Military Review

American project of a supersonic bomber with nuclear engines

16
Nuclear euphoria of the fifties of the last century gave rise to a lot of bold ideas. It was proposed to use the energy of fission of the atomic nucleus in all areas of science and technology, or even in everyday life. Aircraft designers also did not leave her unattended. The great efficiency of nuclear reactors in theory made it possible to achieve incredible flight characteristics: new aircraft with atomic engines could fly at high speeds and overcome up to several hundred thousand miles at a single gas station. However, all these advantages of nuclear energy were more than compensated by minuses. Reactor, including aviation, it was necessary to equip a whole range of protective equipment so that it did not pose a danger to the crew and maintenance personnel. In addition, the question of the optimal system of a nuclear jet engine remained open.


American project of a supersonic bomber with nuclear engines


Around the mid-fifties, American nuclear scientists and aircraft designers decided on the range of problems that need to be solved for the successful construction of a serviceable aircraft with a nuclear power plant. The main problem that prevented the creation of a full-fledged atomic-powered aircraft was the radiation hazard. Acceptable reactor protection was too big and heavy to allow aircraft of that time to lift it. The dimensions of the reactor led to a host of other problems, both technical and operational.

Among others, over the problem of the appearance of a practically applicable atomol worked for the firm Northrop Aircraft. Already in the 1956-57 years there they developed their views on such a technique and identified the main features of such an aircraft. Apparently, the Northrop company understood that the aircraft, with all its advantages, remains too difficult to manufacture and operate, and therefore it is not necessary to hide the main ideas of its appearance under the vultures of secrecy. So, in April, 1957, the magazine Popular Mechanics published an interview with several scientists and Northrop employees who were involved in determining the appearance of the atomizer. In addition, this topic was subsequently repeatedly raised by other publications.

A group of engineers at Northrop, which was headed by nuclear technology specialist Lee A. Olinger, worked on developing the look of a promising aircraft, solved technical problems as they arrived and applied the simplest and most obvious solutions. So, the main problem of all the aircraft - the unacceptably large size and weight of the power plant with a nuclear reactor - was tried to be solved by simply increasing the size of the aircraft. Firstly, it would help to optimally manage the internal volumes of the aircraft, and secondly, in this case it was possible to spread the cockpit and the reactor as much as possible.

With an aircraft length of at least 60-70 meters, two main layouts could be applied. The first implied the standard placement of the cockpit in the nose of the fuselage and the reactor located in its tail section. The second idea was to install a reactor in the nose of the aircraft. The cabin in this case was to be located on the keel. This design was much more complicated and therefore it was considered solely as an alternative.

The purpose of the work of the group Olinger was not just to determine the appearance of a promising atomizer, but to create a preliminary project of a certain supersonic strategic bomber. In addition, it was planned to assess the possibility of developing and building a passenger or transport aircraft with high flight data. All this was taken into account when developing the shape of the base bomber and significantly influenced its design.

Thus, the requirements for speed led to the fact that the projected hypothetical aircraft received a triangular wing, located in the rear of the fuselage. The tailless scheme was considered the most promising in terms of layout. It allowed the reactor to be moved as far as possible from the cabin located in the nose of the aircraft, and thereby improve the working conditions of the crew. Nuclear turbojets were supposed to be placed in a single package over the wing. On the upper surface of the wing provided two keels. In one version of the project, in order to improve flight performance, the wing was connected to the fuselage using a long and powerful pylon.

The greatest questions were caused by the nuclear power plant. The experimental designs of reactors available in the mid-fifties, the size of which theoretically made it possible to install them on airplanes, did not meet the weight requirements. An acceptable level of protection could be provided only by a multi-layer construction made from metals, concrete and plastic weighing about 200 tons. Naturally, this was too much even for a large and heavy aircraft with an estimated weight of not more than 220-230 tons. Therefore, aircraft designers had to hope for the early emergence of less heavy protective equipment with sufficient characteristics.

Another controversial point was the engines. Most of the "concept-art" of a promising atomizer depicts aircraft with eight jet engines. For objective reasons, namely, due to the lack of ready-made nuclear turbojet engines, Northrop engineers considered two options for the power plant, with open and closed-cycle motors. They differed from each other in that in an engine of the first type, with an open cycle, the atmospheric air after the compressor had to go straight to the reactor core, where it was heated, and then redirected to the turbine. In a closed-cycle engine, the air should not have left the channel and heated from the heat exchanger in the flow with the coolant circulating in it from the reactor circuit.

Both schemes were very complex and at the same time posed a danger to the environment. An open-cycle engine in which the outside air was in contact with the core elements would leave behind a radioactive trace. The closed cycle was less dangerous, but the transfer of sufficient energy from the reactor to the heat exchanger was quite a challenge. It must be remembered that the American designers began to work on the creation of nuclear jet engines for aircraft in the late forties. However, for more than ten years they have not been able to build a workable engine suitable for installation on at least an experimental aircraft. For this reason, the Olinger team had to operate only with certain hypothetical figures and the promised parameters of the engines being created.

Based on the characteristics declared by the developers of the engine, the engineers at Northrop determined the approximate flight data of the aircraft. According to their calculations, the bomber could accelerate to a speed three times the speed of sound. As for the flight range, this parameter was limited only by the capabilities of the crew. In theory, it was even possible to equip a bomber with a domestic unit with rest rooms, a kitchen, and a bathroom. In this case, the plane could be several crews working in shifts. However, this would be possible only with the use of powerful protection. Otherwise, the flight duration should not exceed 18-20 hours. Calculations showed that at one refueling with nuclear fuel such an aircraft could fly no less than 100 thousand miles.

Regardless of the scheme and type of the finished engine or flight characteristics, the new aircraft was large and heavy. In addition, it was supposed to equip the triangular wing with specific aerodynamic qualities. Thus, a nuclear strategic bomber needed a particularly long runway. The construction of such an object promised huge costs, because of which only a few new airfields could “gnaw” a solid hole in the military budget. In addition, the military could not quickly build a wide network of such airfields, which is why promising bombers risked remaining tied to just a few bases.

The problem of basing was suggested to be solved in a rather simple but original way. Ground airfields were supposed to be left only for transport aircraft or not to build them at all. Strategic bombers, in turn, were to serve on coastal bases and take off from the water. To this end, the Olger group introduced a ski landing gear into the appearance of the atomol, adapted for taking off and landing on the water. If necessary, the bomber could probably be equipped with a wheeled chassis, but it was intended to use only the surface of the water as a runway.

In an interview for Popular Mechanics magazine L.A. Olinger estimated the timing of the creation of the first prototype in 3-10 years. Thus, by the end of the sixties, Northrop could start creating a full-scale project of a strategic supersonic bomber with nuclear turbojet engines. However, the potential customer of such technology considered otherwise. All the work of the fifties in the field of nuclear engines for aircraft yielded almost no result. It was possible to master a number of new technologies, but the intended result was not, as there were no full-fledged prerequisites for it.

In 1961, JF won the presidential election. Kennedy, who immediately showed interest in promising projects in the field of aviation. Among other things, documents on the projects of nuclear aircraft engines lay on his desk, from which it followed that the costs of the programs were growing, and the result was still far away. In addition, by this time there appeared ballistic missiles capable of replacing strategic bombers. Kennedy ordered to close all projects related to nuclear turbojet engines and do less fantastic, but more promising things. As a result, the hypothetical aircraft, the appearance of which involved the staff of Northrop Aircraft, was left without engines. Further work in this direction was recognized as unpromising and the project was closed. The most ambitious project of the atomol remained at the stage of development of the image.


Based on:
http://secretprojects.co.uk/
http://air-and-space.com/
http://raigap.livejournal.com/
A Round Table Conference Looks At The Atomic Airplane. Popular Mechanics, #4 1957
Author:
Photos used:
http://raigap.livejournal.com
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Reasonable, 2,3
    Reasonable, 2,3 24 May 2013 07: 34
    +1
    Our team tried to make a bombardier with a nuclear power plant, but it didn’t work because a meter thick “wall” of lead was needed to protect the crew, and the device didn’t turn out to be “flying.” But there are projects on the condition that nuclear power will become more compact.
    1. Rus_87
      Rus_87 24 May 2013 07: 52
      +1
      Ours not only "tried to make", but also did it, there was such a Tu-95LAL aircraft, in my opinion the Tu-154 was converted. But like the Americans, ours faced the same problems, crew protection and radioactive emissions
      1. Canep
        Canep 24 May 2013 09: 06
        +4
        Quote: Reasonable, 2,3
        Our tried to make a scorer with nuclear power plants

        Quote: Rus_87
        there was such a Tu-95LAL plane, in my opinion the Tu-154 was redone

        The final version was made on the basis of the AN-22 and not a bomber but an anti-submarine aircraft. We were able to reduce the radiation of the reactor to acceptable values, but the program was closed. And on the basis of the Tu-154 they made a hydrogen Tu-155 plane, the entire cabin occupied a fuel tank, there was nowhere to put passengers.
  2. Dima190579
    Dima190579 24 May 2013 08: 03
    0
    And who determines what is fiction and what can be realized and make a fairy tale come true.
    1. tronin.maxim
      tronin.maxim 24 May 2013 08: 43
      +2
      Quote: Dima190579
      And who determines what is fiction and what can be realized and make a fairy tale come true.

      Military science.
  3. AK-47
    AK-47 24 May 2013 09: 03
    +5
    March 28, 1956 issued the Decree of the Council of Ministers of the USSR, according to which the design of the flying atomic laboratory (LAL) on the basis of the serial Tu-95 began in the Tupolev Design Bureau. The construction of the Tu-95LAL and equipping with the necessary equipment took 1959-60. From May to August 1961, 95 flights were completed on the Tu-34LAL. The aircraft was flown by test pilots M.M. Nyukhtikov, E.A. Goryunov, M.A. Vein and others. Flights took place both with a "cold" reactor and with a working one. Tests of the Tu-95LAL showed a rather high efficiency of the applied radiation protection system, but at the same time revealed its bulkiness, too much weight and the need for further improvement. And the main danger of a nuclear aircraft was recognized as the possibility of its accident and contamination of large spaces with nuclear components. The fate of the Tu-95LAL aircraft is similar to the fate of many other aircraft in the Soviet Union - it was destroyed.
    1. gregor6549
      gregor6549 24 May 2013 11: 11
      +3
      Another photo of TU 95 LAL at the time of unloading a nuclear power plant (YaSU).
      The project of a long-range jet bomber with nuclear weapons (M30) was also developed at Myasishchev Design Bureau, but the matter didn’t go further than paper
  4. LaGlobal
    LaGlobal 24 May 2013 09: 43
    0
    Hello everyone! Eeeeeeeeehhhhhhh ... If they had such a monster - they would have brought him down over Washington! Yes, arrange a nuclear winter with the shastam !!! angry
    Good morning, forum users!
    1. Canep
      Canep 24 May 2013 10: 33
      +4
      Quote: LaGlobal
      Good morning, forum users!
      We have lunch already, and evening in Khabarovsk. hi laughing
  5. USNik
    USNik 24 May 2013 11: 07
    +2
    Quote: Canep
    We have lunch already, and evening in Khabarovsk.

    Something in a hurry to live in Khabarovsk smile We only have ten in the morning.
    PS: Was the main problem in protecting pilots from radiation? It turns out, is it possible to create an UAV with a nuclear weapon ?? Although, I think such a howl will rise that it is pointless, but in space, yes, it is possible.
    1. Sylvester
      Sylvester 24 May 2013 13: 31
      +1
      winked
      For space, it’s necessary, and something tells me either China or the United States will slowly begin to do this, if they haven’t done it yet. smile
      1. poquello
        poquello 24 May 2013 21: 42
        +2
        So here the article slipped, ours already done or almost done. We are ahead of everyone on this topic.
  6. Lone gunman
    Lone gunman 24 May 2013 13: 00
    +3
    in the subject, interesting projects ...
  7. sys-1985
    sys-1985 24 May 2013 14: 49
    +1
    With space, identity is not so simple as it seems, but a pity.
  8. uzer 13
    uzer 13 24 May 2013 17: 46
    0
    Nuclear power plants are being improved and become more compact and lighter, which means that it is now easier to create such an aircraft. But, unlike the 50-60s, now nuclear bombers are not required. It turns out what can be done, but for what ?
  9. shinobi
    shinobi 24 May 2013 18: 02
    0
    Myasishchev had an interesting project. The M-19 was nicknamed.
  10. NOBODY EXCEPT US
    NOBODY EXCEPT US 24 May 2013 20: 04
    +1
    I’ve got a mobile with a nuclear reactor, and I don’t need a charger, I always forget to recharge the phone, it’s cut down at the most crucial moment ....
  11. Argon
    Argon 25 May 2013 03: 08
    0
    The creation of the Tu-95LAL had two main tasks 1: checking the fundamental possibility of creating an aviation, nuclear power plant. 2: Increasing the cruising speed of the "carrier" at operating altitudes. The first problem was solved brilliantly, facilitated by a more practical approach to the problem (subsonic flight, high altitudes, a propeller prototype, which made it possible to use sufficiently developed steam turbines) based on the actual level of scientific and technical progress of that time. The second was not solved. The main drawback was the low degree of reliability of the system, due to the lack of some duplicating elements in the NPP itself due to the strict weight and size restrictions. Ecology was then of little interest to anyone. But for some reason I am overwhelmed with a feeling of joy from the fact that that not one aircraft in the world with nuclear power plants has become serial. smile
  12. Maj.
    Maj. 26 May 2013 20: 25
    0
    Eternal memory to the Soviet pilots who died after flying Tu-95LAL ...
  13. starper
    starper 22 February 2016 01: 23
    0
    All with the coming!

Американский проект сверхзвукового бомбардировщика с ядерными двигателями

Ядерная эйфория пятидесятых годов прошлого века породила массу смелых идей. Энергию деления атомного ядра предлагали использовать во всех сферах науки и техники или даже в быту. Не оставили ее без внимания и авиаконструкторы. Большая эффективность ядерных реакторов в теории позволяла достичь невероятных летных характеристик: новые самолеты с атомными двигателями могли бы летать с высокими скоростями и преодолевать на одной «заправке» до нескольких сотен тысяч миль. Однако все эти плюсы ядерной энергетики с лихвой компенсировались минусами. Реактор, в том числе и авиационный, нужно было оснащать целым комплексом защитных средств, чтобы он не представлял опасность для экипажа и обслуживающего персонала. Кроме того, оставался открытым вопрос оптимальной системы ядерного реактивного двигателя.

Американский проект сверхзвукового бомбардировщика с ядерными двигателями


Примерно в середине пятидесятых годов американские ученые-ядерщики и авиационные конструкторы определились с кругом проблем, которые нужно решить для успешного строительства пригодного к эксплуатации самолета с ядерной энергетической установкой. Главной проблемой, мешавшей создать полноценный атомолет, была радиационная опасность. Приемлемая защита реактора получалась слишком большой и тяжелой, чтобы ее могли поднять самолеты того времени. Габариты реактора приводили к массе других проблем как технического, так и эксплуатационного характера.


Среди прочих над проблемой облика практически применимого атомолета работали на фирме Northrop Aircraft. Уже в 1956-57 годах там выработали свои взгляды на подобную технику и определили основные черты такого самолета. По-видимому, на фирме «Нортроп» понимали, что атомолет, при всех своих преимуществах, остается слишком сложным для производства и эксплуатации, и поэтому не обязательно прятать основные идеи его облика под грифами секретности. Так, в апреле 1957 года журнал Popular Mechanics опубликовал интервью с несколькими учеными и сотрудниками компании Northrop, занимавшимися определением облика атомолета. Кроме того, эта тема впоследствии неоднократно поднималась другими изданиями.

Группа инженеров компании «Нортроп», которую возглавлял специалист по ядерным технологиям Ли А. Олинджер, занимаясь выработкой облика перспективного самолета, решала технические проблемы по мере их поступления и при этом применяла самые простые и очевидные решения. Так, основную проблему всех атомолетов – неприемлемо большие габариты и вес энергоустановки с ядерным реактором – попытались решить простым увеличением размеров самолета. Во-первых, это помогло бы оптимально распорядиться внутренними объемами самолета, а во-вторых, в таком случае можно было максимально разнести кабину экипажа и реактор.

При длине самолета не менее 60-70 метров можно было применить две основные компоновки. Первая подразумевала стандартное размещение кабины экипажа в носу фюзеляжа и реактор, расположенный в хвостовой его части. Вторая идея заключалась в установке реактора в носу самолета. Кабина в таком случае должна была располагаться на киле. Подобная конструкция была гораздо сложнее и поэтому ее рассматривали исключительно в качестве альтернативной.

Целью работ группы Олинджера было не просто определение облика перспективного атомолета, но создание предварительного проекта некоего сверхзвукового стратегического бомбардировщика. Кроме того, планировалось оценить возможность разработки и строительства пассажирского или транспортного самолета с высокими летными данными. Все это учитывалось при проработке облика базового бомбардировщика и ощутимо повлияло на его конструкцию.

Так, требования по скорости привели к тому, что проектируемый гипотетический самолет получил треугольное крыло, расположенное в задней части фюзеляжа. Схему «бесхвостка» посчитали наиболее перспективной в компоновочном отношении. Она позволяла сдвинуть реактор максимально далеко от кабины, находившейся в носу самолета, и тем самым улучшить условия работы экипажа. Ядерные турбореактивные двигатели предполагалось поместить в едином пакете над крылом. На верхней поверхности крыла предусмотрели два киля. В одном из вариантов проекта с целью улучшения летных качеств крыло соединялось с фюзеляжем при помощи длинного и мощного пилона.

Наибольшие вопросы вызывала ядерная энергоустановка. Имевшиеся в середине пятидесятых годов экспериментальные проекты реакторов, размеры которых теоретически позволяли устанавливать их на самолеты, не отвечали требованиям по весу. Приемлемый уровень защиты могла обеспечить только многослойная конструкция из металлов, бетона и пластика весом около 200 тонн. Естественно, это было слишком много даже для крупного и тяжелого самолета с расчетным весом не более 220-230 тонн. Поэтому авиаконструкторам оставалось надеяться на скорейшее появление менее тяжелых средств защиты с достаточными характеристиками.

Еще одним спорным моментом стали двигатели. На большинстве «концепт-артов» перспективного атомолета изображены летательные аппараты с восемью реактивными двигателями. По объективным причинам, а именно из-за отсутствия готовых ядерных турбореактивных двигателей, инженеры фирмы Northrop рассматривали два варианта силовой установки, с моторами открытого и закрытого цикла. Друг от друга они отличались тем, что в двигателе первого типа, с открытым циклом, атмосферный воздух после компрессора должен был идти прямо в активную зону реактора, где нагревался, после чего перенаправлялся на турбину. В двигателе с закрытым циклом воздух не должен был покидать канал и нагреваться от находящегося в потоке теплообменника с циркулирующим в нем теплоносителем из контура реактора.

Обе схемы были очень сложны и при этом представляли опасность для окружающей среды. Двигатель с открытым циклом, в котором забортный воздух соприкасался с элементами активной зоны, оставлял бы за собой радиоактивный след. Закрытый цикл был менее опасен, но передача достаточного количества энергии от реактора к теплообменнику оказалась достаточно сложной задачей. Необходимо помнить, что американские конструкторы начали работать над созданием ядерных реактивных двигателей для самолетов еще в конце сороковых годов. Однако в течение десяти с лишним лет им так и не удалось построить работоспособный двигатель, пригодный для монтажа хотя бы на экспериментальном самолете. По этой причине команде Олинджера пришлось оперировать лишь некими гипотетическими цифрами и обещанными параметрами создаваемых двигателей.

Исходя из заявленных разработчиками двигателей характеристик, инженеры компании «Нортроп» определили примерные летные данные самолета. По их расчетам, бомбардировщик мог бы разгоняться до скорости, в три раза превышающей скорость звука. Что касается дальности полета, то этот параметр ограничивался лишь возможностями экипажа. В теории можно было даже оснастить бомбардировщик бытовым блоком с комнатами отдыха, кухней и санузлом. В таком случае на самолете могло бы находиться сразу несколько экипажей, работающих посменно. Однако это было бы возможно только при применении мощной защиты. В противном случае длительность полета не должна была превышать 18-20 часов. Расчеты показали, что на одной заправке ядерным топливом такой самолет мог бы пролететь не менее 100 тыс. миль.

Вне зависимости от схемы и типа готового двигателя или летных характеристик новый самолет получался большим и тяжелым. Кроме того, его предполагалось оснастить треугольным крылом, имеющим специфические аэродинамические качества. Таким образом, ядерный стратегический бомбардировщик нуждался в особо длинной взлетной полосе. Строительство подобного объекта сулило огромные расходы, из-за которых всего несколько новых аэродромов могли «прогрызть» солидную дыру в военном бюджете. Кроме того, военные не смогли бы быстро построить широкую сеть подобных аэродромов, из-за чего перспективные бомбардировщики рисковали остаться привязанными всего к нескольким базам.

Проблему базирования предложили решить достаточно простым, но оригинальным способом. Наземные аэродромы предполагалось оставить только для транспортных самолетов или не строить их вовсе. Стратегические бомбардировщики, в свою очередь, должны были служить на прибрежных базах и взлетать с воды. Для этого группа Олинджера внесла в облик атомолета лыжное шасси, приспособленное для взлета и посадки на воду. При необходимости, вероятно, бомбардировщик можно было бы оснащать и колесным шасси, но в качестве взлетно-посадочной полосы предполагалось использовать только поверхность воды.

В интервью для журнала Popular Mechanics Л.А. Олинджер оценивал сроки создания первого опытного атомолета в 3-10 лет. Таким образом, уже к концу шестидесятых годов компания «Нортроп» могла начать создание полноценного проекта стратегического сверхзвукового бомбардировщика с ядерными турбореактивными двигателями. Однако потенциальный заказчик такой техники посчитал иначе. Все работы пятидесятых годов в области ядерных двигателей для самолетов не дали почти никакого результата. Удалось освоить ряд новых технологий, но предполагаемого результата не было, как не было и полноценных предпосылок к нему.

В 1961 году на президентских выборах победил Дж.Ф. Кеннеди, который сразу же проявил интерес перспективными проектами в области авиации. К нему на стол среди прочих легли и документы по проектам ядерных авиационных двигателей, из которых следовало, что расходы на программы растут, а результат по-прежнему далек. Кроме того, к этому времени появились баллистические ракеты, способные заменить стратегические бомбардировщики. Кеннеди распорядился закрыть все проекты, связанные с ядерными турбореактивными двигателями и заняться менее фантастическими, но более перспективными вещами. В результате гипотетический самолет, определением облика которого занимались сотрудники Northrop Aircraft, остался без двигателей. Дальнейшие работы в этом направлении признали бесперспективными и проект закрыли. Самый амбициозный проект атомолета так и остался на стадии проработки облика.


По материалам:
http://secretprojects.co.uk/
http://air-and-space.com/
http://raigap.livejournal.com/
A Round Table Conference Looks at The Atomic Airplane. Popular Mechanics, №4 1957
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: http://raigap.livejournal.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. Разумный,2,3 24 мая 2013 07:34
    Наши пытались сделать бомбардир с ЯЭУ,не вышло потому,что для защиты экипажа нужна была"стена" метровой толщины из свинца,и аппарат получался не"летуч".Но проекты есть с условием,что атомная энергетика станет более компактной.
    Разумный,2,3
    1. Rus_87 24 мая 2013 07:52
      Наши не только "пытались сделать", но и сделали, был такой самолет Ту-95ЛАЛ, был по-моему Ту-154 переделанный. Но как и американцы, наши столкнулись с теми же проблемами, защита экипажа и радиоактивные выбросы
      1. Canep 24 мая 2013 09:06
        Цитата: Разумный,2,3
        Наши пытались сделать бомбардир с ЯЭУ

        Цитата: Rus_87
        был такой самолет Ту-95ЛАЛ, был по-моему Ту-154 переделанный

        В окончательном варианте делали на базе АН-22 и не бомбардировщик а противолодочный самолет. Сумели уменьшить излучение реактора до приемлемых значений, но программу закрыли. А на базе Ту-154 делали водородный Ту-155 самолет, весь салон занимал топливный бак, пассажиров сажать уже некуда было.
  2. Dima190579 24 мая 2013 08:03
    А кто определяет что является фантастикой а что можно реализовать и сделать сказку былью.
    Dima190579
    1. tronin.maxim 24 мая 2013 08:43
      Цитата: Dima190579
      А кто определяет что является фантастикой а что можно реализовать и сделать сказку былью.

      Военная наука.
  3. AK-47 24 мая 2013 09:03
    28 марта 1956 г. вышло Постановление СМ СССР, согласно которому в ОКБ Туполева началось проектирование летающей атомной лаборатории (ЛАЛ) на базе серийного Ту-95. Постройка Ту-95ЛАЛ и оснащение необходимым оборудованием заняли 1959-60 г. С мая по август 1961 г. на Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полета. Самолетом управляли летчики-испытатели М.М. Нюхтиков, Е.А. Горюнов, М.А. Жила и др. Полеты проходили как с «холодным» реактором, так и с работающим. Испытания Ту-95ЛАЛ показали достаточно высокую эффективность примененной системы радиационной защиты, но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес и необходимость дальнейшего совершенствования. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств ядерными компонентами. Дальнейшая судьба самолета Ту-95ЛАЛ похожа на судьбы многих других самолетов в Советском Союзе – был уничтожен.
    AK-47
    1. gregor6549 24 мая 2013 11:11
      Еще одно фото ТУ 95 ЛАЛ в момент выгрузки ядерной силовой установки (ЯСУ).
      Проект реактивного дальнего бомбера с ЯСУ (М30) был также разработан в КБ Мясищева, но дальше бумаги дело не пошло
  4. LaGlobal 24 мая 2013 09:43
    Всем привет!ЭээЭЭэЭххХХхх... Если был бы у них такое чудовище - сбить бы его над Вашингтоном! Да устроить ядерную зиму сшастам!!! angry
    С добрым утром, форумчане!
    1. Canep 24 мая 2013 10:33
      Цитата: LaGlobal
      С добрым утром, форумчане!
      У нас уже обед, а в Хабаровске вечер. hi laughing
  5. USNik 24 мая 2013 11:07
    Цитата: Canep
    У нас уже обед, а в Хабаровске вечер.

    Что-то сильно спешат жить в Хабаровске smile У нас только десять утра .
    ПС: Основная проблемма была в защите пилотов от радиации? Это получается возможно создание БПЛА с ЯСУ?? Хотя, думаю такой вой подымется, что это бессмысленно, а вот в космосе да, это возможно.
    USNik
    1. Сильвестр 24 мая 2013 13:31
      winked
      Для космоса то шо надо, и что то мне подсказывает или Китай или США потихоньку этим начнут, заниматься, если ещё не занялись . smile
      Сильвестр
      1. poquello 24 мая 2013 21:42
        Дык здесь статья проскочила, наши уже сделали или почти сделали. Мы по этой теме сильно всех опередили.
  6. Lone gunman 24 мая 2013 13:00
    в тему,интересные проекты...
  7. sys-1985 24 мая 2013 14:49
    С космосом тож не всё так просто как кажется, а жаль.
  8. uzer 13 24 мая 2013 17:46
    Ядерные силовые установки совершенствуются и становятся компактнее и легче,а значит ,проще в настоящее время создать подобный летательный аппарат.Но,в отличие от 50-60 годов,сейчас не требуются бомбардировщики-носители ядерного оружия.Получается,что сделать можно,но для чего?
  9. синоби 24 мая 2013 18:02
    У Мясищева был интересный проэкт.М-19 прозывался.
  10. НИКТО КРОМЕ НАС 24 мая 2013 20:04
    Мобила с ядерным реактором ,и зарядника не надо ,я всё время забываю подзарядить телефон ,в самый ответственный момент вырубается....
    НИКТО КРОМЕ НАС
  11. Argon 25 мая 2013 03:08
    Создание Ту-95ЛАЛ имело две основных задачи 1:проверка принципиальной возможности создания авиационной,ядерной ЭУ. 2:Увеличение крейсерской скорости "носителя" на рабочих высотах.Первая задача была решена блестяще,способствовало этому более практичный подход к задаче(дозвуковой полет,большие высоты,винтовой прототип,что позволяло применять достаточно отработанные паровые турбины)опирающейся на действительный уровень научно-технического прогресса того времени.Вторая решена не была.Главным недостатком была признанна низкая степень надежности системы,ввиду отсутствия некоторых дублирующих элементов в самой АЯЭУ из-за жестких массогабаритных ограничений.Экология тогда мало кого интересовала.Но меня конкретно почему то переполняет чувство радости от того,что не один самолет в мире с ЯЭУ не стал серийным. smile
  12. Майор 26 мая 2013 20:25
    Вечная память Советским лютчикам, умершим после полётов на Ту-95ЛАЛ...
    Майор
  13. starper 22 февраля 2016 01:23
    Всех с наступающим !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня