Танки-гибриды, или Экономия и характеристики

Не секрет, что военная техника с высокими характеристиками всегда стоит дорого, а приемлемая по цене далеко не всегда удовлетворяет требованиям. Кроме того, в таких условиях выбор нередко ограничивается некоторыми дополнительными условиями, например, стоимостью разработки новых моделей или сложностью и дороговизной запуска производства. В итоге появляются многочисленные модернизации устаревающих образцов, целью которых становится получение максимально возможных характеристик ценой минимальных затрат различного характера.

В контексте танкостроения такой подход приводит к появлению самых разных новых проектов, каждый из которых оказывается чуть более совершенным, чем предыдущий. В большинстве случаев каждая новая модернизация касается всех основных систем бронемашины – вооружения, силовой установки, вспомогательного оборудования и т.п. Однако не всегда военное ведомство той или иной страны имеет возможность заказать и оплатить полноценную разработку нового танка. Или же такая возможность есть, но дальнейшее начало производства боевой машины обернется неприемлемыми расходами.

В таких случаях иногда появляются самые настоящие танки-гибриды, в конструкции которых используются готовые элементы имеющихся машин. Рассмотрим некоторые танки, созданные не просто на базе готовой техники, но состоящие из ее компонентов и изготовленные, в первую очередь, по экономическим причинам.


На базе «Чаффи»

Пожалуй, самым «успешным» в аспекте количества произведенных на его базе танков-гибридов стал американский легкий танк M24 Chaffee. По состоянию на конец сороковых годов второй по численности парк этих бронемашин имелся у Франции. Не желая терять столь массовую, но уже не вполне удовлетворяющую требованиям времени технику, французы в первой половине пятидесятых годов начали проект, целью которого стала разработка нового танка с большей огневой мощью.

К середине того же десятилетия французская промышленность освоила производство легкого танка AMX-13 с оригинальной качающейся орудийной башней. Имея пушку такого же калибра, что и у Chaffee (75 миллиметров), благодаря большей длине ствола (71 калибр) новый французский танк обладал большим боевым потенциалом. В 1955-56 годах в порядке эксперимента французские танкостроители построили первый танк-гибрид на базе M24 и AMX-13, в котором использовались готовые агрегаты обеих бронированных боевых машин.

С серийного строевого «Чаффи» сняли родную башню, а на ее место после соответствующих доработок установили боевой модуль FL10, заимствованный с AMX-13. Как и ожидалось, огневые возможности танка-гибрида на базе M24 оказались заметно выше, чем у оригинального «Чаффи» с американской пушкой. Однако ходовые качества получившейся бронемашины оставляли желать лучшего, да и перспективы такого танка смотрелись неоднозначно. При всех преимуществах перед оригинальным M24, танк-гибрид в свете ресурса имеющихся танковых шасси выглядел сомнительно. Поэтому вскоре единственный прототип M24 с башней FL10 сняли с испытаний. О серийном переоборудовании имевшихся Chaffee речи уже не шло.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики
Корпус AMX-13 + башня M24 CHAFFEE


Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


Немного позже французские танкостроители с использованием агрегатов танка M24 собрали еще один прототип, однако на этот раз с «Чаффи» заимствовали башню. Дело в том, что во время войны в Алжире французским танкистам редко приходилось бороться с бронетехникой противника. Кроме того, мощность орудия танка AMX-13 была избыточной для уничтожения укреплений и пехоты. По этой причине французское военное ведомство заказало разработку дешевой и простой боевой машины, способной эффективно использовать осколочно-фугасные боеприпасы.

Результатом этих работ стал танк-гибрид следующего вида. На освоенное в производстве шасси танка AMX-13 установили оригинальную башню от M24. Ствол пушки M6, использовавшейся на Chaffee, был почти в два раза короче, чем у орудия AMX-13 – около 37 калибров против 71. Поэтому, проигрывая в бронепробиваемости французскому орудию, американское было более эффективным против пехоты, сооружений и незащищенной техники.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


Такой танк-гибрид оказался более удачливым в сравнении со своим предшественником. В первой половине 1959 года был собран первый его прототип, а весной 60-го министерство обороны Пятой республики уже заказало первую партию серийных танков. Военные выказали желание приобрести полторы сотни таких танков, получивших название AMX-13 Chaffee. Они активно использовались в боях, а в шестидесятых годах изменили свой статус. Почти все имевшиеся на тот момент танки-гибриды этого типа переоборудовали в учебные. На этой «должности» они проработали до выработки ресурса.

Французский «Шерман» для Египта

Примерно в одно время с описанными выше танками-гибридами во Франции была создана еще одна бронемашина, построенная по схожему принципу. Однако на этот раз танки делались по заказу Египта, которому срочно требовались дешевые боевые машины с приемлемыми характеристиками.

В качестве основы для нового среднего танка взяли старый американский M4A4 Sherman, поскольку в резерве французской армии оставалось достаточное количество подобных машин. В отличие от предыдущих опытов с «Чаффи», при разработке танка для Египта базовая машина претерпела значительно большие изменения. Так, вместо родного силового агрегата танка M4A4 Chrysler A57 Multibank, состоявшего из пяти автомобильных двигателей, на новую бронемашину установили силовую установку, соответствовавшую танкам M4A2 – два дизеля General Motors 6046.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


Подбирая новое оружие для перспективного экспортного танка, французские инженеры пошли по проторенной дороге: они просто заменили родную башню танка «Шерман» на боевой модуль от танка AMX-13. За счет того, что этот танк и башня FL10 уже находились в серии, планировалось максимально удешевить готовый танк для Египта и при этом обеспечить ему приемлемые характеристики. Получившаяся машина, по названию исходных компонентов, получила индекс M4/FL10. Согласно различным источникам, Франция поставила Египту не менее 24-25 таких танков-гибридов.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


По своим возможностям танки M4/FL10 примерно соответствовали израильским Sherman M50, однако в дальнейшем последним повезло больше. Во время одной только Второй арабо-израильской войны, в 1956 году, израильским войскам удалось взять в качестве трофеев сразу 12 египетских танков M4/FL10. Большая часть оставшихся боевых машин позже была уничтожена или повреждена в боях. До нашего времени сохранились лишь три экземпляра танков M4/FL10, являющиеся музейными экспонатами. Также до недавнего времени говорилось о существовании четвертого танка, брошенного в Синайской пустыне и частично сохранившегося благодаря особенностям климата этой местности.

Балканские «Ведьмы»

Во второй половине сороковых годов прошлого века Соединенные Штаты начали экспорт самоходных артиллерийских установок M18 Hellcat. Среди прочих покупателей этой техники оказалась Югославия. В силу различных причин, в первую очередь экономических, армия этой страны достаточно долго пользовалась американскими самоходками – они оставались на вооружении даже тогда, когда другие государства-эксплуатанты вывели их из строя и утилизировали.

Бережливость военных Югославии и других воевавших стран в некоторой мере помогла им в войнах последних десятилетий. Старую бронетехнику ремонтировали, приводили в приемлемое состояние и использовали в боях. При этом нередко появлялись более чем нестандартные конструкции. Пожалуй, самым ярким примером балканского подхода к ремонту устаревшей бронетехники можно считать широко известную самоходку M18 с новым двигателем. Нет точных данных, какой именно мотор на нее поставили вместо родного, но вместе с ним бронемашина получила характерную радиаторную решетку на месте кормового листа корпуса.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


Собственно говоря, выработавшие свой ресурс двигатели и были основной проблемой югославских САУ. Кроме того, бронирование корпуса и башни было недостаточным даже для начала пятидесятых годов. Тем не менее, в девяностых югославские, боснийские, хорватские и т.п. военные нуждались в любой бронетехнике и поэтому делали все что могли. Ориентировочно в 1995-97 годах такая нужда привела к появлению самого настоящего танка-гибрида, в котором использовались некоторые агрегаты самоходки M18.

В качестве основы для нового танка-гибрида взяли шасси советского танка Т-55. Эти бронемашины массово поставлялись в шестидесятых годах и составляли основу бронетанковых войск Югославии. По неким до сих пор точно не выясненным причинам базовый танк лишился родной башни, на место которой установили соответствующий агрегат от САУ M18 Hellcat. Готовая бронемашина оказалась заметно легче базового танка, но при этом проигрывала ему в огневой мощи. Такой же неоднозначной оказалась и: на сравнительно хорошо защищенном бронекорпусе располагалась башня, сваренная из менее толстых листов. Кроме того, башня нового танка-гибрида по-прежнему не имела бронекрыши.

Стоит отметить, точное происхождение этой боевой машины до сих пор под вопросом. Наиболее распространена версия, согласно которой ее построили югославы, причем было изготовлено 10-15 машин. По другим данным, танк-гибрид носил название So-76 и являлся продуктом деятельности военных Боснии и Герцеговины, причем был построен лишь в одном экземпляре. Точно так же отличаются и сведения относительно года появления этой техники.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


О боевом применении гибридов танка и САУ точных сведений нет. В ряде источников, говорящих о югославских корнях, упоминается, что в ходе одного из боев несколько таких машин в качестве трофеев достались войскам Боснии и Герцеговины. До недавнего времени, как минимум, один такой танк-гибрид находился на хранении вместе с другими имевшимися в войсках САУ M18 в различном состоянии. Вне зависимости от происхождения этой «помеси» самоходки Hellcat и танка Т-55, можно сделать вывод о недостаточной ее эффективности. Как часто случается с вынужденно построенной бронетехникой, югославская/боснийская бронемашина не смогла оправдать ожидания.

«Абрамс» для бедных

В конце девяностых годов американская компания General Dynamics Land System (GDLS) начала новый проект, призванный дополнить в экспортном отношении основной танк M1A1 Abrams. При всех своих преимуществах «Абрамс» получался достаточно дорогим и далеко не все желающие могли купить его. Поэтому в GDLS стартовали работы по созданию нового основного боевого танка с минимальной ценой и максимально возможными характеристиками. Для удешевления разработки и производства его решили делать по схеме «танк-гибрид».

С расчетом на возможности потенциальных покупателей в качестве основы для новой боевой машины был выбран старый танк M60 Patton. Из-за этого новый проект рассматривался как его глубокая модернизация. Проект получил название M60-2000. Немного позже в силу некоторых причин проект переименовали в 120S. В ходе проектирования преследовалась цель создать не просто новый основной танк на базе имеющегося, но сделать комплект для его обновления. В этот комплект вошел ряд агрегатов, значительно улучшавших характеристики базового танка.

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики

Танки-гибриды, или Экономия и характеристики


В список нового оборудования для шасси танка M60 включили новый двигатель Continental AVDS-1790-9A мощностью 1200 лошадиных сил и новую трансмиссию производства фирмы Allison, рассчитанную под большие нагрузки. Кроме того, проект M60-2000 подразумевал установку новых компонентов ходовой части, также приспособленных для работы с двигателем большей мощности. При этом использовались опорные катки и ведущие колеса танка M1A1. Утверждалось, что все обновления ходовой части и силовой установки ощутимо поднимут возможности модернизированного M60. На испытаниях потяжелевший до 55,5 тонн прототип M60-2000 благодаря большей удельной мощности показал лучшие характеристики скорости и проходимости.

В комплект обновления также входил новый боевой модуль. Именно он позволяет считать M60-2000 танком-гибридом. Дело в том, что для удешевления производства и обеспечения необходимых характеристик башня, вооружение и сопутствующая электроника были почти без изменений заимствованы у танка M1A1 Abrams. Таким образом, M60-2000/120S был вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой M256, двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а также одним крупнокалиберным. Система управления вооружением, прицелы, тепловизоры, системы связи и т.п. также полностью соответствуют использовавшимся на «Абрамсе».

Таким образом, танк M60-2000 представлял собой боевую машину на базе доработанного шасси M60 с боевыми возможностями современных M1A1, что считалось большим преимуществом для продвижения на международном рынке. Проект M60-2000/120S регулярно демонстрировался на выставках конца девяностых годов. В это же время новым танком заинтересовалась Турция и благодаря этому событию компания GDLS собрала первый его прототип. Предполагалось, что в скором времени США и Турция совместными усилиями переделают некоторое количество турецких машин M60A3 в 120S.

Однако проект M60-2000/120S так и не вышел из стадий испытаний опытной машины. Кроме Турции никто не заинтересовался таким вариантом улучшения старых M60, а вскоре официальная Анкара отказалась от возможных закупок модернизационных комплектов. Компания General Dynamics Land System в течение некоторого времени продолжала развивать свой проект, а Турция, в свою очередь, немного позже занялась созданием танка Altay. Возможно, проект 120S в будущем мог бы пробиться на международный рынок, но вероятность этого с каждым годом уменьшалась. К середине двухтысячных годов проект модернизации танков M60 был заморожен и фактически закрыт.


По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://chars-francais.net/
http://globalsecurity.org/
http://military-today.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://waronline.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. Tan4ik 22 мая 2013 08:18
    Хорошая статья. Однозначно + ставлю.
    Смотрите:http://boartanks.at.ua/forum/15-65-1
    http://otvaga2004.ru/tanki/tanki-modern/t-64-55/
    http://www.vestnik-rm.ru/news-4-3827.htm
    http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=505
    Изучайте)
    1. bask 22 мая 2013 09:58
      Спасибо за статью Кирилл.как всегда +.
      Танки-гибриды, или Экономия и характеристики

      Я бы не называл их ,,мутантами,,.По факту ,это устаревшая бронетехника прошедшая глубокую модернизацию.
      У нас в России ещё пока огромный парк,устаревшей бронетехники и танков.
      Много из них идет на утилизацию- переплавку.Вот этого делать категорически нельзя.
      Бронекорпуса ,надо либо модернизировать,новые МТО,доп..бронирование,вооружение ,оптика,тепловизоры.Новые башни.
      Что нельзя модернизировать должно идти на производство БТР-Т/БМП-Т.
      Словенско-израильская модернизация T54/55M3 изображений.Планируется модернизировать 310 танков.На вооруженные Т -54/55M3,получит,орудие L7 стандарт НАТО, являются 105-мм пушкой и спаренным пулемётом.Немецкий 1000 л.с. дизель. Система управления огнем ,,Fotona SGS-55,, словенского производства с лазерным дальномером, цифровым баллистическим вычислителем.Израиль установит дополнительное бронирование современной противопожарной системы. Сообщалось о возможном использовании на нем 1000-сильного германского дизеля.Израиль разработают доп. бронирование и современную противопожарную систему.
      До модернизации.

      После.


      bask
      1. Прохор 22 мая 2013 10:58
        Вряд-ли Россия нуждается в модернизации Т-54/55/62...
        Лидеры танкостроения - США, Германия, Франция - для себя выпускают новое, Израиль чуть по другому поступает, но для него нет достойного соперника. Мы ведь - лидеры? Или уже нет?... request
        Прохор
        1. bask 22 мая 2013 11:52
          Цитата: Прохор
          ка. Мы ведь - лидеры? Или уже нет?

          Сделаем-выпустим в серию ,,Армату,,будем лидерами!но это будет не раннее 20-года.
          Согласен,парк Т-54/55/62/64,бронекорпуса только на производство БМР-Т.БМП-Т.
          Но ещё тысячи Т-72,Т-80,их надо модернизировать.
          С установкой новых СУО,дизелей,ДЗ,КАЗ,тепловизоров,кинокамер кругового обзора.
          B задача № 1.Изолировать БК от боевого отделения.Что бы при детонации БК у экипажа была возможность ВЫЖИТЬ!
          1.Или в кормовой нише башни за бронеперегородкой,с вышибными панелями.
          Как вариант башня танка,,Черный орёл,,

          2.В бронекорпусе.
          Как вариант БМП-Т-72/84
          В десантном отделении БМП-Т,разместить весь БК .
          bask
          1. КапеллаН 22 мая 2013 12:51
            Всегда интересовал вопрос ,о том :"изолированный" БК ,что это за ересь?
            Кто нибудь видел взрыв БК на танках с вышибаемыми панелями типа "Абрамс",или знает процент выживаемости экипажа на танках при взрыве БК(основных эксплуатируемых в данный момент)?
            СССР, а позже и РФ самая воюющая страна мира за последние лет 100,и танки нашего производства принимали участие практически во всех этих конфликтах самое активное участие.Защита в целом у наших танков либо превосходит аналогов или такая же.И если что то было сделано конструкторами и позже не менялось значит ,зарекомендовало себя.
            Нет смысла что либо менять с расположением БК,лучше увеличить общую защиту танка.
            Моё личное мнение.
            1. bask 22 мая 2013 13:13
              Цитата: КапеллаН
              Нет смысла что либо менять с расположением БК,лучше увеличить общую защиту танка.Моё личное мнение.

              А, Я НЕ СОГЛАСЕН.Чтобы полностью исключить пробитие танка,Вес ОБТ должен быть не мение. 150 тонн. И даже после этого нет полной гарантии.
              Цитата: КапеллаН
              сегда интересовал вопрос ,о том :"изолированный" БК ,что это за ересь?

              Какая на..,,ересь,,Вы ,что,, иезуит,,БК должен быть вынесен из боевого отделения!!!
              bask
            2. perepilka 23 мая 2013 01:18
              Цитата: КапеллаН
              Кто нибудь видел взрыв БК на танках с вышибаемыми панелями типа "Абрамс"

              Да нечему там детонировать.ОФС нет, кумулятивов не много, да и ВВ в них мало, и вообще это не танка противотанковая самоходка из которой пытаются изобразить танк. На счёт выноса БК в нишу башни, оставят, как прежде половину ОФС, вместе с башней снесёт, при детонации.Никакие вышибные панели не помогут.
            3. zaitsev 24 мая 2013 23:16
              полностью согласен.
              БК надо прятать пониже, чтоб поразить его было труднее.
              а "Абрамсы" не всегда обеспечивают выживаемость экипажа - заряжающий вообще не должен тогда бронешторку открывать - вдруг взорвется...
              zaitsev
      2. zvereok 22 мая 2013 22:00
        Такой вопрос - танки Советского производства создавались с учетом ядерной войны и могли действовать на зараженной территории. Российские конструкторы от этого отошли?
        1. OTAKE 23 мая 2013 08:25
          Цитата: zvereok
          Такой вопрос - танки Советского производства создавались с учетом ядерной войны и могли действовать на зараженной территории. Российские конструкторы от этого отошли?

          после ядерной войны, танки уже нужны не будут
          OTAKE
          1. zvereok 23 мая 2013 12:57
            Ну не ядерной войны, взрыв реактора АЭС, при бомбардировке инфраструктуры. Химическое поражение ну и тактическое ядерное оружие в конце то концов (любят наши политики симметричные меры).
  2. Avenger711 22 мая 2013 08:54
    В WoT их! Отдельная страна - мутанты.
    Avenger711
  3. Tan4ik 22 мая 2013 09:17
    Цитата: Avenger711
    В WoT их! Отдельная страна - мутанты.

    Во,точно подметил!
  4. OTAKE 22 мая 2013 09:29
    ИМХО M60 можно назвать наряду с Т-55 одним из лучших танков своего времени, ибо ресурс для модернизации огромный
    OTAKE
    1. Прохор 22 мая 2013 11:02
      Возможность набить "Единорог" баллиститным порохом и начинить его ядро гексогеном и GPS - это "ресурс модернизации"?
      Прохор
      1. OTAKE 23 мая 2013 05:41
        Цитата: Прохор
        Возможность набить "Единорог" баллиститным порохом и начинить его ядро гексогеном и GPS - это "ресурс модернизации"?

        Если без сарказма и иронии, то да, ресурс)
        OTAKE
        1. Прохор 24 мая 2013 20:30
          Нет, не ресурс! Заряжаемые "с дула" гладкоствольные орудия со скорострельностью 1 выстрел в 5 минут канули в Лету, равно как и танки М-60 и Т-54. Хватит уже тянуть ослика за уши - оторвутся...
          Прохор
    2. bask 22 мая 2013 12:40
      Цитата: OTAKE
      ИМХО M60 можно назвать наряду с Т-55 одним из лучших танков своего времени, ибо ресурс для модернизации огромный

      Согласен ресурс огромный,но кто сейчас будет его покупать???
      Идет распродажа ,,Лео,,турки свой ,,Алтай ,,запускают,,саудиты,Египет ,,М1А!,,Абрамс,закупают.
      А ,так вариантов модернизации М60,десятки. М60 модернизированный фирмой,, Textron.,
      На танке утановлено дополнительное бронирование,решётчатые противокумулятивные экраны.120 мм пушка ((в оригинальную башню)), модернизировано СУО. Танк адаптирован для городского боя.
      bask
      1. OTAKE 23 мая 2013 05:41
        Цитата: bask
        Согласен ресурс огромный,но кто сейчас будет его покупать???

        Страны третьего мира
        OTAKE
  5. RoadRunner 22 мая 2013 14:05
    Очень интересная и познавательная статья,автору большое спасибо.
    RoadRunner
  6. Kovrovsky 22 мая 2013 16:10
    Не от хорошей жизни такие танковые "мутации"!
    Kovrovsky
  7. xomaNN 22 мая 2013 17:18
    Югославам вообще респект. Даже совершеннейшее старьё заставляли воевать. Хоть взять тот случай, когда древним советским комплексом ПВО сбили "стелс117"
  8. bublic82009 22 мая 2013 22:03
    уж лучше гранатометов накупить чем дешевые танки покупать.
    bublic82009
  9. olosors 2 июня 2013 20:24
    т-90 стоит 2,2мл. долларов,а американский абрамс 10,8 мл. долларов.
    При этом т-90 по всем характеристикам лутче абрамса.
    olosors

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня