В чем сила, брат?!

18 мая умер один из самых неординарных и любимых современниками российских кинорежиссеров Алексей Балабанов. Лишь его родные и близкие знали, что режиссер уже достаточно давно был тяжело болен и даже готовился к смерти. Однако смерть от сердечного приступа все равно оказалась для всех внезапной. Балабанову в феврале исполнилось всего 54 года. Уже сейчас можно говорить о том, что это невосполнимая утрата для всего российского кинематографа и всей современной российской культуры.

Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (теперь Екатеринбург). Детство и юность будущего режиссера прошли в этом городе, который в конце 1970-х начале 1980-х годов неожиданно для себя стал центром культуры, которая разительно отличалась от советского официоза. После завершения средней школы Алексей Балабанов не думал о том, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с кинематографом, он уехал в Горький (теперь Нижний Новгород), где начал учиться в местном Институте иностранных языков на переводчика.


В 1981 году после окончания института, он стал военнослужащим Военно-транспортной авиации. Практически через 25 лет после этого, режиссер рассказал, что опыт службы в армии, увиденное им самим в Афганистане, а также те истории, которые он услышал в то время, нашли прямое отражение в его, наверно, наиболее тяжелой и мрачной для восприятия массового зрителя картине – «Груз-200».

В чем сила, брат?!

Из армии он снова вернулся в родной для него Свердловск, где в 1983 году начинает работать в Свердловской киностудии ассистентом режиссера. Тогда в Свердловске, наверное, больше, чем в других городах СССР, чувствовалась «другая» жизнь. В городе в этот период переживал расцвет известный на весь Союз Свердловский рок-клуб, в Свердловске было сконцентрировано большое количество творческой молодежи, которая готова была привнести что-то новое в искусство.

Первой серьезной работой будущего режиссера, его дипломной работой на Высших режиссерско-сценарных курсах стала документально-игровая картина «Егор и Настя». В этом фильме нереальный сюжет был представлен во вполне реальных интерьерах. В данном фильме Алексей Балабанов снял музыкантов Свердловского рок-клуба: Вячеслава Бутусова, Настю Полеву, Игоря Белкина. В будущем отечественные рок-исполнители и их песни прозвучат во многих его фильмах.

В 1990 году Балабанов закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где он занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Б. Галантера и Л. Николаева. В этом же году он принимает решение о переезде в Санкт-Петербург. Именно в северной столице начался его большой и триумфальный путь в качестве режиссера. Балабанов начал заниматься кино в очень сложное время, когда кинематограф, казалось, перестал быть кому-либо нужен и даже наиболее известные и заслуженные российские режиссеры либо отходили от дел, либо шли на откровенно коммерческие проекты. Именно в этом время Балабанов создает собственный, присущий лишь ему, уникальный киноязык. В 1991 году он снял фильм «Счастливые дни», в котором показал Санкт-Петербург таким, каким его не снимал до этого никто. Это была его первая полнометражная картина.

Сергей Бодров - герой фильмов Брат и Брат-2

Вскоре после этого Алексей Балабанов выступил соавтором сценария (стоит отметить, что для всех своих картин Балабанов писал сценарий самостоятельно) фильма молодого режиссера Надежды Хворовой «Пограничный конфликт». В 1992 году он совместно с Сергеем Сельяновым и Василием Григорьевым выступил в качестве соучредителя Киностудии СТВ. Именно при участии данной киностудии впоследствии были сняты почти все его работы в кино.

В 1994 году режиссер представил публике свой второй полнометражный фильм. Фильм был снят по мотивам классического произведения. Балабанову удалось экранизировать известный роман Франца Кафки «Замок». За эту свою работу Алексей Балабанов был удостоен престижной кинопремии «Ника». В этом же году состоялся его дебют в роли продюсера – он продюсировал ленту «Исповедь незнакомцу».

До 1997 года Алексей Балабанов уже был признан российским киносообществом, о нем хорошо отзывались критики, однако успех всероссийского масштаба и любовь массового зрителя ему принесла картина «Брат». В этом фильме главную роль сыграл 26-летний Сергей Бодров-младший. Вольно или невольно Балабанову удалось на киноэкране воплотить в жизнь символ того неспокойного времени, в котором «добро должно быть с кулаками».

Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова для 1990-х годов оказался первым и, по всей видимости, последним героем целого поколения, целой эпохи. Музыку к данному фильму написал Вячеслав Бутусов. Данная картина мгновенно была разобрана российским зрителем на цитаты, фильм стал культовым и наиболее знаковым российским фильмом 1990-х годов. Примечателен тот факт, что фильм «Брат» (был снять с очень скромным бюджетом) стал наиболее кассовым фильмом страны в 1997 году.

Фильм "Мне не больно"

После такого шумного и оглушительного успеха Балабанов совершил достаточно неожиданный поворот. В 1998 году он снял арт-хаусный фильм «Про уродов и людей». Данная картина затрагивала очень необычную и провокационную тему: рассказывала о первых создателях порнографических фильмов в дореволюционной России. Данный фильм, как об этом впоследствии в своих интервью говорил режиссер, «единственный, к которому лично у меня нет никаких претензий».

Следующим фильмом Балабанова, который был снят им в 2000-м году, стал фильм «Брат-2». Для саундтрека данного фильма режиссер подобрал песни преимущественно не самых известных на тот момент времени рок-групп, которые после данного фильма стали любимы и узнаваемы. Данная картина вызвала по-настоящему бурную и неоднозначную реакцию в прессе и, безусловно, была очень хорошо принята массовой российской аудиторией. Алексей Балабанов был способен снимать фильмы, по которым зритель теперь может вспоминать ту или иную эпоху из жизни страны. Если первый его «Брат» был «документом эпохи» для средины 1990-х годов, то вышедший в 2000 году фильм «Брат-2», рассказывающий о дальнейшей судьбе Данилы Багрова, был уже знаком прощания с 1990-ми, со многими иллюзиями и шаблонами того времени.

В марте 2002 года Балабанов снял картину «Война». «Война» – это драматический боевик о чеченской войне, в котором снялся Сергей Бодров, английский актер Иен Келли, Ингеборга Дапкунайте, а в главной роли впервые в большом кино дебютировал молодой актер Алексей Чадов. Премьера картины состоялась в марте 2002 года, уже в июне данный фильм получил высшую награду кинофестиваля «Кинотавр» — «Золотую Розу».

Фильм "Жмурки"

Следующим его фильмом стала «беспредельная кинокомедия» «Жмурки». На этот раз режиссер собрал для своего фильма по-настоящему очень звездный состав: Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Рената Литвинова, Виктор Сухоруков, Алексей Серебряков, Сергей Маковецкий, Андрей Панин, Александр Башаров, Юрий Степанов, Татьяна Догилева. Такого актерского состава хватило бы не на один фильм. И то, что все они согласились на съемки, только подтверждает величие и талант режиссера Балабанова. Трагикомедия 2005 года «Жмурки» – это ярчайший фарс, это бандиты, бизнесмены и политики. Это кино снова рассказывало зрителю о жизни России 1990-х годов.

В более поздних картинах режиссера, как считают его близкие, уже начала говорить о себе его тяжелая болезнь. Они становились все тяжелее и мрачнее. «Мне не больно», «Груз-200», «Морфий», «Кочегар». Последний фильм Балабанова – реалистичная сказка «Я тоже хочу» вышел на экраны в декабре 2012 года.

Работу над фильмом «Мне не больно» он закончил весной 2006 года. В этом фильме режиссер впервые попробовал себя в жанре мелодрамы и вновь его работу можно признать очень удачной и пронзительной. Александр Яценко, Рената Литвинова, Никита Михалков и Дмитрий Дюжев разыграли перед зрителем пронзительную историю о любви и смерти.

Фильм "Война"

В 2007 году Балабанов снял свой фильм «Груз-200», действие которого происходит в 1984 году. Фильм показывал зрителю оборотную сторону как идиллической советской действительности, так и натуры человека. Однако сам режиссер говорил, что «Груз-200» это фильм о любви. При этом киносообщество и зрители восприняли картину неоднозначно: их мнение раскололось примерно поровну. Часть яростно клеймила Балабанова, обвиняя режиссера в очернении и искажении советского прошлого, другие называли «Груз-200» одним из наиболее достойных фильмом последних лет. Из-за наличия в кадре сцен жестокости и насилия во многих городах картина была снята с проката.

В конце 2008 года Балабанов представил еще одну мрачную картину «Морфий», которая была снята по мотивам рассказов известного русского писателя Михаила Булгакова. Данная картина была данью памяти Сергея Бодрова, который написал когда-то сценарий к этому фильму. Главную роль в картине сыграл молодой актер Леонид Бичевин, ранее уже снявшийся у Балабанова в картине «Груз-200».

Предпоследней его работой стал фильм «Кочегар», который вышел на экраны в октябре 2010 года. Это камерное кино, которое было снято в 3-х декорациях и рассказывает о судьбе контуженного майора в отставке, который вернулся из Афганистана в стремительно изменяющееся государство. Данный фильм Алексей Балабанов снял, не привлекая для работы профессиональных актеров, исключением стал только исполнитель главной роли Михаил Скрябин. Актер якутского театра, который уже не раз снимался в его картинах.


Стоит отметить, что Алексей Балабанов был патриотом до мозга костей. Часто это ставилось ему в упрек, но режиссер никогда не сдавался и продолжал провоцировать общественность. Он достаточно сильно переживал распад СССР и любил Россию. Но при этом то, что происходило на пространстве 1/6 части суши, ломало его, не случайно многие диалоги его персонажей многим казались чересчур жесткими, вызывающими, несвоевременными. Своей гражданской позицией – четкой и принятой далеко не всеми – Алексей Балабанов, как скажут позднее, «взорвал» российский кинематограф. В своих фильмах он показывал жизнь здесь и сейчас, а зритель его фильмов не всегда понимал, что ему делать от увиденного – смеяться или ужасаться.

По словам Михаила Трофименкова известного кинокритика, который хорошо знал Балабанова, в последнее время здоровье режиссера было сильно подорвано, последние свои работы он снимал, будучи тяжело болен. Трофимкин в интервью русской службе Би-би-си отметил, что своими фильмами Балабанов боролся со смертью и не только со своей. По его словам, он сумел стать по-настоящему культовой фигурой для российского кинематографа последних 2-х десятков лет. Современный российский кинематограф боится жизни, в то время как Алексей Балабанов был из тех, кто не боялся эту жизнь транслировать на экран. Он транслировал на экран Россию, отметил кинокритик.

За несколько дней до своей смерти Балабанов дал страшное, потому что пророческое интервью. Далее его слова: «Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, не скажу». Федор Балабанов, сын режиссера уже заявил о намерении экранизировать последнюю работу отца.

Источники информации:
-http://rus.ruvr.ru/2013_05_18/Aleksej-Balabanov-Biograficheskaja-spravka
-http://www.vesti.ru/doc.html?id=1086282
-http://top.rbc.ru/society/18/05/2013/858200.shtml
-http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/05/130518_russia_balabanov_obit.shtml
Автор:
Сергей Юферев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти