Небесный гроссмейстер

38
Павел Михайлович Камозин является одним из самых результативных летчиков времен Второй Мировой. Бывший в довоенное время простым брянским рабочим, скромный и невысокий парень в небе как по волшебству превращался в грозного и непобедимого аса, противостоять которому не могли даже прославленные немецкие авиаторы. Его особым талантом было умение просчитывать бой подобно огромной шахматной партии на несколько шагов вперед и каждый раз находить новые непредсказуемые комбинации ведения воздушного поединка.

Небесный гроссмейстер


Родился Павел Камозин 16 июля 1917-го в городе Бежица (ныне район Брянска). После окончания шести классов средней школы в 1931-ом году поступил в фабрично-заводское училище. Впервые его летные способности проявились в 1934-ом году в аэроклубе при заводе «Красный Профинтерн» (сегодня это Брянский машиностроительный завод), в который юный Камозин устроился работать слесарем. По вечерам парень всегда отправлялся в клуб, где и проводил все свободное время. Инструкторы сразу отметили его выдающиеся способности к управлению летательными аппаратами. С 1937-го года Камозин служил в рядах Красной армии, а в 1938-ом стал выпускником Борисоглебской военной авиационной школы, носящей имя знаменитого Валерия Чкалова. После ее окончания он остался работать там в качестве летчика-инструктора.

Войну Павел Михайлович встретил в должности младшего лейтенанта в составе запасного авиационного полка Киевского военного округа, который вошел затем в состав Юго-Западного фронта. Сразу после проведенного на плацу митинга, на котором было объявлено о вторжении немцев, Камозин обратился к командованию с просьбой об отправке его на фронт. Долго ждать не пришлось, уже 23 июня ему довелось вступить в свой первый воздушный бой с врагом. В подчинении у Камозина, который был назначен командиром звена, находились семь истребителей И-16. В их обязанности входило патрулирование воздушного пространства над черноморским побережьем и прикрытие высадки подразделений десантников. Патрулирование проходило спокойно, пока неожиданно на горизонте не возникло шесть немецких «мессеров». Враг уверенно шел на сближение, Камозин приказал ведомым им летчикам сомкнуться в плотный строй и приготовиться к атаке.

Павел всегда показывал блестящие результаты при стрельбе в тренировочных боях, но там все было не по-настоящему, впервые перед ним находился реальный враг. Позже Камозин признавался, что сомнения на секунду охватили его. Лишь вспомнив собственные слова, которые он говорил ученикам о том, что «ценой даже секундного промедления может стать собственная жизнь», Павел перестал колебаться и, подпустив врага как можно ближе, открыл огонь. Победа в том бою осталась за ним, однако в ходе боевого крещения Камозин получил серьезное ранение в ногу. Пуля пробила его ступню навылет. На время лечения Павлу пришлось покинуть фронт и отправиться в госпиталь в тылу. Затем его часть была послана на переобучение для полетов на новых истребителях ЛаГГ-3. С конца декабря 1941-го года и до октября 1942-го Камозин в качестве лётчика 253-го запасного авиаполка овладевал техникой пилотирования ЛаГГ-3, успевая при этом обучать молодых пилотов. Более сорока авиаторов были выпущены им за это время. И, наконец, спустя год Павел вернулся к боевым действиям.

В памятном бою над селом Шаумян Камозин выступал в должности командира звена, состоявшего из пяти самолетов 246-го авиационного полка (ЛаГГ-3) и двух Як-1, входивших в 518-й авиаполк. 7 октября 1942-гогода данная группа истребителей приступила к выполнению задания, состоявшего в прикрытии частей восемнадцатой армии. Выстроившись в два яруса, советские самолеты столкнулись с превосходящей по численности немецкой авиационной группой, состоящей из одиннадцати пикирующих бомбардировщиков Ju-87, четырех 110-ых «мессеров» и шести прикрывающих их Ме-109. Согласно плану Камозина пятёрка «ЛаГГов» метнулась навстречу немецким истребителям, а пара «Яков» обрушилась на начавшие бомбометание Ju-87. Завязалось сражение, которое лётчики именуют «собачьей свалкой», когда боевой порядок рассыпается и каждый действует самостоятельно. Вскоре бой перекинулся на виражи, где отечественные «ЛаГГи» имели преимущество перед Ме-109. Несмотря на численный перевес врага, за десять минут воздушного поединка летчикам, вошедшим в группу Камозина, удалось уничтожить восемь немецких самолетов, три из которых были сбиты самим командиром звена. Однако победа далась нелегко, наши потери составили четыре летательных аппарата.



Именно в этот период Павлу также удается поучаствовать в воздушных операциях вместе с прославившимся еще в довоенное время пилотом – подполковником Дмитрием Леонтьевичем Каларашем, которого он считал одним из своих учителей. Отважный летчик-истребитель погиб в одной из схваток в ноябре 1942-го. Но Павел Михайлович всегда помнил и любил повторять своим ученикам его слова о том, что «сердце летчика должно быть из стали, такое мужественное, чтобы не дрожало, даже если у сиденья в самолете деревянная спинка».

В конце 1942-го года Камозина назначают заместителем эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. В течение первого месяца боев после его возвращения на фронт отважному летчику удается сбить четыре самолета фашистов, среди которых был и хорошо оснащенный Do-217. К началу марта 1943-го года число уничтоженных Павлом вражеских самолетов доходит до двенадцати. Они были сбиты в ходе двадцати трех воздушных сражений. К тому времени на его счету уже было восемьдесят два боевых вылета. Победы укрепили уверенность Камозина в своих силах, сделали знаменитым, помогли упрочиться его командирскому авторитету.

Весной 1943-го после тяжелых схваток с противником 269-ый полк потерял значительную часть техники, а потому был отправлен в тыл и расформирован. 1 мая 1943-го года за проявленную смелость, находчивость и героизм в боях с фашистами Павел Камозин был удостоен звания «Герой Советского Союза». Ему был вручен Орден Ленина, а также «Золотая Звезда» Героя. Каждым своим последующим поступком летчик подтверждал, что получил это звание не напрасно. После расформирования полка, находясь в тылу летом 1943-го года, Камозин в числе первых осваивает новый истребитель американского производства Р-39 под названием «Аэрокобра» и продолжает свою борьбу с врагом уже в составе шестьдесят шестого ИАП 329-ой авиадивизии в составе четвертой воздушной армии. В первом же бою Камозин сбивает немецкий самолет-разведчик «FW-189», но при этом его «Аэрокобра» получает серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии и летчику приходиться срочно посадить истребитель на нейтральную полосу, а после самостоятельно добираться до окопов советских частей.

Необходимо отметить, что помимо патрулирования территорий, прикрытия наземных советских частей и штурмовиков, Камозину часто приходилось совершать разведывательные вылеты. Полученные им в ходе полетов данные всегда подтверждались и помогали уничтожить значительные силы противника. Так в январе 1943-го года на аэродроме Краснодара летчику удалось обнаружить вражеские самолеты численностью около пятидесяти единиц. После срочного донесения Павла о находке поднявшиеся в воздух советские штурмовики смогли уничтожить около двух десятков фашистских летательных аппаратов. Вскоре, по достоинству оценив мастерство опытного летчика, командование назначает Павла Камозина командиром эскадрильи.
Еще один приметный бой состоялся, когда группа Камозина в составе пяти истребителей, возвращаясь на базу, обнаружила тринадцать «Юнкерсов», вылетевших бомбардировать наши части. Неожиданно атаковав вражеские самолеты, летчики вынудили немцев произвести бомбометание немного раньше намеченной цели. В результате этого часть бомб попала на позиции фашистов. Растерявшаяся, рассеянная группа немецких самолетов попыталась развернуться и уйти, но у Камозина были совершенно иные планы. В том сражении он лично сбил один самолет противника и подбил два других. Быстро сориентировались в обстановке и его подчиненные, которые вывели из строя еще два немецких бомбардировщика.

Сослуживцы уважали и любили Павла Михайловича, восхищаясь его боевым мастерством. Особенная дерзость и напористость Камозина в ведении воздушных боев всегда приносила результат. Он не устрашал фашистов, он бил их короткой прицельной очередью с близкой дистанции, расстреливал в упор. Вскоре этот почерк стал узнаваем в стане противника, немецкие лётчики вздрагивали от одной мысли о встрече с ним. Самоотверженность и талант Камозина особенно ярко проявились в жестоких боях за освобождение славного Севастополя, когда его эскадрильей были сбиты шестьдесят четыре самолета врага, причем девятнадцать из них уничтожил сам командир.

Вот что писал о Камозине, один из его сослуживцев: «Видел он далеко очень. С ним летишь вот, а он говорит: «Смотри, пара «Фоккеров», глядишь – и не видишь. А уже позднее появляется пара. А в авиации ведь побеждает, кто первый увидел. Шансов у него больше. Возможность набрать большую высоту. Как говорил Покрышкин: высота, скорость, маневр и огонь. Если есть высота, то скорость любую можно разогнать. Кто высоту имеет, всегда пикирует и скорость нагоняет. А раз есть скорость, то и маневр можно за счет нее любой делать…».


Знаменательным для Павла Михайловича стал день 31 декабря 1943-го года. Вылетевшие на разведку Камозин и его постоянный ведомый Владимир Ладыкин уже возвращались домой, однако заметили в районе деревни Семь Колодезей группу из шести немецких истребителей Ме-109, сопровождавших транспортный самолет. В голове Павла сразу возникла мысль о том, что такой чести не удостоили бы обычный груз. Приблизившись на максимальной скорости и не дав охраняющим «мессерам» опомниться, Камозин длинной очередью прошелся по охраняемому транспортнику, который тут же накренился и стал падать. А два советских истребителя быстро растворились в вечернем небе. И только спустя три месяца Павел узнал, что на борту подбитого им самолета на торжество в честь Нового года летели немецкие генералы, которые везли почетные награды для особо отличившихся солдат. Праздник у фашистов был испорчен, а в немецких войсках на несколько дней был объявлен траур.

Смелые нападения и успехи Камозина не могли не остаться незамеченными в стане врага. Уничтожение группы высокопоставленных фрицев переполнило чашу терпения германского командования. На отважного летчика была объявлена настоящая охота, по некоторым данным уничтожить его было поручено одному из самых опытных истребителей «бриллиантовой» эскадрильи Геринга, первому пилоту в мире, одержавшему более двухсот побед, летчику по имени Герман Граф. Он отличился в сражениях в небесах Западной и Восточной Европы, его стиль характеризовался особой агрессивностью и беспощадностью. На счету «Бубнового туза» значились десятки сбитых советских самолетов, он командовал целой тактической школой для переподготовки немецких летчиков, прибывавших с фронта. Узнав о планах гитлеровцев, советские командиры поспешили предупредить Камозина. Начальство прямо говорило ему: «Лучшие летчики из школы высшего пилотажа в Берлине объявили за тобой охоту. Полковнику Графу приказали любыми средствами уничтожить обер-лейтенанта Камозина. Тебе разрешено дней десять, пятнадцать, двадцать не летать, отдыхать». Низкий, коренастый Павел спокойно отвечал: «А почему он должен охотиться за мной, а не я за ним, за этим Графом?». Начальство в ответ: «Мы не можем тебе приказывать, летчик должен сам принять решение».



Хорошо понимая, что сражение будет далеко не простым, а уничтожение Графа может заметно отразиться на моральном состоянии немецких авиаторов и солдат, Камозин стал готовиться к встрече с врагом, изучая на досуге его тактику, оценивая все известные сильные и слабые стороны, проводя работу со своими подопечными и договариваясь с ними обо всех деталях взаимодействия в бою.

И встреча Камозина с Графом все-таки состоялась. Случилось это, когда четверка советских истребителей возвращалась после патрулирования на свой аэродром. Советские летчики, как и немецкие, хорошо знали все позывные особенно известных асов вроде Покрышкина. Несмотря на то, что по радио говорили очень мало, когда шел воздушный бой, все было «напрямую». Наша наземная служба вовремя успела предупредить Павла о появлении Графа, и летчик решил не уклоняться от атаки. В голове Павла уже давно зрел оригинальный и смелый план по уничтожению противника. Оставив пару своих ведомых позади, он приказал им подняться на высоту в шесть с половиной тысяч метров и внимательно следить по сторонам. А сам пошел дальше. Граф набрал высоту около пяти тысяч метров, Камозин на триста-четыреста метров ниже, кружа, максимально близко приблизился к врагу. Его идея заключалась в том, чтобы подставить себя под удар. Как и рассчитывал опытный летчик, Графа соблазнила возможность зайти к нему в хвост, и, как только представился шанс, он тут же атаковал советский истребитель. Павел стал уходить из-под огня, резко, в манере Покрышкина, убрал газ и ушел из поля зрения немецкого летчика, решившего, что он продолжает идти с большой скоростью. После этого Камозин совершил управляемую бочку и вышел за пару сотен метров в хвосте самолета Графа, с ходу атаковав его. Переключив внимание на оборону, немец стал резко уходить вверх, набирать высоту, но там его уже ожидала пара ведомых Камозина. Увидев их, Граф повернул снова вниз, и истребитель Павла прошил немецкий самолет, который начал разваливаться прямо в воздухе.

Долгое время наши летчики считали германского полковника погибшим, однако оказалось, что он успел на малой высоте выпрыгнуть на парашюте. Когда весть об этом дошла до Геринга, он послал летчику приказ возвращаться обратно в школу со словами: «Там тебя больше оставлять нельзя, а то окончательно собьют и все». А Павел Камозин в тот день написал родным письмо: «Время нынче горячее. Что ни день, то напряжённые бои. Мы научились ненавидеть противника и безжалостно его уничтожать».



Техника ведения боя, которую любил использовать командир эскадрильи, всегда отличалась дерзкими, ошеломляющими противника атаками. Владея в совершенстве всеми фигурами высшего пилотажа, Камозин умел быстро ориентироваться в сложившейся обстановке и выбирать наиболее подходящие приемы. Он ежедневно совершенствовался в своем деле, высокое мастерство пилота помогало не только успешно бороться с опасным, коварным и хорошо подготовленным врагом, но и не раз спасало жизни его товарищам. В одном из боев молодой подопечный командира лейтенант Тоичкин пропустил момент, когда один из «мессеров» противника пристроился в хвосте его самолета и приготовился к атаке. Но Камозин успел на мгновение раньше немца открыть огонь и тем самым спас жизнь пилоту. После этого воздушного боя Павла представили к ордену Отечественной войны I степени. В начале зимы 1944-го года в ожесточенных схватках с немецкими самолетами летчику удалось сбить еще двух немецких асов. К лету 1944-го в личном зачете ставшего уже капитаном Павла Камозина было двадцать девять сбитых самолетов противника, тринадцать единиц были уничтожены группами при его участии. На тот момент он провел пятьдесят шесть воздушных боев и сделал сто тридцать один боевой вылет. За высокие заслуги 1 июля 1944-го года правительство представило его ко второй «Золотой Звезде» Героя.

В начале 1944-го года армейская газета «Крылья Советов» написала похвальную статью о героическом летчике, пытаясь проанализировать, в чём сила Павла и почему он дерётся успешнее других. В конце статьи отмечалось, что «каждый истребитель должен равняться на Камозина, зоркий глаз которого всегда успевает первым найти противника».


Однако среди доблестных и победных страниц биографии отважного истребителя были и трудные периоды, и откровенные неудачи. Пару раз ему приходилось сажать горящую машину, едва дотягивая до своей территории. Один раз он «приводнял» подбитый истребитель на воду в море. Его спасли сотрудники медпоста, расположенного на Тузлинской косе. Было и капотирование (перевертывание истребителя на спину через головную часть) на расколоченной снарядами взлетно-посадочной полосе. Чудом выживая, Павел всегда умудрялся находить выходы даже из самых сложных ситуаций, анализировать произошедшее с ним и делать правильные выводы. И словно по иронии судьбы не находил общего языка лишь с начальством. А в военные годы в летных войсках действовало указание наказывать летчиков за малейшее нарушение дисциплины, невзирая на их заслуги, вплоть до увольнения из армии. В 1944-ом году непосредственное руководство написало на Павла докладную, после которой он был сначала снят с должности командира эскадрильи, а позднее, уже после войны, и вовсе уволен из армии.

20 января 1945-го года Павел Камозин на своей «Аэрокобре» потерпел очередную аварию, мотор заглох, и машина медленно упала на землю. Летчику фантастически повезло, он остался жив, однако получил очень серьезные травмы нижней части туловища, грозившие ему ампутацией левой ноги. Однако, рискуя жизнью, Павел Михайлович настоял на сохранении конечности, его сила воли помогла избежать операции, после которой он бы остался калекой. Победный майский день Камозин встретил в палате госпиталя.

После окончания войны, с 1946-го года, Павел Михайлович Камозин продолжил работу, но уже в гражданской авиации, обучая молодых летчиков. Из жизни этот отважный человек ушел 24 ноября 1983-го года. Родной город Брянск помнит о своем героическом соотечественнике – в одном из парков установлен бронзовый бюст героя, а с 1985-го года авиационный клуб, в котором когда-то занимался Камозин, носит его имя. Кроме того именем талантливого летчика-героя названа одна из улиц города, а в школе №11 основан музей Павла Камозина.

Сражаясь на Северо-Кавказском, Закавказском, Южном и других фронтах Павел Камозин совершил около двухсот боевых вылетов, в беспощадных воздушных боях одержал сорок девять побед: тридцать шесть вражеских самолётов он уничтожил лично и тринадцать вместе с товарищами. Многие историки утверждают, что тридцать шесть самолётов – это далеко не все, которые в действительности сбил гениальный летчик....



Источники информации:
-http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1108
-http://airaces.narod.ru/all1/kamozin1.htm
-http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/kamozin.html
-http://www.peoples.ru/military/hero/pavel_kamozin/
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Титов
    +12
    21 мая 2013 07:03
    Слава Героям!!!
    1. +8
      21 мая 2013 16:27
      Цитата: Титов
      Слава Героям!!!

      Как приезжаю в Брянск на родину своего отца, тоже окончившего в 41 году тот же аэроклуб, так же бывшим лётчиком инструктором Борисоглебского ВАУЛ, всегда прихожу на городское кладбище почтить память своих деда и бабушки. Там всегда прихожу к аллее похороненных брянских героев Советского союза и конкретно к памятнику П.М. Камозина. Отец говорил про него, что Павел Михайлович трудно сходился с начальством , обладал независимым характером, мог принять на грудь изрядно, но к бою был готов всегда. В конце жизни мог позволить себе выпить под своим бюстом и милиция его не трогала. Слава Сталинским соколам.
    2. +2
      21 мая 2013 17:37
      ГЕРОЯМ,СЛАВА !!!!!!!!!!!!!!
  2. +5
    21 мая 2013 07:06
    Статье плюс. Много было в ВВС РККА умных и умелых летчиков, воздушных бойцов. Давно приобрел книгу "Асы Сталина", где список советских асов с 1918-1953 гг. с указанием краткой биографии и победным счетом. Вот даже иностранные товарисчи умудрились выпустить такую книгу - Полак, Шоурз. Такой пухлый томик получился. Много фамилий:) Есть даже такой летчик - Вильямсон Александр Александрович:) В томике указали, что до конца войны Камозин одержал 48 побед:)Указали и сбитие "Графа":) - ...сбил еще 19 самолетов, в том числе самолет пилота Люфтваффе, которого советские летчики называли "Графом"))) По ним получается сбил не Графа а которого так обзывали советские летчики, что делать иностранное же издание.
    Почему нашим историкам не выпустить такую книгу?
    1. buk-m1
      0
      21 мая 2013 15:53
      Книга есть, называется "Внимание в небе Камозин", автора не помню
      1. 0
        21 мая 2013 20:15
        я вообще-то про книгу вообще о советских асах, список, биографии..
  3. +3
    21 мая 2013 08:17
    Ни капли ни умаляю действия нашего АСА.
    Но в бою с Графом ни разу не упоминалось про ведомого Графа. Не думаю что бы он летел в одиночку. Они как правило даже летали двумя парами. Возможно в запарке боя его не заметили.
    Насколько я слышал немецкие асы, "эксперты" - как они себя называли, брали в бой ведомым - неуча. Который бы бросался в глаза и был бы лакомой наживкой, а "эксперт" сбивал всех кто повелся на наживку.
    1. Avenger711
      0
      21 мая 2013 09:16
      От ведомого целостность собственной шкуры зависит, а устав наших ВВС прямо требовал выявлять и валить командира не размениваясь на мелочь.
    2. +4
      21 мая 2013 11:11
      Обычно у немецкого эксперта была группа поддержки и охранения, из 4-6 истребителей. Подчерпнул это из воспоминаний наших ветеранов. Группа устраивает собачью свалку, а ас кружит на своих 5-6 км и выбирает момент для удара. Ударил..попал..не попал..опять вверх на 5-6 км, используя высокую скорость, как качели. Позже наши летчики при сопровождении штурмовиков и бомберов обернули эту тактику в свою пользу. При встрече с такой группой немецких истребителей, наши атаковали немецкого аса, группа поддержки сразу бросала атаковать штурмовики и кидалась на защиту своего альфа-самца.
    3. reichsmarshal
      +1
      21 мая 2013 23:32
      Ведомым Гнрафа был отнюдь не неуч - Альфред Гриславски. А Граф действительно был подбит, причем дважды: первый раз В.Попковым над Сталинградом, второй раз - Камозиным. Но оба раза он дотянул до своих на дырявом самолете. А в 1994 г. приехавший в Москву Гюнтер Рааль даже сказал В.Попкову: "Хорошо, что ты тогда сбил Графа - тот еще тип"! Графа не любили после войны за его сотрудничество с Советским Союзом (хотя неизвестно, насколько он был искреннен). Ганс "Асси" Хан назвал его предателем. Но в ГДР он был очень авторитетной личностью.
      1. +2
        21 мая 2013 23:38
        В "Знаменитых биографиях Баден-Вюртемберга" Генриза Бюхелера указывается на временную принадлежность Графа к прокоммунистической Nationalkomitee Freies Deutschland.

        Прямо его обвинил в коллаборационизме Ханс Хан в своих мемуарах, с чего и весь шум пошёл.
  4. Myasnov
    +6
    21 мая 2013 08:32
    Любили наши асы Аэрокобры. Хотя и на наших самолетах сбивали врага не плохо.
  5. smershspy
    +5
    21 мая 2013 08:55
    Цитата: Титов
    Слава Героям!!!


    Согласен! Статья хорошая! Есть чем и кем гордиться!
  6. smershspy
    +2
    21 мая 2013 08:55
    Господа! Асы из асов! Слава! Слава!
    1. 0
      21 мая 2013 16:32
      Это кто для вас господа, Сталинские соколы не господа а боевые товарищи. Не путайте с господами из люфтвафе
      1. agrindler
        +1
        5 июня 2013 15:56
        Наверно он имеет ввиду под господами - товарищей! Господ офицеров Российской Империи, России и конечно же СССР! А вы как стервятники сразу его к фрицам записываете! Нечего написать, не надо придираться к людям!
      2. agrindler
        +1
        5 июня 2013 15:58
        Надо же было придумать - "ВАЛОКОРДИН"! smile Точно не военный, а скорей всего блогер! laughing От придирок рейтинг не гоже повышать! Низко! Мне все больше и больше не нравится на сайте....
  7. +11
    21 мая 2013 09:08
    Мой земляк ,живу в одной остановке от дома Камозина.
    Лично его не знал ,но многие рассказывают ,что это был удивительно дружелюбный и доброжелательный ,который мог пригласит в дом и незнакомого человека.Сын его работал на автозаводе военпредом и кто работал с ним тоже о нем отзываются очень тепло.
  8. +3
    21 мая 2013 09:10
    Ну что же тут скажешь - Боги войны среди Русских встречаются часто.
    1. reichsmarshal
      0
      21 мая 2013 23:34
      В том-то и великое дело, что не боги, а простые русские ребята-работяги. Как сказал Покрышкин: "Мы не короли неба. Мы - ломовые лошади!"
  9. +1
    21 мая 2013 09:17
    Перемололи наши летчики хваленных асов Геренга. Плохо начали войну, но зато закончили блестящей Победой.
    Камозин один из тех кто ковал Победу в воздухе!
  10. +8
    21 мая 2013 09:25
    На ТНТ ( и др.) надо заставить показывать передачи про таких ЛЮДЕЙ. А не всякое г....о.
    1. +1
      21 мая 2013 11:37
      Цитата: ДимЯн
      На ТНТ ( и др.) надо заставить показывать передачи про таких ЛЮДЕЙ. А не всякое г....о.

      Совершенно согласен. И вообще. Право попасть в телик ещё заслужить надо. По-настоящему, а не через зад или перед.
  11. +3
    21 мая 2013 09:35
    Бой с Графом откровенная агитка. Герман Граф возглавил командование Jagdgeschwader 52 только 1 октября 1944г., до этого воевал на западном фронте, а по советским данным Камозин сбил его в феврале 1944г. Сбивали его только раз, вернее он совершил таран Мустанга и вынужден был прыгать с парашютом. Победу над Германом Графом также приписывают также Виталию Попкову, якобы он сбил его под Сталинградом 26 августа 1942г.
    1. 0
      21 мая 2013 23:21
      Абсолютно с Вами согласен.В это время Герман Граф воевал на западе в составе 9./JG 52 на своём Fw-190A-5 Wnr.2594 (завод Ago Oschersleben, код "CL+QF").Лажа какая-то.
    2. +1
      22 мая 2013 01:18
      С июля 41-го по январь 43-го и с 1 октября 44-го по 8 мая 45-го на восточном фронте.
      15 сентября в кабину его Bf-109 попал снаряд, 16 сентября он вернулся на самолете, имея 30 попаданий, 19 сентября в ходе одного вылета крылья его «Мессершмитта» сначала были пробиты огнем с земли, а затем в ходе другого вылета на самолете была отстреляна половина руля направления. В начале января 1943 г. гауптман Граф был ранен в руку и после выхода из госпиталя получил отпуск.
      26 августа он был под Сталинградом. С Попковым мог и схлестнутся.
  12. AK-47
    +2
    21 мая 2013 09:47
    В 1944 году Камозина сняли с должности командира эскадрильи 66-го полка и перевели на должность заместителя командира эскадрильи в 101-й Гвардейский ИАП. Вспоминает бывший лётчик этого полка Борис Степанович Дементьев:
    "Когда мы перелетали на фронт в конце 1944 года, погода была паршивая. Камозин со своей эскадрильей сел в Бобруйске, и они долгое время там сидели. Начпрод их плохо кормил. За это он его побил. После этого его перевели заместителем командира эскадрильи к Морозову.... была у него слабость - ..., но это был дисциплинированный, грамотный мужик, умело и храбро воевавший, умевший управлять людьми".
  13. новичок
    +1
    21 мая 2013 09:59
    молодец Павел Михайлович! честь ему и хвала! в воздушном бою всякое бывает(разные условия,погода,видимость и т.д.), но как можно было 6-и "мессам" транспортник охранять и клювами прощёлкать! видно из гитлерюгенда набрали по объявлению...
  14. 0
    21 мая 2013 10:06
    Цитата: Myasnov
    Любили наши асы Аэрокобры. Хотя и на наших самолетах сбивали врага не плохо.

    Г.Рабкин писал о нежных моторах "Аллисон" и очень опасных штопорных характеристиках. Но лётчики за обзор хвалили,из-за среднемоторной компоновки
    1. +1
      21 мая 2013 14:22
      Да, из-за расположения мотора в центре самолета, за спиной летчика, позволяло аэрокобре быть очень маневренным самолетом. Один недостаток был существенным, что вал от двигателя на пропеллер проходил у пилота между ног.
      1. 0
        21 мая 2013 15:29
        Вал винта проходил у летчика между ног,что являлось поводом для большого количества однотипных шуток.
  15. USNik
    +2
    21 мая 2013 11:02
    Вскоре бой перекинулся на виражи, где отечественные «ЛаГГи» имели преимущество перед Ме-109.

    Простите, может все-таки ме-110? Кажется еще Покрышкин в мемуарах писал, что лагг-3 уступает на виражах даже ранним модификациям ме-109 из-за избыточного веса дельтадревесины и плохой аэродинамики?
    1. 0
      21 мая 2013 11:29
      Цитата: USNik
      плохой аэродинамики?

      Наоборот. Аэродинамика у ЛАГГа была очень хорошая. Как раз из-за большого веса. очень "зализанный" самолет. (например интервью с летчиком- истребителем Н.Голодниковым. Есть и в инете и у Драбкина и у Мухина в его "Асах и пропоганде"))
  16. 0
    21 мая 2013 11:25
    Абсолютно достоверная история. В 70е Камозин подходил к своему бюсту, долго смотрел на него. Затем доставал бутылочку, приговаривал её и ложился спать рядышком. И ВСЕ прохожие знали КТО это спит. Укрывали от дождя и холода. А потом он шел домой. Не шибко разговорчивый был...
    1. +3
      21 мая 2013 11:59
      Не БРЕШИ ,никогда Камозин не лежал пьяным около памятника , иногда он продолжал веселье в гараже (надеюсь ты знаешь где он) ,а там его квартира рядом и всегда в окружении простых работяг .
      1. 0
        21 мая 2013 12:12
        Историю рассказал мой друг. Вырос В Брянске. Очень достойный и уважаемый человек. Могу свести. Если уж ему мне не верить, то не знаю... Ну тогда звиняюсь. брехать не приучен. Папа говорил :"Сынок, запомни! Ничто так в жизни дешево не обходится как правда!". Про гараж не знаю - друг не рассказывал. Но сегодня вечером уточню. Если друг не подтвердит свой рассказ - ну тогда я ... даже не знаю кто.
        1. +3
          21 мая 2013 12:27
          Плюнь ему в лицо ,у меня много знакомых с ним выпивали и говорили одно и тоже -что человек очень порядочный , радушный и без зазнайства ,поэтому он не мог в принципе выпивать один.
          Кстати "минусую" тебя я -за вранье.
          1. 0
            21 мая 2013 12:32
            Не врал. Плевать не буду. Вечером сообщу о результатах. Память вроде меня еще не подводила (по-крупному). Ну рассказывал мне он это. Последние зубы отдам!!
    2. +2
      21 мая 2013 14:23
      Юрий, у меня к Вам вопрос, почему А.Дюма не поведал миру как Д,артаньян ходил в туалет? Думаю потому, что хоть это и правда, но она не очень интересна читателям.
      Не надо уподобляться шелкоперам "желтой" прессы и лить помои на заслуженного человека, это не хорошо.
      1. +1
        21 мая 2013 16:03
        Ну не думал, что это как то может бросить тень на Камозина. Не про туалет всё таки. А уж как фронтовики могли куролесить-хорошо помню. Для моего отца (гл. инженера шахты) 9мая -сплошная головная боль. Им тогда ведь и 50 не было. Приношу свои извинения сообществу, если что не так. А историю не буду уберать. Пусть будет образцом того, как не надо ...
        1. +2
          21 мая 2013 16:40
          Цитата: пенсионер
          Пусть будет образцом того, как не надо ...

          Не надо себя корить, может и было под бюстом пару раз, а в народе может и добавление быть. А Лесу мой пламенный привет, не даёт в обиду героя. И это верно.
          1. +1
            22 мая 2013 11:41
            Випивать он выпивал и под памятником и рядом на лавочке и чокался с памятником (с иронией) ,НО НИКОГДА он не лежал пьяным ,его все знали и памятник находится в парке в 30м. от его квартиры так что это все ЛОЖЬ !!!!
            Если бы он это сказал о лежащем Камозине у нас долго бы лечился.
            Тебе брат тоже привет !!!!
  17. +1
    21 мая 2013 12:43
    зубы приму )
    Для бежицких Камозин как для Аргентины Марадона .
    1. 0
      21 мая 2013 12:53
      Да не сомневаюсь.
  18. 0
    21 мая 2013 14:32
    Статья однозначно положительная,хотя по мелочам есть претензии,главная претензия то что кратко.
  19. +3
    21 мая 2013 17:06
    Знаете, что всегда поражало....
    немецкие асы, это как правило потомственные офицеры, большей частью- дворяне(а это, согласитесь, возможность очень много летать, тренироваться)...
    И наши- бывшие рабочие, крестьяне!!!!!! И били фонов за дай Боже!!!!!
    1. reichsmarshal
      0
      21 мая 2013 23:37
      Далеко не всегда. Асы из категории "фон" были немногочисленны, и вообще они были даже достойнее, чем немцы простого происхождения (которые чуть не поголовно - идейные нацисты). А Иоахимом фон Марсейлем трудно не восхищаться.
      1. 0
        21 мая 2013 23:43
        И не забываем Адольфа Галланда.Действительно лётчик от бога!Практически никто из них не был прожжённым нацистом,кроме одной мрази по фамилии Рудель
  20. 0
    21 мая 2013 18:19
    Вот оно патриотическое воспитание,побольше таких статей,позновательно и для себя
  21. georg737577
    0
    21 мая 2013 20:40
    Вот только что печально - на счету "сбитого" Германа Графа ( умершего в своей постели аж в 88 году ) официально числиться 212 сбитых самолетов противника - больше, чем у Кожедуба , Покрышкина и Камозина вместе взятых...
    1. +2
      21 мая 2013 21:38
      Еще более печально, что не стремились все эти асы-графы вылетать против Кожедуба, Покрышкина и Камозина.
      1. -5
        21 мая 2013 23:29
        Вы,взрослый человек(взрослый?)верите в эту туфту???Это-же галимый советский агитпроп!
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. +2
              22 мая 2013 01:20
              Да, вы, батенька - Хам либерастический!!!
    2. +2
      21 мая 2013 22:42
      В Luftwaffe писали на личный счет всех "предположительно" сбитых, даже тех кто до своего аэродрома дотянул и после ремонта продолжал воевать. Если "предположительно" сбили группой - писали каждому. А в ВВС - только лично сбитых и только подтвержденных. Оттуда и разница.
      1. +2
        22 мая 2013 01:41
        В люфтваффе фиксировали "победы", то есть попадание в самолёт, снятое фотопулемётом, либо подтверждённое ведомым или ведущим. Двухмоторный самолёт засчитывался за две "победы", четырёхмоторный за четыре. Одна из причин разгромных счетов. Вторая в тактике применения истребителей, если у люфтов главное набить личный счет, то у наших, не дать сбить сопровождаемых бомберов и штурмовиков. На свободную охоту пошли только в конце войны.
        1. 0
          22 мая 2013 09:50
          Вы немного попутали:У люфтов была система подсчёта баллов,т.е 1мотор - 1 балл, 2-2, 4-3.А баллы это награды(кресты,листья,мечи,брюлики).Баллы-это не количество сбитых самолётов.По второму пункту согласен
          1. +1
            22 мая 2013 13:05
            Цитата: Den 11
            :У люфтов была система подсчёта баллов

            Баллы и "победы" одно и то же. Особенности перевода, хотя, что пнём по сове, что совой об пень.
      2. 0
        22 мая 2013 09:54
        Неправда Ваша!Система подсчета воздушных побед люфтваффе предполагала один сбитый самолет, точно определенный фотокинопулеметом или одним или двумя другими свидетелями.
        При этом самолет записывался на личный счет только в том случае, если он был зафиксирован разрушившимся в воздухе, объятый пламенем, покинутым своим пилотом в воздухе или зафиксировано его падение на землю и разрушение.
        Для оформления победы летчик люфтваффе заполнял заявку, состоящую из 21 пункта.
        В ней указывалось:
        1. Время (дата, час, минута) и место падения самолета.
        2. Имена членов экипажа, подавших заявку.
        3. Тип уничтоженного самолета.
        4. Национальная принадлежность противника.
        5. Сущность причиненных разрушений:
        а) пламя и черный дым;
        б) распался ли вражеский самолет на части (назовите их) или взорвался;
        в) совершил ли он вынужденную посадку (укажите, в каком месте фронта и была ли это нормальная или аварийная посадка);
        д) если приземлился за линией фронта, загорелся ли он на земле.
        6. Характер падения (только в случае, если его можно было наблюдать):
        а) в каком месте фронта;
        б) было ли оно вертикальным или он вспыхнул;
        в) если не наблюдалось, то по какой причине.
        7. Участь вражеского экипажа (убиты, выпрыгнули с парашютом и т.д.).
        8. Должен прилагаться личный рапорт летчика.
        9. Свидетели:
        а) в воздухе;
        б) на земле.
        10. Количество атак, которым подвергался вражеский самолет.
        11. Направление, с которого выполнялась каждая атака.
        12. Расстояние, с которого велся эффективный огонь.
        13. Тактическая позиция атаки.
        14. Были ли вражеские стрелки выведены из строя.
        15. Тип применявшегося вооружения.
        16. Расход боеприпасов.
        17. Тип и количество пулеметов, использованных для уничтожения вражеского самолета.
        18. Тип собственного самолета.
        19. Что-либо еще, имеющее тактическую и техническую ценность.
        20. Повреждения собственной машины в результате действий противника.
        21. Другие подразделения, участвовавшие в бою (включая зенитную артиллерию).
        Подписывал анкету командир эскадрильи. Основными пунктами были 9 (свидетели) и 21 (другие подразделения).
        К заявке прилагался личный рапорт пилота, в котором сначала он указывал дату и время взлета, преддверие и начала боя, а потом лишь заявлял о победах и перечислял их от времени начала атаки, включая высоту и дальность.
        Потом указывал сущность разрушений, характер падения, свое наблюдение и зафиксированное время.
        К рапорту о сбитом самолете прикладывался доклад о проведенном бое, написанный свидетелем или очевидцем. Все это позволяло перепроверить сообщения пилота о победе. Командир группы или эскадры после получения рапортов других летчиков, данных с наземных постов наблюдения, расшифровки пленок фотокинопулемета и т.п. писал на бланке свое заключение, которое, в свою очередь, служило основанием для официального подтверждения или не подтверждения победы.
        В качестве официального признания своей победы пилот люфтваффе получал специальное свидетельство, в котором были указаны дата, время и место боя, а также тип сбитого им самолета.
        1. +1
          22 мая 2013 12:48
          Цитата: Den 11
          Неправда Ваша!Система подсчета воздушных побед люфтваффе предполагала один сбитый самолет, точно определенный фотокинопулеметом или одним или двумя другими свидетелями.

          Северная Африка
          В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, сбило за месяц 65 самолетов врага. Вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: расстреливая боезапас в песок, они возвращались на аэродром и докладывали об одержанных "победах". Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все победы в неприкосновенности.

          Вот им и расскажите, про заявку из 21-го пункта.
          И ещё http://trof-av.narod.ru/biblio/luftv.htm
  22. Одиннадцатый
    +1
    22 мая 2013 00:39
    Слава героям своем Родины.