Пионер стратегического назначения

Российское бездорожье и распутица попортили нервы многим нашим недругам. Но и сами мы часто страдаем от них. Что, например, будет, если в грязи увязнет ракетный тягач с «Тополем-М»? Кто поможет вытянуть тяжеленную машину с опасным грузом? И кто должен сделать так, чтобы подобных эксцессов вообще не происходило?

Когда редакция «ПМ» работала над майским номером, за окном было белым-бело. Заснеженными дорогами, бескрайними полями, обдуваемые мартовской вьюгой, мы пробирались в расположение Тейковской дивизии ракетных войск стратегического назначения. Там нам обещали показать машину, аналогов которой нет в мире.

Разведка вручную


Действительно, никогда ранее ничего подобного видеть не приходилось. Единственное, с чем можно сравнить этот могучий четырехосный автомобиль, это ракетные тягачи, на которых перемещаются межконтинентальные баллистические ракеты. Перед нами предстала машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ), новейшая модификация которой (МИОМ-М) только что встала на вооружение Российской армии, а точнее РВСН. Такая машина и должна быть уникальной, ведь больше нигде в мире не существует мобильных установок с МБР.

Зато у нас эта тема активно развивается, и наряду с моноблочным «Тополем-М» в 2009 году на боевое дежурство встала РС-24 «Ярс» с разделяющейся головной частью. Появление нового поколения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) неизбежно повлекло за собой необходимость в более совершенной инженерной технике.

Нам, конечно, неизвестно, застревал ли когда-нибудь тягач с МБР в грязи, но очевидно, что вездеходные качества ракетного транспорта ограничены. И если возникает необходимость передислоцировать ракетный комплекс из точки А в точку Б на карте, то прежде необходимо выяснить, а может ли ракетная техника в реальности проделать этот путь и занять позицию в указанной точке. Нет ли там непролазных болот, не завалена ли деревьями обозначенная на карте лесная дорога, нет ли иных препятствий для работы ракетчиков?

На все эти вопросы призвана ответить инженерная разведка, и, разумеется, в составе РВСН давно существуют соответствующие подразделения. Однако до недавнего времени техническая оснащенность этих служб оставалась, скажем так, на недостаточно высоком уровне. Группы инженерной разведки передвигались на обычных армейских «Уралах», и в работе саперов присутствовала большая доля ручного труда. Один лишь пример. В арсенале инженерных подразделений РВСН есть такое устройство, как пенетрометр.

Он применяется для оценки несущей способности грунтов, то есть с его помощью выясняют, выдержит ли почва в данной местности вес ракетного тягача, сможет ли он тут проехать или даже оборудовать пусковую позицию. В старом варианте масса пенетрометра составляла 23 кг, что само по себе немало, к тому же применение устройства было связано с серьезной физической нагрузкой – для проведения теста солдат должен был вбивать в землю специальную штангу.

И проблема не только в неэкономном расходовании сил воина, но и в потере времени, которое во всем, что касается баллистических ракет и ядерного оружия, приобретает особую ценность. Вот потому-то и было решено, что инженерная разведка РВСН должна получить новую технику, которая поможет выполнять задачи быстрее и эффективнее.

Заметающий следы

Машина 15М69 (МИОМ-М) построена на базе шасси МЗКТ-7930 «Астролог» Минского завода колесных тягачей, того самого, что строит для Российской армии целый ряд тяжелых колесных платформ, в том числе и тягачи под «Тополи» и «Ярсы» (шасси МЗКТ-79221). В МИОМ используется схема 8 х 8, причем два передних моста снабжены рулящими колесами. Тягач оснащен предположительно 500-сильным 12-цилиндровым дизельным двигателем. Так что, если ракетный тягач все-таки увязнет, МИОМ хватит мощности, чтобы вытянуть его откуда угодно, да и себя заодно (конечно, с помощью лебедки).

Машина имеет трехсекционную структуру: в передней части – отсек управления с рабочим местом водителя, далее идет жилой отсек (кунг) для личного состава и, наконец, грузовой кузов. Одна из главных отличительных черт новой инженерной машины – высокая степень автономности. Она не только имеет приличный запас хода по топливу, но и обеспечивает в течение трех суток быт, отдых, питание и медобслуживание расчета из восьми человек.

По армейским меркам внутри кунга достаточно комфортно – помещения для личного состава напоминают купе пассажирского поезда. Четыре спальных места для поочередного отдыха расчета и небольшая кухня. Но зачем машине такой большой экипаж?

Все станет ясно, если просто перечислить функции, которые призваны выполнить МИОМ и ее расчет. Во-первых, с помощью машины проводится проверка габаритной проходимости местности. Для этого на кузове расположены так называемые имитаторы габаритов. В походном положении они сложены, но по команде бойцы расчета разворачивают эти конструкции под углом 90°, искусственно увеличивая габариты МИОМ по ширине и высоте.

Если имитаторы натыкаются на препятствия (например, в виде толстых веток деревьев), значит, ракетный тягач тут не пройдет и необходимо принять меры для расширения прохода. Солдаты работают в такелажных поясах и со страховкой: высота машины даже без имитаторов габаритов составляет 3,9 м. Во-вторых, в задачу расчета входит комплекс радиационной, химической и биологической разведки местности, а также разминирование минно-взрывных заграждений. Машина оснащена соответствующей защитой и позволяет преодолевать участки зараженной местности.

В-третьих, экипажу приходится выполнять задачи маскировки (средства маскировки пока проходят испытания). Для этого МИОМ и оборудована грузовым кузовом, где складируются металлические контейнеры. Всего за пять минут с помощью компрессора, приводимого дизельной силовой установкой, содержимое контейнеров превращается в надувные макеты, по виду и габаритам идентичные ракетным тягачам. «Ложный дивизион» призван ввести в заблуждение наблюдающего с высоты противника.

Еще одно маскировочное приспособление – закрепленное на кормовой части машины грейдерное устройство. Оно не только помогает справиться со снежными завалами, но и… аккуратно заметает следы только что прошедших по заснеженной или грунтовой дороге ракетных тягачей.

А что же пенетрометр? Нет, теперь его больше не приходится таскать на себе. Оценка несущей способности грунтов проводится с помощью небольшого шкафа, закрепленного прямо на носу машины. В шкафу – гидравлический привод и манометр. Боец расчета привинчивает к штоку привода длинную штангу с небольшой круглой площадкой на конце и упирает ее в землю. Теперь достаточно лишь запустить привод, который начнет медленно вдавливать штангу в землю, и смотреть на приборы.


Пионер стратегического назначения

На фото хорошо видна трехсекционная компоновка инженерной машины. Самая высокая часть – центральный жилой отсек. На скате крыши и на борту кунга можно разглядеть сложенные имитаторы габарита.

Пионер стратегического назначения

Машина инженерного обеспечения и маскировки 15М69
Агрегат разработан и производится ЦКБ «Титан» (г. Волгоград).
Выполняет свои задачи в составе ПГРК «Ярс» или «Тополь-М», а также самостоятельно.
Длина: 15900 мм.
Ширина при походном положении площадок: 3300 мм.
Масса полностью снаряженного агрегата с экипажем 8 человек: не более 42 643 кг.
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Первоисточник: http://www.popmech.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 41
  1. Bongo 29 мая 2013 08:18
    Согласно принятым на себя обязательствам, наша страна гарантирует ограничение ведения боевого патрулирования ПГРК. Более того, ПГРК должны размещатся в районах базирования так, чтоб их можно было постоянно наблюдать со спутников.
    1. Кузькин Батяня 29 мая 2013 08:59
      Это в мирное время. В случае острого обострения ситуации, как в карибский кризис. Ничего не мешает уехать подальше, ведь правила созданы чтоб их нарушать ))
      Кузькин Батяня
      1. Bongo 29 мая 2013 09:30
        Мирное время как правило заканчивается внезапно.
        1. Кузькин Батяня 29 мая 2013 09:43
          Цитата: Bongo
          Мирное время как правило заканчивается внезапно.


          Ну для внезапного окончания мирного времени, все равно такое кол-во подвижных комплексов как на фотке погоду не сделают. Помимо них есть подводные лодки, шахтные установки. Ну или "Периметр" если кончено он существует. А подвижные комплексы это в случае если например потопят сша или израиль наш корабль возле сирии. Сразу обмениваться ядерными ударами не станут. А вот в этот момент Тополи уже могут уехать туда, где сша их не увидит.

          И еще, почему нельзя вместо реальных комплексов в случае чего поставить надувные? Со спутника так же будет видно.
          Кузькин Батяня
          1. Bongo 29 мая 2013 09:51
            Такая картина во всех районах базирования Тополей, можете убедится в этом, Google Earth вполне это позволяет. Шахтные установки защищены гораздо лучше, в данном же случае ПГРК искусственно лишены главного преимущества-мобильности.
            "Периметр" судя по всему уже ликвидирован.
            1. Андрей57 29 мая 2013 14:34
              "Периметр" не ликвидирован и очень даже нормально функционирует hi
              1. Bongo 29 мая 2013 15:21
                Если верить справочнику Чуприна, то уже нет.
          2. самоход 29 мая 2013 10:58
            Цитата: Кузькин Батяня
            И еще, почему нельзя вместо реальных комплексов в случае чего поставить надувные?

            да все эти договоренности - блеф. ни одно здравомыслящие правительство не позволит контролировать свои стратегические силы! уверен, много чего еще есть в загашниках...
            1. Bongo 29 мая 2013 11:05
              Для этого надо самую малость-здравомыслящие правительство smile
        2. Нитуп 29 мая 2013 11:30
          Вы пишете бред. ПГРК выходят на дежурство в темное время суток, когда над территорией их базирования нет спутников разведки. На боевом дежурстве их маскируют, накрывая маскировочной сеткой и пр. И на этой фотографии не пункты базирования ПГРК, а что-то иное.
          Нитуп
          1. Bongo 29 мая 2013 11:33
            Бред пишете вы, если не владеете информацией.
            1. Нитуп 29 мая 2013 11:40
              Я владею информацией, и, судя по всему, получше вас
              Нитуп
          2. Bongo 29 мая 2013 11:51
            Это тоже иное?
            1. Нитуп 29 мая 2013 12:10
              Да. Это тоже иное. А что, по этим снимкам определенно понятно, что там ПГРК что ли? Да даже если это места базирования, это ничего не дает. Координаты мест базирования итак известны американцам. А вот куда именно выезжают по ночам ПГРК и где они останавливаются, им неизвестно. Они обнаруживают эти точки только минимум через 8 часов. Но к этому времени обнаруженные ПГРК уже сменяют другие. Так что не владеете информацией и пишете бред как раз вы.
              Нитуп
              1. Bongo 29 мая 2013 12:12
                Доказать можете ?
                1. Нитуп 29 мая 2013 12:19
                  Конкретно про время обнаружения я прочел из открытых источников. А вот то, что нет никакой договоренности обеспечения возможности постоянного наблюдения спутниками США, это запросто: в таком случае комплексы не на накрывали бы маскировочной сеткой на боевом дежурстве и в составе комплексов не находилась бы МИОМ - машина инжен. обеспечения и МАСКИРОВКИ.
                  Нитуп
                  1. старик54 29 мая 2013 17:44
                    Цитата: Нитуп
                    и в составе комплексов не находилась бы МИОМ - машина инжен. обеспечения и МАСКИРОВКИ.

                    на этом фото скорее всего учения, т.е. тренировка, о коих по тому договору и мы и СаШАнька должны заблаговременно предупреждать друг друга, дабы не вводить в истерику ПРО "потенциального "партнёра"". А вот автомобили МИОМ, как я понимаю, нужны уже для "повышенной боевой готовности № раз", когда на соглашение скорее всего обе стороны наплюют. Ну и для реальных БД конечно тоже.
                    1. Нитуп 29 мая 2013 18:44
                      Не пойму. СНВ-2 уже в прошлом. Какие есть основания утверждать, что ПГРК не маскируют?
                      Нитуп
              2. старик54 29 мая 2013 17:34
                Цитата: Нитуп
                Да. Это тоже иное. А что, по этим снимкам определенно понятно, что там ПГРК что ли? Да даже если это места базирования, это ничего не дает. Координаты мест базирования итак известны американцам. А вот куда именно выезжают по ночам ПГРК и где они останавливаются, им неизвестно.

                Места базирования ПГРК знают не только матрасовые, но и даже жители местности, где он, основной пункт базирования, расположен. И даже не только области, но и региона в целом, кому это интересно конечно. Я вот у нас в Сибири по крайней мере 2 таких знаю, ну и чего?:)) Но вот сила то их как раз в их мобильности, а они как правило у нас близ густых хвойных лесных массивов расположены (не путать с тайгой!!). И уж там, в лесу, на хорошо замаскированной позиции, его с около 100% веротности ни какой спутник не обнаружит. Там такие леса, ООО, это Вам не ваше подмосковье! А на сколько я помню, то соглашение, то их действительно нельзя "прятать", т.е. перемещать в необнаруживаемые места (в леса). Но это совсем не значит, что с нагнетанием предвоенной обстановки в мире этого делать не станут! Вон матрасники из договора о ПРО в одностороннем порядке вышли, и ни чего, мир стоит ещё пока!:)
                1. Нитуп 29 мая 2013 18:38
                  Во-первых, того соглашения уже не существует. А во-вторых, их как раз прячут хорошенько. Доводы в подтверждение этого я привел в комментах ниже.
                  Нитуп
            2. Кузькин Батяня 29 мая 2013 12:24
              Это может быть и топливозаправщик. Из далека он просматривается как тополь. А на самом деле это цистерна, длинной как ракета тополя, на базе шасси как у тополя.
              Кузькин Батяня
              1. Нитуп 29 мая 2013 12:35
                А зачем маскировать топливозаправщик, не маскируя пусковую установку?? Да возьмите любое фото ПГРК Тополь-М или Ярс и увидите на ТПК маскировочную сетку.
                Нитуп
                1. Кузькин Батяня 29 мая 2013 14:15
                  Цитата: Нитуп
                  А зачем маскировать топливозаправщик, не маскируя пусковую установку?? Да возьмите любое фото ПГРК Тополь-М или Ярс и увидите на ТПК маскировочную сетку.


                  Я имел в виду что на фотках у бонго выше не понятно тополь это или цистерна просто на базе шасси от тополя.
                  Кузькин Батяня
                  1. Нитуп 29 мая 2013 14:19
                    да там совсем ничего не понятно. По-моему, это вообще не объекты РВСН
                    Нитуп
                    1. Bongo 29 мая 2013 15:22
                      Широта и долгота на снимках есть, неужели к конкретным объектам привезать не сможете, или всё разжевывать надо?
                    2. старик54 29 мая 2013 17:46
                      да нет, похоже очень на реальный пункт базирования, даже без привязки к местности.
    2. Нитуп 29 мая 2013 11:23
      Цитата: Bongo
      Согласно принятым на себя обязательствам, наша страна гарантирует ограничение ведения боевого патрулирования ПГРК. Более того, ПГРК должны размещатся в районах базирования так, чтоб их можно было постоянно наблюдать со спутников.

      В каком договоре эти обязательства прописаны?
      Нитуп
      1. Bongo 29 мая 2013 11:25
        Приложения к СНВ-2.
        1. Нитуп 29 мая 2013 11:46
          Какой еще СНВ-2, он утратил силу давно. Уже принят СНВ-3. И в нем нет ограничений на передвижение ПГРК. Даже этот агрегат называется МИОМ - машина инженерного обеспечения и МАСКИРОВКИ.
          Нитуп
      2. Bongo 29 мая 2013 11:49
        Тем не менее американские инспекторв свободно посещают районы базирования:

        http://nuclearno.ru/text.asp?16579

        http://topwar.ru/4711-moskva-igraet-s-vashingtonom-v-poddavki.html
        1. Нитуп 29 мая 2013 12:13
          Конечно, и наши посещают объекты в США, инспектируя выполнение договора СНВ-3. Но американцы не выходят с нашими ПГРК на боевое дежурство.
          Нитуп
          1. Bongo 29 мая 2013 12:18
            А этого никто и не утверждал.
    3. aepocmam 29 мая 2013 16:03
      В "районах базирования" можно размещать надувные макеты. Пусть наблюдают, сколько хотят. А где в это время будут находиться настоящие комплексы, не их собачье дело. Пусть сначала Бута и Ярошенко выпустят...
      aepocmam
  2. sys-1985 29 мая 2013 10:28
    А кто им мешает шарики надувные на месте базирования ставить, а самим в леса... ?
    1. Bongo 29 мая 2013 10:30
      Американские инспекторы.
      1. Кузькин Батяня 29 мая 2013 11:25
        Американские инспекторы, что там по соседству с ангарами в палатке спят? Если бы все так просто отслеживалось, то не стали бы развивать мобильные комплексы.
        Кузькин Батяня
        1. Bongo 29 мая 2013 11:31
          Найдите договор СНВ-2 и приложения к нему,если не лень, там всё по срокам проверок и нахождения инспекторов есть. Комлесы создавались в СССР, когда такого. что нас будут контролировать американцы и придумать никто не мог.
          Таже история до ликвидации была и с ЖД комлексами. Американцы очень настаивали на ликвидации последних, видимо боялись их больше.
        2. Bongo 29 мая 2013 12:40
          Само возможное присутвие в районе базирования американских инспекторовов. на мой взгляд является абсолютно необоснованной уступкой с нашей стороны.
          1. Донской 29 мая 2013 15:30
            Можешь спать спокойно. По новому договору СНВ-3 все ограничения по передвижению и району патрулирования ПГК сняты.
            1. Bongo 29 мая 2013 15:34
              Спасибо, теперь буду спать спокойно smile Но не припоминаю, чтобы мы с вами были "на Ты "
          2. старик54 29 мая 2013 17:51
            Цитата: Bongo
            Само возможное присутвие в районе базирования американских инспекторовов. на мой взгляд является абсолютно необоснованной уступкой с нашей стороны.

            возможно, но это же обоюдные действия! наши инспектора тоже за ними так же следят и тусуються в местах их развёртывания ШПУ. Хотя почему наши уступили в этом, странный конечно вопрос, вон полосатые не согласились даже обсуждать вопрос по сокращению ВМФ и МБР, где у них явный приоритет над нами даже тогда был, не говоря уж про сейчас.
    2. старик54 29 мая 2013 17:49
      Цитата: sys-1985
      А кто им мешает шарики надувные на месте базирования ставить, а самим в леса... ?

      скандал будет, международный, оно нам надо?!
  3. Дзержинец 29 мая 2013 11:21
    В комплекте оборудования не мешало бы увидеть возимую систему дистанционного минирования( на основе комплекта ПКМ)для экстренной установки минного поля из мин ПОМ-2, ПФМ-1С и ПТМ-1(3, 4),а также комплекты ручного минирования КРМ - П(Т,С и СОМ). Разумеется для угрожаемого периода и повышенной боевой готовности. Машина в РВСН необходимая и нужная, заточенная на повышение мобильности и скрытности, но не мешало бы иметь и средства контрмобильности и обороны...
    Дзержинец
  4. Dima190579 29 мая 2013 12:41
    РВСН самые мощные войска в мире.
    Dima190579
    1. malkor 29 мая 2013 21:21
      мобильные пусковые установки это очень хорошо, но я бы больше ставил на стратегические атомные подводные лодки, на их постоянное боевое дежурство
      malkor
  5. Silkway0026 4 июля 2013 20:34
    кстати , о ЖД комплексах. тему эту подняли возобновляют. так что гемора ам добавится

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня