Гранатомёт из водопроводной трубы и гильзы

13 112 61
Гранатомёт из водопроводной трубы и гильзы


В 1970 году в полесской земле нашли двадцатикилограммовый стальной клин, тот самый, которым партизаны 125-й бригады в 1943-м пускали под откос немецкие эшелоны. Уходя от карателей, его закопали и забыли почти на тридцать лет. Сегодня клин лежит в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, и вместе с ним в музейной полутьме осталась почти вся «оружейная школа» одного человека — лейтенанта-железнодорожника Тенгиза Шавгулидзе. Его ружейный гранатомёт стрелял на триста метров, делался из артиллерийской гильзы и винтовки Мосина и почти буквально повторял идею, которую Красная армия к 1941 году сочла устаревшей.




«клин Шавгулидзе»

Железнодорожник в партизанском отряде


Тенгиз Шавгулидзе — кадровый офицер РККА, лейтенант железнодорожных войск. В 1941 году попал в окружение, был ранен и оказался в немецком плену. Бежал и в июне 1942 года вышел к партизанам в Минской области — раненым, после многих недель скитаний. Послевоенная биография в открытых источниках почти не реконструируется: неизвестны ни дальнейшая служба, ни год и место смерти, ни список наград. Шавгулидзе остаётся фигурой одного эпизода, зато эпизода исключительно плотного.


Тенгиз Шавгулидзе — кадровый офицер РККА, лейтенант железнодорожных войск

Первое, что он сделал в отряде, — занялся не оружием, а железной дорогой. Зимой 1942/1943 года Шавгулидзе собрал устройство, которое в партизанских отчётах назвали «клином», по сути одноразовую путевую стрелку. Отрезок рельса нужного профиля, упорный клин, всё вместе — около двадцати килограммов. На установку уходила минута. Состав, идущий по обычному пути, упирался колёсами в клин и сходил с рельсов под откос вместе с техникой и тем, что в эшелоне ехало.

Первое применение Шавгулидзе провёл лично: сам пополз к рельсам ставить собственную конструкцию. Дальше клин ушёл в серию: бригады копировали его, под него писали инструкции. Один из образцов и был тот самый — закопанный 125-й бригадой имени П. К. Пономаренко при отходе и найденный четверть века спустя.

Граната ШГ: точка отсчёта


К весне 1943 года клин уже работал, но партизанам всё острее не хватало другого: обычных ручных гранат. Захваченные у вермахта M24 («колотушки») и редкие Ф-1 с Большой земли расходились мгновенно. Шавгулидзе предложил решение, простое до неприличия: корпус — обрезок водопроводной трубы, внутри взрывчатка (тол или аммонал из тех же подрывных запасов, что шли на рельсы), запал из бикфордова шнура и капсюля-детонатора. Поджёг — отсчитал — бросил.

Водопроводная труба здесь не случайность. Это материал, который в лесной мастерской 1943 года стабильно есть: со станций, из разрушенных посёлков, из бывших помещичьих усадеб. Стенка достаточной толщины, чтобы дать осколки; диаметр под удобный хват. Производство ставилось на поток без станочного парка: ножовка, тиски, сверло.

В позднейших публикациях встречается формулировка, что граната Шавгулидзе «по разрушительной силе превосходила штатные». Это, скорее, оценка самих партизан: заряд в трубе мог быть и тяжелее, чем у Ф-1, но геометрия осколочного поля у самоделки была заведомо хуже, чем у заводской «лимонки». Что не помешало гранатам отработать: в начале июня 1943 г. ими, по партизанским отчётам, был разгромлен немецкий гарнизон на станции Фаличи.

Дальше упёрлись в очевидное: рукой граната летит на тридцать метров. Дистанция боя в засаде ближе к сотне. Нужно было что-то посередине между гранатой и миномётом.

Конструкция ПРГШ: ружейная мортирка на партизанской элементной базе


Идея, к которой пришёл Шавгулидзе летом 1943 года, в РККА была не нова. С 1928 года на вооружении стоял ружейный гранатомёт Дьяконова — 41-мм мортирка, надевавшаяся на ствол винтовки Мосина, со штатной осколочной гранатой массой около 360 граммов и дальностью от 150 до 800 метров. К началу войны систему массово снимали: в стрелковом отделении её вытесняли 50-мм ротные миномёты. На складах гранатомётов Дьяконова к 1942 году оставалось много, но как направление оно считалось закрытым.


Шавгулидзе как кадровый офицер о Дьяконове знал. И собрал, по сути, его партизанский аналог на той элементной базе, какая была в лесу.

Схема партизанского ружейного гранатомёта Шавгулидзе, сокращённо ПРГШ, выглядела так:
  • Мортирка-насадка из стреляной гильзы 45-мм танковой или противотанковой пушки надевается на дульную часть винтовки или карабина Мосина.
  • Граната надкалиберная, то есть толще ствола, с хвостовым стержнем; стержень вставляется в канал ствола винтовки.
  • В патронник идёт холостой винтовочный патрон (боевой, у которого вытащили пулю и оставили пороховой заряд).
  • Выстрел: пороховые газы давят на хвостовик и разгоняют гранату по дуге на дистанцию около трёхсот метров.

ПРГШ собирался из того, что лежало буквально под ногами. Винтовка Мосина — основное стрелковое оружие и партизан, и войск, на которые они выходили; о проблеме „где взять Мосина" в Беларуси 1943 года речь не шла. Гильзы 45-мм — массовый расходник: «сорокапятка» обр. 1937 г. была одной из самых распространённых пушек первой половины войны, гильзы оставались на любом месте боя.


И вот тут видна разница между Дьяконовым и Шавгулидзе, разница не в идее, а в исполнении. У Дьяконова была точёная мортирка заводского образца, унифицированная граната, рассчитанная баллистика. У Шавгулидзе — гильза от «сорокапятки», корпус собственного изготовления, дальность «около трёхсот». Ружейная мортирка как тип к 1943 году в большой армии уже уходила; в партизанском лесу она вернулась, потому что заводов под боком нет, а триста метров до немецкой колонны есть. Идею ружейного гранатомёта в Первую мировую отработали французы (мортирка Vivien-Bessières на винтовку Lebel, 1916 год); Шавгулидзе, независимо от того, знал он об этом или нет, прошёл по тому же маршруту.


Партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе

Производство и «партизанская Катюша»


К 1 января 1944 г. в партизанских формированиях Минской области, по партизанским отчётам, было изготовлено 120 гранатомётов ПРГШ и более 3000 гранат к ним. Это уже не штучный самодел, а серия — пусть кустарная, но поставленная в нескольких бригадных мастерских. Для масштаба: 120 стволов — это полноценное вооружение нескольких рот.

Самый известный эпизод относится к зиме 1944 г.: лесная дорога между Любанью и Уречьем. Шесть партизан с ПРГШ сидели в засаде на взвод полицаев; позиции пришлось вытянуть в линию вдоль колеи, как и положено в зимнем лесу, где сходить с дороги в снег марширующая рота не станет. По дороге прошла рота карателей в советской форме, впятеро больше ожидаемого. Шесть стволов отработали залпом, в боевых порядках разорвалось шесть гранат одновременно, и каратели отошли, оставив убитых и раненых. В партизанской среде за этим залпом закрепилось прозвище «партизанская Катюша» — преувеличение, понятно, но передающее ощущение: одиночный гранатомёт сам по себе ничего особенного не показывал, шесть в залпе уже да.


Ремонт оружия в кустарной оружейной мастерской у партизан

Шесть здесь — число обычной разведгруппы или диверсионной партии для засады, а не штатного «гранатомётного расчёта»: специализированных подразделений под ПРГШ в бригадах не формировали. Просто к 1944 году каждый второй боец в группе шёл с винтовкой Мосина, на которой жила насадка-мортирка. В этом и заключался смысл всей системы: не новый род войск, а апгрейд обычного партизанского отделения.

Сама тактика «шестерых одновременно» косвенно описывает и ограничения ПРГШ. Точность надкалиберной гранаты, разогнанной холостым патроном из самодельной мортирки на гильзе, была невысокой; стрелять прицельно по точечной цели на 300 метров такая система не позволяла. ПРГШ работал как залповое и площадное оружие: по колонне, по группе, по гарнизону. По одиночной фигуре нет.

Послевоенной карьеры у системы не случилось. Ружейные мортирки эпохи Дьяконова в пехоте уходили окончательно: их место занимали ротные миномёты, а позже подствольные гранатомёты следующего поколения. Но партизанское оружие вообще живёт по другой логике, чем армейское. Армейское идёт от конструкторской мысли к материалу: КБ ставит задачу, под неё подбирают сталь, порох, технологию. Партизанское идёт обратно — от того, что лежит под ногами, к тому, что из этого получится. Водопроводная труба, гильза 45-мм, винтовка Мосина — это не выбор инженера, а инвентарь леса 1943 года; конструкция собирается из него, а не наоборот.

Поэтому ПРГШ остался в той же категории, в какой остаются финские пистолеты-пулемёты подпольной сборки сороковых или югославские миномёты девяностых. Везде один и тот же набор условий: нет промышленной базы, идёт локальная война, под рукой только то, что осталось от чужого хозяйства. И везде один и тот же ответ — оружие, которое никто специально не проектирует. Оно появляется заново каждый раз, когда заводов нет, а триста метров до противника есть.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    9 мая 2026 05:10
    Народ на выдумки хитер...чего только не придумывают...в статье описана лишь верхушка айсбейрга народных поделок.
    1. +6
      9 мая 2026 05:24
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Народ на выдумки хитер

      С языка сняли, только первое слово не правильное употребили wassat laughing
  2. +3
    9 мая 2026 05:25
    Сейчас тоже можно собирать на СВО различные идеи для борьбы с противником. Что то останется в части а что то можно будет принять на вооружение. Есть люди с талантом конструктора от природы.
    1. +7
      9 мая 2026 08:05
      Та же мортирка Дьяконова может быть опять опробована в деле. Потому что может унести значительный заряд дроби или свёрнутую сеть предназначенную для попадания по летящему вдалеке дрону.
      Да и про знаменитый раструб ствола мушкетона могут вспомнить.
      1. +5
        9 мая 2026 10:06
        Да и про знаменитый раструб ствола мушкетона могут вспомнить.

        Раструб мушкетона- для удобства заряжания. Изначально предназначались для кавалеристов, с раструбом на лошади было удобнее заряжать.
      2. +3
        9 мая 2026 11:08
        Цитата: ycuce234-san
        Та же мортирка Дьяконова может быть опять опробована в деле.

        А подствольник для чего дан?
        Цитата: ycuce234-san
        Да и про знаменитый раструб ствола мушкетона могут вспомнить.

        Раструб мушкетона был предназначендля упрощения заряжания, чтобы заряжающий со стороны ствола точнее попадал зарядом . Но ни как не для того, чтобы дробь/картечь разлеталась "поширше".....
  3. +5
    9 мая 2026 05:47
    Вспоминается фильм «Калашников»...Сколько же в России головастых «Кулибиных» и «Левшей»...
    Есть такая поговорка: «Голь на выдумки хитра»...Понятно, что в партизанском лесу любая самоделка приносила пользу. Только и Россия пришла из РСФСР, в которой была промышленность, были заводы, были станки, и сбрасывать это со счетов, как балласт, неправильно.
    Правильная идея похоронена, цели и перспективы размыты. Отсюда и все эти нестыковки перспектив с потребностями...
  4. +32
    9 мая 2026 06:32
    После войны работал инженером-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта.
    Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе также преподавал в Технической школе Московского метрополитена. Итогом его трудового пути стало 85 внедренных на железнодорожном транспорте и метрополитене изобретений, за которые он был удостоен звания «Заслуженный изобретатель РСФСР.
    С 1974 года на пенсии. Умер в Москве 30 декабря 1986 года.
    Очень достойная жизнь, советского человека.
    1. +7
      9 мая 2026 10:59
      Спасибо за дополнение к хорошей статье. Очень достойная биография!
    2. +9
      9 мая 2026 11:24
      "Одно из таких устройств - воздухораспределитель, над созданием которого Шавгулидзе трудился без малого 15 лет. Его можно с полным основанием назвать мозгом всей тормозной системы, управляющим процессами остановки поезда, обеспечивающим ее плавность, стопроцентную надежность, короткий тормозной путь"- одно из многих его изобретений. Талант, такие люди работали на благо страны.
  5. +3
    9 мая 2026 10:14
    Граната надкалиберная, то есть толще ствола, с хвостовым стержнем; стержень вставляется в канал ствола винтовки.

    На рисунке в статье граната калиберная, как и у гранатомета Дьяконова, рисунок внизу. Непонятно, как в партизанских условиях можно было изготовить гранату- она технически намного сложнее самой мортирки.
    1. +1
      9 мая 2026 11:50
      Непонятно, как в партизанских условиях можно было изготовить гранату- она технически намного сложнее самой мортирки.

      Возможно, путём разборки 45-мм. выстрела? Гильза, порох нам не нужны, - берем сам снаряд.
      1. +1
        9 мая 2026 13:17
        Снаряд пушки 45 мм весил около 1,5 кг, он ведь рассчитан на совсем другое давление при выстреле. Многовато для гранатомета. У Дьяконова максимальный вес осколочной гранаты- 360 грамм (50 граммов ВВ). Опять же взрыватель. Сработает ли он на такой малой скорости? И если гильзы по местам боев можно было найти, то со снарядами явно сложнее было (хотя, вероятно, возможно).
        1. +2
          9 мая 2026 13:30
          Начну с конца:
          И если гильзы по местам боев можно было найти, то со снарядами явно сложнее было

          До сих пор по лесам лежат в укупорке. Пушка выкатывалась на позицию силами расчёта, так же укатывалась. А вот снаряды таскали подносчики боеприпасов, как правило, по ночам.
          И, если приходилось менять позицию раньше, чем израсходован БК, то его просто бросали. Так делали тогда (и наши и немцы), делают и сейчас...
          Снаряд пушки 45 мм весил около 1,5 кг, он ведь рассчитан на совсем другое давление при выстреле. Многовато для гранатомета.

          Ну, с упором в грунт, почему-бы и нет. Считать надо. Масса известна, дистанция тоже...
          Я просто пытаюсь защитить свою мысль. Уж больно хорошо 45-мм. снаряд подходит к сему девайсу...
          Взрыватель и "стержень", да... пока смущают...
          Про надкалиберность в статье забыл, всё-таки граната, мне кажется, тут калиберная...
          1. 0
            9 мая 2026 13:42
            Ну, с упором в грунт, почему-бы и нет. Считать надо. Масса известна, дистанция тоже...

            Сильно разное количество пороха в гильзе 45 мм снаряда и в винтовочной пуле.
            По размеру снаряд к гильзе в принципе подходит. Но по массе явно нет. Логичнее делать на основе ручной гранаты. Например, РГ-42, РГ-41 того времени- 420 грамм. Но диаметр 55 мм, возможно, поэтому надкалиберная, её нужно приспособить.
            1. 0
              9 мая 2026 14:29
              Сильно разное количество пороха в гильзе 45 мм снаряда и в винтовочной пуле.

              Ну так и не надо броню пробивать. Энергии снаряда нужно ровно столько, чтобы его самого на 300 (до 300) метров забросить по навесной траектории.
              Логичнее делать на основе ручной гранаты.

              В статье прямое указание на дефицит гранат, посему и не рассматриваю их в своём упражнении.
              P.S.
              в винтовочной пуле.

              Да, там пороха кот наплакал.. tongue
              1. 0
                9 мая 2026 14:42
                Ну так и не надо броню пробивать.

                Использование в такой мортирке бронебойного или подкалиберного снаряда смысла не имеет, поэтому речь идет об осколочных.
                В статье прямое указание на дефицит гранат

                Во всяком случае применение ручных осколочных гранат реалистичнее, чем снарядов.
                1. 0
                  9 мая 2026 15:13
                  Во всяком случае применение ручных осколочных гранат реалистичнее, чем снарядов.

                  Непонятно, как в партизанских условиях можно было изготовить гранату- она технически намного сложнее самой мортирки.

                  Вот и упражняюсь мысленно....
                  1. 0
                    9 мая 2026 22:21
                    Вот и упражняюсь мысленно....

                    Очень полезное занятие.
                    good
          2. 0
            9 мая 2026 16:45
            Цитата: Керенский
            Уж больно хорошо 45-мм. снаряд подходит к сему девайсу....

            Тогда пришлось бы гильзу как-то растачивать, развальцовывать, чтобы снаряд вошёл в неё глубже, чем при обычном использовании. hi
            1. +2
              9 мая 2026 16:53
              Тогда пришлось бы гильзу как-то растачивать, развальцовывать,

              Обрезать дульце гильзы. Ножовкой...
              1. 0
                9 мая 2026 18:09
                Да, скорее всего, хотя на фото ещё и закраина какая-то имеется с двух сторон. Плюс к этому, если было дульце, то снаряд внутри болтался бы..
                1. +1
                  9 мая 2026 18:46
                  Да, скорее всего, хотя на фото ещё и закраина какая-то имеется с двух сторон.

                  Левая закраина - заводская, а правая (в которую криво вставлен штык) - самодельная. То есть гильза стоит наоборот. Дульная часть мортирки - отпиленное донце.
                  Ну хоть вопрос со "штырём", который вставляется в ствол отпал, - мортирка изначально криво закреплена на стволе.
                  1. 0
                    9 мая 2026 19:59
                    Цитата: Керенский

                    Левая закраина - заводская, а правая (в которую криво вставлен штык) - самодельная. То есть гильза стоит наоборот. Дульная часть мортирки - отпиленное донце..

                    Получается, что донце не отпиливали, а выпиливали, иначе закраина бы не оставалась. Возможно, что штырь как раз и был гарантией, что цилиндр гильзы параллелен стволу. Похоже, что штыковое крепление как-то припаивалось к гильзе.
                    1. 0
                      9 мая 2026 20:07
                      Возможно, что штырь как раз и был гарантией, что цилиндр гильзы параллелен стволу.

                      А зачем? Если "штырь" вообще убрать из конструкции, то пороховые газы будут работать в "запульном пространстве" мортирки свободно. А вот перекос "штыря" в стволе сильно чреват...
                      1. 0
                        9 мая 2026 20:17
                        Цитата: Керенский

                        А зачем? А вот перекос "штыря" в стволе сильно чреват...

                        М.б. штырь как контроллер соответствия направления ствола и мортирки. Во время заряжания перекос будет препятствовать ему, пока перекос не устранят. Конструкция то не шибко жёсткая.
                      2. 0
                        9 мая 2026 21:13
                        М.б. штырь как контроллер соответствия направления ствола и мортирки. Во время заряжания перекос будет препятствовать ему, пока перекос не устранят. Конструкция то не шибко жёсткая.

                        Она, скорее всего, одноразовая. Выстрелил ("в туда"), - забыл.
                        Возможно, вешалась на ствол перед выходом, уже снаряжённая. А после выстрела выкидывалась. Дальше бой шёл обычным винтарём.
                      3. 0
                        9 мая 2026 21:48
                        Цитата: Керенский

                        Она, скорее всего, одноразовая.

                        Как-то не вяжется с затратами труда. Это ведь не на заводе на конвейере клепать, а в лесу, на коленке..
                      4. 0
                        9 мая 2026 22:14
                        Как-то не вяжется с затратами труда. Это ведь не на заводе на конвейере клепать, а в лесу, на коленке..

                        Пока не понятно, чем именно стреляла эта мортирка, вопрос остаётся спорным.
                        Лучше один Петрович 10 штук сваяет, чем Вася Криворукий перезарядить пытается..
                      5. 0
                        9 мая 2026 22:19
                        Цитата: Керенский

                        Пока не понятно, чем именно стреляла эта мортирка, вопрос остаётся спорным..

                        Да, загадка. Почему-то на фото представлен макет recourse
                      6. 0
                        9 мая 2026 22:39
                        Да, загадка. Почему-то на фото представлен макет

                        На просторах Сети сказано: "... массивная граната... калибром 45-мм. .... была в несколько раз мощнее стандартных ручных гранат."
                        Всё-таки похоже на снаряд от 45-мм. У немцев тоже были 4.5cm Pak...
                      7. 0
                        9 мая 2026 23:18
                        Цитата: Керенский

                        Всё-таки похоже на снаряд от 45-мм. У немцев тоже были 4.5cm Pak...

                        задница у ней закруглённая - не похоже на снаряд request
                        Вручную такое тоже не сделаешь. М.б. что-то трофейное использовали ? Тогда понятно, что и не сильно об этом распространялись.
                      8. 0
                        9 мая 2026 23:28
                        задница у ней закруглённая - не похоже на снаряд

                        На картинке - макет. Может быть хоть ножкой от табуретки. Ну вряд ли в лесу корпуса точили, или партизанам сбрасывали боеприпас под их поделки. Должно быть что-то, что под ногами, на местах боёв...
                      9. 0
                        9 мая 2026 23:44
                        Цитата: Керенский

                        На картинке - макет. Ну вряд ли в лесу корпуса точили, или партизанам сбрасывали боеприпас под их поделки. Должно быть что-то, что под ногами, на местах боёв...

                        Всё так, но ножкой от табуретки он быть не может. Макет - это всё-таки повторение формы без сохранения внутреннего содержания request
                      10. 0
                        9 мая 2026 23:53
                        Цитата: Керенский
                        Должно быть что-то, что под ногами, на местах боёв...

                        М.б. какая-то запчасть от примусов или керосиновых ламп what
                      11. 0
                        10 мая 2026 05:45
                        М.б. какая-то запчасть от примусов или керосиновых ламп


                        Минской области, по партизанским отчётам, было изготовлено 120 гранатомётов ПРГШ и более 3000 гранат к ним.

                        ЭТО должно быть что-то простое и готовое (ну с минимальными переделками). Найдя россыпь ЭТОГО, можно чесать затылок, как ЭТО применить. И колхозить мортирку из штыка и гильзы...
                      12. 0
                        10 мая 2026 11:36
                        Цитата: Керенский

                        ЭТО должно быть что-то простое и готовое (ну с минимальными переделками).

                        Так-то керосинка и примус были в каждом доме. А сколько домов было сожжено.. Мне задняя часть гранаты напоминает по форме узел керосиновой лампы, из которого фитиль выпускается, а торчащий из неё штырь похож на гильзу с закраиной.. Размеры подходящие. У примусов м.б. форсунки какие-то были похожие.
                      13. +1
                        11 мая 2026 00:46
                        Вот такие картинки гранат дает интернет
                      14. 0
                        11 мая 2026 06:11
                        Вот такие картинки гранат дает интернет

                        1. Рисунок.
                        2. Штатная граната от штатной мортирки заводского изготовления.
                        Ответа на вопрос: чем стреляли партизаны, он не даёт.
                      15. 0
                        11 мая 2026 12:17
                        Цитата: solar
                        Вот такие картинки гранат дает интернет

                        Спасибо. Из чертежа видно, что запальная часть из патрона делалась.
                      16. Комментарий был удален.
  6. +2
    9 мая 2026 11:02
    Кроме Тенгиза Евгеньевича Шавгулидзе в отрядах встречались и другие мастера. Целые оружейные мастерские работали. Про "клин" не знал, интересно! Статье +.
  7. +1
    9 мая 2026 11:27
    "В отчете начальника инженерно-технического отдела БШПД (Белорусского штаба партизанского движения) майора А.И. Иволгина о деятельности отдела за период с 15 февраля по 1 сентября 1944 года по этому поводу, в частности, сообщалось: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений». С 1 января по 1 августа 1944 года на экспертизу в БШПД от партизан поступило 43 рационализаторских и изобретательских предложения. Из них 21 предложение было одобрено, и по ним развернуто производство"
  8. +2
    9 мая 2026 11:36
    Можно еще дополнить про изобретателей.
    Василий Николаевич Долганов, в 1944 году в партизанской бригаде «Гроза» (Витебская область) создал пистолет-пулемёт из подручных материалов. До войны он работал слесарем на заводе. Ствол был заимствован от ручного пулемёта системы Дегтярёва образца 1927 года. Кожух ствольной коробки сделан из водопроводной трубы. Затвор изготавливался из вала подбитых немецких автомобилей. Детали ударно-спускового механизма сконструированы из бензиновой бочки. Приклад - из толстой проволоки.
    Пистолет-пулемёт стрелял пистолетными патронами калибра 7,62 × 25 мм ТТ. Темп стрельбы составлял от 500 до 600 выстрелов в минуту, прицельная дальность - около 200 метров.
    По разным данным, было собрано не менее сотни таких пистолетов-пулемётов. Один из экземпляров с номером 15 на ствольной коробке хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
    Анатолий Трофимович Качугин - врач и изобретатель, который в годы войны участвовал в разработке новых видов оружия и систем противохимической защиты. «Партизанское мыло» -взрывчатка, замаскированная под мыло, не обнаруживалась миноискателями. Зажигательные бутылки КС. К бутылке с бензином крепили ампулу с серной кислотой, бертолетовой солью и сахарной пудрой. При ударе о броню компоненты вступали в химическую реакцию, и горючее воспламенялось.
    1. +2
      9 мая 2026 15:17
      До войны он работал слесарем на заводе. Ствол был заимствован от ручного пулемёта системы Дегтярёва образца 1927 года. Кожух ствольной коробки сделан из водопроводной трубы. Затвор изготавливался из вала подбитых немецких автомобилей. Детали ударно-спускового механизма сконструированы из бензиновой бочки. Приклад - из толстой проволоки.

      А пружины у него в кармане были, слесарь всё-таки заводской...
      1. +1
        9 мая 2026 19:14
        Знвчит кое что было в карманах!!!
    2. +4
      9 мая 2026 18:59
      Цитата: Alex013
      Один из экземпляров с номером 15 на ствольной коробке хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
      1. +3
        9 мая 2026 19:02
        А вот что еще изобрели партизанские умельцы из Белоруссии.
      2. +1
        9 мая 2026 19:03
        Спасибо за хорошие иллюстрации drinks
        1. +1
          9 мая 2026 21:47
          Цитата: Alex013
          Спасибо за хорошие иллюстрации drinks

          Не за что.
      3. +1
        9 мая 2026 21:23
        А что, на втором фото, написано вверху "водопроводной трубы"? Не могу найти вид сверху....
        1. +1
          9 мая 2026 21:47
          Цитата: Керенский
          А что, на втором фото, написано вверху "водопроводной трубы"? Не могу найти вид сверху....
          1. +2
            9 мая 2026 22:17
            Спасибо. Ещё и гравировали....
    3. +1
      10 мая 2026 13:40
      Изобретателей у нас хватало во все времена
      1. 0
        11 мая 2026 00:49
        Это штатный генератор того времени. У нас аналогичный в музее части стоял, я его крутил из любопытства. Работал, напряжение давал.
  9. +1
    9 мая 2026 12:47
    Спасибо за интересную страницу нашей истории!
  10. +2
    9 мая 2026 20:06
    ИЗ википедии, (странно что автор не нашел)
    Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе (1913—1986) — советский инженер-железнодорожник, изобретатель, оружейный конструктор, партизан Великой Отечественной войны.

    Биография
    Родился 3 декабря 1913 года в Кутаиси[1] в семье железнодорожника, машиниста паровоза Евгения Ананьевича Шавгулидзе. После Октябрьской революции семья оказалась в Москве, где отец устроился на работу машинистом на Московский тормозной завод. Управляя паровозом, принимал участие при конструировании и испытании тормозных приборов[2].

    Тенгиз по окончании школы устроился на МТЗ слесарем и помощником машиниста паровоза. В 1937 году он окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Российский университет транспорта). Работал инженером-диспетчером в Центральном паровозном управлении Народного комиссариата путей сообщения, как и отец, занимался рационализаторством. Первый патент в области тормозного оборудования получил в 1938 году[2]. 5 октября 1939 года был призван в Красную армию, служил в железнодорожных войсках командиром тягового взвода 5-й отдельной эксплуатационной железнодорожной роты.

    Начало Великой Отечественной войны встретил на территории Украины. Осенью 1941 года попал в окружение. Раненый, потерял сознание, оказался в немецком плену. Содержался в шталаге 301/Z близ города Славута. С помощью украинских подпольщиков весной 1942 года бежал из лагеря. Воевал в одном из отрядов Каменец-Подольского партизанского соединения имени Михайлова. После разгрома отряда карателями с группой своих товарищей ушёл в белорусское Полесье, где в июне 1942 года вступил в ряды партизанского отряда Минского партизанского соединения В. И. Козлова. Изобретательское мастерство инженера Тенгиза Шавгулидзе проявилось в отряде в первые же дни, когда командование поручило ему организовать ремонт и восстановление оружия и военного имущества. В январе 1943 года он был переведён в штаб соединения на должность инструктора подрывного дела. Первым его изобретением стал знаменитый «клин Шавгулидзе» (сбрасывающий башмак Шавгулидзе) — устройство, предназначенное для пуска под откос эшелонов противника[2]. Затем изобретал в партизанских условиях различное оружие на базе советских образцов вооружения. В феврале 1944 года был переведён для работы в Центральный штаб партизанского движения. В 1945 году уволен в запас в звании старшего инженер-лейтенанта, будучи автором более 20 уникальных образцов партизанского вооружения.

    После войны работал инженером-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта. В начале 1950-х годов был приглашён в Специальное конструкторское бюро тормозостроения при Московском тормозном заводе. Участвовал в разработках уникальных образцов тормозного оборудования для железнодорожного транспорта СССР. Затем возглавлял конструкторское бюро приборов Московского метрополитена. Многие сконструированные им аппараты применяются до сих пор[2].

    Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе также преподавал в Технической школе Московского метрополитена. Итогом его трудового пути стало 85 внедренных на железнодорожном транспорте и метрополитене изобретений, за которые он был удостоен звания «Заслуженный изобретатель РСФСР»[2]. Был награждён орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени и медалями, в числе которых «Партизану Отечественной войны» 2-й степени[1].

    С 1974 года на пенсии. Умер в Москве 30 декабря 1986 года, похоронен на Введенском кладбище.

    Семья
    Сын — Шавгулидзе Евгений Тенгизович (род. 30.11.1950), доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и профессор кафедры математики Специализированного учебно-научного центра МГУ[3].
  11. +1
    10 мая 2026 11:40
    Цитата: Южноукраинец
    С 1974 года на пенсии. Умер в Москве 30 декабря 1986 года.

    Успел умереть...
  12. +1
    10 мая 2026 13:42
    Вспомнил про т.н. "партизанский котелок'. Простейшая, но весьма эффективная конструкция получила название ТГ-1. Представляла она собой металлическую емкость, в дно которой было вмонтировано несколько десятков последовательно соединенных так называемых термопар.
    Классическая термопара — это капелька сплавленных проводов из разнородных металлов, которая при нагревании с одной стороны и охлаждении с другой вырабатывают термо-лектродвижущую силу (термо-ЭДС) — электрический ток, проще говоря.
    С одной стороны котелка слой термопар нагревался пламенем костра, с другой — охлаждался кипящей водой, температура которой никогда не превышала 100 градусов. Разница температур приблизительно в 200–250 градусов обеспечивала выходную мощность электрогенератора около 3 ватт.
    1. +1
      11 мая 2026 06:27
      Представляла она собой металлическую емкость, в дно которой было вмонтировано несколько десятков последовательно соединенных так называемых термопар.

      Тут главное - место и время знать. Как термопары созрели, выходи на полянку в новолуние и нарвёшь лукошко сразу. И можно монтировать.. Это ещё Пельтье говорил...
  13. 0
    12 мая 2026 12:45
    Прекрасный изобретатель! Есть, что пообсуждать.... Только вот куда-то попрятались охотники выпереть всех "чужаков" за пределы "скрепной России":))... Если империя неколониального типа (ещё пример, вот... Турция, но та активно переделывает "всех под своих" и по.... католическому:)) (религиозному)заходу, и... вообще .. на чём осложнение ТОГДА вышло с армянами) , то равноправно принимает "князюшек":)). А республика Советов уравняла в достоинстве работников.
    А вот теперь глобалистская идея (СВОРОВАННЫЙ и вывернутый против работающих, интернационал) -- рассадить всех по "национальным местечковым интересам" и душить поодиночке под "демократической процедурой" как бы выборов:)).
    Да, хорошо, что не дожил... Правда и то, что доллАровым миллионером не стал, так это и есть показатель "вытекания масла":)) из головы коммуняк-расстригской партии . Эти недостойные потомки "основателей" не справились даже с понятием "освобождения труда"! Понятно, что этот, Советский человек, заслуживал полного финансового самообеспечения именно потому, что он-то УЖЕ доказал, что распорядиться неполученными изобретательскими миллионами сумел (бы ) ОБЩЕПОЛЕЗНО
  14. 0
    13 мая 2026 21:24
    Статья очень понравилась! Автору +

    Порадовали и дополнения биографии настоящего Изобретателя!
    Обидно, что реальное военное творчество современных Кулибиных очень напоминает партизанские мастерские прошлого века (хотя сейчас условия совсем иные). Их бы разработки в массовое производство и применение, а военным изобретателям - уважение и авторские!