Миграционный кодекс России: новая пустышка или реальный капкан для нелегалов?
Речь о том, что за все годы существования Российской Федерации миграционная проблема в стране назрела и местами перезрела. Однако за все те же годы существования государства законодатели так и не сумели создать полноценный системный документ, который позволил бы эффективно регулировать миграционные процессы. Представители Государственной Думы заявляют, что у нас есть сотни отдельных документов, которые в той или иной степени касаются миграционной ситуации в стране, но эти документы часто противоречат друг другу. Такого рода противоречия приводят к тому, что контроль миграции не отлажен, а это в свою очередь становится причиной никак не регламентированного въезда-выезда иностранных граждан в России (из России), перемещения самих же россиян по своей стране. Отсюда – усугубление экономических и демографических проблем, рост числа преступлений, совершаемых мигрантами, демпинг на рынке труда и многое другое.
Очевидно, что если Миграционный кодекс в ближайшее время появится в нашей стране и будет при этом являться по-настоящему эффективным инструментом миграционного контроля, то для России это станет явным благом. Ведь если не замечать миграционных проблем и делать вид, что у нас на этот счёт всё в порядке, то неконтролируемая миграция может стать реальной угрозой не только для экономики страны, но и для безопасности (во всех смыслах этого слова) российских граждан. Примечательно то, что если Миграционный кодекс в России появится, а депутат Журавлёв говорит о 1,5-2 годах, необходимых для его разработки, то это будет первый документ, в котором появится определение самого слова «мигрант». Удивительно, но пока это понятие российским законодательством никак не определяется, как и такие понятия как «миграция», «миграционные отношения» и даже «коренное население». Если отталкиваться от того, что есть в российском законодательстве сегодня, то получается, что даже употребление термина «незаконный трудовой мигрант» в России неуместно, так как законодатели не дают юридического объяснения этому понятию. Выходит нелегалов, вроде как, и нет совсем. Странный юридический казус – ничего не скажешь…
На самом же деле нелегальные мигранты не просто есть в России (как все мы с вами прекрасно понимаем), но и исчисляются в нашей стране они миллионами. При этом ни одно компетентное ведомство не может точно назвать числа нелегальных трудовых мигрантов в России. Причина в том, что эти самые мигранты пребывают в России, но при этом не утруждают себя регистрационными процедурами, оплатой патентов и разрешений на работу. Есть лишь приближённые данные, согласно которым общее число трудовых мигрантов в среднегодовом исчислении в России, составляет более 10,5 миллионов человек (именно эта цифра чаще всего мелькает в сводках различных учитывающих ведомств, а также в различных СМИ). Цифры не претендуют на абсолютную точность, но, по крайней мере, позволяют понять масштабы трудовой иммиграции в нашей стране – число прибывших в Россию на работу из иностранных государств.
При этом согласно данным от ФМС, официальные разрешения на работу в Российской Федерации получены 2,6 миллионами иностранных граждан. Это число появилось после анализа ведомством денежных поступлений за выдачу патентов на совершение работ внутри страны. Оказалось, что трудовые мигранты, прибывшие в нашу страну из-за рубежа, принесли бюджету государства 32,8 миллиарда рублей в 2012 году. Казалось бы, немалая сумма. Но… Если учесть, сколько трудовых мигрантов, которые никаких патентов и разрешений получать не захотели, а решили работать нелегально на свой страх и риск, доходов в госказну не принесли, то вырисовывается совсем не радужная картина: 2,6 миллиона гастарбайтеров – доход 32,8 миллиарда рублей, около 7,5 миллионов гастарбайтеров – потерянный бюджетом доход примерно в 95 миллиардов рублей. Это сопоставимо с бюджетом, к примеру, всей Нижегородской области с её 3,3-миллионым населением. И это, если отталкиваться лишь озвученного ранее числа в 10,5 миллионов трудовых мигрантов, а сколько их в реальном, скажем так, исчислении?...
Получается, что российская казна приобрела от трудовой иммиграции в лучшем случае лишь четверть от того, что могла бы приобрести – и это только на выдаче патентов на легальную трудовую деятельность прибывающим в страну иностранным гражданам.
Если верить представителям Государственной Думы, то для борьбы с нелегальной миграцией, сотрудники ФМС получат возможность оперативного выдвижения на места массового использования труда нелегалов. Сейчас (и это выглядит просто парадоксально) представители ФМС, оказывается, должны предупредить работодателя, что они собираются его проверить на наличие у него в качестве рабочих нелегалов из иностранных государств. Причём оповестить о такой проверке ФМС должна за несколько дней. Этакий вариант: прячь от нас всех своих нелегалов – мы к концу недели к тебе заглянём и если найдём – не обижайся… Как говорят в ФМС: кто не спрятался, мы не виноваты…
В общем, общая картина пока такова: ни одно ведомство России, даже то, которое призвано контролировать миграционные потоки, не может назвать точную цифру трудовых мигрантов, находящихся в нашей стране, не может дать точной оценки по поводу того, какие убытки в связи с нелегальной трудовой миграцией несёт государственная казна, и какой процент преступлений в России совершается именно трудовыми мигрантами. Будем надеяться, что разработка Миграционного кодекса поможет тем же ведомствам более или менее точно разобраться с цифрами, если, конечно, у них (у представителей ведомств) есть такая заинтересованность.
Кстати, обсуждая тему возможного принятия в России Миграционного кодекса, необходимо отметить позицию Дмитрия Медведева по факту привлечения в нашу страну зарубежных граждан для выполнения ими тех или иных работ. Премьер-министр заявил буквально следующее:
При этом глава российского Кабинета министров заявил, что мы (обычные граждане) часто недооцениваем законодательство России, благодаря которому в нашу страну могут приезжать высококлассные специалисты, например, из Германии или Нидерландов.
То, что Дмитрий Анатольевич, подметал в своё время улицы – конечно, похвально. Будучи студентами большинство уважающих себя граждан нашей страны старались найти любую работу, для того чтобы иметь хоть какие-то карманные деньги. Но при этом сложно согласиться со словами премьер-министра о том, что «мы уже не хотим работать». В этом случае Дмитрию Анатольевичу не стоило бы собирать в одну кучу олигархов, чиновников, глав всевозможных компаний с госкапиталом и членов их семей, которые действительно привыкли, чтобы работали исключительно на них, и большинство обычных россиян. Для того чтобы увидеть, что россияне (в частности, русские) хотят работать и работают по самым разным специальностям и при самых разных вариантах оплаты труда, достаточно просто прогуляться по стране – пройтись по улицам провинциальных городов, заглянуть на производство, поговорить, что называется, без камер и софитов с обыкновенными трудягами.
При этом то, что называется необходимостью привлечения на, скажем так, низкорейтинговые должности трудовых иммигрантов в Россию, на самом деле больше смахивает на банальный демпинг. Проще говоря, нередко искусственно создаются все условия, чтобы представитель коренного населения отказался от работы: дополнительные нагрузки, урезание заработных плат, сокращение отпусков и многое другое. А после этого уже можно и заявить о том, что русские вконец обленились – дворниками, видите ли, работать не хотят… Так вопрос решается легко: чтобы энтузиазм у коренных жителей даже к не самой престижной работе проявился массово, нужно не «выписывать» гастарбайтеров миллионами, а потом пытаться их поймать с целью принять экзамен на знание русского языка и продать им разрешение на работу, а пустить эти же средства на открытие и развитие рабочих мест для самих россиян. Ведь куда проще поднять зарплату тому же дворнику с российским паспортом, нежели, простите, изгаляться в изыскании средств для того, чтобы учесть и обустроить «трудовые резервы» из-за рубежа, которые, может быть, изъявят желание помахать мётлами. А, может быть, и не изъявят…
При этом те примеры, которые Дмитрий Медведев привёл (про Голландию и Германию), мягко говоря, не совсем точно отражают реальность в плане «эмиссионных центров» трудовых мигрантов, прибывающих в нашу страну. Бесспорно, высокопрофессиональные и образованные кадры из-за рубежа российской экономики могли бы пригодиться, но…
Согласитесь, вряд ли в России найдётся город, в котором трудовые мигранты, к примеру, из Германии, перекрывали бы автомобильное движение в массовой молитве прямо на улице. Вряд ли «гастарбайтеры из Роттердама» устраивают где-то в России «стенка на стенку» с «гастарбайтерами из Франкфурта-на-Майне». И на станциях московского метро «горячие» парни откуда-нибудь из Эйндховена вряд ли глумятся над русскими девушками…
А если так, то зачем же нам пытаются предложить явно подменённые понятия. Какие немцы, какие голландцы, а главное сколько их?.. В пределах статистической погрешности…
Видимо, до тех пор, пока наше Правительство привлечение в Россию трудовых мигрантов (без разбору) будет обрисовывать как осознанную необходимость, закрывая глаза на криминал и демпинг рынка труда, у Миграционного кодекса как регулятора миграции будет мало шансов…
А посему - остаётся дождаться первых результатов деятельности рабочей группы: станет ли Миграционный кодекс очередной законодательной пустышкой, или всё же благодаря ему наладиться реальный порядок в миграционной сфере.
Информация