Российский военный флот при Николае II. Жестокий урок войны с Японией

25 608 115
Российский военный флот при Николае II. Жестокий урок войны с Японией
Николай II на корабле


В предыдущей статье мы говорили о положении дел на флоте в период начала правления Николая II, а также об абсолютной некомпетентности и финансовой «нечистоплотности» возглавлявшего морское ведомство Великого князя Алексея Александровича.



Авантюрная политика на Дальнем Востоке


Мы помним, что японцы поначалу желали избежать вооруженного конфликта с Российской империей и выдвигали вполне разумные предложения по разделу сфер влияния. Однако Николай II Японию серьезным противником не считал и потому весьма благосклонно относился к предлагаемым ему авантюрным планам по освоению Кореи и Ляодунского полуострова. Между тем решение занять даже и один Ляодунский полуостров крайне оскорбило и возмутило претендовавших на него японцев: ведь совсем недавно по требованию России, Германии и Франции они вынуждены были оставить эту территорию — и уже в 1898 году его заняла Россия. Доверию между странами это, мягко говоря, не способствовало.

А Николай II и многие лица из его ближайшего окружения почему-то не принимали во внимание фактическое положение дел на принадлежавших России огромных территориях Восточной Сибири и Дальнего Востока. А ведь эти земли были крайне слабо заселены и фактически не освоены — перепись 1897 года дала пугающие данные, согласно которым во Владивостоке постоянно проживали всего 14 345 российских подданных, из которых 10 тысяч были солдатами и офицерами местного гарнизона. Зато иностранцев насчитали 12 577 человек. Ближайший более или менее крупный населенный пункт — Хабаровск, находился в 646 км по прямой (754 км по построенной позже железной дороге), и его население составляло 15 500 человек.

Пока не было открыто движение по Транссибирской магистрали, до Владивостока было проще и быстрее доплыть по морю. От Одессы (через Суэцкий канал) расстояние до этого города составляет 9311 км, а от Петербурга — уже 23 000 км. Но Второй Тихоокеанской эскадре З. Рожественского, которая так и не дошла до Владивостока, пришлось двигаться вокруг Африки и пройти около 18 тысяч морских миль — 33 336 км: в пути она находилась более 8 месяцев (со 2 октября 1904 года по 14 мая 1905 года).

Еще сложнее была ситуация с Порт-Артуром и находившимся рядом портовым городом Дальний — многие понимали, что защитить их в случае войны будет очень тяжело, если вообще возможно. До Владивостока от Порт-Артура по прямой — 977 км и 1394 км по современным автодорогам. А чтобы добраться от Владивостока до Порт-Артура по морю (около 1011 км), нужно обогнуть Корейский полуостров. Посмотрите на карту — верхняя стрелка указывает на Владивосток, нижняя — на Порт-Артур:


Да и серьезно обустраивать эту территорию, взятую в аренду всего на 25 лет, было крайне нецелесообразно.

Одной из причин арендовать Ляодунский полуостров стало желание иметь на Тихом океане незамерзающий порт. В этом убеждал Николая II и уже знакомый нам по предыдущей статье великий князь и генерал-адмирал Алексей Александрович. Однако гораздо проще и дешевле было построить и направить во Владивосток пару ледоколов. К тому же ледяной покров не только мешал выходу в океан русских кораблей, но и на протяжении 4–5 месяцев в году защищал эту важнейшую базу от нападения с моря.

Но трагическое решение всё же было принято, и даже строившийся Транссиб вдруг от станции Маньчжурия свернул на юг к Порт-Артуру — на китайскую территорию, став на этом участке Маньчжурской железной дорогой (с 1917 г. — Китайско-Восточной, в настоящее время — Харбинская железная дорога). На Владивосток железнодорожный путь пошел от... Харбина!


Уязвимость маршрута стала понятна после начала восстания ихэтуаней, среди которых была популярна песня с такими словами:

Изорвем электрические провода,
Вырвем телеграфные столбы,
Разломаем паровозы,
Разрушим пароходы.
Убитые дьяволы уйдут в землю.

Так они и поступали: разрушили около 900 верст (из 1300) построенного пути, уничтожив при этом все станционные постройки, паровозы и вагоны — экономический ущерб был просто огромным. Кроме того, было убито множество строителей и специалистов.


Ихэтуани

Тем не менее строительство Маньчжурской дороги было продолжено. А когда движение по ней все же началось, офицеры японского генштаба, изучив график движения поездов, пришли к абсолютно верному выводу, что для оперативной переброски к Порт-Артуру войск и боеприпасов ее пропускная способность явно недостаточна.

Не придали значения Николай II и его бездарный родственник Алексей Александрович и результатам масштабной военно-морской игры, проведенной в Морской академии в 1900 году. Эта игра, в ходе которой оценивалась готовность российского флота противостоять японскому на Дальнем Востоке, продолжалась три месяца. Её результаты оказались тревожными и неутешительными, однако никаких выводов сделано так и не было. Более того, в 1901 году Морское министерство Великого князя Алексея Романова доложило императору, что в 1905 г. русский флот Тихого океана будет доминировать над японским.

Между тем, во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. выяснилось, что и подготовка морских офицеров отстает от мирового уровня: многие из них не умели пользоваться дальномерами, что стало главной причиной низкой эффективности огня артиллерийских орудий. К тому же оптические прицелы Перепёлкина образца 1899 года после первых же залпов затуманивались от копоти, брызг воды, дыма от взрывов неприятельских снарядов, и при сотрясениях от выстрелов рассогласовывались шкала прицела, прицельная линия и ось орудия.

Строительство Порт-Артурской крепости было начато в 1901 году — через три года после заключения договора аренды полуострова, и к 1904 году было завершено лишь около 20 процентов запланированных работ. Тем не менее, в гавани Порт-Артура уже базировались главные силы 1-ой Тихоокеанской эскадры. Всего в этой эскадре насчитывалось 7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 5 бронепалубных крейсеров I ранга, 2 бронепалубных крейсеров II ранга (и таковыми же числились еще 3 устаревших клипера), 2 вспомогательных крейсера, 2 минных крейсера, 2 минных транспорта, 7 мореходных канонерских лодок, 25 эскадренных миноносцев, 10 малых номерных миноносцев, 4 транспорта.


Порт-Артур в 1904 г.


Вход в гавань Порт-Артура

Накануне войны с Японией


Последнюю попытку разрешить противоречия мирным путем японцы предприняли в июле 1903 года. Во время переговоров о разграничении сферы влияния на Дальнем Востоке они предлагали неплохой вариант «размена»: Маньчжурию — России, Корею — их стране. Однако переговоры закончились полным провалом, поскольку слабовольный и недалёкий император Николай II находился в то время под полным контролем группы политических авантюристов, вошедших в историю как безобразовцы. Ее лидером стал Александр Михайлович Безобразов, сын санкт-петербургского уездного предводителя дворянства, камергера и правнука Федора Григорьевича Орлова.


А. М. Безобразов на фотографии 1888 г.

Еще в 1896 году Безобразов представил императору записку, в которой предлагалось фактически присоединить Корею, которую японцы рассматривали как сферу своих исключительных интересов. Действовать следовало под прикрытием частных акционерных обществ. Сторонником Безобразова оказался Е. Алексеев — главный начальник и командующий войсками Квантунской области, командующий морскими силами в Тихом океане, в 1903–1905 гг. — еще и наместник на Дальнем Востоке. Сам Николай II выделил из своих личных средств 200 тысяч рублей на выкуп лесоторговой концессии в бассейне Ялу. Свои деньги вложили также вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и некоторые Великие князья.

В результате все в России были убеждены, что концессия на реке Ялу — это «личный бизнес» императорской семьи и самого Николая II. Помимо политической опасности, этот проект быстро принял характер экономической аферы, и после поражения в войне даже появилась народная песня «Эх-ты, зимушка-зима» (была опубликована в сборнике А. Нутрихина «Песни русских рабочих»), в которой были такие строки:

Алексеев-генерал
Лес на Ялу вырубал,
И пошел по свету звон,
Что он нажил миллион.

Среди высшего руководства империи оказались и те, кто прямо желал войны с казавшейся заведомо слабой Японией, надеясь, что победа повысит крайне низкий авторитет Николая II и предотвратит надвигающуюся революцию. Министр внутренних дел В. К. Плеве заявил военному министру А. Н. Куропаткину:

Чтобы обезоружить революционное движение России нужна маленькая победоносная война.

Но в окружении Николая II всё же нашлись люди, которые старались объяснить ему пагубность экспансионистской политики на Дальнем Востоке, в том числе очень влиятельные: министр финансов С. Витте, министр иностранных дел В. Ламсдорф, военный министр А. Куропаткин и министр Двора В. Фредерикс, который даже попытался подать в отставку. Но они столкнулись с ещё одной особенностью характера последнего российского императора: будучи слабовольным, он легко подпадал под чужое влияние, но приняв по чужому совету неверное решение, проявлял удивительное упрямство.

Многие министры вспоминали чрезвычайно раздражавшее их поведение императора, когда после долгого разговора он внешне соглашался с приводимыми ими рациональными доводами, но за их спиной делал все по-своему. Витте писал об этом:

Царь не способен вести дело начистоту, а всё стремится ходить окольными путями... Поскольку же его величество не обладает способностями ни Меттерниха, ни Талейрана, уловки обычно приводят его к одному результату: к луже — в лучшем случае помоев, в худшем случае — к луже крови или к луже, окрашенной кровью.

Ярко проявилось это качество Николая II в его дальневосточной политике: стратегические ошибки императора и привели к Русско-японской войне 1904–1905 гг., во время которой военно-морской флот Российской империи пережил новую трагедию.

Катастрофа


На момент начала войны с Японией в Порт-Артуре находились все броненосцы Первой Тихоокеанской эскадры, броненосный крейсер «Баян», крейсера «Аскольд», «Паллада», «Диана», «Новик», «Боярин», вспомогательный крейсер «Ангара», все эскадренные миноносцы, канонерские лодки «Гиляк», «Бобр», «Гремящий», «Отважный». Командовал эскадрой вначале Оскар Старк, затем — Степан Макаров, который 31 марта 1904 года погиб на броненосце «Петропавловск». С 22 апреля 1904 года старшим флагманом и командующим стал контр-адмирал Вильгельм Витгефт, который за час до японского нападения на Порт-Артур сделал громкое заявление:

Господа, войны не будет!

И позже проявил удивительную пассивность, отказавшись атаковать японские транспортные суда, на которых прибывали солдаты армии генерала Ноги Марэсукэ. Свое решение он аргументировал следующим образом:

Даже при удаче потопления 1-2 крейсеров и нескольких транспортов мы лишились бы многих миноносцев.

Следует, кстати, отметить, что российские адмиралы, в отличие от японских, не удосужились отдать приказ о перекраске судов в защитный цвет.

Во Владивостоке был размещен отряд, состоявший из пяти крейсеров: трёх броненосных («Россия», «Громобой», «Рюрик»), одного бронепалубного («Богатырь») и одного вспомогательного («Лена»), а также 10 номерных миноносцев. В различных иностранных портах оказались 4 корабля: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в Чемульпо, канонерская лодка «Маньчжур» в Шанхае, ещё одна канонерка — «Сивуч», в Инкоу.


Бой «Варяга» и «Корейца» с японским флотом при Чемульпо, почтовая карточка

О гибели Первой и Второй Тихоокеанских эскадр нужно писать не статьи, а книги, которые, впрочем, уже написаны. Скажем лишь, что в осажденном Порт-Артуре после захвата противником ключевых высот были буквально расстреляны корабли отказавшейся в июле 1904 года от прорыва во Владивосток Первой Тихоокеанской эскадры. Единственным кораблем, который сохранил боеспособность, уже в начале декабря 1904 года был броненосец «Севастополь». Его попытка вырваться из обреченного города оказалась неудачной. Все корабли 1-ой Тихоокеанской эскадры были затоплены перед капитуляцией Порт-Артура.

Формирование на Балтике Второй Тихоокеанской эскадры в принципе не могло решить исхода войны. Она состояла из кораблей разного класса, характеристики которых категорически не совпадали. Даже скорость судов различалась в разы, транспортный корабль «Корея», например, не мог двигаться быстрее 9 узлов в час. Известный писатель, бывший баталер эскадренного броненосца «Орёл» А. С. Новиков-Прибой назвал Вторую эскадру

сбродом разнотипных и разношерстных судов, при нашей безалаберности являющим собою только пародию на боевую эскадру.

И в данном случае с ним невозможно не согласиться. То, что эскадра фактически отправляется «на убой», понимали и в морском министерстве. Это видно по тому, что не верившие в успех руководители флота, изначально комплектовали готовящиеся к труднейшему походу корабли далеко не лучшими матросами. Тот же А. Новиков-Прибой писал об этом:

Многие матросы были призваны из запаса. Эти пожилые люди, явно отвыкнув от военно-морской службы, жили воспоминаниями о родине, болели разлукой с домом, с детьми, с женой. Война свалилась на них неожиданно, как страшное бедствие, и они, готовясь в небывалый поход, выполняли работу с мрачным видом удавленников. В число команды входило немало новобранцев. 3абитые и жалкие, они на все смотрели с застывшей жутью в глазах. Их пугало море, на которое они попали впервые, а ещё больше — неизвестное будущее. Даже среди кадровых матросов, кончивших разные специальные школы, не было обычного веселья. Только штрафные, в противоположность остальным, держались более или менее бодро. Береговое начальство, чтобы отделаться от них, как от вредного элемента, придумало для этого самый лёгкий способ: списывать их на суда, отправляющиеся на войну. Таким образом, к ужасу старшего офицера, у нас набралось их (штрафников) до семи процентов.

Лейтенант П. Шмидт вспоминал:

Пребывание в Либаве в течение 8 месяцев, во время приготовления эскадры Рожественского, ярко осветило мне те язвы бюрократического режима, которых я не мог видеть в коммерческом флоте. Я видел, что в этом страшном механизме поощряется все, кроме честной работы. Я видел, куда идут кровавым потом добываемые миллионы, и мне стало отвратительно участвовать в нем.

Не верил в успех и назначенный командующим Второй эскадрой начальник Главного морского штаба Зиновий Рожественский. Великий князь Александр Михайлович вспоминал о разговоре с этим контр-адмиралом:

— Что я могу сделать, — воскликнул он, — общественное мнение должно быть удовлетворено. Я знаю это. Я вполне отдаю себе отчет в том, что мы не имеем ни малейшего шанса победить в борьбе с японцами.

— Отчего вы не думали об этом раньше, когда высмеивали моряков микадо?

— Я не высмеивал, — упрямо возразил Рожественский. — Я готов на самую большую жертву. Это тот максимум, который можно ожидать от человека.

И этот человек с психологией самоубийцы собирался командовать нашим флотом!


З. П. Рожественский

Среди высших командиров эскадры не нашлось новых Нахимовых и Ушаковых. Историческая комиссия по описанию Русско-японской войны при Морском Генеральном штабе пришла к выводу:

В действиях Начальника эскадры, как в ведении боя, так и в его подготовке, трудно найти хотя бы одно правильное решение. Подчиненные ему флагманы действовали вяло и без всякой инициативы. Адмирал Рожественский был человек сильной воли, мужественный и горячо преданный своему делу, умелый организатор снабжения и хозяйственной части, превосходный моряк, но лишенный малейшей тени военного таланта. Поход его эскадры от Петербурга до Тсусимы беспримерен в истории, но в военных операциях он проявил не только отсутствие таланта, но и полное отсутствие военного образования и боевой подготовки — качества, которые он не сумел сообщить и своей эскадре.

Но при этом, в отличие от того же Стесселя (который подписал акт о капитуляции Порт-Артура), потерпевший катастрофическое поражение при Цусиме и сдавшийся в плен адмирал Зиновий Рожественский был полностью оправдан. Судьи пришли к выводу, что его эскадра оказалась технически не готова к выполнению поставленных задач и, следовательно, не имела никаких шансов на успех.

Вторая Тихоокеанская эскадра покинула Либаву 2 октября 1904 года. Основную силу составляли два броненосных отряда. Первый, которым командовал сам контр-адмирал и начальник Главного морского штаба З. Рожественский, состоял из четырех новейших однотипных броненосцев: флагманский «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл».


Флагман 2-й Тихоокеанской эскадры броненосец «Князь Суворов»


Японский флагман — броненосец Mikasa в английском сухом доке, 1902 г.

Второй отряд, во главе с контр-адмиралом Д. Г. Фелькерзамом, включал в себя недавно построенный броненосец «Ослябя» (флагман), уже устаревшие «Сисой Великий» и «Наварин», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».


Броненосец «Сисой Великий»

Под командованием вице-адмирала О. Энквиста шел отряд из пяти крейсеров: флагманский «Алмаз», «Аврора», «Светлана», «Жемчуг», «Дмитрий Донской». Кроме них в состав эскадры входили 12 эсминцев, плавучая мастерская «Камчатка», госпитальный корабль «Орёл», буксирный пароход «Русь», транспортные суда «Китай», «Корея», «Князь Горчаков», водоотливный пароход «Метеор». Часть кораблей с небольшой осадкой прошла через Суэцкий канал, остальные обогнули Африку, вновь соединились они на острове Мадагаскар.

Главной целью этого похода было заявлено усиление размещавшейся в Порт-Артуре Первой эскадры. Но Порт-Артур был сдан 20 декабря 1904 года (2 января 1905 г.). После этого движение русской эскадры на восток стало бессмысленным: даже если бы каким-то чудом удалось провести корабли во Владивосток, они были бы теперь блокированы в этом городе, а слабо оборудованная гавань не была способна обеспечить полноценное обслуживание такого количества больших кораблей и тем более работы по их ремонту. Здесь имелся всего один док, который мог принимать эскадренные броненосцы и броненосные крейсера.

Сам Рожественский просил приказа о возвращении эскадры, однако в руководстве флота не нашлось людей, которые осмелились бы настаивать на таком предложении перед императором. А Николай II 25 января ответил Рожественскому, что задача 2-й эскадры состоит даже не в том, чтобы с хотя бы некоторыми кораблями прорваться во Владивосток, а в том, «чтобы завладеть Японским морем»!

Близ Сингапура Вторая эскадра встретилась с броненосным отрядом контр-адмирала Н. Небогатова, который иногда называют Третьей Тихоокеанской эскадрой. Следуя через Суэцкий канал, он привел один эскадренный броненосец, 3 броненосца береговой охраны, старый броненосный крейсер и два бронепалубных крейсера, четыре транспортных судна, плавмастерскую, буксир и госпитальный корабль.


Н. Небогатов, июнь 1905 г.

Низкобортные броненосцы береговой охраны были предназначены для прибрежного плавания, имели водоизмещение всего 4 тысячи тонн (у броненосцев класса «Бородино — 14,4 тысячи тонн), максимальную скорость 15,1 узла (у броненосца «Князь Суворов» — 18) и слабое вооружение. А крейсер «Владимир Мономах» закладывался как парусный корабль.

Ещё раз отметим, что помощь в снабжении Второй Тихоокеанской эскадре в ее тяжелейшем походе оказали лишь транспортные корабли Германии, от союза с которой опрометчиво отказались Александр III и Николай II. А нынешние союзники-французы вначале выгнали ожидавшие прибытия судов отряда Небогатова русские корабли Второй эскадры из бухты Камранг, а затем дважды заставляли их покидать бухту Ван-Фонг. Откровенно враждебную позицию занимала и Британия — также будущий союзник Российской империи по Антанте. После Гулльского инцидента (ошибочная атака английских рыболовецких судов 22 октября 1904 г.) в английских газетах и парламентских кругах Великобритании называли корабли Рожественского «эскадрой бешеной собаки» и «флотом сумасшедших» и призывали утопить их. Эти призывы легли на благодатную почву, поскольку уже с начала XIX столетия Британия вела против Российской империи «Войну теней», более известную под названием «Большая игра».

В марте 1812 года британский посол посол Гор Оусли подписал с персидским шахом договор, по которому Англия обещала добиваться от России возвращения персам Грузии и Дагестана. В это время Россия еще формально оставалась союзницей Франции, однако ситуация не изменилась и в ноябре того же (1812!) года: во время двухдневного сражения при Асландузе в персидской армии находились британские офицеры, некоторые из которых попали в плен. Таким образом, уже имея союзные отношения с Россией, Британия руками персов вела войну против нашей страны. И в дальнейшем отношения Британии и России несколько раз балансировали на грани войны, которая все же случилась — в 1853–1856 гг. А в 1885 г. британский премьер-министр У. Гладстон заявил депутатам парламента:

Русский кошмар должен быть устранён каким-нибудь решительным ударом.

25 марта (6 апреля) 1895 г. министр иностранных дел А. Б. Лобанов-Ростовский сказал Николаю II:

Главный и самый опасный противник наш в Азии — бесспорно, Англия. Чувства недоброжелательности и зависти, с которыми она смотрит на каждый наш шаг вперёд на Дальнем Востоке, не подлежат сомнению. Как скоро возникали какие-либо азиатские затруднения, друзья Англии всегда были нашими врагами, и наоборот.

Да и сам Николай в 1896 году ответил Великому Князю Алексею Александровичу, что согласен с М. И. Кази, автором книги «Русский военный флот, его современное состояние и задачи», который считал главным врагом России именно Англию:

К этому я вполне присоединяюсь, как всякий русский, знающий родную историю.

Исполняющий обязанности министра иностранных дел Н. П. Шишкин писал в сентябре 1896 г.:

Где бы Россия ни делала шаг вперёд, всюду ей препятствовала Англия.

В 1902 г. Британия и Япония заключили военный союз, который все расценили как направленный против России. Именно английская фирма Гиббса занималась закупками для японского правительства чилийских и аргентинских военных кораблей. И даже в ноябре 1914 года знаменитый драматург Бернард Шоу писал в памфлете «Здравый смысл о войне», что для Англии:

Помогать России и Японии в борьбе с Германией столь же самоубийственно, как Канаде помогать индейцам апачам в борьбе против США.

А в октябре 1904 года 28 английских броненосцев получили приказ поднять пары и быть готовыми к бою. Влиятельнейшая газета The Times сообщала читателям:

Война может быть вопросом нескольких часов, Англии остаётся лишь один путь.

Вот такого союзника по Антанте получила вдруг Россия по воле (точнее, по причине слабовольности) последнего российского императора.

15 (28 мая) 1905 года, пройдя за 8 месяцев около 33 336 км, русские корабли встретились с японскими в Цусимском проливе — между Кореей и Японией. Об этом сражении написаны объемные монографии, пересказать их в одной статье просто невозможно, да и вряд ли требуется. Отметим лишь, что, поскольку эскадра состояла из разнотипных судов, З. Рожественский вынужден был отдать инициативу противнику, корабли которого, пользуясь преимуществом в скорости, буквально расстреляли русские суда. Флагманский броненосец «Князь Суворов» был очень быстро потоплен, раненый вице-адмирал Рожественский сдался в плен, управление эскадрой было потеряно, началось фактическое избиение оставшихся кораблей.

К утру 15 мая сражение завершилось полным разгромом российского флота. Артиллерийским огнем были потоплены эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя», броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», крейсера «Светлана» и «Дмитрий Донской», вспомогательный крейсер «Урал», эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный», транспортные суда «Камчатка» и «Иртыш», буксирный пароход «Русь».

В результате торпедных атак погибли эскадренные броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Потерпел крушение, выскочив на камни, крейсер «Изумруд». Эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый» были затоплены экипажами этих кораблей. Эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Орел», броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», эскадренный миноносец «Бедовый», а также госпитальные суда «Орел» и «Кострома» были захвачены японцами. Три крейсера — «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», ушли в Манилу и были интернированы там. Транспортный корабль «Корея» и буксирный пароход «Свирь» были интернированы в Шанхае.

И лишь три корабля прорвались во Владивосток — крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».


Прорвавшийся во Владивосток крейсер «Алмаз»

Кроме того, самостоятельно вернуться в Россию смог транспортный корабль «Анадырь», который, кстати, служил до ноября 1942 года, когда был потоплен в Баренцевом море немецкими самолетами. В итоге из состава обеих Тихоокеанских эскадр в строю остались 1 эскадренный броненосец из 15, 7 крейсеров 1-го ранга из 15, 2 крейсера 2-го ранга из 5. Погибли все броненосцы береговой охраны и минные заградители. Теперь на Тихом океане был сформирован Отдельный отряд судов Сибирской военной флотилии. В 1914 году среди её кораблей мы видим входивший в состав эскадры Порт-Артура и интернированный в Шанхае бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аскольд», лёгкий крейсер «Жемчуг», в самом начале войны интернированную в Шанхае канонерскую лодку «Манчжур», 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.

В следующей статье мы поговорим о состоянии российского флота между войнами и в период I мировой войны.
115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 мая 2026 05:45
    Мы сейчас в таком же состоянии, Черноморский флот заперт, Севастополь бомбят каждый день, герои катерники таранят БЭК и погибают, из за отсутствия нужного вооружения , в Балтийском флоте нет нужного количества кораблей и практически в блокаде и не участвует в отражении вражеских БПЛА, а ведь в Петербурге Главный штаб ВМФ России. Северный флот не знает что делать. Тихоокеанский флот что то пытается показать. Нахимовых и Ушаковых и Кузнецова у нас точно нет.
    1. +4
      11 мая 2026 07:24
      Цитата: Солдатов В.
      Мы сейчас в таком же состоянии, Черноморский флот заперт, Севастополь бомбят каждый день, герои катерники таранят БЭК и погибают, из за отсутствия нужного вооружения , в Балтийском флоте нет нужного количества кораблей и практически в блокаде и не участвует в отражении вражеских БПЛА, а ведь в Петербурге Главный штаб ВМФ России. Северный флот не знает что делать. Тихоокеанский флот что то пытается показать. Нахимовых и Ушаковых и Кузнецова у нас точно нет.

      Сомневаюсь, что Нахимов в этих условиях что нибудь сделал бы. У противника нет боевых кораблей.
      1. -1
        11 мая 2026 09:18
        Тем не менее десантная операция в Крыму (после захвата Приднестровья) - планируется. Дойдёт ли до осуществления - посмотрим.
        1. +3
          11 мая 2026 10:35
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Тем не менее десантная операция в Крыму (после захвата Приднестровья) - планируется. Дойдёт ли до осуществления - посмотрим.

          штабы все время чтото планируют.. работа у них такая... для самых невообразимых ситуаций- должен быть план действий.. эти высадку в Крым, пшеки в Калининград, амеры еще что нибудь.. как и наши собственно..
          1. -1
            11 мая 2026 15:03
            Естественно.
            Вот и надо учитывать и такую возможность.
    2. +1
      11 мая 2026 07:25
      И не забыть изменения в составе Черноморского флота по сравнению с 24.02.2022.
  2. +2
    11 мая 2026 06:10
    Кто бы мог подумать, что спустя 120 лет Севастополь станет Порт-Артуром на Чёрном море.
    1. +3
      11 мая 2026 07:26
      Пока ещё не стал. Нет сухопутной осады. Но при соответствующем предательстве - всё возможно.
      1. -1
        11 мая 2026 09:14
        Да тут и предательства не надо.
      2. -6
        11 мая 2026 14:52
        Какими силами и средствами бандерлоги могут блокировать Севастополь?)))
        1. 0
          11 мая 2026 14:52
          З. Ы. Статья, повторение прошлой - набор давно известных и никому не интересных штампов.
          1. vet
            -1
            11 мая 2026 15:01
            У хрустобулочников все, что не "царебожие" - "набор штампов" и они - это "все". Их особенно "ценное" мнение спросить забыли - обидно, да?
            1. +1
              12 мая 2026 10:18
              Цитата: vet
              У хрустобулочников все, что не "царебожие" - "набор штампов" и они - это "все". Их особенно "ценное" мнение спросить забыли - обидно, да?

              Нет, просто некоторые умеют трезво оценивать исторические события, а некоторые - умеют только повторять фразы из методичек. Про "царебожие" например.
          2. 0
            12 мая 2026 10:16
            Цитата: ТермиНахТер
            З. Ы. Статья, повторение прошлой - набор давно известных и никому не интересных штампов.

            Поэтому я даже комментировать её не стал.
            1. vet
              -3
              12 мая 2026 10:22
              И слава Богу! Большое Вам за это спасибо. Статья не нуждается в Ваших комментариях,
            2. 0
              12 мая 2026 10:29
              Иметь свое мнение и тем более озвучивать его, на данном сайте, не приветствуется, потому накидали минусей))) чисто из вредности, по + на каждый коммент)))
        2. -3
          11 мая 2026 15:01
          Если по предательству объединенные силы проведут высадку в районе Евпатории. Превосходство в воздухе НАТО в зоне Крыма при этом позволит повторить осаду Севастополя.
          1. 0
            11 мая 2026 17:07
            Десант в районе Евпатории?))) ну что вы скромничаете, давайте сразу 82-ую ВДД на Красную площадь - так веселее будет)))
            1. -1
              11 мая 2026 18:21
              Десант без поддержки - смертники.
              А здесь - уважаемые партнёры, считающие согласно международному праву (тьфу его!) Крым частью Украины. Формально они не операцию прикрывают, а обеспечивают грузопотоки согласно просьбы ЗАКОННЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ территории Украины.
              Достаточно спланированного предательства на первом этапе (а Вы в лояльности наших бонз не сомневаетесь?) - и пойдёт лавина до самого Севастополя. Даром что-ли Румынский Хаб НАТО отстроили!
              1. -3
                12 мая 2026 10:35
                Я даже не стану разбирать по пунктам, сложности базирования в Черном море, для НАТО. Понимающим оно очевидно, тратить на непонимающих время, не хочу. Задам простой вопрос - полезет гейропа на Россию без США? НЕТ, не полезет. А у США и сейчас, и в ближайшей перспективе масса своих проблем и № 1 - это Китай. Вот ее они и будут хотя бы пытаться решить. Потому, что я лично, уже не вижу для них положительного исхода. Вчера посмотрел списки того, что ВМС США запланировали на списание и как сдвигаются сроки (очень оптимистические) поступления новых кораблей - в общем, для Вашингтона все, не просто плохо, а хреново.
                1. +3
                  12 мая 2026 12:57
                  Ответ прост:
                  Без США и НАТО состоялся Суджанский набег. И ничего из того, что Вы нагромоздили не работало. А творилось там такое, что описать словами трудно. Я с тамошним попом в Александровском центре лежал, наслушался. Так что чтобы ушатать нашу Власть евро люди в паре со скакуасами любую бузу затеют.
                  А как мы "со всем НАТО" воюем, если верить, что Крым наш, показал "Дефендер" 23.06.2021 г.
                  1. 0
                    12 мая 2026 14:37
                    И шо показал тот "Дефендер"? И где он сейчас? Тихонько догнивает в доках Портсмута))) И шо показал Суджанский набег? Бандерлоги без всякой пользы угробили массу техники и л/с. Однако море - это не лесо-степь на курском пограничье, там под ёлкой не спрячешься))) и кстати, нападение на Крым - отличный повод для применения ТЯО.
                    1. -1
                      12 мая 2026 19:12
                      Для применения ЯО нужна возможность и целеуказание, а повод - не нужен.
                  2. -1
                    12 мая 2026 15:25
                    Нападение на Суджу обошлось без НАТО? Да Куеве в туалет ходят по пропуску НАТО, без их разрешения зелепоц с кресла не встает)))
      3. -4
        11 мая 2026 18:56
        Цитата: Виктор Ленинградец
        при соответствующем предательстве

        предательство уже было-в 1918 и 1954-когда предатели большевики украли у России русские Одессу, Николаев,Севастополь и пр ,насильно запихали в т.н усср и устроили там погром всего русского.

        Им кто разрешил отрезать их от России? А теперь ...предатели скулят о..предательстве... fool .
  3. +5
    11 мая 2026 06:16
    Спасибо, Валерий!
    Главное спасибо - за смелость озвучить позицию по отношению к "союзникам" России. А то наши хрустобулкины мелеют от несбывшихся мечтаний об участии в дележе добычи в Первой Мировой.
    Абсолютно верно вскрыта антирусская политика Великобритании на всём протяжении наших отношений. От себя добавлю: если бы случилось великое чудо, и Вторая Тихоокеанская эскадра соединилась бы с Первой, то более чем вероятно стало бы прямое вмешательство Британского флота в конфликт на стороне Японии.
    Вот так недалёкий поклонник Иова Многострадального и притащил доставшуюся ему Великую Державу на плаху.
    1. +5
      11 мая 2026 07:27
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Спасибо, Валерий!
      Главное спасибо - за смелость озвучить позицию по отношению к "союзникам" России. А то наши хрустобулкины мелеют от несбывшихся мечтаний об участии в дележе добычи в Первой Мировой.

      Странно, все страны победители что то получили. А бедная Россия не получила бы ничего.
      1. +3
        11 мая 2026 07:52
        А ничего странного. Именно с этой целью англичане спонсировали переворот, получивший громкое название Февральской Революции. Более того, если бы "Мы отняли у Антанты её солдат" не произошло в ходе интервенции, то у России, с учётом блокады Кронштадта. вообще не осталось бы выхода к морям.
        1. vet
          +3
          11 мая 2026 08:23
          Да, у нас "хрустобулочники" уши прожужжали всем о "немецком шпионе Ленине" (хотя никаких доказательств до сих пор не представлено). А вот о роли британцев в организации Февральской революции, которая и запустила распад Российской империи, в отстранении от власти Николая 2 и последующем отказе забрать глупого царя-неудачника - молчок.
          1. -5
            11 мая 2026 19:08
            Цитата: vet
            Да, у нас "хрустобулочники" уши прожужжали всем о "немецком шпионе Ленине" (хотя никаких доказательств до сих пор не представлено)

            по территории воюющей германии свободно перемещались только власовы и ленины. Никто никогда не подарил немцам больше, чем улянов
            Цитата: vet
            А вот о роли британцев в организации Февральской революции,

            читайте сталина Краткий курс-там все описано-кто и что делал
          2. 0
            12 мая 2026 10:22
            Цитата: vet
            немецком шпионе Ленине" (хотя никаких доказательств до сих пор не представлено).

            Вы отстали от жизни) Историк Дюков хорошо покопался в австрийских архивам и сейчас издает монографию на эту тему)
        2. 0
          11 мая 2026 08:56
          А ничего странного. Именно с этой целью англичане спонсировали переворот, получивший громкое название Февральской Революции.

          Нельзя сказать, что прям-таки "ничего странного". Более чем странно. Мало того, что англичане таким образом лишили себя лояльного союзника в войне с Германией, так еще свергнутый царь был близким родственником английского короля и состоял с ним в тесных отношениях. Хороший был бы пример для англичан- царей свергать! Эти англичане- они сами себе враги, что ли?
          1. -6
            11 мая 2026 09:02
            От врагов СССР бесполезно ждать не только правды ,но и логики и здравого смысла . Такой же бред у них и по отношению к Октябрьской революции . У них Германия и США из двух воюющих против двух друга коалиций одновременно за каким -то чертом решили устроить в России социалистическую революция и для этого надавали Ленину и Троцкому мешки денег . А после революции одновременно передумали ,и стали помогать белогвардейцам и белоказакам воевать против большевиков с целью свержения власти тех
            1. +2
              11 мая 2026 14:25
              Цитата: tatra
              за каким -то чертом решили устроить в России социалистическую революция и для этого надавали Ленину и Троцкому мешки денег

              речь шла про февральскую революцию, в ней - ни Троцкий, ни Ленин- ключевой роли не сыграли, хотя и участвовали, соответсвенно если уж мешки денег давали- то не им..
              1. vet
                0
                11 мая 2026 14:27
                Как могли участвовать в Февральской революции Ленин и Троцкий, если их не было в России?
                1. 0
                  11 мая 2026 19:43
                  Цитата: vet
                  Как могли участвовать в Февральской революции Ленин и Троцкий, если их не было в России?

                  ну я не настолько их историю знаю, чтобы знать где они были в дни февральской.. но партия которой они руководили- участвовала под их удаленным руководством, так что нельзя сказать, что они участия не принимали... да и собственно, если бы не февральская- вполне возможно что СССР бы не было..
              2. -4
                11 мая 2026 17:07
                А в моем комментарии речь о Октябрьской революции ,о которой враги СССР насочиняли тоже много лжи ,как и о Февральской революции ,как и о своей контрреволюции в их Перестройку
          2. vet
            0
            11 мая 2026 09:58
            Теперь пишут о страхе англичан по поводу того, что Николай 2 заключит сепаратный мир с немцами. По этой же причине было организовано убийство выступавшего за такой мир Распутина - даже решающий выстрел сделал именно офицер британской разведки - видать, пришел в ужас от действий этих великосветских неумех, которые впятером одного сибирского мужика "завалить" никак не могли. Да и авторитет Николая 2 уже давно был ниже плинтуса, думали - заменят его на подконтрольного им регента - русские и дальше будут на немецкие окопы лезть. И ведь так и поступил Керенский в июне 1917-го.
            1. +2
              11 мая 2026 10:26
              Царь хотел войной поправить свой авторитет. Но что-то пошло не так- с маленькими победоносными войнами такое бывает- они превращаются в немаленькие и в непобедоносные.
          3. ANB
            +3
            11 мая 2026 12:24
            . англичане таким образом лишили себя лояльного союзника в войне с Германией

            1. В исторической литературе проскакивали слухи, что Николай 2й склонялся к перемирию с Германией.
            2. Перед февралем Николай 2й принял верховное командование и переехал в ставку. При этом начал наводить порядок в военных поставках. Это всё сильно не понравилось генералам и спекулянтам (представители которых сидели в думе).
            Я отрицательно отношусь к Николаю 2му, но п. 2 вызывает уважение.
            Так что причины февраля лежат на поверхности. И Великобритания вполне имеет от него выгоду. Основной лозунг всех составов временного правительства - война до победного конца.
            1. +4
              11 мая 2026 13:51
              При этом начал наводить порядок в военных поставках
              - сомнительный момент, ему ничего не мешало этим заниматься до переезда в ставку, а учитывая как он прощал мздоимство и воровство всему романовскому семейству, то возникают бааальшие сомнения в самом данном факте....
              1. ANB
                0
                11 мая 2026 15:19
                . ему ничего не мешало этим заниматься до переезда в ставку

                Согласен. Ничего не мешало. Но в исторических статьях эта информация проходит. Могу покопать подробнее.
                Видимо, через попу лучше дошло, когда сам оказался на месте.
            2. +3
              11 мая 2026 16:15
              Я отрицательно отношусь к Николаю 2му, но п. 2 вызывает уважение. - не пытался особо, а если и пытался то неудачно.
              Снабжение в русской армии было, к сожалению, хаотичным. Разные ведомства работали не согласованно, часто противореча друг другу, забывая порой о самом важном. (Вопрос коррупции не рассматриваю)
              При работе с кредитами и заказах за рубежом система сбоила катастрофически. Британцы взяли на себя консалидацию и систематизацию запросов, формирование планов заказов и доставку в Россию военной техники. Правда системно этот механизм был налажен к концу 1916 года.
              1. 0
                11 мая 2026 17:51
                Сам себя не дополнишь - никто не поможет. (Ирония если что).
                Уточню слегка предыдущий коммент.

                Великобритания играла важную роль в организации планирования закупок и формировании логистических каналов для России в Первой мировой войне — даже несмотря на ограниченные прямые поставки.
                Она де-факто стала архитектором и координатором всей союзнической системы снабжения России — благодаря своему морскому превосходству, дипломатическим ресурсам и промышленной инфраструктуре.

                Роль Великобритании: Планирование, координация, логистика
                1. Организация закупок
                Британия выступила главным посредником между российскими заказами и западными производителями. Российское военное ведомство не имело достаточных контактов с западной промышленностью — Британия их обеспечила. Британские компании (например, Vickers, Armstrong Whitworth, Bethlehem Steel через британские связи) получали заказы от России через британские торговые и военные миссии.
                2. Формирование логистических коридоров
                Британия создала и контролировала все жизнеспособные маршруты доставки: - Архангельск — через Северный морской путь (Британия обеспечивала эскорты и портовую инфраструктуру). Персия (Иран) — через Британскую Индию (Британия построила дороги, организовала перевозки, охраняла конвои). Туркестан — через Каспийское море и Баку (Британия контролировала морские перевозки и снабжение).
                3. Дипломатическая и финансовая поддержка
                Британский Военный комитет по снабжению России (1915–1917) координировал закупки, устранял конфликты между поставщиками, выделял кредиты. Британский банк Barclays и Bank of England выделили России кредиты на 200 млн фунтов стерлингов (1915–1917) — основной источник финансирования закупок.
                4. Техническая стандартизация и консультации
                Британские инженеры и военные советники помогали России адаптировать западные системы под свои нужды, например: - Перевод оружия на калибры, совместимые с западными боеприпасами. Обучение русских инженеров работе с британскими станками и технологиями.
                5. Интеллектуальная поддержка
                Британия предоставила разведывательные данные о немецких поставках, анализировала уязвимости русской логистики и предлагала решения. Британские военные атташе в Петрограде (например, генерал Майкл Стюарт) регулярно отчитывались в Лондоне о состоянии снабжения и предлагали меры по улучшению.
            3. -4
              11 мая 2026 19:10
              1. В исторической литературе проскакивали слухи, что Николай 2й склонялся к перемирию с Германией.

              Никаких доказательств. А вот отречение Николая автоматически вело к развалу армии.
              Позиция правительств после него уже не имела значения - они и близко не имели той власти, что Николай. Коней на переправе не меняют.

              Так что причины февраля лежат на поверхности. И Великобритания вполне имеет от него выгоду.

              С учетом того, что пункт 1- всего лишь чье-то предположение- то никаких. Пункт 2 в этом вопросе, кстати, от него недалеко ушел.
        3. +6
          11 мая 2026 14:12
          Цитата: Виктор Ленинградец
          А ничего странного. Именно с этой целью англичане спонсировали переворот, получивший громкое название Февральской Революции.

          И при этом англичане в Петрограде в январе-феврале настаивали на крупном русском наступлении в ближайшие месяцы.
          Забавная картина получается: от России требуют хоть как-то ослабить давление немцев на Западном фронте - и параллельно организуют переворот, неизбежно дезорганизующий вооружённые силы.
          1. 0
            11 мая 2026 14:28
            Цитата: Alexey RA
            Забавная картина получается: от России требуют хоть как-то ослабить давление немцев на Западном фронте - и параллельно организуют переворот, неизбежно дезорганизующий вооружённые силы.

            Вы путаете причину со следствием.
          2. +2
            11 мая 2026 14:58
            Не сочиняйте!
            В 1917 г. Немцы не помышляли о наступлении. Антанта готовила всеобщее летнее наступление, при этом Россия должна была отвлечь максимально возможное количество германских войск на Восточный (для Германии) фронт.
            Но уже были получены заверения о вступлении в марте-апреле в войну США на стороне (но не в составе!) Антанты.
            А Распутина англичане убрали из-за опасений возможного сепаратного мира. Поразмыслив решили, что Царь в число победителей войти недостоин, вто время как агенты влияния в Думе гарантировали "Войну до победного конца!". Ну а с ними было можно было особо не считаться.
            1. -3
              11 мая 2026 19:12
              Поразмыслив решили, что Царь в число победителей войти недостоин

              Чья та выдумка. Право России на репарации с Германии было закреплено в Версальском соглашении.
              А Распутина англичане убрали из-за опасений возможного сепаратного мира.

              Распутина убрали, так как он для дискредитации царской власти сделал больше, чем все революционеры, вместе взятые.
              1. +2
                12 мая 2026 11:43
                Цитата: solar
                Чья та выдумка. Право России на репарации с Германии было закреплено в Версальском соглашении.

                Вы хоть договор-то читали?
                Вот первая страница: найдите хоть одно слово напоминающее Russian Empire или Russian Republic...
                1. 0
                  12 мая 2026 12:57
                  Я то читал, а вы, похоже, на первой странице остановились. На тот момент не было общепризнаного государства вместо бывшей Российский империи. И в соглашении это специально оговорено.
                  РОССИЯ И РУССКИЕ ГОСУДАРСТВА.
                  Статья 116.
                  Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчудимую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года.

                  Согласно с постановлениями, включенными в статьи 259 и 292 Частей IX (Финансовые Положения) и Х (Экономические Положения) настоящего Договора, Германия окончательно признает отмену Брест-Литовских Договоров, а также всяких иных договоров, соглашений или конвенций, заключенных ею с Максималистским Правительством в России.

                  Союзные и Объединившиеся Державы формально оговаривают права России на получение с Германии всяких реституций и репараций, основанных на принципах настоящего Договора.

                  Статья 117.
                  Германия обязуется признать полную силу всех Договоров или соглашений,которые Союзные и Объединившиеся Державы заключили бы с Государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года, и признать границы этих государств, как они будут соответственно этому установлены.

                  1. +2
                    12 мая 2026 13:13
                    Цитата: solar
                    Я то читал, а вы, похоже, на первой странице остановились

                    Я знал, что Вы так скажете... :)
                    Как говорят юристы у меня на работе: "Если твоей подписи нет под документом, ты - никто..."
                    Вот этому "никому" что-то там формально пообещали.
                    1. 0
                      12 мая 2026 14:55
                      Я подозревал, что вы поймете, что были не правы, но не признаете этого и будете выкручиваться. Теперь я это знаю...
                      hi
                      1. 0
                        12 мая 2026 16:47
                        Как Вам будет угодно... hi
            2. +3
              13 мая 2026 11:54
              Цитата: Виктор Ленинградец
              Не сочиняйте!

              Петроградская конференция - январь-февраль 1917 года.
              На ней Союзники заявили, что наступление в мае - это слишком поздно, и потребовали от России начать наступление как можно скорее и с максимальными средствами не позже 15 марта.
              Кампания 1917 г. должна вестись с наивысшим напряжением и с применением всех наличных средств, чтобы создать такое положение, при котором решающий успех союзников был бы вне всякого сомнения.
    2. +2
      11 мая 2026 09:45
      Прямое вмешательство Англии в случае победы России в РЯВ весьма сомнительно. Пытались бы минимизировать результаты дипломатическим путём. Положение англов было не столь блестящим в тот момент. Недаром даже с проигравшей РЯВ Россией стали делить зоны влияния в Персии. И Россия была уже очень нужна Англии в Антанте.
      Пример осторожных действий Англии. Когда Россия захотела купить чилийские броненосцы, построенные в Англии, ей не отказали напрямую, а купили для, своего флота. А потом ещё почти полгода переделывали, чтобы приблизить к своим требованиям. И после того, как 2 эскадра побила английских рыбаков пошумели и затихли. А ведь повод был прямой "казус белли".
      1. +2
        11 мая 2026 09:54
        Роль играет не повод, а целесообразность. Выбить Россию из Китая - цель для Великобритании стратегическая. А тут классическая возможность вести сухопутную прокси-войну. В Персии такой возможности не было, да и переброска русских войск в район боевых действий обеспечивала им кратное преимущество. В Манчжурии и Корее всё выглядело совсем иначе.
  4. vet
    -4
    11 мая 2026 08:13
    Три крейсера — «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», ушли в Манилу и были интернированы там. Транспортный корабль «Корея» и буксирный пароход «Свирь» были интернированы в Шанхае.

    И потом служили России. А капитан знаменитого крейсера "Варяг", получив предложение интернировать корабль, попытался "убиться о стену", когда не получилось - затопил его на мелководье (даже мне взорвал). Японцам понравилось - как же, "кодекс Бусидо". К тому же они этот полностью исправный крейсер сразу же подняли и ввели в состав своего военного флота. А России требовались герои - а тут как раз Руднев с его бесполезным и вредным затоплением "Варяга"... И возникает очень неприятный вопрос: действия каких капитанов все же были более адекватными ситуации? И принесли России большую пользу?
    1. +7
      11 мая 2026 08:21
      Покажите мне, пожалуйста, параграф Морского Устава, согласно которому бегство с поля боя без приказа флагмана есть "действия адекватные ситуации". Этак любые воины сдавшиеся в плен, а по возвращении - долго трудившиеся на благо Родины, гораздо "адекватнее" Защитников Брестской Крепости-Героя.
      1. vet
        -1
        11 мая 2026 08:37
        Если бы Руднев взорвал крейсер (как был взорван находившийся ряжом "Кореец") - вопросов бы, наверное, не было. Но он затопил практически не поврежденный корабль на мелководье! Я слышал даже, что, якобы, вначале пошли разговоры о "договорнячке". Но тут же были прекращены, поскольку было решено считать Руднева героем.
        1. +1
          11 мая 2026 09:14
          А вот героизация "Варяга" - чистый агит проект тех времён. Стране нужны герои? Их есть у нас для вас!
          Недаром любимым кораблём Русско-Японской войны 1904 - 1905 г. у моего внука является "Рюрик".
          1. +2
            11 мая 2026 11:05
            Цитата: Виктор Ленинградец
            А вот героизация "Варяга" - чистый агит проект тех времён. Стране нужны герои? Их есть у нас для вас!

            8 февраля 1954 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг». Указ подписали председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов и секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. Пегов
            Ранее в 1946 на экраны вышел фильм о подвиге Варяга и Корейца.
            1. +1
              11 мая 2026 15:02
              В ту же кассу, как говорится. В конце концов мифы становятся эпосом.
        2. +3
          11 мая 2026 10:00
          Цитата: vet
          Если бы Руднев взорвал крейсер (как был взорван находившийся ряжом "Кореец") - вопросов бы, наверное, не было.

          Просто тогда предполагалось, что его будут поднимать свои, а не японцы.
        3. +2
          11 мая 2026 14:03
          В начале войны считали что война будет победоносной и недолгой. Логика Руднева проста: щас победим япошек, а потом поднимем почти неповрежденный корабль. Но что то пошло не так :(
        4. +2
          11 мая 2026 14:22
          Цитата: vet
          Если бы Руднев взорвал крейсер (как был взорван находившийся ряжом "Кореец") - вопросов бы, наверное, не было. Но он затопил практически не поврежденный корабль на мелководье! Я слышал даже, что, якобы, вначале пошли разговоры о "договорнячке". Но тут же были прекращены, поскольку было решено считать Руднева героем.

          Во первых, Руднев сбежать не мог в принципе, в отличие от этих трех. То есть вариантов у него было только три-
          1.Попытаться прорваться,
          2.Ничего не делать и надеяться, что его не тронут.
          3.Вывести крейсер из строя.
          Может он боялся причинить вред кораблям, стоящим на рейде, а может думал, что война не продлится долго и японцы не успеют поднять крейсер и ввести его в состав флота.. В любом случае он не сдался как Небогатов и Раскольников
        5. Цитата: vet
          Но он затопил практически не поврежденный корабль на мелководье!

          Ага. В нейтральном порту, забыли добавить. То есть в случае победы России корабль можно было бы вернуть в состав флота
          1. vet
            -2
            11 мая 2026 16:33
            Но в итоге он оказался в составе японского флота. Выкупили было, но в итоге в составе российского флота он так и не послужил. Вообще очень уж печальная судьба легендарного корабля.
            1. Цитата: vet
              Но в итоге он оказался в составе японского флота.

              Оно так, но поймите, что если бы Руднев взорвал крейсер, а Россия выиграла бы войну, то сегодня те, кто
              Цитата: vet
              Я слышал даже, что, якобы, вначале пошли разговоры о "договорнячке".

              Рассказывали бы, что Руднев заключил "договорнячок" с японцами, взявшись уничтожить ненавистный им крейсер и за 30 сребренников лишил Россию первоклассного корабля.
          2. +4
            11 мая 2026 18:30
            Хотел добавить. В нейтральном порту без перспективы ремонта, а повреждения были очень серьензными рулевое управление и пробоина ниже ватерлинии.
            Если бы корабль затопили в фарватере проход крупных кораблей стал бы невозможен. Руднев на такой шаг пойти не решился, в конце концов корабли Франции, Германии и Британии взяли на борт выживших моряков Варяга. Американский капитан в этом отказал...
            Что довольно показательно самую "эпическую" песню о Варяге сочинил австриец.
            В феврале 1904 года австрийский поэт и писатель Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», вдохновлённое подвигом «Варяга». Оно было опубликовано в мартовском номере немецкого журнала Jugend
            1. -1
              11 мая 2026 19:45
              Что довольно показательно самую "эпическую" песню о Варяге сочинил австриец.

              В глазах обывателя того времени- война европейцев с азиатчиной.
              Русские для европейцев были свои, в отличии от чужаков- японцев.
              1. +1
                11 мая 2026 20:14
                Русские для европейцев большая проблема, чем явные азиаты. Выглядят как европейцы, а менталитет азиатский. Азиаты, японцы в том числе очевидны и предсказуемы . Русские - нет.
                Это из соображений писателя-фантаста Ю. Никитина. ИМХО это верное наблюдение. smile
                1. 0
                  11 мая 2026 20:32
                  Сейчас другие времена. А тогда шло разграничение- европейцы- азиаты. Японцы по этому поводу испытывали большие комплексы. Наши у них в плену были как в санатории, чтобы Европа не подумала, что они азиатские дикари какие-то.
                  Песня австрийца наглядно показывает, на чьей стороне были симпатии.
                  1. vet
                    -1
                    12 мая 2026 08:43
                    разграничение- европейцы- азиаты. Японцы по этому поводу испытывали большие комплексы. Наши у них в плену были как в санатории, чтобы Европа не подумала, что они азиатские дикари какие-то.

                    У Пикуля в романе "Три возраста Окини-сан", помнится, о пребывании русского морского офицера в японском плену рассказывалось.
                    1. +2
                      12 мая 2026 09:46
                      Не читал, но к Пикулю, как историческому источнику, отношусь сдержанно. Есть воспоминания тех кто побывал в плену, фотографии. Японцы старательно доказывали, что они большие европейцы, чем сами европейцы. Для пленных создали специальные госпитали, издавали журнал, можно было писать на родину (хотя цензура присутствовала), офицерам вернули личное оружие (на фото). Одна из главных проблем в плену- скука, поэтому пленным специальным положением разрешили работать за зарплату.
                      Японская сторона максимально стремилась придерживаться требований Гаагской конвенции 1899 г. о положении и правах военнопленных. Это, можно сказать, был "золотой век" военнопленных.
                      1. vet
                        +5
                        12 мая 2026 09:57
                        Я в школе его читал "запоем". Но чем больше интересовался историей, тем меньше он мне нравился. Такой парадокс: Пикуль пробуждает интерес к истории - но сам при этом постепенно "обесценивается".
                      2. +3
                        12 мая 2026 13:00
                        Да, есть такая проблема. К нему стоит относится как к художственной литературе, а не как к историческому источнику.
                      3. +3
                        12 мая 2026 13:15
                        Цитата: solar
                        К нему стоит относится как к художственной литературе, а не как к историческому источнику.

                        Одна беда: не все это, к сожалению, понимают...
                      4. 0
                        19 мая 2026 20:03
                        Цитата: vet
                        Я в школе его читал "запоем". Но чем больше интересовался историей, тем меньше он мне нравился. Такой парадокс: Пикуль пробуждает интерес к истории - но сам при этом постепенно "обесценивается".

                        Пикулю может верить человек, ничего не знающий о флоте.
                        Так, например в романе "из тупика" у него на аскольде имелись башни главного калибра....
            2. -1
              12 мая 2026 22:07
              Цитата: Толстый
              В нейтральном порту без перспективы ремонта, а повреждения были очень серьензными рулевое управление и пробоина ниже ватерлинии.

              Подняв крейсер японцы серьезных повреждений не обнаружили. О чем есть подробный отчет. Это выдумки Руднева для оправдания слива. Прорыв был вполне реален, Аскольд позже спокойно прорвался сквозь более крупные силы.
              1. 0
                19 мая 2026 20:05
                Цитата: Saxahorse
                Цитата: Толстый
                В нейтральном порту без перспективы ремонта, а повреждения были очень серьензными рулевое управление и пробоина ниже ватерлинии.

                Подняв крейсер японцы серьезных повреждений не обнаружили. О чем есть подробный отчет. Это выдумки Руднева для оправдания слива. Прорыв был вполне реален, Аскольд позже спокойно прорвался сквозь более крупные силы.

                Варягу надо было пройти по извилистому фарватер, в отличие от Аскольда, прямо на поджидающие его корабли японцев.
                Серьезных разрушений может и не было, а вот убыль личного состава была значительна.
        6. 0
          13 мая 2026 08:42
          Цитата: vet
          Но он затопил практически не поврежденный корабль на мелководье!


          А там было большие глубины вокруг? Специально место выбрал, где глубины поменьше, чтобы супостату было проще кораблик поднять? laughing
          Ну иные утверждают (почем купил, по том и продаю), что затоплением крейсера Руднев попытался перегородить фарватер, тем самым затруднив возможную высадку японского десанта.

          Ну а точка зрения, что прорваться можно было через строй японской эскадры, имеет мало общего с реальностью. При такой попытке "Варяг" наверняка получил бы сильные повреждения от бортового залпа японских кораблей, после чего его легко добили бы миноносцы.
      2. -1
        11 мая 2026 09:29
        А что они должны были делать? Стать мишенью для японцев?
        «Лихо, отважно вел себя наш головной корабль “Олег”: он не прятался за броненосцы, не избегал стрельбы, а сам первым торопился начать ее. Заметив приближение крейсеров, он тотчас же шел им навстречу, вдвоем с “Авророй” – на десятерых, и схватывался с ними на контркурсах. От окончательного расстрела “Олега” и “Аврору” спасла быстрота и частая смена ходов: мы сбивали этим неприятеля, не давали ему точно пристреляться. За весь бой верная “Аврора” ни на одну пядь не отстала от своего флагмана. Один раз, когда “Олег” почему-то вдруг сразу застопорил свои машины, “Аврора” вышла вперед в сторону неприятеля и грудью прикрыла “Олега”. … Были ужасные, так называемые, «поворотные» точки, когда неприятель хорошо пристреливался и удачно концентрировал огонь по “Олегу”, так что последний казался весь окутанным брызгами, взметами белой пены, черным дымом с проблесками огня. Мы нередко видели, как бедный корабль не выдерживал этого огня, клал круто на борт руля, поворачивал на восемь румбов и, выходя из сферы огня, оставлял ее позади. “Аврора” тотчас же следовала его примеру, клала руля, но, катясь по инерции, должна была вступать в этот ужасный, засыпаемый на наших глазах чугунным градом, район».
        1. -2
          11 мая 2026 09:47
          "От вороны карапуз убежал заохав... "
          Дальше Вы знаете, надеюсь. Все-таки выродилось офицерство при Миротворце и его отпрыске. Даже не стесняются рассказывать, как им бедным было страшно под вражеским огнём.
          Раскрою страшную тайну: японцам ТОЖЕ было страшно, но взяв волю в кулак они шли в огонь. А глядя на офицеров и матросы являли собой пример отваги и верности долгу. А ещё - прекрасной боевой подготовки, о чем за визитами-банкетами подзабыли наши офицеры, не всё, но дело это не спасло.
          1. -2
            11 мая 2026 09:54
            Писал доктор с Авроры, ему, может, и было страшно, он же не боевой офицер.
            Да и с воронами всяко бывает.
            https://obltv.ru/news/vorony-napali-na-detey-iz-detskogo-sada-5950
    2. Цитата: vet
      К тому же они этот полностью исправный крейсер сразу же подняли и ввели в состав своего военного флота.

      Ага. Крейсер утопили в феврале 1904 г. а подняли - в августе 1905 г., то есть через 1,5 года после утопления. Сразу же подняли, да.
      А в строй "полностью исправный" корабль японцы ввели в конце 1907 г., то есть почти через 4 года после утопления и через 2,5 года после подьема.
    3. -2
      11 мая 2026 19:38
      Цитата: vet
      А России требовались герои - а тут как раз Руднев с его бесполезным и вредным затоплением "Варяга"..

      какая же инфернальная ненависть к признанным русским героям и подвигам-погибло и ранено в бою 110 человек, не сдался никто.

      Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варягъ» по личному решению императора Муцухито. Новобранцам капитан судна объявлял о том, что они будут обучаться на русском корабле, который сразился с целой эскадрой, а его экипаж отказался сдаться в плен

      Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
      Кипящее море под нами!
      Не думали мы ещё с вами вчера,
      Что нынче умрём под волнами!

      Не скажут ни камень, ни крест, где легли
      Во славу мы русского флага,
      Лишь волны морские прославят вовек
      Геройскую гибель «Варяга»!


      пс А ссср требовались герои - а тут как раз -------,-----, с их бесполезным и вредным ----,------.-правильно?
  5. +1
    11 мая 2026 08:25
    Между тем решение занять даже и один Ляодунский полуостров крайне оскорбило и возмутило претендовавших на него японцев
    напомню, что японцы никогда не имели и не имеют никаких прав на Корею, ненавидимы жителями, в то время как Россия законно и официально арендовала Порт Артур.

    Странно, что автор не предложил передать Японии и Владивосток-это еще более умаслило бы японцев.

    Николай II и многие лица из его ближайшего окружения почему-то не принимали во внимание фактическое положение дел на принадлежавших России огромных территориях Восточной Сибири и Дальнего Востока. А ведь эти земли были крайне слабо заселены и фактически не освоены — перепись 1897 года дала пугающие данные, согласно которым во Владивостоке постоянно проживали всего 14 345 российских подданных


    Принимали-именно при Николае и шло стремительное заселение Сибири, ДВ и арктического побережья Сибири и знаменитые сибирские дивизии 1941 г-это николаевские сибиряки, только население Приморья выросло в 5 раз, осноаано 400 новых населенных пунктов.

    ранее было указано уже ранее, что население Владивостока по переписи 1897 не 14тыс, а почти 30 тыс чел

    ,
    и даже строившийся Транссиб вдруг от станции Маньчжурия свернул на юг к Порт-Артуру — на китайскую территорию, став на этом участке Маньчжурской железной дорогой (с 1917 г. — Китайско-Восточной, в настоящее время — Харбинская железная дорога). На Владивосток железнодорожный путь пошел от... Харбина!
    автору бы карту посмотреть-жд пошла прямо-по кратчайшему пути к Владивостоку, в противном случае (обхода с севера) стр-во жд не успело бы к началу войны абсолютно и армия и ДВ были бы в катастрофическом положении-без подвоза резервов и припасов.


    Лейтенант П. Шмидт вспоминал:

    Пребывание в Либаве в течение 8 месяцев, во время приготовления эскадры Рожественского, ярко осветило мне те язвы бюрократического режима, которых я не мог видеть в коммерческом флоте

    товарищ Шмидт дезертировал в Порт саиде с эскадры Рожественского -"хорош" у автора эксперт lol И да он официально был шизофреником, вором, трусом, бездарным военным, дезертиром, и офицером, лишенным чести. Так гласили документы советского времени
    1. vet
      +2
      11 мая 2026 08:42
      ранее было указано уже ранее, что население Владивостока по переписи 1897 не 14тыс, а почти 30 тыс чел

      Посчитайте - с иностранными гражданами, проживающими во Владивостоке и получается больше 30 тысяч:
      во Владивостоке постоянно проживали всего 14 345 российских подданных, из которых 10 тысяч были солдатами и офицерами местного гарнизона. Зато иностранцев насчитали 12 577

      Заселение Сибири:
      при Николае и шло стремительное заселение Сибири, ДВ

      Скорее при Столыпине, которого окружение Николая 2 люто ненавидело. И после убийства премьера потихоньку программа переселения стала сворачиваться.
      -жд пошла прямо-по кратчайшему пути к Владивостоку

      Вкладывали деньги в чужую территорию и развивали ее - вместо своей. А войны можно было избежать. Не лезть ни в Маньчжурию, ни в Корею. Дома дел хватало.
      1. -3
        11 мая 2026 10:35
        Цитата: vet
        Посчитайте - с иностранными гражданами, проживающими во Владивостоке и получается больше 30 тысяч:

        в переписи 1897 в Владивостоке по гражданству подсчета нет
        Цитата: vet
        Скорее при Столыпине, которого окружение Николая 2 люто ненавидело. И после убийства премьера потихоньку программа переселения стала сворачиваться

        при Императоре: на его земли, на утвержденный им бюджет, последние переселенческие билеты отменял уже т.н. совнарком
        Цитата: vet
        Вкладывали деньги в чужую территорию и развивали ее - вместо своей.

        в свою дорогу -к своиему Приморью и ПА и при невозможности быстро построить по своей территории до войны
        Цитата: vet
        А войны можно было избежать. Не лезть ни в Маньчжурию, ни в Корею. Дома дел хватало

        а в Сибирь тоже не надо было "лезть"? В Приморье, Новороссию, Оренбуржье, на Кубань, Кавказ и пр? Ведь дома стока делов.....
        1. vet
          +2
          11 мая 2026 10:56
          в Сибирь тоже не надо было "лезть"?

          Сибирь и Дальний Восток были российскими, но практически не освоенными. Вот об их заселении и освоении и нужно было думать, а не "лезть" в Маньчжурию и Корею. И как вообще можно было планировать экспансию в эти области в таких условиях? Когда ни обустроенных баз для снабжения нет, ни нормальных дорог для перевозки хоть войск, хоть любых грузов. "Государственная мудрость" Николая 2 - прямо из всех щелей лезет. Не удивительно, что он в конце концов и страну развалил, сам был расстрелян и свою династию погубил.
          1. -2
            11 мая 2026 19:49
            Цитата: vet
            Сибирь и Дальний Восток были российскими, но практически не освоенными. Вот об их заселении и освоении и нужно было думать, а не "лезть" в Маньчжурию и Корею.

            а что, еще раз спрашиваю, делов в России не было, что в сибирь полезли?

            В России-уже все решили?
            Цитата: vet
            И как вообще можно было планировать экспансию в эти области в таких условиях?

            И как вообще можно было планировать экспансию в сибирь в таких условиях?Когда ни обустроенных баз для снабжения нет, ни нормальных дорог для перевозки хоть войск, хоть любых грузов.
            Цитата: vet
            "Государственная мудрость" Николая 2 - прямо из всех щелей лезет

            стандартов свободы, жизни народа при Николае- ваши "умники" не достгли никогда, еще и доведя народ до вымирания-сравните с Николаем, ага
            1. Комментарий был удален.
        2. vet
          +1
          11 мая 2026 11:02
          на Кубань, Кавказ

          Грузия, если не ошибаюсь, 4 раза в состав России просилась - и ей отказывали. Потому что понимали: залезть на Кавказ можно - но только за тем, чтобы там по морде получить. И когда, наконец, согласились, получили тяжелейшую войну с горцами Кавказа - но уже имели силы ее себе позволить - и в ней победить. Государственная мудрость у людей была. А вот у Николая 2 с его проектом "Желтороссии" ее не было.
    2. +1
      11 мая 2026 11:00
      То же самое про Вторую эскадру писали и те,кто не дезертировали и выжили в бою.
    3. +2
      11 мая 2026 11:01
      Порт-Артур японцы считали своей законной военной добычей, которую у них отобрали Российская и Германская империи.
    4. +6
      11 мая 2026 14:21
      Цитата: Ольгович
      напомню, что японцы никогда не имели и не имеют никаких прав на Корею, ненавидимы жителями, в то время как Россия законно и официально арендовала Порт Артур.

      А при чём тут Корея? Японцы победили в войне с Китаем и по её итогам должны были получить Квантунский полуостров. Затем налетели Великие Державы и заставили отдать территории Китаю обратно. Японцы территории отдали. Китаю. И тут же их взяла себе Россия.

      Я уже приводил этот пример: представьте, что Россия победила в войне с Турцией и получила по мирному договору вожделенные Проливы - точно такие же исконно чужие земли. Не успели ещё высохнуть чернила, как Державы собрали конференцию (скажем, в Берлине wink ) и заставили Россию отдать Проливы обратно. После чего эти проливы были тут же арендованы, скажем, Британией - которая бы построила там базу и перевела весь Средиземноморский флот.
      Как Россия после такого будет относиться к Британии? smile
      1. -1
        11 мая 2026 19:57
        Цитата: Alexey RA
        А при чём тут Корея?

        территоря же
        Цитата: Alexey RA
        Японцы победили в войне с Китаем и по её итогам должны были получить Квантунский полуостров.

        агрессор получил шиш-что не так?
        Цитата: Alexey RA
        Я уже приводил этот пример: представьте

        чушь какая-то, уж извините.
        Цитата: Alexey RA
        по мирному договору вожделенные Проливы - точно такие же исконно чужие земли

        турки там захватчики И?
  6. +1
    11 мая 2026 10:37
    Спасибо автору за проделанную работу, однако, возможно, стоило подобрать другое название для статьи. В данном материале не рассматривается развитие всего военно-морского флота России, так как существует ещё и Черноморский флот. Статья охватывает лишь общие действия России на Дальнем Востоке.
    1. -1
      13 мая 2026 17:02
      Цитата: 27091965i
      Спасибо автору за проделанную работу, однако, возможно, стоило подобрать другое название для статьи.

      Угу. А еще лучше другую область для приложения усилий. Чтобы не позориться
      1. 0
        13 мая 2026 17:10
        Добрый день.
        Уважаемый Иван, "культур-мультур" называется. laughing
      2. vet
        +1
        14 мая 2026 09:36
        Ваши статьи (4) Иван, уж, извините, гораздо хуже написаны и плохо читаются. Да Вы, вероятно, и сами это понимаете. Отсюда и такая желчь.
        1. -1
          14 мая 2026 11:00
          Цитата: vet
          Ваши статьи (4) Иван, уж, извините, гораздо хуже написаны и плохо читаются.

          Верно. Я тогда только начинал.
          Но при этом, в них уже тогда не было откровенной ахинеи))
  7. +1
    11 мая 2026 11:00
    в статье смешались кони, люди...... bully , Витте, который вбухивал миллионы в КВЖД и Дальний, оказался вдруг противником Желтороссии... bully, тут либо крест снимать либо трусы надевать.... bully
    1. vet
      -2
      11 мая 2026 11:05
      Насколько я понимаю, Витте был за освоение Маньчжурии. А камень преткновения и причина войны - Корея. А это уже проект "безобразовцев".
      1. +3
        11 мая 2026 11:11
        А камень преткновения и причина войны - Корея
        - это не причина, это повод....
  8. 0
    11 мая 2026 12:26
    О гибели Первой и Второй Тихоокеанских эскадр нужно писать не статьи, а книги, которые, впрочем, уже написаны.

    Главний урок не поняли до епохи СССР. В СССР сделали правильний вьивод, но после СССР все снова забьили. А он главний урок очень простой: Не надо делат дорогое оружие в угоду капитала и его прибилей. Надо делат дешевое оружие для военной победой.
  9. +2
    11 мая 2026 13:23
    Титульное фото к статье "Император Николай II среди матросов эсминца «Украина»", 1910-е годы (1912). Интересно своей не парадностью. Присмотритесь к форме матросов. Рубахи с короткими руковами из под которых видны тельняшки.
    Сильно отличается от привычного официоза. Например фото Император Николай II пробует пищу на эскадренном миноносце «Эмир Бухарский». 1912 год (Российский государственный архив ки­но­фо­то­фо­но­до­ку­мен­тов). Офцеры отдают честь, все в идельной форме.
  10. +5
    11 мая 2026 13:55
    Между тем, во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. выяснилось, что и подготовка морских офицеров отстает от мирового уровня: многие из них не умели пользоваться дальномерами, что стало главной причиной низкой эффективности огня артиллерийских орудий.
    Казалось, что после прошлой статьи с "бронированием миноносцев сальными свечами" и прочими непотребствами автор отойдет от смакования сплетен столетней давности.
    Можно же было почитать хотя бы Военное Обозрение (циклы статей АндреяизЧелябинска, например), прежде чем писать?
    В общем, прошлая статья была, конечно, еще тем "днищем", но эта - когда "из-под днища ещё постучали".
    Печаль.
    am
  11. vet
    -2
    11 мая 2026 14:01
    Я готов на самую большую жертву. Это тот максимум, который можно ожидать от человека...
    вице-адмирал Рожественский сдался в плен

    Да уж, не слишком большой "максимум".
  12. +2
    11 мая 2026 14:07
    Одной из причин арендовать Ляодунский полуостров стало желание иметь на Тихом океане незамерзающий порт. В этом убеждал Николая II и уже знакомый нам по предыдущей статье великий князь и генерал-адмирал Алексей Александрович.

    Самое замечательно то, что никто из адмиралов, рассматривавших вопросы базирования русского флота на Дальнем Востоке, вообще не считал Порт-Артур возможным местом для базы флота - всех отпугивал мелкий и узкий вход. Порт-Артур был навязан флоту директивно - МИДом.
    1. -1
      13 мая 2026 17:05
      Цитата: Alexey RA
      Самое замечательно то, что никто из адмиралов, рассматривавших вопросы базирования русского флота на Дальнем Востоке, вообще не считал Порт-Артур возможным местом для базы флота - всех отпугивал мелкий и узкий вход.

      Это, серьезный недостаток, но ... а какие альтернативы? Могли бы занять Мозампо или Каргодо? Или протянуть к ним ЖД?
  13. 0
    11 мая 2026 14:18
    Жестокий урок войны с Японией

    Урок для кого? У нас этот урок до сих пор не выучили. sad
  14. -1
    11 мая 2026 17:27
    Урок был один: Россия не океанская страна и вкладывать деньги в броненосцы, а далее линкоры глупость, нужны крейсера на Дальнем Востоке и побольше эсминцев и подводных лодок. Но урок не был выучен и опять глупо были потрачены огромные деньги в ущерб армии.
  15. 0
    16 мая 2026 09:55
    По итогу Цусимского боя РИ потеряла 21 корабль( 7 броненосцев, 5 броненосных крейсера,2 бронепалубных крейсера,1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев,3 транспорта). За 2022-2026 по публикуемым данным РФ потеряла 23 корабля( 22 КЧФ( 12- затонуло, 10- серьезно повреждено), 1- строящийся в Выборге). Источник - Википедия( а официальных сведений о потерях нет). Получается , мы по потерям уже превзошли достижения Цусимы!Правда там еще 7 кораблей попали в плен и были потом поставлены на службу Японии или порезаны, 6 интернированы в нейтральных портах. Так что если вдруг какие нибудь шведы начнут захватывать наши боевые корабли( а командование Флота категорически запретит отвечать, только сдаваться по приказу Сами Понимаете Кого.Думаете, это невозможно?)и потом передавать их украине, то и по этому показателю можем превзойти русский флот 1905г!
    1. 0
      22 мая 2026 21:04
      Цитата: юрий Л
      По итогу Цусимского боя РИ потеряла 21 корабль( 7 броненосцев, 5 броненосных крейсера,2 бронепалубных крейсера,1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев,3 транспорта). За 2022-2026 по публикуемым данным РФ потеряла 23 корабля( 22 КЧФ( 12- затонуло, 10- серьезно повреждено), 1- строящийся в Выборге). Источник - Википедия( а официальных сведений о потерях нет). Получается , мы по потерям уже превзошли достижения Цусимы!Правда там еще 7 кораблей попали в плен и были потом поставлены на службу Японии или порезаны, 6 интернированы в нейтральных портах. Так что если вдруг какие нибудь шведы начнут захватывать наши боевые корабли( а командование Флота категорически запретит отвечать, только сдаваться по приказу Сами Понимаете Кого.Думаете, это невозможно?)и потом передавать их украине, то и по этому показателю можем превзойти русский флот 1905г!

      Вы сравниваете потери в одной
      битве и потери за 4 года войны. Ну посчитайте тогда потери флотов СССР во второй мировой, что ли. Глупо сравнивать прямое столкновение эскадр и дистанционную войну.