрялся находить выходы даже из самых сложных ситуаций, анализировать произошедшее с ним и делать правильные выводы. И словно по иронии судьбы не находил общего языка лишь с начальством. А в военные годы в летных войсках действовало указание наказывать летчиков за малейшее нарушение дисциплины, невзирая на их заслуги, вплоть до увольнения из армии. В 1944-ом году непосредственное руководство написало на Павла докладную, после которой он был сначала снят с должности командира эскадрильи, а позднее, уже после войны, и вовсе уволен из армии.

20 января 1945-го года Павел Камозин на своей «Аэрокобре» потерпел очередную аварию, мотор заглох, и машина медленно упала на землю. Летчику фантастически повезло, он остался жив, однако получил очень серьезные травмы нижней части туловища, грозившие ему ампутацией левой ноги. Однако, рискуя жизнью, Павел Михайлович настоял на сохранении конечности, его сила воли помогла избежать операции, после которой он бы остался калекой. Победный майский день Камозин встретил в палате госпиталя.

После окончания войны, с 1946-го года, Павел Михайлович Камозин продолжил работу, но уже в гражданской авиации, обучая молодых летчиков. Из жизни этот отважный человек ушел 24 ноября 1983-го года. Родной город Брянск помнит о своем героическом соотечественнике – в одном из парков установлен бронзовый бюст героя, а с 1985-го года авиационный клуб, в котором когда-то занимался Камозин, носит его имя. Кроме того именем талантливого летчика-героя названа одна из улиц города, а в школе №11 основан музей Павла Камозина.

Сражаясь на Северо-Кавказском, Закавказском, Южном и других фронтах Павел Камозин совершил около двухсот боевых вылетов, в беспощадных воздушных боях одержал сорок девять побед: тридцать шесть вражеских самолётов он уничтожил лично и тринадцать вместе с товарищами. Многие историки утверждают, что тридцать шесть самолётов – это далеко не все, которые в действительности сбил гениальный летчик....



Источники информации:
-http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1108
-http://airaces.narod.ru/all1/kamozin1.htm
-http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/kamozin.html
-http://www.peoples.ru/military/hero/pavel_kamozin/
Автор:
Игорь Сулимов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти