Четыре года и дольше: почему сравнение с Великой Отечественной не работает

1 974 23
Четыре года и дольше: почему сравнение с Великой Отечественной не работает


К июню 2026 года текущий конфликт по длительности уже превзошёл Великую Отечественную войну (он идёт дольше четырёх лет) и подошёл к состоянию, которое аналитики Института изучения войны (ISW) называют «динамическим тупиком»: бои идут с высокой интенсивностью, но линия фронта почти не сдвигается. Женевский переговорный трек, запущенный новой администрацией США в начале года, к маю заблокирован: стороны не сошлись по территориям. Фронт почти неподвижен, внимание Вашингтона смещается на Ближний Восток. На этом фоне привычка сравнивать нынешнюю войну с Великой Отечественной выглядит особенно соблазнительной – и при этом обманчивой. Если смотреть не на длительность и риторику, а на военную и экономическую механику, под одним словом «война» окажутся три совершенно разные войны: разная военная механика, разная экономика, разная демография.



Манёвр и позиция


Карта 1943 года перекраивается за недели: после Курска советские фронты за пять месяцев дошли от Орла до Днепра. Карта 2025–2026 годов почти не движется. За год, с весны 2025 по весну 2026, российские войска продвинулись менее чем на 5 тыс. кв. км, это около 0,8% территории Украины (оценки ISW и Russia Matters). Динамика 2026 года ещё показательнее: с января по май, по данным The Economist, под контроль РФ перешло около 220 кв. км, а локальные контрудары ВСУ вернули порядка 190, то есть баланс за пять месяцев близок к нулю. А в апреле впервые за долгое время месячный итог для России оказался отрицательным: контролируемая площадь за месяц сократилась. На главном, Донецком направлении за это время РФ заняла Покровск (декабрь 2025), целями лета 2026-го остаются Славянск и Краматорск.

Дело тут не в воле сторон и не в усталости армий: изменилась сама механика войны. Манёвренная война Великой Отечественной опиралась на массу и темп: глубокая операция (советская доктрина прорыва на узком участке с вводом подвижных групп) предполагала, что наступающий быстрее обороняющегося. Сегодня это условие не выполняется. В радиусе 15–25 километров от фронта образовалась «зона смерти»: любое накопление техники видно с дрона-разведчика за часы, любая колонна уязвима для FPV-дрона, небольшого аппарата с управлением «от первого лица» оператора. Концентрировать силы для классического прорыва физически нельзя, и потому основной формой наступления стало просачивание группами по одному-три человека через подвалы, посадки и складки местности.

Командные структуры подстраиваются под эту реальность. Украина к началу 2026 года завершила корпусную реформу: вместо громоздких временных группировок развёрнуто 18 постоянных корпусов, каждый отвечает за участок в 30–100 км. Перестраивается и российская сторона, которую долго критиковали за жёсткую вертикаль: в 2026 году формируются новые дивизии, бригады и полки с уходом от практики «сводных» подразделений, а ответственность за штурмовые действия переносится вниз, на уровень батальонов. Обе армии учатся децентрализации просто потому, что управлять крупными силами из единого штаба в дроновой войне больше не получается.

Завод как фронт


Зимой 1941–1942 годов эвакуированные за Урал заводы запускали под брезентом, раньше, чем достраивали стены цехов. К маю 1944 года выпуск Т-34 достиг 1200 машин в месяц, за войну СССР дал свыше 80 000 этих танков. Адаптация шла так же быстро: на «Тигр» и «Пантеру» ответили модернизированным Т-34-85 и тяжёлой серией ИС, цикл «противник показал — ответили в металле» занимал месяцы.

Сегодня всё решает дрон, а не танк, и счёт идёт уже на недели. Главное здесь даже не абсолютные цифры, а то, что они почти зеркальны: Россия рассчитывает выпустить за 2026 год порядка 7 млн FPV-дронов, Украина заявляет сопоставимую цель (данные ГУР, заявления украинского командования и Минобороны Украины). Ещё два года назад речь шла об одностороннем превосходстве одной из сторон, теперь это паритет в массовом производстве, гонка, где дрон, запущенный весной, к осени частично устаревает из-за смены тактики и средств РЭБ.

В экономике контраст ещё резче. Доля военных расходов в ВВП России на 2026 год запланирована на уровне 6,3%, реально, с учётом закрытых статей, держится около 7–7,5% (оценки SIPRI). Это серьёзно, но не мобилизационная экономика 1943–1944 годов. И направление движения противоположно: советский бюджет от колоссального дефицита 1942 года пришёл к профициту в 1944-м, российский в 2026-м движется в обратную сторону. Минфин закладывал годовой дефицит в 1,6% ВВП, а уже за январь–апрель тот достиг 2,5%, больше, чем заложено на весь год (данные Минфина РФ). Причина – провал нефтегазовых доходов в первом квартале, когда Urals падал до 39 долларов за баррель при заложенных 59, в том числе из-за ударов украинских дронов по портовой и нефтеперерабатывающей инфраструктуре. Минфин предложил правительству заморозить до конца года незащищённые гражданские статьи, лишь бы гарантировать финансирование ВПК. При этом Центробанк, в отличие от пиковых 21% конца 2024 года, перешёл к смягчению: ключевая ставка к июню 2026-го снижена до 14,5% на фоне замедления инфляции (данные ЦБ РФ).

Отдельный слой – внешний контур. СССР во Второй мировой опирался на коалицию: ленд-лиз (программа военных поставок союзников) давал 5–10% объёма советского производства, но закрывал критические позиции: грузовики, авиабензин, цветные металлы. Сегодня коалиционный ресурс работает на украинской стороне, и тут показательна арифметика. За 2025 год общая поддержка превысила 85 млрд долларов; гарантированный военный пакет на 2026-й – около 40 млрд, втрое меньше заявленной Киевом потребности в 120 млрд (оценки Frontliner, CFR, данные ЕС). Иными словами, реальная помощь покрывает лишь около трети запрошенного, и этот разрыв тем критичнее, что зенитные ресурсы США весной 2026 года ушли на войну с Ираном.

Счёт, который не сходится


В мае 1945 года Сталин назвал цифру советских потерь – пять миллионов. В 1946-м официальной стала семь, при Хрущёве звучали семнадцать и двадцать, в мае 1990 года Горбачёв назвал «почти двадцать семь миллионов». Этот ряд не повод усомниться в масштабе трагедии, а повод понять, что именно считают. Безвозвратные военные потери – категория учёта личного состава. Демографические потери – разница между расчётной и фактической численностью населения, куда входят гражданские жертвы, голод, превышение смертности, нерождённые. Цифра около 27 миллионов – именно демографическая оценка, и смешивать её с военным счётом методологически неверно, какими бы политическими соображениями это ни оправдывали.

Но главное различие между той войной и нынешней – в демографической ёмкости. В 1945 году СССР вышел из войны с тяжелейшими потерями, но с резервом рождаемости: поколения 1946–1960 годов восстановили страну за два десятилетия. Сегодня этого резерва нет ни у одной из сторон. Украина в 2026 году имеет суммарный коэффициент рождаемости (то есть среднее число детей на одну женщину) на уровне 0,7 при 2,1, необходимых для простого воспроизводства населения (данные Института демографии НАН Украины). Рождаемость упала примерно до 175 тысяч в год, смертность держится около полумиллиона, чистая естественная убыль – не менее 300 тысяч ежегодно; за рубежом остаются около 6,4 млн человек (оценки УВКБ ООН), и баланс миграции колеблется около нуля.

России здесь нечем похвалиться, те же провалы рождаемости, разве что абсолютные цифры крупнее. Рождаемость в 2026 году упала примерно до 1,2 млн, минимум с 1999 года, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) снизился до 1,3, годовая естественная убыль балансирует около 550–600 тысяч (данные Росстата). Компенсировать её миграцией стало труднее: на фоне ужесточения законодательства и слабого рубля чистый приток в первой половине 2026 года упал почти на четверть. И вот что важно: демографическую яму этой войны некому будет заполнить, у следующего поколения нет численного запаса, каким после 1945-го обладали послевоенные годы. Этот сдвиг будет работать десятилетиями после того, как замолчит фронт, по обе стороны.

Опыт, который мешает


Так что параллель с Великой Отечественной – хорошая речевая фигура и плохой инструмент анализа. Там был манёвр – здесь позиционный тупик. Там мобилизационная экономика – здесь рынок, трещащий по бюджету, и демография без всякого резерва. Сходство, по сути, держится на одном слове. Опыт Великой Отечественной по-прежнему живёт в памяти и в учебниках военной мысли. И сегодня он скорее мешает, чем помогает: подсказывает ходы для войны, которой уже нет. Это, пожалуй, и есть главный вывод.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Сегодня, 06:29
    Сравнивать и правда некорректно, и автор правильно пишет, что, за какой довод ни берись в СВО, он будет абсолютно противоположным Великой Отечественной.
    1. +3
      Сегодня, 07:22
      Война и операция неравнозначные категории.
      Здесь неуместно проводить аналогии даже в общественном сознании граждан разных эпох, не говоря уже о разных формах собственности в государстве.
      Если в ВОВ большинство граждан единой страны были скреплены единой идеологией и отдавали "Всё для фронта, всё для Победы", то в нынешних условиях интересы между большинством общества и маленькой прослойкой нуворишей и миллиардеров разнятся на корню.
      1. +2
        Сегодня, 07:45
        Вам не кажется странным, что "операция" длится дольше войны?
        1. -2
          Сегодня, 07:54
          Нет, т.к. "интернациональная помощь" длилась вообще 10 лет.
          1. 0
            Сегодня, 08:18
            Цитата: a.shlidt
            Нет, т.к. "интернациональная помощь" длилась вообще 10 лет.

            Вообще несравнимые вещи. Ни по масштабам бд, ни по потерям, ни по планированию. Большая часть Афгана по сути была достаточно быстро взята под контроль, с небольшими потерями, после чего все свелось к партизанской войне. В то время, как на основной территории началось мирное строительство, в прямом смысле - строились гражданские объекты и мирная жизнь. Потом Союз в целом, а не только из-за Афгана, надорвался и был вынужден уйти уже не только из Афгана, но и из Европы, а на территории уже самого Союза началась гражданская (именно так) война.
  2. -1
    Сегодня, 06:34
    Так никто и не сравнивает ВОВ с СВО, совершенно разные вооруженные конфликты. Время, как бы все помнят за сколько времени закончилась ВОВ, потом вторая мировая подоспеет, и война в Корее.
  3. +1
    Сегодня, 06:40
    А все потому, что тогда военначальники были инициативны. Не боялись взять ответственность на себя . И видимо, ни у кого не было счетов, недвижимости и родственников за границей . С самого начала ВОВ били, не стесняясь по путями поставок любого имущества.
    А сейчас, ждали, пока европа наводнила укрорейх абсолютно любым вооружением . А теперь не знают, что и делать !
    Необходим, еще вчера , новый Сталин . А у нас , видимо , все еще гражднанин романов у власти
    1. 0
      Сегодня, 08:03
      тогда военначальники были инициативны.

      Интересно в чем?
      С самого начала ВОВ били, не стесняясь по путями поставок любого имущества.

      Как долго шведские суда топили? Сколько бомб упало на Швецию?
      ждали, пока европа наводнила укрорейх абсолютно любым вооружением

      Весь мир накачал Гитлера, а потом не знал, что делать. В том числе и СССР.
      Необходим, еще вчера , новый Сталин .

      Сравнили ... бублик с ручкой.
  4. -1
    Сегодня, 06:45
    Реально нам не хватает ума чтобы быстро побеждать, решительности и не понимания стратегии выживания России. С возвращением Крыма нужно было забирать все русские регионы Украины, да и всю Украину в целом. Другой вопрос это неиспользование всего вооружения что у нас есть, кроме ядерного. Хотя можно и нужно использовать стратегические ракеты в неядерном исполнении с боеголовками до 20 тонн. Тут считают что нельзя сравнивать ВОВ с СВО. Почему? Там много чего что можно использовать в СВО , разных нестандартных решений.. И думать, думать. Ведь кто то придумал использовать БПЛА на поле боя, значить можно придумать как убрать эту угрозу.
    Выборы в сентябре это наш шанс заставить высшее руководство засучить рукава и воевать по настоящему. По большому счёту уже давно нужно объявлять досрочные выборы чтобы встряхнуть и омолодить правителей, руководство. hi soldier
  5. +2
    Сегодня, 06:54
    что параллель с Великой Отечественной – хорошая речевая фигура и плохой инструмент анализа. Там был манёвр – здесь позиционный тупик. Там мобилизационная экономика – здесь рынок, трещащий по бюджету, и демография без всякого резерва. Сходство, по сути, держится на одном слове. Опыт Великой Отечественной по-прежнему живёт в памяти и в учебниках военной мысли. И сегодня он скорее мешает, чем помогает: подсказывает ходы для войны, которой уже нет. Это, пожалуй, и есть главный вывод.


    Очень странный вывод- выглядит, как попытка отвести глаза. Почему же нам не сравнивать СВО с Великой Отечественной? В Великую Отечественную действовали механизированные соединения, что тоже было внове для тех, кто командовал конницей в Гражданскую и тем не менее, Сталин ли, "система" ли нашли людей, кто смог адаптировать войска к новым условиям. Как любят тыкать нынешние бездарные руководители, из тюрем талантливых военачальников на фронт возвращали и давали им полки и дивизии, а где у нас генерал Попов или, хотя бы, тот же Суровикин? За армию отвечают люди пенсионного возраста, у некоторых из которых даже армейского опыта нет. Где поднявшиеся, кто проявил себя в СВО? Нет таких- нынешняя система задвигает их на уровень зам губернатора, катая на ледоколах по программе Время героев. Видел бы это Сталин!
    1. +2
      Сегодня, 07:04
      Экономика трещит по швам? По чьим же расчетам СВО растянули на 4 с лишним года, начав с "жестов доброй воли", а потом года три носясь с мантрами о грядущем "минске-3"? Или никаких расчетов не было? Или не было предположений, что сырьёвой экспорт РФ будет блокироваться теми, кто ВСУ снабжает? Правда, не было? Это после подрыва Северных потоков в 2022 году? Европа же и США за это время целенаправленно развивали собственное военное производство для снабжения ВСУ, отсюда и "дроновый паритет". СВР руководству об этом не сообщало? И прогнозов не делало? И какие же меры по диверсификации экспорта были приняты? Или, что больше в духе советского опыта, по обеспечению устойчивости экономики вне зависимости от внешних факторов? Да никаких. Политическое руководство РФ до сих пор после ударов по территории страны заявляет о своей обеспокоенности состоянием "глобальных рынков", выступая заставкой для олигархических структур, наживающихся на экспорте ресурсов страны и блокирующих развитие собственного производства.
      1. +2
        Сегодня, 07:15
        Демография без всякого резерва? Именно поэтому СВО должна была быть короткой, массированной и максимально технологичной. Ничего из этого не просматривается, что позволяет судить о качестве планирования. В ВСУ уже делают ставку на замену солдат дронами, которыми Украину снабжает НАТО. Для того, чтобы выйти хотя бы на паритет, по всей России сейчас должно развиваться технологичное производство с пропагандой технических знаний в духе Осоавиахима и продвижением талантливой молодежи. Вместо этого мы имеем мессенджер Макс, как основу "технологического суверенитета", "голые вечеринки" и бесконечное чествование Овечкина, играющего за американскую команду.
      2. +3
        Сегодня, 07:16
        Цитата: Борис Сергеев
        Политическое руководство РФ до сих пор после ударов по территории страны заявляет о своей обеспокоенности состоянием "глобальных рынков", выступая заставкой для олигархических структур, наживающихся на экспорте ресурсов страны и блокирующих развитие собственного производства.

        Если представить на минутку, что олигархические структуры и есть руководство страны, все встает на свои места.
    2. 0
      Сегодня, 07:58
      Цитата: Борис Сергеев
      Так что параллель с Великой Отечественной – хорошая речевая фигура и плохой инструмент анализа. Там был манёвр – здесь позиционный тупик. Там мобилизационная экономика – здесь рынок, трещащий по бюджету, и демография без всякого резерва. Сходство, по сути, держится на одном слове. Опыт Великой Отечественной по-прежнему живёт в памяти и в учебниках военной мысли. И сегодня он скорее мешает, чем помогает: подсказывает ходы для войны, которой уже нет. Это, пожалуй, и есть главный вывод.

      Хотел написать подобное, но вижу, что такое мнение уже высказано - сегодняшняя система управления государством (РФ) не способна выдвигать и продвигать на руководящие посты талантливых людей. И эта система уже не реформируема, что и является приговором для неё.
  6. +5
    Сегодня, 06:55
    Статья не аналитика, а простое оправдание неудачного командования и отсутствия комплексных тактических решений, как то блокирование от поставок вооружения и боеприпасов, так и отсутствие ударов по командным пунктам из-за отсутствия разведовательной информации, а также неорганизованное применение авиации.
    1. +1
      Сегодня, 08:15
      Статья не аналитика
      Так статья и опубликована в разделе мнения. Раздел аналитика уже какое то время отсутствует на сайте ВО. hi
  7. Почему сравнение с Великой Отечественной войной не работает? Потому, что нет Советского Союза. Нет советских людей и нет руководящей и направляющей силы. Есть капиталистическая страна и К°
  8. +6
    Сегодня, 07:03
    Если концентрировать силы на участке фронта нельзя, то у меня вопрос к автору - каким методом всу ворвались в Курскую область? Вот прям ни логистики не было, ни создания запасов боеприпасов и топлива, ни концентрации личного состава? Атаковали двойками- тройками? Двойной бк и сухпай на трое суток?
  9. +1
    Сегодня, 07:11
    Сравнивать некорректно по той простой причине, что целью ВОВ был полный разгром и капитуляция врага. Эта цель была ясна и понятна всему народу. Демилитаризация, денацификация и нейтралитет Украины это никак не конкретизированные канцеляризмы, и что за ними стоит, широким массам абсолютно не понятно.

    Если к этому прибавить управленческие таланты сталинских маршалов и наркомов, да сравнить их с нынешними рулевыми, и правда сравнивать нечего.
  10. 0
    Сегодня, 07:24
    Поскольку появился новый род войск - войска беспилотных систем, очевидно необходимо и противодействие - маскировочные войска.
  11. 0
    Сегодня, 07:27
    Сравнение действительно сложно, потому что есть одно и главное отличие, тогда был масштаб фронта был другой, от моря до моря, и "обойти с флангов" и изолировать весь этот гигантский фронт невозможно было, можно было только двигать по линии. А сейчас ТВД изолирован одной страной, пусть и довольно большой, но отрезать его можно, ударом из Белоруссии от Бреста на юг, вопрос лишь политической воли и дипломатии. Перекрыть снабжение, это главная цель. Даже если не физически войсками взять под контроль дороги, то дронами, сейчас это можно за 150-200 км., значит, на такое расстояние нужно подойти. Также и на южном фланге "западного фронта", там Черное море, но кто мешает сделать тысячи и тысячи морских БЭКов и парализовать ими все движение морского снабжения. Даже если начать эту задачу выполнять, боевые действия сместятся туда на "западный фронт", на "восточном фронте" скорее всего все кончится
    1. 0
      Сегодня, 08:06
      Цитата: gribanow.c
      Сравнение действительно сложно, потому что есть одно и главное отличие, тогда был масштаб фронта был другой, от моря до моря, и "обойти с флангов" и изолировать весь этот гигантский фронт невозможно было, можно было только двигать по линии. А сейчас ТВД изолирован одной страной, пусть и довольно большой, но отрезать его можно, ударом из Белоруссии от Бреста на юг, вопрос лишь политической воли и дипломатии. Перекрыть снабжение, это главная цель. Даже если не физически войсками взять под контроль дороги, то дронами, сейчас это можно за 150-200 км., значит, на такое расстояние нужно подойти. Также и на южном фланге "западного фронта", там Черное море, но кто мешает сделать тысячи и тысячи морских БЭКов и парализовать ими все движение морского снабжения. Даже если начать эту задачу выполнять, боевые действия сместятся туда на "западный фронт", на "восточном фронте" скорее всего все кончится

      Одно то, что все годы "бились лбом" об множественные укрепрайоны, вместо того, чтобы двигаться прикрывшись с фланга р. Днепр и отрезая эти укрепы от снабжения, о чём писали очень многие и аналитики и блогеры и участники ВО, уже о многом говорит. Какие стратеги (Герасимов, Шойгу, да и ВВП в туже корзину - курочка по зёрнышку), такая и стратегия. Результат за окном...
  12. 0
    Сегодня, 08:15
    Сравнение ВОВ и СВО не допустимое.
    В ВОВ:
    - эвакуация за Урал
    - полная мобилизация
    - Введение карточной системы.
    И это только "верхушка айсберга".
    СВО:
    - Не знаю что можно написать сопоставимого.
    Основные брюзжания в интернете о действиях РКН, но не о тяжелых боях в зоне СВО.