Условия службы на послевоенных дизельных ПЛ и АПЛ первых поколений ВМФ СССР

Условия службы на послевоенных дизельных ПЛ и АПЛ первых поколений ВМФ СССР


«Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня, каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных асов, первопроходцев и мучеников…»
Контр-адмирал в отставке Штыров А. Т.


Мне до сих пор не удавалось встретить в СМИ описание условий жизни и службы на подводных лодках. Те, кто с этим не связан, понятия не имеют о жизни подводников, а некоторые завидуют их «зарплатам».


Определение «экстремал» смело можно отнести практически ко всем подводникам. Служба на подводной лодке в царском флоте, на первых российских лодках, особенно во время Великой Отечественной войны, да и в наши дни, всё равно это служба в экстремальных условиях. Стрессы были постоянно. И не только были, а есть и будут.

В 60-70-х годах в составе ВМФ было много дизельных пл проектов 615, 613 или 641 разных модификаций и практически с одинаковыми условиями обитаемости. Когда я прочитал о том, что на американских дизельных подводных лодках ещё со времени 1-ой мировой войны были установлены кондиционеры, то был просто шокирован. Конечно, США богатая страна. Она могла позволить расходы на такое вооружение и бытовые условия для экипажей подводных лодок, о котором мы и мечтать не могли.

Зимой при температуре воздуха от минус 20 до минус 30°С внутри лодки было плюс 3-5°С. Когда в надводном положении «били зарядку или вентилировали лодку», был вообще «дубак». На мостике нести вахту — всё равно, что стоять на полюсе под вентилятором. Никто из конструкторов не придумал реальной защиты от ветра. Ведь когда лодка идёт под дизелями на среднем ходу при встречном ветре, продувает насквозь. Ветроотбойник, установленный на лодках - это «достижение» передовой советской конструкторской мысли - ничего общего не имеет со своим названием. Вахтенный офицер вынужден надевать на себя сначала нижнее бельё, затем подводное бельё (шерстяные свитер и рейтузы), брюки и китель, потом альпак и ватные или альпаковые брюки. На ноги - сапоги или валенки с калошами типа «слон». Но это не всё. Чтобы не продувало и морская соль не портила кожу альпака, надевают покрытие. На руки кожаные варежки. Всё. К несению службы готов. Стоп. А если волна накрывает даже мостик, когда лодка зарывается в волны, хочешь быть сухим, надевай гидрокомбинезон. Наконец, ты готов заступить на вахту. Поднявшись на мостик, надеваешь пожарный пояс и карабином пристёгиваешь его к ограждению рубки, чтобы тебя не смыло. Такого вахтенного офицера я ни разу не видел, ни в одном фильме. 4 часа вахты, когда с определённой периодичностью мостик накрывает морская волна, и ты покрываешься наростом льда, это не каждый выдержит. Показывать такое нельзя, потому что морской офицер- подводник должен быть, как в кино, «и побрит он и поглажен, к ж.. пистолет прилажен». Вахта кончилась, и вновь заступающий вахтенный офицер ломиком освобождает ото льда того, кого он сменяет, основательно примерзшего к ограждению рубки. А попробуй-ка побегать вверх и вниз в полном одеянии, которое, однако, не спасало вахтенного офицера от превращения в «ледяную бабу».

У американских подводников нет проблемы со спецодеждой для несения вахты на мостике в зимнее время. Они надевают легкие непромокаемые комбинезоны с электроподогревом и регулятором температуры. Мостик и место несения ходовой вахты надежно защищены от ветра и волн.

Не лучше было и летом, особенно в автономном плавании. Районы боевой службы располагались, в основном, в тропиках или субтропиках, а иногда и в экваториальной зоне. Температура забортной воды была до глубины 200 метров +28°С, а наружного воздуха более +30°С. В подводном положении, а это, как правило, в дневное время в отсеках температура воздуха поднималась до +35-45°С, а палубы во втором и четвертом отсеках, где находятся аккумуляторные батареи, не ниже +42°С. В дизельном отсеке температура воздуха превышала +50°С.

Во всех отсеках была высокая влажность, испарения, и повышенное до 10 ПДК содержание углекислого газа. Вентиляторы крутились впустую, совершенно не охлаждая, а только гоняя горячий воздух. Запасы воды были строго ограничены, мыться приходилось только морской соленой водой и только специальным мылом. Душ был в ограждении рубки, но им, как правило, не пользовались, т.к. в любой момент лодка должна быть готова к срочному погружению. Одна отдушина - мостик, куда выход по жетонам разрешен только ограниченному количеству людей. Когда лодка идёт под РДП, и этого лишаешься. О естественных нуждах и говорить нечего. Питание организовано, главным образом, консервированными продуктами, а свежие продукты долго в провизионках не хранятся. Особое внимание командиры лодок уделяют подбору коков, которые умеют готовить пищу, подходящую к разным температурным условиям, и не кормят вас при температуре +40°С горячими блюдами. Питьевая вода имеется, но в ограниченном количестве. Тяжело приходилось тем, кто страдал пагубной привычкой - курить. В подводном положении курить категорически запрещено, а в надводном - только на мостике. Правда «под РДП» моряки всё-таки умудрялись курить около работающих дизелей. И так от 45 до 90 суток.

Командир лодки несёт свою вахту практически 24 часа в сутки, даже во сне «не отключаясь» от повседневных забот и тревог. Время отдыха штурману он определяет сам. На дизельных лодках типа «М» и «Средних» проекта 613 «В» боевым расписанием предусмотрен по штату только один штурман, который в течение 45 суток совмещает несение ходовой и штурманской вахты. Дизельная лодка для пополнения запасов воздуха и зарядки АБ вынуждена всплывать в надводное положение или становиться под РДП, что крайне опасно. Были времена, когда лодкам вообще запрещалось становиться под РДП. И сильная качка тоже не может не сказаться на работоспособности членов экипажа. Особенно сильно она ощущается в первом (торпедном) отсеке, где происходит наложение двух видов качки — бортовой и килевой.

В надводном положении при работе дизелей сильный шум в основном в 5-ом отсеке. В подводном положении в отсеках постоянный гул сельсинов, их монотонный звук многих раздражает. На рулевых-вертикальщиков он действуют «убаюкивающе». Особенно ночью, когда лодка идет «эконом. ходом», длительное время не меняя курса.

На лодках количество спальных мест строго лимитировано и соответствует штатному расписанию. Однако, часто на время выхода привлекают сверхштатный л/с и мест для отдыха не хватает. А на лодках типа «М» вообще не была предусмотрена возможность отдыха всего экипажа одновременно. Там только двухсменная вахта. Одна смена на вахте, другая отдыхает.

В обыденной жизни люди, за исключением больных, мало обращают внимания на перепады атмосферного давления, которые являются предвестниками изменения погоды — приближения шторма , подхода антициклона, выпадения осадков. На дизельных лодках в надводном положении при работе дизелей эти перепады особенно заметны, как будто «бьют» по ушам, если не отрегулирована система общекорабельной вентиляции, или лодка идет «под РДП».

Несколько иначе обстояло дело с обитаемостью на атомоходах.


Если у дизелистов условия обитаемости зависели от времени года и района плавания, то на атомоходах всё зависело от положения лодки — надводное или подводное.

Микроклимат внутри подводной лодки, благодаря большой энергопроизводимости АЭУ, обеспечивал комфортные условия обитаемости экипажа независимо от времени года и района плавания. Другое дело, когда лодка находится в надводном положении, а вахтенный офицер и сигнальщик несут вахту на мостике. Здесь ситуация более благоприятная, чем на дизельных лодках. Атомоходы имеют большие, по сравнению с дизельными лодками, размеры, поэтому мостик на них заливает меньше.

Питьевая вода производится в достаточном количестве без ограничений. Холодильные камеры позволяют хранить значительные запасы продовольствия. Нормы продовольственного пайка выше и лучше, чем на дизельных лодках. Современное оборудование камбуза предусматривает выпечку свежего хлеба в количестве, достаточном для всего экипажа. Норма автономного продовольственного пайка довольно-таки большая, как по стоимости, так и по калорийности около 5500 кал. Выше только у летчиков - испытателей. Однако, постоянные замены высококачественных продуктов более низкокачественными (твердокопченой колбасы на вареную, десертного вина на крепленое, консервов «Севрюга в томатном соусе» на «Камбалу в томате» и т. д.) не позволяют подводникам получать то, что им положено, уже не говоря о постоянных хищениях. Только спустя 4-е года службы на атомоходах, когда я был в Комсомольске -на Амуре, я не только увидел, что представляет морской автономный паек, но и получал его. Нередко были случаи, когда в конце боевой службы лодкам продлевали сроки для выполнения новых задач. Если интендант проворовывался и фактически не брал продуктов на полную автономность, а только показывал по документам, то это могло привести к срыву выполнения боевой задачи. Такой случай произошел на пларк «К-57», когда на борту находился командир 26 дипл контр-адмирал Корбан В. Я., прибывший на лодку за 15 минут до её отхода на БС. Через 40 дней после выполнения задач БС, когда лодка возвращалась в базу, по решению КомТОФ ей продлили срок ещё на 15 дней, т. к. по документам интендант получил продуктов на 60 суток. Последние 15 дней питание экипажа было крайне скудным: утром одна сушка на завтрак, в обед-1 банка мясных консервов на троих, в ужин снова чай и сушка. Жаль, что по возвращении в базу интенданта не отдали под суд военного трибунала, как хотел комдив. Душевая и прачечная вместе со спортзалом, который может быть развернут при необходимости, создают достаточный комфорт. Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводным положением на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив -3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек. В подводном положении слегка «поддували» лодку и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. С шумом дела обстояли так же, как и на дизельной лодке, только дизеля в надводном положении работали непродолжительное время для пополнения запасов ВВД. Сильный звук «свист» издавали отдельные механизмы ГТЗА.

Атомная подводная лодка способна длительное время не всплывать в надводное положение, что повышает её скрытность.

Находясь на глубине более 100 метров, атомоходы не подвержены качке и влиянию метеоусловий.

Однако на атомоходах существует постоянная угроза радиоактивного облучения. На подводных лодках первого и второго поколения л/с немеханической службы дозиметры вообще не выдавались. На самом деле вероятность облучения может незначительно отличаться у механиков и штурманов. Конечно, главные «получатели» доз облучения — спец.трюмные, управленцы, киповцы и радиометристы. И все об этом знали. Так, со слов химика, капитан-лейтенанта Бориса Нефедова, на пларк «К151» во время несения боевой службы в сентябре 1963 г. произошла течь двух парогенераторов л/б , что вызвало сильную радиоактивную загазованность реакторного отсека, и все корабельные дозиметры зашкалило. Потом, не всплывая, загазованный отсек провентилировали по всей лодке. В результате весь экипаж получил определенную дозу облучения. Но этот случай почему-то не вошел в приказ ГК ВМФ по льготам л/с при авария ГЭУ.

Длительная боевая служба, особенно рпкСН, когда в течение 75-80 суток весь экипаж находится в готовности к ведению боевых действий, неподготовленному человеку трудно выдержать психологическое напряжение. На рпкСН «К-366» в первом же походе л/с БЧ-2 был задерган и запуган командиром БЧ. Не выдержав такого напряжения, один из молодых матросов попытался покончить жизнь самоубийством. Он ударил себя в грудь ножом. Корабельный врач в ходе проведения операции обнаружил ранение сердечной сумки и наложил швы. Матрос выжил. Это была первая операция на сердце, выполненная корабельным врачом в море, за что он был награжден медалью «За боевые заслуги».

Вопросу психологической совместимости экипажа при выполнении им задач БС вообще никогда не уделялось внимания.

Медицинское обеспечение в местах базирования лодок не всегда отвечает требованиям. Как правило, на лодках медосмотр л/с перед выходом на БС не проводится. Ограничивались только выборочной проверкой. Хорошо ещё если корабельному врачу удается пройти прикомандирование по хирургии в госпитале. Стоматологическая помощь практически отсутствует. У нас в 15 эскадре было всего два зубных фельдшера - алкоголика, которые не могли без спиртного оказывать какую-либо медпомощь. Даже у матросов срочной службы они требовали 0.5 литра спирта за лечение, а утром не опохмелившись не могли работать, т.к. тряслись руки.

Кроме несения боевой службы, атомоходы привлекались к боевому дежурству. Офицеры считали это наказанием.

В чём отличие боевой службы от боевого дежурства? На боевой службе повышался их профессиональный уровень. Кроме того, они получали дополнительный отпуск и доплату ( океанские). Когда несли боевое дежурство в течение 60 суток, то постоянно находились в 40- минутной готовности к выходу в море. Техника вся работала. Нельзя было сойти с корабля. А частые проверки комиссий всех рангов? Кроме «фитилей», за два месяца ничего не заработаешь. А на Северном флоте лодки заступали в дежурство всего на 15 дней «?».

И все-таки подводники, несмотря на вышеописанные трудности, предпочитали находиться в море, где не было комиссий и меньше начальства всех рангов, а люди занимались своим главным делом - стояли на защите Родины. Прав адмирал С. О. Макаров, когда говорил: «В море - дома».

На тяжести несения подводной службы не могут не сказываться районы базирования кораблей и условия проживания семей. Если это районы, подверженные частым землетрясениям, цунами и наводнениями, если полгода ночь и ломаются биологические часы жизнедеятельности человека, а зимой частые бураны и снегопады, летом тайфуны, то по своему желанию жить в этих районах мало кто захочет. Поэтому эти условия пытались компенсировать какими-то льготами - дополнительным отпуском, денежными доплатами и т. д.
Но и здесь руководство М. О. допускало уравниловку, которая кроме вреда ничего принести не могла. У всех нормальных людей возникают вопросы, почему офицер - подводник с атомной лодки получает надбавку за службу в отдаленной местности 100% от должностного оклада и ему срок службы засчитывается «один месяц за два», как и офицерам надводных кораблей, служащим на берегу или армейским офицерам.

Служба на подводных лодках проходила в условиях постоянного стрессового напряжения. Все возникающие аварийные ситуации, как правило, замалчивались и командованию соединением о них не докладывали. Например, рпл проекта 629а под командованием капитана 1 ранга К. в 1965 г. выходила на боевую службу. При проведении дифферентовки в Авачинской губе была допущена ошибка в её расчете, в результате чего лодка получила значительный дифферент на нос. Незакрепленная боевая торпеда в носовом торпедном аппарате стукнулась головной частью о переднюю крышку ТА. При осмотре торпеды была обнаружена трещина корпуса и вмятина. Согласно требованиям действующих документов, лодка должна была возвратиться в базу и произвести замену торпеды. Однако, понимая, что это может за собой повлечь, командир не доложил «наверх» о происшествии и продолжил переход в район боевой службы. В море мичман-умелец отрехтовал вмятину и заделал трещину. Доклад о происшествии командиром пл не был сделан и по возвращении из автономки. Торпеду сдали без замечаний, и только через несколько месяцев дефект был обнаружен.

К стрессовым ситуациям можно отнести радиацию, пожары, частичные затопления или поступление воды в отсеки, навигационные происшествия и аварии с оружием, это в той или иной мере имело место практически на всех лодках. Известно, что в послевоенный период ВМФ потерял 22 подводные лодки (11 атомных и 11 дизельных), на которых погибло более 650 человек.

Не все выдерживали такую службу «на износ».


На ТОФе в начале марта 1968 г., когда пларк проекта 675 «К-7» собиралась на БС, во время медосмотра у командира лодки капитана 1 ранга Янбих В. Ф. был обнаружены последствия перенесенного «на ногах» микроинфаркта. Несмотря на это, он собирался на БС. Только после вмешательства командира дивизии Владимира Яковлевича Корбана командир лодки по состоянию здоровья был отстранен от участия в походе и переведён на службу во ВМОЛУА.

18 февраля 1976 или 1977 г. командир 8 дивизии 2-ой флотилии подводных лодок капитан 1 ранга Лазарев Юрий Сергеевич вышел на ракетную стрельбу на рпкСН своей дивизии.

В это время на флоте проходили командно - штабные учения под руководством Командующего ТОФ адмирала Маслова В. П. Офицеры штаба флота находились на Защищенном КП ТОФ в подземелье. Около 23.00 часов в адрес Командующего из Управления Кадров ВМФ пришла телеграмма. В ней говорилось, что капитану 1 ранга Лазареву Ю. С. постановлением Совета Министров СССР было присвоено звание «контр-адмирала». В этот же момент на имя В. П. Маслова с лодки, где находился Лазарев, поступило РДО, что капитан 1 ранга Лазарев Ю. С. потерял сознание. Предположительный диагноз — инфаркт миокарда. Через несколько часов, не приходя в сознание, Лазарев Ю. С. скончался. Он даже не узнал, что получил звание контр-адмирала. Ему было всего 44 года.

На вскрытии были обнаружены следы ещё 8 микроинфарктов. Последние два года он практически постоянно был в море на лодках своей дивизии, ему не предоставляли положенный отпуск, что отразилось на его здоровье.

В начале 80-х годов командир атомной подводной лодки проекта 671рт Северного флота капитан 1 ранга Гарольд Викторович Мосолов вернулся из автономного плавания. После швартовки он отправился в штаб на доклад. Поднявшись на второй этаж, упал и умер от острой сердечной недостаточности. Ему было тоже только 44 года.

Заботясь о здоровье подводников, ГК ВМФ своим приказом установил, что при сроках автономного плавания от 30 до 45 суток после возвращения в течение месяца, экипажу должны предоставить санаторное лечение сроком 10 суток. При более длительном плавании, от 45 до 60 суток - 15 суток, от 60 до 90 - 20 суток, от 90 и более - 24 дня. Но никто из командования на флоте не был заинтересован в предоставлении столь длительных отпусков. Вопрос сокращения срока отдыха решался очень просто. Походы планировались так, чтобы лодка была в море не 45 суток, а 43, не 60 суток, а 58 суток. Тогда и отпуска были меньше.

Вообще, медико-санаторное обеспечение подводников раньше было организовано крайне плохо. За 10 лет службы на подводных лодках я получил путёвку в санаторий один раз, а в дом отдыха дважды. При получении семейной путёвки в санатории Европейской части СССР выдавали воинские перевозочные документы на члена семьи, чем пользовались, в основном, офицеры штабов.

Служба на подводных лодках - это тяжелый труд и никакой экзотики. Что же толкало молодых людей на выбор этой профессии? Недавно на очередной встрече моих одноклассников спросили, что привело их в военно-морское училище. Большинство ответило -романтика, а чувство долга помогало переносить любые тяготы и лишения, на которые жаловаться было запрещено уставом ВС СССР. А некоторые начальники ещё делали так, «чтобы служба раем не казалась». Способов у них было много. Но об этом в другой раз.
Автор: Капитан 2 ранга Островский Александр Иосифович
Первоисточник: http://avtonomka.org/vospominaniya/3-podvodnoe-plavanie/33-3-1-moryak-podvodnik-ekstremal.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 32
  1. Toit 20 мая 2013 08:36
    Очень интересная статья ,спасибо.
    1. Дядька 20 мая 2013 21:07
      Цитата: Toit
      Очень интересная статья ,спасибо.

      Согласен, прочитал массу книг о подводниках 2-й мировой, делаю вывод, что у нас в мирное время дела но флоте обстояли хуже, чем во время ВОВ. И масса народа вопит: "Как хорошо было в СССре!" Лицемеры! Элита флота, подводники существовали в скотских условиях, а они поют оды колбасе! Сои мол не было!
      1. IgWest 20 мая 2013 23:28
        В советское время на лодках служить было лучше и интереснее чем сейчас. Поверьте человеку, который служил и на дизельных, и на атомных ПЛ от лейтенанта до капитана 1 ранга, и в советское, и в нынешнее продажное время. Почему - разговор отдельный,- выходит за рамки сегодняшнего обсуждения.
        IgWest
  2. Крэнг 20 мая 2013 08:41
    Лично был внутри одной из подводок пр.613. Что могу сказать.... Просто Жесть. Места нет нифига - случись чего не вылезешь. Обогрева тоже нет. Дубачина страшная. Сортир расположен совершенно открыто в дизельном отсеке сразу за правым дизелем. Обеденный стол - он же операционный стол. Места где можно спать - тоже нет. Две каюты на лодку. Впрочем каютами эти каморки назвать сложно. И это в довольно большой лодке длиной около 90м. Скорость подводная максимум 10-12уз и только на час. Зверская техника.
    Крэнг
    1. IgWest 20 мая 2013 22:20
      Между прочим 613 проект,- лучшая пл в своем классе для своего времени, самая многочисленная, надежная и с хорошим экспортным потенциалом. Её в шутку называли велосипед. Я на ней четыре боевых службы прошел, ни разу не подводила, ласточка. Ну а о бытовых трудностях обитаемости, спустя десятилетия, вспоминается с юмором: 8 офицеров (молодые все были от командира - кап.3 р. до штурмана - л-т) и 9 мичманов. О матросах не говорю. Ни кто не ныл, разве что, доктор тяжеловато переносил.
      IgWest
      1. Крэнг 20 мая 2013 22:44
        Чем она лучшая? Что в ней было лучшего? ТТХ хуже некоторых больших лодок времен 2МВ в т.ч. и наших крейсеров типа "П" с двумя 100мм артустановками и кучей 533мм ТА.
        Крэнг
        1. IgWest 20 мая 2013 23:54
          Услышьте меня - лучшая в своем классе средних подводных лодок. Нельзя "Эску" сравнивать с крейсерскими ПЛ или атомными. Предназначение, районы патрулирования и задачи разные. Артиллерию с 613 проекта сняли в 50-х годах. "Куча" 533 ммм и даже 650 мм торпедных аппаратов - не показатель. В истории практических боевых упражнений (дуэльная ситуация) дизельные 613 и 641 (большая ПЛ) чаще выигрывали у атомных ПЛ. На этом основании ведь ни кто не утверждает, что ДПЛ лучше АПЛ. Впрочем, 613 проект - это заметная веха в истории подводного судостроения.
          IgWest
        2. Misantrop 20 мая 2013 23:56
          Цитата: Крэнг
          Что в ней было лучшего?
          Продуманность условий обитания экипажа
          Misantrop
          1. Крэнг 21 мая 2013 08:34
            Ну вы же стебаетесь? Я был внутри пр.613. Нет там условий обитаемости. Спи на торпедах, нужду справляй у всех на виду и на диком холоде.
            Крэнг
            1. Misantrop 21 мая 2013 15:32
              Цитата: Крэнг
              Нет там условий обитаемости
              Как и на абсолютном большинстве ПЛ практически всех стран, включая АПЛ США. Размещение по каютам с отдельной койкой на каждого есть только на некоторых из их самых современных АПЛ (чем их экипажи ужасно гордятся). Вот в базе у них условия обитания ГОРАЗДО круче наших, тут не поспоришь...
              Misantrop
              1. Крэнг 21 мая 2013 17:57
                Только не говорите что так же в пр.941, где даже бассейн и зоопакр есть....
                Крэнг
                1. Misantrop 21 мая 2013 22:00
                  Цитата: Крэнг
                  Только не говорите что так же в пр.941
                  АПЛ СССР в этом плане - счастливое исключение. В каютах живет не только группа командования, но и весь экипаж. У матросов - 4-6 местные каюты. Кстати, ребята с "Акул" чаще всего в бассейн в автономку картошку насыпали lol
                  А зоопарка там нет (разве что совсем уж дикого матроса призовут wassat ). Зона отдыха в кают-компании имеется. С вольером для птиц. Вот только живут они там хреново, быстро дохнут, увы. Если маленького котенка взять в море, выживет и приживется. Взрослый - нет, без вариантов. И у нас кот жил, связисты притащили перед автономкой в чемодане с секретами lol
                  Misantrop
                  1. Крэнг 22 мая 2013 01:42
                    Вы видимо не знаете кто такой был кот "Сэмуэль"?
                    Крэнг
                    1. Misantrop 22 мая 2013 10:46
                      Цитата: Крэнг
                      кто такой был кот "Сэмуэль"?
                      Нашего кота Филькой звали (по фамилии тогдашнего командира). А вообще только в Гаджиево базировались 4 дивизии АПЛ, а уж на Кольском этих баз было... Я знаю другое, на АПЛ более-менее нормально себя чувствуют 3 вида живых существ: рыжий таракан, серая крыса и ... человек. Все остальные могут выжить, если попадают маленькими и растут там, иначе быстро гибнут. Понятно, что не бывает правил без исключений.
                      Кстати, когда я только пришел на флот, спортзалы, тренажеры и т.п. были на АПЛ очень популярны. Существовали специальные методики по физподготовке, этому уделялось внимание. А потом, когда пошли трупы, МО было вынуждено прислать целую комиссию врачей, чтобы серьезно с этим вопросом разбираться. Выбрали экипаж, провели полное обследование здоровья и физического состояния. По его результату экипаж был разбит на 3 группы. Всю автономку первую группу тренировали по куче разнообразных методик, вторая была контрольная (ее не трогали), а третьей сделали максимально щадящий режим без физических нагрузок, с минимумом передвижений и физической нагрузки. А после автономки, дав неделю на привыкание к берегу, повторно провели обследования и тесты. И выяснилось, что лучшие показатели выдала именно ... третья группа. После этого методички по ФП были изъяты, тренажеры демонтированы (основная масса, кое-где фанаты изловчились сохранить) и выданы рекомендации по ограничению физических нагрузок в море. Вот такие выводы...
                      Кстати, в одну из автономок взял с собой спортивный шагомер. Повесил на пояс и носил, не снимая. Т.е. он фиксировал не только шаги, но и "встал-сел-наклон". Записывал показания за неделю, делил на 7. Результат получился довольно странный. Если стандартный шаг считать за 72 см (хотя где там на ПЛ так пошагаешь), то в среднем получалось 400-500 м перемещения за сутки...
                      Misantrop
                      1. Крэнг 22 мая 2013 12:21
                        Кот Сэмуэль изначально был корабельным котом британского Гранд-флита. Учавствовал в Ютландсокм сражении. Тонул он несколько раз. Его подбирали то англичане, то фашисты. Сменил несколько кораблей в двух флотах. В итоге об этом кошаке ходили легенды и он не зря заслужил кличку "Непотопляемый Сэм". Я Вам сходу не смогу назвать командиров линкоров в 1МВ, но этого парня я знаю.
                        Крэнг
  3. флотский33 20 мая 2013 08:44
    да, хорошая статья,сам срочную отслужил на РТМе,в походах всякое бывало,но до сих пор одни приятные воспоминания и лысина на макушке fellow всем кто в прочном привет и долгих лет! soldier
    1. Крэнг 20 мая 2013 13:03
      То крутой пр.671РТМ, а то дизелюхи.
      Крэнг
      1. Fuzeler 20 мая 2013 13:35
        Уважаемый Крэг! Вы дизельные лодки со счетов не спешите скидывать)
        1. Крэнг 20 мая 2013 15:56
          Я и не скидываю. Но я был в одной и дело было зимой. Я вам скажу - это просто жесть. Там не созданы элементарные условия для работоспособности человека. Я б на такую лодку меньше чем за 150000руб/мес не пошел бы. И то подумал бы. Учитывая ее скоростные характеристики - для военных кораблей лодка пр.613 почти безвредна т.к. больше одной атаки ей не дадут. Да и оружие - только прямоходные 533мм торпеды. Для 50-60-х годов уже не айс.
          Крэнг
          1. Fuzeler 20 мая 2013 16:59
            Уважаемый Крэнг! Вы очень и очень ошибаетесь и про торпеды, и про пр. 613.
            Начнем с того, что с завершения 2й Мировой Войны торпеды перестали быть, как вы говорите, "прямоходные". С 50х годов минно-торпедное оружие претерпевало и претерпевает значительные изменения, и советское оружие тут не отставало от оружия вероятного противника. Уж не знаю с чего вы решили что торпеды шли только по прямой траектории - не знаю. Порыскайте с сети про торпеду САЭТ-50М, например, и вы поймете что поспешили с выводами. Или вот, если тут, конечно, ссылка будет действующая, http://vadimvswar.narod.ru/torpedo/saet.htm, здесь более подробно про некоторые типы торпед. Это про БЧ-3.

            А вот что я Вам скажу про пр. 613: да, конечно, она уступала пр. 641 по вооружению и по автономности(все-таки пр. 613 - средний тип лодок, а пр. 641 - океанская), но не уступала в надежности и скрытности. Единственный её большой минус, как и у всех дизельных подлодок, это то что ей приходилось всплывать для подзарядки.
            Однако, если лодка всплывает на подзарядку, то это ещё не значит, что она тут же обнаруживается(вспомните историю "Шведского комсомольца" пр. 613, когда она шла в шведских водах в КРЕЙСЕРСКОМ положении, и села на мель около СЕКРЕТНОЙ ВМБ ВМФ Швеции). Разные бывают условия.

            А про службу на современных дизелюхах я Вам так скажу: побывайте на пр. 877, и убедитесь, что он, по сравнению с пр. 613(и с пр. 641) - небо и земля. Места там побольше, обитаемость комфортнее.
            1. Крэнг 20 мая 2013 17:05
              Я спрашивал про торпеды у капитана. Он сказал только прямоходные. Самонаводящихся нет. Прямоходные с системой управления стрельбой. С пр.877 че сравнивать. Это не дизелюха а новейшая лодка с топливными элементами и полным электродвижением (и на поверхности тоже). Это то да - "Черная дыра" - кодовая кличка НАТО говорит сама за себя.
              Крэнг
              1. Fuzeler 20 мая 2013 17:12
                пр. 877 строится с 80х годов. Вы, быть может, с пр. 677 путаете? Последняя лодка - да, оснащена электрохимическим двигателем, ракетными установками внутри корпуса.
                Очень странный капитан Вам попался, очень.
                1. Крэнг 20 мая 2013 17:50
                  Может быть путаю. Или с пр.636 что то такое. Это уже круче атомных лодки. Они практически безшумные. То ли атомный пароход свистит, шипит, воет. То ли такая лодка, которая практически молчит на всех режимах.
                  Крэнг
            2. Misantrop 21 мая 2013 00:14
              Цитата: Fuzeler
              А про службу на современных дизелюхах я Вам так скажу: побывайте на пр. 877, и убедитесь, что он, по сравнению с пр. 613(и с пр. 641) - небо и земля.

              Форд-Т с БМВ-5 сравнивать будем? winked Вообще-то ПЛ 613 проекта - это слегка доделанная 21W немецкой разработки конца второй мировой. У нас был преподаватель, всхдивший в группу, вытряхивавшую документацию из англичан (ее те первоначально хапнули). Стоит ли удивляться, что условия обитаемости на современных получше, а техника поновее? winked
              Misantrop
          2. IgWest 20 мая 2013 22:42
            Крэнг,откуда черпаете информацию? 613 проект был вооружен вполне современными самонаводящимися торпедами, стоящими на вооружении нашего ВМФ, которые используются до сих пор. Например, против надводных кораблей - 53-65К. Только две торпеды в носовых ТА были установлены на "прямоход" и то, потому, что были снаряжены спецбоеприпасом (ядерным). Малая подводная скорость (на электромоторах эконом.хода "полный вперед" - 3,2 узла) для нее скорее преимущество. Я рассказываю о временах конца 70-х - середины 80-х.
            IgWest
            1. Крэнг 20 мая 2013 23:12
              Мне так командир сказал. Я его спросил можно ли заряжать в 533мм ТА его лодки оперативно-стратегические крылатые ракеты РК-55 "Гранат" и есть ли в ней самонаводящиеся торпеды. Он мне сказал что нет этого. А все торпеды только прямоходы. Еще систему управления их стрельбой показывал. Находился пульт ЕМНИП позади перископа, чуть правее, перед люком в аккумуляторную яму.
              Крэнг
  4. pinecone 20 мая 2013 09:33
    Спасибо за статью. Насчёт санаторных путёвок для офицеров верно:получали их, как правило, в штабах и тыловых службах, и не только в ВМФ, но и во всех видах вооружённых сил.
    pinecone
    1. sso-250659 20 мая 2013 22:30
      Это точно! Сам бывший Нач.Мед. службы, а в санатории ни разу не был.
  5. avt 20 мая 2013 09:51
    Служить на подлодке -жить в часовом механизме . hi Ну а как на дизельных в низких широтах ходили request ....
    avt
  6. Fuzeler 20 мая 2013 10:53
    На подводных лодках пр. 641 кондиционеры были. Только их никогда не включали, т.к. они много энергии поглощали, очень сильно шумели, и часто выходили из строя. Когда отец был на БС, их угоняло командование куда-то в южные моря(19 бр. ПЛ ТОФ), так, говорил, внутри лодки было свыше 50 градусов. Ходили в одних трусах, а постели были такие, что просто выжимались струями. Всплывает лодка, запускается вентиляция, а они(подводники) от свежего воздуха на секунду-две головы теряют, на мгновение друг друга не узнают(а кто послабей, так и с ног валится). Только всплыли, вахтенные только на мостик поднялись, как тут как тут Р-3 "Орион" начинает гудеть, проходя на бреющем полете над лодкой(чуть ли ни винтами по выдвижным устройствам чиркали).
    Но задачи свои подводники выполняли.
    1. atalef 20 мая 2013 12:01
      Цитата: Fuzeler
      , их угоняло командование куда-то в южные моря(19 бр. ПЛ ТОФ), так, говорил, внутри лодки было свыше 50 градусов. Ходили в одних трусах, а постели были такие, что просто выжимались струями

      Мой(отец) рассказывал , что даже трусы обрезали так было жарко.
  7. Сирйожа 20 мая 2013 11:19
    Объясняя несведущим людям о условиях службы на ПЛ, вы сеете статью терминами и сокращениями, не поясняя, что ж это такое.
    РДП - это что?
    Сирйожа
    1. Fuzeler 20 мая 2013 11:26
      РДП - это Работа Дизелей в Подводном положении".
      1. Сирйожа 20 мая 2013 13:56
        Спасибо! :)
        Пытался гуглить, но нигде расшифровки нет.
        Сирйожа
    2. sso-250659 20 мая 2013 22:20
      РДП - Работа Дизеля Под водой, по немецки - шнорхель или шноркель, кто как произносит
  8. Hemi Cuda 20 мая 2013 14:35
    Крестный рассказывал что самое жесткое за время его службы было это карибский кризис жара была невыносимая.
  9. smershspy 20 мая 2013 17:51
    Хорошая статья! Спасибо!
    smershspy
  10. TUMAN 20 мая 2013 18:47
    Известно, что в послевоенный период ВМФ потерял 22 подводные лодки (11 атомных и 11 дизельных), на которых погибло более 650 человек.

    Откуда такая статистика?
    у меня имеется такая информация!
    *По данным книги Букань С.П. "По следам подводных катастроф", за послевоенный период в ВМФ СССР погибло 11 подводных лодок, из них четыре атомных. ** Морской сборник. 1992. номер10.С.33. )
    TUMAN
    1. Незнайка 20 мая 2013 20:56
      Возможно, считается не гибель (утопление), а невозможность восстановления после аварии, например как у К-431.
      1. TUMAN 20 мая 2013 21:58
        Цитата: Незнайка
        Возможно, считается не гибель (утопление), а невозможность восстановления после аварии, например как у К-431.

        Статья заказная! Про вахту, про одежду, а приведенная статистика катастроф субмарин, не соответствует действительности. Посему, статья лживая, предназначенная очернить Советскую школу подводного судостроения!
        TUMAN
        1. IgWest 20 мая 2013 23:17
          Зря вы так. С отдельными мелкими моментами статьи можно поспорить, но это интересно для тех кто ходил в море на этих кораблях. Я сам, будучи вахтенным офицером пл 613 проекта на мостике в зимнее время напяливал на себя кальсоны, ватник,ватные штаны, а сверху альпак размером побольше с альпаковкой (балоньевый чехол на альпак), ну и валенки, соответственно, желательно с бахилами от хим. комплекта (в сапогах - холодновато). В статистике гибели - ошибка. Не претендую на точность, но 19 лодок погибло. Шесть - вместе с экипажами: 1 дизельная (К-129, командир Кобзарь В.И.), 5 атомных. И в статье нет чернухи про советское судостроение. Лодки строили отличные. Конструктивные недостатки были. Но их не избежать, когда во многом было "впервые".
          IgWest
  11. Spiegel 20 мая 2013 22:21
    Это, к сожалению, наша такая традиция - очень мало думать о людях. И к сожалению же, она продолжается. Каковы бытовые условия для семей в гарнизонах? То отопления нет, то воды. Кстати, а какова форма морского офицера с точки зрения ее удобства в морском климате? Ведь у моря всегда высокая влажность, часты дожди, мокрый снег.
    Ну а об условиях службы в статье хорошо сказано. Зачастую все усугублялось странным старанием некоторых отцов-командиров сделать так, чтобы подчиненным служба медом не казалась. Причем чаще всего не ради дела.
    Но, блин, всякое бывало, но лично мне командиры и начальники попадались почему-то умные и толковые. А служба - это лучшее время жизни, и во сне я по-прежнему в черной шинели. smile Но очень хочется, чтобы нынешним подводникам, надводникам, летчикам, танкистам и пехотинцам служилось легче, а их семьям жилось лучше.
    Да, хоть на лодках и не служил, и штабной паркет довелось ботинками полировать, но вот путевок в санатории мне почему-то не досталось laughing
    Spiegel
  12. sso-250659 20 мая 2013 22:27
    Эй, вы там наверху.... (с генеральскими звездами, TUMANу )
    А самим в лодку спуститься и на 90 суток на дизелюхе в океан уйти слабо? не фига орать про заказные статьи если сам там ни разу не был. У меня там друзья службу несли в Советском ВМФ, 90% правды в статье !!!!!!!!
    1. TUMAN 20 мая 2013 22:57
      Цитата: sso-250659
      Эй, вы там наверху.... (с генеральскими звездами, TUMANу )А самим в лодку спуститься и на 90 суток на дизелюхе в океан уйти слабо? не фига орать про заказные статьи если сам там ни разу не был. У меня там друзья службу несли в Советском ВМФ, 90% правды в статье !!!!!!!!

      Не кипятитесь! А сядьте и включите мозги! Приведенные цифры катастроф неверны, значит автор смухлевал, а посему статью можно считать неправдоподобной, тоисть, лживой. Я на атомоходах и дизельных подлодках не был, но родственник служил на АПЛ, и много рассказывал, но такого не говорил. Для сравнения, на американских АПЛ, одна койка на двоих. Я не говорил что трудностей не было, (на флоте без трудностей не бывает)но, не до такой степени! Да и Вы сами не были, а орете, как буд то несколько автономок прошли! hi
      TUMAN
      1. Misantrop 21 мая 2013 00:32
        Вообще-то во времена СССР Приморье было местом ссылки для балбесов, разгильдяев и т.п. Если автор статьи не присочинил , то остается только посочувствовать. На СФ было все же получше с организацией службы. Медкомиссия перед БС была ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием для ВСЕГО экипажа. Как и послепоходовый отдых в санатории. И попробуй только не поехать, мало не покажется (в том числе и финансово - оставят только "за звездочки").
        Вахтенному офицеру и рулевому в надводном положении - приятного мало. Но больше всего шокировал с непривычки на ДПЛ постоянный запах солярки. Вот в этом - коренное отличие ее от атомохода. Кажется, что возьми любую тряпку, сожми посильнее - и из нее солярка закапает.
        То, что не заморачивались психологической совместимостью - факт. По крайней мере, ни разу не слышал о переводе в другой экипаж по этой причине.
        Постоянные перепады давления в отсеках - тоже факт. На АПЛ довольно много арматуры с пневматическим управлением. Сброс идет в отсек, так что прочный корпус постоянно наддувается. Вот только запускать для снятия давления дизель... belay Компрессор ВВД заводили, заодно пополняя его запас. Так что барометр от одного до другого края шкалы гулял регулярно. Где-то раз в сутки.Обычно старались пристыковать это к сеансу подвсплытия на связь - вакуумировали корабль, а вместе с антенной поднимали шахту РКП. Открывали клапан и ... лодка делала "вдох". Непередаваемые ощущения, если честно. Патрубок как раз в районе БП-65 выходил (мой пост по тревоге)
        Misantrop
        1. Fuzeler 21 мая 2013 10:35
          Цитата: Misantrop
          Вообще-то во времена СССР Приморье было местом ссылки для балбесов, разгильдяев и т.п.

          Готов поспорить на эту тему. Жил в Шкотово-22, во Владе, в Комсе(там были офицеры со всего ТОФа набраны). Офицеры были всюду одинаковыми
          А вы где?
          1. Misantrop 21 мая 2013 15:27
            Цитата: Fuzeler
            А вы где?

            Гаджиево, Оленья. КСФ. После СВВМИУ шло распределение выпускников по флотам. Вот оттуда и впечатления. На ТОФ стремились те, кто сам призывался из этих же регионов. Правда, основная масса из них старалась попасть на Камчатку. Там и корабли чуть новее, и выслуга с финансами. Но "сливки снимал" КСФ. А на ЧФ наши если и попадали, то только по крутому блату - не наши специальности, нет атомных на ЧФ request
            Misantrop
  13. xomaNN 21 мая 2013 21:57
    Спасибо автору, прошедшему видимо много миль под водой, за реальное бытоописание подводников тех лет..
  14. евген 22 мая 2013 21:30
    Тут товарищ Кренг насчет условий завихряется.Ничего личного.Но после трех лет службы понимаешь,что человек привыкает ко всему.Если он не наемник.Гальюн посреди отсека?Да ради бога,через пару присядок научишься подтираться на виду у всех!Холодно?Нормально,здоровее будешь.А что делать?Упасть на палубу и начать орать,что я так не могу?!Увы.Не получится.Не прилетит волшебник в Голубом Вертолете.И причем здесь амеровские блага цивилизации?Это что же теперь,если их нет,бросай войну?Понятно,что мука.Но ведь как то выживали!И в самолетах было холодно,и в танках печки плохо грели,но ведь победили.Так и потом было.Кстати,Кренг,вы в курсе,что в Советское время в армии было запрещено в умывальниках иметь горячую воду?Дико звучит,но это факт.Удачи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня