А-1 «Скайрейдер». Последний из Могикан



В середине 40-х фирма Douglas начала работы по созданию самолёта для замены хорошо показавшего себя в боях Dauntless - впоследствии историки отнесли его к числу лучших палубных пикирующих бомбардировщиков Второй мировой.



палубный пикирующий бомбардировщик Dauntless


Подвесное вооружение предполагалось размещать на трех пилонах: один из них располагался под фюзеляжем, а два других находились в корневой части крыла. Последние выполняли еще и защитную роль при вынужденной посадке с убранным основным шасси. Оборонительного вооружения на Dauntless II не устанавливалось. Летчик находился в просторной кабине под каплевидным фонарем.
Высокие летные характеристики самолета предполагалось обеспечить установкой нового двигателя Cyclone 18 R3350-24 мощностью 2500 л.с., однако машина была построена раньше, чем двигатель, застрявший на стадии испытаний из-за многочисленных дефектов. Пришлось на готовые опытные образцы Dauntless II устанавливать уже отработанные двигатели R3350-8 мощностью 2300 л.с.
Большое внимание уделили конструкторы компоновке кабины пилота. В результате этой работы кабина стала, по мнению летчиков, самой совершенной для своего времени. Первый полет опытного образца XBT2D-1 был намечен на 1 июня 1945 года.
Заводские испытания продлились пять недель, за это время самолет совершил около 40 полетов. Все расчетные характеристики были тщательно проверены, и фирма осталась довольна новой машиной. Л.Браун перегнал ее на испытательный полигон ВМС Патаксент Ривер в штате Мериленд и передал военным пилотам для дальнейших испытаний. По заявлениям морских летчиков-испытателей, XBT2D-1 стал лучшим палубным бомбардировщиком среди когда-либо испытывавшихся в центре. Машина полностью соответствовала требованиям флота. Благоприятное впечатление производила простота пилотирования и обслуживания самолета.
Конечно, не обошлось и без замечаний: летчики потребовали оснастить кабину самолета кислородными приборами, а технический состав - усилить освещение кабины и хвостового отсека с оборудованием. Фирма быстро удовлетворила пожелания летного и технического состава. 5 мая 1945 года представители командования ВМС подписали с фирмой Douglas протокол о намерении приобрести 548 машин BT2D.
С окончанием Второй мировой войны производство боевых самолетов было остановлено уже через сутки после окончания боевых действий.
Стоимость отмененных контрактов составляла около 8 млрд. долларов. Более 30 000 самолетов, находившихся в разной степени готовности, было отправлено на слом.
Значительно уменьшили и количество заказанных фирме Douglas бомбардировщиков BT2D - сначала до 377, а затем - до 277 самолетов. И такой небольшой, по сравнению с военным временем, заказ стал "спасательным кругом" для фирмы Douglas - ведь в это время остальные авиастроительные компании несли огромные убытки. До конца 1945 года построили все 25 опытных самолетов.
Первые четыре были оснащены "временными" двигателями R3350-8, а остальные - первыми серийными двигателями R3350-24W, которые и предусматривались проектом. Кроме трех основных пилонов для подвесного вооружения, под консолями крыла закрепили еще 12 небольших узлов подвески, рассчитанных на 50 кг каждый. Пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек.
Стремясь вытеснить своего основного конкурента – Mauler фирмы Martin, конструкторы из компании Douglas представляли BT2D в качестве универсального самолета, способного решать почти все задачи, стоящие перед палубной ударной и вспомогательной авиацией. Для демонстрации этого качества фирма модернизировала шесть опытных машин: из одной сделали самолет-разведчик XBT2D-1P, из другой - самолет для радиоэлектронной борьбы XBT2D-1Q, из третьей - самолет радиолокационного обнаружения и дозора XBT2D-1W. Две машины с модернизированным оборудованием и РЛС в подвесном контейнере проходили испытания в качестве ночных бомбардировщиков XBT2D-1N. И, наконец, последний самолет стал прототипом для следующей модификации XBT2D-2 и считался палубным штурмовиком.
В феврале 1946 года BT2D "Донтлесс II" переименовывается в Skyraider (небесный налетчик). В апреле класс самолетов ВТ (бомбардировщик-торпедоносец) в американском флоте был упразднен. Ему на смену пришел класс А - штурмовик, и Skyraider получил новое обозначение - AD.
В конце весны 1946 года несколько опытных экземпляров AD проходили испытания на палубе авианосца. Прочность этих машин оказалась очень низкой и их конструкция с трудом выдерживала жесткие посадки, характерные для всех палубных самолетов. Большинство выявленных недостатков касалось низкой прочности шасси и зон стыковки крыла и стабилизатора с фюзеляжем. Пришлось усиливать слабые места, и серийный AD-1 стал весить на 234 кг больше опытного XBT2D-1. Первый серийный штурмовик взлетел 5 ноября 1946 года.
Передача самолетов в боевые эскадрильи VA-3B и VA-4B (авианосцы "Сицилия" и "Франклин Д. Рузвельт") началась в апреле 1947 года. Серийное производство продолжалось до середины 1948 года. Кроме бомб и торпед, в состав вооружения AD-1 вошли 127-мм неуправляемые ракеты HVAR, известные под названием "Холли Мозес". Максимальная скорость машины составила 574 км/ч, дальность полета - 2500 км. Всего был построен 241 серийный самолет AD-1.
Специально для выполнения ночных ударов по наземным целям фирма Douglas разработала ночную модификацию штурмовика AD-3N.



В период между сентябрем 1949 года и маем 1950 года было построено и поставлено флоту 15 таких самолетов. Экипаж ночного штурмовика состоял из трех человек. Под левой консолью крыла подвешивался контейнер с радиолокационной станцией.




Следующей серийной модификацией стал AD-4 Skyraider с двигателем R3350-26WA мощностью 2700л.с., разработанный специально для войны в Корее. При проектировании учитывался опыт применения предыдущих модификаций. Для защиты пилота от огня стрелкового оружия лобовую часть фонаря закрыли бронестеклом.
Для облегчения пилотирования в длительных полетах на штурмовик установили автопилот и изменили компоновку приборов на приборной доске. Для снижения аварийности при посадках усилили тормозной крюк. Количество крыльевых пушек увеличили до четырех. После всех доработок взлетная масса самолета увеличилась, а радиус действия снизился до 2000км. Однако эти недостатки с лихвой компенсировала возросшая эффективность применения. До окончания войны успели построить более 300 "корейских" AD-4, всего же их было выпущено 398 единиц.



Во время Корейской войны «Skyraider» был одним из основных самолётов ВМС США, применялся он и эскадрильями Корпуса морской пехоты.
Первые боевые вылеты были совершены 3 июля 1950 года. В Корее «Скайрейдеры» провели единственную в своей истории торпедную атаку, а также одержали одну воздушную победу (По-2,16 июня 1953 года). По имеющимся данным, за три года войны было потеряно 128 штурмовиков A-1 всех модификаций. По сравнению с поршневыми «Мустангами» и «Корсарами» используемыми для решения тех же задач, «Скайрейдер» выгодно отличался лучшей живучестью и большей бомбовой нагрузкой.


палубный истребитель ВМС США F4U "Корсар"


А-1 «Скайрейдер». Последний из Могикан

истребитель ВВС США P-51D"Мустанг"


В конце 40-х годов по заказу ВМС был разработан вариант штурмовика Skyraider с обозначением AD-4B для транспортировки и применения ядерного оружия - тактической ядерной бомбы типа Мк.7 или Мк.8. Серийное производство Мк.7 мощностью 1 Кт началось в 1952 году - впервые в истории габариты и масса бомбы позволяли доставлять ее самолетами тактической авиации.
Типичной нагрузкой для "атомного" штурмовика считались одна бомба и два подвесных топливных бака по 1136л.
Самой массовой модификацией самолета стал штурмовик AD-6.
При его создании основной упор делался на повышение живучести самолета в условиях сильного противодействия ПВО противника. С этой целью кабина и топливные баки штурмовика AD-4B защитили накладными бронелистами, в гидравлический и топливной системах изменили конструкцию некоторых агрегатов и для повышения живучести продублировали некоторые из них. На AD-6 устанавливался модернизированный двигатель R3350-26WD мощностью 2700 л.с. Серийное производство шестой модификации шло одновременно с пятой. Всего было построено 713 самолетов. Производство завершено в 1957 году. В 1962 году машины получили новое обозначение - А-1Н.
К середине 1960-х годов «Скайрейдер» мог считаться устаревшим самолётом.
Несмотря на это, он продолжил свою боевую карьеру во время Вьетнамской войны.
A-1 участвовали в первом налёте на Северный Вьетнам 5 августа 1964 года. ВМС США применяли одноместный вариант A-1H вплоть до 1968 года, главным образом над Северным Вьетнамом, где как они заявляют, поршневым штурмовикам удалось одержать две победы над реактивными истребителями МиГ-17 (20 июня 1965 и 9 октября 1966 года). ВВС США применяли как A-1H, так и двухместный A-1E.



В 1968 году «Скайрейдеры» начали заменяться современными реактивными машинами и передаваться южно-вьетнамским союзникам.
Эти самолёты проявили высокую эффективность при оказании непосредственной поддержки наземным войскам, но наибольшую известность получили благодаря участию в поисково-спасательных операциях. Низкая скорость и большое время нахождения в воздухе позволили A-1 эскортировать спасательные вертолёты, в том числе над Северным Вьетнамом. Достигнув района местонахождения сбитого пилота, «Скайрейдеры» начинали патрулирование и при необходимости подавляли выявленные зенитные позиции противника. В этой роли они применялись практически до конца войны. Лишь за два месяца до прекращения бомбардировок Северного Вьетнама, в конце 1972 года, эскортирование поисково-спасательных вертолётов было передано штурмовикам A-7. После чего все оставшиеся в строю машины, были переданы ВВС Южного Вьетнама, в которых до середины войны был основным ударным самолётом. Потери американских «Скайрейдеров» в Юго-Восточной Азии составили 266 самолётов. После падения Сайгонского режима, несколько десятков боеспособных самолётов этого типа достались в качестве трофеев Северному Вьетнаму.


Трофейный А-1Н в «Музее следов войны» г. Хо Ши Мин


За время войны два пилота «Скайрейдеров» были удостоены высшей воинской награды США — Медали Почёта. Во Второй мировой войне Skyraider принять участие не успели, но в Корее и Вьетнаме эти самолеты использовались масштабно. К началу вьетнамской войны самолет уже выглядел анахронизмом, но, тем не менее, применялся не менее успешно, чем реактивные машины. Неизвестно, где и когда Skyraider сделал свой последний боевой вылет. Но достоверно известно, что несколько таких самолетов принимали участие в вооруженном конфликте в Чаде в 1979 году.



В настоящее время несколько восстановленных самолетов Skyraider радуют своими полетами любителей авиации в Европе и США.



Завершая жизнеописание этого замечательного самолёта, хочется сравнить его судьбу с машиной аналогичного назначения, созданной в СССР примерно в тоже время.
Штурмовик Ил-10, был построен как замена Ил-2, с учётом опыта боевого применения штурмовой авиации и успел принять участие в последних боях Второй Мировой.
Его улучшенный, модернизированный вариант, с усиленным вооружением Ил-10М, был запущен в серию в послевоенное время, успешно применялся во время Корейской войны. Составлял основу штурмовой авиации в ВВС СССР, до её ликвидации Хрущёвым в конце 50-х, когда сотни боеспособных самолётов пошли на слом.

Подготовлено по материалам:
http://ammokor.ucoz.ru/index/skyraider_vo_vetname/0-104
http://www.cofe.ru/avia/D/D-110.htm
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2006_08/04.htm
http://www.hobbyplus.info/war_history/flying_ad_skyraider.htm
Автор:
подготовил Bongo
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти