Танки-гибриды, или Экономия и характеристики
В контексте танкостроения такой подход приводит к появлению самых разных новых проектов, каждый из которых оказывается чуть более совершенным, чем предыдущий. В большинстве случаев каждая новая модернизация касается всех основных систем бронемашины – вооружения, силовой установки, вспомогательного оборудования и т.п. Однако не всегда военное ведомство той или иной страны имеет возможность заказать и оплатить полноценную разработку нового танка. Или же такая возможность есть, но дальнейшее начало производства боевой машины обернется неприемлемыми расходами.
В таких случаях иногда появляются самые настоящие танки-гибриды, в конструкции которых используются готовые элементы имеющихся машин. Рассмотрим некоторые танки, созданные не просто на базе готовой техники, но состоящие из ее компонентов и изготовленные, в первую очередь, по экономическим причинам.
На базе «Чаффи»
Пожалуй, самым «успешным» в аспекте количества произведенных на его базе танков-гибридов стал американский легкий танк M24 Chaffee. По состоянию на конец сороковых годов второй по численности парк этих бронемашин имелся у Франции. Не желая терять столь массовую, но уже не вполне удовлетворяющую требованиям времени технику, французы в первой половине пятидесятых годов начали проект, целью которого стала разработка нового танка с большей огневой мощью.
К середине того же десятилетия французская промышленность освоила производство легкого танка AMX-13 с оригинальной качающейся орудийной башней. Имея пушку такого же калибра, что и у Chaffee (75 миллиметров), благодаря большей длине ствола (71 калибр) новый французский танк обладал большим боевым потенциалом. В 1955-56 годах в порядке эксперимента французские танкостроители построили первый танк-гибрид на базе M24 и AMX-13, в котором использовались готовые агрегаты обеих бронированных боевых машин.
С серийного строевого «Чаффи» сняли родную башню, а на ее место после соответствующих доработок установили боевой модуль FL10, заимствованный с AMX-13. Как и ожидалось, огневые возможности танка-гибрида на базе M24 оказались заметно выше, чем у оригинального «Чаффи» с американской пушкой. Однако ходовые качества получившейся бронемашины оставляли желать лучшего, да и перспективы такого танка смотрелись неоднозначно. При всех преимуществах перед оригинальным M24, танк-гибрид в свете ресурса имеющихся танковых шасси выглядел сомнительно. Поэтому вскоре единственный прототип M24 с башней FL10 сняли с испытаний. О серийном переоборудовании имевшихся Chaffee речи уже не шло.
Немного позже французские танкостроители с использованием агрегатов танка M24 собрали еще один прототип, однако на этот раз с «Чаффи» заимствовали башню. Дело в том, что во время войны в Алжире французским танкистам редко приходилось бороться с бронетехникой противника. Кроме того, мощность орудия танка AMX-13 была избыточной для уничтожения укреплений и пехоты. По этой причине французское военное ведомство заказало разработку дешевой и простой боевой машины, способной эффективно использовать осколочно-фугасные боеприпасы.
Результатом этих работ стал танк-гибрид следующего вида. На освоенное в производстве шасси танка AMX-13 установили оригинальную башню от M24. Ствол пушки M6, использовавшейся на Chaffee, был почти в два раза короче, чем у орудия AMX-13 – около 37 калибров против 71. Поэтому, проигрывая в бронепробиваемости французскому орудию, американское было более эффективным против пехоты, сооружений и незащищенной техники.
Такой танк-гибрид оказался более удачливым в сравнении со своим предшественником. В первой половине 1959 года был собран первый его прототип, а весной 60-го министерство обороны Пятой республики уже заказало первую партию серийных танков. Военные выказали желание приобрести полторы сотни таких танков, получивших название AMX-13 Chaffee. Они активно использовались в боях, а в шестидесятых годах изменили свой статус. Почти все имевшиеся на тот момент танки-гибриды этого типа переоборудовали в учебные. На этой «должности» они проработали до выработки ресурса.
Французский «Шерман» для Египта
Примерно в одно время с описанными выше танками-гибридами во Франции была создана еще одна бронемашина, построенная по схожему принципу. Однако на этот раз танки делались по заказу Египта, которому срочно требовались дешевые боевые машины с приемлемыми характеристиками.
В качестве основы для нового среднего танка взяли старый американский M4A4 Sherman, поскольку в резерве французской армии оставалось достаточное количество подобных машин. В отличие от предыдущих опытов с «Чаффи», при разработке танка для Египта базовая машина претерпела значительно большие изменения. Так, вместо родного силового агрегата танка M4A4 Chrysler A57 Multibank, состоявшего из пяти автомобильных двигателей, на новую бронемашину установили силовую установку, соответствовавшую танкам M4A2 – два дизеля General Motors 6046.
Подбирая новое оружие для перспективного экспортного танка, французские инженеры пошли по проторенной дороге: они просто заменили родную башню танка «Шерман» на боевой модуль от танка AMX-13. За счет того, что этот танк и башня FL10 уже находились в серии, планировалось максимально удешевить готовый танк для Египта и при этом обеспечить ему приемлемые характеристики. Получившаяся машина, по названию исходных компонентов, получила индекс M4/FL10. Согласно различным источникам, Франция поставила Египту не менее 24-25 таких танков-гибридов.
По своим возможностям танки M4/FL10 примерно соответствовали израильским Sherman M50, однако в дальнейшем последним повезло больше. Во время одной только Второй арабо-израильской войны, в 1956 году, израильским войскам удалось взять в качестве трофеев сразу 12 египетских танков M4/FL10. Большая часть оставшихся боевых машин позже была уничтожена или повреждена в боях. До нашего времени сохранились лишь три экземпляра танков M4/FL10, являющиеся музейными экспонатами. Также до недавнего времени говорилось о существовании четвертого танка, брошенного в Синайской пустыне и частично сохранившегося благодаря особенностям климата этой местности.
Балканские «Ведьмы»
Во второй половине сороковых годов прошлого века Соединенные Штаты начали экспорт самоходных артиллерийских установок M18 Hellcat. Среди прочих покупателей этой техники оказалась Югославия. В силу различных причин, в первую очередь экономических, армия этой страны достаточно долго пользовалась американскими самоходками – они оставались на вооружении даже тогда, когда другие государства-эксплуатанты вывели их из строя и утилизировали.
Бережливость военных Югославии и других воевавших стран в некоторой мере помогла им в войнах последних десятилетий. Старую бронетехнику ремонтировали, приводили в приемлемое состояние и использовали в боях. При этом нередко появлялись более чем нестандартные конструкции. Пожалуй, самым ярким примером балканского подхода к ремонту устаревшей бронетехники можно считать широко известную самоходку M18 с новым двигателем. Нет точных данных, какой именно мотор на нее поставили вместо родного, но вместе с ним бронемашина получила характерную радиаторную решетку на месте кормового листа корпуса.
Собственно говоря, выработавшие свой ресурс двигатели и были основной проблемой югославских САУ. Кроме того, бронирование корпуса и башни было недостаточным даже для начала пятидесятых годов. Тем не менее, в девяностых югославские, боснийские, хорватские и т.п. военные нуждались в любой бронетехнике и поэтому делали все что могли. Ориентировочно в 1995-97 годах такая нужда привела к появлению самого настоящего танка-гибрида, в котором использовались некоторые агрегаты самоходки M18.
В качестве основы для нового танка-гибрида взяли шасси советского танка Т-55. Эти бронемашины массово поставлялись в шестидесятых годах и составляли основу бронетанковых войск Югославии. По неким до сих пор точно не выясненным причинам базовый танк лишился родной башни, на место которой установили соответствующий агрегат от САУ M18 Hellcat. Готовая бронемашина оказалась заметно легче базового танка, но при этом проигрывала ему в огневой мощи. Такой же неоднозначной оказалась и: на сравнительно хорошо защищенном бронекорпусе располагалась башня, сваренная из менее толстых листов. Кроме того, башня нового танка-гибрида по-прежнему не имела бронекрыши.
Стоит отметить, точное происхождение этой боевой машины до сих пор под вопросом. Наиболее распространена версия, согласно которой ее построили югославы, причем было изготовлено 10-15 машин. По другим данным, танк-гибрид носил название So-76 и являлся продуктом деятельности военных Боснии и Герцеговины, причем был построен лишь в одном экземпляре. Точно так же отличаются и сведения относительно года появления этой техники.
О боевом применении гибридов танка и САУ точных сведений нет. В ряде источников, говорящих о югославских корнях, упоминается, что в ходе одного из боев несколько таких машин в качестве трофеев достались войскам Боснии и Герцеговины. До недавнего времени, как минимум, один такой танк-гибрид находился на хранении вместе с другими имевшимися в войсках САУ M18 в различном состоянии. Вне зависимости от происхождения этой «помеси» самоходки Hellcat и танка Т-55, можно сделать вывод о недостаточной ее эффективности. Как часто случается с вынужденно построенной бронетехникой, югославская/боснийская бронемашина не смогла оправдать ожидания.
«Абрамс» для бедных
В конце девяностых годов американская компания General Dynamics Land System (GDLS) начала новый проект, призванный дополнить в экспортном отношении основной танк M1A1 Abrams. При всех своих преимуществах «Абрамс» получался достаточно дорогим и далеко не все желающие могли купить его. Поэтому в GDLS стартовали работы по созданию нового основного боевого танка с минимальной ценой и максимально возможными характеристиками. Для удешевления разработки и производства его решили делать по схеме «танк-гибрид».
С расчетом на возможности потенциальных покупателей в качестве основы для новой боевой машины был выбран старый танк M60 Patton. Из-за этого новый проект рассматривался как его глубокая модернизация. Проект получил название M60-2000. Немного позже в силу некоторых причин проект переименовали в 120S. В ходе проектирования преследовалась цель создать не просто новый основной танк на базе имеющегося, но сделать комплект для его обновления. В этот комплект вошел ряд агрегатов, значительно улучшавших характеристики базового танка.
В список нового оборудования для шасси танка M60 включили новый двигатель Continental AVDS-1790-9A мощностью 1200 лошадиных сил и новую трансмиссию производства фирмы Allison, рассчитанную под большие нагрузки. Кроме того, проект M60-2000 подразумевал установку новых компонентов ходовой части, также приспособленных для работы с двигателем большей мощности. При этом использовались опорные катки и ведущие колеса танка M1A1. Утверждалось, что все обновления ходовой части и силовой установки ощутимо поднимут возможности модернизированного M60. На испытаниях потяжелевший до 55,5 тонн прототип M60-2000 благодаря большей удельной мощности показал лучшие характеристики скорости и проходимости.
В комплект обновления также входил новый боевой модуль. Именно он позволяет считать M60-2000 танком-гибридом. Дело в том, что для удешевления производства и обеспечения необходимых характеристик башня, вооружение и сопутствующая электроника были почти без изменений заимствованы у танка M1A1 Abrams. Таким образом, M60-2000/120S был вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой M256, двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а также одним крупнокалиберным. Система управления вооружением, прицелы, тепловизоры, системы связи и т.п. также полностью соответствуют использовавшимся на «Абрамсе».
Таким образом, танк M60-2000 представлял собой боевую машину на базе доработанного шасси M60 с боевыми возможностями современных M1A1, что считалось большим преимуществом для продвижения на международном рынке. Проект M60-2000/120S регулярно демонстрировался на выставках конца девяностых годов. В это же время новым танком заинтересовалась Турция и благодаря этому событию компания GDLS собрала первый его прототип. Предполагалось, что в скором времени США и Турция совместными усилиями переделают некоторое количество турецких машин M60A3 в 120S.
Однако проект M60-2000/120S так и не вышел из стадий испытаний опытной машины. Кроме Турции никто не заинтересовался таким вариантом улучшения старых M60, а вскоре официальная Анкара отказалась от возможных закупок модернизационных комплектов. Компания General Dynamics Land System в течение некоторого времени продолжала развивать свой проект, а Турция, в свою очередь, немного позже занялась созданием танка Altay. Возможно, проект 120S в будущем мог бы пробиться на международный рынок, но вероятность этого с каждым годом уменьшалась. К середине двухтысячных годов проект модернизации танков M60 был заморожен и фактически закрыт.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://chars-francais.net/
http://globalsecurity.org/
http://military-today.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://waronline.org/
Информация