Краснозвездные иностранцы

71
Роль в победе над врагом, качество и возможности боевой техники, поставленной союзниками по ленд-лизу, остаются в центре острых дискуссий, которые ведутся как профессиональными историками, так и любителями. Нередко в спорах на тему «что лучше – Шерман или Т-34?» доминируют эмоции и политика. Однако трезвый взгляд на цифры и факты не даст однозначного ответа на подобные вопросы.

Поставки бронетанковой техники в СССР начались уже осенью 1941 года. 3 сентября Сталин направил Черчиллю письмо, содержание которого премьер довел и до президента Рузвельта. В послании Сталина говорилось о нависшей над Советским Союзом смертельной угрозе, которую можно было снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 000 т алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом, США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток.

Броня крепка

Первыми в СССР в октябре 1941 года с конвоем PQ-1 прибыли английские «Матильды». Тяжелый пехотный танк Мk II Matilda англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны, наиболее массово он использовался в Северной Африке и на советско-германском фронте. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и вооружалась 42-мм пушкой. В зависимости от модификации, на танки ставили по два 6-цилиндровых дизеля АЕС или «Лейланд» суммарной мощностью 174 или 190 л.с., максимальная скорость достигала 24 км/ч – больше для машины непосредственной поддержки пехоты и не требовалось.

Для 1941–1942 годов «Матильда» была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении наш KB: ее могли «взять» только снаряды немецкой 88-мм зенитки, но не танковых и противотанковых пушек. Орудие же «Матильды» не уступало нашей «сорокопятке» и, подобно ей, до лета 1942 года поражало немецкие танки всех типов.

Силовая установка и планетарная коробка передач «Матильды» оказались весьма надежными, но хорошо защищенная ходовая часть была сложной. На ровном твердом грунте она работала отлично, однако на российском бездорожье быстро выходила из строя. Малый объем трехместной башни и небольшой диаметр башенного погона не позволили разместить в ней артсистему более крупного калибра, что и предопределило судьбу «Матильды»: к 1943 году в строевых частях британской армии она уже не использовалась. Всего до августа 1943-го было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки англичане поставили СССР.

Любимец танкистов

Мк.I Valentine также был пехотным танком. По массе (16 т) он, скорее, относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость его была такой же, как у «Матильды», что объяснялось менее мощным двигателем. На Valentine I устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с.

Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса: начиная с Valentine VIII вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на Valentine XI – пушку калибром 75 мм.

Особенностью этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. При сборке корпуса отдельные узлы соединяли болтами и заклепками. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась: более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V.

В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских «Валентайнов»; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм пулемета BESA был установлен американский 7,62-мм «Браунинг» М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов «Валентайн» был самым популярным из британских танков. Достаточно сказать, что в 1944–1945 годах его производство сохранялось исключительно для удовлетворения советских заявок.

Тезка премьера

Тяжелый пехотный танк Mk IV Churchill больше известен по фразе, якобы сказанной легендарным английским премьером: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Да, уж очень архаичным было его устройство: чтобы увеличить объем корпуса, конструкторы фирмы Vauxhall motors расположили элементы ходовой части под корпусом, гусеница огибала его, как у танков периода Первой мировой войны.

Но поставленной цели они добились: в силовом отделении установили 12-цилиндровый горизонтальный двигатель Bedford мощностью 350 л.с., а благодаря широкому подбашенному листу применили башню с 57-мм (начиная с Churchill III»), а потом и с 75-мм пушками. На Churchill I и Churchill II была установлена 40-мм пушка, что для тяжелого танка было недостаточно, поэтому в лобовом листе монтировали еще и 76-мм гаубицу. Защищенная 152-мм броней 40-тонная машина развивала скорость до 25 км/ч.

Надежная, в общем-то, ходовая часть имела существенные недостатки: высокая лобовая ветвь гусеницы оказалась уязвимой для артогня, а сама гусеница нередко заклинивала башню. Тем не менее до конца войны выпустили 5460 «Черчиллей». В 1942–1943 годах в СССР поставили 301 танк модификаций III и IV, отличавшихся разве что способом изготовления башни. Возможно, прислали несколько огнеметных танков «Черчилль-Крокодил» (именно такая машина экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке).

Типичным недостатком английских пехотных танков, свойственным и советским танкам первого периода войны (исключая KB), был небольшой объем боевого отделения и неприспособленность ходовой части к российским условиям. В целом это были надежные машины, по бронезащите превосходившие немецкие, а по вооружению способные эффективно бороться с ними – до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер».

Полный вперед на хорошем бензине!

Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий М3 General Stuart и средний М3 General Lee, более известные как М3с и М3л. М3л заслуженно считается лучшим легким танком Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в Северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, зато «Стюарт» позволял им постоянно висеть на хвосте преследуемых немецко-итальянских войск.

Динамические характеристики танка были отличными: 7-цилиндровый двигатель Continental мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч; подвижность танка и работоспособность его ходовой части находили изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 году оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее М3л производился до 1943 года, пока его не сменил более совершенный М5, обладавший как достоинствами, так и недостатками предшественника.

В 1942–1943 годах Красная армия получила 1665 танков М3 и М3А1, которые если не превосходили, то и не уступали советским Т-60 и Т-70. При общей простоте и надежности у М3л выявился существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор «Стюарта» предпочитал исключительно высокооктановый авиационный, на нашем топливе он быстро выходил из строя.

Уязвимая трехэтажка

Другого «генерала» – М3с – наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Встретив войну практически без танков, американцы нередко принимали решения, лежащие на поверхности, ибо времени на глубокую проработку проектов не оказалось. Поэтому 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать оригинальную башню. Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той – еще и пулеметную.

Так образовался 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал немецким танкам. Что же касается вооружения, то при всех недостатках его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно мощным.

По мнению англичан, «Генерал Ли» оказался самым сильным танком из тех, коими они располагали в Север-ной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых немецких машин, а 37-мм броня уверенно держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941–1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся лишь технологией изготовления. 1386 танков М3 прибыло и к нам. Несмотря на внушительный вид, красноармейцы и командиры относились к ним неважно, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище.

M4 Sherman и T-34: не близнецы, но братья

Осознав врожденные пороки «Генерала Ли», американцы занялись созданием среднего танка с 75-мм пушкой в баш-не кругового вращения. Все модели этого танка, получившего армейское название М4 General Sherman, были схожи по виду. Различался лишь тип силовой установки, а пушки, башни, компоновка были одинаковыми. Внешне выделялся только М4А1 с литым корпусом. Боевое крещение «Шерманы» получили в ноябре 1942 года в Северной Африке под Эль-Алайменом и показали себя сильнейшими на этом театре военных действий.

В начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте. Поскольку в армии США стандартным считался карбюраторный двигатель, то модель М4А2 с двумя 6-цилиндровыми дизелями GMC 6046 мощностью 375 л.с. в ней применения не нашла и в основном поставлялась на экспорт – в Англию и СССР.

По вооружению и бронированию «Шерманы» не уступали Т-34. Меньший угол наклона бронелистов компенсировался их большей толщиной, а 75-мм пушка до появления «Тигров» и «Пантер» поражала немецкие танки всех типов. Однако новая пушка калибром 76 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволяла «Шерману» поражать тяжелые танки противника на дистанции до 1 км. Советским танкистам понравились «Шерманы» с их вязкой броней толщиной 50–75 мм; на машинах выпуска 1944–1945 годов ее толщина достигла 75–100 мм.

Проходимость М4А2 первых серий, оснащенных обрезиненными гусеницами, была ограниченной, и вскоре их заменили новыми – с резинометаллическим шарниром (сайлент-блоком), повышавшим живучесть пальцев, соединявших траки. Кроме того, к гусеницам прилагались шпоры-грунтозацепы. С резинометаллическими гусеницами «Шерман» развивал скорость до 50 км/ч.

Существенными недостатками обладала подвеска этого танка – такая же, как у М3. В конце марта 1945 года ее устройство изменили: вместо двух катков в тележке применили два спаренных, буферные пружины сделали горизонтальными, а не вертикальными, как прежде; на тележках поставили амортизаторы. Заодно решили проблемы смазки.

Важным достоинством «Шерманов» – как и других американских и английских танков – было наличие зенитного пулемета обычного или крупного калибра; на советских ИС-2 и тяжелых самоходках они появились лишь в 1944 году. Всего было изготовлено 10 960 танков М4А2, в СССР прибыло 4063 машины – в том числе 1990 с 75-мм пушкой и 2073 – с 76-мм орудием. В мае-июне 1945 года было получено несколько машин с горизонтальной подвеской, которые в составе 9-го мехкорпуса участвовали в разгроме Квантунской армии.

В целом «Шерман» оказался надежным и простым в эксплуатации, что подтвердили его испытания зимой и летом 1943 года. К концу тестов М4А2 прошел 3050 км без серьезных поломок. Проигрывая Т-34 в динамике движения (за счет менее мощной силовой установки) и в боковой устойчивости (более высокий и узкий «Шерман» нередко заваливался на бок), американский танк имел ряд важных преимуществ.

В частности, один дополнительный член экипажа (5 человек у «Шермана» против 4 человек в Т-34) позволял разделить функции наводчика и командира танка. Совмещение этих функций в советском танке часто приводило к замедленной реакции на вражеский огонь и в итоге к поражению в танковых дуэлях.


Краснозвездные иностранцы

Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова.


Экипаж британского среднего танка Mk II Matilda II, поставленного в СССР по ленд-лизу.Брянский фронт, лето 1942 года.


Погрузка танков «Матильда» в одном из британских портов для отправки в СССР.


Cromwell MK VII Рассказ о ленд-лизовской бронетанковой технике был бы неполным, если не упомянуть о нескольких машинах, присланных специально для испытаний. Это пять американских танков М5, два М24 «Чаффи» и один М26 «Генерал Першинг», а также шесть британских «Кромвелей». Добавим 115 бронированных ремонтно-эвакуационных машин М31, созданных на базе среднего танка М3, и 25 мостоукладчиков «Валентайн-бриджелейер».


Рота американских танков М3с «Генерал Ли», поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, выдвигается к переднему краю обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 года.


Ликующие жители Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Роман-бест
    -3
    25 мая 2013 07:33
    "В частности, один дополнительный член экипажа (5 человек у «Шермана» против 4 человек в Т-34) позволял разделить функции наводчика и командира танка. Совмещение этих функций в советском танке часто приводило к замедленной реакции на вражеский огонь и в итоге к поражению в танковых дуэлях".Откуда информация?Экипаж Т-34:командир,наводчик,заряжающий,мех-вод и стрелок-радист.Если в дальнейшем экипаж уменьшался до 4 чел.-исключительно упразднением стрелка-радиста,но никак не совмещением командира и наводчика.Это шведы-оригиналы,у них стреляет мех-вод,он-же-наводчик(танк STRV),а мы-не такие.
    1. +10
      25 мая 2013 07:50
      воспоминания мех-вод Шермана Романенко Анатолия (комментирует его внук)

      Из его воспоминаний:
      1. Очень хорошая вязкая броня. На Берлинской выставке в танке было или 5 или 12 (не помню)застрявших снарядов в лобовой.
      2. Боеукладка то ли в гликоле, то ли в воде (не помню), очень высокая взрывобезопасность. Дед говорил, что " Шерман " давал экипажу МНОГО времени эвакуироваться.
      3. Отличная пушка и снаряды к ней, по словам деда, даже по сравнению с Т-34-85 "моя рука подлинней была раза в полтора", хотя Т-34-85 считал хорошей машиной.
      4. Большая номенклатура снарядов, даже агитационные.
      5. Хорошее качество оптики.
      6. Очень легкая в управлении машина, "механики-водители её очень любили, а то что, мы же постоянно на марше, в прорыве".
      7. "Изнутри всё белой краской выкрашено, первые танки когда получали, внутри был комплект меховых кожаных регланов на весь экипаж и ящик сигарет с верблюдом на пачке без фильтра. Потом тыловики уже ничего не оставляли."
      8. Очень надежные и тяговитые дизели Каммингс (или GMC??? уточню). "Просто люкс, а не моторы!""
      9. Я помню дед упорно говорил про миномет на крыше башни- кто нибудь слышал о подобной модификации "Шермана"? Я говорил ему, что может быть он путает миномет и крупнокалиберный пулемет - дед смеялся и говорил "если руку из люка высовываешь и мину в трубу опускаешь, какой же это пулемет? Очень нам в городе помогало.." Может самоделка умельцев из рембата?.
      1. +2
        25 мая 2013 08:17
        Цитата: Vadivak
        Я помню дед упорно говорил про миномет на крыше башни- кто нибудь слышал о подобной модификации "Шермана"
        Может на Черчиле? Там 50,8 мм миномёт с дымовыми гранатами
        1. +3
          25 мая 2013 23:52
          Цитата: Денис
          Может на Черчиле? Там 50,8 мм миномёт с дымовыми гранатами

          Карс точно знает, я думаю какая-то самоделка
          1. +3
            26 мая 2013 00:53
            Всё что смог найти
            Я читал в Русские танки №62,но нечем сканировать

            ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА Mark IV Churchill III
            БОЕВАЯ МАССА, т: 39,574.

            ЭКИПАЖ, чел.: 5.

            ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 7442, ширина – 3251, высота – 2450, клиренс – 530.

            ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк III или Мк IV калибра б фунтов, 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Вгеп калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.

            БОЕКОМПЛЕКТ: 84 артвыстрела, 4950 патронов к пулеметам BESA, 600 патронов к пулемету Вгеп, 30 дымовых гранат.
            Цитата: Vadivak
            я думаю какая-то самоделка
          2. +2
            26 мая 2013 09:45
            ___________________
            1. +2
              26 мая 2013 09:46
              ________________
      2. +4
        25 мая 2013 17:42
        На милитере лежат воспоминания Василия Лозы "Танкист на иномарке", там про Матильду и Шермана много написано. О Шермане, в отличие от Матильды, он отзывается очень тепло, в основном, его впечатления сходятся с тем, что вы написали: надежный мотор с огромным, по нашим меркам, ресурсом, точная и мощная пушка, отличный прицел, хорошая рация.
      3. +3
        25 мая 2013 18:55
        Цитата: Vadivak
        внутри был комплект меховых кожаных регланов на весь экипаж и ящик сигарет с верблюдом на пачке без фильтра. Потом тыловики уже ничего не оставляли."


        на фото:

        Редкое фото советских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника оставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной — с экипировкой и даже стрелковым оружием для экипажа.
      4. Vovka Levka
        +9
        25 мая 2013 21:19
        Цитата: Vadivak
        воспоминания мех-вод Шермана Романенко Анатолия (комментирует его внук)

        Из его воспоминаний:
        1. Очень хорошая вязкая броня. На Берлинской выставке в танке было или 5 или 12 (не помню)застрявших снарядов в лобовой.
        2. Боеукладка то ли в гликоле, то ли в воде (не помню), очень высокая взрывобезопасность. Дед говорил, что " Шерман " давал экипажу МНОГО времени эвакуироваться.
        3. Отличная пушка и снаряды к ней, по словам деда, даже по сравнению с Т-34-85 "моя рука подлинней была раза в полтора", хотя Т-34-85 считал хорошей машиной.
        4. Большая номенклатура снарядов, даже агитационные.
        5. Хорошее качество оптики.
        6. Очень легкая в управлении машина, "механики-водители её очень любили, а то что, мы же постоянно на марше, в прорыве".
        7. "Изнутри всё белой краской выкрашено, первые танки когда получали, внутри был комплект меховых кожаных регланов на весь экипаж и ящик сигарет с верблюдом на пачке без фильтра. Потом тыловики уже ничего не оставляли."
        8. Очень надежные и тяговитые дизели Каммингс (или GMC??? уточню). "Просто люкс, а не моторы!""
        9. Я помню дед упорно говорил про миномет на крыше башни- кто нибудь слышал о подобной модификации "Шермана"? Я говорил ему, что может быть он путает миномет и крупнокалиберный пулемет - дед смеялся и говорил "если руку из люка высовываешь и мину в трубу опускаешь, какой же это пулемет? Очень нам в городе помогало.." Может самоделка умельцев из рембата?.

        Нам с детства рассказывали, какое все в буржуев плохое. Хорошо, что появляются статьи и комментарии, где нет Ура-патриотизма, а показывается реальное состояние дел. Потому что шапкозакидательство приводит к беде.
    2. +5
      25 мая 2013 09:48
      Цитата: Роман-бест
      Экипаж Т-34:командир,наводчик,заряжающий,мех-вод и стрелок-радист.

      Это соответствует танку Т34-85,в танке Т-34-76 места для третьего члена экипажа в башне просто не хватало,по этому обязанности наводчика исполнял командир танка
    3. +2
      25 мая 2013 09:59
      Цитата: Роман-бест
      ...Откуда информация?Экипаж Т-34:командир,наводчик,заряжающий,мех-вод и стрелок-радист....

      Там речь про зиму-лето 43-го.
      Значит, соответственно, Т-34-75 с двухместной башней. В ней командир и наводчик - одно лицо.
      "Гайка" обр. 43-го, конечно, поширше чем "пирожок":) Но, один фиг, погон не позволял три места оборудовать. Случилось это только на Т-34-85.
    4. +4
      25 мая 2013 10:05
      Цитата: Роман-бест
      Т-34:командир,наводчик,заряжающий,мех-вод и стрелок-ради

      Уточняйте кокого Т-34 --Т-34-76 или Т-34-85
    5. Explorar
      +1
      25 мая 2013 11:14
      В танке Т-34-76 было действительно 4 члена экипажа, из коих 2 было в башне (командир-наводчик и заряжающий).
      С принятием Т-34-85 с более просторной башней в башне смогли разместить 3-го члена экипажа (т.е. разделить обязанности командира и наводчика).
      В дальнейшем, действительно, пошел процесс уменьшения численности (сначало убрали стрелка-радиста, а через время и заряжающего).

      Так что здесь ошибки нет.
    6. +3
      25 мая 2013 17:31
      Пять человек стало в Т-34-85, у Т-34 - 4.
    7. Nord007hold
      0
      26 мая 2013 16:39
      Здесь видимо имеется ввиду т-34 с двухместной башней моделей 1940-1943 годов.
      В 1943 был выпущен т-34\85, в новую башню которого добавили третьего человека.
    8. 0
      27 мая 2013 15:33
      Вот в таких Т-34\76 экипаж 4 человека, пять - в Т-34\85. hi
      Извиняюсь - картинка "испарилась". hi
  2. +4
    25 мая 2013 07:55
    На Churchill I и Churchill II была установлена 40-мм пушка, что для тяжелого танка было недостаточно, поэтому в лобовом листе монтировали еще и 76-мм гаубицу
    У него ещё и 50,8 мм миномёт в башне был,боекомплект 30 дымовых мин
    Больше всего хороших отзывов слышал о Матильде
    Но вот требовательность к топливу и технологичность ...
    Если большинство 34-к ремонтировались с помощью кувалды и такой то матери в прифронтовой полосе,то ленд-лизовские приходилось везти на ремзаводы
    Кстати,как и тигры

    Зимой на Ленинградском фронте по просьбам экипажей Штатные каталитические обогреватели Черчилей заменяли на отечественные печки
    По всем нарекания на проходимость,машины конструировались для Европы
  3. +6
    25 мая 2013 14:36
    Достоинством "Шермана" было также наличие радиостанции, а как правило, даже двух - КВ и УКВ. Это было даже круче, чем у фрицев на Т-3 и Т-4. Там УКВ-радиостанции имели только танки от комвзвода и выше (как у нас на Т-34), а прочие имели только УКВ-приёмники (что тоже было большим плюсом по сравнению с Т-34). Только на "Тиграх" и "Пантерах" начали массово внедряться радиостанции (и то не всегда получалось), что говорит об отставании немцев от американцев в этом вопросе.
    Большим минусом "Шерманов" был большой радиус разворота. Трансмиссия не позволяла развернуть его на месте, как советские танки. Если не ошибаюсь, на "Шермане" отсутствовал ПМП, поэтому поворот осуществлялся с помощью системы дифференциалов. Это было огромным минусом в бою в условиях леса или в населённом пункте. Радиус поворота у "Шермана" примерно соответствовал радиусу поворота грузовика аналогичной длины. Таким образом, на узкой улице или лесной просеке он был вынужден разворачиваться в 2-3 приёма, что давало возможность противнику хорошо пристреляться.
    Высоко расположенный центр тяжести делал "Шерман" склонным к опрокидыванию на косогоре и на крутых подъёмах.
    Достоинством "Шермана" был довольно тихая, малошумная работа ходовой части, что часто вводило в заблуждение немецких разведчиков. "Шерман" на марше, не сильно газуя, шумел примерно как крупный грузовик, гусеницы лязгали слабо.
    Недостатком "Шермана" была приличная высота, что облегчало работу наводчикам немецких противотанковых орудий.
  4. +3
    25 мая 2013 15:07
    Ещё кое-что.
    В СССР танк "Шерман" поставлялся с дизельным двигателем "Дженерал Моторс" мощностью 375 л.с., в Великобританию преимущественно с бензиновым двигателем "Континентл", мощностью 350 л.с.
    Сами американцы предпочитали "Шерманы" с бензиновым двигателем "Форд" мощностью 500 л.с.
    КПП 5-ступенчатая механическая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. КПП расположена в передней части танка, что характерно также и для немецких танков.
  5. Larus
    -2
    25 мая 2013 15:42
    Не знаю насколько они дискуссии,но наши либеральные выкормыши уже конкретно заявляют что если бы не линдлиз,то СССР проиграл бы однозначно,т.к. своего ничего не было и другого они уже не приемлят
    1. +6
      25 мая 2013 18:19
      Проиграть не проиграл бы, но пришлось бы тяжелее.
      Ещё наши танкисты и лётчики как-то обошлись бы без лендлиза, но автомобилистам и связистам было бы ох как непросто. Взрывчатка, продовольствие, медикаменты и оборудование для госпиталей тоже лишними не были, и поставлялись исправно. Да и поставки алюминия с каучуком много чего давали нашей промышленности. Не верите мне - почитайте "Крылья победы", мемуары Шахурина, наркома авиапрома.
      Понятно, что всё равно бы выиграли. Но крови больше пролили бы.
      1. Larus
        +1
        25 мая 2013 18:49
        Понятно что помогли ,хорошо,но я про другое,они эти мантры про то,если бы не помощь то СССР проиграл поют уже как должное.
      2. +1
        25 мая 2013 18:57
        Цитата: Кислый
        но автомобилистам и связистам было бы ох как непросто. Взрывчатка, продовольствие, медикаменты и оборудование для госпиталей тоже лишними не были, и поставлялись исправно. Да и поставки алюминия с каучуком много чего давали нашей промышленности.
        yes

        на фото:

        Советские автоматчики на американском мотоцикле «Харлей-Дэвидсон» (Harley-Davidson WLA-42) с коляской от советского М-72 и пулеметом ДП-27 в одном из населенных пунктов Германии.
        1. +1
          25 мая 2013 19:05
          на фото:

          Отправка танка «Валентайн» (Valentine) в СССР по программе ленд-лиза. Танк с надписью «Stalin» перевозится на грузовике с завода в порт.

          Фотография сделана 22 сентября 1941 года, когда на танковом заводе Birmingham Railway Carriage and Wagon Co. состоялся торжественный митинг, на который был приглашен советский посол Иван Майский. На фотографии «Валентайн» модификации Mk.II.
          1. 0
            25 мая 2013 19:06
            на фото:

            Советские артиллеристы на марше — джипы тянут 45-мм пушки.
            1. 0
              25 мая 2013 19:12
              на фото:

              Передвижное орудие ПВО M16 MGMC в Берлине. 1-й механизированный корпус. Май 1945.
              1. +1
                25 мая 2013 19:14
                на фото:

                «Вперед На Берлин». Колонна советских бронеавтомобилей.
                Это бронеавтомобили МЗА1 Scout Car американского производства, вооруженные пулеметами Кольт-Браунинг М1919 и М2 (калибром 7,62 и 12,7 мм соответственно).
    2. +6
      25 мая 2013 18:20
      Цитата: Larus
      но наши либеральные выкормыши уже конкретно заявляют что если бы не линдлиз,то СССР проиграл бы однозначно,т.к. своего ничего не было и другого они уже не приемлят


      Ну у них (выкормышей) в голове вообще творится не понятное, но и утверждать, что ленд-лиз - фигня не нужная, значит плевать на могилы моряков североморцев, подводников, летчиков погибших при проводке караванов и отдельных судов, а так же бойцов пограничников и Северного и Карельского (с 1 сентября 1941 года) фронтов сорвавших попытки немецко-финских войск захватить наши незамерзающие порты и железную дорогу соединяющей Мурманский порт с основной частью страны.

      на фото:

      Грузовики «Студебеккер» в транспортном резерве командования Красной Армии.
      1. 0
        25 мая 2013 18:28
        на фото:

        Прием десанта морской пехоты на торпедные катера американской постройки типа А-1 «Воспер» Vosper) в румынском порту Констанца (Constanţa).
        В июле 1944 года на Черноморский флот быле переданы с Северного флота поставленные по ленд-лизу торпедные катера типа А-1 «Воспер»: ТК-220, 221, 223,225, 227, 229, 231, 232, 233, 234, 235, 236.
        Катера из состава 3-го Констанцского дивизиона торпедных катеров Черноморского флота.
        1. +3
          25 мая 2013 18:49
          не удержусь feel - боевые медведи, в составе Советского флота БЫЛИ!!!

          на фото:

          Моряк гвардейского крейсера Черноморского флота проекта 815 «Красный Кавказ» (до 14 декабря 1926 года — «Адмирал Лазарев») с корабельным питомцем на фоне 100-мм двухорудийной спаренной морской зенитной установки системы «Минизини».
          1. Marek Rozny
            +3
            26 мая 2013 00:24
            Карлсонн, спасибо за все фотографии.
            1. +1
              26 мая 2013 01:36
              Marek Rozny hi
              Могу поделится фото, где есть два боевых медвежонка, подаренных Черноморским флотом - Северному wink .
    3. Ролм
      -3
      25 мая 2013 20:39
      fellow А откуда мы знаем проиграл бы СССР без ленд лиза. Я думаю проиграл. Сейчас легко говорить а в ноябре 1941 и Москву минировали,и мумию Ленина эвакуировали и Сталин неделю раздумывал, уезжать из Москвы или нет. Вполне могли войну проиграть. Но если бы СССР проиграл бы войну, наци раздавили бы Англию и вместе с Японией раздавили бы и Амеров. Это понимали и Рузвельт и Черчиль и Сталин.Поэтому Ленд Лиз не подачка а помощ по коалиции. Сталин немало сделал что б она состоялась.
      1. Avenger711
        -2
        25 мая 2013 22:17
        В ноябре 41-го помощи никакой еще не было, а Сталин бы не уехал до последнего.
        1. Ролм
          +1
          26 мая 2013 10:53
          laughing А откуда у Вас такая уверенность в поступках Сталина?Если бы была 100 уверенность,что Москва устоит её не минировали бы, подполье не создавали и так далее. Согласен помощи реальной от ленд лиза в 1941 еще не было, но то,что мы будем воевать с фашистами не одни, очень сильно подняло боевой дух армии, на уровне приказа 227.И вообще до победы под Курском ни один серьезный историк не может утверждать,что победа нам прям была гарантированна.
      2. +3
        26 мая 2013 01:37
        Цитата: Ролм
        А откуда мы знаем проиграл бы СССР без ленд лиза. Я думаю проиграл.


        нет- не проиграл!
        лично я - значение ленд-лиза не умоляю, но знаю точно, что без ленд-лиза наши потери были бы больше.
  6. +2
    25 мая 2013 17:41
    Очень интересная ситуация. В нашей исторической лит-ре Шерман ценился всегда высоко, ну указывали некоторые недостатки и все. Читал западную истор. лит-ру, так вообще-то у них мнение о Шермане вообще противоречивое. Мол сам по себе танк хорош, технически, но не идет ни в какое сравнение с немецкими танками по боевому применению. Оказывается в ходе боев в Нормандии американское ведомство забрасывали рапортами и негодованием по поводу Шерманов. Основная причина недовольства амер. танкистов это гарантированное поражение Шермана при попадании нем. танковых и противотанковых снарядов, более того их ветераны утверждают, что Шерман вспыхивал сразу. Их военное ведомство раздраженно отвечало, что взрывы Шерманов при поражении их огнем противника, связано не с конструктивными недостатками танка,а с тем, что экипажи перегружают танк боекомплектом. Позже у них были дебаты на этот счет, но всех успокоила аналитическая записка военных, даже если амер. танковые войска понесут потери в размере 50% то они все равно превосходят немцев в количестве танков. И позиция такова, что говорить о Тиграх и Пантерах, если Шерманы не могли выигрывать дуэльные схватки с Т-IV. Мол, если Т-IV попадал в Шерман, то он гарантированно выходил из строя, а попадание Шермана в своего визави, не всегда выводило из строя танк противника, 50/50 в зависимости куда попадет снаряд.
    Странный разнобой мнений.
  7. Avenger711
    +1
    25 мая 2013 17:44
    "Шерман" - хорошая машина с плохим орудием. 76 мм было мало, т. к. у нее фугас слабенький. А 75 пасовала против танков. 85 мм орудие у Т-34-85 более разумный подход.
    1. +2
      25 мая 2013 18:29
      Цитата: Avenger711
      "Шерман" - хорошая машина с плохим орудием. 76 мм было мало, т. к. у нее фугас слабенький. А 75 пасовала против танков. 85 мм орудие у Т-34-85 более разумный подход.

      Вы сильно ошибаетесь.
      Шерманов с 75 и 76 мм было поставлено нам, примерно одинаково.
      Бронепробиваемость версии 75 мм была сопоставима с Ф-34.
      А вот 76 мм, с длинной в 57 калибров, ее эффективность по немецкой броне была даже выше чем у Зис-С-53.
      1. Avenger711
        0
        25 мая 2013 22:22
        В-34 к 44-му была уже весьма устаревшим орудием. 76 мм американская пушка как противотанковое средство действительно хороша, но основная задача танка не борьба с танками, поэтому брать вражеские танки простым наращиванием калибра с попутным наращиванием силы фугаса, без применения дорогущих трубочек, разгоняющих дорогущий подкалиберный снаряд до чудовищных скоростей, решение весьма логичное. Да и снаряды средних калибров немецкая броня очень хорошо держала, поэтому просто выламывать ее из той же Д-25Т на ИС-2 было тоже очень даже разумно.
        1. +1
          26 мая 2013 05:12
          Цитата: Avenger711
          ....76 мм американская пушка как противотанковое средство действительно хороша, но основная задача танка не борьба с танками,..

          Значит, я Вас просто не понял. Здесь чаще всего имеют в виду под "хорошестью" действие по броне:)
  8. +2
    25 мая 2013 19:02
    на фото:

    Советская летающая лодка американского производства PBN-1 «Каталина» в полете к порту Дальний для высадки десанта.
    1. +2
      25 мая 2013 19:19
      Цитата: Karlsonn
      на фото:

      Вот еще одна иностранная машинка ( Ford G.P.A) которая оказалась очень полезной РККА,значительно приблизила победу и сократила потери...
      1. +1
        25 мая 2013 19:32
        svp67 hi

        точно, про них я и запамятовал good .

        на фото:

        Советские торпедоносцы полевой модификации A-20G «Бостон» 51-го минно-торпедного Таллинского Краснознаменного авиаполка в небе над Берлином. В центре – «Бостон» A-20G-30-DO N5 (43-9561). В правой части снимка — законцовка мотогондолы левого двигателя второго «Бостона». Фотография из фотоархива комполка Орленко. На обороте фотографии подпись: «Германия. Аэродром г. Кольберг. Полёт на Берлин. 28 мая 1945 г. Вспоминай дружка по училищу, по отечественной войне и другим совместным делам Григория Чеканова (самолет N5). г. Волосово – Ленинград. 14 сентября 1945 г.»

        При переделке A-20G в торпедоносец в нижней части фюзеляжа ставились торпедные мосты, в бомбоотсеке устанавливался дополнительный бензобак, что позволяло уравнять дальность «Бостона» и Ил-4, а в носовой части убирали четыре верхних пулемета, остекляли её и делали штурманскую кабину.

        Внизу под самолётами можно рассмотреть: тёмный лес вдали — это парк Тиргартен, перед ним виден Рейхстаг, на территории заметна маленькая белая «спичка» — это Колонна Победы. Жилые массивы — это район Пренцлауэр Берг, восточней Веддинга, северней Фридрихсайна. В левом нижнем углу видна часть парка Фридрихсхайн.
        1. 0
          25 мая 2013 19:35
          на фото:

          Советский автомобиль-амфибия Ford GPA «Seep» едет по дамбе Муху (Моон) – Сааремаа (Эзель) в Моонзундском архипелаге. Октябрь 1944 года.

          Во время Моонзундской десантной операции по овладению островами Сааремаа (Эзель), Хийумаа (Даго) и Муху (Моон) подобными амфибиями был оснащен 283-й отдельный моторизованный батальон особого назначения.

          Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / N23007.
          1. 0
            25 мая 2013 19:38
            на фото:

            Истребитель «Спитфайр» на катапульте крейсера «Молотов». Истребители «Спитфайр» в 1944 г. базировались на крейсере «Молотов» для проработки проблем использования корабельной авиации.
  9. bublic82009
    0
    25 мая 2013 19:22
    так послушать мемуары посмотреть фильмы разные передачи, так нам поставляли не лучшую технику Союзники.
    1. +2
      25 мая 2013 19:42
      на фото:

      Летчик-истребитель, командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан Федор Иванович Шикунов в кабине своего самолета P-39 «Аэрокобра» (Bell P-39N-1 Airacobra). 1-й Украинский фронт.

      Ф.И. Шикунов родился в 1921 г. С 1939 г. в рядах Красной Армии. В 1940 г. окончил Таганрогскую военную авиашколу пилотов им. В.П. Чкалова и был оставлен в этой же школе летчиком-инструктором. В действующей армии с 5 октября 1943 г. В составе 69-го ГИАП (5-я ВА) сражался на Степном, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. Всего выполнил 206 боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил 25 самолетов противника (М.Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 21 личную и 1 групповую победы). 15 марта 1945 г. гвардии капитан Ф.И. Шикунов был сбит и погиб в воздушном бою в районе г. Фридевальде (по другим данным, сбит огнем с земли при блокировании с воздуха аэродрома Нейссе). Награжден орденами Александра Невского, Боевого Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, медалями. В 1998 году Указом Президента РФ за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
      1. +2
        25 мая 2013 20:20
        Цитата: Karlsonn
        P-39 «Аэрокобра» (Bell P-39N-1 Airacobra).

        Почему то говоря об авиации то впервую очередь, а за частую и в последнюю, вспоминают только иностранные истребители, а я же считаю, что вот эти машины были не менее, если не более важны:
        Б-25


        И вот этот самолет был САМЫМ важным приобретением:
        Ли-2, он же Си-47, ДС-3

        1. +1
          25 мая 2013 20:36
          svp67

          Цитата: svp67
          Почему то говоря об авиации то впервую очередь, а за частую и в последнюю, вспоминают только иностранные истребители, а я же считаю, что вот эти машины были не менее, если не более важны:
          Б-25



          crying


          Цитата: Karlsonn
          Советские торпедоносцы полевой модификации A-20G «Бостон» 51-го минно-торпедного Таллинского Краснознаменного авиаполка в небе над Берлином.


          а у меня такая есть (гордо прохаживается )

          на фото:

          Американский бомбардировщик B-25J-30/32-NC «Митчелл» (серийный номер 44-31162) с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской, во время перегона в СССР по ленд-лизу.
          1. 0
            25 мая 2013 20:40
            Цитата: Karlsonn
            crying


            request
            1. 0
              26 мая 2013 01:39
              я фотки не только истребителей разместил, но и торпедоносцев.
              1. 0
                26 мая 2013 09:31
                Цитата: Karlsonn
                я фотки не только истребителей разместил, но и торпедоносцев.


                Дело в том, что Б25 можно было использовать и использовался как транспортный самолет и дальний бомбардировщик,то есть именно те машины в которых
                наши ВВС испытывали ДЕФИЦИТ...
        2. +1
          25 мая 2013 21:11
          Цитата: svp67
          Ли-2, он же Си-47, ДС-3
          То не ленд-лиз,лицензию на него ещё до войны купили и делали в СССР
          1. +2
            25 мая 2013 21:20
            Цитата: Денис
            То не ленд-лиз,лицензию на него ещё до войны купили и делали в СССР

            Да, но также:
            - 707 самолетов C-47,ДС-3 получиено по ленд-лизу
            1. +2
              25 мая 2013 21:28
              Цитата: svp67
              707 самолетов C-47,ДС-3 получиено по ленд-лизу
              Я про Ли-2
              к слову,немного Каталин и в Таганроге собрали
    2. +4
      25 мая 2013 20:31
      Они поставляли то что у них было.
      Спасибо им за это.
      Просто наше зачастую было лучше.
      Жаль только что НАШЕ не всегда лучшее.
    3. +2
      25 мая 2013 21:09
      Цитата: bublic82009
      так послушать мемуары посмотреть фильмы разные передачи, так нам поставляли не лучшую технику Союзники
      Всяко бывало.Бронетранспортётов в СССР до Скаута не было,как и мотопехоты.Её задачи выполняла кавалерия
      Поставлено много хороших грузовиков,а вот Спитфаеров еденицы.А В-29 ни в какую не хотели поставлять
  10. +1
    25 мая 2013 19:22
    на фото:

    Ефрейтор Степан Васильевич Овчаренко за пулеметом «Максим». «Максим» установлен в задней части «Виллиса».

    Американский армейский автомобиль повышенной проходимости «Willys» поставлялся в Красную Армию по ленд-лизу с лета 1942 года (модификации Willys MB и Willys MА) . Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин.

    Мое название фотографии:

    "В рот вам ноги, я еще в Гражданскую на тачанке воевал!"
    1. -1
      25 мая 2013 19:26
      Овчаренко Степан Васильевич родился 15.08.1913г.,Полтавская обл.,Кременчуцкий р-н,с.Горишне-Плавни на 27.08.1998г. житель: Украина Днепропетровск.обл., г.Днепродзержинск.
      26.06.1941 года призван Криничанским РВК Днепропетровской обл., с 15.07.1941г. на Лениградском, с 22.01.1945г. на 1-ом Украинском фронте, старший сержант, командир расчета станкового пулемета 187 стрелкового полка 72 стрелковой дивизии.
      1. +1
        25 мая 2013 19:28
        известен и однофамилец wink
  11. Скуратов
    +3
    25 мая 2013 20:14
    Значительную роль играли поставки медикаментов, автомобилей, алюминия, радиосредств, но не танков. Рассказывал как-то один дедуля (в ВОВ танкистом воевал, сначала заряжающим, закончил войну командиром танковой роты), что в боевом применении импортные танки были не ахти, их "брала" и 50 мм ПТ пушка, ходовая хиленькая, но внутри было очень комфортно, только горел этот комфорт очень хорошо.
    1. +3
      25 мая 2013 21:13
      Цитата: Скуратов
      только горел этот комфорт очень хорошо.
      Губчатая резина,чтоб осколки не разлетались и голова не сильно билась
  12. +2
    25 мая 2013 21:21
    В чём в воспоминаниях все единодушны,так это в скурпулёзной подготовке техники,доставляемой морем.Всё заклеено-замазано внутрь ни капли не попадёт,правда очищали потом (тут тоже единодушие) долго и очень матерно
    Вот бы с кем надо было поговорить или прочесть киносценаристам у которых танк в арктическом конвое с палубы по самолётам стреляет
    1. -1
      25 мая 2013 23:40
      Бывало и стреляли(чистили моряки).Большинство советских "купцов" кроме "максимов" в качестве ПВО,не чего не имели(надеялись на эскорт,но мы то про PQ-17 помним)поэтому и с танков стреляли,и с самолетов(бомбардировщиков).Второй штурман с капитаном специально,при погрузке нужные объекты в нужные места ставили.Хотя главной целью была самооборона против всплывшей ДПЛ(встретив одиночного "купца" немцы пытались потопить его артелерией,экономя торпеды).У В.Пикуля очень интересно описанно,к сожалению не помню названия,при желании найдете,очень рекомендую.
    2. +1
      25 мая 2013 23:55
      Скурпулезно это американцы, а вот англичане довольно часто поставляли истребители в раскулаченном виде (снимали некоторые навигационные приборы), да еще бывало Б/У, с изношенными моторами.
  13. +2
    26 мая 2013 00:05
    Цитата: Argon
    .У В.Пикуля очень интересно описанно,к сожалению не помню названия,при желании найдете,очень рекомендую.
    Вероятно "Океанский патруль",там из старой парусной шхуны судно-ловушку с замаскированными орудиями сделали? Применяли такое англичане в 1-й Мировой
    Пикуля я в детстве,пока не поумнел и разочаровался,читал.Очень уж он вольно,если не сказать крепче,с историей обращается.И этот эпизод лишь его выдумка
    А что касается
    Бывало и стреляли(чистили моряки)
    позвольте не согласиться.Консервировали же для того,чтоб довезти,а что бы стало с техникой на открытой всем волнам палубе? Кирдык да и только,привезли бы металлолом
    1. 0
      26 мая 2013 12:00
      Нет не "океанский патруль",мои познания не жиздятся на его произведениях,их я привел их в кач-ве примера.Больше доверяю отцу 20 лет отработавшего в ММП и заставшего тех людей которые с конвоями ходили.
      1. -1
        26 мая 2013 14:44
        Честно говоря я не вижу связи,между приемами англичан и стрельбы из вооружения"груза"имеющегося на борту.Кстати вооружение перевозившееся на судах США и Англии принемались по прибытии,те же ,что грузились на наши суда ,считались уже принятыми,во всяком случае conosament оформлялся на капитана,и он нес за него всю ответственность.Союзники таким образом подстраховывались,дойдет-недойдет?А в прайс на оплату уже включено.По поводу сохранности груза;риск повреждений от огня противника,был гораздо выше,чем от почти пресной воды северных морей и северной атлантики.Кстати основная часть груза находится в трюмах и атмосферным воздействиям не подверженно.Не однократно читал подобные рецензии в прессе по поводу творчества В.Пикуля не буду спорить по поводу описаний "преданий старины глубокой"но по поводу Великой Отечественной,извиняйте,там конечно есть этюды на бытовые темы но они только колоризируют сюжет официальной истории,не более-"Площадь павших борцов"или"Морские рассказы"ну как пример.
        1. -1
          26 мая 2013 14:55
          А на счет "поумнел"иллюзий не питайте,старики говорят-"Век живи век учись,а умирать,все ровно дураком придется"-С уважением.
          1. +3
            26 мая 2013 22:16
            Цитата: Argon
            А на счет "поумнел"иллюзий не питайте
            Не питаю,тут сам виноват-не добавил "малость",а хотел
            А про стрельбу,я про то точно не знаю,но кажется боекомплекты транспортировали отдельно
        2. +1
          26 мая 2013 22:23
          Цитата: Argon
          колоризируют сюжет официальной истории
          Разный колер придают.В "Мальчиках с бантиками" о школе юнг есть такое.Увидели надпись СЛОН-соловецкий лагерь особого назначения.Раньше тут сидели воры и убийцы,а теперь будем учиться мы
          Много там воров и убийц было,ему ли не знать?
          Про матросов в революцию так вообще отвратительно
          1. 0
            27 мая 2013 00:41
            Не подумайте,что хочу обидеть,но вижу,что как личность вы сложились уже после 92г стало быть не знаете,некоторых советских реалий.Если бы он написал,Что с середины 20х до начала 30х на Соловках был лагерь в котором содержались политические заключенные,мы бы читали его в году 95 не раньше,власть его итак воспринимала не однозначно в союз писателей так и не приняли если не ошибаюсь.С другой стороны,насколько я знаю весь контингент лагеря был поделен на три части,политические,неблагонадежные,уголов
            1. +2
              27 мая 2013 01:25
              Цитата: Argon
              Если бы он написал ...
              А не честней было не писать такое,чтоб не врать?
              Когда я сложился как личность не мне судить,но родился давно
              Многие,такие ныне диковиные вещи как октябрятская звёздочка,пионерский лагерь,совет дружины или горн,меня не удивят.Разве что ностальгию вызовут
              Но это уже,как и творчество Пикуля не о бронетехнике,вряд ли кому интересно
              Так что не будем ...
  14. +1
    26 мая 2013 17:48
    М3с наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых».

    Чаще - сокращенно: "БМ-7".

    Читал, что экипаж танка "M3 Lee" (для СССР) состоял из 7 человек,
    а его модификация для Британских ВС "M3 Grant" - только из 6.
    Кто подскажет, кого англичане упразднили?
    1. 0
      26 мая 2013 17:54
      Цитата: Mister X
      Кто подскажет, кого англичане упразднили?

      "Парторга..." winked



      Модель Назначение Экипаж
      М3 средний танк 6
      М3А1 средний танк 6
      М3А2 средний танк 6
      М3А3 средний танк 6
      М3А4 средний танк 6
      М3А5 средний танк 6
      Grant I крейсерский танк 6
      Grant IIкрейсерский танк 6
      Grant CDL (Lee CDL)танк канала 6
      RAM Mk I танк НПП 5
      RAM Mk IIтанк НПП 5
      ACI "ScntineI" крейсерский танк 5
      ACII "Sentinel" крейсерский танк 5
      M7 "Priest" САУ 7
      "Sexton" САУ 6
      "Kangaroo" БТР 2
      ARV БРЭМ 5
      ARV I БРЭМ 5
      1. 0
        26 мая 2013 18:02
        Как же они без парторга-то фрица воевали?
        1. +1
          26 мая 2013 18:04
          Цитата: Mister X
          Как же они без парторга-то фрица воевали?

          А у них в каждой машине вместо парторга,портрет короля George VI висел
          1. 0
            26 мая 2013 19:32
            Боже! Храни короля!
            И нас заодно с ним...
            1. 0
              26 мая 2013 21:25
              Цитата: Mister X
              Боже! Храни короля!
              И нас заодно с ним...

              Факт...
  15. -1
    26 мая 2013 17:52
    Для меня в новинку, что и английских танков осн. модификаций СССР получил в начале войны несколько тысяч. Спасибо автору за инфу. Про бои с участием "советских" Шерманов читал неоднократно. А вот как результативно проходили бои с участием советско-английских танков с немецкими панцерами, читать не доводилось
  16. Kovrovsky
    -1
    27 мая 2013 17:22
    Жаль, что нам не поставляли "Шерман-Файерфлай"! Их и у союзников было немного!
  17. Роман-бест
    0
    28 мая 2013 09:33
    Прошу прощения,конфуз конкретный получился.А для танкиста вообще непростительный.Пойду застрелюсь.
  18. 0
    25 февраля 2016 04:06
    Статье+ Обьективно , сжато, доходчиво, и просто честно. У нас многие забывают народную мудрость, дорога ложка к обеду! Конечно, наша промышленность выпустила огромное количество техники, но это было позже, а лендлиз выручил как раз во время.