Опытный экземпляр модернизированного Як-130М совершил первый полёт

5 774 57
Опытный экземпляр модернизированного Як-130М совершил первый полёт

Опытный экземпляр модернизированного учебно-боевого самолета с расширенными боевыми возможностями Як-130М впервые поднялся в воздух. Об этом сообщает Объединенная авиастроительная корпорация.

Модернизированный Як-130М совершил первый полет, машина под управлением экипажа в составе летчика-испытателя 1-го класса Александра Гуськова и заслуженного летчика-испытателя Андрея Воропаева поднялась с заводского аэродрома Иркутского авиазавода. В общей сложности самолет провел в воздухе 50 минут, достигнув высоты 2 тысячи метров и скорости 600 км/час. Полет прошел в штатном режиме, без каких-либо замечаний.



Як-130М разработан на базе Як-130, учебно-тренировочному самолету добавили боевые возможности, в том числе для уничтожения воздушных и наземных целей, включая тяжелые беспилотники. Внешне самолет практически не отличается от Як-130, основные изменения коснулись «начинки». Самолет получил новую РЛС, передовые бортовые системы и новый комплекс вооружений, включающий в себя ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля».



Внешне это знакомый Як-130, но по своим характеристикам – совершенно новый самолет, где учтены требования сегодняшнего дня, реальный боевой опыт и перспективы развития боевой авиации. (...) Теперь это «два в одном»: не просто учебно-тренировочный самолет, а фактически полноценный легкий истребитель, значительно превосходящий возможности предшественника.

Як-130М оснащен двухконтурным бесфорсажным турбореактивным двигателем АИ-222-25 с тягой на максимальном режиме 2500 кгс и сниженным расходом топлива.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 13:29
    Хорошо! Лишнего оружия не бывает. Целеуказание будет от своей рлс?
    1. 0
      Сегодня, 13:41
      . Як-130М оснащен двухконтурным бесфорсажным турбореактивным двигателем АИ-222-25 с тягой на максимальном режиме 2500 кгс и сниженным расходом топлива.


      Было бы неплохо сделать беспилотную версию Як-130М.Думаю со временем к этому решению прийдут.Сроки лётных испытаний модернизированного учебно-боевого самолёта Як-130М. Они продлятся до 2028 года, а первый полёт опытного образца был запланирован на июнь 2026 года.

      . Сетецентрическая интеграция — Як-130М способен получать целеуказание от наземных станций, самолётов ДРЛО и беспилотников, действуя в единой системе управления. ... Самолёт сохранил все лётные характеристики базовой версии, включая максимальную скорость 1060 км/ч, практический потолок 12 500 метров и дальность полёта 2000 км.

      Двигатель СМ-100: больше тяги, вдвое больше ресурсаВажное обновление — силовая установка. Базовый Як-130 оснащался двумя турбореактивными двигателями АИ-222-25 украинского производства. После разрыва кооперации с Украиной потребовалась замена. Разработанный Объединённой двигателестроительной корпорацией двигатель СМ-100 решает эту проблему.
      Технические характеристики СМ-100:
      Тяга: повышена на 20 процентов по сравнению с АИ-222-25 (до 2500 кгс)
      Ресурс: увеличен вдвое (до 3000 часов)
      ... Як-130М сохранил 9 точек подвески вооружения (три под каждой консолью крыла и одна под фюзеляжем) с максимальной боевой нагрузкой до 3000 кг. Однако номенклатура применяемого вооружения кардинально расширена.


      https://dzen.ru/a/ad6jigDCdy-ydUP9
      1. +9
        Сегодня, 14:00
        Делать из сложного технологически самолета беспилотник... Странная затея.
        1. -5
          Сегодня, 14:09
          Цитата: MCmaximus
          Делать из сложного технологически самолета беспилотник... Странная затея.


          Из пилотируемого самолёта сделать беспилотный самолёт с тем же функционалом.
          1. +4
            Сегодня, 16:41
            Цитата: Orange-Bigg
            Из пилотируемого самолёта сделать беспилотный самолёт

            В чем смысл?
            ЯК-130 остро необходим именно в роли незкоскоростного реактивного истребителя для охоты за беспилотниками укро-нацистов. Это все в тылу, причем в глубоком. И основная сложность распознать трудную цель, идущую по рельефу, в чем беспилотники человеку сильно уступают.

            Притом, что основная проблема с ЯК-130, что сложно увеличить производство этой крайне нужной машины, поскольку единственный завод перегружен еще и заказами на Су-30СМ и гражданский МС-21.

            А Вы предлагаете создать еще и беспилотную версию, которая дополнительно замедлит и без того мизерное производство? request
            1. -5
              Сегодня, 16:59
              . И основная сложность распознать трудную цель, идущую по рельефу, в чем беспилотники человеку сильно уступают.


              Так будет не всегда.Уже сейчас успешно ведётся селекция целей при помощи БПЛА.А если ещё оптику с 30-кратным зумом поставить плюс ИК диапазон,то вообще красота.

              . Медийно раскрученный советник Минобороны Украины Бескрестнов («Флеш»), отвечая на вопросы «хероев» о возросшей точности «Гераней» на поле боя, нехотя признал, что российские БПЛА теперь «имеют функцию подсветки целей и их распознавания. Работает нейронная сеть, которая показывает, чему ее научили. Камера может найти цель и удерживать ее в фокусе».По его словам, «анализ целей по приоритету, выбор цели и принятие автономного решения об атаке — это, бесспорно, ближайшее будущее всего сегмента ударных БПЛА. Но сейчас такие системы как у нас (читай: в инжиниринговых центрах стран НАТО), так и у противника (России) лишь проходят первые этапы боевого испытания».

              Судя по всему, ВС РФ совершенствуют системы «умного» наведения дронов, в том числе тяжелых, в прифронтовой зоне, что является разумным, поскольку проще отследить эффективность применения с тем, чтобы «сделать работу над ошибками». Между тем наш технологический рывок в области помехозащищенного целеуказания уже вызывает зубной скрежет у экспертов стран Запада.


              https://svpressa.ru/war21/article/521098/

              . В Казани разработали разведывательный беспилотник «Аватар», способный вести наблюдение на расстоянии до 40 км. Дрон самолётного типа имеет размах крыла 1,8 метра и вес менее трёх килограммов. Благодаря компактным габаритам один оператор может запустить устройство с рук без дополнительного оборудования.

              «Аватар» оснащён тремя камерами. Одна из них предназначена для навигации и управления, вторая имеет тепловизор, а третья обладает 30-кратным оптическим зумом. Это позволяет вести детальную съёмку объектов на больших расстояниях и в сложных погодных условиях.


              https://warpages.ru/v-rf-sozdali-avatar-mini-dron-obladaet-teplovizorom-i-30-kratnym-zumom.html
              1. +3
                Сегодня, 17:22
                Цитата: Orange-Bigg
                Так будет не всегда.Уже сейчас успешно ведётс

                Может быть. Прекрасном далеком будующем, что-то подобное и случится.
                Но в не самом хорошем настоящем, нацисты бомбят наши НПЗ и обычный пилотируемый Як-130 - лучшее средство борьбы с этой нечистью. Поскольку может подлететь с нужной скростью к беспилотнику и расстрелять его из бортовых пушек.

                И основная проблема с отличным самолетом Як-130 (который дополнительно еще и остро необходим в качестве учебного самолета) - наладить его производство в достаточном количестве. yes
        2. 0
          Сегодня, 16:59
          А Вы думаете С-70 шибко проще? Растрою Вас. Он будет понаваротестей. Одна аппаратура космической связи чего стоит.
      2. 0
        Сегодня, 14:46
        Они продлятся до 2028 года, а первый полёт опытного образца был запланирован на июнь 2026 года.

        Значит идут по графику.
      3. 0
        Сегодня, 16:58
        С языка снял. Сколько корячатся с С-70 охотник, уж проще взять готовый планер с двигателями и сделать его беспилотным.
        1. +1
          Сегодня, 17:34
          С-70 он малозаметный,со стелс технологией в отличии от Як-130М.И в этом его преимущество. Это уже не сырой проект.Так что тут дело не в замене С-70М1 на Як-130М,а во всеобщем тренде на беспилотную авиацию под управлением ИИ, нейросетей.Не за горами время когда вся авиация станет беспилотной и скорее всего разделится эта беспилотная авиация на два варианта управления БПЛА.Первый полностью автономный вариант БПЛА с ИИ,продвинутой нейросетью,ну то есть выполнения выдаваемого ему задания без участия человека.Грузится ПО с вводной,заданием в БПЛА на уничтожение тех или иных целей. Сам ищет цель по тому или иному заданию,сам её находит,проводит селекцию,определяет приоритет той или иной цели, фиксируется на выбранной цели и атакует её в зависимости от того является БПЛА одноразовым камикадзе или многоразовым с подвесным БК.Второй путь это пилотирование БПЛА/истребителя человеком по средством защищённой продвинутой связи с любого расстояния,находясь в удаленном пункте управления.Это может быть и широкополосная спутниковая связь и целая разветвленная сеть БПЛА-ретрансляторов, Mesh-сети плюс Wi-Fi нового поколения.Но управляет человек тем или иным способом.
  2. +1
    Сегодня, 13:32
    Сбивать дроны самолетного типа это хорошо, но лучше всего их сбивать по моему мнению с небольших и дешевых "мухобоек" типа ЯК -52. Не так давно попалось видео с укро ресурса, если не ИИ сделано, то очень наглядно показано, самолет типа Cessna летит за нашими "гераньками" и чел лупит по ним с дробовика, но что то много он их сбил за три минуты видео, может и фейк.
    1. -3
      Сегодня, 13:57
      Як-130М мог бы стать носителем принятой на вооружение дальнобойной ракеты КС-172С-1.

      . Ракета КС-172 официально принята на вооружение и начато её серийное производство. Первым самолётом, где интегрировано это инновационное авиационное оружие, стал МиГ-31.


      https://cont.ws/@adskyisatana/3046666

      . КС-172 до сих пор официально не принята на вооружение ВКС России, но лётные испытания прототипов подтверждают работоспособность ключевых систем ракеты. Экспортный вариант КС-172С-1, представленный на международных выставках, имеет несколько сниженную дальность — до 300 километров — в соответствии с ограничениями режима контроля за распространением ракетных технологий.


      https://dzen.ru/a/ahvvvbEOOCWoU5ML
      1. +4
        Сегодня, 14:12
        Цитата: Orange-Bigg
        Як-130М мог бы стать носителем принятой на вооружение дальнобойной ракеты КС-172С-1.

        Тогда и "Кинжал" в хотелки добавьте , чего мелочиться...
        wassat
        1. +1
          Сегодня, 14:22
          Як-130М несёт до 3 тонн БК.Кинжал весит 4 тонны,к тому же для его разгона и последующего запуска нужен именно скоростной ,тяжёлый Миг-31К.Так что никак не получится.А вот КС-172С-1 не такая тяжёлая ракета(в открытых источниках утверждается что 700 кг — стартовая масса ракеты КС-172С-1), Як-130М вполне сможет применять её по внешнему целеуказанию. Дешево и сердито.Як-130М способен получать целеуказание от наземных станций, самолётов ДРЛО и беспилотников, действуя в единой системе управления.
          1. +3
            Сегодня, 14:53
            КС-172 это ракета "воздух-воздух" большой дальности. Радар Як-130 на такую дальность не работает, а по внешнему наведению можно и С-400 с земли пустить. Ну в общем, овчинка выделки явно не стоит, чтоб реально ее применять с Яка, нужно поближе к ЛБС летать, а это совсем другие характеристики нужно. У нас есть кому дорогие-штучные КС-172 запускать, у нас нет массовых запускателей дешевых ракет.
        2. +3
          Сегодня, 14:46
          Ну, "бандероли" (масса порядка 250 кг) он вполне мог бы пулять, там многое не требуется. Недорогому массовому самолету - недорогие массовые крылатые ракеты.
      2. +2
        Сегодня, 15:57
        Цитата: Orange-Bigg
        Як-130М мог бы стать носителем принятой на вооружение дальнобойной ракеты КС-172С-1

        Он может стать и носителем ЛМУР для работы по наземным целям.
        Правда, ПВО противника никто не отменял
        1. -1
          Сегодня, 16:06
          Цитата: Mister X
          Цитата: Orange-Bigg
          Як-130М мог бы стать носителем принятой на вооружение дальнобойной ракеты КС-172С-1

          Он может стать и носителем ЛМУР для работы по наземным целям.
          Правда, ПВО противника никто не отменял


          Так он может нести полноценные ПРЛР Х-31ПМ,Х-58УШК,у него на подвесе может быть 3 тонны ракет/бомб и применять их по внешнему целеуказанию.Допустим тот же Су-57 может выдавать целеуказание на установки ПВО,а Як-130М будет по ним работать,осуществляя запуск ракет.Су-57 будет оставаться в тени,чуть позади,не подставляясь.Та же история и с применением КР Х-69 или ПКР Х-35УМ.
          1. 0
            Сегодня, 20:12
            Цитата: Orange-Bigg
            Так он может нести полноценные

            Спасибо, я изучал вопрос )
            Но про 305 редко пишут.
            Тут тоже, решил дополнить список хотелок )
    2. +1
      Сегодня, 14:23
      А ежели по околозвуковым целям нужно, по типу Таурусов?
      Здесь Цессны не помогут...
    3. +2
      Сегодня, 14:50
      Не так давно попалось видео с укро ресурса, если не ИИ сделано, то очень наглядно показано, самолет типа Cessna летит за нашими "гераньками"

      Нет, не годится . Герань 3 уже 700 км/ч скорость , як 52 не догонит.
      Як 130 самое оно.
      1. +3
        Сегодня, 15:05
        Да, по предварительным данным скорость сваливания на нем уменьшили до 150 км/ч, так что и быстрые, и медленные БПЛА удобно будет бить.
        1. 0
          Сегодня, 21:36
          Да, по предварительным данным скорость сваливания на нем уменьшили до 150 км/ч

          Скорость сваливания не уменьшают по желанию, она зависит от несущей способности крыла, а переделать крыло непросто.
    4. 0
      Сегодня, 21:33
      Не знаю почему, но Герани довольно часто пускают группами по одному маршруту. Возможно, так проще программировать полет.
  3. +3
    Сегодня, 13:32
    Хорошо что модернизировали, но подавать его как новый, как то я сказал бы- не прилично. Этот самолет давно в производстве и обкатан.
    1. +3
      Сегодня, 14:00
      Его сильно модернизировали, по оборудованию - больше чем на половину и даже механизацию крыла меняли.
    2. 0
      Сегодня, 14:01
      Ну, сделай самолет. Что проще-то? Надо хотя бы понимать объем одной конструкторской документации.
    3. +1
      Сегодня, 14:26
      Как новый он и не представлен.
      А если говорить о замене двигателей и авионики.... Да минимум наполовину новый!
      Даже у разных поколений автомобилей чаще всего только название и силуэт похожи..... (Кроме ВАЗов :) )
  4. +4
    Сегодня, 13:33
    И куда он теперь? В авиацию ПВО? Или в учебные центры? Или на экспорт?
    1. +1
      Сегодня, 13:38
      Да он везде нужен, главное чтобы их производство (в Иркутске?) ничему не важному мешало. И чтобы финансирование было, наш олигархат щедростью не отличается.
      1. +3
        Сегодня, 13:42
        У нас и государство не бедное....у него прибыль с каждого бизнеса выше, чем у самого бизнеса.
      2. +1
        Сегодня, 14:06
        Нужен - это одно, нам много что нужно, а вот кто закажет - это уже другое
    2. +1
      Сегодня, 14:27
      Экспорт, видимо, итальянцы держат.
      Со своим аналогом
  5. 0
    Сегодня, 13:35
    Пулемёт надо вкрячить было - с БПЛА бороться.
    1. +5
      Сегодня, 13:40
      У него съемная ГШ-2-23
      Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
      1. +1
        Сегодня, 14:09
        Цитата: Zaurbek
        У него съемная ГШ-2-23.

        Надо другую авиапушку, не слишком скорострельная, да и немного калибр уменьшить.
        А та пушка, как ГШ-2-23 - слишком скорострельная и прожорливая, да и боезапас не так уж большой.
        1. +1
          Сегодня, 14:42
          По требованию зарубежных заказчиков сейчас на Як-130М можно подвесить до четырех контейнеров с такими пушками и большим б/к. Штурмовик против легкопехотных повстанцев на джипах.
  6. +9
    Сегодня, 13:56
    Очень ждали. Як-130 (без М) все эти годы возил болванку в носу вместо радара.
    Теперь все штатно (правда, пришлось все кабели менять на более легкие). Заодно модернизировали и механизацию крыла для снижения посадочной скорости.
    Реально много сделали для обновления машины, даже не считая интеграции обвеса.
  7. +1
    Сегодня, 13:58
    Истребитель дронов. Отличный вариант. На подвеске 2 или 4 Х 12,7 мм в контейнерном исполнении и 4 или 6 Х РМД. Летчик пилотирует, оператор стреляет. Нужная вещь. Единственное, более миллиарда за борт. Се ля ви.
    1. +1
      Сегодня, 14:13
      для противодрон задач истребители нужно оснащать УР на базе НАР с расположением УР в блоках НАР. У этого аппарата можно использовать 4 узла+под фюзелом о/э контейнер. 4 узл - это 4 блока на 7 или 20 ракет+пара УР Р73/74. Нам нужны УР типа AGR-20F. Нужны и о/э контейнеры типа Снайпера или Лайтнинг-5. НУжны подвесные лёгкие контейнеры для пулемёта 7,62мм (ПКТМ или ГШГ) и для 12,7мм (КОРД или ЯКБ обновлённый) - для вертушек и легк самолётов.
      1. +2
        Сегодня, 14:38
        С-8Л всё по выставкам Калашников возит, а про серию не слышно. А это мог быть наш вариант системы APKWS, которая активнейшим образом уже работает по нашим и иранским дронам.
    2. 0
      Сегодня, 15:56
      БПЛА "Охотник" тоже стоит примерно миллиард, а СУ-35 в 2-2.5 раза больше. Так что цена в миллиард вполне нормальная.
  8. -2
    Сегодня, 13:59
    Не понятно,что такое "тяжёлые беспилотники",но сбивать с его помощью БПЛА самолётного типа -идея так себе...
    1. +3
      Сегодня, 14:41
      Вертолеты Ка-52 за один рейс больше десятка бьют. Як-130М обладает втрое большей максимальной скоростью, а значит может защищать бОльшую площадь, перехватчики можно быстро собрать на направлении удара пока медленные жужжалки к нам летят (но нужна разведка, да).
      1. +2
        Сегодня, 15:06
        Железная логика,а миг-31вообще один со всеми справится.
    2. 0
      Сегодня, 14:54
      но сбивать с его помощью БПЛА самолётного типа -идея так себе...

      Это почему? Не объясните?
      1. -1
        Сегодня, 15:04
        Потому,что его скорость как минимум в два раза выше скорости БПЛА,что делает применение пушечного вооружения проблематичным.
  9. +1
    Сегодня, 14:02
    Писали ,он же в 24 году разработан и испытан. была еще куча фоток с оружием...
  10. 0
    Сегодня, 14:22
    есть ли какие сведения о боевом применении ЯК-130?
    1. +1
      Сегодня, 14:39
      Да, партизан на нем вполне нурсами обстреливали во Мьянме.
  11. +7
    Сегодня, 17:06
    А испытывать три года собираются? Еще столько же на начало серийного производства. Вспомните ВОВ, сколько там времени было от чертежа до массового производства? Месяцев 3-6. И никаких компьютеров и интернета.
  12. +1
    Сегодня, 17:18
    Приятный самолётик. Быстрее в войска!
  13. 0
    Сегодня, 18:51
    Как бы не года два как об этом говорили. Долго - долго!!! Во время отечественной авиационные КБ и заводы работали пошустрей.
  14. +1
    Сегодня, 19:24
    С этим изделием или его составляющими что-то явно не в порядке. Ощущение такое, что Су-75 появится раньше.
    Похоже на умышленное торможение проекта, решили вообще ничего не делать с ним и периодически новости бестолковые подбрасывают.
  15. -1
    Сегодня, 19:41
    Это то, што врач против дронов предписал.
  16. 0
    Сегодня, 20:56
    Т.е. самого основного изменения - 100-го движка не и не будет. Как он будет бомбы с ракетами таскать на слабых двигателях, предназначенных таскать только ученика с его преподавателем?!