Military Review

How Fidel became the Hero of the Soviet Union

9
How Fidel became the Hero of the Soviet Union

Fifty years ago, on May 23 of 1963, the Soviet radio - at that time the most rapid means of propaganda - solemnly announced the appearance of another Hero of the Soviet Union. They were not our cosmonaut, test pilot or polar explorer, but ... Prime Minister of the Revolutionary Government of the Republic of Cuba, Major of the Cuban Armed Forces 36, Fidel Castro.


The Cuban leader at that time visited the Soviet Union and personally received an award from the hands of the Chairman of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR Leonid Brezhnev. In honor of the Cuban leader, beloved and respected by the people of the USSR, a stormy 100-thousandth rally was held at the Luzhniki Stadium. People shouted toasts in honor of the Soviet-Cuban friendship, the tribunes were full of slogans, music was rattling, helicopters with flags of two countries were patrolling the air. And it was quite a sincere expression of feelings!

“Cuba, my love!” Forever together? No, it's not that simple ...

The Caribbean crisis that broke out a few months ago left scars on relations between the two countries. Fidel was offended that the First Secretary of the Central Committee of the CPSU did not inform him personally about the decision to remove Soviet missiles from Liberty Island. “Khrushchev should have said:“ We need to discuss the problem with the Cubans ... ”recalled the commandant later. - It was then that our relations with the Soviet Union deteriorated. And for many years this conflict has influenced our relationship. ”

We needed detente, proof not faded away, but still burning friendship, a continuation of the political banquet. And it followed - in the spring of sixty-third, Khrushchev invited Castro to Moscow. This unprecedentedly long - 40 days! - The visit lasted from April to June and included trips around cities and villages of the USSR, top-level negotiations, various meetings and discussions. However, this is not an “All-Union” record - the head of the Chinese Communists, Mao Zedong, arrived in the Soviet Union on December 16 1949, and returned to Beijing only on March 4 of the year 1950!

Castro's visit was official, but the guest often behaved not at all officially, but rather simply emphasized. I traveled on a tractor, went down to the mining face, skied, played hockey, hunted, raced on a troika with bells. He said that he thought, spoke without paper. Fidel was nothing like boring party workers, whose speeches were glued together from boring slogans and dusty quotations.

Perhaps not a single distinguished guest of the USSR did such extraordinary and even sometimes extravagant acts, he was so frank, sincere and benevolent.

He tirelessly plowed the Soviet Union and everywhere - in Murmansk, Bratsk, Volgograd, Kiev, Tashkent, Leningrad ... - this huge, smiling bearded man in a military jacket, like either an epic hero, or an alien from some romantic world waited a full house. And no one drove the Soviet people to the meetings with Castro under the fear of all sorts of educational measures, they went on their own. And then they fled.

The Cuban guest was not limited to official receptions and reports of local strictly instructed bosses, but, as they say, he went to the people, was interested in his life, problems and interests. This caused a severe headache and constant fear among the owners: what if someone blurts out too much? Or the guest himself will tell them something “wrong”?

This is what happened.

One day, Castro, who stopped in the Kremlin, suddenly decided - although it was already midnight - to stroll around Moscow, which caused quite a stir. He with a translator and a duty officer — the security simply did not have time to react — went out through the Borovitsky gate and immediately got into the ring of the late Muscovites. With each meter, they became more and more, and everyone strove to touch Fidel, to exchange with him, if not a couple of phrases, then at least a smile. The main question: "Will Cuba withstand the onslaught of the United States?", Castro invariably parried with an affirmative nod.

At first, this confusion seemed funny, but when the crowd grew to incredible proportions, Fidel’s entourage was horrified. It seems that the jubilant Muscovites are about to tear the guest apart for souvenirs.

However, the Moskva hotel that arose on the way of the commander and his companions becomes a salvation. They hide behind the doors, and the escort officer turns the telephone dial with shaking hands, calling for reinforcements.

Castro, not wanting to go the beaten path by local authorities, often changes the route. For example, in Tashkent, he suddenly decided to look into a local department store. There he buys a belt for trousers and goes to the checkout, for which he immediately sat down ... Minister of Commerce of Uzbekistan. This is where the comedy of errors begins. First, the official can not cope with the handle of the cash register. Secondly, a noble buyer falls asleep to the Minister with questions that put him in a dead end. From the cashier, literally, seven times, until he finally gives out a check to Fidel.

Did the Cuban leader know about the "setup"? There is no answer to this question.

It is only known that Castro was angry at the sadness of officialdom and the pretense arranged in his honor. At the final banquet in Leningrad, he gave vent to emotions.

“You do a lot of things in order,” Fidel said, frowning. - You are laying the subway, but suspended such important work because of me, so that the motorcade of our cars would pass. But I am not proud, I could go on a detour. Why do I need to arrange props, the more I understand that Leningrad is a city of martyrs, just recovering from wounds inflicted by war. Does he not have the right to show his faults? You accept me as an Arab sheikh! But so friends do not meet! "

It was evident that the famous revolutionary was more in touch with the common people than with the party bosses, who looked cautiously and pleasingly into the eyes. The conversation with fishermen, collective farmers, steelworkers, dockers and polar explorers turned out to be much more sincere and heartfelt. Even in spite of the fact that KGB officers were spinning everywhere.

In the Ukrainian village of Castro asked to stop at the pig farm, where he started a conversation with a woman named Maria. At first the conversation flowed quite trivially, but suddenly Fidel asked the pigsty to show him his house. An embarrassed woman leads a distinguished guest to a hut and collects some simple treats on the table - bread, pickled apples, eggs, lard, and potatoes. But the main attribute of the festive feast is not enough, and it is not known how the party authorities will react to it. Finally, Mary, overcoming torment and fear, puts a bottle of moonshine on the table. Fidel, under the general laughter, willingly inserts a glass ...

At the Siberian station Winter Comandante train surrounded a crowd of lumberjacks. When he heard the noise, he stepped out of the car into a freezing frost, lightly in a single tunic.

Someone threw a padded jacket over Fidel's shoulders, and the touched Cuban offered the donor several cigars as payment. The lumberjacks, looking incredulously at the present, lit a cigarette and, after a drag, gave the right to tasting their comrades. “No one in the West would have behaved like that,” recalled the commander later. “Everyone, no matter who got the cigars, hid them in his pocket.” Now I understand why the Russian people are invincible. ”

By the way, the original visit of Fidel Castro to the USSR was to end on May 20. However, the guest, much to the surprise of the owners, announced that he wanted to extend his stay in a friendly country. He explained his desire that he wants to know better the country and its people.
The Cuban leader came to the USSR several times, meeting with the leadership of the country. But for the rest of his life he remembered exactly the trip of sixty-three years.

After more than forty years, Castro will say that then he “recognized the Russian man, and realized that this is the most peaceful people. Because he knows the most about war. ”
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/
9 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Dima190579
    Dima190579 27 May 2013 08: 51 New
    +4
    After more than forty years, Castro will say that then he “recognized the Russian man, and realized that this is the most peaceful people. Because he knows the most about war. ”
    There is simply nothing to add. But a Tidbit of land we got from Great-grandfathers. It is necessary to save it and, if possible, increase
  2. Greyfox
    Greyfox 27 May 2013 10: 32 New
    0
    It would be nice not to relate to Castro, but just such awards in those years began to devalue the title of Hero of the Soviet Union. An asterisk for the visit of a foreign guest, an asterisk for the anniversary ... After the rewarding of the Egyptian President Nasser, Vysotsky correctly sang:
    Lost true faith, It hurts me for our USSR Take away the order from Nasser, Does not fit the order of Nasser.
  3. Gorinich
    Gorinich 27 May 2013 11: 31 New
    +3
    Fidel at that time was like a breath of fresh air in a musty bureaucratic space ....
  4. Forest
    Forest 27 May 2013 12: 02 New
    +1
    How old is, and the American system cannot break it: “The enemies of Cuba have repeatedly buried me, claiming wishful thinking. However, I have never felt better than now. Once again, the CIA, who diagnosed me, got into a deep puddle. ”
    Vivat Castro!
  5. Isk1984
    Isk1984 27 May 2013 12: 02 New
    +2
    Yes, if Fidel was the Secretary General of the USSR, we would have spent a weekend on Mars long ago ...
    1. Volkhov
      Volkhov 27 May 2013 12: 57 New
      -3
      Fidel is the Reich, there are flights to Mars, but there are no days off for the Russians - you have to dig.
      1. smile
        smile 27 May 2013 21: 19 New
        0
        Volkhov
        Hello.
        Can be more :
        Do you think that Fidel Castro is a Martian meager? .... or is it a Nazi man who is hiding on the entomal Mars? ... Do not be shy - tell us more in detail - it is terribly interesting! :)))
        1. Volkhov
          Volkhov 27 May 2013 23: 06 New
          0
          Quote: smile

          smile

          You claim to have read articles - use memory.
          Mars is one civilization, the Reich is different, the Russian Federation is not a civilization but exists now because the Reich depends on Mars. If there were no Reich, then the Zionist depopulation of the USSR would have been carried out earlier, and by this moment Russia would have been completely Asian, if the Reich had not been dependent on Mars on external bases, then its policy could be more aggressive and the territory of the USSR would be deserted.
          Read this pit bull from the avatar - he can and will understand, if not dogmatic.
  6. My address
    My address 27 May 2013 16: 46 New
    +2
    This popular leader. And he does not have one friend in thieves or stupid.
  7. datur
    datur 27 May 2013 20: 33 New
    +1
    Fidel drank so much blood to the Americans yes that he deservedly received his asterisk !!!! good
  8. Net
    Net 27 May 2013 20: 40 New
    0
    A true revolutionary, but without fanaticism! After the tumultuous years of the war and the victory of the Cuban revolution, he calmly took up government. There is another type of revolutionaries for whom the movement is everything, the goal is nothing! Such were Che Guevara, Trotsky. They do not accept calm creative activity, but this also destroyed them.
  9. vezunchik
    vezunchik 27 May 2013 21: 15 New
    +1
    Our rulers need to learn from him .... The United States did not lick ass!

Как Фидель стал Героем Советского Союза

Как Фидель стал Героем Советского Союза

Пятьдесят лет назад, 23 мая 1963 года, советское радио – в то время самое оперативное средство пропаганды – торжественно сообщило о появлении еще одного Героя Советского Союза. Им стал не наш космонавт, летчик-испытатель или полярник, а… премьер-министр Революционного правительства Республики Куба, майор кубинских вооружённых сил 36-летний Фидель Кастро.

Кубинский лидер в то время гостил в Советском Союзе и лично получил награду из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева. В честь кубинского лидера, любимого и уважаемого народом СССР, был устроен бурный 100-тысячный митинг на стадионе в Лужниках. Люди выкрикивали здравицы в честь советско-кубинской дружбы, трибуны пестрели лозунгами, гремела музыка, в воздухе барражировали вертолеты с флагами двух стран. И это было вполне искреннее проявление чувств!

«Куба, любовь моя!» Навеки вместе? Нет, все не так просто…


Разразившийся несколько месяцев назад Карибский кризис оставил шрамы на отношениях двух стран. Фидель был обижен, что Первый секретарь ЦК КПСС не сообщил ему лично о решении убрать советские ракеты с Острова Свободы. «Хрущев должен был сказать: «Надо обсудить проблему и с кубинцами… - вспоминал позже команданте. - Именно тогда наши отношения с Советским Союзом ухудшились. И в течение многих лет этот конфликт влиял на наши взаимоотношения».

Нужна была разрядка, доказательство не угасшей, а по-прежнему пылающей дружбы, продолжение политического банкета. И оно последовало – весной шестьдесят третьего Хрущев пригласил Кастро в Москву. Этот беспрецедентно долгий – 40 дней! – визит длился с апреля по июнь и вместил в себя поездки по городам и весям СССР, переговоры на высшем уровне, различные встречи, дискуссии. Впрочем, это не «всесоюзный» рекорд - глава китайских коммунистов Мао Цзэдун приехал в Советский Союз 16 декабря 1949-го, а вернулся в Пекин только 4 марта 1950 года!

Визит Кастро был официальный, но гость часто вел себя отнюдь не официально, а подчеркнуто просто. Ездил на тракторе, спускался в шахтерский забой, катался на лыжах, играл в хоккей, охотился, мчался на тройке с бубенцами. Говорил, что думал, выступал без бумажки. Фидель был совсем не похож на скучных партработников, чьи речи были склеены из надоевших лозунгов и пыльных цитат.

Пожалуй, ни один высокий гость СССР не совершал столь неординарные и даже порой экстравагантные поступки, был настолько откровенен, искренен и доброжелателен.

Он без устали бороздил просторы Советского Союза и везде – в Мурманске, Братске, Волгограде, Киеве, Ташкенте, Ленинграде… - этого огромного, улыбчивого бородача в военном френче, похожего то ли на былинного героя, то ли на пришельца из какого-то романтического мира, ждал аншлаг. Причем на встречи с Кастро советских людей никто не сгонял под страхом всевозможных воспитательных мер, они шли сами. А то и бежали со всех ног.

Кубинский гость не ограничивался официальными приемами и докладами местных строго проинструктированных начальников, а, что называется, шел в народ, интересовался его жизнью, проблемами и интересами. Это вызывало тяжелую головную боль и постоянный страх у хозяев: вдруг кто-то ляпнет лишнее? Или сам гость скажет им что-то «не то»?

Так и происходило.

Однажды Кастро, остановившийся в Кремле, вдруг решил – хотя была уже полночь – прогуляться по Москве, чем вызвал настоящий переполох. Он с переводчиком и дежурным офицером – охрана просто не успела среагировать – вышел через Боровицкие ворота и сразу же попал в кольцо припозднившихся москвичей. С каждым метром их становилось все больше, и каждый норовил прикоснуться к Фиделю, обменяться с ним если не парой фраз, то хотя бы улыбкой. Главный вопрос: «Выдержит ли Куба натиск США?», Кастро неизменно парировал утвердительным кивком.

Сначала эта катавасия казалась забавной, но когда толпа выросла до невероятных размеров, окружение Фиделя пришло в ужас. Кажется, вот-вот ликующие москвичи разорвут гостя на сувениры.

Однако возникшая на пути команданте и его спутников гостиница «Москва» становится спасением. Они укрываются за дверями, а офицер сопровождения дрожащими руками крутит телефонный диск, вызывая подкрепление.

Кастро, не желая идти проторенным местными властями путем, нередко меняет маршрут. Например, в Ташкенте ему вдруг вздумалось заглянуть в местный универмаг. Там он покупает себе ремень для брюк и подходит к кассе, за которую мигом уселся… министр торговли Узбекистана. Тут-то и начинается комедия ошибок. Во-первых, чиновник никак не может справиться с ручкой кассового аппарата. Во-вторых, знатный покупатель засыпает министра вопросами, которые ставят его в тупик. С «кассира» буквально сходит семь потом, пока он, наконец, не выдает чек Фиделю.

Узнал ли кубинский лидер о «подставе»? Ответа на этот вопрос нет.

Известно лишь, что Кастро был разгневан тоскливостью официоза и устроенной в его честь показухой. На заключительном банкете в Ленинграде он дал волю эмоциям.

«Вы много вещей делаете в приказном порядке, - хмурясь, говорил Фидель. - Вы прокладываете метро, но приостановили столь важные работы из-за меня, лишь бы проехал кортеж наших машин. Но я не гордый, мог бы поехать в объезд. Зачем надо устраивать бутафорию, тем более я понимаю, что Ленинград - это город-мученик, только-только восстанавливающийся после ран, нанесенных войной. Неужели он не имеет право показать свои недостатки? Вы принимаете меня, как арабского шейха! Но так друзей не встречают!»

По всему было видно, что знаменитому революционеру больше по душе общение с простым людом, нежели с партийными бонзами, настороженно и угодливо заглядывающими в глаза. С рыбаками, колхозниками, сталеварами, докерами и полярниками разговор получался куда более искренним и душевным. Даже несмотря на то, что повсюду вертелись сотрудники КГБ.

В украинском селе Кастро попросил остановиться у свинофермы, где затеял разговор с женщиной по имени Мария. Сначала беседа текла вполне обыденно, но внезапно Фидель попросил свинарку показать ему свой дом. Смущенная женщина ведет высокого гостя в избу и собирает на стол нехитрое угощение - хлеб, моченые яблоки, яйца, сало, картошку. Но не хватает главного атрибута праздничного застолья, и не известно, как партийное начальство отнесется к нему. Наконец Мария, преодолев терзания и страх, водружает на стол бутылку самогона. Фидель, под общий смех, охотно подставляет стакан…

На сибирской станции Зима поезд команданте окружила толпа лесорубов. Он, услышав шум, вышел из вагона на жгучий мороз, причем налегке - в одной гимнастерке.

Кто-то накинул на плечи Фиделя телогрейку, и растроганный кубинец в качестве оплаты предложил дарителю несколько сигар. Лесорубы, недоверчиво оглядев презент, закурили и, сделав затяжку, предоставили право дегустации товарищам. «Никто бы на Западе так бы себя не повел, - вспоминал позже команданте. - Все бы, кому бы ни достались сигары, спрятали их в карман. Теперь я понимаю, почему русский народ непобедим».

Кстати, первоначально визит Фиделя Кастро в СССР должен был завершиться 20 мая. Однако гость, к вящему удивлению хозяев объявил, что хочет продлить пребывание в дружественной стране. Он объяснил свое желание тем, что хочет лучше узнать страну и ее народ.
Кубинский лидер приезжал в СССР еще несколько раз, встречаясь с руководством страны. Но на всю жизнь он запомнил именно поездку шестьдесят третьего года.

Спустя более, чем сорок лет Кастро скажет, что тогда он «узнал русского человека, и понял, что это самый миролюбивый народ. Потому что он больше всех знает, что такое война».
Автор: Валерий Бурт
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Dima190579 27 мая 2013 08:51
    Спустя более, чем сорок лет Кастро скажет, что тогда он «узнал русского человека, и понял, что это самый миролюбивый народ. Потому что он больше всех знает, что такое война».
    Тут просто нечего добавит. Но Сильно лакомый кусок суши нам достался от Прадедов. Нужно его сберечь и при возможности приумножить
    Dima190579
  2. Greyfox 27 мая 2013 10:32
    Как бы хорошо не относиться к Кастро, но именно такие награждения в те годы стали девальвировать звание Героя Советского Союза. Звездочка к визиту зарубежного гостя, звездочка к юбилею...После награждения египетского президента Насера Высоцкий правильно спел:
    Потеряли истинную веру, Больно мне за наш СССР Отберите орден у Насера, Не подходит к ордену Насер.
  3. Gorinich 27 мая 2013 11:31
    Фидель в то время был как глоток свежего воздуха в затхлом бюрократическом пространстве....
  4. Лес 27 мая 2013 12:02
    Сколько лет ,а американская система его сломать не может :«Враги Кубы не единожды хоронили меня, выдавая желаемое за действительное. Однако никогда я не чувствовал себя лучше, чем сейчас. В очередной раз ЦРУ, поставившее мне диагноз, село в глубокую лужу».
    Виват Кастро !
  5. Isk1984 27 мая 2013 12:02
    Да будь Фидель генсеком СССР, мы бы давно уже на Марсе выходные проводили...
    1. Волхов 27 мая 2013 12:57
      Фидель это Рейх, полёты на Марс там есть, а выходных для русских нет - копать надо.
      Волхов
      1. smile 27 мая 2013 21:19
        Волхов
        Здравствуйте.
        Можно поподробнее :
        Вы полагаете, что Фидель Кастро марсианский засланец?....или это засланец нацистов, которые на энтом самом Марсе скрываются?...Вы не стесняйтесь - поподробнее нам расскажите - страшно интересно! :)))
        1. Волхов 27 мая 2013 23:06
          Цитата: smile

          smile

          Вы утверждаете, что читали статьи - пользуйтесь памятью.
          Марс это одна цивилизация, Рейх другая, РФ не цивилизация но существует сейчас потому что Рейх зависит от Марса. Если бы Рейха не было, то сионистская депопуляция СССР была бы проведена раньше и к данному моменту Россия была бы полностью азиатской, если бы Рейх не зависел от Марса на внешних базах, то его политика могла быть более агрессивной и территория СССР была бы пустынной.
          Прочитайте это питбулю с аватарки - он может и поймёт, если не догматик.
          Волхов
  6. Мой адрес 27 мая 2013 16:46
    Настоящий народный лидер. И у него не одного друга в ворах или остолопах.
  7. datur 27 мая 2013 20:33
    Фидель столько крови попил америкосам yes ,что звездочку свою он заслуженно получил!!!! good
  8. Netto 27 мая 2013 20:40
    Настоящий революционер, но без фанатизма! После бурных лет войны и победы кубинской революции, спокойно занялся управлением государством. Есть другой типаж революционеров, для которых движение - всё, цель - ничто! Такими были Че Гевара, Троцкий. Спокойную созидательную деятельность они не приемлют, но это их и погубило.
    Netto
  9. vezunchik 27 мая 2013 21:15
    Нашим правителям у него поучиться надо....США задницу не лизал!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня