Параллельный импорт жив, но без главного

17 250 63
Параллельный импорт жив, но без главного


Режим параллельного импорта продлён на 2026 год. Но из него выведены ключевые бренды компьютерной техники: Intel, Samsung, Cisco, HPE и ещё полтора десятка имён, на которых стоит корпоративная инфраструктура. Разбираемся, кто за этим стоит и почему результат сложнее, чем кажется.



9 декабря 2025 года Госдума продлила режим параллельного импорта на 2026 год. Параллельный импорт — это легальный ввоз оригинальных товаров без разрешения правообладателя, механизм, введённый в России весной 2022 года после ухода значительной части западных брендов и позволяющий поставлять их продукцию через третьи страны. Через пять с половиной месяцев после продления, 27 мая 2026 года, из перечня этого режима вылетают около двух десятков ключевых брендов компьютерной техники: Intel, Samsung, Asus, Cisco, HPE, Kingston и далее по списку. Формально механизм сохранён. Содержательно из него выведены позиции, на которые в ИТ-сегменте приходилась значительная часть корпоративного спроса. Это не противоречие, а решение в чью-то пользу, и стоит разобраться, в чью.

Что именно сделано приказом № 4769


Приказ Минпромторга № 4769 подписан 26 сентября 2025 года, опубликован 27 ноября, полное вступление в силу намечено на 27 мая 2026 года. Документ работает по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 8471 49 000 0 и 8471 70, это компьютеры в сборе и запоминающие устройства.

Из перечня параллельного импорта исключены позиции следующих производителей:
  • готовые ПК, ноутбуки и рабочие станции: Acer, Asus, Fujitsu, HP. У части брендов это касается как потребительских, так и корпоративных линеек (Fujitsu Primergy, рабочие станции Asus и Acer для B2B);
  • серверы и сетевое оборудование: Cisco, HPE, IBM, Inspur, xFusion, AIC;
  • память и накопители: Samsung, SK Hynix, Kingston, Sandisk, Toshiba, Hitachi, Adata, Apacer, Transcend;
  • процессоры: Intel.

В одном списке массовый ноутбук Acer и серверная стойка HPE для оператора связи. Минпромторг объясняет решение стандартно: отечественные аналоги представлены в достаточном объёме, исключение носит точечный характер, режим параллельного импорта в целом сохраняется. Прецедент уже был: в мае 2025 года из перечня вычеркнули ноутбуки и системные блоки HP и Fujitsu. Тогда это прошло почти незамеченным. Теперь масштаб другой.

Сам параллельный импорт в 2026 году идёт в объёме порядка 1–1,5 млрд долларов в месяц, это не нишевой канал, а значимая часть внешнеторговой архитектуры. Из неё вычитают сегмент, который для корпоративного сектора был критическим.

Кто и зачем добивался исключения


Главный двигатель — АНО «Вычислительная техника» (АНО, автономная некоммерческая организация), консорциум, объединяющий Yadro, «Аквариус», Depo, iRU, Kraftway. То есть тех, кого принято называть российскими производителями компьютерной техники. Хронология их активности прослеживается отчётливо. В апреле 2024 года группа компаний во главе с «Элементом» и Depo предложила вообще запретить параллельный импорт смартфонов, ноутбуков и планшетов, всех брендов и без оговорок. Тогда инициатива была слишком радикальной и не прошла. На протяжении 2024–2025 годов АНО ВТ добивалась последовательного сужения перечня: сначала по HP и Fujitsu, затем по всему списку. В сентябре 2025-го появился приказ № 4769, компромисс между «запретить всё» и «оставить как есть», заметно сдвинутый в сторону производителей.

Публичная аргументация коалиции последовательна: представители АНО ВТ настаивают, что серый канал подрывает экономику локальных производств, не несёт сервисных и гарантийных обязательств и обесценивает многолетние вложения в локализацию. Эту позицию стоит рассмотреть всерьёз. Цеха сборки, линии монтажа плат, сертификация под госзакупки — это деньги и время. Производитель, инвестировавший в российскую площадку, имеет основания требовать защиты от поставщика, везущего ту же технику через Алматы или Дубай по более низкой цене. Это рациональная позиция, и оформляется она рациональным способом: через отраслевую ассоциацию и согласованную работу с регулятором.

С другой стороны выступает РАТЭК, ассоциация, представляющая интересы крупного ритейла, прежде всего «М.Видео — Эльдорадо». Её позиция тоже понятна: сужение ассортимента, рост цен, отток покупателей в зарубежные онлайн-магазины и серую розницу. РАТЭК предупреждала и публично возражала. Её услышали слабее.

По балансу выгодоприобретателей это решение работает в пользу одной промышленной группы за счёт другой и за счёт массового потребителя. Это не сбой, а осознанный выбор приоритета. Что, если разобраться, сложнее ошибки: ошибку можно объяснить и переиграть, оформленный интерес работает дальше, пока его не перевесит интерес встречный.

Отвёрточная локализация и её цена


Здесь полезно вспомнить недавнее.

В 2000-е и 2010-е в России разворачивалась «русская сборка» иномарок: Ford во Всеволожске, Renault на «Автофрамосе», Volkswagen и Skoda в Калуге, Hyundai на ТагАЗе и под Санкт-Петербургом. Машины собирались здесь, числились локализованными, защищались таможенными режимами, и всё это было правдой ровно до момента, когда в 2022 году концерны свернули операции. Тогда выяснилось, что «локализованный» автомобиль критически зависит от платформ, штампов, силовых агрегатов и электроники, приходящих извне.

Параллель не буквальная: в ИТ нет одномоментного шока ухода вендоров, Intel, Samsung и Kingston не сворачивают производство, как Ford или Renault, доступ к их продукции сохраняется через каналы дистрибуции в третьих странах. Это принципиальная разница в горизонте риска. У автопрома 2022 года времени на манёвр не было: линии встали, поставки прекратились, замещать пришлось в авральном режиме и преимущественно китайскими платформами. У ИТ-сборки 2026 года это время есть, два–три года, в течение которых можно достраивать собственное производство компонентов, выстраивать длинные цепочки поставок, наращивать долю Baikal и подобных платформ. Совпадает другое — модель локализации. Сборка есть, производственный процесс защищён барьерами, а ключевые компоненты приходят извне, и устойчивость конструкции в конечном счёте определяется не глубиной локализации, а доступом к этим компонентам. Запас времени — это ресурс, но не отмена проблемы.

С компьютерной техникой картина того же типа. Российские «производители» Yadro, «Аквариус», iRU, Depo, Kraftway собирают ПК и серверы на процессорах Intel Xeon, AMD EPYC, Intel Core. Память: Samsung, SK Hynix, Kingston. SSD и HDD: Sandisk, Kingston, Toshiba, Hitachi. Baikal и «Иртыш» (разработка омского ПАО «ОНИИП», ориентированная преимущественно на специализированные системы связи) пока ниша, не массовое производство; в серверный мейнстрим они не выходят. Из перечня параллельного импорта вычитают ровно те позиции, на которых стоит «отечественная» сборка. Чтобы её защитить, ограничивают доступ к тому, без чего она не существует. Эту внутреннюю несостыковку Минпромторг публично не комментирует, и понятно почему.

Корпоративный сектор это понимает раньше потребителя:
  • Банки. Импортозамещение программного обеспечения — задача в основном решённая: крупнейшие финансовые организации отчитались о переходе к 1 января 2025 года в рамках указа о критической информационной инфраструктуре. Но аппаратная база ЦОДов (центров обработки данных) — это HPE, IBM, Cisco, серверные процессоры Intel, корпоративные SSD Samsung и Kingston. Заменить ПО можно. Заменить серверную стойку, на которой работает процессинг, задача другого порядка. На отраслевых конференциях 2025 года представители ИТ-блоков крупных банков и телеком-операторов неоднократно говорили об одном и том же: разрыв между темпами софтверного и аппаратного замещения не сокращается, а растёт.
  • Телеком. На 2026 год запланировано развёртывание 8 600 базовых станций российского производства. На конец 2025-го локальных станций в сетях было около четырёх тысяч, на фоне сотен тысяч действующих БС всех стандартов это статистическая погрешность. План амбициозный, реальность догоняющая.
  • Дата-центры. Растущий спрос на вычислительные мощности под задачи искусственного интеллекта упирается в ту же серверную аппаратную базу, что и банковский процессинг. Альтернативной номенклатуры в нужных объёмах нет.

Эльдар Муртазин из Mobile Research Group формулирует мягче: корпоративные поставки HP и Dell действительно закрываются, а потребительский сегмент Acer и Asus, возможно, выживет через дистрибуцию из дружественных юрисдикций. Возможно. Только дистрибуция через Казахстан, ОАЭ и Турцию это уже не параллельный импорт по конкурентной цене. Это легальный импорт с премией за легальность, дополнительной маржой посредника и риском под санкционным контролем ЕС.

Контролируемый дефицит как модель


Приказ № 4769 не существует в вакууме. Рядом несколько мер, каждая из которых по отдельности объяснима, но сложенные вместе они выстраивают единый режим:
  • Технологический сбор с 1 сентября 2026 года: 250 рублей со смартфона, 500 рублей с ноутбука. К 2028 году около 110 млрд рублей в бюджет ежегодно, формально на поддержку отечественной электроники.
  • Повышенные пошлины на товары ЕАЭС, произведённые в «недружественных» странах: от 15 до 50 процентов в зависимости от категории.
  • 20-й пакет санкций ЕС: впервые активирован инструмент против обхода санкций через третьи страны, первый адрес — Киргизия.

В сумме это режим, в котором техника становится дороже, доступ к ней уже, а монопольная позиция отечественной сборки прочнее.

Прогнозы по ценам сходятся в коридоре. На исключённые позиции после исчерпания складских запасов рост составит 20–40 процентов. В целом по непродовольственному сегменту 10–15 процентов, в отдельных категориях до 30. Это публичные оценки «Деловой России» и отраслевых аналитиков, выступавших в торговых ассоциациях. Фон тревожный: промышленность России в январе 2026 года показала минус 3,2 процента год к году (данные Росстата), второй месяц подряд снижение в обрабатывающих секторах. Параллельно растёт потребность в вычислительных мощностях, которая, по оценкам Сбера и отраслевых консультантов, должна вырасти в три–шесть раз за два–три года на фоне разворачивания инфраструктуры искусственного интеллекта.

Разрыв очевиден. С одной стороны, растущая потребность в высокопроизводительной технике. С другой, режим, в котором она становится дороже и менее доступной для всех, кроме государственного заказчика и тех, кто оформит контракт с авторизованным дистрибьютором. На горизонте двух–трёх лет это вычитается из темпов развития, а темпы и без того не такие, чтобы их можно было щедро тратить.

Параллельный импорт жив. Из него вынули сегмент, который для крупнейших корпоративных потребителей и был главной причиной к нему обращаться. Раньше через этот канал шла аппаратная база ЦОДов, банковского процессинга и телеком-инфраструктуры. Теперь канал защищает тех, кто эту инфраструктуру собирает на чужих компонентах.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 мая 2026 05:11
    Да, это один из выходов для страны-бензоколонки, но временный и шаткий... И смена режима или давление посильнее одномоментно это прекратит. РФ слаба и те которые играют в политику будут делать свои ставки... Обидно, что шайка довела до такого... sad
    1. Комментарий был удален.
      1. -14
        11 мая 2026 07:45
        Ну ты-то Бил Гейтс или, на худой конец, хотя бы Лиза…
    2. -21
      11 мая 2026 07:37
      Цитата: фемистокл_
      РФ слаба и те которые играют

      Преобладание интересов олигархической верхушки и коррумпированных политиков прикрывающих их воровство говорит лишь о несовершенстве системы государственного управления, а не о слабости страны и тем более не о слабости народа. Примерно тоже самое происходит во всех странах мира, включая США и Китай, имеющих относительно независимую политику и как следствие поделенные между своими кланами пироги с основных доходов и госбюджета. Исключением являются экономические и политические колонии, где власть захватила мафия, контролируемая международными корпорациями или спецслужбами других стран. Факт, что благодаря Путину Россия не превратилась в такую колонию, где разворовывать ресурсы могли бы иностранные олигархи. Это говорит об относительно сильной политике, по сравнению с периодом Горбатого и ЕБН. Из-за чего сейчас идет война и санкции. Пока российские политики не считают приоритетом интересы собственного народа. Но это дело будущего, люди в большинстве своем не дураки, рано или поздно поправят. Более того, война хороший стимул начать мыслить адекватно, для тех кому есть что терять и новые возможности для тех кому терять нечего кроме своих цепей типа пожизненной кредитной кабалы.
      1. +14
        11 мая 2026 09:26
        Цитата: Vitaly.17
        благодаря Путину Россия не превратилась в такую колонию, где разворовывать ресурсы могли бы иностранные олигархи.

        А в какую колонию благодаря Путину превратилась Россия, если российский бизнес продолжает держать за пределами страны гигантские активы — либо в офшорных юрисдикциях, либо в обычных экономиках. Причем в экономиках стран, которые относятся к категории «недружественных».
      2. +17
        11 мая 2026 10:32
        благодаря Путину Россия не превратилась в такую колонию, где разворовывать ресурсы могли бы иностранные олигархи
        - то есть когда разворовывают отечественные олигархи это нормально? вот только хрен редьки не слаще....
      3. +2
        11 мая 2026 16:42
        благодаря Путину Россия не превратилась в такую колонию, где разворовывать ресурсы могли бы иностранные олигархи
        А у нас какие сейчас олигархи? У всех только российские паспорта ? А вообще когда олигархат владеет ресурсами - так себе достижение... Хотя на бумаге конечно всё красиво, в среднем 70-80 % процентов прибыли доля государства, но мы то знаем как потом осваиваются эти %...
    3. +11
      11 мая 2026 13:14
      Да, это один из выходов для страны-бензоколонки, но временный и шаткий...
      У нас даже бензоколонки не полностью отечественные. С Байкалом - это отдельный трэш, как и с "российскими" Иртышами. 16-ядерный «Иртыш» C616 — это Loongson, 32-ядерный C632 — тоже Loongson, 64-ядерный флагман C664 — опять Loongson. Из российского только несколько модулей безопасности, криптографический ускоритель и корпус микрочипа. Иии, да, всё это на 65-ти!!! наномикронном процессе. По сути, компания «Трамплин Электроникс» выступает как лицензиат и интегратор, дорабатывающий китайскую базу под свои нужды, а не как создатель архитектуры с нуля. С софтом будут проблемы. Линукс с открытым кодом знают только айтишники. Винда на них не пойдёт, а отечественные платформы - ну вообщем... Печалька везде. И получается как с АвтоВАЗом. Импорт перекрыли, а отечественные вёдра - по космическим ценам. Всё только для того, чтобы кто-то заработал, а не для людей. Последнее время одолевают сильные сомнения в здравости мышления нашего руководства по отношению к рядовым гражданам.
      1. +1
        11 мая 2026 13:44
        Какие " байкалы"? Где они, а где интел -отрыв лет 30! И вообще конечно нормальный ПК чтобы собрать теперь простому смертному придётся пройти все круги ада. Но лично я всегда собирал себе ПК на интеле и асусе. Так как решения от Асуса и Интела меня никогда не подводили. А на даче стоит китайский кусок кала и мать и видяха и ссд и работает этот кусок соответственно. Не уходит в сон, ССД работает не на заявленной скорости итд. И жрать с лопаты дома китайский колорфул и местные-китайские лоутек яндекс-шильдики не собираюсь. И продолжу покупать асус и интел даже если придется ехать с чемоданом за бугор шопится только ради этого! Лучшее что смогли импортозаместить это печатать простейшие платы сегмента для офиса. И то на сколько понимаю просто выкупили китайские линии.... Производители г родители.
        1. +7
          11 мая 2026 14:45
          И продолжу покупать асус и интел даже если придется ехать с чемоданом за бугор шопится только ради этого!
          Так нас к этому Руководство (опять озаботившись интересами кучки компаний, которые пообещали при помощи гос.финансирования к 2530-му году произвести что-нибудь достойное) к этому и привело. Нам выбор то особо не предоставляют. Либо жрите это недоработанное ..овно, либо смерть. И это под лозунгом "для развития мёртвой отечественной микроэлектроники". Ну нет пока условий для её развития. Нет нормального отечественного продукта. Меня тоже всегда устраивали решения на базе Intel и AMD. Зачем людям под "благими намерениями" выкручивать руки, заставляя доставать из карманов последнее, только для того, чтобы профинансировать шайку кремлевских айтишников для создания их недопродукта? Почему мы должны оплачивать этот бал? Вы произведите сначала что-то нормальное, дайте людям альтернативу - а потом запрещайте. А так - это не то что даже "недобросовестная конкуренция", это монополия на власть над гражданским обществом.
  2. Комментарий был удален.
  3. +30
    11 мая 2026 05:37
    Под благой "вывеской" импортощамещения, происходит обычный передел рынка на фоне санкций. Будто всё перечисленное сами вдруг производить станем. Под видом своего пойдёт поток китайщины. Причём непонятного качества, т.к. известных и качественных из того же Китая запрещают. Цель одна, урвать бабла, а после хоть потоп. И действительно следующее поколение после сказавших это, смыло потопом революции на гильотину. Наши наверное думают что они умнее...
    1. +29
      11 мая 2026 05:51
      происходит обычный передел рынка на фоне санкций

      Верно...ценники на наши компьютеры и ноутбуки конские...задирают цены под самое не могу.
      Наши буржуи по своему аппетиту переплюнут любого буржуя за границей.
      Убрали конкурентов...теперь можно нашего покупателя обдирать как липку.
      Какой уж тут рынок...это возврат в 90-е годы.
      1. +20
        11 мая 2026 07:34
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Какой уж тут рынок...это возврат в 90-е годы.

        Хуже. Тогда у нас ещё теплилась надежда: ещё неразрушенная советская база, градообразующие заводы, ещё не переделанные под ТЦ и склады. Был доступ к передовым технологиям мира - за редким исключением. Было будущее. Был выбор. И не нужно было лихорадочно импортозамещать всё подряд: даже самолёты в большинстве наши, отечественные, летали.
    2. -2
      11 мая 2026 06:33
      Импортозамещение - это тоже передел рынка. Всё отличие только в том, что тут дерутся не свои со своими, а свои с чужими.
    3. +17
      11 мая 2026 07:59
      Цитата: Алексей 1970
      импортозамещения, происходит обычный передел рынка
      Что бы просто выйти на рынок, нужно иметь конкурентоспособный аналог продукта. Но его нет, даже качеством ниже. Государство тупо отдало технологический рынок импортозамещения частникам. А это на минутку, целая государственная программ с таким немаленьким бюджетом и приоритетным доступом к гос.заказам. Причем большинство чиновников прекрасно понимают, что зарубежные компании сделаю все ради того, что бы в России не возникло их конкурентов. Поэтому чиновники дорвавшие до власти, как агенты иностранного влияния, не только получаю хорошие прибавки к жалованию, но и им на бедность подкидывают недвижимое имущество за рубежом. Не просто же так Гос.дума уже в 3 раз не может принять Закон это запрещающий иметь чиновникам и членам их семей недвижимость за границей. Замечу, про аналогичный запрет для менеджеров хотя бы государственных компаний пока даже речи нет.
  4. +25
    11 мая 2026 05:54
    Прячась за словами о патриотизме, убирают конкурентов. Тем временем интернет останется для богатых, очень богатых. Судя по статье, компьютеры тоже будут доступны не каждому.
    Голосуй или проиграешь!
    1. 0
      11 мая 2026 06:35
      Импортозамещение - это тоже передел рынка. Всё отличие только в том, что тут дерутся не свои со своими, а свои с чужими.
      1. +10
        11 мая 2026 07:00
        Не понимаю. что значит импортозамещение. У нас было много чего, но пришли люди, которые сказали рынок порешает. Немногие тогда поняли, что все решали эти пришедшие, а не рынок. И вот многое уничтожено и все закупает за границей. Потом заграница отказалась продавать. Ну и что не можем купить в Европе, купим в Зимбабве, только ни коем случае, не начать производить у себя.
        Должно быть возрождение, а не импортозамещение. Тех же кто настаивант импортозамещаться расстреливать через повешение.
    2. -2
      11 мая 2026 07:08
      Цитата: Гардамир
      Прячась за словами о патриотизме, убирают конкурентов. Тем временем интернет останется для богатых, очень богатых. Судя по статье, компьютеры тоже будут доступны не каждому.
      Голосуй или проиграешь!

      Вы невнимательно читали. Для корпоративного сектора.
      Второе.
      Параллельный импорт это серый ввоз. Обычный ширпотреб можно ввозить. Кроме того, без проблем можно собирать пк самому или через интернет. Вам нужен игровой пк за 100 тыс? Или офисный за 40? Тот же ноутбук можно заказать на озоне в Китае за полтос.
      Ну и рост цен на комплектующие идет во всем мире, производители тоже кушать хотят. Та же память выросла за год вдвое.
    3. -2
      11 мая 2026 12:05
      Цитата: Гардамир
      Прячась за словами о патриотизме, убирают конкурентов. Тем временем интернет останется для богатых, очень богатых. Судя по статье, компьютеры тоже будут доступны не каждому.

      Вот прям завтра не сможете в интернет выходить? lol Посмотрим.
      Или вы из очень богатых и вам не грозит?
  5. +12
    11 мая 2026 06:41
    Понятно что идёт передел рынка, только люди стоящие за этим не понимают, что из за этого мы будем все больше отставать от наших "партнёров". Ладно бы ещё продукт был нашим, а то от нашего там только шильдик. Причем продукт самый херовый, который проиграл конкуренцию в Китае и сейчас поставляется всяким зимбабовцам, папуасам и нам.
    1. +5
      11 мая 2026 07:24
      Цитата: Епифанцев Сергей
      люди стоящие за этим не понимают, что из за этого мы будем все больше отставать

      Моя первая мысль, при прочтении этой статьи, была именно об этом.
      1. -1
        11 мая 2026 09:50
        люди стоящие за этим не понимают, что из за этого мы будем все больше отставать

        "И три корочки хлеба"
        [media=https://vk.com/video-60958526_456274515]
    2. +4
      11 мая 2026 09:32
      Вы ошиблись в ключевом
      Цитата: Епифанцев Сергей
      люди стоящие за этим не понимают

      Все они понимают. Это лицами-прессеками можно лишнехромосомных держать, а ЛПР наверху не дураки.
      Причин в комплексе много: для одних прижать крупных корпов, для других получить скачок прибыли, третьим навредить РФ и тд и тп.
    3. +4
      11 мая 2026 14:15
      люди стоящие за этим не понимают, что из за этого мы будем все больше отставать

      А этих людей, путинских "управленцев", это не колышит, они "заработают" на этих схемах свои миллиарды, выведут их через оффшоры зарубеж, перевезут туда всю семью, любовниц, детишек устроят в лондонскую школу, а потом и сами уедут, когда все соки из народа и страны выжмут. Им на западе за это даже может быть медальку дадут.
    4. 0
      11 мая 2026 21:31
      Сергей. Для этих удодов, Россия, это кормушка, а жители обслуга.
  6. +14
    11 мая 2026 06:41
    Средневековый капитализм чистой воды, хочешь продать свое сено на рынке, плати 20% феодалу в виде налога, хочешь проехать к рынку по земле феодала, плати ещё 20% феодалу, хочешь заехать в город ещё 20% феодалу. Сено упало на землю при разгрузке, теперь оно принадлежит феодалу. А зачем тебе пустая телега и лошадь? Теперь она принадлежит феодалу....
  7. +15
    11 мая 2026 06:54
    Безрадостные перспективы.
    Новый автомобиль - роскошь.
    Современный компьютер - роскошь.
    Свободный доступ к глобальной информации - роскошь.
    Отдельный дом в сельской местности - роскошь.

    1.Это наше будущее. (утверждение)
    2.Это наше будущее? (вопрос)

    Второй вариант предполагает надежду ...
    1. +11
      11 мая 2026 07:22
      Цитата: АА17
      Безрадостные перспективы.

      Причём это сделано совершенно искусственно и рукотворно, благодаря неумелой политике и безумным ограничениям всего и вся.
      1. +10
        11 мая 2026 08:07
        Причём это сделано совершенно искусственно и рукотворно, благодаря неумелой политике и безумным ограничениям всего и вся


        Уважаемый, Стас.
        Со второй половиной Вашей фразы не согласен. Продолжение должно быть другим.

        "Причём это сделано совершенно искусственно и рукотворно, чтобы получать сверхприбыль отдельными группами из властвующей элиты."
        1. -1
          11 мая 2026 10:04
          Добавлю.
          Не отдельными группами, а конкретными лицами во главе своих групп.
          Например, Ядро, сиречь дитё "Системы". Она, не только внедрением КТРУ, ГОСТов и других постановлений, вносит такие требования, которые выполняются исключительно Ядром и крайне небольшим количеством сотоварищи.
          И никаких обсуждений этих документов. Читаешь и диву даёшься, как можно данными документами получить необходимую технику.

          Единственное решение - это создать общественную группу контроля создаваемых документов с получением согласующих подписей от заинтересованных компаний.
          Две имеющиеся ассоциации производителей не отражают реальные интересы заказчиков. И идти под контроль Ядра и Аквариуса в АНО «Вычислительная техника» большинство не заставишь. Здесь не только будет бессловесность остальных, но технический и технологический контроль (шпионаж) со стороны данных компаний. С их возможностями опередить остальных по внедрению новой продукции будет достаточно легко.
          Поэтому, повторюсь, все эти документы являются заградительными мерами для исключения развития ИТ-индустрии полного подчинения ограниченной кучке компаний.

          PS. Как пример вреда от таких монстров - один из сейлов среднего звена в компании Ядро купил квартиру в Москве за два года работы.
    2. +13
      11 мая 2026 07:30
      Забавно! В советске времена говорили что автомобиль это роскошь. Перестроечники для того, чтобы разрушить СССР стали доказывать, что автомобиль не роскошь а средство передвижеия.
      И вдруг теперь опять все роскошь...
      1. +7
        11 мая 2026 08:34
        Так ведь своего добились, Союз разрушили, теперь это проблемы холопов.
      2. -1
        11 мая 2026 08:57
        Поплалю, не роскошь, а средство smile
      3. -4
        11 мая 2026 09:43
        Не скажите. 10 мая в новостях было про новый Geely Cityray стоимостью в районе миллиона рублей. Вполне себе народная цена, особенно с учетом навороченной начинки.
        Другое дело, что у нас даже близко подобного по цене и функционалу. Плюс благодаря «заградительным» пошлинам и накрученной «шильдикации» народным для русских не может быть ни местный, ни подобный импортируемый.
        1. +5
          11 мая 2026 10:07
          Не знаю. что в новостях, а на сайте два с половиной млн.
          1. +1
            12 мая 2026 07:13
            А вы комментарий внимательно прочитайте и осмыслите: народная цена китайского авто - это для китайского народа: 88к юаней (около 1 миллиона руб)
            Для русского, повторюсь, цена на этот авто в текущих условиях не может быть народной (если вы, конечно, внимательно читали на что отвечали и не пропустили про заградительные пошлины)
    3. +3
      11 мая 2026 07:38
      Второй вариант предполагает надежду ...
      - надежда - самое безнадёжное и она должна быть убита в первую очередь.
  8. +3
    11 мая 2026 07:19
    . У автопрома 2022 года времени на манёвр не было: линии встали, поставки прекратились, замещать пришлось в авральном режиме и преимущественно китайскими платформами.

    А ещё какими? Хочу узнать, какими платформами, кроме китайских, замещают западный автопром?
    1. -1
      11 мая 2026 09:34
      Цитата: Stas157
      А ещё какими? Хочу узнать, какими платформами, кроме китайских, замещают западный автопром?

      Ну так вы сами и ответили: китайскими. Ну а где взять что то другое ? Наши КБ уже адвно не существуют, на вазе вместо разработки занимались адаптацией рено. УАЗ - занимается техникой по больше части внедорожной, массовую платформу не потянут. Европа своего не даст, санкции, да и когда санкций не было они тащили сюда свое а любуб разработку душили. Наши пытались купить опель кажется (когда он был на грани банкротства, не дали. Кому угодно, только не русским. Грузовой сегмент слава богу еще жив, не успели наши КД угробить.
      Тут у меня к Вам вопрос: а зачем вы собственно вопрос то задавали если в нем дали ответ ?
  9. +7
    11 мая 2026 08:08
    "Вождь " больше 20 лет только от экспорта природных ресурсов и сырья получал во много раз большие доходы ,чем его благодетели ,и оставил такую же отсталую сырьевую -импортную экономику ,какую и принял от них
  10. +10
    11 мая 2026 09:13
    Теперь в DNS будем охотиться на ОЗУ от «легендарных» китайских подвалов вроде Netac по цене топового Kingston Fury. Гениальный ход на фоне мирового дефицита: менять качественные чипы на отбраковку (SpecTek), которая в любой момент может превратить твой ПК в тыкву.
    С накопителями та же песня: вместо надежных контроллеров Samsung или WD будем радоваться рандомному китайскому «рандому», где скорость падает до уровня дискеты после записи первых 10 гигабайт.
    Я так понимаю, наши «аналоги» — это когда на китайскую плату лепят наклейку «Сделано у нас» клеем ПВА? Это не импортозамещение, это импортозамещение здравого смысла.
    А что с процессорами Intel? Где наш «аналог» для дома? Если Intel — это "мерседес", а AMD — "бмв", то что предлагаете нам? Процессор на счетах? Или будем в "Киберпанк" играть на калькуляторе "Электроника"? АМД — такие же американцы, их в список "аналогов" не запишешь.
    У меня один вопрос: ФСКН в Госдуме проверку провести не хочет? А то кажется, что законопроекты там пишут под чем-то очень забористым, раз решили, что превратить страну в музей ретро-техники по цене космолета — это отличный план
  11. -7
    11 мая 2026 09:22
    Операторы связи давно и прочно сидят на huawei и по полной ставят российских eltex, qutech. Это я на работе вижу каждый день. Российские производители сейчас выпускают сервера и рабочие станции на любой вкус. Автор озаботыился судьбой прокладок котрые возят железо через Казастан.
    1. -3
      11 мая 2026 16:48
      Вы местным можете в оба уха это орать, не поможет. Они в ответ как дятел будут долбить - Россия ничего сделать не способна. Навальнятки
  12. +2
    11 мая 2026 10:07
    Цитата: Naofumi
    У меня один вопрос: ФСКН в Госдуме проверку провести не хочет?

    Опоздали Вы. Сильно опоздали. ФСКН упразднена еще в 2016 году, т.е. 10 лет назад.
  13. +6
    11 мая 2026 10:36
    А-а, я понял! Asus плохо собирает ноутбуки и серверы из чипов Микрон, Интел и АМД на корейских экраничиках.
    А вот наш "Пупкин LTD" будет собирать хорошие ноутбуки из чипов Микорон, Интел, АМД на корейских экранчиках, главное не забыть кроме наклеек на корпусе еще и на материнке надписи стереть, надбавку за патриотизм процентов в 200-300 сделать, впарить пиплу и отчитаться Гаранту.
    Уф, все, ничего вроде не забыл?
    А, да, представьте себе: эти наглецы из Asus, Samsung, Micron, Intel, Qualcomm не хотят покупать и наклеивать "Честный знак", чтобы, значит, уберечь потребителя от подделок - мыслимое ли дело? Так ведь таджики в подвалах будут клепать чипы памяти и писать на них "Somsun", сбывая, потом доверчивым сисадминам.
  14. +6
    11 мая 2026 10:41
    АНО «Вычислительная техника»
    Финансовая отчетность за 2025 год
    Выручка выросла до 25,8 млн руб. +21%
    Чистая прибыль выросла до 11,7 млн руб. +964% - вообще ни о чем...
  15. +5
    11 мая 2026 10:52
    Я не понял: мы сами на себя санкции наложили, что ли? У гас триллион резервов сгорают в пламени инфляции. Их надо хоть чем-то отоварить, пока не пропали, а эти..! Интересно, сколько и чем им платят за поддержку доллара и перекачивание западной инфляции в нашу страну. Ведь у нас теперь цены возрастут, а на Западе немного, но снизятся.
  16. +3
    11 мая 2026 10:53
    Утильсбор на авто откатали. Теперь технологический сбор.. Пока ставка будет низкая, как и с тачками, в 12м она была 20тр.
    Я как только новости появились - обновил технику. Не собирался, но потом будет сложнее и дороже.
    Не вижу в списке китайцев. Но скорее всего и они получат свою наценку
  17. -5
    11 мая 2026 11:18
    Личное мнение...
    Есть наши, родные компании, которые из народных компонентов собирают целое.
    Нужно им помочь всей страной. От каждого до невозможности, каждому по Yadru.
    Покупай китайское, покупай своё? Так с продуктами ещё более-менее прокатывает, хотя и приходилось платить больше.
    А в электронике не сработает. Картофель, помидоры, пшеница могут расти, если удобрений мало.
    А микросхемы, если мало химии и сложного оборудования, до созревания не дорастут. Либо станут макросхемами. Дрон, размером с дом. Смартфон на колесиках. Клавиатура на герконах по цене телевизора.
  18. 0
    11 мая 2026 11:23
    Цитата: ZAV69
    Операторы связи давно и прочно сидят на huawei и по полной ставят российских eltex, qutech. Это я на работе вижу каждый день. Российские производители сейчас выпускают сервера и рабочие станции на любой вкус. Автор озаботыился судьбой прокладок котрые возят железо через Казастан.


    Где купить системный блок для физлица на замену i3-540 15-летней давности? И сколько стоит уже собранный?
  19. 0
    11 мая 2026 11:30
    Цитата: JcVai
    Не скажите. 10 мая в новостях было про новый Geely Cityray стоимостью в районе миллиона рублей. Вполне себе народная цена, особенно с учетом навороченной начинки.
    Другое дело, что у нас даже близко подобного по цене и функционалу. Плюс благодаря «заградительным» пошлинам и накрученной «шильдикации» народным для русских не может быть ни местный, ни подобный импортируемый.


    За сайт денег не берут.
    За ситирей можно и меньше отдать. При покупке трешки в Москве в кредит на 25 лет, оформлении страховки жизни на всех родственников (не менее 10), КАСКО на 25 лет. Ещё и комплект зимней резины в подарок получите. Во как выгодно!
  20. +3
    11 мая 2026 12:01
    Цитата: Епифанцев Сергей
    идёт передел рынка, только люди стоящие за этим не понимают,

    Академик РАН Нигматулин высказал мнение о этих людях:
    Нигматулин считает, что у нас сложилась порочная кадровая политика и в итоге прогнила система, которая должна обеспечивать рост экономики.

    К слову, этот вывод он сделал после того, как познакомился с замами министров, которых приглашали для докладов в РАН: «Насколько они негодные, я прямо резко вам скажу.»

    А вот кто у нас подбирает таких негодных ???
  21. +5
    11 мая 2026 14:01
    1 - никакого импортозамещения быть не может если это лишь борьба разных компаний продающих изделия из Китая.
    2 - государство нагружает бизнес дополнительными расходами введением Честного знака, обязательным ЭДО и т.д. По идее государство должно возмещать людям расходы, но уж точно не навязывать вместе с этим и волю лоббистов/монополистов.
    Если государство "скатилась" в обслуживание интересов продавцов компьютеров, то неизвестно в чьих ещё интересах оно разрешит обдирать граждан РФ? Может депутаты сделают хотя бы официальный запрос в Минпромторг, чем их решение полезно России, как "социальному государству"?
    1. -2
      11 мая 2026 16:45
      Ровно таким же макаром государство обслуживало интересы производителей типа Сарансккабеля, Подольсккабеля, которые не могли втиснуться на российский рынок, поделённый Свеном и Неомаксом! Это и есть импортозамещение, мальчик
  22. +3
    11 мая 2026 14:08
    Кремлёвское ворьё нашло новый источник заработка сверхприбыли и началось... Цены на аппаратное обеспечение взлетят, народ ещё больше обеднеет, зато путинские дружки-олигархи станут богаче ещё на 100 млрд долларов.
  23. +4
    11 мая 2026 14:09
    Ну, что, поздравим себя с очередной победой. Сначала победили кибернетику, да так, что до сих пор наверстать не можем, теперь победили IT. И, похоже, окончательно и бесповоротно.
    А страна, которой собственная власть запрещает использовать передовую компьютерную технику, страна, способная производить только мизерную часть комплектующих и то по технологиям полувековой давности, страна, поставившая практически непреодолимые преграды для своих же классных программистов, гарантированно откатывается в самый конец списка развитых стран. Правда, подозреваю, что в результате кто то еще окажется в начале списка Форбс.
  24. +6
    11 мая 2026 14:45
    То есть просто к государству пришли продавцы компьютеров и устроили так что теперь вся страна будет брать не напрямую из Китая, а тот же Китай но через них с их наценкой?
    Ну вообще то это обслуживание интересов монополии вместо создания конкуренции - нарушение антимонопольного закона. Коррупция в чистом виде.
    Да и не только коррупция, это предательство народа. Сейчас идёт СВО, всем непросто, люди понимают, а госструктура берет и помогает группе лиц не в интересах страны а просто по прихоти вынудить граждан покупать у них дороже.
    Ни о каком единстве народа уже не может идти речь когда одним используя государство можно обдирать других! Эту порочную практику необходимо остановить! Виновные должны быть осуждены и желательно расстреляны, т к. в сложное для страны время наша задача помогать и объединяться а не бесстыже обдирать друг друга! А если у них получилось то остальным что? Медикам тоже заняться шантажом, не заплатишь на буду лечить? И во что превратится страна с подачи Минпромторга? Нечто такое уже было в 90е, когда каждый творил что хотел...
  25. +1
    11 мая 2026 16:07
    Что можно ожидать от министерства промышленности и торговли, если им "руководит" уникум ни дня не работавший ни в промышленности ни в торговле! Такой "специалист" не отличит сервер от сервиза!
  26. -4
    11 мая 2026 16:43
    Кстати, отход от например Сиськи, Циско был заметен уже давно, ну все понимали. что в итоге будет, и это логично. Серый импорт не дает полноценно работать - техподдержка от производителя нужна, ее нет. значит Сиська просто без вариантов уходит с рынка. как и Эппл с АйБиэМ
  27. +1
    11 мая 2026 19:01
    - Эти, из Китая, совсем обнаглели. Запчасти свои к своим машинам везут. Может запретим?
    - Так а других то ещё раньше запретили. Как тогда ремонтировать?
    - Свои же есть производители. Вот их заводы и обеспечим работой.
    - Так наши не всё производят.
    - Значит ремонтируют тем, чтобы производят у нас. А кому не нравится, пусть новую машину покупают.
    - Так новые это или наши или китайские.
    - Вот и хорошо! Поддержим наш автопром.
    - Так наши то тоже не совсем наши.
    - Всё! Хватит! Всё, что правительством ни делается - всё к лучшему.

    Личное мнение.
  28. +1
    11 мая 2026 19:12
    В комментариях про процессор Байкал пишут. Отечественный.
    Личное мнение...
    Когда своя схема, свой литограф, свои пластины, своя химия, своя добыча и подготовка песка для использования при изготовлении пластин... Тогда отечественный.
    А когда в Зеленограде окислялся завод, купленный в Европе, когда на 26-м году 21-го века готовится свой, хотя немного и белорусский, литограф... Это про легкие деньги от тяжёлого труда миллиона нефтяников и газодобытчиков.
    А нас миллионов 150. Плюс помогающие трудовые руки.
    Это на отечественное похоже, как если бы по ленд-лизу башни для 34-к шли из Америки, ППД собирали в Индии, а порох везли насыпом из Аргентины.
  29. 0
    11 мая 2026 21:40
    По автотехнике малость не понятка. Почему КАМАЗ смог продолжатьделать рядные моторы Камминсы и КП ЗФ под своим именем - а моторы легковые для КИА и Хенде и еще некоторые которые производили у нас же - не могут производить ?! Почему грузовики, автобусы, трактора, экскаваторы, квадрики, частично мотоциклы и мопеды продджают ввозить при том что у нас мощность заводов чуток больше рынка этой техники РФ ?! Вот где разворот был бы реально помощью заводам. Минус сразу валютных издержек тоже на не малую сумму. Автопокрышек производят с запасом - но идиоты не закрывают их ввоз. В итоге половина рунка китайкими покрышками забит, а заводы работают на те же 50% от мощности. По компам и смартфонам - тут уже ясно что главное организации на свое перевести, а простой потребитель пусть покупает из за границы. И если кто не в курсе то в начале мая блокировали не сам интернет, а конкретно беспроводную сеть к которой подключены были компы или ноуты с Виндой. И то часть сайтов работала, а часть нет. А вот смартфон на Андройде и 9 и 10 мая работал с интернетом но тоже выборочно. Работал Яндекс, его карты с навигацией, гисметео, Авито. Авто.ру и Драйв 2 текст показывали - фотки и видео нет. ВК - работало все кроме игр (кому они то помешали). Главное - не работал Сбер-онлайн, сайты ГОСУСЛУГИ, электросетевиков и газовиков -видимо было переподключение серверов в целом. После отключение сайтов с личными кабинетами и электронной почтой на 1-3 мая пришлось по новой везде входить. Основную почту кое как вернул без привязки к ВК и МАХ - нкдно и долго но вернул. Зато вылезла почта для авито которой с 2021 года не пользовался. авито ваще дурит - у меня к одному номеру телефона 3 почты былотпривязано и вход через ВК только из того что им подавай или мой документы или рожу на камеру свети. У меня раздельно для официальных сайтов идля всего остального с интерентом два номера телефона. Для официалов кнопочный привязал, а для интернета смартфон или модем когда смартфон не нужен месяца на 3-4 в году. И сверхмощные чипы по факту в производственных компах для станков по сути не нужны. Игроманы и киноделы могут себе позволить компы и ноуты дороже 100.000 руб покупать - вот пусть и заказывают из за границ. В добавок высокая цена на смартфоны может отбить охоту покупать их детям лет до 16 хотя бы. А то уже с 3 лет поголовно дети играют в смартфонах - родителям так проще же, а потом удивляются что ребенок не так развивается. Я это уродственников вижу - у некоторых до родителей фиг дозвонишься потому как дети в игры на смартфоне играют.
  30. 0
    12 мая 2026 19:03
    Ну давайте разберемся
    готовые ПК, ноутбуки и рабочие станции: Acer, Asus, Fujitsu, HP. У части брендов это касается как потребительских, так и корпоративных линеек (Fujitsu Primergy, рабочие станции Asus и Acer для B2B);
    серверы и сетевое оборудование: Cisco, HPE, IBM, Inspur, xFusion, AIC;
    память и накопители: Samsung, SK Hynix, Kingston, Sandisk, Toshiba, Hitachi, Adata, Apacer, Transcend;
    процессоры: Intel.

    - готовые ПК, - Да
    -рабочие станции - Да
    -ноутбуки - ОШИБКА только Fujitsu и HP.
    - серверы - Да , но еще и несколько других производителей, например Intel
    - память и накопители - Да
    - процессоры: Intel - ВООБЩЕ НЕ НАШЕЛ В УКАЗЕ НИЧЕГО ПРО ПРОЦЕССОРЫ

    И того в сухом остатке.
    Для РФ хоть какое-то значение имеют только накопители, фактически они все теперь по серому импорту запрещены. Это озадачивает, мы то не делаем накопители. Однако если внимательно посмотреть на список, все становится понятно, половина его имеют у нас представительства и официально поставляют комплектующие. Это как с китайскими авто - негоже партнеров обижать.

    Автору и редакции. Нехорошо допускать ошибки в юридических вопросах.
    Попросили бы меня, я бы вам дал полное юридическое заключение по указу laughing Что теперь можно , что нельзя.