Звездные войны: орбитальные станции «Алмаз» и MOL

Нетрудно догадаться, что о долговременном размещении своих космических кораблей на орбите в США начали задумываться еще в 40-х годах прошлого века. При этом американцам всегда не хватало времени, а теория бежала впереди реализации, по этой причине многие послевоенные проекты последовательно отвергались. Ситуация значительно изменилась, когда в 1957 году СССР сумел запустить первый искусственный спутник Земли. Этот запуск стал очень сильным стимулом и работы начались с удвоенной энергией.

В 1959 году в США приняли очередную очень амбициозную программу по строительству орбитальной станции MOL – Manned Orbiting Laboratory (обитаемая орбитальная лаборатория). При этом данная станция разрабатывалась в интересах военных, и главной ее целью было доставлять на орбиту грузы военного назначения. В качестве второстепенных задач станции были определены исследования в области длительности нахождения человека на орбите и влияния невесомости на его организм, испытания двигательных установок нового типа и апробация замкнутой системы жизнеобеспечения.

Минобороны США рассчитывало получить свою станцию на орбите Земли. 1 февраля 1964 года Космическое командование ВВС США создало специальную рабочую группу, которой необходимо было собрать и обобщить все предложения по Manned Orbiting Laboratory и сформировать требования к ее конструкции. При проектировании станции MOL цена проекта была одним из основных ограничений для военных, что во многом повлияло на ее облик. В качестве конструктивной основы орбитальной станции должен был выступить топливный бак от 2-й ступени ракеты-носителя Titan IIIC. 25 августа 1965 года постройка военной орбитальной станции была санкционирована Президентом США Линдоном Джонсоном. К сожалению, по сей день большая часть информации по проекту остается закрытой и малодоступной, в связи с чем можно дать лишь достаточно поверхностное описание данного проекта.


По соображениям экономии средств для доставки на орбитальную станцию экипажей планировались задействовать уже созданный корабль «Джемини», проведя незначительные доработки. Выводить на орбиту MOL планировалось при помощи ракеты Titan III. Запуски должны были проходить с космодрома на авиабазе Ванденберг (Калифорния). Запуск на орбиту экипажа планировалось проводить одновременно с орбитальной станцией на корабле «Джемини-Би», который был пристыкован к станции. Планировалось, что после того, как станция выйдет на околоземную орбиту, экипаж откроет переходной люк и проникнет на станцию. Предполагалось, что экипажи будут работать на орбите не меньше 30 дней, после чего будут возвращаться домой на спускаемом аппарате «Джемини-Би». В начале работы над проектом планировалось провести первый полет в 1969 году, но сроки запусков много раз передвигались, и к моменту закрытия проекта в качестве даты полета уже назывался февраль 1972 года.
Звездные войны: орбитальные станции «Алмаз» и MOL

Данный проект был разделен на 2 фазы. Первая фаза – с сентября 1965 года. В это время велись работы оценочного характера, происходило распределение обязанностей между подрядчиками. Вторая фаза работ должна была начаться с проведения квалификационных испытаний, которые были намечены на апрель 1969 года. Для обеспечения запусков ракеты Titan III с космодрома Ванденберг здесь 12 марта 1966 начались работы по строительству стартового комплекса SLC-6.

В июне 1964 года армия США заключила контракт на выполнение работ с 3-мя компаниями: General Electric Company, Douglas Aircraft Company и The Martin Company. Каждая из этих фирм представила собственные проекты станции со своей стоимостью и техническими характеристиками. В итоге после подведения итогов конкурса, в феврале 1967 года основной контракт на производство орбитальной станции был заключен с корпорацией Douglas Aircraft Company, которая и занималась разработкой всех моделей и макетов станции, а также осуществляла тепло-вакуумные и прочие испытания конструкции.

На станции планировалось реализовать двухкомпонентную, а не просто кислородную атмосферу. Это было сделано после того, как во время пожара в кабине погиб экипаж космического корабля Аполлон-1. Одной из основных задач данной орбитальной станции было ведение оптической разведки с помощью специального оборудования в интересах американских военных. Главным разведывательным элементом на борту станции выступала фотокамера KH-10, получившая обозначение Dorian и обладавшая диаметром в 1,8 метра.

Полностью проект станции MOL был готов в 1965 году и представлял собой следующую конструкцию. Орбитальная станция имела вид цилиндра с полной длиной в 12,7 метра и максимальным диаметром 3 метра. Экипаж станции состоял из 2-х человека, а обитаемый объем 1,3 куб. метра. Масса орбитальной станции составляла 8620 кг. На станции устанавливался единственный маневровый двигатель, который обладал минимальным запасом топлива, которого хватило бы всего на 255 секунд работы. Снабжение станции электроэнергией осуществлялось при помощи панелей солнечной батареи и топливных элементов. Расчетный срок эксплуатации станции на орбите ограничивался 40 днями.
Звездные войны: орбитальные станции «Алмаз» и MOL

Единственный старт в рамках данной программы был проведен 3 ноября 1966 года. В этот день ракета-носитель Titan IIIC вывела на околоземную орбиту макет орбитальной станции, который представлял собой пустой топливный бак от ракеты Titan II. При этом полной ясности о том было ли установлено на макете какое-либо штатное оборудование до сих пор нет. Одной из задач данного космического запуска была проверка теплозащитного экрана спускаемого аппарата «Джемини».

10 июня 1969 года американский президент Ричард Никсон принял решение о закрытии программы MOL. При этом на проведение работ по проекту было потрачено 30 млн. долларов, а цена всей программы к моменту закрытия достигла 2,2 млрд. долларов (при первоначальной стоимости в 1,5 млрд.). Оставшееся от станции MOL оборудование было предано в американские музеи.

Проект «Алмаз»

Работы над орбитальными станциями в США сразу же получили четкую военную направленность. Для того чтобы не отстать от вероятного противника СССР в середине 1960-х годов начал осуществлять работы по разработке пилотируемых станций. В работу над созданием орбитальной станции включилось ОКБ-52, которым руководил В. Н. Челомей.

Начало работ в ОКБ-52 над проектом орбитальной станции относят к 12 октября 1964 года, в этот день генеральный конструктор предложил сотрудникам бюро начать работы по разработке посещаемой орбитальной пилотируемой станции (ОПС), которая должна была получить сменяемый экипаж из 2-3 человек и сроком существования 1-2 года. Станция должна была решать задачи научного, оборонного и народнохозяйственного значения. На орбиту ее должна была доставлять ракета-носитель УР500К. Эскизный проект орбитальной станции, а точнее, ракетно-космической системы, которая получила название «Алмаз» был окончательно принят в 1967 году.
Звездные войны: орбитальные станции «Алмаз» и MOL

«Алмаз» задумывался как космический наблюдательный пункт, имеющий комфортабельные условия для размещения и работы экипажа. Станция должна была получить точную систему наведения и современную аппаратуру наблюдения, которая позволяла бы следить за перемещениями военных сил противника, загрязнениями морей и рек, лесными пожарами и т.д. Для доставки на ОПС экипажа было решено создать транспортный корабль снабжения (ТКС), который был рассчитан на вывод в космос той же ракетой УР500К. Первоначально планировалось оснастить ТКС и станции аналогичными возвращаемыми аппаратами (ВА), но потом от этой идеи отказались и ВА остался лишь на транспортном корабле.

Орбитальная станция «Алмаз» была рассчитана на длительную работу экипажа из 3-х человек. Конструктивно ее отсек разделялся на 2 зоны, которые можно было назвать зоной малого и большого диаметров. В передней части станции располагалась зона малого диаметра, которая закрывалась при выведении в космос коническим головным обтекателем. За ней шла зона большого диаметра. Стыковка со станцией транспортных кораблей должна была выполняться с задней торцевой части станции, где размещалась сферическая шлюзовая камера, которая соединялась с гермоотсеком при помощи большого переходного люка. В задней части шлюзовой камеры был расположен пассивный стыковочный узел, а в верхней части размещался люк для выхода экипажа в открытый космос. В нижней части размещался люк в камеру, из которой можно было отправлять на Землю капсулы с исследовательскими материалами. Вокруг шлюзовой камеры были установлены двигательные установки ОПС и развертываемые антенны, а также 2-е больших панели солнечных батарей. Хвостовая часть станции прикрывалась специальным конусообразным щитом, выполненными из экранно-вакуумной теплоизоляции.

В зоне малого диаметра находился бытовой отсек экипажа, где были оборудованы спальные места, кресло для отдыха, столик для приема пищи и иллюминаторами для обзора. За бытовым находился рабочий отсек, где было рабочее место, пульт управления, а также оптический визир, который позволял останавливать бег земной поверхности и вести наблюдение за отдельными деталями, а также перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства и панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли. Заднюю часть гермоотсека занимала различная аппаратура и оборудование, а также система управления станцией.

Большой оптический телескоп, используемый для наблюдения за Землей, располагался за рабочим отсеком и занимал место от пола до потолка станции. Планировалось, отсняв участки моря и суши, проявлять материалы прямо на борту, просматривать их и наиболее интересные передавать на Землю по телевизионному каналу. Остальную отснятую на станции пленку можно было доставить вниз на спускаемой капсуле.
Звездные войны: орбитальные станции «Алмаз» и MOL

Интересной особенностью советской станции была установка на ней оборонительного вооружения. На борту ОПС размещалась скорострельная авиационная пушка НР-23 конструкции Нудельмана-Рихтера. Эта пушка сама по себе была интересной разработкой, что уж говорить о ее космическом использовании. Предположительная дальность стрельбы должна была составить до 3 км, а скорострельность на уровне 950 выстрелов в минуту. По утверждениям создателей пушки, во время наземных испытаний на расстоянии более 1 км. залп из этой пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина. При ведении огня в космосе отдача от ее использования соответствовала тяге в 218,5 кгс и станцию необходимо было стабилизировать, с чем в принципе достаточно легко справлялись 2 маршевых двигателя с тягой по 400 кгс каждый или двигатели жесткой стабилизации, обладающие тягой по 40 кгс.

Пушка НР-23 жестко крепилась под брюхом ОПС. В нужную точку ее можно было наводить при помощи прицела, поворачивая всю орбитальную станцию с помощью дистанционного или ручного управления. Стрельбой из нее управлял специальный программно-контрольный аппарат (ПКА), который занимался вычислением залпа, которого гарантировано хватило бы для разрушения космической цели при полете снаряда до цели от 1 до 5 секунд. При этом нападать на кого-то «Алмаз» не мог. Смысла использовать против полутонных спутников пилотируемую станцию массой под 20 тонн с огромным фотоаппаратом и другим ценным оборудованием не было. А вот обороняться станция могла очень успешно. Ни один автоматический американский спутник не устоял бы под огнем ее пушки.

«Алмаз» перешел с ватманских листов в «железо» 3 апреля 1973 года (первый запуск «Алмаз-1», который официально был назван «Салют-2»). В дальнейшем программа «Алмаз» была продолжена, запуски станций и их разновидностей продолжались до развала СССР. Всего было запущено 5 станций: 3 пилотируемых и 2 автоматических.

Источники информации:
-http://astronaut.ru/as_usa/text/mol.htm?reload_coolmenus
-http://astrotek.ru/orbitalnaya-epopeya-ssha-mol
-http://www.airbase.ru/books/authors/rus/a/afanasiev-i-b/unknown_spaceships/8
-http://www.popmech.ru/article/4395-artilleriya-na-orbite
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 5
  1. il grand casino 23 мая 2013 10:38
    Спасибо за статью! +
  2. USNik 23 мая 2013 12:32
    Titan IIIC вывела на околоземную орбиту макет орбитальной станции, который представлял собой пустой топливный бак от ракеты Titan II. При этом полной ясности о том было ли установлено на макете какое-либо штатное оборудование до сих пор нет
    Та небыло у них ракеты способной вывести на орбиту даже полный бак, не говоря уже про целую станцию и другие межпланетные аппараты bully ЛПиП.
    USNik
    1. почтальон 23 мая 2013 13:53
      Цитата: USNik
      Та небыло у них ракеты способной вывести на орбиту даже полный бак, не говоря уже про целую станцию и другие межпланетные аппараты

      Точно?
      «Titan IIIC» ПН стартовая 626 190 кг

      LEO 13 100 кг
      GTO 3 000 кг
      на Марс 1 200 кг

      РН УР-500 («Протон», индекс ГРАУ 8K82) стартовая до 705 000 кг (с разгонниками типа Бриз)
      LEO 8 400 кг
      Не путать с УР-500К ("Протоном-К ")

      Saturn V с 1967 , Skylab Масса 77 000 кг (1979) орбита 442 км/434 км

      MOL/ 1965:
      Полная масса: 14476 кг
      Масса без топлива: 14376 кг
      Полезная нагрузка: 2700 кг
      Высота: 21,92 м
      Диаметр: 3,05 м

      Алмаз -1( Алмаз-Т) /1987 «Салют-2»/1973
      Масса: 18550 кг
      Общая длина 11,61 м
      Максимальный диаметр (по ЭВТИ) 4,15 м
      Орбита: 293 км х 305 км,
      почтальон
  3. Dusk 23 мая 2013 13:05
    В дальнейшем программа «Алмаз» была продолжена, запуски станций и их разновидностей продолжались до развала СССР. Всего было запущено 5 станций: 3 пилотируемых и 2 автоматических.

    И где эти 5 станций? Затопили?
    Dusk
    1. почтальон 23 мая 2013 14:13
      Цитата: Dusk
      И где эти 5 станций? Затопили?

      «Салют-2» : разгерметизация отсеков,пропала телеметрия,как следствие отсутствие коррекции орбиты,самоторможение,затопление.Всего где то 50 дней проработала
      «Салют-3» 213 суток, отказ «Иглы»,принудительное затопление
      «Салют-5» 411 суток
      Алмаз-Т («Космос-1870»)= 2 года
      Алмаз-1А=18 месяцев. исчерпано топливо для маневрирования из-за частых коррекций орбиты и повторного позиционирования в связи с увеличением солнечной активности. принудительно затоплен( ресурсный расчётный 30 месяцев)
      почтальон
    2. гурт 24 мая 2013 06:55
      Цитата: Dusk
      И где эти 5 станций? Затопили?

      из 3-х алмазов,один был поврежден и затоплен,а 2 в законсервированом состоянии висят на дальних орбитах...........ждут
  4. почтальон 23 мая 2013 13:32
    Цитата: Автор
    На борту ОПС размещалась скорострельная авиационная пушка НР-23 конструкции Нудельмана-Рихтера. Эта пушка сама по себе была интересной разработкой, что уж говорить о ее космическом использовании.

    Вот интересно как решили проблемы (для вакуума и температур):
    1. Узлов трения. Манипуляторы для вакуума - придумали делать на подобие трубки Бурдона в манометре. В вакууме смазка может испариться, а без окисной плёнки, обычной в наших условиях, металлические детали будут привариваться друг к другу.
    цитата из «Руководство по ...
    • жидкая ружейная смазка – для чистки и смазывания оружия при температуре воздуха +500 до – 500 С.
    • ружейная смазка – для смазывания канала ствола, частей и механизмов оружия после их чистки.»
    2. При стрельбе в космосе отдача пушки была эквивалентна тяге 218.5 кгс, и станцию надо было стабилизировать, с чем легко справлялись два маршевых двигателя тягой по 400 кгс каждый или двигатели жесткой стабилизации тягой по 40 кгс.
    "легко" это конечно перебор. интересно на сколько выстрелов хватало топлива для ДК и МД? На 1 или5.
    в AMU - Масса устройства составляла 75 килограммов, из них 20 приходилось на системы жизнеобеспечения, а 11кг — на топливо.=Хватало совсем на немного.
    3. При стрельбе с объекта ,движущегося с V1(первой космической) ,пуля приобретает скорость выше(или ниже) V1-меняется орбитальная скорость, соответственно переходит НА БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ (низкую или вообще "падает" на Землю) КРУГОВУЮ ОРБИТУ, так вплоть до V2!
    Ни как нельзя рассматривать стрельбу в космосе,как стрельбу с неподвижного объекта(ну или с ЛА),совершенно другие законы и принципы.



    ============= Мне кажется вообще эта идея с пушкой была как залепуха.
    почтальон
    1. JustMe 23 мая 2013 21:34
      Дружище, ну нафига тут нужна вот эта формула..
      Может быть замысел Великих Гл.Конструкторов - правильно постреливая в нужную сторону можно даже ускорить полет станции..

      А если серьезнее - когда я попал в МОМ в 83 г. после Бауманки было ощущение шока.
      Внизу - работа дико бюрократизирована.Кого я и ярко запомнил по работе по проекту 17Б14 - это была туповатая бабенция - Нормоконтролер.
      Вот она то нас и "строила" и "прессовала"..
      -Вот почему вы нарисовали коническую фаску для нарезания резьбы ?
      -Я так видел в Анурьеве.. (технарям тут объяснять не надо..)
      -Сейчас так не положено.Согласно новому ГОСТ-у (а на них на всех написано - "Несоблюдение ГОСТ-а карается по закону") тут должна быть сферическая поверхность вместо конической фаски..
      Потом технологи спрашивают
      -Ну почему мы видим этот идиотизм для обычной метрической резьбы ?..
      -Так сказала Александра Григорьевна.. Извини..
      -А, тогда понятно - тогда будем делать..


      А где было руководство -? -
      А у них была своя тусовка, свои игры,..
      1. почтальон 24 мая 2013 00:37
        Цитата: JustMe
        Может быть замысел Великих Гл.Конструкторов
        .
        Надо подумать.Антиресная версия.
        А если серьёзно,что "Щит-1",что "Щит-2" - больше создали гемороя(политического) Ючем толку, а по моему вообще без толку.

        Цитата: JustMe
        МОМ в 83 г. после Бауманки было

        я в 1991 (Э1.1.),потом спецкурс в 1992. ЗЕМЛЯК можно сказать
        почтальон
        1. JustMe 24 мая 2013 19:24
          я - Э8, под-специализация по плазменным, плазменно-ионным движкам..
          1. почтальон 14 июня 2013 00:18
            Цитата: JustMe
            я - Э8,

            "вааще земляки"
            3и года на Э-8 потом перевёлся на Э-1
            почтальон
    2. Алекс 21 августа 2013 11:32
      Немного не понял пассажа
      • жидкая ружейная смазка – для чистки и смазывания оружия при температуре воздуха +500 до – 500 С.
      Это при абсолютном нуле -273 С?!

      Или это как в анекдотическом случае на военной кафедре нашего универа.

      Заболел наш препод по огневой, прислади другого с тактики на замену. Анекдоты про интеллект военных сильно сгущают краски, на майор Козлов свою фамилию оправдывал посностью. В перерыве в его коспекте (тема была "Ночные стрелковые прицелы") взяли и дописали (тексты лекций тогда еще чуть-ли не в половине случаев были рукописные) нолик в фразе "Рабочий интервал температур +50 ... -30" после -30.
      На вторую пару нас свели с двумя другими взводами, кажется, геологов. Те, не в курсе нашей проделки, на полном серьезе восприняли этот бред, и один возьми, да и скажи Козлову:
      - Товарищ майор, физики доказали, что ниже -273 градусов не бывает. - На что получил авторитетный ответ:
      - Прибор секретный, физики могли не знать.
  5. luiswoo 23 мая 2013 13:56
    Печально, что продолжение получил «Мир», а не «Алмаз». Последний, вполне можно было сделать обслуживаемым и масштабируемым как и «Мир», что бы хоть не топить как простой спутник. И космонавты были бы при деле и польза была бы очевидной. В отличии от "Мира-2"(МКС), у которого похоже единственная задача — не похерить технологии и наработки. Ну и престиж... Так-как все его «научные исследования» можно проводить в автоматическом режиме на «Союзе»(штатовский конгресс, похоже, думает также, не в первый раз ставя вопрос НАСА: «А зачем мы финансируем МКС?» ).
    1. почтальон 24 мая 2013 00:52
      Цитата: luiswoo
      Последний, вполне можно было сделать обслуживаемым и

      Вообще не надо ничего обслуживаемого(обитаемого) , га современном уровне( энергетика РН)
      Человеку в сутки надо:
      Водопотребление (л/ чел.день)- пища 2,67,гигиена 5,25
      Через легкие человека за сутки будут перекачаны 8,6-16,0 куб.м воздуха
      Объём потребления пищи за один раз для человека среднего телосложения – 400-450 мл не менее 3-х раз в день.
      ===========
      Потом всё это в отходы(фекалии и моча)
      =========================================
      Человека надо в станции охлаждать(электроээнергия0
      Ему надо отдыхать,развлекаться,спортом заниматься, и дать объём( инчае сойдёт с ума от клаустрофобии)
      ===============================================================
      Теперь всеё жэто = "ЗАБРОНЕВОЕ" пространство, которое нужно наполнить воздухом, обеспечить термоизоляцию,радиационную защиту и охладить. И ВСЮ ЭТУ КУХНЮ доставить на орбиту.
      Стоимость вывода 1 кг груза на орбиту :от 14000$/кг
      А что может человек на орбите? Да ни фига: 8 часов спит, 3 часа отдыхает,1 час спортом(иначе атрофируется), 1,5ч питается, 1 час уход за собой+ перекуры.
      И ?

      MOL и Скайлаб отказаны американцаим именно по этой причине. электроника,автоматика выполнит всё быстрее ,точнее и её надо на порядок( по весу меньше)
      Вояджер ВСЁ ЕЩЁ летит. а Мир,Салют?
      почтальон
      1. Lone gunman 26 мая 2013 16:06
        не чего себе!, по твоим словам человеку не чего делать в космосе, только "автоматам"?!! ну ты даёшь! категорически не согласен, перечитай снова труды Циолковского... я знаю,что тяжело и не выгодно , ну без этого мы бы ещё "сидели на ветках деревьев", ракетчик...
        1. почтальон 14 июня 2013 00:20
          Цитата: Lone gunman
          , по твоим словам человеку не чего делать в космосе, только "автоматам"?!!

          на данный момент да(начиная с 70-х) и выгоднее и пракчнее и пользы больше

          Цитата: Lone gunman
          перечитай снова труды Циолковского..

          А ты читал?
          Я то почитывал. По большей части "труды" школьного учителя.
          А что ты там такого этакого "почерпнул"

          Цитата: Lone gunman
          ракетчик...

          Да и корочки всеестьи научные труды. а что?
          почтальон
  6. jagdpanzer 25 мая 2013 13:16
    ну раз летают значит все таки нужно)
  7. Starover_Z 5 июля 2013 23:28
    Какие вещи при Союзе делали:
    Интересной особенностью советской станции была установка на ней оборонительного вооружения. На борту ОПС размещалась скорострельная авиационная пушка НР-23 конструкции Нудельмана-Рихтера. Эта пушка сама по себе была интересной разработкой, что уж говорить о ее космическом использовании.

    И судя по следующей фразе всё это было опробовано !
    При ведении огня в космосе отдача от ее использования соответствовала тяге в 218,5 кгс и станцию необходимо было стабилизировать, с чем в принципе достаточно легко справлялись 2 маршевых двигателя с тягой по 400 кгс каждый или двигатели жесткой стабилизации, обладающие тягой по 40 кгс.

    А сколько ещё могло быть создано !
    В дальнейшем программа «Алмаз» была продолжена, запуски станций и их разновидностей продолжались до развала СССР.

    am
  8. Алекс 21 августа 2013 11:41
    Неплохая статья, автору +. Пушка НГ-23 - это вещЬ хотя реальное применение в коасмосе я себе представляю с большим трудом. Тут что-то Уэлса с Верном напоминает. what

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня