Military Review

Black Sea Fleet during the First World War. Part of 2

0
Black Sea Fleet during the First World War. Part of 2The hostilities on the Black Sea began unexpectedly for the Russian Empire. The Black Sea Fleet was taken by surprise and only the lack of sufficient firepower, the dispersal of forces, prevented German-Turkish the fleet become the master of the sea. The main reasons for this are the fear of the high command themselves to provoke a war with the Ottoman Empire and the lack of initiative of the command of the Black Sea Fleet.
But as shown историяfor Russia, the war often begins unexpectedly, but the Russians very quickly “enter” the process and intercept the strategic initiative from the enemy. The Black Sea Fleet did not take a “breather”, but immediately replied: November destroyers under the cover of battleships put mines (during the war years the Black Sea Fleet installed 4 thousands of mines) from the Bosporus, the battleship Rostislav, the cruiser Kagul and 7 destroyers fired at Zunguldak, destroying coal storages, 13 Turkish transport. On the way back, the squadron sank the Turkish minesweeper 6, more than 2 people were taken prisoner. 3-200 November Russian squadron goes to search for enemy ships, shelling Trebizund and meets on the way back with the German cruiser "Geben."

Fight at Cape Sarych (November 18, according to 5 st.)

The remoteness of the main base of the Black Sea Fleet - Sevastopol, from the Bosphorus did not allow to establish a permanent blockade of the Turkish fleet. Russian squadron was forced to periodically return for repair and rest. Since the Goeben was superior to any Russian battleship in firepower and speed, the Russian command was to keep the main forces together. The fleet headquarters believed that the German cruiser could move with the speed of 29 knots, but in reality, because of the impossibility of quality repairs in Turkey, the speed of the Geben did not exceed the 24 knots. For example: the flagship of the Russian squadron "Evstafy" could go as fast as possible with the speed of 16 nodes, the cruiser "Cahul" - the 23 node. But the Russian squadron had one interesting novelty - before the war, the shooting of a ship connection for one target was worked out.
On November 17, “Goben” and “Breslau” took to sea in order to intercept Russian ships and, with a favorable outcome, attack. On the same day, Admiral A. A. Ebergard received a report from the Naval General Staff about the Germans leaving the sea. But the lack of coal did not allow to start the search and heightened the vigilance of the squadron moved to the Crimea. The clash occurred 18-th in about 45 miles from Cape Chersonese, at Cape Sarych. In 11.40, the enemy ship was noticed by the cruiser “Almaz”, which was walking in the reconnaissance, and at the same time radio intercept was made. Russian ships reduced the intervals between themselves, the destroyers pulled up to the main forces. Then the Almaz and the Cahul cruisers, the Memory of Mercury, which went on reconnaissance, were recalled.

Due to heavy fog and smoke, which was leading the flagship ahead, the battle was reduced to a shootout of “Geben” and “Evstafiy” (captain of 1 rank V.I. Galanin). The senior artilleryman V.M. Smirnov, who directed the fire of the brigade of the battleships (he was on “John Chrysostom”), could not accurately determine the distance to the enemy ship, therefore the shells from the other battleships flew with the flight. The battle was just 14 minutes, Russian ships (with 34-40 cable, 6-7 km), fired 30 shells main caliber. Russian gunners "Evstafiya" from the first volley hit the target, 12-inch "hotel" breaking the German's 150-mm armor, caused a fire in the stern of the left side. It was a success, usually even good gunners (like the Germans) got from the 3 th volley. Goeben changed course and fired back. Soon, the Germans realized that the Russians had taken Tsushima’s bloody lesson into account, for 14 minutes of the battle, “Goeben” got 14 hits, including 3 and 305 mm shells. He took advantage of his superiority in speed and while the other Russian battleships were not shot, went into the fog.
The fight with the outdated Russian warrior was not cheap for the Germans - total losses from 112 to 172 people (according to various sources). But “Evstafy” suffered losses, from 19-ti 280 mm shells, which the German cruiser released four (4) hit the Russian battleship. Flagship lost 58 people (33 killed, 25 injured).
What conclusions can be made after this transient battle? First, a team of old battleships could well resist a new type of battleship (dreadnought). One battleship will be defeated, but in the compound they represent a formidable force if the crews are well prepared, which was confirmed by the 10 battle of May 1915. Secondly, the battle showed good training of Russian gunners, but the mediocre high command of the squadron - A. A. Ebergard could not organize a combined attack of his forces.
13 (26) December “Goeben” exploded 2 mines near the Bosphorus Strait, the area of ​​the port side was 64 square. meter, and right - 50 square. meters, "sipped water" from 600 to 2000 tons. Specialists from Germany had to be called in for repair, the restoration work was basically completed by April 1915.
At the very end of 1914, the 5 of German submarines ("UB 7", "UB 8", "UB 13", "UB 14" and "UB 15") crossed the Black Sea from the Mediterranean, and this complicated the situation.

Help: Andrei Avgustovich Ebergard, commander of the Black Sea Fleet from 1911 to June 1916. 1878 completed the Naval Cadet Corps, from 1882 to 1894, serves in the Pacific, 1894-1896. marine agent in the Ottoman Empire. Then he serves on the Donets cannon (1896-1897), the battleship Catherine II, and Chesma in the Black Sea. 1898 was transferred to the Pacific Ocean again, the commander of the canoner “Manjur” (1899-1901), participates in suppressing the Ihetiuan uprising. From 1902, the rank of captain of the 1 rank, from January 1903, the flag captain of the headquarters of the Chief of the Pacific Squadron; from March 1904, the flag-captain of the Naval marching headquarters of the Emperor's Steward in the Far East EI Alekseev. 1905 was commanded by the battleship Alexander III, Panteleimon, from 1906 the assistant to the Chief of the Marine General Staff, 1907 was the Rear Admiral, 190-1911. Chief of the Marine General Staff, 1909, promoted to vice-admirals.

1915 year
Consistently the Black Sea Fleet got rid of the shortcomings. For the reconnaissance of the Turkish ways, destroyers and hydroaviation began to be used; the effectiveness of agents was increased. But still the absence of a base in the southwestern part of the sea did not allow for the complete blockade of the Turkish forces.
From the beginning of January to the end of March 1915, the Russian squadron made 9 trips to enemy shores; artillery strikes were carried out across Zunguldak and Trapezund. 10s of steamboats, sailing ships with military cargoes were sunk. Russian submarines began to patrol the rn Bosphorus. The Batumi destroyer squadron was created - the 5 division ("Enviable", "Zavetny", "Voiced" and "Vigilant"). March 28 For the first time, the Black Sea squadron fired on and attacked with a bombing strike (hydraulic transport "Nikolay I" with 5 hydroplanes) on the fortifications of the Bosphorus. The ports in Kozlu, Eregli, Zunguldak districts were also shelled.

The plan of the Odessa operation and its failure

Admiral V. Sushon decided to take advantage of the fact that the Goeben was largely restored and inflict retaliation - in Odessa. Why chose Odessa? It was in Odessa that Russian troops could concentrate, to capture the Bosphorus, therefore, having destroyed transports, Souchon disrupted the plans of the Russian command and at the same time showed that the Turkish fleet was alive and capable.
The Ottoman Empire at that moment could have been defeated because of an attack from 3's directions: from February 18, the Anglo-French fleet attacked the Dardanelles, the Dardanelles operation began; the Russian fleet bombards the Bosphorus and prepares the landing army in Odessa, and the seizure of Constantinople-Istanbul by the Russians is a terrible dream of the Turks in recent decades. And at the end of 1914, the beginning of 1915, the Russian troops destroy the 3 of the Turkish army under Sarykamysh, the road to Anatolia is open. And here it is possible to eliminate the threat from one direction.
The plan of the operation was quite simple: the Goben and Breslau cover the strike forces from Sevastopol, the cruiser “Medgidiye” and the “Hamidiye” with 4 destroyers fired at Odessa at that time, destroying amphibious transports. The plan of the Turks was doomed to success. However, the case was spoiled by Russian minefields. The Russian Empire at that time was the world leader in the field of mine weapons. Turks and Germans clearly underestimated the mine danger. For which they paid.

The commander of the operation was the German captain of the cruiser "Medgidiye" - Buksel. On April 1, the Turkish detachment left the Bosphorus, on the night of 3 was in the district of Odessa. The detachment strayed off the course a bit at night and went ashore about 15 miles east of the target point. Byuksel changed course and moved to the west, to Odessa. He planned to begin shelling from the north, then moving south and southeast to continue shelling. Ahead went destroyers with trawls, to search for mines. Behind them exactly in the wake of the cruiser. Suddenly, in “6.40” the “Megidiye” was blown up, the explosion occurred on the port side, the cruiser began to sink quickly with a roll on the port side. He did not drown completely, it was too small a depth. The Turks threw out the bolts of the guns, destroyed the walkie-talkie, the crew took off the destroyers. In 7.20, one of the destroyers torpedoed a cruiser, in order to completely submerge it. Turkish detachment retreated.
The Russian fleet withdrew from Sevastopol and attacked the German cruisers, they did not accept the battle and fled. What is interesting the enemy was discovered for the first time with the help of seaplanes.
8 of June 1915 of the year “Medgidiye” was lifted, initial repair was carried out in Odessa, then capital repair in Nikolaev, was reequipped and a year later in June 1916 entered the Black Sea Fleet as “Prut”. As part of the fleet, he participated in several operations, in May 1918 was captured by the Germans, transferred to the Turks, and there, thanks to Russian repairs, he served in the service of the Turkish fleet right up to the 1947 year.

Plan for the Bosphorus Operation

After the Crimean War (1853-1856), the Russian Empire planned various options for waging war with the Ottoman Empire. After the Russian-Turkish war 1877-1877 it became finally clear that only ground forces can be defeated only at the cost of large losses, resource and time losses. Too long distance from the Danube and the Caucasus to Istanbul, besides protected by strong fortresses.
Therefore, with the revival of the Black Sea Fleet, the idea of ​​a Bosporus operation arose. With its help, it was possible to decapitate the old enemy with one blow and realize the age-old Russian dream - to return to the bosom of the Orthodox world, the ancient Tsargrad-Constantinople. To implement this plan, a powerful armored fleet was needed, an order of magnitude stronger than the Turkish naval forces. The fleet was built from 1883 year laid battleships of the "Empress Catherine the Great" type, a total of 4 ships were built ("Chesma", "Sinop", "George the Victorious"), and two of them participated in the First World War - "Sinop" and "George Victorious. In addition, the navy and the Volunteer Fleet (for the transport of troops) were intensively developed. In the event of war, these battleships would be enough to liquidate the Turkish fleet. They were built to perform two tasks: 1) squadron combat; and 2) the destruction of coastal fortifications, the suppression of enemy batteries.
But the defeat in the Russo-Japanese War pushed these plans aside. The task of reviving the fleet came to the fore. But right up until the emergence of Turkey "Geben" with "Breslau", theoretically, the Black Sea Fleet could perform this operation, there was enough strength.
After the Allies launched the Dardanelles operation, the Russian fleet systematically conducted demonstrative actions against the Bosporus. If the British succeeded in the Dardanelles, the Black Sea Fleet would have to occupy the Bosphorus. Russian troops were forced to Odessa, a demonstrative load on the transports was carried out. Vigorous activity created the appearance of preparing a large-scale landing operation. Although before the commissioning of new battleships, she would hardly have brought success. Yes, and the German offensive 1915, did not allow to allocate large forces for the operation.
A real opportunity appeared only in 1916: the Caucasian Front conducted a successful Erzerum operation, the South-Western Front successfully crushed Austro-Hungarians, the German troops tried to defeat the Anglo-French armies or the West. The Russian command had reserves for the operation. The newest battleship 2 was put into operation, this “Goeben” was neutralized. The operation was planned to begin in 1917, but the February revolution threw the empire into the abyss of anarchy and the Civil War. The dream of the Russian Slavophiles never became a geopolitical reality - Tsargrad did not become the third capital of the Russian Empire.
From 28 March to 10 in May, the Russian fleet 4 times shelled the Bosphorus. In this case, the 2 battleship was fired at coastal fortifications, 3 was covered from the sea. On May 10, the Goben attacked the ships in cover (Evstafy, John Chrysostom, and Rostislav). None of the parties succeeded when the Russian battleship Panteleimon entered the battle and made three hits with 4-mm projectiles right away, the Goeben was not badly damaged, but realizing that superiority was on the side of the enemy, he left. The shootout itself went on just 305 minutes.
September 3 on the side of Germany was Bulgaria. In September, the 1915 of the year, when the 2 new battleship of the Dreadnought type entered the Black Sea Fleet, the 3 brigade of ships was created, each superior in power to the Geben. 1-i in the composition: dreadnought "Empress Maria" and the cruiser "Cahul". 2-I in the composition: dreadnought "Empress Catherine the Great" and the cruiser "Memory of Mercury." 3-I in the composition: the battleships "Evstafy", "John Chrysostom" and "Panteleimon". The linear ships "Three Saints" and "Rostislav" were combat-ready reserve. Organizationally, the dreadnoughts "Empress Maria", "Empress Catherine the Great" and cruisers of the type "Cahul" were consolidated into the 1 brigade of the fleet, and the battleship "Eustachy", "John Chrysostom" and "Panteleimon" - into the 2 brigade of the brigade fleet.
In general, since that time, the Russian fleet has received complete superiority, it is constantly firing on the enemy coast. With the advent of new submarines in the fleet, including a minelayer such as the "Crab", it became possible to cross the enemy's communications with the help of them. At the beginning of the submarine used the positional method - took up the position and were on duty, waiting for the enemy ship. Since the summer of the 1915 of the year, the cruising method was used when the boat patrolled in a certain area, alternately replacing each other.
The novelty of the Russian fleet was the interaction of submarines and destroyers of the destroyers. This method proved itself, increased the effectiveness of the blockade of the Bosphorus and coal districts of Turkey. Aerial reconnaissance was also developing rapidly; Russian sea pilots were among the world leaders in this field.
Author:
Originator:
http://topwar.ru"rel =" nofollow ">http://topwar.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Черноморский флот в годы Первой Мировой войны. Часть 2

Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2Начались боевые действия на Черном море неожиданно для Российской империи. Черноморский флот был застигнут врасплох и только отсутствие достаточной огневой мощи, распыление сил, помешали германо-турецкому флоту стать хозяином на море. Главные причины этого – боязнь верховного командования самим спровоцировать войну с Османской империей и безинициативность командования Черноморского флота.
Но как показала история, для России война очень часто начинается неожиданно, зато русские очень быстро «въезжают» в процесс и перехватывают стратегическую инициативу у противника. Черноморский флот не взял «передышку», а сразу ответил: 4-7 ноября эсминцы под прикрытием линкоров ставят мины (всего за годы войны Черноморский флот установил 13 тысяч мин) у самого Босфора, линкор «Ростислав», крейсер «Кагул» и 6 эсминцев обстреляли Зунгулдак, уничтожив угольные хранилища, 2 турецких транспорта. На обратном пути эскадра потопила 3 турецких тральщика, в плен взято более 200 человек. 15-18 ноября русская эскадра выходит на поиск вражеских кораблей, обстреливает Трапезунд и встречается на обратном пути с немецким крейсером «Гебен».

Бой у мыса Сарыч (18 ноября, по ст. с. 5-го)

Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2Удаленность основной базы Черноморского флота – Севастополя, от Босфора не позволяла установить постоянную блокаду турецкого флота. Русская эскадра была вынуждена периодически возвращаться для ремонта и отдыха. Так как «Гебен» превосходил любой русский броненосец в огневой мощи и скорости, русское командование должно было держать основные силы вместе. В штабе флота считали, что немецкий крейсер может передвигаться со скорость 29 узлов, в реальности же из-за невозможности качественного ремонта в Турции, скорость «Гебена» не превышала 24 узлов. Например: флагман русской эскадры «Евстафий» максимально мог идти со скоростью 16 узлов, крейсер «Кагул» - 23 узла. Но у русской эскадры было одна интересная новинка – перед войной была отработана стрельба соединения кораблей по одной цели.

17-го ноября «Гебен» и «»Бреслау» вышли в море с целью перехватить русские корабли и при благоприятном исходе атаковать. В этот же день адмирал А. А. Эбергард получил сообщение Морского генерального штаба о выходе немцев в море. Но недостаток угля не позволил начать поиск и усилив бдительность эскадра двинулась к Крыму. Столкновение произошло 18-го в около 45 милях от мыса Херсонес, у мыса Сарыч. В 11.40 вражеский корабль заметил шедший в разведке крейсер «Алмаз», одновременно был произведён радиоперехват. Русские корабли уменьшили интервалы между собой, миноносцы подтянулись к основным силам. Затем были отозваны шедший в разведке «Алмаз» и крейсера «Кагул», «Память Меркурия».

Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2Из-за сильного тумана и дыма, шедшего впереди флагмана, бой свёлся к перестрелке «Гебена» и «Евстафия» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Старший артиллерист В. М. Смирнов, направлявший огонь бригады линейных кораблей (находился на «Иоанне Златоусте»), не смог точно определить расстояние до вражеского корабля, поэтому снаряды с остальных линкоров летели с перелётом. Бой шёл всего 14 минут, русские корабли (с 34-40 кабельтовых, 6-7 км), выпустили 30 снарядов главного калибра. Русские артиллеристы «Евстафия» с первого же залпа попали в цель, 12-дюймовый «гостинец» пробив 150-мм броню немца, вызвал пожар в кормовом каземате левого борта. Это был успех, обычно даже хорошие канониры (как немцы) попадали с 3-го залпа. «Гебен» изменил курс и открыл ответный огонь. Вскоре немцы поняли, что русские учли кровавый урок Цусимы, за 14 минут боя «Гебен» получил 14 попаданий, в том числе 3-и 305 мм снарядами. Он воспользовался своим превосходством в скорости и пока другие русские линкоры не пристрелялись, ушёл в туман.
Поединок с устаревшим русским богатырем обошёлся германцам не дёшево – общие потери от 112 до 172 человек (по разным источникам). Но и «Евстафий» понёс потери, из 19-ти 280 мм снарядов, которые выпустил немецкий крейсер четыре (4) поразили русский линкор. Флагман потерял 58 человек (33 погибло, 25 ранено).
Какие выводы можно сделать после этого скоротечного боя? Во-первых, бригада старых линкоров вполне может противостоять линкору нового типа (дредноуту). Один броненосец потерпит поражение, но в соединении они представляют грозную силу, если экипажи хорошо подготовлены, что подтвердил и бой 10 мая 1915 года. Во-вторых, бой показал хорошую выучку русских канониров, но посредственную высшего командования эскадры – А. А. Эбергард не смог организовать комбинированную атаку своих сил.
13 (26) декабря «Гебен» подорвался на 2 минах у Босфорского пролива, площадь пробоины левого борта составила 64 кв. метра, а правого – 50 кв. метров, «хлебнул воды» от 600 до 2000 тонн. Для ремонта пришлось вызвать специалистов из Германии, восстановительные работы в основном завершились к апрелю 1915 года.
В самом конце 1914 года в Черное море, из Средиземного, перешли 5 германских подлодок ("UB 7", "UB 8", "UB 13", "UB 14" и "UB 15"), это осложнило ситуацию.

Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2Справка: Андрей Августович Эбергард, командующий Черноморским флотом с 1911 г. по июнь 1916 г. 1878 году закончил Морской кадетский корпус, с 1882 года по 1894 год служит на Тихом океане, 1894-1896 гг. морской агент в Османской империи. Затем несёт службу на канонерке «Донец» (1896-1897), броненосце «Екатерина II», «Чесма» в Чёрном море. 1898 году переведён опять на Тихий океан, командир канонерки «Манджур»(1899-1901), участвует в подавлении восстания ихэтуаней. С 1902 года - капитан 1-го ранга, с января 1903 г. флаг-капитан штаба начальника Тихоокеанской эскадры; с марта 1904 г. флаг-капитан Морского походного штаба Наместника императора на Дальнем Востоке Е. И. Алексеева. 1905 г. командует броненосцем «Александр III», «Пантелеймон», с 1906 г. помощник начальника Морского Генерального штаба, 1907 г. контр-адмирал, 190-1911 гг. Начальник Морского Генерального штаба, 1909 году произведён в вице-адмиралы.

1915 год
Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2Последовательно Черноморский флот избавлялся от недочетов. Для разведки турецких путей стали использоваться эсминцы, гидроавиация, была повышена эффективность действий агентуры. Но всё же отсутствие базы в юго-западной части моря не позволяло осуществить полную блокаду турецких сил.
С начала января по конец марта 1915 года русская эскадра совершила 9 походов к вражеским берегам, наносились артудары по Зунгулдаку, Трапезунду. Были потоплены 10-ки пароходов, парусных судов с военными грузами. Русские подлодки начали патрулировать р-н Босфора. Был создан Батумский отряд эсминцев – 5-й дивизион ("Завидный", "Заветный", "Звонкий" и "Зоркий"). 28 марта Черноморская эскадра впервые обстреляла и нанесла бомбовый удар (гидроавиатранспорт "Николай I" с 5 гидросамолетами) по укреплениям Босфора. Также были обстреляны порты в р-не Козлу, Эрегли, Зунгулдак.

План Одесской операции и его провал

Адмирал В. Сушон решил воспользоваться тем, что «Гебен» был в большей мере восстановлен и нанести ответный удар – по Одессе. Почему выбрали Одессу? Именно в Одессе мог сосредотачиваться русский десант, для захвата Босфора, поэтому уничтожив транспорты, Сушон срывал замыслы русского командования и одновременно показывал, что турецкий флот жив и боеспособен.
Османская империя в этот момент могла потерпеть поражение из-за атаки с 3-х направлений: с 18-го февраля англо-французский флот атаковал Дарданеллы, началась Дарданелльская операция; русский флот обстреливает Босфор и готовит в Одессе десантную армию, а захват русскими Константинопля-Стамбула – это кошмарный сон турок в последние десятилетия. И в конце 1914 года начале 1915 года, русские войска уничтожают 3-ю турецкую армию под Сарыкамышем, путь в Анатолию открыт. А тут есть возможность устранить угрозу с одного направления.
План операции был довольно прост: «Гебен» и «Бреслау» прикрывают силы удара со стороны Севастополя, крейсера “Меджидие” и “Гамидие” с 4 эсминцами в это время обстреливают Одессу, уничтожая десантные транспорты. План турок был обречён на успех. Однако дело испортили русские минные заграждения. Российская империя в то время была мировым лидером в области минного оружия. Турки и немцы явно недооценили минную опасность. За что они и поплатились.

Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2Командиром операции стал немецкий капитан крейсера «Меджидие» - Бюксель. 1 апреля турецкий отряд вышел из Босфора, в ночь 3-го был в р-не Одессы. Отряд несколько сбился ночью с курса и вышел к берегу примерно на 15 миль восточнее намеченной точки. Бюксель сменил курс и двинулся на запад, к Одессе. Он планировал начать обстрел с севера, затем смещаясь на юг и юго-восток продолжить артобстрел. Впереди шли эсминцы с тралами, для поиска мин. За ними точно в кильватер крейсера. Внезапно в 6.40 «Меджидие» подорвался, взрыв произошёл по левому борту, крейсер стал быстро тонуть с креном на левый борт. Полностью он не утонул, слишком маленькая глубина была. Турки выбросили затворы орудий, уничтожили рацию, экипаж сняли эсминцы. В 7.20 один из эсминцев торпедировал крейсер, с целью его полного затопления. Турецкий отряд ретировался.
Русский флот вышел из Севастополя и атаковал немецкие крейсера, те не приняли бой и скрылись. Что интересно враг был обнаружен впервые с помощью гидросамолётов.
8-го июня 1915 года «Меджидие» подняли, в Одессе провели начальный ремонт, затем в Николаеве капитальный, был перевооружён и через год в июне 1916 года вошёл в состав Черноморского флота, как «Прут». В составе флота участвовал в нескольких операциях, в мае 1918 года захвачен немцами, передан туркам и там благодаря русскому ремонту состоял на службе турецкого флота аж до 1947 года.

План Босфорской операции

Черноморский флот в годы  Первой Мировой войны. Часть 2После Крымский войны (1853-1856) в Российской империи планировали разные варианты ведения войны с Османской империей. После Русско-турецкой войны 1877-1877 гг. стало окончательно ясно, только сухопутными силами победить можно только ценой больших потерь, ресурсозатрат и потери времени. Слишком большое расстояние от Дуная и Кавказа до Стамбула, к тому же защищенное сильными крепостями.
Поэтому, с возрождением Черноморского флота, возникла идея проведения Босфорской операции. С её помощью можно было одним ударом обезглавить старого врага и воплотить вековую русскую мечту – вернуть в лоно Православного мира, древний Царьград-Константинополь. Для осуществления этого плана нужен был мощный броненосный флот, на порядок сильнее турецких военно-морских сил. Флот строили с 1883 года заложены броненосцы типа «Императрица Екатерина Великая», всего построено 4 корабля («Чесма», «Синоп», «Георгий Победоносец»), причём два из них участвовали и в Первую Мировую войну – «Синоп» и «Георгий Победоносец». Кроме того интенсивно развивали миноносный флот и Добровольческий флот (для перевозки десанта). В случае войны этих линкоров вполне бы хватило для ликвидации турецкого флота. Они строились для выполнения двух задач: 1) эскадренный бой; и 2) уничтожение береговых укреплений, подавление вражеских батарей.
Но поражение в русско-японской войне отодвинуло эти планы в сторону. На первый план вышла задача возрождения флота. Но вплоть до появления у Турции «Гебена» с «Бреслау», теоретически Черноморский флот мог выполнить эту операцию, сил было достаточно.
После того, как союзники начали Дарданелльскую операцию, русский флот систематически проводил демонстративные действия против Босфора. Если бы англичане добились успеха в Дарданеллах, Черноморский флот должен был занять Босфор. Русские войска стягивались к Одессе, проводилась демонстративная загрузка на транспорты. Кипучей деятельностью создавалась видимость по подготовке крупномасштабной десантной операции. Хотя до ввода в строй новых линкоров она бы вряд ли принесла успех. Да и германское наступление 1915 года не позволяло выделить крупные силы для операции.
Реальная возможность появилась только в 1916 году: Кавказский фронт провёл успешную Эрзерумскую операцию, Юго-западный фронт успешно громил австро-венгров, немецкие войска пытались разгромить англо-французские армии ни Западе. У Русского командования появились резервы для операции. Были введены в строй 2 новейших линкора, этим нейтрализован «Гебен». Операцию планировали начать в 1917 году, но Февральская революцию бросила империю в пучину безвластия и Гражданской войны. Мечта русских славянофилов так и не стала геополитической реальностью – Царьград не стал третьей столицей Русской империи.
С 28 марта по 10 мая русский флот 4 раза обстрелял Босфор. При этом 2 линкора стреляли по береговым укреплениям, 3 прикрывали с моря. 10-го мая «Гебен» атаковал находящиеся в прикрытии корабли («Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав). Ни одна из сторон не добилась успеха, когда в бой вступил 4-й русский броненосец «Пантелеймон» и сразу сделал три попадания 305-мм снарядами, «Гебен» не был сильно повреждён, но понимая, что превосходство на стороне противника, ушёл. Сама перестрелка шла всего 23 минуты.
3 сентября на стороне Германии выступила Болгария. В сентябре 1915 года, когда в состав Черноморского флота вошли 2 новых линкора типа «Дредноут», были созданы 3 бригады кораблей, каждая превосходила по мощи «Гебен». 1-ая в составе: дредноута "Императрица Мария" и крейсера "Кагул". 2-я в составе: дредноута "Императрица Екатерина Великая" и крейсера "Память Меркурия". 3-я в составе: броненосцев "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон". Линейные корабли "Три Святителя" и "Ростислав" составили боеготовый резерв. Организационно дредноуты "Императрица Мария", "Императрица Екатерина Великая" и крейсера типа "Кагул" были сведены в 1-ю бригаду флота, а линейные корабли "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон" – во 2-ю бригаду линкоров Черноморского флота.
В целом с этого времени русский флот получил полное превосходство, он постоянно обстреливал вражеское побережье. С появлением на флоте новых подлодок, в том числе и минного заградителя типа «Краб», стало возможным пересечь коммуникации врага и с помощью них. В начале подлодки использовали позиционный метод – занимали позицию и дежурили, ожидая вражеский корабль. С лета 1915 года, использовался крейсерский метод, когда лодка патрулировала в определённом районе, поочерёдно сменяя друг друга.
Новинкой русского флота стало взаимодействие подлодок и эскадренных миноносцев. Этот метод оправдал себя, повысил результативность блокады Босфора и угольных р-в Турции. Быстро развивалась и воздушная разведка, русские морские лётчики были в числе мировых лидеров в этой области.
Автор: Самсонов Александр
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня