Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации

В семидесятых годах китайская авиационная промышленность освоила производство транспортных самолетов Shaanxi Y-8, представлявших собой лицензионную копию советского Ан-12. Первый собранный в Китае самолет этого типа, в конструкции которого широко использовались узлы и агрегаты советского производства, взлетел в конце 1974 года. Еще через год китайские летчики подняли в воздух первый Y-8, полностью изготовленный в Китае. Эксплуатация этих самолетов началась в самом конце семидесятых, и достаточно быстро они получили массу положительных отзывов. Несмотря на некоторые проблемы конструктивного и производственного характера, транспортный самолет с грузоподъемностью около 20 тонн оказался очень полезным для китайской авиации. Благодаря удачной конструкции Y-8 вскоре стал основой для нескольких новых модификаций различного назначения. К настоящему времени на базе лицензионного Ан-12 разработано и построено свыше трех десятков модификаций и специальных самолетов. Не все они были воплощены в металле, но, тем не менее, стоят внимания. Рассмотрим некоторые из этих машин.

Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации


Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации



Транспортные модификации

Y-8A. В середине восьмидесятых Китай купил у США две дюжины вертолетов Sikorsky S-70C. Для их перевозки понадобился специальный самолет, основой для которого стал Y-8. На этот транспортник установили грузовую аппарель новой конструкции, напоминающую соответствующий агрегат американского самолета Lockheed C-130, а также доработали грузовую кабину. Из нее убрали погрузочное оборудование, что позволило увеличить высоту доступного объема на 120 миллиметров. Был построен лишь один такой самолет, который использовался только для перевозки американских вертолетов.

Y-8B. Одновременно с Y-8A инженеры Shaanxi Aircraft Company (SAC) начали разработку гражданской модификации транспортного самолета. Проект Y-8B подразумевал демонтаж вооружения и специального оборудования военного назначения. В ходе переделки транспортный самолет полегчал на 1700 килограмм, что соответствующим образом сказалось на его грузоподъемности. Эксплуатация Y-8B началась в первой половине девяностых годов.

Y-8C. В самом конце восьмидесятых компания SAC совместно с американской фирмой Lockheed начала разработку еще одного транспортного самолета, отличавшегося от предыдущих составом оборудования и некоторыми другими деталями. Предполагалось, что Y-8C будет представлять собой Y-8B с грузовой рампой наподобие Y-8A, герметизированной грузовой кабиной, новыми двигателями и рядом систем американского производства. Однако в 1989 году США прекратили сотрудничество с Китаем и серийные Y-8C не получили новое оборудование, так и оставшись «гибридом» первых двух модификаций базового самолета.

Y-8D. Еще в середине восьмидесятых китайские авиастроители вознамерились выйти на международный рынок и для этой цели создали экспортную версию Y-8. Она представляла собой гражданский вариант этого транспортного самолета, на который установили некоторую электронику западного производства. Экспортный Y-8D впервые взлетел в 1987 году, а через пять лет начались поставки третьим странам: Мьянме, Шри-Ланке, Судану и т.п.

Y-8F. Пожалуй, самая оригинальная модификация транспортного назначения. В 1989 году министерство сельского хозяйства заказало специальный самолет для перевозки мелкого рогатого скота на новые пастбища. В начале 1990 года один из серийных самолетов Y-8 оборудовали специальными грузовыми модулями. Внутри грузовой кабины разместили две трехэтажные конструкции, собранные из большого количества небольших загонов. Одним рейсом Y-8F мог перевезти до 350 овец или коз.

Y-8F-100, Y-8F-200, Y-8F-300, Y-8F-400, Y-8F-600. Несмотря на литеру F, не имеют почти никакого отношения к самолету для перевозки скота. Модификации с числами в названии, создававшиеся с конца восьмидесятых годов, представляют собой гражданские транспортные машины. Они отличаются от базового самолета электроникой зарубежного производства, новыми двигателями и т.п. Так, самый новый из этих самолетов, Y-8F-600, оснащается турбовинтовыми двигателями компании Pratt & Whitney и системой спутниковой навигации, а также имеет обновленную конструкцию фюзеляжа.

Y-8K. Специальная пассажирская модификация, предназначенная для перевозки 121 пассажира. Разрабатывалась в девяностых годах и строилась сравнительно небольшой серией. Также предлагалась на экспорт.

Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации


Самолеты радиолокационного обнаружения

Y-8X. В 1985 году китайские ВВС получили новый самолет, предназначенный для патрулирования морской акватории. На базовый транспортный самолет установили радиолокационную станцию, гидроакустическое оборудование, инфракрасные датчики и магнитометры, фотокамеры и аппаратуру для взаимодействия с акустическими буями. Примечательно, что часть электроники патрульного самолета была произведена в США, которые в то время активно сотрудничали с Китаем. Всего было построено не менее четырех самолетов Y-8X, один из которых позже переоборудовали в соответствии с проектом Y-8J.

Y-8J. Дальнейшее развитие идей, заложенных в проекте Y-8X. В середине девяностых годов китайские авиастроители приобрели у английской компании Racal не более восьми радиолокационных станций Skymaster. Осенью 1998 года впервые взлетел транспортник Y-8, оборудованный английской РЛС и рядом другой аппаратуры. Предположительно, Y-8X также несет набор других датчиков, соответствующий оснащению предыдущего патрульного самолета. В настоящее время активно эксплуатируется не более четырех новых патрульных самолетов.

Y-8CA. Для удобства проверки тех или иных технических решений компания Xian Aircraft Industries переоборудовала один из серийных Y-8C в летающую лабораторию. С самолета демонтировали механизмы грузовой рампы, а также изменили конструкцию носа. Сделано это было по той причине, что на обоих патрульных самолетах антенна РЛС размещалась именно под носовым обтекателем, а в грузовой кабине устанавливалась электроника и рабочие места ее операторов. Новая конструкция носа самолета Y-8CA позволяет устанавливать различные антенны и проверять их работу в полете. Единственная летающая лаборатория приписана к организации CFTE (China Flight Test Establishment – Китайская организация авиационных испытаний).

Y-8W (KJ-200). Еще в конце девяностых годов началась разработка нового самолета дальнего радиолокационного обнаружения, который отличался от другого аналогичного проекта (KJ-2000) как габаритами, так и характеристиками. На доработанный транспортник Y-8F-200 на стойках установили продолговатый обтекатель с антенной радиолокационной станции. Первый прототип самолета Y-8W поднялся в воздух в 2001 году. В дальнейшем был построен второй прототип, на котором смонтировали более совершенную аппаратуру. Именно он стал образцом для дальнейшего серийного строительства новых самолетов. Общее количество самолетов Y-8W неизвестно.

ZDK-03 Karakoram Eagle. В 2009 году Китай передал Пакистану первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения ZDK-03. Базой для него стал транспортный Y-8F-600, а радиоэлектронное оборудование в основном соответствовало аппаратуре Y-8W. Пакистанский заказ подразумевает поставку четырех таких самолетов.

Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации


Самолеты РЭБ и радиоразведки

Y-8CB (Y-8GX-1). Ориентировочно в 2000 году свой первый полет совершил новый самолет-постановщик помех Y-8CB. В отличие от базовой модели, он не имеет открывающегося хвостового люка, а также по всей его поверхности распределены антенны станций постановки помех. Кроме того, на нижней поверхности фюзеляжа имеется достаточно крупный обтекатель некой дополнительной антенны. ВВС Китая располагают, как минимум, четырьмя такими самолетами.

Y-8JB (Y-8GX-2). Специализированный самолет радиоэлектронной разведки для военно-морских сил. От базовых Y-8 отличается множеством антенн, расположенных по всей поверхности фюзеляжа. При этом наиболее заметным отличием является крупный обтекатель одной из антенн, находящейся на носу самолета, под кабиной штурмана. Согласно некоторым данным, при создании комплекса радиоэлектронной разведки для самолета Y-8JB использовалась информация, полученная при изучении американского самолета-разведчика Lockheed EP-3, доставшегося Китаю весной 2001 года. Самолеты Y-8JB используются с середины двухтысячных годов.

Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации


Прочие модификации

Y-8E. С 1992 по 1994 год компания SAC произвела несколько самолетов-носителей беспилотных летательных аппаратов WZ-5 Chang Hong-1 (копия американского Ryan AQM-34 Firebee). Для обеспечения работы разведывательных БПЛА пришлось демонтировать некоторое радиоэлектронное оборудование самолета Y-8, а также снять с него оборонительное вооружение. Для крепления беспилотников под крылом самолета-носителя установили два специальных пилона. Пульт управления аппаратами WZ-5 разместили в передней гермокабине. Общее количество Y-8E не превышает десяти единиц.

Y-8T. В первой половине двухтысячных годов военно-воздушные силы Китая получили не менее трех воздушных командных пунктов Y-8T. Машина, созданная на базе Y-8F-400, оснащена набором различной аппаратуры связи, а также прочим оборудованием, необходимым для эффективной координации действий разных подразделений ВВС и связи с командованием других родов войск или вооруженных сил в целом.

Y-8XZ (Y-8GX-7). Специальный самолет для ведения психологической войны. Появившиеся в 2007 году два (минимум) самолета оснащены широким спектром теле- и радиовещательного оборудования и предназначаются для трансляции пропагандистских материалов. Вероятно, самолеты Y-8XZ должны применяться по методике, схожей с задачами американского самолета Lockheed EC-130E Commando Solo: определять частоты гражданского и военного радио- и телевещания, а затем передавать на них собственные пропагандистские материалы.

Y-8FQ. Осенью 2011 года появились фотографии, подтвердившие циркулировавшие до того слухи. Новый неокрашенный самолет имел характерный обтекатель антенны РЛС под носом, а также штангу с датчиком магнитометра. Кроме того, самолет получил оптико-локационную станцию, системы предупреждения об облучении, обнаружения ракет и т.п. Таким образом, внешний вид нового Y-8FQ говорил о том, что это самолет противолодочной обороны. По-видимому, в настоящее время существует не более нескольких экземпляров этого самолета.

Самолет Shaanxi Y-8 и его модификации


***

Как видим, китайские ВВС по достоинству оценили советский самолет Ан-12, а также поняли и начали развивать его модернизационный потенциал. В современных модификациях самолета Shaanxi Y-8 от исходного Ан-12 остались лишь основные элементы планера и нескольких систем. Все прочее оборудование, как то двигатели, электроника и т.п. неоднократно менялись и улучшались. По этой причине новые самолеты на базе Y-8 продолжат появляться в течение следующих лет и общее количество типов вполне способно перевалить через полсотни.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://sinodefence.com/
http://china-defense.blogspot.hu/
http://globalsecurity.org/
http://periscope2.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Bongo 27 мая 2013 08:12
    На редкость подробный обзор по этой машине. Хотя следовало на мой взгляд упоминуть Y-9 как развитие Y-8.
    1. OTAKE 7 июня 2013 16:57
      У нас в городе Y-7 летает, местных авиалиний, непонятно только чё вдруг в китае закупать начали) дешевле штоле
      OTAKE
  2. Dima190579 27 мая 2013 09:14
    ПОЧЕМУ СТРАНА ПРИДУМАВШАЯ ПОРАХ НЕ МОЖЕТ ПРИДУМАТЬ САМОЛЕТ
    Dima190579
    1. Bongo 27 мая 2013 09:17
      По поводу пороха тоже не всё одназначно, есть мнеие что его изобрели в Индии.
      А если серьёзно, то нынешний китайский авиапром находится на достаточно высоком уровне.
      1. biglow 27 мая 2013 10:29
        в европе порох придумал монах бертольд шварц,который жил в праге.Китайцы не могли придумать порох по причине отсутствия сырья
        biglow
        1. Guun 27 мая 2013 11:55
          Мда,к середине первого века нашей эры селитра была известна в Китае и есть убедительные доказательства использования селитры и серы в различных комбинациях в основном для приготовления лекарств. Китайский алхимический текст, датированный 492 годом, описывает практический и надёжный способ отличить калийную селитру от других неорганических солей, служащий алхимикам для оценки и сравнения методов очистки — при сжигании калийной селитры образуется фиолетовое пламя. Древние арабские и латинские способы очистки селитры опубликованы после 1 200 года. Первое упоминание о напоминающей порох смеси описывается процесс смешивания шести частей серы, шести частей селитры на одну часть Аристалочия(травы, которая обеспечивала смесь углеродом). Первым описанием зажигательных свойств таких смесей является даосский текст предварительно датируемый серединой 9 века нашей эры. Китайское слово порох означает как Огонь медицины, вошло в употребление через несколько веков после открытия смеси. Таким образом, в IX-м веке даосские монахи и алхимики в поисках эликсира бессмертия по случайности наткнулись на порох. Вскоре китайцы применили порох для развития оружия: в последующие века они производили различные виды порохового оружия. После порох улучшили алхимики Османской Империй, после Европа. Увы в реальности Европа нагло присвоила многие изобретения, ведь древние Римляне были гораздо цивилизованнее европейцев (были бани, туалеты о чем средневековый европеец не знал, военные институты которые в Европе появились концу 18 века) и много чего, а каково было удивление завоевателей Иерусалима когда они увидели что бань и мест для мытья было почти на каждом углу и опорожнялся там народ не на улицу как в европе а в специально отведенным местам. Кто кто а даже берберы (нынешние туареги) которые построили Кордовский халифат были намноооого цивилизованнее всей европы к началу 18 века - из NatGeoV.
          Guun
          1. biglow 31 мая 2013 17:07
            вы пишете про убедительные доказательства доказательств ,которые совсем не убедительны ,и вики совсем не авторитет для ссылок .
            Если китайцы изобрели порох и владели технологией изготовления бронзы,то где китайские пушки ?Прибывшие в китай португальские путешественники и всем известный Марко Поло сообщают что огнестрельного оружия в китае нет.Алхимики в европе сделали множество открытий и в этом случае как раз все документальные доказательства того что в европе порах был таки изобретен имеются ,в отличии от тех же китайцев ,которые могут показать только копии записей сделанные не ранее 18 века.
            biglow
    2. Ролм 27 мая 2013 11:19
      wassat Ну во первых самолет придумать может например джи 31 или джи 20. Но зачем придумывать, это что цель такая. Проще закупить понравившуюся модель и продолжать её дальнейшее развитие. Этот путь оптимален и Китай показывает как надо развиваться в этом направлении.А вот интересно если сравнить наш ан 12 этого года выпуска и Китайский ю -8 чей сейчас самолет круче???
      Ролм
    3. seller trucks 27 мая 2013 16:59
      а вы в курсе что Япония свой первый, собственного производства пассажирский самолет смогла построить только в 2010, до этого производила только отдельные узлы и агрегаты, Китай если бы не пошел по пути копирования чужих технологий, так бы и топтался в позднем средневековье, им пришлось бы начинать с самолета братьев Райт.
      1. Гражданский 27 мая 2013 20:22
        Китай, вот так..
  3. avt 27 мая 2013 09:55
    Хороший обзор для такого формата +
    avt
  4. Takashi 27 мая 2013 11:20
    эка как китайцев плющило.
    1 самолет - а модификаций штук 200
  5. Argon 27 мая 2013 12:42
    Как то пересекся на чужбине с экипажем Y-8Fх.з.00 каким то,жил у них 1,5суток компания китайская,коммерческая экипажи интернациональные.Ребятам машина очень нравилась(Командир из молдавии,остальные украинцы)разумным уровнем автоматизации;герметичная грузовая кабина,ВСУ-английская полностью автомат-штука безотказная и гораздо компактней нашей,на борту кухня,каюта отдыха на двоих.Кабина частично бронированна(что для африки,опция далеко не бесполезная)Двигатели китайские но с автоматикой на цифре,ресурс поменьше но экономичность и особенно приемистость получше наших,при том,что всего два индикатора у пилотов(навигация,полетная обстановка)у командира ИЛС,все остальное на стрелке.У инженера больше всего наворотов,запомнилась система видео наблюдения,весь самолет можно осматривать с наружи,из нутри в полете-работу органов управления,всего более 20 камер устаноленно.Система диагностики-правда все на английском.Хуже всего штурману,для европейца тесно.
  6. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня