Military Review

M -50 - strategic bomber

4
In the mid-1950s, the process of rearmament of anti-aircraft defense forces with anti-aircraft missile systems, as well as with supersonic interceptor fighters capable of reaching speeds twice the speed of sound and a ceiling of 18-20 km, began in the USSR, USA and Great Britain. Under these conditions, even the most advanced M-4, M-6 (95M) and Tu-XNUMX jet intercontinental bombers began to lose their invulnerability; more modern strategic aircraft were required to penetrate the airspace of countries armed with anti-aircraft missile systems and supersonic fighter Aviation.


Bomber M-50


In the USSR, various options for strategic bombers of the new generation were considered. One of the most original directions, developing only in our country, was the work on the creation of flying boats with intercontinental range. One of the significant advantages of this concept was the ability to replenish the fuel in the ocean, in the immediate vicinity of the enemy's coast, from surface ships and submarines. In addition, for seaplane bomber there was no need to build huge airfields with heavy-duty multi-kilometer concrete runways, which were excellent targets for the enemy's percussion aids.

In 1955, P.JI. Bartini, who was working at that time at SIBNIA (Novosibirsk), proposed two supersonic flying boat projects - A-55 and A-57. As conceived by the designer, the A-57 aircraft was a strategic integrated system, including the amphibian seaplane itself, capable of taking off and landing on the water surface, as well as on snow and ice (this allowed the use of forward-based airfields located on drifting ice floes in the Arctic) as well as a heavy guided missile of the RCC, which was created by the PVB Design Bureau. Tsybina and located on the aircraft carrier.

The aircraft was supposed to perform according to the “tailless” scheme with a pronounced integral arrangement (the fuselage itself was practically absent). The “self-balancing” wing (balancing achieved by swinging along the span) with minimal total wave and inductive resistance, having a variable sweep along the leading edge, had a supercritical downwardly convex profile in the center and a convex upward end. The wheeled chassis was absent, take-off and landing on ice and water were performed using a hydrolift retractable under the central part of the aircraft. For take-off from the usual airfield, it was supposed to use wheeled carts discharged from the ground. The crew of the aircraft was three people. A-57 had to carry the equipment necessary for autonomous operation in the ocean or on the Arctic ice floe: there was the necessary skipper equipment, a through passage along the entire boat, a latrine for the crew. All operations for the first priority maintenance of the bomber were performed within the boundaries of the wing and vertical tail, i.e. the plane could be serviced afloat.

Scheme of the aircraft M-50


The plane was supposed to equip the radar SVR-1, active systems REP "Rose" and "Broom", a system of setting passive interference TRS-45, navigation system "Wind", complex communications "Planet" and hydroacoustic communication system with submarines "Okhotsk".

The calculated maximum speed of the A-57 was 2500 km / h, the practical ceiling (depending on the flight mass) 18 000-23 000 m, the practical range 15 000 km.

The aircraft was supposed to be equipped with five NK-10B TRDFs (5 x 26 000 kgf) or NK-6 (5 x 22 500 kgf), placed with a package installed above the hull of the boat, in its tail between the keels tilted inwards. Above the engines a PCR cruise missile was to be installed, in addition, there was an internal cargo compartment to accommodate a thermonuclear bomb weighing 3000 kg.

To continue working on the project R.L. Bartini in April 1957 was seconded from SIBNIA to OKBS MAP (Moscow). TsAGI and CIAM teams are involved in work on A-57. Were investigated modes of takeoff of the aircraft from the water and the possibility of its long stay afloat. The MAP Commission, which was attended by representatives of TsAGI, TsIV 4AM, NII-1, OKB-156 and OKB-23, gave a positive opinion on the project, but the government’s decision to build the aircraft was not made.

The A-55 was a smaller version of the A-57, which had a medium range.

In 1961, the designer presented the design of the supersonic long-range reconnaissance P-57-AL - the development of A-57. Total from 1952 to 1961. R.L. Bartini conducted work on five projects of supersonic amphibian airplanes, made according to the “tailless” scheme - А-55, А-57, Р, Ф-57 (Р-57, front-line supersonic amphibious bomber having a ski landing gear) and Р-57AL On which installation of engines NK-6, NK-10 or VK-15М was supposed.

In the design bureau of VMMyasishchev in the second half of the 1950-ies, work was also carried out to create a supersonic M-70 flying bomber boat. The aircraft, made according to the normal aerodynamic configuration (variants with a swept wing and a trapezoidal wing, having a forward sweep on the leading edge and the opposite one - on the rear), were designed to be equipped with four TRDFs - two above the wing and two on the keel. For takeoff and landing should have been used retractable ski. The plane had to have a take-off mass of 240 t and reach a speed corresponding to M = 1,7. After closing in 1960, OKB V.M. Myasishchev's work on the M-70 was discontinued, although options for creating such bombers were also considered later, in the 1960s.

At the end of the 1950-ies, GM M. proposed a version of a strategic bomber - a flying boat. Beriev. The huge aircraft LL-600, made according to the “tailless” scheme with a delta wing, was supposed to be equipped with eight TRDs placed in two wing-wing “packages”. However, the huge mass of the aircraft (in one of the options - up to 1000 kg) made the possibility of its construction unlikely.

Another very exotic project was developed from 1955 under the leadership of P.V. Tsybin, who headed the OKB-256 State Committee for Aviation Technology (GKAT) under the USSR Council of Ministers. It was supposed to create a kind of two-stage system consisting of a carrier aircraft (at the first stage it was supposed to use a specially upgraded Tu-95H plane, and from 1956 in the AN Tupolev design bureau, a special carrier, 108, with a delta wing and able to reach speeds up to 1500 km / h). The second stage was to be a single-seat PC bomber capable of speeds up to 3000 km / h. It was supposed to equip Bondarenko designs with two twin engine accelerators and two direct-flow cruising engines (ramjet engines) (simultaneously in the design bureau of SM Lavochkin and VN Chelomey, the Kurya and Buran unmanned aircraft equipped with the same engines and having an intercontinental range at McR. = 3). The estimated total flight distance of the PC aircraft was 12 500-13 500 km.

Prototype aircraft M-50 (model)


The draft design was released on 31 on January 1956, but later it turned out that the heavy thermonuclear bomb (such ammunition weighed no less than 3000 kg), combined with the need to place the pilot with all the necessary life support systems for a few hours flight, do not allow meet the specified weight limits. This led to the reorientation of the design bureau to the creation of a high-speed high-altitude reconnaissance aircraft of the RSR, in the construction of which was used the technical groundwork obtained when creating the PC bomber.

Yet the main direction of development of strategic aviation remained the creation of supersonic land-based aircraft. One of the first to take up this task was V.M. Myasishchev. From 1952, in its design bureau, projects of supersonic M-30, M-31, M-32, M-33 and others (all around 20 projects were investigated) that did not have an intercontinental range were studied. In accordance with the instructions of the Deputy Minister of Aviation Industry from 4 in March 1953, the project of an M-34 supersonic (or, as it was written in the documents of that time “supersonic”) aircraft with a take-off mass of 180 000 kg and cruising speed 1350-1450 km / h was worked out. , flight altitude over the target 17 000 m and practical range 8000 km (calculated data for this aircraft were presented in the MAP 10 March 1953 g.).

In 1956, the bureau began the creation of a strategic aircraft with an intercontinental range of M-50, intended to replace the ZM bomber. In a relatively short time, a unique for those times aircraft was designed and built, designed to achieve speed close to M = 2 and intercontinental flight range. The decisive role in the creation of the M-50 was played by such experts of the Myasishchev OKB as L.L. Selyakov (chief designer of M-50), JI.I. Balabuh, I.B. Zaslavsky, L.M. Rodnyansky, V.A. Stopachinsky, V.A. Fedotov. The largest scientists of TsAGI, MV, also took part in the work on the program. Keldysh, A.I. Makarevsky, G.S. Buchgens and others. Together with TsAGI, more than 30 variants of the aerodynamic layout of the aircraft were analyzed, in particular, the aircraft designed according to the “weft” scheme with a thin (relative thickness 3,5- 3,7%) triangular wing, swept all-rotary horizontal and vertical plumage. The design of the aircraft provided the possibility of a long flight at low altitude at high speed.

Bomber M-50


The wing was made using monolithic extruded panels. The fuel is located not only in fuselage tanks, but also under the delta wing, two-fin tail and four engines on the underwing pylons, as well as the aircraft, made according to the normal scheme with a swept wing, two engines on the underwing pylons and two - on short pylons in the rear fuselage .

The four-wheeled cart of the bicycle chassis “billowing up” turned around an axis at a certain speed at the takeoff, while the front pair of wheels went up, the angle of attack increased, and the length of the run significantly decreased.

CHARACTERISTICS OF STRATEGIC BOMBERS - “FLYING BOATS”

Aircraft type

A-57

M-70

PL-600

Project submission year

1957

1959

end of 1950

Mass of fuel kg

144 000

Maximum takeoff weight

kg

250 000

240 000

1000

Maximum speed km / h

2500

1800

900

Practical range km

12 000



For braking the aircraft during the run, four ski-like steel beams were used, with the help of a hydraulic system pressed against the "concrete". The variant of dumping after take-off of two wheels of each rack was also worked out: the landing weight is much less than the take-off, and when landing you can get by with four wheels instead of eight, however the designers' concerns caused the possibility of destruction by the dropped wheels of the airfield structures.

For the first time in the practice of domestic aircraft construction, an analogue fully automatic EDSU was applied (on the first prototype aircraft, it was duplicated by rigid mechanical wiring, which was later to be dismantled).

Supersonic flying boat M-7


Together with TsAGI, an automatic system was developed that regulated the position of the aircraft's CG when switching to supersonic mode by pumping fuel from fuselage tanks. There was an automatic sustainability system. AC electrical system.

The crew of the M-50 consisted of two people sitting in tandem in the cockpit of the "fighter" type. To test the control system in various flight modes, a simulator stand was created in the OKB.

Bomb armament with a maximum mass up to 30 t was located in a large cargo compartment, where it was also supposed to suspend the M-61 guided cruise missile with folding planes, which had a launch range of up to 1000 km and also created in the Myasischev design bureau. The possibility of equipping the aircraft with a RCC heavy cruise missile P.V. Tsybina. At the first prototype, there was no defensive armament; on serial aircraft, the use of aft gun mount with remote control was assumed.

The power plant was planned to use TRDF, "16-17" (4 x 17 000 kgf), developed under the guidance of P. Jaws, which should have been outstanding for those times fuel economy (specific fuel consumption at M = 1,8 should have been 1,1 -1,2 kg / daNh) However, due to the engine's lack of knowledge on the prototype plane, the Dobrynin turbofan was installed as a temporary measure: on the pylons under the wing two turbofan engines VD-7 with afterburner chambers (2 x 14 000 kgf) and two unformatted VD-7B engines (2 x XNUM) were installed. kgf) placed on the end parts of the wing (the option of equipping the aircraft with advanced engines of V. Dobrynin VD-9750 was also studied).

In the autumn of 1958, the M-50, in a disassembled form, was taken by barge along the Moscow River from Filey to the LII airfield in Zhukovsky.

The first flight of the prototype took place on October 27 1959 (flew N.I. Goryainov and A.S. Lipko). 9 July 1961. The aircraft was spectacularly demonstrated at the aerial parade in Moscow (this was the last flight of the M-50 bomber). During the flight tests, due to the lack of design engines, the supersonic speed was not reached (only M = 0,99 was obtained).

Shortly after the start of work on the M-50, the OKB began to create a modification of it - the M-52, which has advanced missile weapons (the 4 SD was located on the sides of the fuselage in accordance with the area rule and slightly reduced the aerodynamics of the bomber), the end engines also installed on pylons, vertical tail feathering, small additional horizontal planes at the end of the keel, a refueling post in the forward part and a crew enlarged to 4 people. The aircraft, equipped with "regular" TRNF "16-17", was designed both for cruising at supersonic speeds at high altitude and for breaking through enemy air defenses at low altitudes (for the first time in the world for a strategic bomber a similar task was set). M-52 was built in 1959, but was not tested due to the closure of the OKB VM in 1960. Myasishchev. For a long time, it was stored in the parking lot of EMZ and was dismantled for metal at the end of the 1970s.

The M-54 project was also being worked out, having a wing of a modified shape and a slightly different arrangement of the engine nacelles.

A further development of the M-50 and M-52 aircraft was the M-56 bomber, the technical design of which was started in 1959. The aircraft was supposed to be designed according to the “duck” scheme with a wide-body fuselage, on the sides of which six KV-15 VK engines were installed. in two "packages" to which small rotary consoles were attached. VET, freely oriented at subsonic speeds, was rendered far ahead. The maximum design speed corresponded to M = 3,25, the maximum flight range - 10 000-12 000 km. A full-scale mock-up of the new aircraft was built, as well as flying radio-controlled bomber models.

On the basis of the M-56 aircraft, it was supposed to create a passenger supersonic aircraft M-53 (several variants of such a machine were worked out). However, the closure of work on manned aircraft and the dismantling of the design bureau of VM. Myasishchev put an end to the work on M-56 and its modifications.

OKB A.N. Tupolev also led work on projects of supersonic strategic bomber. At the end of the 1950-ies, almost simultaneously with the M-56, there was proposed the design of the aircraft "135", made on the aerodynamic "duck" with a delta wing and power plant, consisting of four engines NK-6 (4 x 22 500 kgf ). At the beginning of the 1960s, another, seemingly absolutely incredible, project of a supersonic aircraft with four theaters was considered. The aircraft was supposed to perform the normal aerodynamic scheme with a swept wing.

CHARACTERISTICS OF THE SUPER-SOUND STRATEGIC BOMBER 1950 — 60-s.

Aircraft type

«135»

M-50

M-52

M-56

XB-70

Year built

project

1959

1960

project

1964

Crew, people.

2

4

4

Power point

(number of engines x thrust, kgf)

X 4 22500

X 2 9750

4h 17000

6 х14000

2x14000

Wingspan, m

35,10

32,00

Aircraft length м

57,48

57,61

Aircraft height м

8,25

9,14

Wing area m2

290,60

585,02

Maximum

take-off weight kg

205 000

200 000

210 000

250 000

244 200

Weight of combat load kg

30 000

30 000

Maximum speed km / h

2200

1950

1950

3400

3220

Practical ceiling м

16 500

21 300

Practical range

flight, km

10 000

7400

10 000

12 000

12 000

Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. valokordin
    valokordin 23 May 2013 10: 40
    +1
    In 1964, an engineer from TEC in Syzran talked about seeing a new supersonic bomber M-50, which was tested by test pilot Lipko, and that he would soon go into production. Everyone was waiting with interest, but did not wait. They say the plane overtook time.
  2. kind
    kind 23 May 2013 11: 48
    +1
    Yes, we had interesting planes !!! But the T-100 almost went into production, it was also unique aircraft !!!
    1. evfrat
      evfrat 23 May 2013 14: 40
      +1
      There was a lot of titanium on him, and Tupolev did not want to sit without work. But the workings of Myasishchev Design Bureau did not disappear and were used in the creation of other aircraft ...
    2. fighter angel
      fighter angel 4 August 2017 14: 48
      0
      Quote: Good
      Yes, we had interesting planes !!! But the T-100 almost went into production, it was also unique aircraft !!!


      Undoubtedly, the planes are outstanding! Regarding the "hundred" I will correct you: its official designation is T-4 or Su-100 ..
  3. il grand casino
    il grand casino 23 May 2013 13: 42
    +1
    Such speeds at that time ... PVO nervously smokes aside ..
  4. kirgudu
    kirgudu 23 May 2013 14: 14
    +1
    6 engines. Mahina.
  5. Edward
    Edward 23 May 2013 17: 53
    -1
    Thanks to the author for an interesting article!
    I admit, I have not even heard about these developments. But indeed ahead of time.

М -50 - стратегический бомбардировщик

В середине 1950-х годов в СССР, США и Великобритании начался процесс перевооружения войск противовоздушной обороны зенитно-ракетными комплексами, а также сверхзвуковыми истребителями-перехватчиками, способными достигать скоростей, вдвое превышающих скорость звука, и потолка в 18-20 км. В этих условиях даже наиболее совершенные реактивные межконтинентальные бомбардировщики М-4, М-6 (ЗМ) и Ту-95 начали утрачивать свою неуязвимость, потребовалось создание более современных стратегических самолетов, способных проникать в воздушное пространство стран, имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы и сверхзвуковую истребительную авиацию.

М -50 - стратегический бомбардировщик
Бомбардировщик М-50


В СССР рассматривались различные варианты стратегических бомбардировщиков нового поколения. Одним из наиболее оригинальных направлений, развивавшимся лишь в нашей стране, стали работы по созданию летающих лодок с межконтинентальной дальностью. Одним из существенных достоинств данной концепции была возможность пополнять запасы топлива в океане, в непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме того, для гидросамолетов- бомбардировщиков не было необходимости строить огромные аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП, являвшиеся отличными мишенями для ударных средств противника.


В 1955 г. P.JI. Бартини, работавший в то время в СИБНИА (Новосибирск), предложил два проекта сверхзвуковых летающих лодок – А-55 и А-57. По замыслу конструктора, самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в Арктике на дрейфующих льдинах), а также тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ П.В. Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе.

Самолет предполагалось выполнить по схеме «бесхвостка» с ярко выраженной интегральной компоновкой (собственно фюзеляж практически отсутствовал). «Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах – выпуклый вверх. Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки. Экипаж самолета составлял три человека. А-57 должен был нести оборудование, необходимое для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине: имелось необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все операции по первоочередному техническому обслуживанию бомбардировщика выполнялись в пределах обводов крыла и вертикального оперения, т. е. самолет можно было обслуживать на плаву.

М -50 - стратегический бомбардировщик
Схема самолета М-50


Самолет предполагалось оснастить БРЛС СВР-1, активными системами РЭП «Роза» и «Веник», системой постановки пассивных помех ТРС-45, навигационным комплексом «Ветер», комплексом связи «Планета» и гидроакустической системой связи с подводными лодками «Охотск».

Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18 000- 23 000 м, практическая дальность 15 000 км.

Самолет предполагалась оснастить пятью ТРДФ НК-10Б (5 х 26 000 кгс) или НК-6 (5 х 22 500 кгс), размещенных пакетом, установленным над корпусом лодки, в ее хвостовой части между килями, наклоненными внутрь. Над двигателями должна была устанавливаться крылатая ракета РСС, кроме того, имелся внутренний грузоотсек для размещения термоядерной бомбы массой 3000 кг.

Для продолжения работы над проектом Р.Л. Бартини в апреле 1957 г. был откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП (Москва). К работе по А-57 привлекаются коллективы ЦАГИ и ЦИАМ. Были исследованы режимы взлета самолета с воды и возможности длительного пребывания его на плаву. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИВ4АМ, НИИ-1, ОКБ-156 и ОКБ-23, дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято.

А-55 представлял собой уменьшенный вариант А-57, обладавший средней дальностью.

В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика Р-57-АЛ – развития А-57. Всего с 1952 по 1961 гг. Р.Л. Бартини вел работы по пяти проектам сверхзвуковых самолетов-амфибий, выполненных по схеме «бесхвостка» – А-55, А-57, Р, Ф-57 (Р-57, фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик- амфибия, имеющий лыжное шасси) и Р-57АЛ, на которых предполагалась установка двигателей НК-6, НК-10 или ВК-15М.

В ОКБ В.М.Мясищева во второй половине 1950-х годов также велись работы по созданию сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика М-70. Самолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме (прорабатывались варианты со стреловидным крылом, а также трапециевидным крылом, имеющим прямую стреловидность по передней кромке и обратную – по задней), предполагалось оснастить четырьмя ТРДФ – двумя над крылом и двумя на киле. Для взлета и посадки должна была использоваться убирающаяся гидролыжа. Самолет должен был иметь взлетную массу 240 т и развивать скорость, соответствующую М=1,7. После закрытия в 1960 г. ОКБ В.М. Мясищева работы по М-70 были прекращены, хотя варианты создания подобных бомбардировщиков рассматривались и позже, в 1960-х годах.

В конце 1950-х годов свой вариант стратегического бомбардировщика – летающей лодки предложил Г.М. Бериев. Огромный самолет ЛЛ-600, выполненый по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом, предполагалось оснастить восемью ТРД, размещенными в двух надкрыльевых «пакетах». Однако огромная масса летательного аппарата (по одному из вариантов – до 1000 кг) делала возможность его постройки маловероятной.

Еще один весьма экзотический проект разрабатывался с 1955 г. под руководством П.В. Цыбина, возглавлявшего ОКБ-256 Государственного комитета авиационной техники (ГКАТ) при Совете Министров СССР. Предполагалось создать своеобразную двухступенчатую систему, состоявшую из самолета-носителя (на первом этапе предполагалось использовать специально модернизированный самолет Ту-95Н, а с 1956 г. в ОКБ А.Н. Туполева начал прорабатываться специальный носитель – самолет «108», имеющий треугольное крыло и способный развивать скорость до 1500 км/ч). Второй ступенью должен был являться одноместный реактивный самолет-бомбардировщик PC, способный развивать скорость до 3000 км/ч. Его предполагалось оснастить двумя спаренными ЖРД- ускорителями и двумя крейсерскими прямоточными воздушно- реактивными двигателями (ПВРД) конструкции Бондаренко (одновременно в ОКБ С.М. Лавочкина и В.Н.Челомея разрабатывались беспилотные крылатые летательные аппараты «Буря» и «Буран», оснащенные такими же двигателями и имеющие межконтинентальную дальность полета при Мкр.=3). Расчетная суммарная дальность полета самолета PC составляла 12 500-13 500 км.

М -50 - стратегический бомбардировщик
Прототип самолета М-50 (модель)


Эскизный проект был выпущен 31 января 1956 г., однако в дальнейшем выяснилось, что тяжелая термоядерная бомба (подобные боеприпасы весили тогда не менее 3000 кг) в сочетании с необходимостью размещения на борту ЛА летчика со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе. Это привело к переориентации ОКБ на создание скоростного высотного разведывательного самолета РСР, в конструкции которого был использован технический задел, полученный при создании бомбардировщика PC.

Все же магистральным направлением развития стратегической авиации оставалось создание сверхзвуковых самолетов сухопутного базирования. Одними из первых за решение этой задачи взялся В.М. Мясищева. С 1952 г. в его ОКБ изучались проекты сверхзвуковых бомбардировщиков М-30, М-31, М-32, М-33 и других (всего было исследовано около 20 проектов), не обладавших межконтинентальной дальностью. В соответствии с указанием замминистра авиационной промышленности от 4 марта 1953 г. был проработан проект сверхзвукового (или, как писали в документах того времени, «зазвукового») самолета М-34 со взлетной массой 180 000 кг, крейсерской скоростью 1350- 1450 км/ч, высотой полета над целью 17 000 м и практической дальностью 8000 км (расчетные данные по этому самолету были представлены в МАП 10 марта 1953 г.).

В 1956 г. в ОКБ началось создание стратегического самолета с межконтинентальной дальностью М-50, предназначенного для замены бомбардировщика ЗМ. В сравнительно короткий срок был спроектирован и построен уникальный по тем временам летательный аппарат, рассчитанный на достижение скорости, близкой к М=2, и межконтинентальной дальности полета. Решающую роль в создании М-50 сыграли такие специалисты ОКБ Мясищева, как Л.Л. Селяков (главный конструктор М-50), JI.И. Балабух, И.Б. Заславский, Л.М. Роднянский, В.А. Стопачинский, В.А. Федотов. В работах по программе принимали участие и крупнейшие ученые ЦАГИ М.В. Келдыш, А.И. Макаревский, Г.С. Бюшгенс и другие. Совместно с ЦАГИ было проанализировано более 30 вариантов аэродинамической компоновки самолета, прорабатывался, в частности, самолет, выполненный по схеме «утка» с тонким (относительная толщина 3,5- 3,7%) треугольным крылом, стреловидным цельноповоротным горизонтальным и вертикальным оперением. Конструкция самолета обеспечивала возможность длительного полета на малой высоте с большой скоростью.

М -50 - стратегический бомбардировщик
Бомбардировщик М-50


Крыло было выполнено с использованием монолитных прессованных панелей. Топливо размещено не только в фюзеляжных баках, но и под треугольным крылом, двухкилевым оперением и четырьмя двигателями на подкрыльевых пилонах, а также самолет, выполненный по нормальной схеме со стреловидным крылом, двумя двигателями на подкрыльевых пилонах и двумя – на коротких пилонах в хвостовой части фюзеляжа.

«Вздыбливающаяся» передняя четырехколесная тележка велосипедного шасси при достижении определенной скорости на разбеге поворачивалась вокруг оси, при этом передняя пара колес поднималась вверх, угол атаки увеличивался, и длина разбега значительно уменьшалась.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ — «ЛЕТАЮЩИХ ЛОДОК»

Тип самолета

А-57

М-70

ПЛ-600

Год представления проекта

1957

1959

конец 1950-х

Масса топлива, кг

144 000

Максимальная взлетная масса

кг

250 000

240 000

1000

Максимальная скорость, км/ч

2500

1800

900

Практическая дальность, км

12 000



Для торможения самолета при пробеге применялась четыре лыжеподобные стальные балки, при помощи гидравлической системы прижимавшиеся к «бетонке». Прорабатывался также вариант сброса после взлета двух колес каждой стойки: посадочный вес значительно меньше взлетного, и при посадке можно обойтись четырьмя колесами вместо восьми, однако опасения конструкторов вызвала возможность разрушения сброшенными колесами аэродромных сооружений.

Впервые в практике отечественного самолетостроения применена аналоговая полностью автоматическая ЭДСУ (на первом опытном самолете дублировалась жесткой механической проводкой, которую в дальнейшем предполагалось демонтировать).

М -50 - стратегический бомбардировщик
Сверхзвуковая летающая лодка М-7


Совместно с ЦАГИ была разработана автоматическая система, которая регулировала положение ЦТ самолета при переходе на сверхзвуковой режим перекачкой топлива фюзеляжных баков. Имелась автоматическая система обеспечения устойчивости. Электрическая система переменного тока.

Экипаж самолета М-50 состоял из двух человек, сидящих тандемом в кабине «истребительного» типа. Для отработки системы управления на различных режимах полета в ОКБ был создан стенд-тренажер.

Бомбовое вооружение максимальной массой до 30 т размещалось в крупногабаритном грузоотсеке, где предполагалось также подвешивать и управляемую сверхзвуковую крылатую ракету М-61 со складными плоскостями, имеющую дальность пуска до 1000 км и также создававшуюся в ОКБ Мясищева. Прорабатывалась и возможность оснащения самолета тяжелой крылатой ракетой РСС П.В. Цыбина. На первом опытном самолете оборонительное вооружение отсутствовало, на серийных самолетах предполагалось применение кормовой пушечной установки с дистанционным управлением.

В качестве силовой установки планировалось использовать ТРДФ, «16-17» (4 х 17 000 кгс), разработанные под руководством П. Зубца, которые должны были иметь выдающуюся по тем временам топливную экономичность (удельный расход топлива при М=1,8 должен был составить 1,1-1,2 кг/даН. ч). Однако из-за недоведенности двигателя на опытном самолете в качестве временной меры были установлены ТРДДФ Добрынина: на пилонах под крылом были установлены два ТРДФ ВД-7 с форсажными камерами (2 х 14 000 кгс), два бесфорсажных двигателя ВД-7Б (2 х 9750 кгс) разместили на концевых частях крыла (прорабатывался и вариант оснащения самолета перспективными двигателями В. Добрынина ВД-10).

Осенью 1958 г. М-50 в разобранном виде на барже по Москве-реке был доставлен из Филей на аэродром ЛИИ в Жуковском.

Первый полет опытного самолета состоялся 27 октября 1959 г. (летали Н.И. Горяинов и А.С. Липко). 9 июля 1961 г. самолет был эффектно продемонстрирован на воздушном параде в Москве (это был последний полет бомбардировщика М-50). В ходе летных испытаний из-за отсутствия проектных двигателей сверхзвуковая скорость достигнута не была (было получено лишь М=0,99).

Вскоре после начала работ над М-50 ОКБ приступило к созданию его модификации – М-52, имеющей усовершенствованное ракетное вооружение (4 УР располагались по бортам фюзеляжа в соответствии с правилом площадей и в незначительной степени ухудшали аэродинамику бомбардировщика), концевые двигатели, также установленные на пилонах, вертикальное оперение с рулем поворота, небольшие дополнительные горизонтальные плоскости на конце киля, штангу дозаправки в носовой части и экипаж, увеличенный до 4 человек. Самолет, оснащенный «штатными» ТРДФ «16-17», был рассчитан как на крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью на большой высоте, так и на прорыв ПВО противника на малых высотах (впервые в мире для стратегического бомбардировщика ставилась подобная задача). М-52 был построен в 1959 г., но не ис- пытывался ввиду закрытия в 1960 г. ОКБ В.М. Мясищева. Долгое время он хранился на стоянке ЭМЗ и был разобран на металл в конце 1970-х годов.

Прорабатывался также проект М-54, имеющий крыло измененной в плане формы и несколько иное расположение мотогондол.

Дальнейшим развитием самолетов М-50 и М-52 явился бомбардировщик М-56, техническое проектирование которого было начато в 1959 г. Самолет предполагалось выполнить по схеме «утка» с несущим широким фюзеляжем, по бокам которого устанавливались шесть двигателей ВК-15 В. Климова в двух «пакетах», к которым крепились небольшие поворотные консоли. ПТО, свободно ориентирующееся на дозвуковых скоростях, было вынесено далеко вперед. Максимальная расчетная скорость соответствовала М=3,25, максимальная дальность полета – 10 000-12 000 км. Был построен натурный макет нового самолета, а также летающие радиоуправляемые модели бомбардировщика.

На основе самолета М-56 предполагалось создать пассажирский сверхзвуковой самолет М-53 (прорабатывалось несколько вариантов такой машины). Однако свертывание работ по пилотируемой авиации и расформирование ОКБ В.М. Мясищева положили конец работам по М-56 и его модификациям.

ОКБ А.Н. Туполева также вело работы по проектам сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков. В конце 1950-х годов, практически одновременно с М-56, там был предложен проект самолета «135», выполненного по аэродинамической схеме «утка» с треугольным крылом и силовой установкой, состоящей из четырех двигателей НК-6 (4 х 22 500 кгс). В начале 1960-х годов рассматривался и другой, кажущийся сейчас совершенно невероятным проект сверхзвукового самолета с четырьмя ТВД. Самолет предполагалось выполнить по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным крылом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХЗВУКОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ 1950—60-х гг.

Тип самолета

«135»

М-50

М-52

М-56

ХВ-70

Год постройки

проект

1959

1960

проект

1964

Экипаж, чел.

2

4

4

Силовая установка

(число двигателей х тяга, кгс)

4 х 22500

2 х 9750

4х 17000

6 х14000

2x14000

Размах крыла, м

35,10

32,00

Длина самолета, м

57,48

57,61

Высота самолета, м

8,25

9,14

Площадь крыла, м2

290,60

585,02

Максимальная

взлетная масса, кг

205 000

200 000

210 000

250 000

244 200

Масса боевой нагрузки, кг

30 000

30 000

Максимальная скорость, км/ч

2200

1950

1950

3400

3220

Практический потолок, м

16 500

21 300

Практическая дальность

полета, км

10 000

7400

10 000

12 000

12 000

Автор: Ильин В.Е., Левин М.А.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. valokordin 23 мая 2013 10:40
    В 1964 году инженер ТЭЧ в Сызрани рассказывал о том, что видел новый сверхзвуковой бомбардировщик М-50, который испытывал лётчик испытатель Липко, и что скоро он пойдёт в серию. Все ждали это с интересом,но не дождались. Говорят самолёт обогнал время.
  2. Добрый 23 мая 2013 11:48
    Да, интересные у нас самолеты были!!! А ведь Т-100 чуть было не пошел в серию, тоже уникальный был самолет!!!
    1. evfrat 23 мая 2013 14:40
      На него титана надо было уйму, да и Туполев без работы сидеть не хотел. А вот нароботки КБ Мясищева никуда не делись и использовались в создании других ЛА...
  3. il grand casino 23 мая 2013 13:42
    Такие скорости в то время...пво нервно курит в сторонке..
  4. kirgudu 23 мая 2013 14:14
    6 двигателей. Махина.
  5. Эдуард 23 мая 2013 17:53
    Спасибо автору за интересную статью!
    Признаюсь, я да же и не слышал про эти разработки. А ведь и впрямь опередили время.
    Эдуард

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня